Сборник темные аллеи сборник рассказов читать

Автор на чтение 14 мин. просмотров 3 опубликовано 02.03.2021 9автор:иван бунингод: 2008 объм: 219 стр.жанр:классическая литература / приключенияскачать краткое описание

На чтение 14 мин. Просмотров 3 Опубликовано

1587822363_61713434_temnyie-allei-ast.jpg

9Автор:Иван БунинГод: 2008 Объём: 219 стр.Жанр:Классическая литература / ПриключенияСкачать

Краткое описание

Перед тем, как скачать книгу Темные аллеи fb2 или epub, прочти о чем она: Книги этой серии станут прекрасным подарком для юной леди, потому что они рассказывают о любви словами великих писателей.

Cкачать Темные аллеи бесплатно в fb2, pdf без регистрации

Читать книгу Темные аллеи полная версия

Читать онлайнрекомендуем прочесть1581323147_cover.jpg

Очень тёмные дела Лолита Аттила Невероятные приключения кота Сократа Королева Марго Публикации раздела Литература

«Настоящая любовь никогда не заканчивается браком», — писал Иван Бунин, чей цикл рассказов «Темные аллеи» до сих пор остается одной из самых популярных книг о любви. К 150-летию со дня рождения нобелевского лауреата Ирина Кочергина, кандидат филологических наук и преподаватель русского языка и литературы московской школы №57, рассказала порталу «Культура.РФ», на какие детали нужно обратить внимание, чтобы раскрыть все тайны знаменитого рассказа «Темные аллеи».

История создания

Иван БунинПоэтПисательРоссия

Контрастно неприглядному пейзажу Бунин описывает избу Надежды. В ней сухо и опрятно, пахнет щами с «разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом», а основу цветовой гаммы интерьера составляют белизна стен и золото иконы. Весь быт Надежды очень прост, как «суровая» (то есть из грубой ткани) скатерть, который покрыт стол.

В этой уютной атмосфере Николая Алексеевича охватывают воспоминания о любви к Надежде:

«— Ах, как хороша ты была! — сказал он, качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

— Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть».

И в этот момент рассказа подробные бунинские описания приобретают символическое значение. Перед Николаем Алексеевичем встают унылая осенняя дорога, с которой ассоциируется его собственный жизненный путь, и беленая изба — символ другой жизни, жизни с Надеждой, которую он мог бы выбрать 30 лет назад.

«Жену я без памяти любил, — рассказывает Николай Алексеевич бывшей возлюбленной. — А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история».

Так читатель узнает, что судьба героя была нелегкой, и начинает по романтической традиции предполагать, что Николай Алексеевич вот-вот поймет, что упустил свое счастье, когда расстался с Надеждой. Однако в конце рассказа генерал думает: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Читайте также:

Так в рассказе Бунина оказывается, что два противоположных мира — утонченный мир барской усадьбы и «суровый» мир крестьянской избы — не может соединить даже любовь.

Можно предположить, что это несходство двух миров — аллегория трагического и непреодолимого разлома революции, который пролег между ними. Однако подобных прямых аналогий лучше не проводить: в бунинском тексте содержится лишь намек на возможность такой трактовки, а не ее подтверждение.

Интертекстуальность рассказа

Иван Бунин намеренно построил повествование «Темных аллей» не совсем обычно. Рассказ открывает сцена на постоялом дворе почтовой станции. У опытного читателя она мгновенно вызывает прочный ассоциативный ряд: почтовая станция — девушка — любовь — барин, — и в памяти встает сюжет «Станционного смотрителя»Александра Пушкина.

Далее в разговоре с Николаем Алексеевичем Надежда признается, что «хотела руки на себя наложить». И в воображении возникает образ брошенной барином крестьянской девушки — прямиком из повести «Бедная Лиза»Николая Карамзина, в которой утверждается, что «и крестьянки любить умеют».

Символично и имя главного героя. Надежда вспоминает, как в молодости называла его Николенькой — а Николенькой Иртеньевым зовут молодого барчука из автобиографической трилогии Льва Толстого«Детство. Отрочество. Юность»: там не раз звучит тема любви, в том числе несчастливой.

Другой важный для Бунина «литературный» Николай — это поэт и революционер-демократ Николай Огарев. Именно его стихотворение «Обыкновенная повесть» цитирует герой рассказа:

Однако от всех этих и многих других классических произведений русской литературы о несчастной любви «Темные аллеи» отличает одна ключевая деталь — образ главной героини. Надежда совершенно не похожа на «чувствительную» крестьянку или тургеневскую барышню. Она, как говорит кучер Клим, «баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».

Так для чего Бунин помещает в свой рассказ столько отсылок к известным произведениям русской классики, если и его героиня не та же, и история не о том же? Может показаться, что здесь писатель, опережая время, прибегает к популярному постмодернистскому приему литературной игры и предлагает читателю получить удовольствие не только от самого рассказа, но и от процесса «разгадывания» всех аллюзий в тексте.

Однако на самом деле игра с читателем не является целью Бунина. Отсылки создают настроение «Темных аллей» и, заставляя читателя вспомнить уже знакомые истории о драматичной любви, помогают прочувствовать смутные сожаления о скоротечности жизни, о горечи любви, о том, что счастье мимолетно и невозвратно.

