Автор Андрей Измаилов На чтение 25 мин. Просмотров 2 Опубликовано
1.Кротость (Гал. 5:23; Мф. 11:29)
2. Смирение (Мф. 11:29)
Смирение, как и другие благородные качества характера человека, приобретается, как правило, путем настойчивой работы над собой: пользуясь перерождающим действием Духа Святого, человек и сам должен прилагать к этому все свои силы. Это означает, что если человек хочет иметь кротость и смирение, то работу эту он не должен возлагать на Бога и ожидать, пока Бог это сделает, а с помощью Божией, прилагая и все свои силы, должен достигать этого. От того многие и бедны этими основными качествами, определяющими христианина, что пришедши ко Христу, они ограничились этим, а приобретение кротости и смирения возложили на Господа.
Что такое смирение вообще? Смирение — это качество характера человека, совершенно противоположное гордости. Если гордый превозносит себя, считая себя выше других, то смиренный — наоборот, себя ставит ниже других, как написано в Фил. 2:3 “…почитайте один другого высшим себя”. В “Толковых словарях” слово “смирение” толкуется как состояние, когда человек проникнут сознанием своих слабостей, своих недостатков, о чем гордый никогда не думает и даже не способен признать, что это у него есть. Смирение — это чувство самоунижения, сокрушение, раскаяние, скромность. Соединение указанных качеств и есть смирение. В словаре Ожегова слово “смирение” толкуется: “отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле”.
В народе сложилось понятие: “смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение (Сл. В. Даля, том 4, стр. 235) и там же: “Смирение — девичье (или молодцу) ожерелье (украшение)”. Дева Мария, отличавшаяся смирением (Лк. 1:48), удостоилась стать таким сосудом, что через нее посредством Духа Святого воплотился Иисус Христос — истинный Бог, Спаситель мира.
Наглядным примером смирения может послужить Аполлос. Хотя он был и красноречив и сведущ в Писании, но когда простые рядовые члены церкви Акила и Прискила пригласили его к себе и стали точнее объяснять путь Господень, то он в простоте, без всякой гордости и кичливости, воспринял их объяснения и потом много содействовал уверовавшим благодатию” (Деян. 18:24-27). Так Бог смиренным дает благодать, а они потом и другим содействуют этою благодатию.
Во Христе смирение особенно выразилось в том, что несмотря на то, что Он был вечный Бог, однако если нужно было совершить наше спасение, Он “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной…” (Фил. 2:6-7).
3. Смиренномудрие (мудрость)
Слово “смиренномудрие” и в Слове Божьем, и в быту верующих встречается часто. Часто его можно слышать в проповедях, молитвах и даже в разговорах. Большинство верующих думают, что это что-то высокое, святое, благородное; но настоящий смысл слова понимают очень немногие; и потому, всех, стремящихся к познанию, приглашаю поразмыслить над этим.
К сожалению, в “Толковых словарях” этого слова нет, и нам придется позаимствовать из словарей объяснение двух слов: смирение и мудрость, потому что само слово это составное, состоящее из этих двух слов. И как мы разобрали, что смирение — это одно из основных качеств характера человека, его морального облика, выражающегося в самоунижении и не превозношении себя в сравнении с другими, то остановимся вкратце, что такое мудрость? У Ожегова толкуется: “мудрость, есть глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт”. У В. Даля — мудрый — в высшей степени разумный и благонамеренный (имеющий добрые намерения). В. Даль приводит народную пословицу: До шестидесяти лет мудрым не бывать”. “Всякая мудрость от Бога” (Том II, стр. 357).
Приведенные толкования и объяснения говорят за то, что мудрость — это глубокий ум и мудрым считается тот, кто в высшей степени разумен и эту разумность применяет в полезном, на пользу и себе, и людям. В народе сложилось понятие, что мудростью обладать могут лишь прошедшие длительный жизненный путь, дожившие до 60 лет. И этого отрицать, конечно, нельзя.
