Общее количество баллов
№ задания | Баллы |
С 1 по 7 и с 10 по 14 — задания с кратким ответом, правильный ответ оценивается в 1 балл. | 12 |
8 | 4 |
9 | 4 |
15 | 4 |
16 | 4 |
17 | 14 |
Максимальное количество баллов | 42 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.
Колличество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, это задание считается невыполненным.
По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий | Баллы |
1. Соответствие ответа заданию. | 2 |
Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. | 2 |
Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. | 1 |
Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей. | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. | 2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют. | 2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно, либо сделана одна фактическая ошибка | 1 |
Высказывания не аргументированы текстом произведения, либо авторская позиция отображена не верно, либо допущено более двух фактических ошибок | |
3. Логичность и соблюдение речевых норм. | |
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки. | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок. | 1 |
Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). | |
Максимальный балл | 6 |
Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может правильно ответить в меньшем объёме).
Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются самыми важными.
Если по первому и второму критериям ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По остальным критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» занисится 0 баллов.
Если по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не проверяется, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 4 ставится 0 баллов.
В ходе работы, экзаменуемый сам выбирает два произведения любых авторов для их контекстного сравнения (в одном из примеров можно обращаться к другому произведению автора исходного текста).
При указании автора произведения инициалы необходимы исключительно для различения однофамильцев или родственников, если это важно для правильного понимания содержания ответа.
Критерии | Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом. | 2 |
Правильно указано название произведения и его автор, произведение правильно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Правильно указано только название произведения без определения автора, либо указан только автор без названия произведения, произведение корректно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, частично сопоставлено с текстом в правильном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение или названо не правильно, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с текстом в правильном направлении анализа. | |
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом. | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | |
3. Привлечение текста произведения для аргументации. | |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений;
| 4 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения используется на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д., а текст другого – в качестве пересказа или общих фактов о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений отображена верно, либо в ответе есть одна фактическая ошибка. | 3 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений в качестве пересказа либо общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, либо текст одного выбранного произведения используется для анализа важных для выполнения задания фактов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не используется, авторская позиция обоих текстов отражена верно, либо допущено две фактические ошибки. | 2 |
Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается в качестве пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), а текст другого произведения для сопоставления не используется, авторская позиция исходного и выбранного произведений отображена верно, либо авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) отображена не верно (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), либо допущено три и более фактических ошибок. | 1 |
Для аргументации суждений не используются тексты ни одного из выбранных произведений, либо искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений, либо допущено четыре и более фактические ошибки | |
4. Логичность и соблюдение речевых норм. | |
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – не более двух ошибок. | 1 |
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). | |
Максимальный балл – 10. |
Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является основным.
Если проверяя работу, эксперт по критерию 1 оценит его на 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и проверке не подлежит.
По остальным критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» ставится 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 необходимо придерживаться рекомендуемого объёма написанного сочинения.
Объём сочинения должен быть не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова), то данная работа считается невыполненной и оценивается на 0 баллов.
Если объём сочинения от 150 до 200 слов максимальное количество ошибок для каждого балльного уровня не изменяется.
Если в формулировке задания сочинения по поэзии есть указание раскрыть её тему на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений, при использовании только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
Критерии | Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. | |
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью и с разных сторон. | 3 |
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью, но только с одной стороны. | 2 |
Сочинение написано на указанную тему, но тема раскрыта частично. | 1 |
Тема не раскрыта. | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. | |
Для аргументации текст используется в качестве анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, фактические ошибки отсутствуют. | 3 |
Для аргументации текст используется для анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, допущено одна-две фактические ошибки. | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), либо аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, либо допущено три фактические ошибки. | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), либо при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено более 4 фактических ошибок, либо авторская отражена не верно. | |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение и используются для анализа текста произведения(-ий) для раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. | 2 |
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение, но не используются для анализа текста произведения(-ий), либо допущена одна ошибка в применении понятий. | 1 |
Теоретико-литературные понятия не используются в сочинение, либо допущено более одной ошибки в использовании понятий. | |
4. Композиционная цельность и логичность. | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей отсутствуют нарушения последовательности и необоснованных повторов. | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, однако внутри смысловых частей присутствуют нарушения последовательности и необоснованные повторы. | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, либо мысль повторяется и не развивается. | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно усложняющие понимание смысла сочинения. | 0 |
5. Соблюдение речевых норм. | |
Речевые ошибки отсутствуют, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
Допущено 2-3 речевые ошибки. | 2 |
Допущено 4 речевые ошибки. | 1 |
Допущено 5 или более речевых ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 14 |
Перевод баллов ЕГЭ 2021 по литературе в оценки
Оценка | Баллы |
2 | 0-31 |
3 | 32-54 |
4 | 55-66 |
5 | от 67 |
В таблице указаны приблизительные значения, т.к. официального перевода быллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года.
