Считаешь нужным как пишется

Окончив школу, многие из нас забывают изложенные в учебниках правила русского языка, но тем не менее пишут грамотно. в некоторых

Окончив школу, многие из нас забывают изложенные в учебниках правила русского языка, но тем не менее пишут грамотно. В некоторых случаях это врожденное чувство речи, в других – приобретенное ощущение, которое сформировалось на основе тщательно вызубренных и доведенных до автоматизма правил. И порой эти неясно сформированные остатки школьных знаний могут сыграть с нами злую шутку. Как правильно писать: считали или счетали, вытирать или вытерать, замирать или замерать?

школьная доска

Проверочные слова

Счетали или считали, если проверочное – «счет»? Многие со школьных лет помнят правило о проверочных словах. Если корень глагола имеет безударную гласную, а на слух практически невозможно ее определить, то необходимо воспользоваться проверочным словом. Требования к нему очень просты: оно обязано быть однокоренным, а ударение должно падать на неизвестную букву. Например: поглощение – гло́тка, умалять – ма́ло и т. д.

В разговорной речи слово «поглощение» чаще всего звучит как «поглАщение», а «умалять», то бишь, принижать, имеет брата по звучанию, но совсем не родственника по смыслу – это слово «умолять», что значит молить, упрашивать. Первое проверяется словом «мАло», а второе – «мОлится».

учительница на уроке

Если это правило не помогает…

Как пишутся слова «считать», «протирать», «умирать»? Чувствуется, что во всех примерах присутствует буква И, но ведь проверочные слова – «счет», «терка» и «смерть». В чем же дело?

Все слова, в которых гласная в корне безударная и вызывает сомнения относительно ее написания, разделяют на три основные группы:

  • можно проверить с помощью однокоренного слова с ударной гласной;
  • гласная в корне чередуется (эти правила нужно запомнить);
  • никак не проверяется.

Проверяемые гласные в корне слова, к сожалению, не всегда нас могут выручить.

Например, «апельсин», «коридор», «критерий», «капюшон» и многие другие заимствованные слова чаще всего вызывают вопрос у русского человека касательно их написания. Естественно, если порыться в этимологии, то проверочные слова найдешь, но это намного сложнее, чем запомнить.

школьные тетради

Когда гласная И чередуется с Е в корне?

Если в слове присутствуют корни: пер-, дер-, тер-, мер-, бер-, жег-, блес-, чет-, стел-, стер-, то буква Е сменится на И, если после корня будет стоять суффикс -а-.

Как пишутся слова: «считать», «забирать», «упираться», «обжигаться»? С буквой И! Потому что после корней чит-, бир-, пир- и жиг- следует суффикс -а-. Подсчет, но считать; заберет, но забирать; упертый, но упираться и т .д.

Фактически в таких случаях корень бер- видоизменяется на бир-; пер- меняется на пир-; дер- замещается дир-; тер- на тир-; мер- на мир-; жег- на жиг-; стел- на стил-; стер- на стир-, блес- на блис-; чет- на чит-.

Как видим, проверяемые гласные в корне слова здесь не помогут никак, это правило нужно выучить или научиться чувствовать русский язык.

цветные буквы

Примеры

Чтобы больше никогда не путать, как правильно: считали или счетали, убирали или уберали, стилили или стелили, нужно запомнить вышеперечисленные корни.

Корень бер-: берет, вберет, взберется, выберет, отберет, переберет, заберет, доберет, изберет и т.д. Но брать, вбирать, взбираться, выбирать и т. д.

Корень пер-: выпереть, допереть, запереть, напереть, подпереть, отпереть, опереть, перила, взаперти. Но допирать, запирать, напирать, подпирать, отпирать, опираться и т.д.

Корень дер-: выдерет, задерет, отдерет, раздерет, сдерет, придерется, подерется. Но выдирать, задирать, раздирать, сдирать, придираться и т. д.

Корень блес-: блеснуть, проблеснуть, блесна, проблеск, блестеть. Но блистать, блистание, блистательный и т. д.

