– Так ты можешь и показать сон?! – Моему удивлению не было предела.
Моей радости не было предела. Как я боялся, что она равнодушно отнесётся ко всей этой истории!
– А по-моему, вовсе нет. Она не ест колбасу, представляете? – Колбаскиному возмущению не было предела.
Мечтать о своём будущем и претворять мечты в реальность – это вдохновляющий процесс, а если делать это вдвоём или с подросшими детьми, семейному счастью не будет предела.
Река разливалась всё шире, вода поднималась, и мальчишеским восторгам не было предела.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова призвук (существительное):
Как бы то ни было, моему изумлению не было предела, когда, пройдя военную службу, я пришёл работать в банк и увидел там отца совсем другим, не таким, каким он был дома.
Моему разочарованию не было предела – вода только называлась холодной, изо всех кранов текла одинаковая, примерно сорокаградусная желтоватая жидкость.
Его удивлению просто не было предела, и только слова эльфийки смогли убедить его в том, что сын не врёт.
При этом он требовал от всех подчинения, его разнузданным фантазиям не было предела.
Если же вы закупили фейерверки, то восторгу детей не будет предела!
Поэтому я, конечно же, её не повесил. Моему любопытству не было предела.
– Мерзкий старикашка! – Её ярости не было предела. – Она приходила к тебе?!
Очевидно, что это никогда не было пределом мечтаний, но наши собственные исследования рабочей среды показали нам, что, даже если бы человек захотел, это уже невозможно.
И иногда придумывали такие истории про пельмени, что удивлению выслушавших их людей не было предела.
Радости родителей не было предела, они бросились обнимать запропавшего сына.
Удивлению публики не было предела, когда выяснилось, что с помощью этих странных брусочков с нанесёнными на них цифрами можно выполнять не только умножение, но и деление, а также извлекать квадратные корни.
Тогда твой друг расскажет что-то новое, и удивлению ребят не будет предела.
Счастью девушки не было предела.
– Ты—то, ты—то как его упустил?! – моему негодованию не было предела.
Его золотые копыта едва касались облаков, выбивая звёздную пыль, а сам он был так грациозен, что моему восхищению не было предела!
Восторгам девочки не было предела.
Ты сам понимаешь, что нашему горю не было предела!
А когда мать принца узнала, что девушка ещё и дочь падишаха, то её счастью и вовсе не было предела.
Разочарованию юноши не было предела!
Во время всей этой подготовки я готовила «речь», что скажу маме ребёнка до, и даже после занятия с ребёнком. Волнению не было предела.
Ему удалось в самом деле выглядеть старым; восхищению нашего героя не было пределов.
Радости чужеземного короля не было предела.
– До скорого? – моему удивлению и злости не было предела. – Надеюсь мы с вами никогда не увидимся.
А если вы ещё подскажете безопасный путь, то моей благодарности не будет предела.
– Вроде же одна только статья вышла, – моему недоумению не было предела. Давно же забыли об этом.
Радости моей тогда не было предела – трущобы меня отпустили, хотя в них самих, в их гуще среди индусов ещё не побывал.
Когда же в письме оказалось приглашение занять должность профессора по курсу истории артефактов, восторгу молодой женщины не было предела.
Радости мальчишки не было предела, и тут же было решено принести трофей в школу, чтобы пугать девчонок и возбуждать зависть одноклассников.
Когда она обнаружила, что во дворе вокруг костров собрались чужие люди, её удивлению и досаде не было предела.
К тому же печенеги договор не соблюдали, а алчности и вероломству их князей не было предела.
Потом второй, третий, казалось бы, всего через два года я стану высококвалифицированным специалистом, офицером, гордости не было предела…
Моему смущению не было предела после услышанного, действительно, моё поведение оставляло желать лучшего, сейчас события двухдневной давности воспринимались, как будто случившееся было нереально и происходило не со мной.
Её удивлению и обиде не было предела, когда прибавка к зарплате составила 100 рублей, а потенциальное место работы быстро занял другой человек.
Когда ноги почувствовали песчаное дно, облегчению не было предела.
– Магия? Волшебство? Вы серьёзно? – Потрясению сестры не было предела. – Мне казалось, я уже ничему не удивлюсь. И что, без амулета серьёзно – никак?
– Ух, ты! – это всё, что смог выдавить из себя видавший ещё и не такое разведчик. Эмоциям капитана не было предела.
Впоследствии один из друзей SF улучшил его результат до 102 цифр, причём это явно не был предел его возможностей.
Ибо мальчик будет сильнее самых сильных и его гневу не будет предела.
– Нет! – отчаянью не было предела, когда она врезалась в стол, придвинутый вплотную к двери. – Нет…
Радости парней не было предела.