Евгений Пономарев, исследователь бунинского творчества, отметил, что интертекст является одним из приемов позднего творчества писателя. В этих отсылках и аллюзиях, перекличках и диалогах звучат вечные вопросы, и потому современные читатели так часто возвращаются к бунинской прозе — чтобы вновь пережить любимые сцены из русской классики и важные мгновения собственной жизни.

Беседовала Екатерина Тарасова

Смотрите также

Что почитать летом: 10 классических книгО запретной любви, пошлости офицерской жизни, сумасшествии и фантастическом будущемРусские герои в зарубежной литературеКак Жюль Верн придумал второе татарское нашествие, а Александр Дюма описал восстание декабристовКак переживали изоляцию русские писатели и их героиРассказываем о затворничестве Лермонтова, Достоевского и НабоковаВоспоминания русских писателей о детствеАвтобиографии Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Владимира НабоковаКак читать НабоковаРодина, шахматы, бабочки и цвет в его романах«Высокий, красивый, с изумрудными глазами сказочного сокола»Самые интересные ответы Владимира Набокова из интервью прошлых летРильке и Россия5 экспонатов выставки в Гослитмузее5 историй из жизни ТургеневаКак писатель спасался с горящего парохода и скрывался от слежкиНеобычные хобби русских писателейЖивопись, рукоделие, бабочки и авиацияУсадьбы и дачи в произведениях русских классиковВспоминаем, кто из писателей поместил героев своих произведений в загородные домаУроки добротыСказки Константина Паустовского в мультипликацииЛитературные мастер-классы ЧеховаКак писатель воспитывал Горького, Бунина, Куприна и других известных авторовЧехов, Брюсов и Хармс: три эпистолярных романа известных писателейПрекрасные письма о любвиРусские романы эпохи «Евгения Онегина»Вспоминаем русские романы, которые были популярны в первую треть XIX векаПервая в профессии: поэтесса Анна БунинаПервая русская поэтесса, которая зарабатывала на жизнь литературным творчеством

Сказки для детей > Рассказы для детей > Иван Бунин: Рассказы > Иван Бунин — Темные аллеи: Сборник рассказов

Список сказок и рассказов:

 Иван Бунин — Чистый понедельник

</li>

Иван Бунин — Темные аллеи

</li>

Иван Бунин — Баллада

</li>

Иван Бунин — Степа

</li>

Иван Бунин — Муза

</li>

Иван Бунин — Поздний час

</li>

Иван Бунин — Руся

</li>

Иван Бунин — Красавица

</li>

Иван Бунин — Дурочка

</li>

Иван Бунин — Антигона

</li>

Иван Бунин — Смарагд

</li>

Иван Бунин — Волки

</li>

Иван Бунин — Визитные карточки

</li>

Иван Бунин — Зойка и Валерия

</li>

Иван Бунин — Таня

</li>

Иван Бунин — В Париже

</li>

Иван Бунин — Галя Ганская

</li>

Иван Бунин — Генрих

</li>

Иван Бунин — Натали

</li>

Иван Бунин — В одной знакомой улице

</li>

Иван Бунин — Речной трактир

</li>

Иван Бунин — Кума

</li>

Иван Бунин — Начало

</li>

Иван Бунин — Дубки

</li>

Иван Бунин — Мадрид

</li>

Иван Бунин — Второй кофейник

</li>

Иван Бунин — Пароход «Саратов»

</li>

Иван Бунин — Ворон

</li>

Иван Бунин — Камарг

</li>

Иван Бунин — Сто рупий

</li>

Иван Бунин — Месть

</li>

Иван Бунин — Качели

</li>

Иван Бунин — Часовня

</li>

Иван Бунин — Весной, в Иудее

</li>

Иван Бунин — Ночлег

</li>

Иван Бунин — Кавказ

</li>

Иван Бунин — Холодная осень

</li></ol>

Иван Бунин — Темные аллеи: Сборник рассказов: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Конец

Книга закончилась. Надеемся, Вы провели время с удовольствием!

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:

  • Темные аллеи 1
  • Часть первая 1
  • Темные аллеи 1
  • Кавказ 2
  • Баллада 4
  • Степа 6
  • Муза 8
  • Поздний час 10
  • Часть вторая 12
  • Руся 12
  • Красавица 15
  • Дурочка 16
  • Антигона 16
  • Смарагд 19
  • Волки 19
  • Визитные карточки 20
  • Зойка и Валерия 22
  • Таня 27
  • В Париже 33
  • Галя Ганская 36
  • Генрих 38
  • Натали 43
  • Часть третья 52
  • В одной знакомой улице 52
  • Речной трактир 53
  • Кума 55
  • Начало 56
  • «Дубки» 57
  • «Мадрид» 58
  • Второй кофейник 60
  • Холодная осень 61
  • Пароход «Саратов» 62
  • Ворон 64
  • Камарг 66
  • Сто рупий 66
  • Месть 67
  • Качели 70
  • Чистый понедельник 70
  • Часовня 75
  • Весной, в Иудее 75
  • Ночлег 77
  • Рассказы 1931-1952 79
  • История с чемоданом 79
  • Прекраснейшая солнца 81
  • «Остров сирен» 83
  • Жилет пана Михольского 85
  • Молодость и старость 86
  • Возвращаясь в Рим 88
  • Апрель 88
  • Мистраль 92
  • Три рубля 93
  • Памятный бал 95
  • Ловчий 96
  • Полуденный жар 98
  • «В такую ночь…» 99
  • Алупка 100
  • В Альпах 101
  • Легенда 101
  • «Un реtit accident»[23] 101

Ширина: 100% <label>Выравнивать текст</label>

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» был написан в 1938 году и вошел в сборник рассказов «Темные аллеи», посвященных теме любви. Впервые опубликовали произведение в 1943 году в нью-йоркском издании «Новая земля». Рассказ «Темные аллеи» написан в традициях литературного направления неореализм.