Но Слово Божие нам открывает и другой путь, когда мудростью можно обогатиться и до 60 лет, и вообще независимо от возраста (Иак. 1:5-8). Так, в свое время Соломон получил от Бога такую мудрость, какой не имел никто (3 Цар. 4:29-31), будучи еще молодым. Получать мудрость от Бога не только доступно каждому верующему, но даже само Слово Божие побуждает нас к этому (Иак. 1:5). Что этому мешает — в основном то, что просящие у Бога мудрости, не имеют смирения. Потому-то слово “смиренномудрие” и составлено из двух слов: смирение и мудрость, и смирение стоит первым, с чего и нужно начинать тому, кто хотел бы выпросить у Бога мудрости.
Слово Божие учит, что мудрость человеческая бывает даже несоответствующая тому, что следует называть мудростью (1 Кор. 3:19). “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна…” (Иак. 3:17).
Итак, остановившись обстоятельно на том, что есть мудрость (а смирение мы разбирали в пункте 2), нам становится вполне ясно, что смиренномудрие — это соединение двух качеств: смирения и мудрости. Но зачем нужно эти два качества иметь соединенными? Это нужно потому, что человек по своей природе если заме чает, что он умнее других, то естественно и начинает себя ставить выше других, или, как говорят обычно: “задирать нос”, что есть самое нетерпимое в очах Божиих. А обладающий смиренномудрием будет и мудрее других и не будет превозноситься перед ними, а наоборот: “по смиренномудрию почитать один другого высшим себя” (Фил. 2:3). Вот почему Слово Божие требует, чтобы верующие, если они воскресли со Христом (Кол. 3:1), то облеклись в смиренномудрие (Кол. 3:12).
4. Благоговение
Бог от людей требует благоговения и бывает очень огорчен, когда люди, народ Божий, его не проявляют (Мал. 11:6; Евр. 12:28). Но чтобы служить Богу с благоговением, нужно ясно понимать, что такое благоговение? Не понимая этого, как же можно проявлять его?
В словаре Ожегова благоговение толкуется “глубочайшее почтение”. У В. Даля — “сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!”. Эти толкования не противоречат, а наоборот, всесторонне объясняют смысл слова. Благоговеть можно и не перед Богом, а перед чем-то другим, к чему люди относятся с особенной почтительностью, но мы здесь рассмотрим лишь благоговение перед Богом в служении Ему. К благоговению В. Даль относит и такое: смиряться в ничтожестве своем перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется. Итак, благоговение перед Богом — это форма наших отношений к Богу, которые должны быть такими, как гласит сам смысл этого слова, как мы уже рассмотрели выше. И если даже Иисус Христос благоговел перед Отцем (Евр. 5:7), то как же мы можем поступать иначе?
Неблагоговение перед Богом в высшей степени огорчает Бога (Мал. 1:6) и очень опасно тем, что “…подобно тени недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом” (Еккл. 8:13). Только благоговение перед Богом помогло Иосифу устоять в искушении (Быт. 39:9). А Каин, будучи неблагоговейным перед Богом (Быт. 4:9), действительно со всем недолго продержался и преступление свое совершил даже тогда, когда на это его никто не наталкивал.
Ковчег Ной строил, благоговея (Евр. 11:7). Будем служить Богу благоугодно, с благоговением (Евр. 12:28).
Мы все знаем Смирение, как одну из важных христианских добродетелей. Но в современном христианстве и в целом в обществе – просто невероятное количество заблуждений на тему “смирение”. Я просто не могу вам передать, какого бреда я начитался в Интернет о том, что такое Смирение я нашёл очень мало реально достойных, отражающих суть определений.
Из-за этого большинство людей не могут для себя решить – Смирение это достоинство или недостаток? И где грань между Смирением и бездействием, слабостью и безысходностью?Смирение в современном мире на столько искажено, что большинством адекватных людей, к сожалению, оно воспринимается как недостаток.
- Одни считают Смирение слабостью и качеством раба, признаком, прогибистости и безволия.
- Другие – оправдывают, якобы Смирением, свою безответственность за собственную судьбу, свои бездеятельность и лень.
Но перед тем, как процитировать вам, что пишут о Смирении священники и другие люди, что реально меня насмешило и опечалило одновременно, рассмотрим адекватные определения Смирения и суть данного вопроса.
Что такое Смирение?
Одно из определений Смирения:
Смирение – это Принятие + Активность!
- Принятие – это способность воспринимать жизнь и любые события без негатива, то есть спокойно и добродушно.
