Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацелен на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над проблемой, которая была предложена и т.п.).
«Незачет» ставится только в том случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных (49, http://fipi.ru/sites/default/files/document/2018/4._kriterii_ocenivaniya_it._soch._izl.pdf).
Приложение Б
Комментарии к открытым
Тематическим направлениям
тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Размещены в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году (Приложение 8 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 No 10-888)
№ п/п | Тематическое направление | Комментарий |
1 | «Война и мир» – к 150-летию великой книги | Темы, которые связаны с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно — философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, который воплощён в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о неоднозначных причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и подлиннного патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях. |
2 | Надежда и отчаяние | В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю сложившихся обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в окружающих людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы. |
3 | Добро и зло | Извечный конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления. |
4 | Гордость и смирение | Данное направление предполагает осмысление таких понятий как «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, непозволяющая отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения. |
5 | Он и она | Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она». |
[http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie]
Приложение В
Работа по написанию сочинений различных жанров в 9 «А» классе
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
Формы сочинений по композиции: — сочинение-описание по воображению и памяти ; | Устное рисование (сочинение-описание по картине) Левитана «Большая вода». Подборка музыкальных произведений к картинам Левитана. Сочинение-миниатюра с описанием образов, которые были навеяны музыкой П.И.Чайковского. Лексическая работа, необходимая при описании состояния природы (облака, луч солнца, тучи, звук, тишина), музыкального произведения (мелодия, звук),человека. Словарная работа, работа со словарями различного вида (словарь синонимов (эпитеты), антонимов и т.д.). Статьи искусствоведов и знакомство с ними. Путешествие «Заочная экскурсия по залам Эрмитажа» с использованием кинофильма. Написание сочинения-рассуждения по заочной экскурсии. |
— сочинение-описание по картине (психологический портрет); | Сочинение-описание по картине Рембранта «Возвращение блудного сына». Индивидуальные сообщения о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Написание сочинения-рассуждения «Чему улыбается Джоконда». |
— рассказ; | Выразительное чтение юмористических рассказов Чехова и определение идеи, структуры рассказа (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Составление алгоритма работы над рассказом. Создание рассказа по одной из пословиц. |
— о книге; | Беседа по наводящим вопросам. Создание домашнего сочинения о любимой книге по составленному в классе плану. |
— рецензия на книгу. | Толкование слова «рецензия». Работаа со словарём. Составление алгоритма написания рецензии. «Я — редактор». Редактирование рецензий, которые предлагает учитель. Написание рецензии на одно из произведений научно-популярной литературы. |
Знакомство с терминами «градация», «аннотация» и её компоненты. | Упражнения для тренировки и отработки данных понятий. |
Виды очерков. Портретный очерк. | Словарная работа с лексикой, которая характеризует ум, характер, душу, походку, поступки человека, круг его увлечений, профессию, отношение к окружающим. Подбор материала к очерку (психологическому портрету). Написание сочинения-миниатюры о герое будущего очерка «За работой», «За любимым занятием», «Главное дело жизни». Написание очерка об известных учительских династиях для школьного музея. |
Стили речи (обобщение и углубление изученного): -разговорный; -научный; -официально-деловой; -публицистический; -художественный. | Практическая работа по составлению словаря диалектных особенностей разговорной речи жителей нашего города. Тренировочные упражнения на развитие памяти. Написание по памяти научных определений с последующей проверкой самих себя по учебнику с комментированием их строения. Написание автобиографии. Сочинение-рассуждение о милосердии. Сочинение на свободную тему «Я люблю…» |
Приложение Г
Работа по написанию сочинений различных жанров
в 10 «А» и 11 «А»
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
1.Повторение изученного за курс основной школы: а) Текст. Строение текста; б) Основные виды переработки текста: · абзац, · типы речи, · план, · тезисы, · выписки, -конспект, реферат, — аннотация. В) Оценка текста. Рецензирование. Г) Стили речи: -публицистический, -научный, -деловой, -разговорный, -художественный. | Упражнения для тренировки, носящие диагностический (с целью выявления знаний, умений и навыков учащихся), корректирующий и развивающий характер. Составление рецензий и проверка рецензий одноклассников. Лексическая работа, характерная для того или иного стиля. |
2. Расширение и углубление имеющихся понятий. Публицистический стиль и его жанры: -путевой очерк, -портретный очерк, проблемный очерк, -сочинение-эссе. | Упражнения для формирования навыков составления плана, сбора материала и написания сочинений данных жанров. |
3.Обобщение и систематизация приобретённых знаний. | Работа по написанию сочинений-рассуждений в жанрах путевого, портретного и проблемного очерков; сочинения –эссе. Написание сочинений по личным впечатлениям и с опорой на жизненный опыт и литературные произведения. «Проба пера» – участие в школьных, городских и областных конкурсах сочинений. |
Приложение Д
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:
Класс
— Связная речь. Как сделать её такой?