Прочитать онлайн краткое содержание «Темные аллеи» Бунина можно на нашем сайте.

Главные герои

Николай Алексеевичвысокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына.

Надеждаженщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж.

Клим кучер Николая Алексеевича.

Краткое содержание

«В холодное осеннее ненастье» к длинной избе, расположенной у одной из дорог Тулы, подъехал «закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом». Изба была поделена на две половины: почтовую станцию и частную горницу (постоялый двор), где путники могли остановиться, отдохнуть, переночевать.

Правил тарантасом «крепкий мужик», «серьезный и темноликий» кучер, «похожий на старинного разбойника», тогда как в самом тарантасе сидел высокий и «стройный старик военный», внешне похожий на Александра II с вопрошающим, строгим и усталым взглядом.

Когда кучер остановил тарантас, военный зашел в горницу. Внутри было «тепло, сухо и опрятно», в левом углу находился «новый золотистый образ», в правом – побеленная мелом печь, из-за заслонки которой доносился сладкий запах щей. Приезжий снял верхнюю одежду и окрикнул хозяев.

Сразу же в комнату вошла «темноволосая», «чернобровая», «красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Хозяйка предложила приезжему поесть. Мужчина согласился выпить чаю, попросив поставить самовар. Расспрашивая женщину, приезжий узнает, что она не замужем и сама ведет хозяйство. Неожиданно хозяйка называет мужчину по имени – Николай Алексеевич. «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», узнав в собеседнице свою давнюю любовь – Надежду.

Взволнованный, Николай Алексеевич начинает вспоминать, сколько же они не виделись – «лет тридцать пять?». Надежда поправляет его – «Тридцать, Николай Алексеевич». Мужчина ничего не знал о ее судьбе с тех пор. Надежда рассказала, что вскоре после того как они расстались, господа дали ей вольную, а замужем она никогда не была, потому что слишком сильно его любила. Покраснев, мужчина пробормотал: «Всё проходит, мой друг. <…> Любовь, молодость — все, все». Но женщина не согласилась с ним: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Надежда рассказывает, что не могла его забыть, «все одним жила», вспоминает, что «очень бессердечно» он ее бросил – она даже не раз хотела покончить жизнь самоубийством, что она звала его Николенькой, а он читал ей стихи про «всякие «темные аллеи»».

Углубившись в воспоминания, Николай Алексеевич делает вывод: «Всё проходит. Все забывается», на что Надежда ответила: «Всё проходит, да не все забывается». Прослезившись, мужчина просит подавать лошадей, говоря: «Лишь бы бог меня простил. А ты видно простила». Однако женщина не простила и не могла простить: «как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было».

Николай Алексеевич просит у женщины прощения и рассказывает, что тоже был несчастен. Он безумно любил свою жену, но она изменила ему и бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду. Сына обожал, «а вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести». «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». На прощание Надежда целует ему руку, а он ей. После кучер Клим вспоминал, что хозяйка смотрела им вслед из окна.

Уже в дороге Николаю Алексеевичу становится стыдно, что он поцеловал Надежде руку, а после стыдно от этого стыда. Мужчина вспоминает прошлое – «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…». Думает о том, что было бы, если бы он не бросил ее, и была «эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»«И, закрывая глаза, качал головой».

Заключение

И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени: способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная».

Краткий пересказ «Темных аллей» будет полезен для подготовки к уроку или при ознакомлении с сюжетом произведения.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи»?</h3>

    • <label>1932;</label>
    • <label>1935;</label>
    • <label>1936;</label>
    • <label>1938.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://a1.bookzip.ru/6149-temnye-allei.html
  • https://www.culture.ru/materials/255990/kak-chitat-temnye-allei-bunina
  • https://skazki.rustih.ru/rasskazy/ivan-bunin-rasskazy/ivan-bunin-temnye-allei-sbornik-rasskazov/
  • https://bookscafe.net/read/bunin_ivan-tom_7_rasskazy_1931_1952_temnye_allei-208228.html
  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/temnye-allei

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к уроку литературы «И.А. Бунин. Сборник рассказов “Тёмные аллеи»» (11 класс)

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)

    Описание слайда:

    Иван Алексеевич
    Бунин

    (1870 – 1953)

  • 2 слайд

    Воронеж. Дом, в котором родился И.А. Бунин. Бунин придерживался традициям реа

    Описание слайда:

    Воронеж. Дом, в котором родился И.А. Бунин.
    Бунин придерживался традициям реализма, ему были чужды эксперименты поэтов-современников. Он считал, что в литературе не существует прогресса и регресса, истинно лишь то, что не связано с историей. По мнению Бунина, «русская поэзия остановилась в своем развитии на Фете и Ал. Толстом».
    Герб рода Буниных

  • 3 слайд

    И.А.Бунин, 1887 годБудучи еще совсем юным, Бунин был вынужден покинуть родной

    Описание слайда:

    И.А.Бунин, 1887 год
    Будучи еще совсем юным, Бунин был вынужден покинуть родной дом в поисках заработка. С этого момента у него уже не будет своего дома: гостиницы, съемные квартиры случайный кров, где никогда не бывает уюта, который так ценил Бунин.
    И дело здесь прежде всего в том, что поэт видел, как гибнет его Родина, видел задолго до 1917 года.