- Активность – это ответственность + действия направленные на устранение возникающих проблем и неприятностей, и на достижение желаемой цели.
Смирение – это качество терпения и преданности выбранной цели и взятым обязательствам, это способность пройти любые лишения и трудности, все испытания судьбы с Честью, но выполнить свой Долг достойного и до конца.
То есть, Смирение – не предполагает пассивного ожидания, пока проблема “рассосётся” сама или пока нечто свершиться по чей-то милости без усилий самого человека.
Смирение – не предполагает потакания Злу, пороку, слабости ни в себе, ни в других людях. Смирение – не должно оправдывать Зло! Тот кто оправдывает зло и бездействует – сам совершает не меньшее зло!
Смирение – это не рабское качество, и оно не предполагает отказ от своих достоинств, не предполагает прогибистость и лицемерие перед другими.
Смирение с точки зрения верующего человека
Истинное Смирение для верующего – это внутренне и безоговорочное принятие своей малости перед Богом, Творцом. Каких бы высот в жизни ты не достигал – задача всегда оставаться учеником Бога и Высших Сил, уметь принимать Высшую Волю спокойно и с достоинством.
Но настоящее смирение, это ещё и способность быть Искренним перед собой, и Искренним перед Богом! А Искренность – предполагает признание в себе, как своих недостатков, грехов, так и всего светлого и прекрасного, что дано Богом, что есть в душе – это таланты, добродетели, вера, чувства, идеалы, цели, качества человека и мн. др. И долг человек все свои Достоинства защищать и быть за них благодарным. Помните – “Всё, что вы не в состоянии защитить, вы рано или поздно потеряете!”
Смирение – не предполагает отказ от светлого в себе, от божественного в своей душе, не предполагает самоуничижения и саморазрушения, что на самом деле является страшнейшим из грехом! А именно так, к сожалению, представляют смирение многие христианские проповедники.
Перед кем должно быть Смирение, а перед кем нет?
Смирение перед Богом (Высшими Силами)
Смирение должно быть перед Богом и перед Его Волей! Ведь Творец создал всё и вас (вашу Душу) в том числе, все Законы по которым этот мир живёт и развивается. И всё вершится по Его Воле, верит в это человек или нет. Творец – дал вам жизнь, судьбу, задачи, таланты, знания, через те условия жизни, которые вам даны.
Всегда Богу решать, что и когда вам дать или не дать, помогать или нет. Дать испытание или награду. Но Бог всё даёт по Закону, всё заслуженно, с определённой целью, и чаще всего, Его Замысел полностью разгадать и знать на перёд у вас не получиться. Поэтому – нужно учиться доверять Богу и принимать то, что даётся Высшими Силами в вашу судьбу!
Для этого и нужно Смирение! Чтобы всегда оставаться хорошим учеником Высших Сил, своей Судьбы и Жизни! Это позволяет никогда не падать и всегда двигаться только вверх!
А проблемы возникают и начинают расти, как снежный ком тогда, когда человек оказывается не способен спокойно и достойно принимать все испытания судьбы, начинает обижаться, злиться, нервничать из-за происходящего и нагнетать негатив. А негатив сразу же начинает рушить всё хорошее, что есть в жизни человека – радость в сердце, благоприятные ситуации, позитивные стремления, взаимоотношения с друзьями и близкими и т.д.
Но! Смирение перед Судьбой и обстоятельствами – это не бездействие, не безучастность, а внутреннее позитивное принятие происходящего и активные действия на изменение ситуации к лучшему: “Несчастье ещё не произошедшее – должно быть устранено!”. Всё что можно улучшить – нужно постараться улучшить!
Смирение перед людьми?
Только в очень очень редких случаях! Когда человек для вас является абсолютным авторитетом и вы сами дали ему такой кредит доверия. В основном это Духовные Учителя и Наставники, которых вы можете назвать непререкаемым авторитетами. Но у подавляющего большинства людей – таких Наставников нет.