— Работа с высказыванием Ф.Бекона: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».
— Ракурсы и экскурсы: от литературы к жизни.
— Работа «Правильный черновик».
— Как правильно выбрать тему. Критерии выбора темы.
— Магия названия.
— Какова роль эпиграфа в сочинении.
— Искусство — уметь слушать себя.
— Самое главное в сочинении.
— Польза красной строки.
— Цитаты в сочинении и их количество.
— Любимый жанр сочинения.
— Типичные ошибки в сочинениях.
— Алгоритм проверки написанного.
— Умение анализировать сделанные ошибки.
Класс
— Правила работы с теоретико-литературным материалом.
— Как найти «свой» жанра.
— Единство стиля в сочинении.
— Сочинение – анализ лирического произведения. Научимся?
— Сочинение-анализ эпизода. (Из опыта написания сочинения).
— Идеальное сочинение бывает? Сочинение – эталон.
— Из разряда «трудных»: трудный жанр рецензии.
— Сочинение, построенное на требованиях раскрыть личное отношение к произведению, его герою.
— Легко или трудно? Сочинение на свободную тему. Лёгкая видимость и сложная действительность таких работ.
— Жизненный опыт и литературный материал, используемые в сочинениях на свободную тему.
— Творим везде. Создаём сочинение на уроке, дома, на вступительном экзамене.
— Сочинения по типу научности и художественности .
— Сочинения в стихотворной форме.
— Совершенствование уже написанного.
Приложение Е
Для одиннадцатиклассников приближается страшная, но неизбежная пора — декабрьское сочинение. Только заработав зачет там, они получат допуск к ЕГЭ. Направления и темы год от года меняются. Например, в этом школьники будут писать о путешествиях, технологиях и месте в государстве. Мы публиковали полный перечень с пояснениями.
Итоговое сочинение состоит из рассуждения на заданную тему, подкрепляют точку зрения школьника отсылки к художественным произведениям. Мы поговорили с учительницей русского языка Юлией Говзич, которая уже много лет готовит юных тюменцев к декабрьской работе, и составили топ важных советов, как написать сочинение на высший балл.
Клише лучше избегать
«Клишированные фразы убивают живой текст, высушивают его. Это касается в том числе и сочинений. Но если волнение побороть не удается, а смотреть на чистый лист невыносимо, именно клише помогают начать текст. Другое дело, умеешь ли ты корректировать написанное, видеть клишированные фразы и избавляться от них. Трудно быть зорким. Итоговое сочинение в отличие от обычного сочинения по русскому языку начать без клише можно и нужно. Начало диктуется вопросом в теме. Ответ — тезис, который и будешь доказывать, приводя аргументы», — пояснила учительница.
Шпаргалки не помешают
«Все, что помогает готовиться к сочинению, важно. Нужны шпаргалки? Пишите. Написанное от руки мозг берет на заметку. В критической ситуации поможет восстановить в памяти нужную информацию», — пояснила она.
На все направления шпаргалки сделать сложно, но можно выбрать основные произведения, которые подойдут к нескольким темам. «Произведение, которое ты прочитал, перечитал и разобрал, дает возможность видеть аргументы для разных тем», — уверена Юлия Говзич.
Можно высказывать реальную точку зрения
В интернете полно шуток про то, как учителя просят высказать в сочинении мнение о книге, а потом ругаются, что оно не совпадает с методичкой. На самом деле, бояться не стоит.