  • 4 слайд

    Отношение Бунина к революции было крайне отрицательным, он считал, что ее зат

    Описание слайда:

    Отношение Бунина к революции было крайне отрицательным, он считал, что ее затеяли те, кто ничего в ней не смыслит, потому что России нужна не революция, а эволюция.
    Таким образом, революцию 1917 года он не принимает, и поэтому эмигрирует сначала в Константинополь, затем в Париж. И остается там жить до конца своих дней.

  • 5 слайд

    Знакомые Бунина отмечали, что она была черствой и расчетливой, и кажется, неп

    Описание слайда:

    Знакомые Бунина отмечали, что она была черствой и расчетливой, и кажется, непривлекательна даже внешне. Отец девушки весьма состоятельный и практичный человек, врач, был против брака с Иваном Алексеевичем, считая его “не парой дочери”. Варвару, как и ее родителей, отпугивала бедность Бунина.
    Факты из личной жизни писателя
    Впервые по-настоящему Бунин влюбляется в возрасте 20 лет в Варвару Пащенко.

  • 6 слайд

    Она отвергла предложение Бунина обвенчаться тайно, но жила с ним как жена по

    Описание слайда:

    Она отвергла предложение Бунина обвенчаться тайно, но жила с ним как жена почти 5 лет.
    В это время тайно встречалась с молодым и богатым помещиком Арсением Бибиковым, за которого впоследствии вышла замуж.

  • 7 слайд

    Анна Цакни в год замужества с И. А. Буниным. 1898 Через некоторое время, сле

    Описание слайда:

    Анна Цакни в год замужества
    с И. А. Буниным. 1898

    Через некоторое время, слегка оправившись от переживаний, связанных с уходом Варвары, Бунин едет в Одессу, где встречает новую любовь – молодую красавицу Анну Цакни. Он был так поражён ослепительной внешностью девушки, что сделал предложение через несколько дней после знакомства. Цакни была богата и избалована поклонниками, но выйти замуж за писателя согласилась. Однако брак оказался недолговечным (распался через 1,5 года).
    По всей видимости, эта вторая печальная история не менее потрясла Бунина. “Ты не поверишь, – писал он брату Юлию в конце 1899 года, – если бы не слабая надежда на что-то, рука бы не дрогнула убить себя.… Как я люблю ее, тебе не представить…”.

  • 8 слайд

    Николай, сын И.А. БунинаУже после разрыва (Анна уходит, будучи беременной) у

    Описание слайда:

    Николай, сын И.А. Бунина
    Уже после разрыва (Анна уходит, будучи беременной) у Бунина родился сын, которого назвали Николаем. К ребенку Бунин был очень привязан, но видеть его мог нечасто…
    В пятилетнем возрасте сын умер от менингита. Больше детей у Бунина не было.
    Он чувствовал, что не создан для семейного очага и что должен идти своим путем, который не принесет денег и славы, но даст возможность “оставить по себе чекан души своей и обозреть красоту мира”.

  • 9 слайд

    Важным событием в жизни Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней с л

    Описание слайда:

    Важным событием в жизни Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” – Верой Николаевной Муромцевой. Именно она сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину. Тридцатисемилетний Бунин наконец обрел семейное счастье.

  • 10 слайд

    Сборник рассказов «Темные аллеи»Напечатан в Париже в 1946 г. Состоит из 38 н

    Описание слайда:

    Сборник рассказов
    «Темные аллеи»
    Напечатан в Париже в 1946 г.
    Состоит из 38 новелл.
    Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.

  • 11 слайд

    • Любовь в произведениях Бунина - загадочное влечение одного пола к другому.

    Описание слайда:

    • Любовь в произведениях Бунина — загадочное влечение одного пола к другому.
    • Бунинское изображение любви по меркам целомудренной русской литературы предельно откровенно и смело. Это особый синтез духа и плоти.
    • Любовь у Бунина в некотором смысле преступна — переступание нормы, выход за рамки обыденности.
    Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не приводит к счастливому браку. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

  • 12 слайд

    В каждом рассказе И. Бунин находит всё новые и новые оттенки любовного чувств

    Описание слайда:

    В каждом рассказе И. Бунин находит всё новые и новые оттенки любовного чувства:
    Чувство обожания («Натали»)
    Притворная игра-любовь («Ривьера»)
    Продажная любовь («Барышня Клара»)
    Любовь-вражда («Пароход «Саратов»»)
    Любовь-отчаяние («Зойка и Валерия»)
    Любовь-колдовство («Железная Шерсть»)
    Любовь-самозабвение («Холодная осень»)
    Любовь-жалость, любовь-сострадание
    («Три рубля»)

  • 13 слайд

    Концепция любви по Бунину: Он, Онавнезапность любовного озарениястрастькратко

    Описание слайда:

    Концепция любви по Бунину:
    Он, Она
    внезапность любовного озарения
    страсть
    кратковре-менность
    трагиче-ский исход

  • 14 слайд

    Художественные особенности рассказа «Тёмные аллеи» 1. Все повествование «дер

    Описание слайда:

    Художественные особенности рассказа «Тёмные аллеи»

    1. Все повествование «держится» на описании чувств героев.