Одновременно со сдачей ЕГЭ выпускники задаются еще одним вопросом: «Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе?»
Московский экономический институт успешно готовит выпускников по направлению ДИЗАЙН, профили дизайн среды и графический дизайн. Одним из критериев поступления в МЭИ, является успешная сдача ЕГЭ по литературе.
Как поступить:
1
Подать документы
Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—19:00)
Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:
- паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
- оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
- 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)
*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру нострификации, если требуется.
2
Пройти вступительные задания
Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.
*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.
3
Заключить договор об обучении
После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.
На следующей неделе выпускники 11-х классов напишут итоговое сочинение. «Зачет» по нему является допуском к ГИА (государственной итоговой аттестации), то есть ЕГЭ (единого государственного экзамена — для поступающих в вузы) и ГВЭ (государственного выпускного экзамена — для тех, кто не планируют поступать в вузы). «Вслух.ру» дает ответы на главные вопросы, связанные с итоговым сочинением, на основании информации Рособрнадзора.
Сроки написания итогового сочинения
В нынешнем учебном году они перенесены с декабря на апрель. Основной срок — 15 апреля 2021 года. Дополнительные сроки — 5 мая и 19 мая 2021 года. Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Сколько по времени можно писать итоговое сочинение
Продолжительность выполнения сочинения составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В этот отрезок не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников сочинения, заполнение ими регистрационных полей и др.).
Для участников итогового сочинения с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения работы увеличивается на 1,5 часа.
Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени.
Тематические направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году
Всего направлений пять. Объясним, как можно развернуть тему.
«Забвению не подлежит»
Здесь можно порассуждать о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние на развитие общества. Литературным материалом могут послужить как художественные произведения, так и публицистика или мемуарная проза.
«Время перемен»
Меняющийся мир с его проблемами и противоречиями и то, перед каким выбором перемены ставят человека — еще один интересный предмет для рассуждения. Литературный материал: художественные произведения, мемуары, публицистика и научная литература.⠀
«Я и другие»
Взаимодействие между людьми, личностью и обществом, самоопределение человека — вопросы, о которых можно поразмышлять в рамках данных тем, опираясь на литературный материал и личный опыт. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
«Разговор с собой»
Это темы для тех, кто хочет порассуждать, что значит «быть самим собой», об опасности внутреннего разлада, о совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей или поступков литературных героев, стремящихся понять себя.
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Темы этого направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.
Чем можно пользоваться во время сочинения?
Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе участников помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:
• ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
• документ, удостоверяющий личность;
• орфографический словарь, выданный по месту проведения итогового сочинения;
• листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения;
• лекарства и питание (при необходимости);
• специальные технические средства (при необходимости).
Участники итогового сочинения выполняют работу на черно-белых бланках регистрации и бланках записи формата А4.
В день проведения итогового сочинения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Требования к сочинению, по которому будут оценивать его
Два основных требования следующие: объем и самостоятельность.
Рекомендуемое количество слов — от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то ученик также получает «незачет».
Кроме того, итоговое сочинение оценивается по следующим критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».
Что сделать в последние дни перед итоговым сочинением
Повторить выбранные произведения, возможно, перечитать, чтобы не допустить фактических ошибок в именах, сюжете, за что может быть снижен балл. Возможно, изучить дополнительные произведения.
Повторить правила русского языка, сделав упор на своих слабых местах относительно грамотности: правилах в орфографии, синтаксисе
Как узнать результаты
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.
Сочинение как индивидуальное достижение при поступлении в вузы
В вузах на некоторые специальности (как правило — гуманитарного профиля) могут быть учтено итоговое сочинение. Поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.
В целом сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более десяти.
Фото: obrnadzor.gov.ru.
Комплект тем итогового сочинения 1 декабря 2021
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объёма и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.