«Эксперты оценивают умение выпускника логически рассуждать, приводить примеры из прочитанных произведений для доказательства тезиса, без искажения сути и фактических неточностей, и делать выводы по теме сочинения. Нравственную сторону высказанного мнения никто оценивать не будет. Нет такого критерия. По крайней мере, пока», — подчеркнула педагог.
Приводить в пример можно даже Библию
В итоговом сочинении выпускников проверяют не на знание классических художественных произведений, как, например, на ЕГЭ по литературе, а на умение строить текст-рассуждение. Так что ограничений в наполнении сочинения литературными аргументами нет.
Выпускник может приводить примеры из документальной, мемуарной, публицистической, научной и научно-популярной литературы (в том числе философской, психологической, литературоведческой, искусствоведческой), дневников, очерков, литературной критики и других произведений отечественной и мировой литературы. Знаете хорошо библейские тексты, пожалуйста.
По словам Юлии Говзич, нельзя использовать только малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки и потешки. К кино, даже снятому по книге, лучше отнестись с осторожностью — можно допустить фактические ошибки. А вот короткие рассказы станут отличным аргументом.
«Объемные тексты лучше не брать, если нет опыта недавнего перечитывания. Нельзя полагаться на краткое содержание — велика вероятность ошибочного понимания текста. За упоминание произведения и его автора, не раскрывая сути приведенного примера, заветного зачета за аргумент не получить», — добавляет Юлия Говзич.
Стоит проверить свое сочинение по основным критериям
Требований к сочинению два — ученик должен написать работу самостоятельно объемом не меньше 250 слов. Но зная критерии оценивания, которыми руководствуется экспертная комиссия, можно предварительно проверить сочинение самому.
Соответствие теме — первый важный критерий. Твой тезис-ответ соответствует заданному вопросу в теме? Прослеживается ли логика при выстраивании аргументации, подкрепляешь ли свои мысли примерами из литературных произведений, есть ли в твоем сочинении вывод? Второй важный критерий — наличие именно литературного аргумента.
Во время подготовки лучше нацелиться на проблемные сферы
Самыми распространенными ошибками, по опыту учителя, являются речевые, логические и грамматические. На первых порах подготовки к сочинению встречаются фактические — ученики перевирают фамилии писателей, приписывают им чужие произведения и путаются в сюжете.
На итоговом сочинении выпускники имеют возможность пользоваться орфографическими словарями. Если есть опыт обращения к словарю, то избежать ошибок по орфографии — посильная задача. Другое дело, что ясно мыслить могут не все, поэтому страдают речь и логика. Научить ученика корректировать свои тексты, перечитывать несколько раз, видеть ошибки и исправлять — задача учителя. Эта работа всегда должна быть системной.
При должной подготовке итоговое сочинение станет если не пустяком, то работой, в результате которой школьник уверен. Главное, наработать базу художественных произведений и набить руку на тренировочных сочинениях. «Дорогу осилит идущий», — напутствовала выпускников Юлия Говзич.
Фото: ВК «Министерство просвещения Российской Федерации»
Общее количество баллов
№ задания | Баллы |
С 1 по 7 и с 10 по 14 — задания с кратким ответом, правильный ответ оценивается в 1 балл. | 12 |
8 | 4 |
9 | 4 |
15 | 4 |
16 | 4 |
17 | 14 |
Максимальное количество баллов | 42 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.
Колличество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, это задание считается невыполненным.
По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий | Баллы |
1. Соответствие ответа заданию. | 2 |
Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. | 2 |
Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. | 1 |
Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей. | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. | 2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют. | 2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно, либо сделана одна фактическая ошибка | 1 |
Высказывания не аргументированы текстом произведения, либо авторская позиция отображена не верно, либо допущено более двух фактических ошибок | |
3. Логичность и соблюдение речевых норм. | |
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки. | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок. | 1 |
Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). | |
Максимальный балл | 6 |
Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может правильно ответить в меньшем объёме).
Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются самыми важными.
Если по первому и второму критериям ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По остальным критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» занисится 0 баллов.
Если по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не проверяется, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 4 ставится 0 баллов.