    2. Нет отношения автора ни к поступкам героев, ни сочувствия их состоянию.

    3. Бунин не поучает читателя, не читает нотаций. Каждый читатель должен все понять и решить для себя сам.

  • 15 слайд

    Домашнее задание: развёрнутый ответ на вопрос «Что значит любить по Бунину?»

    Описание слайда:

    Домашнее задание: развёрнутый ответ на вопрос «Что значит любить по Бунину?»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) в 2-х частях», Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Тема:
Темные аллеи

Похожие материалы

  • Модалитэць де експунере артистикэ

  • Конспект урока литературы в 8 классе на тему «Анализ рассказа В. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»

  • Тест по литературе «Васюткино озеро»

  • Рабочая программа по предмету «Литература»

  • Темы сочинений по литературе (подборка цитат)

  • М. Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

  • «Использование педагогических приёмов создания ситуации успеха на уроках литературы и во внеурочной детальности»

  • Тест по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446183 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

На чтение 22 мин. Просмотров 67 Опубликовано

Сборник «Тёмные аллеи» – визитная карточка позднего бунинского периода. Одноимённый рассказ венчает творческие итоги Ивана Андреевича в непростой, противоречивый период эмиграции писателя.

Содержание

Смысл названия книги Темные аллеи

Чужая душа, как говорится, потемки, в которых разбираться зачастую просто невозможно. В 1938 году во Франции Бунин пишет очень личную, проникновенную вещь о тех самых потаенных закоулках человеческой души. «Тёмные аллеи» – это те надежды и переживания, которые старательно люди прячут не только от чужих глаз, но даже от самих себя.

Предлагается и другая трактовка названия новеллы (как и всего цикла, состоящего из 40 рассказов). Бунин определяет любовь, как наиважнейшую ценность в жизни каждого человека, однако он не пытается сгладить углы и приукрасить. Любовь у Бунина – трагична, невыносима, порой она ломает судьбы. Автор названием книги намекает на тёмную сторону светлого чувства, на тяжесть, на взлёт, так часто сменяющийся неминуемым падением.

Смысл произведения Темные аллеи

На постоялом дворе заезжий гость генерал Николай Алексеевич узнает в хозяйке свою давнюю любовь. Пожилой, но все ещё статный, интересный пожилой мужчиной любуется Надеждой, бывшей когда-то его крепостной. Социальное различие (он – дворянин, она – из простых) сделало невозможным их отношения, уготовив при этом каждому свою судьбу. Генерал выглядит человеком безвольным и нерешительным: 30 лет назад он, смирившись с системой, не стал бороться за свою любовь, а женился на девушке-дворянке. Надежда – наоборот – сильная, откровенная, «крутого нрава» (как её определил кучер Клим). Семьёй не обзавелась, замужем не была, так как все это время была мысленно предана «Николеньке». Она заслуживает уважения тем, что не боится обнажить свою душу и чувства. Николай Алексеевич на протяжении всей новеллы как-будто оправдывается, повторяя время от времени соломоново изречение о том, что «все проходит». На что получает хлестко и правдиво: возможно, многое проходит, но не все забывается. На этих противоречиях и строится повествование: два мировоззрения, два противоположных видения жизни.

Смысл «Тёмных аллей» – любовь, которая никогда не перестаёт. Генерал начинал блистательно: красавица-жена, карьера, достаток. А заканчивает обмякшим, болезненным от собственных переживаний и страхов стариком. Жена обманула, сын не оправдал надежд. Достаток пресытился, карьера в прошлом, – теперь все в прошлом. Он ждет поддержки и прощения от бывшей возлюбленной, но та без лукавства выносит свой «приговор». Надежда не простила за трусость, за предательство любви. Символизм её имени делает бывшую крепостную стойкой, верной своим принципам. В отличие от теплохладного, пресного и откровенно-бесцветного Николая, главная героиня рассказа цветущая, полна жизненных сил. Сам находясь в тяжелых жизненных обстоятельствах (в те предвоенные годы все во Франции буквально «дышало» грядущей катастрофой), Иван Андреевич Бунин делает «вывод» человеческой жизни: любовь представляет единственную ценность. Поэтому и любящая Надежда так ослепительно-величественна, так несокрушима в своем чувстве.

Смысл финала Темные аллеи

Долгое вступление, многозначителные диалоги рассказа сменяются кратким, практически мгновенным финалом. Генерал уезжает, Надежда взглядом и молчанием провожает его у окна. Краткая характеристика хозяйки постоялого двора, которую даёт ей в самом конце произведения кучер, лишний раз подчеркивает разность главных героев. Хозяйственная, волевая Надежда в противовес слабому духом Николаю Алексеевичу. Генералу грезится иной поворот событий, где они с Надеждой – семья, у них есть дети. Пожилой мужчина осознает, что крепостная была его единственной и верной любовью. Вся жизнь – суета и блеф. Умная и сердечная Надежда, видя своего Николая усталым, несчастливым, все-таки надеется на его шаг вперёд, на решимость все изменить, пока не поздно. Увы, генерал остаётся «верен себе»: уезжая от Надежды, он убегает от самого себя, заглушая муки совести бессмысленными оправданиями. Мрачным, по-ощущениям слякотным финалом выводится безрадостное существование главного героя – пустота жизни без настоящей любви.

