Сцена бала в рассказе после бала

Урок литературы художественное своеобразие рассказа л.н. толстого после бала 8 класс цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль

Урок литературы

«Художественное своеобразие рассказа Л.Н.
Толстого «После бала»

8 класс

Цели урока: отметить
художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа
повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет
самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл
рассказа.

Ход урока:

Вступительное слово учителя об
истории создании рассказа и его основе.

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После
бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву
 первой фигурой в русской литературе.

Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году
художником  Николаем Ге

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все
вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы,
которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда,
понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и
величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко
освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение
ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно
сочетающейся с суровостью проповедника»

На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой  создал ряд произведений,
среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а
опубликован уже  после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой рассказа стало действительное событие,
произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью
воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и
 ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к  этой девушке
угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое
утро увидел, как её отец  ее распоряжался прогнанием сквозь  строй
бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву
Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался
им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя.  В
нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника.  Давайте рассмотрим
художественное своеобразие этого произведения.

Композиция (работа с термином) . 
Составные части композиции.

 Что необычного вы
заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование? 

(Повествование ведётся от лица
рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то,
что произошло после бала.)

— На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

— Какие две сцены противопоставлены?

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой использует
приём «рассказ в рассказе»

Работа с текстом рассказа. Сцена бала.

Обратимся к тексту рассказа.

Читается описание бала.
— Какой танец описан автором более подробно?
— Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка
звучит в ушах рассказчика и после бала. 

— Какую из двух частей вы
считаете главной, несущей основное содержание произведения? 

— А зачем писателю понадобилась
первая часть?

— Как называется такой
прием? 

(Антитеза – противопоставление. В
рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и
экзекуция). Экзекуция — порядок приведения в исполнение телесн. наказания или
смертн. казни.

— Какие образы, ситуации
противопоставляются писателем? 

 (Бал у губернского
предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала =
солдаты, Варенька = наказываемый). 

Весь рассказ построен на 
контрастах — описание событий бала и после, психологическое состояние
героев. 

                                                 
 

ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ    ПОСЛЕ
БАЛА

Бал чудесный, зала прекрасная,
буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит
беспрерывно.    В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое,
мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

-Для чего здесь используется этот
прием? 

— Что помог передать
контраст? 

III. Беседа о главных героях. Кто
главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. 

– Каким вы его себе
представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич
чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для
характеристики бала? 

(Бал чудесный, зала прекрасная,
музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 

– Почему герою все на балу
видится в таких радужных 

красках?
(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует
Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой
цвет доминирует?
Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может
символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта,
идеал).

Сцена после бала (работа
с текстом)

– А теперь давайте сразу же
посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 

– Герой еще не видит всей
картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? 

– Черные люди – что это за люди?
Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

– Что они ему несут?
– Какие еще 
цвета присутствуют
в эпизоде? 

– Снова появляется белый цвет,
но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано
за этими словами? 

– На фоне черных людей этот белый
оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную
атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. 

— За что полковник Б. бил солдата
по лицу? 

– Эту деталь 
одежды мы
уже видели? При каких обстоятельствах?

Толстой использует прием
зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же
румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все
по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал
солдата по лицу?

Какую сторону военной жизни
увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

– Почему же, увидев это, герой
передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти
законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного
зрелища испытывал стыд). 

– Но что-то еще открылось герою в
это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников
говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван
Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает
понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит.
Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому
испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? 

(Божеский).
– В какой день разворачиваются
все события? 

(Прощеное воскресенье – Чистый
понедельник).

– Что за праздник Прощеное
воскресенье? 

(Надо всех простить, надо
покаяться).

– Почему понедельник называют
Чистым? 

(Человек очистился и начался пост
– воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего
Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И
только два человека услышали эти мольбы. Кто они? 

– Как вы думаете, к чему
призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается
герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

– Но мог ли полковник при этом
поступить иначе?

–Какие основные мотивы
присутствуют в рассказе? 

(Мотивы неприятия социальной
справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет
изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев.
Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в
языковых средствах, в описаниях.


 Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После
бала»? (человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких и дальних
своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё,
что совершается в мире)

Что вас сегодня больше всего
заинтересовало на уроке?

Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия
для вас?

Значение рассказа  «После
бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с
солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы
видим, широкие гуманистические проблемы. 

Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в
происходящее? Подтвердите это текстом. 
( Он был настолько ошеломлен
увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич, посчитавший
Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича
после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного.
Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния
общественному злу.)

Итог урока.

— А сейчас, заканчивая
урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника
изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю
ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по
Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных
художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы
видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной
жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость,
честь, достоинство?