В ходе работы, экзаменуемый сам выбирает два произведения любых авторов для их контекстного сравнения (в одном из примеров можно обращаться к другому произведению автора исходного текста).
При указании автора произведения инициалы необходимы исключительно для различения однофамильцев или родственников, если это важно для правильного понимания содержания ответа.
Критерии | Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом. | 2 |
Правильно указано название произведения и его автор, произведение правильно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Правильно указано только название произведения без определения автора, либо указан только автор без названия произведения, произведение корректно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, частично сопоставлено с текстом в правильном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение или названо не правильно, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с текстом в правильном направлении анализа. | |
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом. | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | |
3. Привлечение текста произведения для аргументации. | |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений;
| 4 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения используется на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д., а текст другого – в качестве пересказа или общих фактов о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений отображена верно, либо в ответе есть одна фактическая ошибка. | 3 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений в качестве пересказа либо общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, либо текст одного выбранного произведения используется для анализа важных для выполнения задания фактов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не используется, авторская позиция обоих текстов отражена верно, либо допущено две фактические ошибки. | 2 |
Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается в качестве пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), а текст другого произведения для сопоставления не используется, авторская позиция исходного и выбранного произведений отображена верно, либо авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) отображена не верно (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), либо допущено три и более фактических ошибок. | 1 |
Для аргументации суждений не используются тексты ни одного из выбранных произведений, либо искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений, либо допущено четыре и более фактические ошибки | |
4. Логичность и соблюдение речевых норм. | |
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – не более двух ошибок. | 1 |
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). | |
Максимальный балл – 10. |
Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является основным.
Если проверяя работу, эксперт по критерию 1 оценит его на 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и проверке не подлежит.
По остальным критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» ставится 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 необходимо придерживаться рекомендуемого объёма написанного сочинения.
Объём сочинения должен быть не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова), то данная работа считается невыполненной и оценивается на 0 баллов.
Если объём сочинения от 150 до 200 слов максимальное количество ошибок для каждого балльного уровня не изменяется.
Если в формулировке задания сочинения по поэзии есть указание раскрыть её тему на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений, при использовании только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
Критерии | Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. | |
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью и с разных сторон. | 3 |
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью, но только с одной стороны. | 2 |
Сочинение написано на указанную тему, но тема раскрыта частично. | 1 |
Тема не раскрыта. | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. | |
Для аргументации текст используется в качестве анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, фактические ошибки отсутствуют. | 3 |
Для аргументации текст используется для анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, допущено одна-две фактические ошибки. | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), либо аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, либо допущено три фактические ошибки. | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), либо при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено более 4 фактических ошибок, либо авторская отражена не верно. | |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение и используются для анализа текста произведения(-ий) для раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. | 2 |
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение, но не используются для анализа текста произведения(-ий), либо допущена одна ошибка в применении понятий. | 1 |
Теоретико-литературные понятия не используются в сочинение, либо допущено более одной ошибки в использовании понятий. | |
4. Композиционная цельность и логичность. | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей отсутствуют нарушения последовательности и необоснованных повторов. | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, однако внутри смысловых частей присутствуют нарушения последовательности и необоснованные повторы. | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, либо мысль повторяется и не развивается. | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно усложняющие понимание смысла сочинения. | 0 |
5. Соблюдение речевых норм. | |
Речевые ошибки отсутствуют, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
Допущено 2-3 речевые ошибки. | 2 |
Допущено 4 речевые ошибки. | 1 |
Допущено 5 или более речевых ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 14 |
Перевод баллов ЕГЭ 2021 по литературе в оценки
Оценка | Баллы |
2 | 0-31 |
3 | 32-54 |
4 | 55-66 |
5 | от 67 |
В таблице указаны приблизительные значения, т.к. официального перевода быллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года.
Одновременно со сдачей ЕГЭ выпускники задаются еще одним вопросом: «Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе?»
Московский экономический институт успешно готовит выпускников по направлению ДИЗАЙН, профили дизайн среды и графический дизайн. Одним из критериев поступления в МЭИ, является успешная сдача ЕГЭ по литературе.
Как поступить:
1
Подать документы
Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—19:00)
Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:
- паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
- оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
- 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)
*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру нострификации, если требуется.