Автор: · Опубликовано 15.05.2017 · Обновлено 08.10.2017

И. А. Бунин – первый из русских писателей, получивших Нобелевскую премию, достигший популярности и известности на мировом уровне, имеющий поклонников и соратников, но… глубоко несчастный, ведь с 1920 года он был оторван от Родины и тосковал о ней. Все рассказы периода эмиграции проникнуты чувством тоски и ностальгии.

Смысл названия рассказа «Темные аллеи»

Вдохновившись строками стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарева: «Кругом шиповник алый цвел /Стояла тёмных лип аллея», Иван Бунин выносил в себе замысел написать цикл рассказов о любви о тонких человеческих чувствах. Любовь разная, но всегда это сильное чувство, меняющее жизнь героев.

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка  получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.

Бунин, «Темные аллеи» — аудиокнига

Слушать рассказ «Темные аллеи» необыкновенно приятно, ведь поэтичность языка автора проявляется и в прозе.

Образ и характеристика главного героя (Николая)

Образ Николая Алексеевича вызывает антипатию: этот человек не умеет любить, видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло. Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно, например, разбивать сердце девушке, за которую никто не заступится. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа. Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Гораздо сильнее Надежда, которая смогла пережить позор от романа с «барином» (хоть и хотела наложить на себя руки, но вышла из этого состояния), а также сумела научиться зарабатывать самостоятельно, причем  честным путем. Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины, она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью. Надежда, несмотря на трагичность своей любви, сохранила ее в сердце на много лет, простила своего обидчика, но не забыла. Ее образ – душа, возвышенность, которая не в происхождении, а в личности.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно. Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь: Сочинение на тему: Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Тема любви соединяет российский и эмигрантский период. Как герои вспоминают ушедшей любви, так и автор тоскует об оставленной Родине, любит ее, но не может принять те перемены, которые в ней произошли.

Автор: Мария Блинова

Автор: · Опубликовано 25.11.2019 · Обновлено 25.11.2019

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

История создания

История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:

  • Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
  • К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
  • Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
  • Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.

Направление и жанр

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

  1. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
  2. Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
  3. В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Смысл названия

Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.

Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:

Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.

Суть: о чём рассказ?

Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:

Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд.
Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека.

Темы

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:

  1. Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
  2. Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
  3. Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
  4. Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.

  1. Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
  2. Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
  3. Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.
  4. Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.

Основная идея

Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.

Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

Чему учит?

Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.

«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.

Критика

Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.

Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.

Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:

«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”

Автор: Михаил Щепин

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин работал над циклом повествований «Темные аллеи» долгие 7 лет. Он потратил это время, чтобы понять и раскрыть тайну любви мужчины и женщины, которая сокрыта во мгле. Он сравнивает это чувство с неукротимой стихией, неподдающееся управлению рассудком. Очень часто любовь завершается трагически.

Цикл рассказов носит одноименное название с первым повествованием «Темные аллеи». Свое произведение Иван Алексеевич пишет в 1938 году, проживая во Франции. Он пытается проникнуть мыслью в самые потаенные уголки человеческой души. Он сравнивает их с темными аллеями, которые полны неожиданностей и скрытых опасностей. Также в темных аллеях таятся переживания и страдания людей, которые стараются их спрятать от посторонних глаз. Но самое удивительное в том, что свои истинные мысли и надежды человек иногда пытается скрыть в темных аллеях души даже от самого себя.

Автор воспринимает чувство любви как важнейшее для каждого человека, но не стремится его идеализировать или приукрашивать. Трагичная любовь часто ломает судьбы, иногда уносит жизни людей. Своим названием автор хотел акцентировать именно темную сторону этого чувства, которые принято считать светлым.

Смысл произведений

Смысл цикла рассказов «Темные аллеи» — это любовь, которая вечна и никогда не кончается. Заезжий генерал узнает в хозяйке постоялого двора свою прежнюю любовь. Он не стал бороться за чувства и ломать сложившуюся веками общественную мораль, а женился на девушке из своего круга — дворянке. Героиня замуж не вышла, так как была предана в своих мыслях возлюбленному.

Бунин показывает конфликт двух мировоззрений, двух противоположностей. Генерал выглядит неуверенно и как будто постоянно оправдывается. Он хватается за соломоново изречение «Всё проходит», как за соломинку. Но если что-то и проходит в жизни, то не забывается, — утверждает женщина.

Жизнь генерала начиналась блестяще, казалось, что судьба уготовила ему счастье только по одной причине — родился дворянином. Но в итоге вышло совсем иначе: жена изменила, родной сын не оправдал надежды, служба завершилась. В итоге перед читателем предстает опустошенный человек без смысла в жизни. Он морально и физически разбит. Сейчас он ожидает милости и прощения от своей бывшей возлюбленной, но она непреклонна в своей оценке предательства.

Иван Бунин хочет подвести читателя к одному-единственному правильному выводу: только любовь заслуживает в этой жизни внимания. Только она представляет единственную ценность в этой жизни. Ничто не может заменить это бесценное чувство: ни роскошь, ни богатство, ни высокое положение в обществе. Нельзя предавать любовь, иначе жизнь ответит предательством.