Курская область
Комплект тем итогового сочинения
№ ИС01122021-04
НОМЕР | ТЕМА |
110 | Почему людей привлекает идея путешествия во времени? |
213 | Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? |
309 | Когда слово становится преступлением? |
407 | Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям? |
505 | В чём может проявляться любовь к своему отечеству? |
Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
НОМЕР | ТЕМА |
110 | Почему людей привлекает идея путешествия во времени? |
213 | Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? |
309 | Когда слово становится преступлением? |
407 | Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям? |
505 | В чём может проявляться любовь к своему отечеству? |
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Какие задания ЕГЭ по литературе считаются самыми сложными и как с ними справиться? В чем особенности сочинения по литературе? Почему анализ художественного произведения – основа экзамена по этому предмету? На эти и другие вопросы ответила доктор филологических наук, ведущий эксперт отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования Московского центра качества образования Светлана Колосова.
– В структуре единого государственного экзамена по литературе 17 заданий, из них 12 тестовых и пять, требующих развернутого ответа, – рассказывает Светлана Колосова. – Как показывает практика, тестовые задания, относящиеся к базовому уровню владения предметом и направленные на проверку знания литературоведческих понятий и текстов произведений, в основном затруднений не вызывают. Сложности возникают в ходе выполнения заданий с развернутым ответом, при помощи которых проверяется не только понимание предложенных текстов, но и умение анализировать произведения, интерпретировать авторскую позицию, связно и логично выражать свои мысли.
В целом сложность экзамена по литературе для участников определяется тремя параметрами: четкостью понимания формата каждого из заданий с развернутым ответом, умением анализировать тексты произведений и уровнем владения литературоведческими терминами.
Рассмотрим подробнее задания, в которых чаще всего участники экзамена допускают ошибки: №9, 15, 16 и 17.
Задание ЕГЭ по литературе №15
Задание 15 подразумевает анализ стихотворения и выявление его основной идеи. При его выполнении важно не уйти в пересказ лирического сюжета без каких-либо комментариев и интерпретации отдельных элементов текста. Для этого необходимо работать с лирическим произведением, не подменять анализ текста пересказом или общими рассуждениями о тематике стихотворения. Детям сложно бывает справиться с выполнением заданий по поэзии XX века: произведения Б. Ш. Окуджавы, А. А. Тарковского, Б. А. Ахмадулиной, И. А. Бродского, А. А. Вознесенского часто остаются непонятыми школьниками.
Поэтому так важен анализ художественного произведения. Это в первую очередь творческое прочтение, стремление через текст понять мировоззрение автора и выразить себя в этом понимании. Это тот вид работы, который позволяет в полной мере продемонстрировать и теоретическую базу (только нельзя забывать, что литературоведческая терминология – инструмент для анализа, а не цель), и понимание художественного произведения, и владение культурологическими знаниями и речевыми навыками. Другими словами, умение анализировать не только в целом положительно влияет на развитие наблюдательности, умения обращать внимание на детали и адекватно интерпретировать их в соответствии с той или иной традицией, эпохой, но и обеспечивает высокий уровень ответов на экзамене по литературе.
Задания ЕГЭ по литературе №9 и 16
Несмотря на то, что анализ произведения является базовым навыком для успешного выполнения заданий ЕГЭ по литературе, наиболее сложными в понимании формата и в содержательном наполнении остаются задания на сопоставление – №9 и 16. Для ответов на них необходимо уметь интерпретировать исходный текст, а также владеть сопоставительным анализом произведений. Эти задания предполагают, что учащийся должен в ответе продемонстрировать читательский кругозор и привести два примера произведений по определенному параметру, соотнести их с исходным текстом и провести сопоставительный анализ.
Фатальная ошибка в ответах на задания №9 и 16 – отсутствие сопоставления с исходным текстом. Ученик приводит в качестве примера то или иное произведение, даже анализирует его, но упускает из виду основное требование к ответу – сопоставление. Эксперт не вправе такой пример засчитать, и существенное количество баллов теряется. Между тем участники экзамена не всегда понимают, что подразумевается под сопоставлением. Довольно часто в ответе просто повторяется формулировка, данная в вопросе, или в конце добавляются общие слова, объединяющие все упомянутые произведения по формальному признаку. Например: «В таком-то произведении тоже раскрывается такая тема», «Во всех трех произведениях присутствует такой-то мотив». Конечно, такое сопоставление не может быть принято как полноценное, и за него не будет поставлен максимальный балл.
Чтобы дать исчерпывающий ответ на задания №9 и 16, необходимо по заданному в вопросе параметру подобрать произведение, указать его название и имя автора, сопоставить приведенный пример с исходным произведением, сделав акцент на анализе приведенного текста. Потом можно переходить к работе со вторым примером, который необходимо представить по такому же алгоритму. Тогда ответ на вопрос будет полным и содержательным.