2
Пройти вступительные задания
Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.
*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.
3
Заключить договор об обучении
После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.
- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная Пушкиным в трагедии, — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого музыканта Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он рисует двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки. Сальери — консерватор в музыке, сам о себе он говорит «поверил я алгеброй гармонию». Для него создание произведения — тяжелый и кропотливый труд, Моцарта он считает легкомысленным и недостойным звания музыканта. Сальери непонятна причина славы Моцарта. Этот веселый гуляка всеми любим, его музыка прославлена, а он, Сальери, всю жизнь отдавший святому делу творчества, остается не у дел. Это несправедливо. По сути, Сальери движет чувство зависти к более успешному современнику. И, как бы он ни маскировал это чувство словами о желании избавить мир от того, кто оскорбляет само понятие гения — именно зависть становится причиной убийства. Не случайно, совершив свое деяние, Сальери произносит знаменитую фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Злодейство» — то, что может совершить человек под влиянием зависти к другому. Вот в чем опасность этого чувства.
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Не убий» — евангельская заповедь. Почему люди нарушают ее? Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? Роман Ф. М. Достоевского исследует одну из причин — разрешение человеком «крови по совести». По мнению автора, это одно из самых страшных преступлений, потому что разрешение на любое убийство оправдывается теорией Раскольникова. Главный герой романа унижен, беден и горд. Раскольников — умный, образованный и внутренне нравственный человек. Как получилось, что он становится дважды убийцей? Достоевский показывает, что причиной решения преступить нравственный закон становится глубоко бесчеловечная теория, которая делит людей на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Функция первых в человеческом обществе — быть материалом для великих деяний вторых. И ради высокой цели «право имеющие» могут разрешить себе убийство — ведь допускают властители мира гибель тысяч людей на войне? Молодых, активных людей. А тут — злая и вредная старушонка, «заедающая чужой век». Так Раскольников убеждает себя в том, что «крошечное преступленьице» может загладиться «тысячей добрых дел». Проверяя, способен ли он на убийство, герой хочет доказать самому себе, что принадлежит к разряду властителей, меняющих историю мира. Эта теория, как считает Достоевский, особенно опасна тем, что маскирует свою низменную цель лозунгами о спасении других жизней и благородством помыслов. Но автор не приемлет такой дилеммы: «одна жизнь — и тысячи жизней». Для Раскольникова это «чистая арифметика», для Достоевского — преступление против человека. Именно поэтому автор показывает, что мысль героя о том, как он поможет деньгами, взятыми у убитой старухи, всем страждущим, не осуществилась. Деньги-то он взял — а воспользоваться ими для благородных целей так и не сумел. Или не захотел, ведь так и не притронулся к своему тайнику. Так обнажается единственная истинная цель преступления Раскольникова — эгоистическая, проверка себя на прочность. Нет, не может загладиться «крошечное преступленьице тысячей добрых дел». Получается, что преступление герой совершил раньше убийства — в мыслях, разработав человеконенавистническую теорию о сегрегации людей. Убил двух человек, не потому что был нищ и голоден и не ради спасения жизни — теорию Раскольникова автор считает одной из самых чудовищных причин преступления евангельской заповеди «не убий».
«Сострадание есть высшая форма человеческого существования» — писал Ф. М. Достоевский. Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой. Она, как считает Раскольников, тоже «преступила», только «убив себя» — девушке пришлось «пойти по желтому билету» (стать проституткой) ради спасения жизни голодавшей семьи. Она видит страдания Раскольникова и в то же время понимает его страстное желание справедливости. Герой романа крайне противоречив: с одной стороны — убийца «по совести», а с другой — отдает последние деньги, чтобы помочь страдающим, помогает семье Катерины Ивановны. Соня чувствует именно хорошую сторону натуры Раскольникова. И когда тот «объявляет» ей о своем страшном деянии, она сострадает ему, понимая, в какой страшный грех ввел он свою душу. Именно Соня постоянно говорит Раскольникову о необходимости повиниться в преступлении, причем не столько перед судом, сколько перед народом, людьми. В финале романа грешная душа героя наконец открывается добру и свету, который несет Соня и ее вера. Для них начинается новая жизнь. Так Достоевский показывает, что сострадание к душевным мукам любого человека, даже преступника, помогает ему обрести почву под ногами, снова вернуться к людям.