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к уроку «Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

    Описание слайда:

    Рассказ Л.Н. Толстого
    «После бала»

  • 2 слайд

    Художественное своеобразие рассказа

    Описание слайда:

    Художественное своеобразие рассказа

  • 3 слайд

    Литературные терминыИстория создания рассказаСцена балаСОДЕРЖАНИЕ:Утро после

    Описание слайда:

    Литературные термины
    История создания рассказа
    Сцена бала
    СОДЕРЖАНИЕ:
    Утро после бала
    Поведение Ивана Васильевича
    Антитеза – основной прием

  • 4 слайд

    Словарь литературных терминовОбрамление – рассказ в рассказе Антитеза – контр

    Описание слайда:

    Словарь литературных терминов
    Обрамление – рассказ в рассказе
    Антитеза – контраст, противопоставление
    Рассказчик – повествователь
    Рассказ – малое прозаическое произведение с одной сюжетной линией, одним главным героем

  • 5 слайд

    История создания рассказа В основу рассказа легла история, которая произошла

    Описание слайда:

    История создания рассказа
    В основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя — Сергеем Николаевичем, который был влюблен в дочь военного начальника Л.П. Корейша. После увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки чувства охладели и он отказался от женитьбы.

  • 6 слайд

    Варианты названий рассказа «Дочь и отец» «Рассказ о бале и сквозь строй» «А

    Описание слайда:

    Варианты названий рассказа

    «Дочь и отец»
    «Рассказ о бале и сквозь строй»
    «А вы говорите…»
    «После бала»

  • 7 слайд

    Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писа

    Описание слайда:

    Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19 века , время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
    Николай 1,
    прозванный в народе
    «палкиным»

  • 8 слайд

    Перекличка эпох в рассказе «После бала»40-е годы 19 в. – время Николая 1 (с

    Описание слайда:

    Перекличка эпох в рассказе
    «После бала»
    40-е годы 19 в. – время
    Николая 1
    (события, изображенные
    в рассказе)
    1900-е годы, время Николая 2
    (современная автору эпоха)

  • 9 слайд

    Сцена блистательного бала

    Описание слайда:

    Сцена блистательного бала

  • 10 слайд

    Экзекуция после бала

    Описание слайда:

    Экзекуция после бала

  • 11 слайд

    Поведение Ивана Васильевича во время бала5. От счастья не мог заснуть 4. Обни

    Описание слайда:

    Поведение Ивана Васильевича во время бала
    5. От счастья не мог заснуть
    4. Обнимал весь мир своей любовью
    3. Я был не я, а какое-то неземное существо
    2. Варенька затмила всех, герой любуется ей
    1. Бал: музыка, танцы. Пьян любовью

  • 12 слайд

    Поведение Ивана Васильевича после балаЗвуки флейты и барабана. Нехорошая музы

    Описание слайда:

    Поведение Ивана Васильевича после бала
    Звуки флейты и барабана.
    Нехорошая музыка.

    2. Экзекуция. Рядом полковник.
    3. Полковник бьет по лицу солдата. Герою стыдно.

    4. Не мог заснуть от увиденного.

  • 13 слайд

    Контраст – основной художественный приёмВ композиции рассказаВ систем

    Описание слайда:

    Контраст – основной художественный приём
    В композиции
    рассказа
    В системе
    образов
    В языковых
    средствах
    В описаниях

  • 14 слайд

    В рассказе выделяются следующие основные части:Рассказ, таким образом, заключ

    Описание слайда:

    В рассказе выделяются следующие основные части:
    Рассказ, таким образом, заключён в «раму». Этот композиционный приём называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
    вступление
    на балу
    после бала
    заключение

  • 15 слайд

    Значение рассказаЕсли мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше н

    Описание слайда:

    Значение рассказа
    Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
    Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой)

  • 16 слайд

    АвторДеревнина Н.В.МБОУ СОШ № 6 г. Воткинск

    Описание слайда:

    Автор
    Деревнина Н.В.
    МБОУ СОШ № 6
    г. Воткинск

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация к разработанному кроку «Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Тлолстого «После бала»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
После бала

Похожие материалы

  • Презентация «Не жалейте сердца…» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

  • Разработка урока «Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»»

  • Презентация к рассказу К.Паустовского «Снег» (8 класс)

  • Презентация по литературе «Многим в жизни я обязан книге»

  • Урок внеклассного чтения. Урок-встреча по рассказу К. Паустовского «Снег»

  • Конспект урока по теме «В деревне», 5 класс

  • «Пастернаковский след на земле романовской»

  • Н.В. Гоголь комедия «Ревизор» конспект

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454511 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

25.12.2019

Искусство и развлечения 29 апреля 2015

Толстой Л. Н. – величайшая фигура в русской и мировой классической литературе. Его творчество многопланово, но есть одна общая черта, объединяющая практически все его произведения. Это мера нравственной ответственности человека за все поступки, которые он совершает в своей жизни.