Перед людьми должно быть не Смирение, а внешнее подчинение и внутреннее уважение, если это ваш вышестоящий руководитель. То есть, со свои руководителем вы можете быть в чём-то не солидарны, не согласны, но как хороший подчинённый вы обязаны внешне соблюсти все нормы субординации и выполнить данное вам поручения. А вопрос – высказывать своё несогласие с чем-то или нет, это уже как у вас принято, как договорились, как построены ваши отношения с вышестоящими. Это уже совсем другая тема.
Идеал, перед вышестоящим – это сочетание внешнего подчинения перед человеком и внутреннего смирения перед Богом (ведь через каждого, кого мы встречаем на пути – с нами говорит Творец:)).
А теперь смесь весёлого и печального, что я и обещал!
Что о Смирении пишут разные люди!:)
Есть, конечно и хорошие, адекватные высказывания о Смирении и его описание, но многое – просто недопустимо в отношении собственной Души. Вот всего несколько примеров:
«Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми”
«Смирение – в признании себя из всех последним и всех более грешным»
“Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех”
“Быть смиренным – значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев”
Авторов, приводить не буду, но уверяю вас это всё высказывая авторитетных представителей Христианства.
Понятно, что Гордыню свою нужно преодолевать и убирать полностью, но зачем же душу свою унижать и разрушать? Крайности – это всегда плохо!
Если возникли вопросы – пишите мне!
С уважением, автор
Смирение – это такая степень посвященности, при которой вы не ждете ни от кого признания. Смирение дает вам возможность учиться. Тот, кто обладает смирением, никогда не будет искать у других поддержки. Все склоняют голову перед тем, кто первым склоняет голову. Быть смиренным – это не значит попадать в подчинение, это значит быть великим. Смирение появляется, когда есть любовь. Смирение – это тишина в сердце. Это значит не тревожиться, не чувствовать досады, раздражения, горечи, беспокойства, не удивляться тому, что делают вам, не думать, что вам причиняют вред. Оставаться безмятежным и спокойным, когда вас не хвалят, когда вас обвиняют, отвергают, презирают, не понимают, не ценят. Смирение – это принимать жизнь такой, какая она есть. Не выносить суждений, оценок, не отвергать жизнь, Бога, людей, а просто быть и самому признавать себя. И помнить о том, что вы здесь ради этого опыта жизни. Отвергая его, вы теряете возможности, и вам приходится заново проходить не усвоенные уроки. Принимая его, вы находите новые пути и новые вероятности. Вы наполняете свою жизнь смыслом. И таким образом вы растете.
Несмотря на все жизненные обстоятельства, в которых я нахожусь, на все мои невзгоды, трудности, ошибки, неправильные действия, неправильные решения, трусость, неуверенность, несоответствие каким-то стандартам, неумение что-то делать (…добавьте сюда всё, что откликается у вас внутри…), я люблю и принимаю себя, свое тело, свою личность, жизнь, Бога, людей и все свои жизненные обстоятельства, в которых я нахожусь, все свои невзгоды, трудности, ошибки, неправильные действия, неправильные решения, свою трусость, неуверенность, несоответствие каким-то стандартам, неумение что-то делать (…добавьте сюда все, что откликается у вас внутри…)
Потом у Наташи родилась идея поработать с аутистами. Естественно, совершенно бесплатно. И вот, сидим мы в вестибюле нашей инклюзивной школы и обсуждаем детали ее плана, сбиваясь иногда на более абстрактные темы. Добавлю, что Наташа – человек сверхначитанный, даже специально штудировали труды святых отцов. Как-то сам собой разговор принял такой неожиданный оборот.
– Всё мне в православии нравится, кроме одного противного слова, – говорит она мне. – Если б не оно, я бы давно воцерковилась и не пропускала бы ни одной службы.
– Умоляю, что за слово такое, которое главный тормоз? – я напрягла свои извилины.
– Смирение, – отвечает. – Оно везде мне встречалось и особенно раздражало. Его надо заменить. И тогда многие люди типа меня вольются в Церковь.
– Например, чем?
– Ну, хотя бы «скромностью»…
– Но это никак не синонимы. Даже не представляю православия без смирения. Сказано же, без всех добродетелей можно спастись, а без смирения никак.
Короче, поговорили мы так и разошлись. Но этот разговор почему-то никак не выветривался из головы и породил новый вопрос: как отличить истинное смирение от ложного. Кто-то из святых отцов говорил примерно следующее: «Если хочешь проверить, насколько смиренный человек, задень его. Что будет внутри, то и выльет». И захотелось послушать людей поумнее меня с практическим опытом.