Генерал покидает постоялый двор, пытаясь заглушить муки совести набором оправданий. Он вновь пытается убежать от самого себя, как сделал это в молодости. Несмотря на то, что его жизнь утратила всякий смысл, он продолжает быть верным системе. Темные аллеи души — губительное место, которое может завести в непроходимые дебри страданий. Но они все равно манят человека, привлекают какой-то мистической тайной. Человек пытается спрятаться в этих темных аллеях от самого себя, не желает видеть свою темную сущность. Эта мысль пронизывает всё произведение Бунина, который на тот момент сам пережил предательство и невосполнимую утрату родного человека. Но темные аллеи напоминают и о прохладе чувств: женщина так и не смогла простить предательство своего возлюбленного.

Почему Бунин назвал свой рассказ «Темные аллеи»?

  • Если не ошибаюсь, что у него цикл рассказов quot;Темные аллеиquot; и один из них носит такое же название. Там история о том, как когда-то господин в молодости любил служанку, они встречались, а он бросил ее. Прошло много лет и они встретились, вспомнили. Он и так наказан жизнью в личном плане, но и она не простила. Однако они понимают, что тогда это было лучшее врем для них обоих. А название просто выдержка из стиха, даже из одной строчки quot;Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеиquot;. Люблю Бунина, запомнилось на всю жизнь!

  • quot;Темные аллеиquot; -это метафора любви, которая запутывает человека, лишает его рассудка, полностью поглощает его, пусть даже она и неразделенная, без будущего, но она манит в свою темноту, она великое счастье, хотя и заканчивается трагедией (расставанием, разлукой, смертью любимого человека).

  • Бунин писал цикл рассказов quot;Темные аллеиquot; в зрелом возрасте, когда за спиной были эмиграция, смерть сына, тяжелый развод с первой женой, измены второй жене. Умудренный жизненным опытом Бунин понимал любовь как Божий дар, несмотря на подчас причудливые ее очертания. Бунин считал, что у любви бывают темные аллеи, в которых можно заплутать. Эта мысль пронизывает заглавный рассказ цикла и все остальные. В рассказе есть замечательные слова: quot;Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделенаquot;. Темные аллеи любви могут погубить человека, завести в мрачные дебри, обесчестить, но все равно они манят.

  • quot;Темные аллеиquot; -цикл рассказов Бунина, написанный им после получения Нобелевской премии.Название цикла идет по названию первого рассказа quot;Темные аллеиquot;, где пожилой генерал случайно встречается со своей возлюбленной юности, из крепостных, женщина даже по прошествии стольких лет первая узнает его и называет по имени-отчеству.Интересен их диалог о жизни и любви. Фактически героиня, которой уже 46 лет не скрывает, что так и не могла выйти замуж, потому что всю жизнь любила его одного. В этой дуэли характеров генерал проигрывает, ибо всю свою жизнь он с пренебрежением относился к связям с простыми женщинами, и хотя собственная его жена изменила ему, а сын оказался подлецом, он вс равно никак не может даже представить, что он может эту простую женщину взять с собой в Петербург.Все рассказы этого цикла полны любовных встреч, смертей, разочарований, где автор то говорит от первого лица, то помещает разные истории любви. Цикл назван так, потому что является строчкой из стихотворения quot;стояли темных лип аллеиquot;, Но название имеет аллегорический смысл — это темные аллеи любви, где может происходить всякое — и не разделенная любовь, и самоубийство,и внезапная смерть (quot;В Парижеquot;), и убийство quot;Генрихquot;, но весь цикл напоен великой любовной страстью…

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-temnye-allei-bunina/
  • https://literaguru.ru/ivan-bunin-temnye-allei-analiz/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/tyomnye-allei-bunin/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-name/smysl-nazvaniya-rasskaza-bunina-temnye-allei/
  • https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/pochemu-bunin-nazval-svoj-rasskaz-temnie-allei/

Нечаенко
Юлия Сергеевна

Урок
литературы 9 класс

Тема
урока —
«Тайна любви в
рассказе И.А. Бунина
«Темные
аллеи
»

Цели
урока:

Содержательные:

  • разобраться,
    в чём состоит загадка любви по И.А. Бунину;
  • проанализировать
    рассказ «Тёмные аллеи» И.А. Бунина (содержание, образы, язык, идея).

Планируемые
результаты
:

  • развитие
    ассоциативного мышления;
  • обучение
    навыкам целеполагания;
  • обучение
    навыкам коллективной работы;
  • развитие
    навыков смыслового чтения;
  • обучение
    анализу и синтезу;
  • развитие
    навыков рефлексии;
  • обучение
    высказыванию собственного мнения.
  • Развитие
    социальной грамотности.

Ход урока

ВЫЗОВ

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг —
все начинается с любви…

Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

— О чем это стихотворение?

Совершенно верно, о любви…

 Подберите ассоциации  к слову любовь

Ребята. Какова тема нашей дискуссии  — Тайна
любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи

Итак,  цель дискуссии — выявить
значение любви в жизни героев и человека вообще

— Приходилось ли вам испытывать это
чувство?

— Данная тема нашла глубокое отражение в
творчестве разных писателей и поэтов. Каждый из них видит и чувствует любовь
по-разному,  по-своему. Например, Пушкин и Лермонтов говорят об одном, но так
по-разному
. Для Пушкина любовь – источник счастья,

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

для Лермонтова – это печаль.

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой
привет, ни твой укор

Не властны
над моей душою.

Знай: мы
чужие с этих пор.

— Как вы думаете,  с чем это связано.
Почему по-разному

В конце своей жизни Бунин создал «Темные
аллеи» — сборник рассказов о любви. Одноименный рассказ открывает книгу,
задавая эмоциональный настрой всему циклу. Я думаю, читая рассказ, вы не
остались равнодушными.