История создания

Произведение «После бала» Толстой написал не случайно. Когда-то его брат полюбил дочь казанского военачальника и даже хотел на ней жениться. Но однажды он стал свидетелем того, как происходило наказание солдата, и руководил им, к ужасу Сергея Николаевича, именно отец его возлюбленной. Потрясение было настолько сильным, что ни о какой свадьбе уже не могло быть и речи.

Запомнилась эта история и Льву Николаевичу. А спустя несколько десятилетий, будучи уже признанным писателем, он создал на ее основе художественное произведение о царящих в российской армии порядках. При этом автор трижды менял заголовок: «Дочь и отец», «А вы говорите» и, наконец, выбрал тот вариант, под которым оно вошло в литературу.

Попробуем разобраться, почему рассказ называется «После бала».

Сочинение: Почему Лев Толстой назвал рассказ «После бала»?

Композиция и художественные приемы

Произведение строится по принципу «рассказ в рассказе», что придает повествованию больше достоверности. Иван Васильевич, герой-повествователь, пытается объяснить своим собеседникам, что если не все, то многое в жизни зависит от случая.

И вспоминает о том, как одна-единственная ночь изменила его судьбу: он порвал отношения с девушкой, в которую был влюблен, и навсегда отказался от мысли стать военным. Это и есть ключ к пониманию того, почему рассказ называется «После бала».

Композиционно монолог Ивана Васильевича делится на две контрастных части: описание бала и того, что произошло ранним утром после его окончания. Их объединяют общие герои: молодой Иван Васильевич и уже пожилой полковник Б., отец Вареньки.

Сочинение: Почему Лев Толстой назвал рассказ «После бала»?

Краткое содержание рассказа «После бала»

Толстой подробно описывает все, что происходит на балу в доме губернатора. Герой влюблен, поэтому все вокруг кажется ему замечательным: и гости, и звучащая музыка, и любимая Варенька, и ее седовласый, но еще бодрый и полный сил отец, полковник. Происходящее кружит ему голову и наполняет душу безмерным счастьем.

Кульминацией бала становится танец, который полковник исполняет в паре со своей дочерью. Ивана Васильевича больше всего умиляют сапоги старика: старомодные, опойковые, с квадратными носками. Такие давно уже никто не носил, из чего герой делает вывод, что он живет только ради дочери.

Но Толстой, вероятно, хотел подчеркнуть еще одну деталь: приверженность полковника к старым правилам и устоям.

Это в определенной мере объяснит, как один и тот же человек мог быть (не играть роль, а именно быть!) любящим отцом, а спустя несколько часов руководить жестоким избиением провинившегося солдата.

Сочинение: Почему Лев Толстой назвал рассказ «После бала»?

Но вернемся к сюжету. Иван Васильевич, охваченный чувством восторга, не мог усидеть дома после возвращения с бала. Он отправился на улицу, где стал очевидцем страшной картины. Именно она объяснит, почему рассказ называется «После бала».

Сначала герой услышал странные звуки, затем увидел впереди что-то черное. Оказалось, ранним утром происходило наказание беглого солдата.

Его вели вдоль строя, и с каждым шагом на его изуродованную спину с двух сторон обрушивались палки. А руководил этим процессом, к великому ужасу молодого человека, отец его возлюбленной.

В какой-то момент взгляд полковника остановился на Иване Васильевиче, но он тут же поспешил отвернуться, словно чего-то застыдился.

Почему рассказ называется «После бала»

А Иван Васильевич больше не мог видеться с Варенькой. Теперь между ними стояла непреодолимая преграда – полковник и наказываемый им татарин. Рассказчик пытался понять его поступок, но главная мысль, к которой он пришел в результате, определила его дальнейшую жизнь.

«Пусть я не смогу изменить мир и уничтожить существующее в нем зло, но только я могу решить для себя, участвовать мне или нет в этом зле», — так можно определить итог его размышлений. Так история после бала определила несколько важных для русского общества проблем.

В чем разрушающая сила существующего в России режима? Что заставляет одного человека идти на уничтожение другого? Какова доля нравственной ответственности людей за совершенные ими поступки?

Сочинение: Почему Лев Толстой назвал рассказ «После бала»?

Значение рассказа

Написанное в 1903 году, незадолго до войны с Японией, произведение показало недостатки государственного устройства страны, при котором казенщина и строгий реакционный режим, царящие не только в армии, но и в других сферах жизни, одерживают верх над нравственными законами. И тогда отходят на второй план гуманность и чувство ответственности за собственные поступки. Однако человек вправе сам решать, какой должна быть его судьба, и доказывает это главная тема «После бала».

Источник: fb.ru

Источник:

Почему рассказ называется после бала?

Сочинение: Почему Лев Толстой назвал рассказ «После бала»?