Вот что мне написали.
Нина:
– Пример ложного смирения: жена должна слушаться мужа, как сказано в Евангелии. Кроме того, человеку необходимо смириться со своей судьбой. Муж не любит, не заботится, иногда даже рукоприкладством занимается, а жена терпит из ложного смирения. Такая судьба. Да и идти особо некуда. Ни кола, ни двора. Не лишать же детей дома и отца. Истинное смирение: жена таки уходит от такого мужа. Одна, с двумя детьми, в никуда. Надеясь и веря Господу, то есть истинно смирившись. Молча и не жалуясь делает своё дело – работает, трудится, молится, верит. Несет свой крест. И в итоге покупает и дом, и детей на ноги ставит, воспитывает их благочестивыми людьми. И ещё один важный момент: женщина радуется жизни, несмотря на жизненные обстоятельства. Это очень важно – принять жизнь такой, какая она есть, – это и есть смирение, а вовсе не измученно скорбное лицо человека, которому «смиренно» приходится терпеть лишения.
Наталья Аржанцева:
– Ложное смирение – напоказ. Или по своим представлениям (весьма туманным), что есть смирение. Головушка склоненная, в пол смотрит, рта не откроет, тупо «простите-благословите». Или вовсе – навязанная (подсмотренная) модель поведения. Типа субкультуры. Истинное смирение – плод духовной работы, не поведенческое, а внутреннее, вросшее в человека. Оно взращивается параллельно с другими добродетелями и, мне представляется, не может жить отдельно от них. Исходящие от человека мир и покой – например, такие признаки могут служить критерием. И еще, на мой взгляд, важно: смирение – это не идолопоклонство, не скакание на цыпочках перед каким-то человеком, не психологическая зависимость и не бездумная покорность всему и вся. Проблема в том еще, что о смирении очень много говорится и к нему много призывают. Между тем человек не может войти в это состояние по призыву или по желанию своему или кого-либо. Он может только коряво его изобразить. Смирение – это одно, иное – наше представление о нем. Очень важно не путать служение людям с идолопоклонством в лице людей, исполнение заповедей Божьих по отношению к людям – со стремлением потакать всем их капризам. Смирение начинается все же внутри человека, это его внутреннее состояние, проецируемое на ближних уже во вторую очередь. Потому что свет не может не светить. Но центр свечения всегда где-то внутри.
Юлия:
– У нас была няня, очень продвинутая дама, трудилась регентом левого хора у нас в соборе. Врачи ей запретили ходить пешком, были какие-то проблемы с ногами. На автобусе ей было ездить дорого, и она ездила на велосипеде. Но штаны надевать ей было нельзя – старцы же сказали, что не должна женщина носить мужскую одежду. И она представляла собой феерическое зрелище: ноябрь, снег с дождем, по проезжей части едет велик, а на нем в развевающейся длинной черной юбке наша няня… Или ещё про нее история. У нее были сложные отношения с дочерью. Вот как-то она приходит очень грустная, рассказывает: «Ой, мне дочь сказала такие обидные слова! Как же она меня обидела! Нельзя так с матерью – наверное, это бесы! Но ничего, Господь все видит, у нее ведь тоже девочки растут, отольются кошке мышкины слезки!» Спрашиваю, а что, собственно говоря, случилось. Она рассказывает: «Я ей просто вежливо сказала, что с ней ни один мужик не сможет никогда жить!» Не помню, в чем была загвоздка, в порядке в доме, готовке или характере дочки. Замечание попало в точку. С первым мужем та развелась с диким скандалом, в тот момент выходила замуж за второго, все было очень шатко, наклюнулась беременность… И мама очень тактично поддержала дочку в трудный момент. И была очень сильно обижена на резкие слова в ответ.
Вера Мамбауэр:
– Истинное смирение – это когда действительно очень больно (ну, если человек обидел тебя сильно, так обидно, что после разговора с ним едешь кардиограмму делать), а ты потом всё равно прощаешь его. Ни за что. Просто потому что так велел Господь. Потому что Он сам прощал своих обидчиков. И молишься о том, чтобы Он вразумил того человека, даже посылаешь небольшой подарок.