– Что значит – перезвонишь?! – возмущению подруги не было предела. – Это же срочно! Прямо сейчас говори мне номер паспорта, и когда и кем выдан, и…
Его ужасу не было предела.
Тут её удивлению уже не было предела.
Ему показалось, что раздражению не было предела, поэтому он решил, что сейчас лучше согласиться.
– Инна Липовна, по образованию вы биолог?
– Я училась в пединституте на специальности «преподаватель биологии и химии» и любила биологию в любом виде. Но почему-то мне всегда больше нравились низкоорганизованные живые существа. Мне какая-нибудь каракатица или инфузория милее, чем птица или кошка. А потом я работала в химическом институте, испытывала ядохимикаты на плесневых грибках и на жуках, которые водятся в зерне. У меня есть несколько авторских свидетельств на новые препараты и знак «Изобретатель СССР».
Но до того, как стать биологом, я окончила библиотечный техникум. Я в детстве очень любила читать. Правда, совсем не то, что советовали в школе. Раз говорят, что надо что-то прочитать обязательно, значит, это «невкусно». «Вкусное» – оно, как правило, существовало за пределами школы. Помню, как я впервые прочитала Джека Лондона: «Надо же, сама училка такую книгу посоветовала!»
– А свои любимые детские книги помните?
– Я хорошо помню «Волшебника Изумрудного города». Я в детстве серьезно болела и учиться начала в санаторной школе. Вот там нам и читали вслух «Волшебника». И меня дразнили «Инда-Бастинда». А когда я подросла, то очень полюбила книгу «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн. Она мне казалась такой теплой и правдивой, открывала такие стороны жизни, о которых я раньше не задумывалась. Еще я очень любила научно-популярные книги: «В стране дремучих трав» Брагина, «Драматическую медицину» Глязера, «Охотников за микробами» Поля де Крюи про открытие микроорганизмов и борьбу с болезнями – это же века работы! И вдруг я оказываюсь «внутри». Из-за своей любви к чтению я в библиотечный техникум и пошла. А что такое библиотечный техникум в те годы? Считалось, что в библиотечный техникум идут, потому что любят книгу, а в библиотечный институт – потому что не любят математику. В нашем техникуме в то время преподавали очень яркие люди. Интереснейшие личности! Если в школе я отличницей была, то в техникуме почувствовала себя каким-то крестьянином с завалинки среди академиков. Счастью не было предела! Я была в восторге оттого, что меня в такое место допустили. И мы, конечно, очень гордились своим техникумом. У нас был клуб «Лоцманы книжных морей» – ЛКМ. И тогда мне в руки попали и «Один день Ивана Денисовича», и «Мастер и Маргарита», и книги И. Грековой, которые я очень любила, «Дамский мастер» и всякое другое. Мы читали ночами: книги давали друг другу на ночь.
– Читаете ли вы современные детские книги?
– Недавно мне настоятельно посоветовали «Альдабру, черепаху, которая любила Шекспира» Сильваны Гандольфи. Я прочитала и сильно разозлилась. Есть вещи, которые с тобой рано или поздно произойдут. Но для чего об этом говорить заранее? Зачем? Мне показалось, это ужасно: такая книга – настоящая трагедия для ребенка. Прочитать такую книгу все равно, что подвесить над своей головой дамоклов меч. Всю оставшуюся жизнь будешь жить с этим ощущением. Разве вы не знаете: ребенок никогда не умрет! Что бы вы там не говорили!
А потом, спустя время, я смирилась с этой «Черепахой». Мне подумалось, что о смерти тоже надо говорить. Мало ли ведь какие бывают обстоятельства. Бабушка, которая превращается в черепаху, тем не менее ‒ родная и ты ее любишь, и она не может умереть… Помните рассказ Драгунского «На Садовой большое движение»? Мне кажется, чем-то он похож на «Альдабру».
Хотя я, честно говоря, не уверена, что «надо» непременно поднимать такие темы в детской литературе. Бывает, что книга в какой-то момент трогает в душе некие струны, попадает в настроение, и ты вдруг понимаешь что-то. Но вообще-то разговор о смерти – не детский разговор. Да и не взрослый.
– А с каким читателем вы ведете «детский разговор» в своих стихах?
– Мой читатель маленький, он первоклассник-четвероклассник или ходит в старшую группу детского сада. Я знаю писателей, которые застряли в юношеском возрасте. И только для этого возраста могут писать. А я вот застряла в дошкольном детстве. Видно, не доиграла в свои 6–9 лет и теперь доигрываю. У меня много стихов-«обманок».
Например: «Сидит ворон на суку и кричит…?»
«У кролика густая шерсть. А сколько лапок? Ровно…?»