Книга Льва Толстого «После бала» это произведение, которое может шокировать. В нем идется про то, как однажды человек полностью пересмотрел свой взгляд на жизнь.
Композиция книги довольно проста: рассказ разделен на 2 части, которые противопоставляются друг другу. И тот и другой эпизоды, формирующие рассказ, позаимствованы из жизни некого генерала Б., с которым рассказчик познакомился из-за любви к его дочке.
Варенька Б. – милое создание, симпатичная девушка, в которую сильно влюбился молодой Иван Васильевич. На балу посвященному концу масленицы Иван танцует с Варенькой и испытывает великое счастье.

Конкретно здесь он первый раз встречается с полковником Б. Из-за своего отличного настроения, а также своей любви к Вареньке рассказчик очаровывается и ее папой. И вправду, как можно было не симпатизировать этому «седому стройному старику»?

Кульминация вечера – это танец генерала с Варенькой. Взгляд генерала Б. был переполнен нежностью, любовью и гордостью за красавицу дочку. Гости восхищались этой красивой парой, радовались, а также пронимались их взаимопониманием, любви папы к дочке.

Во второй части книги, читателю рассказывается об утре следующего дня. Оно резко отличается от первого эпизода – проходивший Иван Васильевич стал свидетелем того как наказывали беглого татарина.

Он наблюдает за тем, как на плацу выстраиваются солдаты. Вдоль этого строя проводят раздетого по пояс человека. Каждый солдат должен ударить его по спине со всей дури.

За выполнением этого процесса строго следит тот самый генерал Б.!

Положительный образ этого героя из первой части резко меняется на страшный и ужасный его портрет во второй. Он, не моргнув глазом, следил за истязательством живого человека (автор повествует о том, что спина беглеца стала куском мокрого окровавленного мяса) и вдобавок наказывал тех солдат, которые жалели татарина и смягчали удар.

Стоит отметить и то, что это наказание производилось в первый день Православного поста, когда очень строго необходимо следить за тем, чтобы все помыслы и поступки были чисты. Однако отец Вареньки не думал про это. У него был приказ, и он с большой отдачей его выполнял.

Полковник, мучая человека, был аналогичен машине, которая просто выполняла свою установленную программу. Но куда делись его собственные помыслы, личная позиция? Все же по первому эпизоду автор показал, что герой может испытывать добрые чувства. По этой причине эпизод этого героя с утра стал еще более ужасным.

Человек подавляется, не применяет своих искренних добрых эмоций, прячется в свой военный мундир, прикрывается чужими приказами.

Сочинение: Почему Лев Толстой назвал рассказ «После бала»?

Иван Васильевич, в отличие от отца совей возлюбленной, прислушался к своей душе. Именно поэтому он принял достаточно ответственное решение — никогда и никому не служить. Иван Васильевич просто не мог разрешить кому-то разрушать его, заставляя делать то, чего он не желает.

Следовательно, мы можем наблюдать, что заключительная часть книги, которая описывает происшествия после бала, в корне поменяла всю жизнь Ивана.

1-ое утро Православного Великого поста вынудило этого молодого, длительное время проживавшего в «розовых очках» человека задуматься про важные вещи – ответственность, смысл жизни и нравственность.

Можно утверждать, что это утро вынудило рассказчика стать взрослее и через другую призму взглянуть на свою жизнь и происходящее в мире. Собственно по этой причине название рассказа Льва Николаевича Толстого звучит как – «После бала», а не «Бал».

Источник:

Сочинение на тему: Почему рассказ называется “После бала” в рассказе После бала, Толстой

Почему рассказ называется “После бала”

Как известно, рассказ Л. Н. Толстого “После бала” был основан на реальных событиях. В нем писатель рассказал об одной истории, произошедшей с его старшим братом в студенческие годы. Проживая в Казани, Сергей Николаевич был влюблен в дочь местного военачальника и усердно ухаживал за ней, даже собирался жениться, если бы не одно обстоятельство.

Так и главный герой рассказа, Иван Васильевич, был влюблен в дочь Полковника Б., Вареньку и тщательно за ней ухаживал.

Однажды он был приглашен на губернский бал, на котором все время танцевал только с ней. Там присутствовал и отец девушки, который выглядел очень солидно и статно для своего возраста. Студент вернулся домой под утро уставший, но счастливый.

Не сумев заснуть, он решил прогуляться по городу. Там он увидел ужасную картину. У дома его возлюбленной вели беглого солдата и жестоко избивали.

Командовал всем этим действом тот самый полковник. После этого его чувства к девушке улетучились, и он отказался от намерения жениться.

Первоначально рассказ назывался “Дочь

и отец”, затем “А вы говорите”. Но в итоге писатель дал рассказу новое название – “После бала”. Оно как нельзя лучше подходило для этой истории, так как именно события, произошедшие после бала, предопределили судьбу молодого юноши. Примечательно то, что рассказ начинается с размышлений о том, что нужно человеку для личностного совершенствования.

Многие считают, что для этого нужно изменить среду, а рассказчик уверен, что все решает случай.