Макс:
– Ложное смирение – это состояние, при котором ты уверен, что наконец достиг смирения. Истинное смирение – уверенность в обратном, и это состояние тобой лично не ощутимо. Истинное смирение – это состояние Бога (человек, даже уверенный в собственном несмирении, всё равно лукав).
Анжелика Камилова:
– Ох, это да, «смиряльщиков» у нас много. У подруги дочка учится в духовном училище, вот где издевательство-то! Моет девочка полы, идёт мимо воспитатель. Не понравилось качество исполнения послушания – для «смирения» было опрокинуто ведро с водой… И так на каждом шагу. Или дежурит человек в храме, вечерняя служба закончилась, все служащие торопятся домой, все ушли, кроме дежурной, которая ждёт единственного мужчину, который прикладывается к иконам. Дежурная посмела его поторопить, ей ещё мыть два здания.Мужчина демонстративно снимает рюкзак, ставит его на пол и начинает обход и прикладывание к иконам заново, даже поднялся на клирос и обошел весь второй этаж… В конце сего паломничества он прочел ей лекцию про смирение.
Зоя Чистикова:
– Смирение – принятие любой жизненной ситуации с миром в душе, без негодования, возмущения и прочих быстровозникающих порывов. Небольшая история на тему. Узнав, что существуют посты, я решила их соблюдать. В голове моментально возникла ужасающая мысль: это же на всю жизнь! И вот, наступил Великий пост. В тот пост я еще не знала, что есть Типикон и все его прелести, и поэтому не ела только молочного, мясного и яиц. Мои отношения с мужем в тот период складывались очень сложно. Война шла не на жизнь, а на смерть без перерыва на обед. И вот, прошла неделя поста, и я вдруг осознаю, что войны нет. Она прекратилась, причем без каких-либо усилий с моей стороны. И как только я обратила на это внимание, тут же со стороны мужа последовал выпад, очень сильный и обидный, как всегда, но чудо: во мне ничего не шевельнулось, я не взвилась, как это обычно бывало, в штопор, я просто тихонько улыбнулась этому. Я не узнавала себя сама. Я смотрела на мужа, который пытался достать меня, со спокойствием, любовью и тихим сожалением, что он это говорит. Мне не было обидно, мне было жаль. Ссоры не случилось. Я была на небе. Мир, такой желанный и долгожданный мир. Закончился пост, всё закончилось. Если бы тогда мне кто-то рассказал, что это Господь посетил меня смирением! Он показал мне, какое оно, как оно прекрасно. С тех пор прошло почти 10 лет. Война не закончилась, она время от времени возвращается, я многое поняла. Я знаю, как выглядит смирение. Но достичь его я не могу. Оно не похоже на послушание, терпение, хорошие отношения. Это другое. Это с неба. Это дар от Бога. Бесценный дар. Какое оно красивое – смирение.
Сама Наташа, с чьей подачи начался этот диспут, считает:
Лично мое мнение таково: подлинное смирение заключается в том, чтобы не смиряться с тем, что оскорбляет образ Христа, не только в самом себе (хотя начинать надо с себя), но и в мире, и в человеке. Просто критичность надо уметь выражать достойными методами. Прямо и просто. И иметь на это смелость. Плюс нужно уметь быть справедливыми, объективными. А вот с этим у нас у всех проблема.
Ложное смирение – значит делать вид, в том числе перед собой, что, дескать, ничего не вижу, не слышу, не понимаю. Не моего, мол, ума это дело, моя хата с краю.
Еще она процитировала слова А.С. Хомякова, православного мыслителя и поэта XIX века:
«Смирение человека, так же как и смирение народа, могут иметь два значения, совершенно противоположные. Человек или народ сознает святость и величие закона нравственного или духовного, которому подчиняет он свое существование; но в то же время признает, что этот закон проявлен им в жизни недостаточно или дурно; что его личные страсти и личные слабости исказили прекрасное и святое дело. Такое смирение велико; такое признание возвышает и укрепляет дух; такое самоосуждение внушает невольно уважение другим людям и другим народам. Но не таково смирение человека или народа, который сознается не только в собственном бессилии, но в бессилии или неполноте нравственного или духовного закона, лежавшего в основе его жизни. Это не смирение, а отречение. Человек разрывает все связи с своей прошедшей жизнию, он перестает быть самим собою; а если он говорит от имени народа, то уже тем самым он от народа отрекается».