Может ли человек совершить преступление против самого себя? Раскольников думает, что «против себя преступила» Соня — но это не так. Он тоже, преступив нравственный закон и убив человека, совершил преступление против себя. Достоевский показывает, как страдает герой и до, и после убийства. Раскольников заболевает физически и нравственно, в горячечном бреду ему является убитая им старушонка, смеющаяся над ним. Он как будто чувствует себя «отрезанным» от людей, ему тяжело общаться и с Разумихиным, и даже с приехавшими матерью и сестрой Дуней. Его нравственная природа показывает ему, что он преступил против чего-то очень важного в самом себе, исказил свою человеческую сущность. Сама теория Раскольникова о праве «избранных» на убийство «тварей дрожащих» бесчеловечна и противоестественна. Осознавая это, Раскольников говорит: «Я не старушонку убил — я себя убил! Так-таки разом и ухлопал себя навеки!» И в этом смысле преступление героя — это и преступление против себя, против божественной искры, которая отличает человека от чудовища. Достоевский предупреждает: преступник решением на преступление наносит своей душе страшный удар. После него можно подняться только искренне раскаявшись. Именно такой долгий путь проходит Раскольников с помощью Сони.
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Легко ли следовать велениям своей совести? В культовом романе «Мастер и Маргарита» переплетены два сюжета: московский и ершалаимский. Проводя параллели между событиями евангельской истории и современной жизнью советской России, автор в ершалаимских главах рассматривает ключевой эпизод: разговор между Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. Результатом его становятся страдания Иешуа на кресте и все последовавшее за ними. Умный и жестокий правитель, Пилат понимает, что стоящий перед ним бродячий философ заслуживает снисхождения, ему нравятся рассуждения Иешуа о жизни, удивляет странное спокойствие и гармония личности. Пилат готов помиловать его, отправив на казнь действительных разбойников, опасных для жителей Ершалаима. Так говорит ему совесть. Однако, чтобы прислушаться к ней, необходимо мужество. Ведь среди «преступлений» Иешуа — оскорбление величества римского кесаря. Прокуратор Иудеи — слуга кесаря, Пилат боится, что его решение станет известно правителю (доносы практиковались в Римской империи широко) и заглушает голос совести. Отныне Иешуа обречен. Всаднику Золотое копье, мужественно сражавшемуся в боях за империю, не хватило мужества противостоять собственной трусости. В мистическом мире Булгакова Пилат получает вечное наказание воспоминанием об этом решении тысячу лет назад. Несомненно, для того, чтобы следовать велениям своей совести, во все времена необходимо мужество.
- М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Месть за содеянное зло — справедливое возмездие или преступление? Человек, подвергшийся унижению со стороны другого, всегда вызывает сочувствие. Он же сам часто чувствует необходимость отмщения, наказания обидчика. Кто должен определять наказание — государство или сам человек? В поэме «Песня про купца Калашникова» ответ на этот вопрос решается на историческом материале. Эпоха Ивана Грозного отличалась суровостью нравов. Созданная им опричнина привела к ситуации унижений для одних и полной безнаказанности для других. Так, опричник Кирибеевич, любимый слуга царя, полюбив красавицу жену купца Калашникова, пытается добиться ее благосклонности. Настойчивые ухаживания, преследование — все это в ту эпоху воспринималось как оскорбление честной женщины и унижение для ее мужа. Понятно, что купцу, человеку из народа, добиться правды у царя было невозможно. Желающий отомстить Калашников решает лично встретиться с обидчиком и отомстить ему. Происходит это во время кулачного боя — традиционного на Руси увеселения. Однако для купца, как и для опричника, эта встреча становится не соревнованием на бойцовские качества, а схваткой не на жизнь, а насмерть. Калашников заранее объявляет Кирибеевичу, кто он и за что вызвал его на поединок. Опричник, понимая свою вину перед народной нравственностью, «побледнел в лице, как осенний снег». Кирибеевич в бою погибает, царь казнит Калашникова за убийство своего любимца. Однако для народного сознания поступок купца — подвиг народного героя, который отмстил за поругание традиций. В данном случае отмщение становится символом восстановленной справедливости. Власть же воспринимает это как преступление.