— Какое впечатление он произвел на вас?

— Скажите мне, пожалуйста, почему рассказ,
в котором воспевается такое светлое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?
 (описано
расставание, автор указывает на мрачные стороны любви)

Да, ребята, вы правы, о героях Бунина
нельзя сказать словами А.Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один
день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как бы сильно
ни любили друг друга герои, финал рассказов всегда трагичен.

ПРИШЛО ВРЕМЯ ОБРАТИТЬСЯ К ТЕКСТУ

— Мы часто говорим про роль пейзажа в
художественно тексте. Обратимся к эпизоду 1. САХАНЕВИЧ ЧИТАЕТ ВСЛУХ

— Так какова роль пейзажа — Осень.
Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж,
кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с
настроением главного героя.
Этот пейзаж сразу
навевает на читателя мрачное настроение и грусть.
Мотив дороги помогает
лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно дорога помогает
ему размышлять о смысле жизни, строить планы на будущее, заставляет
почувствовать красоту окружающего пейзажа, познать что-то новое, неизведанное.

— Кто является главными героями? – НИКОЛАЙ
И НАДЕЖДА

— Что произошло на постоялом дворе? – ИХ
ВСТРЕЧА

— Сколько лет не виделись бывшие
влюблённые – 30 лет

— Кто первый узнал собеседника

— Были ли герои рады встрече. ОБРАТИМСЯ
К ЭПИЗОДУ 2
Чтение по ролям – Прокудина,  Патага,  Асташкина

— Простила ли Надежда Николая.

— А вы бы смогли простить подобный
поступок. Почему

— Как сложилась жизнь героев. СЧАСТЛИВЫ
ЛИ ОНИ

 ПОСЛЕ
ОТВЕТА ДЕТЕЙ ОБРАТИМСЯ К ТЕКСТУ. Эпизод 3

— Какое значение имеет любовь  в жизни
героев. Как повлияла на нее.

— Я попросила вас принести на урок
стихотворение о любви,  которое вам нравится.

Предлагаю их прочитать.

— Я ЧИТАЮ ЭДУАРДА АСАДОВА

Как много тех, с кем можно лечь в постель,
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И утром, расставаясь улыбнуться,
И помахать рукой, и улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.

Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить…
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено – и в радости, и в горе
Быть рядом… Но при этом не любить…

Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака роятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
И думать лишь об этом человеке…
И счастья большего не знать и не желать.

Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова, с полувзгляда,
Кому не жалко год за годом отдавать,
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять…

Вот так и вьётся эта канитель —
Легко встречаются, без боли расстаются…
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель.
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться.

Как много тех, с кем можно лечь в постель…
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И жизнь плетёт нас, словно канитель…
Сдвигая, будто при гадании на блюдце.

Мы мечемся: – работа… быт… дела…
Кто хочет слышать- всё же должен слушать…
А на бегу- заметишь лишь тела…
Остановитесь… чтоб увидеть душу.

Мы выбираем сердцем – по уму…
Порой боимся на улыбку- улыбнуться,
Но душу открываем лишь тому,
С которым и захочется проснуться..

Как много тех, с кем можно говорить.
Как мало тех, с кем трепетно молчание.
Когда надежды тоненькая нить
Меж нами, как простое понимание.

Как много тех, с кем можно горевать,
Вопросами подогревать сомнения.
Как мало тех, с кем можно узнавать
Себя, как нашей жизни отражение.

Как много тех, с кем лучше бы молчать,
Кому не проболтаться бы в печали.
Как мало тех, кому мы доверять
Могли бы то, что от себя скрывали.

С кем силы мы душевные найдем,
Кому душой и сердцем слепо верим.
Кого мы непременно позовем,
Когда беда откроет наши двери.

Как мало их, с кем можно – не мудря.
С кем мы печаль и радость пригубили.
Возможно, только им благодаря
Мы этот мир изменчивый любили.

Какова роль любви в жизни каждого
человека.

Рефлексия – создание вкладыша ЛЮБОВЬ ЭТО

image001image002

ЭПИЗОД 1
В
холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями
и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой
была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было
отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный
грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с
подвязанными от слякоти хвостами. 

ЭПИЗОД
2


Замужем, говоришь, не была?


Нет, не была.


Почему? При такой красоте, которую ты имела?


Не могла я этого сделать.


Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?


Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

Он
покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.


Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все.
История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге
Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».


Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь —
другое дело.

Он
поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:


Ведь не могла же ты любить меня весь век!


Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно
вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь
укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, — сколько раз я
хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем.
Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня —
помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», —
прибавила она с недоброй улыбкой

….вынув
платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:


Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила. Она подошла к двери и
приостановилась:


Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших
чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего
дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне
вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

ЭПИЗОД 3

— Да, да, не к
чему, прикажи подавать лошадей, — ответил он, отходя от окна уже со строгим
лицом. — Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай,
пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу
откровенно, — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще
оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на
него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без
совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь
здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в
жизни.

  • Сборник сочинений по литературе 8 класс меркин
  • Сборник сказок с иллюстрациями билибина
  • Сборник сказок сутеева смотреть
  • Сборник сказок салтыкова щедрина
  • Сборник сочинений гоголя или восточные орнаменты 8 букв