А вы как считаете?
P.S. Пока писалась статья, случай вышел. Один наш прихожанин поделился своим ноу-хау.
– Смотри, у меня френды все сплошь священники или опытные миряне.
Я просмотрела его ленту друзей – в глазах зарябило от клобуков и бород. Аватарки с платками попадались как редкие васильки на весеннем поле.
– Я, – говорит Григорий, – их специально собрал.
– Зачем специально? – спрашиваю.
– Во-первых, опыт перенимать, но предварительно я им проверку на смирение устраиваю.
– Это как?
– Старцы говорят, что стоит унизить человека – он сразу свое нутро показывает, начинает отвечать обидчику, психовать, банить. Вот и я их слегка подкалываю, пишу критические комменты и смотрю за реакцией. Но тут главное не переборщить. А так, я тебе по секрету скажу, процентов десять экзамен сдают, остальные режутся. Причем на простых вещах. Они считают, что на их странице должно царствовать только их мнение. А френды обязаны только восхищаться и лайкать.
– Мне тоже такие проверки на вшивость устраивал?
– Конечно. Много раз.
– Ну и?..
– Ты терпишь, но смирения у тебя всё равно нет. Это я тебе как специалист говорю…
Так что не спешите постить иконы и виды церквей, а то не сдадите экзамен Грише на смирение и даже сами того не узнаете, что попадете в список двоечников. Недавно Григорий ушел из фейсбука, т.к. не духовное это дело – в интернете висеть. Но, судя по некоторым комментаторам, кто как вскипает гневом на чьи-то реплики, дело его живет и процветает. Так что прежде чем писать резкий ответ кому-то или банить, подумайте: вы, возможно, под колпаком у Мюллера.
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)11 Найдено 5 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]
Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]
–> СМИРЕНИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
–> смирение
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
–> Смирение состояние полного подданства Богу и воле Божией, душевная открытость для восприятия благодати. С. как противоположность гордыни – ключевая ценность в аскетике православия, фундаментальная установка православного сознания, которая берет за образец духовную позицию Христа.
Источник: Краткий православный словарь.
–>СМИРЕНИЕКротость, покорность, послушание. Важнейшее понятие русской православной духовной культуры. Оно означает самоумаление и самоуничижение человека. Умение человека не превозноситься, не гордиться своими делами, умом, красотой или богатством. Смиренные в православном смысле всегда признают себя хуже других людей. Это помогает человеку видеть в окружающих его людях все их достоинства, любить и уважать. Смиренный человек и сам становится лучше, так как осознает свои недостатки.
Источник: Основы православной культуры. 2011
–>СМИРЕНИЕПрит 15:33). Смирение — добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в Христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым. “Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, говорит ап. Петр, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время” (1Пет 5:5-6). В этом как и во всех прочих отношениях земная жизнь Божественного Спасителя представляет собою для всех нас совершеннейший пример и образец. “Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Филип. 2:8), говорит о Нем ап. Павел. Свящ. Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным, и угрозами различных наказаний для людей гордых.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Показать еще…
Справка по результатам проведения итогового сочинения (изложения)
по русскому языку в 11классе
2019-2020 учебном году
Цель проведения сочинения —
получение допуска к государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования при успешном написании
итогового сочинения (изложения).
Данный вид работы был направлен на
выявление у выпускников широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою
позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и
мировой литературы, уровня речевой культуры, речевых компетенций, практической
грамотности и фактической точности его письменной речи.
Согласно заявлениям обучающихся 11
классов и их родителей на участие в итоговом сочинении было зарегистрировано
10 человек, фактически в промежуточной аттестации приняли
участие 10 человек.
Результаты:
Всего | Писали | Не | Получили | Получили |
учащихся | «ЗАЧЕТ» | «НЕЗАЧЕТ» | ||
10 чел. | 10 чел., 100% | 0 | 10 чел. 100% | 0 чел., 0 % |
Не приняли участия
в итоговой работе 0 человек (0%).