- М. Горький «Старуха Изергиль». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? Сказка М. Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех новелл: «Легенды о Данко», «Легенды о Ларре» и рассказа о судьбе самой Изергиль. Ларра, сын человека и орла, совершает преступление, заслуживающее вечного наказания. Гордый необычностью своего происхождения и внешней красотой, герой презирает окружающих и считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Гордость Ларры — проявление крайнего эгоизма. Он не хочет жить с людьми своего племени, потому что презирает их и их законы. Когда понравившаяся ему девушка оттолкнула его, Ларра жестоко и равнодушно убил ее. Почему? Он привык получать в мире то, что считает своим, и не признает за другими права на их собственную жизнь. Он не умеет любить и сопереживать, потому что глаза его «холодны и горды». Чувства, доступные Ларре, — гордость собой и презрение к другим, что взаимосвязано. Именно они и лежат в основе его преступления. Ларра жестоко и справедливо наказан старейшинами: убить его «слишком просто» — и они наказывают его вечным изгнанием из общества себе подобных. Горький показывает, что чрезмерный индивидуализм может стать причиной преступления.
- М.Ю. Лермонтов «Маскарад». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад», написанная в первой половине 19 века, оказывается удивительно современной. Она рассказывает о вечной теме — любви и ревности. И трагедии, подобные ей, разыгрываются в разных уголках мира с пугающей регулярностью. Арбенин любит свою жену Нину до умопомрачения, называет ее своим добрым ангелом, но в высшем свете, где вращаются они, нет места чистым чувствам и помыслам. Случайно оброненный Ниной на маскараде браслет становится причиной страшной ревности Евгения Арбенина. Баронесса, отдавшая браслет вместо собственной вещи на память незнакомцу, не открывает правды, боясь за собственную честь. Ослепленный ревностью и ненавистью к предательству жены, князь решает убить ее. Как мог любящий человек решиться на это? Автор на примере героя проводит мысль о том, что любовь, если она настоящая, не должна сопровождаться бессмысленной ревностью, которая заставляет считать другого своей собственностью и не слушает оправданий. Нравы большого света исказили представление Арбенина о настоящем чувстве, он увидел в Нине порок, которого в ней не было. Безумная ревность привела его к убийству жены, а затем он и сам потерял рассудок, когда понял, что погубил невинную жизнь.
- Теодор Драйзер «Американская трагедия». Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? В романе «Американская трагедия» Драйзер подводит читателей к мысли о том, что социальные условия могут стать причиной преступления. Интересно, что в основе произведения реальная история убийства американцем своей возлюбленной, документы расследования публиковались в газетах. Герой романа Клайд Грифитс — заурядный молодой человек, впитавший в себя идеалы буржуазного общества. Он стремится стать успешным, попасть в мир, где правят бал богатство и роскошь, и все его поступки мотивированы этой целью. Роберта Олден, находящаяся в его подчинении как работница, приглянулась юноше, он настойчиво добивается ее благосклонности, но серьезных намерений у Клайда нет. Он не собирается связывать себя узами брака. И, когда появляется на горизонте богатая наследница, его влечет к ней деловой расчет, и связь с Робертой начинает мешать достижению цели. Клайд осознает, что может стать убийцей и находится в душевном смятении. Драйзер не стремится однозначно показать вину Клайда в гибели девушки — для него важнее обвинить социальные устои, которые морально готовят возможность подобных преступлений. Описывая судебное разбирательство, автор подчеркивает, что общество, воспитавшее в молодом человеке стремление к миру богатства и роскоши как идеалу жизни, также виновно в гибели Роберты.