После того злополучного утра он не только отказался от чувства любви, но и от воинской обязанности. Он долго думал, правильно ли то, что он видел у дома любимой Вареньки? Могли ли люди быть такими двойственными?

На балу полковник вел себя как благовоспитанный человек и любящий отец, а на службе проявлял себя жестоким и бессердечным человеком.

На мой взгляд, рассказ “После бала” затрагивает не только нравственные и общечеловеческие вопросы, но и армейские проблемы, существовавшие на тот момент. Л. Н. Толстой написал свой рассказ в 1903 году, незадолго до смерти. Повествуя о событиях 40-х годов XIX века, он как бы проводил параллель между двумя эпохами.

Сочинение на тему: Почему рассказ называется “После бала” в рассказе После бала, Толстой

Почему рассказ называется “После бала”

Как известно, рассказ Л. Н. Толстого “После бала” был основан на реальных событиях. В нем писатель рассказал об одной истории, произошедшей с его старшим братом в студенческие годы. Проживая в Казани, Сергей Николаевич был влюблен в дочь местного военачальника и усердно ухаживал за ней, даже собирался жениться, если бы не одно обстоятельство.

Так и главный герой рассказа, Иван Васильевич, был влюблен в дочь Полковника Б., Вареньку и тщательно за ней ухаживал.

Однажды он был приглашен

на губернский бал, на котором все время танцевал только с ней. Там присутствовал и отец девушки, который выглядел очень солидно и статно для своего возраста. Студент вернулся домой под утро уставший, но счастливый.

Не сумев заснуть, он решил прогуляться по городу. Там он увидел ужасную картину. У дома его возлюбленной вели беглого солдата и жестоко избивали.

Командовал всем этим действом тот самый полковник. После этого его чувства к девушке улетучились, и он отказался от намерения жениться.

Первоначально рассказ назывался “Дочь и отец”, затем “А вы говорите”. Но в итоге писатель дал рассказу новое название – “После бала”. Оно как нельзя лучше подходило для этой истории, так как именно события, произошедшие после бала, предопределили судьбу молодого юноши. Примечательно то, что рассказ начинается с размышлений о том, что нужно человеку для личностного совершенствования.

Многие считают, что для этого нужно изменить среду, а рассказчик уверен, что все решает случай.

После того злополучного утра он не только отказался от чувства любви, но и от воинской обязанности. Он долго думал, правильно ли то, что он видел у дома любимой Вареньки? Могли ли люди быть такими двойственными?

На балу полковник вел себя как благовоспитанный человек и любящий отец, а на службе проявлял себя жестоким и бессердечным человеком.

На мой взгляд, рассказ “После бала” затрагивает не только нравственные и общечеловеческие вопросы, но и армейские проблемы, существовавшие на тот момент. Л. Н. Толстой написал свой рассказ в 1903 году, незадолго до смерти. Повествуя о событиях 40-х годов XIX века, он как бы проводил параллель между двумя эпохами.

(3 votes, average: 5.00

Почему рассказ Л. Н. Толстого назван «После бала» – сочинение по “После бала” Толстой Л. Н

В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться.

Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала».

Интересно, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом — «А вы говорите» и, наконец, — «После бала». Скорее всего Толстой остановился именно на этом названии, т. к.

события после бала — и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом.

Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала».

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части.

В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки.

После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» — позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русскояпонской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией.

Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.

Хотя мы видим, что действие рассказа разворачивается в 40е годы XIX века, в николаевскую эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи. Но «армейская» проблема не основная в рассказе, главный акцент сделан на вопросах нравственных.

Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека — общественные условия или случай, и что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.

Лев Толстой, После бала. Почему рассказ называется После бала?

Произведение «После бала» Толстой написал не случайно. Когда-то его брат полюбил дочь казанского военачальника и даже хотел на ней жениться. Но однажды он стал свидетелем того, как происходило наказание солдата, и руководил им, к ужасу Сергея Николаевича, именно отец его возлюбленной. Потрясение было настолько сильным, что ни о какой свадьбе уже не могло быть и речи.

Запомнилась эта история и Льву Николаевичу. А спустя несколько десятилетий, будучи уже признанным писателем, он создал на ее основе художественное произведение о царящих в российской армии порядках. При этом автор трижды менял заголовок: «Дочь и отец», «А вы говорите» и, наконец, выбрал тот вариант, под которым оно вошло в литературу.

Попробуем разобраться, почему рассказ называется «После бала».

Переносное значение

Еще одной причиной, почему рассказ называется «Уроки французского», является то, что в основе данного словосочетания лежит слово «уроки».

Это уроки доброты, самопожертвования и неравнодушного отношения к другим людям.

Помимо своего предмета Лидия Михайловна учила детей жизни, показывала, что в любой ситуации, даже самой тяжелой, необходимо оставаться в первую очередь человеком, а не учителем или директором.

Смысл названия показывает авторское отношение к поступку героини. Он уважает ее за то, что она помогала мальчику в трудное для него время нищеты и голода.