Я хочу, чтобы ребенок учился чувствовать рифмы и не поддавался внушению извне.
Когда мой племянник учился читать, я специально написала вот это стихотворение, в котором меняется всего одна буква, а с ней – весь смысл. Оно начинается так:
Самое круглое слово:
ШАР, ШАР, ШАР.
Самое жаркое слово:
ЖАР, ЖАР, ЖАР.
Самое лёгкое слово:
ПАР, ПАР, ПАР.
А у вороны главное слово:
КАР! КАР! КАР!..
Очень важно, чтобы у ребенка развивалось чувство родного языка. Он открывает для себя возможности конструировать новые слова и понимать, почему, за счет чего получается смешно. Тогда он сможет понять, в чем прелесть «глокой куздры».
– Книжки, адресованные маленьким детям, как правило, иллюстрированные. И ваши книги выходят с картинками. Случается ли, что вам не нравятся иллюстрации к вашим стихам?
– Чаще всего иллюстрации мне совершенно не нравятся. Когда готовилась к печати моя первая книжка, в издательстве решили: раз я впервые издающийся поэт, то пусть картинки к моим стихам рисует начинающий иллюстратор. В общем-то, неплохая идея.
Но в книге было стихотворение:
– Как тебя зовут, ворона?
– Карр-повна!
– Что ты делаешь, ворона?
– Карр-каю!
– Что ж кричишь, как на пожар?
– Нрр-равится!
Карр-роша я!
Карр-роша!
Карр-расавица!
Художница нарисовала банальную ворону-цыганку в цветном платке. И я попросила ее изобразить такую стильную «Жанну Агузарову» со всеми ее примочками, со всеми ее косичками, и чтобы тысяча перстней на пальцах. Были и удачные картинки. Зато обложка… Книга называлась «Это я говорю», но на обложке почему-то был нарисован слон. И на задней сторонке переплета почему-то изображалось то, что сзади у слона. Наверное, из соображений, что дети иначе не поймут, как он выглядит сзади.
Всю жизнь я борюсь с художниками и издателями за обложки. Ведь книга не обязательно попадает к ребенку в руки передней стороной обложки. Возьмет не так, как думалось издателю, а на обложке ‒ либо слоновья задница, либо реклама. Захочет он после этого такую книгу смотреть? Попросит ее почитать?
– А о чем вам больше всего нравится писать? Есть ли у вас любимые темы?
– Пишу обо всем, что приходит в голову. Люблю, когда приходит в голову какая-нибудь яркая идея, когда можно поиграть словами: сова – совочки, корова – каравай и так далее. Мне нравится, когда возникают забавные идеи, вроде «Царь Шоколад воевал до обеда». Или «Поросячий рэп». Но люблю и пейзажные стихотворения.
Хотя я помню, как Агния Барто рассказывала: приходит к ней какой-нибудь начинающий детский поэт со стихами, она спрашивает: «У вас есть стихи про дождик? – Есть. ‒ А про солнышко, про грибы? – Да, про солнышко, про грибы, про петуха…– Вот эти выкиньте, а остальные показывайте».
Но мне все-таки хочется иногда – про дождик. Правда, стараюсь, чтобы мой дождик от всех остальных отличался.
А я ведь и прозу пишу: сказки, книги о животных, например: «Замечательные родители и их удивительные детеныши».
– Есть ли у вас любимое «лекарство» от плохого настроения?
– Книга – лучшее лекарство от плохого настроения. Это Марина Бородицкая доказала своей радиопередачей «Литературная аптека». И у меня такие книги есть. Берешь хорошую фантастику… Или вот: еще в советское время мне посчастливилось купить «Петьку-микроба» Григория Остера. (Где, вы думаете? За границей! Болгарский книжный магазин в то время показался мне земным раем: чего там только не было! А в СССР хорошую книгу было достать непросто.) Так вот этот «Петька-микроб» до сих пор служит мне лекарством от плохого настроения.
– А какое средство вы бы посоветовали своим читателям?
– Приоткройте детям дверцу в мир литературы, и они побывают в прошлом и будущем, откроют страны, неведомые географам и удивительных героев. Читайте вместе – станьте родными по духу!
Беседу вела Алёна Васнецова
Фото Галины Соловьёвой
В мае этого года, в разгар пандемии коронавируса, Инна Гамазкова ушла из жизни.
Редакция «Папмамбука» выражает искренние собоолезнования ее родным и близким.
Для нас Инна Гамазкова останется ярким поэтом и литературным деятелем.