ВЫБОР ВИДА работы определился
следующим образом
Итоговое сочинение | Итоговое изложение |
10 чел. (100 %) | 0 чел. (0 %) |
Итоговое
сочинение
Выбор
тематических направлений:
Тема | Выбрали | Количество |
113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа | ||
202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать | 5 | 50 % |
313. Как Вы понимаете известное утверждение, что | 5 | 50 % |
407. Считаете ли Вы смирение добродетелью? | ||
503. Что мешает взаимопониманию между любящими? |
Анализ результатов итогового сочинения:
Анализ
сочинений по критерию №1 «Соответствие теме»
Критерий №1 является важнейшим:
выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены,
выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит
аргументировано раскрыть. С этой задачей справились 10 человек (100%),
выпускники размышляли над предложенной проблемой, строили высказывание на
основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения.
Литературный материал использовался как основа для собственных размышлений.
Анализ
сочинений по критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий № 2 – один из двух важнейших
параметров оценивания сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно
получить положительную оценку сочинения.
По этому критерию зачёт получили 10
человек (100%). Выпускники обстоятельно аргументировали свои тезисы на
основе двух литературных произведений.
Уместное упоминание имен
персонажей значимых деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа
свидетельствует о хорошем знании текстов произведений. В некоторых работах
прослеживается умение выпускников осмысливать поставленную перед ними проблему
сквозь призму литературного произведения, через его героев и события. Зачет
получили – 10 обучающихся, 100 %.
Критерий
№3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии,
если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или
отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется
«зачет». Зачет получили – 10 обучающихся, 100 %.
Критерий
№4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает
на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно
выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых
штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе
речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет». Зачет получили – 4 обучающихся, 40
%, 6 – получили незачет, 60 %.
Типичные речевые ошибки:
1) употребление слова
в несвойственном ему значении;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) необоснованный пропуск слова;
4) бедность и однообразие синтаксических
конструкций;
5) порядок слов, приводящий к
неоднозначному пониманию предложения;
Критерий
№5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет
оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические,
орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют
чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Зачет
получили – 2 обучающихся, 20 %, 8 – получили незачет, 80 %.
По
данному критерию были зачтены _- работ. Среди орфографических
ошибок следует выделить:
1)
Н и НН в прилагательных, причастиях, отглагольных
прилагательных (влюблена, подавленная, сделанного, жизненных, захваченных и
др.);
2)
раздельное и слитное написание НЕ с прилагательными, причастиями и
существительными (неоднозначный, казался несмелым, нежелание);
3) написание
производных предлогов (в отличие, в заключение)
4) правописание
также (союза) и так же (наречия с частицей)
5) слитное
написание союза чтобы;
6)
слитное и дефисное написание наречий (напрямую,
поистине, втайне, вслед, по-новому, по-другому).
Много было допущено и пунктуационных
ошибок. Среди них:
1)
запятые
при обособленных определениях;
2)
запятые
при обособленных обстоятельствах;
3)
запятая
между частями сложного предложения;
4)
знаки
препинания в предложениях с вводными словами.
Среди
грамматических ошибок, допущенных в работах, отмечены следующие:
1)
нарушение
норм согласования и управления;
2)
нарушение
границ предложения;
3)
неправильное
построение предложений с деепричастным оборотом;
ВЫВОД: результаты
написания итогового сочинения (изложения) признаны удовлетворительными.
Рекомендации:
Учителям
русского языка и литературы
· по
результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных
пробелов;
· организовать
сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;
· организовать
индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного
курса: орфография, пунктуация, синтаксис;
·
усилить
работу на уроках русского языка и литературы по речевому оформлению текста, используя
при этом различные грамматические конструкции, лексику и термины;
·
на
уроках русского языка и литературы, на уроках по развитию речи организовать на
достаточном уровне работу с текстовой информацией, что должно обеспечить
формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст»,
грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать
оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в
тексте;
на
уроках литературы проводить виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор
нужной информации), исследовательские и другие;
совершенствовать
гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и
лингвистической литературой.
Учитель русского
языка и литературы /Латышева А.В./