  И.А.Гончаров “Обломов”: описание, герои, анализ романа

Если бы писатель назвал произведение «Лидия Михайловна», звучала бы неоднозначность в отношении к действиям учительницы.

Названия «Уроки нравственности» или «Уроки доброты» были бы со слишком прямыми.

Именно название, данное автором, позволяет скрыто убедить читателя, что поступок Лидии Михайловны – настоящий человеческий подвиг.

Композиция и художественные приемы

Произведение строится по принципу «рассказ в рассказе», что придает повествованию больше достоверности. Иван Васильевич, герой-повествователь, пытается объяснить своим собеседникам, что если не все, то многое в жизни зависит от случая.

И вспоминает о том, как одна-единственная ночь изменила его судьбу: он порвал отношения с девушкой, в которую был влюблен, и навсегда отказался от мысли стать военным. Это и есть ключ к пониманию того, почему рассказ называется «После бала».

Композиционно монолог Ивана Васильевича делится на две контрастных части: описание бала и того, что произошло ранним утром после его окончания. Их объединяют общие герои: молодой Иван Васильевич и уже пожилой полковник Б., отец Вареньки.

Краткое содержание рассказа «После бала»

Толстой подробно описывает все, что происходит на балу в доме губернатора. Герой влюблен, поэтому все вокруг кажется ему замечательным: и гости, и звучащая музыка, и любимая Варенька, и ее седовласый, но еще бодрый и полный сил отец, полковник. Происходящее кружит ему голову и наполняет душу безмерным счастьем.

Кульминацией бала становится танец, который полковник исполняет в паре со своей дочерью. Ивана Васильевича больше всего умиляют сапоги старика: старомодные, опойковые, с квадратными носками. Такие давно уже никто не носил, из чего герой делает вывод, что он живет только ради дочери.

Но Толстой, вероятно, хотел подчеркнуть еще одну деталь: приверженность полковника к старым правилам и устоям.

Это в определенной мере объяснит, как один и тот же человек мог быть (не играть роль, а именно быть!) любящим отцом, а спустя несколько часов руководить жестоким избиением провинившегося солдата.

Но вернемся к сюжету. Иван Васильевич, охваченный чувством восторга, не мог усидеть дома после возвращения с бала. Он отправился на улицу, где стал очевидцем страшной картины. Именно она объяснит, почему рассказ называется «После бала».

Сначала герой услышал странные звуки, затем увидел впереди что-то черное. Оказалось, ранним утром происходило наказание беглого солдата.

Его вели вдоль строя, и с каждым шагом на его изуродованную спину с двух сторон обрушивались палки. А руководил этим процессом, к великому ужасу молодого человека, отец его возлюбленной.

В какой-то момент взгляд полковника остановился на Иване Васильевиче, но он тут же поспешил отвернуться, словно чего-то застыдился.

Сочинение: Почему автор назвал рассказ «После бала»?

(345 слов) Известно, что перед публикацией название рассказа Л.Н. Толстой менял несколько раз. Первоначальные варианты «Дочь и отец», «А вы говорите», по мнению автора, не отражали главную суть. И только окончательное название пришлось ему по душе. Давайте разберемся, почему?

В центре повествования лежит история рассказчика, которого зовут Иван Васильевич. Он влюблен в прекрасную девушку Вареньку, с которой танцует на балу по случаю окончания масленичной недели. Там же он встречается и с ее отцом, полковником Б. Молодому человеку сразу понравилась эта семья.

Он видел, как трепетно отец относился к своей дочери. Герой проникся к ним обоим с симпатией: красивая девушка, у которой «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза», и ее отец, «очень красивый, статный, высокий и свежий старик».

Сама картина бала описывается в светлых и радостных красках, все веселятся и празднуют, и ничто, казалось бы, не может омрачить этот мир.

Рассказ строится по принципу антитезы: события после бала перекрывают то хорошее впечатление, которое было у главного героя. Во втором эпизоде больше нет ярких красок. Им уступают мрачные тона, туман, черные мундиры, появляется неприятная визгливая мелодия. И именно после бала у героя происходит переосмысление ценностей. Что же случилось?

На первое утро после бала Иван Васильевич видел, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Полковник Б. принимал в этом непосредственное участие. Он не сжалился над наказуемым и был бессердечен в исполнении приказа. Эта ужасная картина поразила главного героя. После этого он принял для себя решение никогда не служить, чтобы не стать таким же жестоким как полковник.

Влюбленность к его дочери тоже прошла. Он не мог представить себя частью их семьи. Значит, события, произошедшие после бала, стали переломным моментом в жизни главного героя и изменили его судьбу. Именно они и являются смысловым стержнем произведения. Писатель хотел описать не бал, каких были сотни в то время, а то, что перевернуло мировоззрение персонажа — то, что было после.