- У. Голдинг «Повелитель мух». Какое преступление нельзя оправдать? Волею судеб направлявшиеся в эвакуацию после ядерного взрыва на Земле мальчики оказываются на необитаемом острове. Вскоре складывается некая общность, в которой на главенство претендуют двое: Ральф и Джек. Первый понимает, что в экстремальных условиях поможет выжить и дождаться помощи строгая дисциплина и отсутствие конфликтов. Второй затаил обиду, когда голосованием выбрали Ральфа, и вскоре отказывается подчиняться и уходит от ребят. Джек понимает, что свое право властвовать нужно доказать чем-то другим, отличным от примера Ральфа. Автор показывает, как мальчик начинает играть на самых низменных сторонах человеческой натуры. Страх перед неизвестным заставляет мальчиков слушаться того, кто кажется им смелее и жестче. Единство исчезает. К Джеку переходят те, кто олицетворяет слепую силу разрушения. Джек со своими «охотниками» совершает набег на лагерь Ральфа, призывает присоединиться к нему, соблазняет охотой и свободой. Во вспыхивающих драках убивают двух мальчиков из лагеря Ральфа. Для команды Джека это становится привычным — ведь они приняли его условия игры. Охотиться на свиней или на человека — уже не важно. Страшный образ «повелителя мух» — свиной головы, насаженной на кол и облепленной мухами, в романе становится символом того ужаса, в который погружаются дети. И виновен в этом именно Джек. Писатель подчеркивает, что преступление, совершенное этим героем — убийство в душах детей чувства добра, пробуждение в них первобытных инстинктов, разрушение их внутреннего мира. Такое преступление простить нельзя.
Дополнительный материал к направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»:
- Литература
- Темы
- Цитаты
Материал для подготовки к итоговому сочинению
- 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура)
- Алгоритм написания
- Клише для итогового сочинения
- Критерии оценивания от ФИПИ
https://ria.ru/20210901/fipi-1748181267.html
ФИПИ разъяснил темы итогового сочинения в 11-х классах
ФИПИ разъяснил темы итогового сочинения в 11-х классах — РИА Новости, 01.09.2021
ФИПИ разъяснил темы итогового сочинения в 11-х классах
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии, поясняющие тематические направления, в рамках которых школьникам 11-х классов в… РИА Новости, 01.09.2021
2021-09-01T15:36
2021-09-01T15:36
2021-09-01T15:40
школа
федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор)
федеральный институт педагогических измерений (фипи)
единый государственный экзамен (егэ)
сн_образование
социальный навигатор
общество
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/103632/65/1036326556_0:174:3022:1874_1920x0_80_0_0_0332ab2b1ec85aa160d077aa961ba842.jpg
МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии, поясняющие тематические направления, в рамках которых школьникам 11-х классов в этом декабре предстоит написать итоговое сочинение, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.Итоговое сочинение пройдет 1 декабря.»Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год, которые были утверждены советом по вопросам проведения итогового сочинения Минпросвещения России», — говорится в сообщении.Первое направление – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В рамках него выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.Второе – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?». Отмечается, что темы сочинений этого направления будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир.Выбравшим направление «Преступление и наказание – вечная тема» предстоит анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. По мнению ФИПИ, в рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.В рамках направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» автор сочинения сможет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для него.Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» сформулировано с отсылкой к поэме Николая Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
https://ria.ru/20210828/ege-1747653898.html
https://ria.ru/20210828/ege-1747665638.html
https://ria.ru/20210901/mishustin-1748178277.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/103632/65/1036326556_146:0:2877:2048_1920x0_80_0_0_08aa702cdbf0ea7665db3f660dfb1d47.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
школа, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор), федеральный институт педагогических измерений (фипи), единый государственный экзамен (егэ), сн_образование, социальный навигатор, общество
15:36 01.09.2021 (обновлено: 15:40 01.09.2021)
ФИПИ разъяснил темы итогового сочинения в 11-х классах
МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии, поясняющие тематические направления, в рамках которых школьникам 11-х классов в этом декабре предстоит написать итоговое сочинение, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
Итоговое сочинение пройдет 1 декабря.
«Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год, которые были утверждены советом по вопросам проведения итогового сочинения Минпросвещения России», — говорится в сообщении.
Первое направление – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В рамках него выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Второе – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?». Отмечается, что темы сочинений этого направления будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир.
Выбравшим направление «Преступление и наказание – вечная тема» предстоит анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. По мнению ФИПИ, в рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
В рамках направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» автор сочинения сможет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для него.
Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» сформулировано с отсылкой к поэме Николая Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.