Корень жег(ч)-: выжегшая, выжечь, поджег, ожег (что сделал?), ожог (след на коже, рана). Но зажигать, обжигаться, пережигать, выжигание, зажигание и т. д.

Корень мер-: замереть, умереть, смерть, омертветь, умертвить, мертвец, замертво, смертельная. Но умирать, замирать, отмирать, вымирать и т. д.

Корень стел-: застелить, перестелить, простелить, настелить. Но выстилать, перестилать, подстилать, расстилать, устилать и т. д.

Корень стер-: простереться, но простираться.

Корень тер-: вытереть, дотереть, затереть, натереть, подтереть, протереть, растереть. Но вытирать, дотирать, затирать, натирать, подтирать, протирать, растирать и т. д.

Корень чет(с)-: счет, чета, вычесть. Но считать, насчитать, отсчитать, рассчитать, пересчитать, почитание, предпочитать и т.д.

По этом же принципу нужно формировать и другие слова.

Проверочное слово

К слову «считать», как и к остальным все-таки можно подобрать проверочное слово, например «пересчИтывать». Но это ловушка, так как мы привыкли, что такие «выручалки» более короткие и часто состоят лишь из одного корня. Вряд ли сразу на ум придет такое длинное слово с префиксом и несколькими суффиксами. Скорее всего, в голову взбредет слово «счет» и собьет нас с верного пути.

ПерБер ТерДер МерЖегЧетСтел блестит. Такую незамысловатую считалку предлагают запомнить ученикам в школе, чтобы в дальнейшем подобных трудностей не возникало.

перо и тетрадь

Другие чередования букв в корне слова

Не только Е может меняться на И, но и О может меняться на А. Загар, но загорать; наклон, но накланяться, изложения, но излагать. Как же все запутанно…

Не стоит пугаться. Во-первых, О и А лучше прослушиваются, а, следовательно, шансов сделать ошибку гораздо меньше, во-вторых, есть несколько четко сформулированных правил, которые помогут в этом вопросе.

Без ударения пишется буква О в корнях: гор-, клон-, твор- и плов- (и лишь в корне зор- в безударном положении пишется А). С ударением — буква А (в случае с корнем зар- все наоборот).

Иногда О меняется на А, опираясь на тонкий контекст слова: вымокнуть, но обмакнуть; равные условия, но ровная тропа.

Если объект пропитался жидкостью, пропустил ее через себя, то используется корень мок-; если объект погружают в жидкость, то используется мак-.

Корень равн- присутствует в том случае, если существует два объекта или величины, которые нужно сравнить: сравнивать, уравнять (но поровну и ровесник); если речь идет о поверхности, то корректнее использовать корень ровн-: ровная дорога, сровнять с землей (но равнина).

Напомнив себе данные правила, вы больше не будете задаваться вопросом о том, как правильно — счетали или считали, затирать или затерать, зажигать или зажегать.

Правильный вариант написания слова: считаешь

Правило

Проверочное слово: считывать.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова считаешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: считать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Когда я говорю, что у меня нет ни тени художественного таланта и что моя повесть очень слаба по исполнению, ты не вздумай заключить, будто я объясняю тебе, что я хуже тех твоих повествователей, которых ты считаешь великими, а…

«Что делать» — Чернышевский Николай

А еще считаешь себя порядочным человеком, про других говоришь: тот не так себя ведет, другой смешон. А что может быть хуже моего-то поведения?

«Неожиданный случай» — Островский Александр

Кончили партию. Большой проиграл, кричит на меня: — Ты, — говорит, — все врешь: не так считаешь, по сторонам смотришь. Бранится, кий шваркнул и ушел.

Записки маркёра — Толстой Л.Н. полное содержание онлайн

Похожие слова

  • Счетчик слов для сочинения
  • Счастье должно быть тихим рассказ на дзен продолжение
  • Счастье должно быть тихим рассказ глава 111
  • Счастливый мальчик иранская народная сказка презентация 2 класс
  • Сценка сказка на день матери