Таким образом, мы видим, что название «После бала» Л.Н. Толстой выбрал не случайно. Оно обращает внимание читателя на события и заставляет задуматься над ними. Заглавие в данном случае позволяет расставить акценты, лучше почувствовать контраст между двумя эпизодами и сформировать собственное мнение о проблеме.

Дарина Третьякова

Почему рассказ называется «После бала»

А Иван Васильевич больше не мог видеться с Варенькой. Теперь между ними стояла непреодолимая преграда – полковник и наказываемый им татарин. Рассказчик пытался понять его поступок, но главная мысль, к которой он пришел в результате, определила его дальнейшую жизнь.

«Пусть я не смогу изменить мир и уничтожить существующее в нем зло, но только я могу решить для себя, участвовать мне или нет в этом зле», — так можно определить итог его размышлений. Так история после бала определила несколько важных для русского общества проблем.

В чем разрушающая сила существующего в России режима? Что заставляет одного человека идти на уничтожение другого? Какова доля нравственной ответственности людей за совершенные ими поступки?

  Биография Эсхила

Сочинение Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала»?

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий. Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – полковника Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели.

Здесь он предстает перед нами и перед рассказчиком в самом выгодном свете — как любящий отец и хороший военный: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».

И далее: «Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Украшением того вечера стал, несомненно, танец полковника с его дочерью Варенькой, в которую рассказчик был сильно влюблен.

Все гости с умилением и восхищением смотрели на любящих друг друга отца и дочь, на то, с какой нежностью и заботой они относятся друг к другу. Рассказчика особенно умилили сапоги полковника, «обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков».

Иван Васильевич подумал, что полковник не покупает себе хороших потому, что ему надо вывозить в свет дочь. Это было еще одним подтверждением любви этого героя к Вареньке. А уж когда полковник передал свое сокровище – дочь – в руки Ивана Васильевича, тот просто «влюбился» в него.

Полный радужных надежд и восторженных эмоций, рассказчик уезжает с бала и, не в силах уснуть, отправляется бродить по городу. Наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек обязан подумать о своей душе, о своих поступках, о своей жизни. И в это утро полковник Б. открывается герою совершенно с другой стороны – как тупой исполнитель приказов, как человек без души и сердца.

Иван Васильевич видит, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Эта картина просто ужасна, ее невозможно читать без содрогания: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова».

Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И всем этим позором руководил полковник Б.! Несомненно, он бы мог отменить наказание из-за наступления Великого поста или хотя бы смягчить его. Но Толстой недаром замечает, что этот герой был «служака николаевской выправки». Он привык тупо подчиняться приказам, не задумываясь об их смысле.

Мы понимаем, что полковник не задумывается и о своей душе, о том, что он совершает. Зато увиденное заставило о многом задуматься рассказчика. Он принял решение никогда не служить, чтобы не осквернять свою душу и не марать руки выполнением бесчеловечных приказов кого бы то ни было. Этот герой решил взять свою судьбу в собственные руки и отвечать лишь за свои поступки.

Это, в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о долге и совести. Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после увиденного на плацу, пошла на убыль. Разве у человека, воспитывающегося таким отцом, могут быть другие представления о чести, совести, долге? По-моему, нет. И, по-моему, так в глубине душе думал и рассказчик.

Таким образом, данный рассказ назван «После бала» потому, что именно во втором эпизоде раскрывается истинный характер генерала Б., его сущность и мировоззрение. Толстой показывает нам, как это страшно, когда человек не живет велением своего сердца, а лишь выполняет указания других. Нужно слушать свое сердце, себя – оно всегда подскажет правильное решение.

А если тебе кажется, что ты не знаешь верного ответа на вопрос «Что же такое долг, совесть, честь?», то нужно обратиться к Библии. Ведь заветы этой книги – это общечеловеческие принципы морали и нравственности, человеческая мудрость, собранная воедино. Л.Н.Толстой призывал обращаться именно к такой морали, а не к морали временных правителей, сменных государей. Отчитываться в своих поступках нужно перед своей душой, то есть перед Богом, говорит великий русский писатель. И я с ним в этом полностью согласен.

«После бала» анализ произведения Толстого – тема, смысл названия, особенности композиции, конфликт рассказа

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника.

Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом.

Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени.

Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста.

Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах.

Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

  Краткое содержание рассказа Шукшина «Охота жить»

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону.

Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер.

Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Вариант 2 (сочинение)

Это одно из последних произведений автора. В данном рассказе описывается драматическое событие – наказание. Событие описывается глазами приличного, благородного и честного человека-очевидца. Герой искренне полюбил девушку. Но после того, как он увидел истинное лицо отца девушки, он не смог этого простить. Его чувства понемногу начали угасать, а мечта разрушилась.

Иван Васильевич искренний и благородный. Он предпочитает жить в гармонии со всем миром и с самим собой. В людях он также предпочитает видеть только хорошие качества и достоинства. Иван Васильевич молод и счастлив, мечтает стать военным. Герой видит танцующего полковника на балу.