Задание ЕГЭ по литературе №17 (сочинение)
Сочинение по литературе существенно отличается от сочинения по русскому языку и итогового сочинения. Если, к примеру, последнее предполагает рассуждение на какую-то нравственную тему, личный эмоциональный отклик на нее с опорой на литературный материал, то задание №17 по литературе требует выражения не собственного отношения к произведению, а выявления авторской позиции на основе глубокого погружения в текст, анализа его отдельных элементов. В этом случае необходимо не просто размышлять, следует анализировать произведение в соответствии с выбранной темой и на основании проведенного анализа отвечать на вопрос, заложенный в формулировке.
Очень важно раскрывать тему многосторонне, то есть давать в сочинении несколько аспектов, развивая и доказывая каждый. Оценивается работа по пяти критериям. Кроме уровня раскрытия темы и привлечения текста произведения при аргументации, о которых уже шла речь, эксперты обращают внимание на использование литературоведческих терминов, цельность композиционного изложения и речевую грамотность.
Употребление литературоведческих терминов в процессе написания сочинения обязательно, так как это свидетельствует о достаточно высоком уровне владения материалом. Однако важно понимать, что высший балл по данному критерию будет выставлен в том случае, если теоретико-литературные понятия не просто формально упомянуты, а использованы в процессе анализа.
Чтобы сочинение было выполнено на высоком уровне, нужно обязательно составлять план работы. Сначала необходимо подобрать эпизоды текста для анализа, прокомментировать их, а потом логически выстроить в соответствии с формулировкой темы. Это обеспечит и композиционную целостность, и содержательную полноту сочинения.
Таким образом, успешность преодоления сложностей при написании ЕГЭ по литературе определяется степенью понимания форматов заданий с развернутым ответом, требований, предъявляемых к ним, а также умением анализировать художественное произведение. Систематическая подготовка к экзамену поможет избежать названных ошибок и получить высокий балл.
Полезные ссылки
При подготовке к экзамену по литературе полезными будут рекомендации ФИПИ.
Успешно справиться со сложными заданиями ЕГЭ по литературе помогут и видеоролики Московского образовательного телеканала: задание №9, задание №15, задание №16,
задание №17.
Кроме того, на сайте Московского центра качества образования размещены видеозаписи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена.
Также Московский центр качества образования совместно с Московским образовательным телеканалом запустили новый еженедельный проект «Субботы московского выпускника» для учеников 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире Mosobr.tv разбирают задания ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации.
Источник: Activity Edu
Направление №1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: список тем и произведений
(дорога реальная, воображаемая, книжная)
Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.
Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:
- Зачем человек путешествует?
- Самое интересное путешествие: какое оно?
- Куда я хотел бы поехать?
- Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?
И тому подобное.
Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем. Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество. Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо?».
В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».
К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С. Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В. Лихачева и другие.
Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.
Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:
- Как определиться с выбором жизненного пути?
- Река жизни — что это значит?
- Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
- «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
- Правда ли, что все мы в этом мире странники?
В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:
- Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
- Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
- Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
- Особенности пути героя.
Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:
«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.
Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.
Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.
Направление №2 «Цивилизация и технологии– спасение, вызов или трагедия?»: список тем и произведений
(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)
Второе направление формулируется так: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» И в пояснение сказано: «Достижения ириски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные». В этом пояснении как раз очерчен круг проблем, которые могут быть подняты в темах. Нам видится это направление одним из самых интересных и удобных для проработки, но в тоже время и очень дискуссионных. Это позволяет, с одной стороны, школьникам выразить свои мысли, поделиться какими-то переживаниями, а с другой — продемонстрировать способность вести полемику с воображаемым собеседником.
При этом надо иметь в виду, что при проверке итогового сочинения оценивается неправильность мыслей выпускника, а способность в принципе иметь какие-то мысли, как-то их формулировать и аргументировать. Поэтому не надо бояться, если точка зрения, которую решит отстаивать выпускник, будет отличаться от общепринятой.
Впрочем, мнения по поставленной проблеме могут быть диаметрально противоположными: от восхищения цивилизацией, технологиями до их неприятия. Однако не забываем, что требуется не только аргументированное мнение, но и его этичное выражение. То есть надо избегать каких-то резких, неуважительных замечаний в адрес своих оппонентов, в том числе воображаемых.