_____________________________
Некоторые книги Инны Гамазковой:
Азбука в загадках и обманках »
Приключения принцессы-рыбки »
Животные. Кто самый-самый? »
Животные: помощники и друзья »
Слова «предел» и «придел» обозначают совершенно разные предметы, и путать их ни в коем случае нельзя. Первое применяется как к материальным (оборудованной границе государства, например), так и к умозрительным предметам, а второе наделено сугубо вещественным наполнением – так называется культовая пристройка к храму.
Значения
Слово «предел» (правильно пишется с приставкой «пре-») употребляется в следующих значениях:
- Некая грань, граничная черта, обозначенная явно или нет: «за пределами Родины»; «предел проезжего пути». Синоним «граница». Частичные синонимы «край», «окаймление» (для пределов, не обустроенных рукотворными сооружениями – «холмистые пределы [холмистое окаймление] долины», «предел продвижения по склону», и т.п.), «рубеж» (преимущественно для специально обустроенных пределов – «пределы пастбища видны по изгороди»).
- Крайняя степень, конечный этап процесса, последнее в череде событий: «предел мечтаний [возможностей, допустимого, желаний, сил, совершенства, терпения, и т.п.]», «предел совершенствования конструкции»; «Будет ли предел твоим выходкам?!». Синоним «верх»; частичные «грань», «край», «максимум», «рубеж».
- Численное значение, к которому стремится числовая последовательность, ряд, функция: «Число π получено как общий предел последовательностей, к которому стремятся суммы длин сторон правильных многоугольников, вписанных в окружность и описанных вокруг неё, при неограниченном увеличении их количества». Синонимы «лимит», lim (в специальной литературе). Не путать предел функции с её асимптотой и экстремумами (максимумами, минимумами)!
- Малая родина, родные края, домашний очаг в смысле родной дом, как-то отграниченную область пространства, (употребляется обычно во множественном числе): «Вернувшись в родные пределы, я поразился произошедшим в них изменениям». Частичные синонимы «край», «страна».
- Устоявшееся (стабильное) состояние (также преимущественно во множественном числе): «Рождение ребёнка поначалу выбило нас из колеи, но со временем наша жизнь вошла в новые, ставшие привычными пределы». Частичные синонимы «колея», «русло» (иносказательные).
А что значит «придел»?
Придел храма это пристройка к нему, служащая для отправления культовых надобностей, когда проводить служение в главном храмовом сооружении по каким-либо причинам нежелательно. Писать слово «придел» нужно с приставкой «при-». Приделы христианских храмов бывают в общем таких типов:
- Так называемые летние церкви, сооружаемые при приходских церквях (слева на рис.). Служат в летнем приделе не только в холодное время года ради экономии на отоплении, но и каждодневно при небольшом наплыве прихожан, однако праздничные службы проводятся неизменно в главном храме. Христианский летний придел сооружается, как правило, с южной или северной стороны основной церкви, чтобы алтарь можно было поставить у восточной и молящиеся стояли лицом туда, как и положено. Частичные синонимы «застенок» (если придел имеет общую стену с главным храмом), «капелла» (застенок в католическом храме), «неф» (у католиков – придел, отделённый от основного культового пространства не глухой стеной, но аркой и/или колоннами).
- Самостоятельное культовое сооружение в составе храмового комплекса, (посвящённое обычно одному святому или священному событию), службы в котором могут проводиться параллельно (наряду) с таковыми в главном храме. Справа на рис. указаны приделы комплекса Василия Блаженного. Частичный синоним «церковь».
- Открытая вовнутрь пристройка к соборной церкви, служащая для совершения отдельных культовых действ (исповеди, крещения, причащения, или хранения культовых принадлежностей). Частичные синонимы соответственно назначению «исповедальня», «крещальня» («баптистерий» у католиков), «ризница», и др.
Примечание: не путайте придел храма с притвором к нему, который в сущности прихожая в храме.
Грамматика
Слово «предел» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из приставки «пре-» и корень «-дел». Рядом современных лингвистов признаётся состоящим из одного лишь корня, но «придел» представляет собой явное тому противоречие. Разделение переносами пре-де́л. Падежные формы:
- Именительный: преде́л (ед. ч.); преде́лы (мн. ч.).
- Родительный: преде́ла (ед. ч.); преде́лов (мн. ч.).
- Дательный: преде́лу (ед. ч.); преде́лам (мн. ч.).
- Винительный преде́л (ед. ч.); преде́лы (мн. ч.).
- Творительный: преде́лом (ед. ч.); преде́лами (мн. ч.).
- Предложный: <о, об, в, на, при> преде́ле (ед. ч.); <о, об, в, на, при> преде́лах (мн. ч.).
Существительное «придел» отличается только другой приставкой – «при-»; склоняется аналогично.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
- С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
- С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
- С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
- С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
- Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
- Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
- Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
- Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
- Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
- В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
- После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
- НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
- НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!