Полковник довольно галантен и обходителен с людьми, с его лица не спадает приятная улыбка. Но вскоре, Иван Васильевич становится свидетелем страшной ситуации. Истинное лицо и двуличие отца возлюбленной сильно потрясли героя.

Его настигла ненависть по отношению к человеку, бьющего по лицу молодого солдата и ругающего его за то, что тот не сделал преступнику еще больнее. Спина бедного татарина была окровавлена, но полковнику этого было мало.

Нравственно чистый и совестливый Иван Васильевич не смог понять и оправдать такую жестокость и жажду крови полковника. Главному герою стыдно за поступок этого человека.

Любящий и нежный отец своей дочери, который мило танцует с ней, на следующий день предстает уже в образе жестокого, злого полковника. Иван Васильевич исключительно порядочный и честный человек, каким он предпочел оставаться до конца.

Он не стал карьеристом. И это подкупает. В рассказе поднята нравственная проблема.

Искренняя любовь полковника к своей дочери не вызывает сомнения. Но это не отменяет того, что он одновременно очень бессердечный, твердый и жестокий военный, в котором так сильно разочаровался Иван Васильевич.

Тот неприятный случай навсегда запечатлелся в памяти героя и при каждой последующей встрече со своей возлюбленной, Иван Васильевич вспоминал окровавленную спину осужденного татарина. В итоге, он предал мечту стать военным, так же, как и не смог в будущем продолжать отношения с дочерью военного. Его любовь постепенно начала превращаться в отвращение.

Ему стало сложно относиться к этим людям по-прежнему. То самое короткое, но важное событие в жизни героя, в итоге, изменило всю жизнь, взгляды и мечты.

Читатель начинает задумываться о смысле жизни. Разве могут одни и те же люди выглядеть и действовать в разных жизненных ситуациях по-разному? Поражает то, как в жизни быстро сменяются веселье и боль, радость и горе, счастье и страдание.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности.

Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича.

После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина.

Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата.

В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Рассуждение

В основу рассказа Лев Николаевич, как часто это делал, положил реальные события. В своем рассказе писатель хотел отразить подлинное устройство общества своего времени, показать актуальные проблемы и заставить читателя поразмышлять над нравственными вопросами.

Произведение можно разделить на две части. В первой главный герой, Иван Васильевич, описывает бал, на котором ему довелось побывать в молодости. А затем рассказывает о событиях, которые произошли после.

Герой попадает на шикарный бал, он восхищен внутренним убранством зала, чудесной музыкой, которую исполняют известные музыканты. Он любуется прекрасными дамами в роскошных нарядах, их благородными кавалерами. На этом балу рядом с героем его возлюбленная Варенька, чье присутствие делает вечер еще более волшебным.

Затем рассказчик уделяет внимание отцу Вари. Военный человек, полковник, он имеет безукоризненную выправку, идеальные манеры и в целом производит впечатление джентльмена. Герой искренне любуется тем, какие трепетные отношения у отца с дочерью.

Затем начинается вторая часть, в которой мы уже видим резкий переход. В нем мы снова встречаемся с отцом Вареньки, но узнаем его с другой стороны. Иван Васильевич видит, как один из солдат за совершенную провинность заставляют «пройти через строй». А полковник, видя, что один из солдат наносит недостаточно сильные удары, начинает сам избивать провинившегося.

Героя поражает даже не эта жестокость, а то, что у одного человека могут быть две такие разные стороны.

Образ блестящего и галантного кавалера, любящего отца смещается, уступив место человеку грубому и жестокому. Мало того, что он совсем не сочувствует бедняге, чья провинность, на самом деле, не так велика.

Он еще и сам принимает активное участие в издевательствах и явно получает от этого удовольствие.

После этого Иван Васильевич уже не мог видеть Вареньку. Ведь каждый раз у него перед глазами всплывала эта ужасная сцена.

Л.Н. Толстой в своем рассказе так и оставил открытым вопрос: можно ли оправдать жестокость необходимостью?

Нужно разграничивать понятия «необходимая жестокость» и бессмысленные издевательства, когда человек упивается своей властью и безнаказанностью. Если бы Иван Васильевич увидел строгого но справедливого командира, который держит дистанцию с подчиненными, но не переходит грань, у него бы сложилось совершенно другое впечатление.

Другие темы: ← Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова↑ ТолстойПо роману Анна Каренина →

`

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу.

    Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность.

    Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.

  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности.

    Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.

  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича.

    Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество.

    Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.

  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик.

    Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу.

    Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение.

    Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.

  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке.

    Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Л.Н.Толстой «После бала»

  • Сходу или с ходу как пишется
  • Сходство сказки пушкина с народными сказками
  • Схожу сума или с ума как пишется
  • Схожесть с народной сказкой премудрый пескарь
  • Сходство между сказками пушкина и жуковского