Сразу надо отметить, что на основании художественной литературы будет намного проще аргументировать мнение, которое не несёт в себе восхищения благами цивилизации. Как можно предположить по формулировке направления, темы будут формулироваться тоже дискуссионно и диалектически (то есть «с одной стороны» — «с другой стороны»).
Приведем примеры возможных тем сочинений:
- Всегда ли цивилизация — это благо?
- Могут ли технологии решить проблемы человека?
- Всегда ли технический прогресс приносит счастье?
- Как вы думаете, есть ли будущее у человечества в мире технического прогресса?
- Что принесла в наше общество пандемия? И т.п.
То есть собственно вопрос будет касаться как каких-то достижений, так и того, что технологии дать не могут, и того, что мы считаем негативными последствиями прогресса: экологические проблемы, эпидемии, техногенные катастрофы, компьютерная зависимость, оружие массового поражения и т.п.
В качестве литературного материала нам оптимально подходят антиутопии и фантастика.
- Это могут быть произведения Сергея Лукьяненко, у которого есть целый цикл рассказов «Прекрасное далёко». И это название ироничное: в рассказах, изображающих наше «далёко», ничего прекрасного нет.
- Интересно можно построить рассуждения, обратившись к произведениям А. и Б. Стругацких (например, «Хищные вещи века»).
- Можно обратиться к многочисленным антиутопиям:«Кысь» Татьяны Толстой, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «О дивный новый мир!» О.Хаксли и тому подобное.
- Если тема будет касаться коронавируса, то можно порекомендовать книги Е. Водолазкина «Сестра четырёх» и Я. Вагнер «Вонгозеро» (и вторая часть дилогии —«Живые люди»).
- Из произведений, традиционно входящих в школьную программу, можно порекомендовать «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина и «Прощание с Матёрой» того же автора.
- Возможно, кого-то заинтересует роман нобелевского лауреата в области литературы Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня». Это тоже своего рода антиутопия.
- Может быть, если кто-то предпочитает зарубежную литературу, стоит обратиться к роману «Цветы для Элджернона» Д. Киза.
Направление №3 «Преступление и наказание – вечная тема»: список тем и произведений
(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)
Третье направление, которое, скорее всего, и будет лидером среди выбранных выпускниками тем, — это «Преступление и наказание — вечная тема». В качестве объяснения тут сказано, что речь пойдёт про «Преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние». То есть очевидно, что произведение, которое в первую очередь должен быть затронуто, — это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. А все темы, которые подняты в этом романе, ещё несколько расширены.
Формулировки, возможно, будут указаны конкретно, но, возможно, мы увидим темы, которые сталкивают понятия уголовного и нравственного порядка, или речь пойдёт о внешнем и внутреннем преступлении(преступление против самого себя, своих убеждений), может быть, будут затронуты проблемы вины, которая не подлежит уголовному преследованию, но мучает совесть человека и т.д.
Темы сочинений, возможно, будут вроде таких:
- Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?
- Может ли быть оправдано убийство?
- Как вы понимаете выражение «Закон — костыли для морали»?
- В чем заключается наказание Раскольникова?
- Совесть — это горе или благо для человека?
- Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?
- Можно ли считать эгоизм преступлением?
Если речь идёт всё-таки об ответственности уголовной, о действиях, противоречащих закону, то можно обратиться романам Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
Стоит обратить внимание на уже названную выше повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемизирует с книгами Достоевского.
Разумеется, можно выбрать и какие-нибудь ещё произведения детективной литературы («Приз» Полины Дашковой, «Восторженный вор» или «Перстень прелюбодеев» Г. К. Честертона, «Десять негритят» Агаты Кристи и другие классические детективные произведения.
Если предложенная тема будет касаться именно нравственных переживаний, то есть наказания как мук совести, то все вышеназванные произведения тоже годятся: и в повести Распутина, и вроманах Достоевского герои не только подлежат уголовному суду, но и так или иначе решают свои отношения с собственной совестью.
Если же речь идет о вине, так сказать, вообще не уголовной, а об ответственности за нехороший, бесчестный, безжалостный поступок, то такого рода мотивы можно найти почти в любом произведении. Например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, главный герой себя наказывают за убийство Ленского. Или в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат не может самому себе простить то, что он отправил на казнь невиновного. Можно опираться также на какие-то произведения малой формы.
Направление №4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»: список тем и произведений
(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)
Четвёртое направление формулируется немного неожиданно: «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». В качестве пояснения сказано, что это высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника. Пояснение не очень раскрывает смысл формулировки направления. Всё-таки думается, что речь идёт о об интерпретации в сочинении какого-то текста или основанного на тексте представления(фильма, спектакля), который для автора сочинения является важным.
При кажущейся легкости подготовки направление может содержать в себе самые разнообразные темы. И, если они, действительно, окажутся ориентированы на личностную важность, то будет недостаточно рассказать о какой-то книге, спектакле или фильме, которые понравились и запомнились. Они должны быть каким-то образом связаны с представлениями автора о собственной личности. В этом случае едва ли темы будут простые и лёгкие для раскрытия, поскольку трудно даже представить себе, как это может выглядеть.
Все же рискнем предположить что-нибудь:
- Фильм (книга, спектакль), который заставил меня задуматься о будущем.
- Книга (и т.д.), которая перевернула моё мировоззрение.
- Как театральное представление обращается к сердцу человека?
- Какими качествами должна обладать книга, чтобы стать для человека самой главной?
- Согласны ли вы с мнением, что читатель — соавтор писателя?
Или что-то в этом духе.
И рассуждать на эту тему, скорее всего, будет очень непросто, потому что необходимо не только высказать какие-то мысли об этом произведении, но и связать с какими-то особенностями своей собственной личности. Кроме того, это тема явно будет предполагать значительное самораскрытие, что не всегда удобно и не всегда хорошо удаётся старшеклассникам.
Едва ли получится предположить, какие книги здесь могут помочь. Очевидно, что в принципе можно взять абсолютно любое произведение, утверждать, что оно-то как раз и помогло тебе сформироваться как личности. Проблема только в том, что надо будет объяснить, каким образом этот процесс произошёл и почему именно эта книга, а не какая-то другая. Во всяком случае, необходимо выбрать книгу, которая нравится и которую хорошо помнишь.
Направление №5. «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»: список тем и произведений
(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)
Наконец, пятое направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В качестве пояснения здесь сказано: «Социальные пороки общественной справедливости, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства».
Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:
- Должен ли гражданин разоблачать пороки обществ?
- Что такое гражданин?
- Как вы понимаете выражение «общественная справедливость» (или «общественное благо», например)?
- Как вы думаете, соотносятся ли понятия «милосердие» и «гражданственность»?
- Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?
- Как вы понимаете выражение «Государство — это мы»?
Первое, что приходит в голову, — это использование для аргументации собственно творческого наследия Некрасова. Это поэма «Кому на Руси жить хорошо» и соответствующей направленности его стихи (допустим,«Поэт и гражданин»). В зависимости от того, какую точку зрения будет отстаивать автор сочинения, можно привлекать и другие произведения, изученные в десятом классе.
Например, «Обломов» И. А. Гончарова. Работа с этим романом может оказаться очень интересной, ведь у главного героя и его друга Штольца разные и оригинальные взгляды на обязанности человека и гражданина.
Можно обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» и рассмотреть диалоги Пьера и князя Андрея, затрагивающие вопросы общественного блага. Можно обратиться также к эпилогу этого произведения и порассуждать о споре Пьера и Николая Ростова.
Если выпускник предпочитает литературу XX века, там тоже можно найти материал для аргументов, скажем, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» или в его повести «Собачье сердце», в пьесе «Дни Турбиных».
Обратившись к более поздним произведениям, можно посмотреть на повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» или обратиться к романам Виктора Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив».
Наконец, интересный материал может быть взят из каких-либо антиутопий в зависимости от того, как будет сформулирована тема. Возможно, выпускником покажется увлекательным на материале романа Е. Замятина «Мы» порассуждать о том, может ли обезличенное существо являться гражданином или номера это не личности и поэтому не граждане, а просто винтики в огромной машине.
В какой день пройдет итоговое сочинение в 2022 г.?
В текущем учебном году итоговое сочинение пройдет 1 декабря.
Напомним, что выпускникам будет предложено пять тем, каждая тема принадлежит к одному из вышеперечисленных направлений.
Сколько времени будет дано на итоговое сочинение в 2022 г.?
Если правила не изменятся в 2022 году, то на выполнение работы выпускникам будет дано 3 часа 55 минут (ребятам с ОВЗ — на полтора часа больше). За это время выпускник обязан написать сочинение-рассуждение на выбранную им тему. Объём сочинения должен быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем — 350 слов.
Даты повторной сдачи
В том случае, если выпускник не смог с первого раза набрать необходимое количество баллов, он может сдать сочинение ещё дважды: 2 февраля и 4 мая (в этот день написать сочинение могут также выпускники прошлых лет).
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.