Сборник сочинений по литературе 8 класс меркин

Авторы: г. с. меркин издательство: русское слово тип книги: учебник гдз учебник литература. 8 класс. учебник в двух частях. фгос

ГДЗ по литературе 8 класс Меркин учебник

Авторы: Г. С. Меркин

Издательство: Русское слово

Тип книги: Учебник

ГДЗ учебник «Литература. 8 класс. Учебник в двух частях. ФГОС» Г. С. Меркина. Издательство «Русское слово». Серия «ФГОС. Инновационная школа». Состоит из двух частей (1, 2 часть — 424 страницы).

В восьмом классе ребята продолжат изучение одного из самых интереснейших предметов курса средней школы – литературы. Школьники познакомятся с произведениями таких известных зарубежных авторов как У. Шекспир и М. Сервантес. Особое внимание будет уделено русской литературе ХХ века, в частности, произведениям М. Горького, В. Маяковского, М. Зощенко, М. Исаковского, В. Распутина и многих других. Восьмиклассники, выполняя разнообразные задания учебного пособия, смогут значительно расширить словарный запас, обогатить лексикон, сделать свою речь более правильной и красивой. Ребята научатся анализировать прочитанные произведения, выделять их главную идею, характеризовать главных героев, самостоятельно анализировать и оценивать их поступки.

Не каждый из учащихся сможет самостоятельно выполнить готовое домашнее задание ГДЗ, а также провести качественную подготовку к предстоящему уроку 8 класс Меркин. Сайт ЯГДЗ создал решебник, который станет лучшим помощником для восьмиклассников и их родителей, которые без труда смогут найти верные ответы на самые сложные вопросы учебного пособия. Успехи в изучении литературы не замедлят положительным образом сказаться на успеваемости по многим смежным предметам.

Часть 1

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ. Стр. 18

1 2 3 4

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 18-19

1 2 3 4 5

РАЗИН И ДЕВКА-АСТРАХАНКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 23

1 2 3 4 5 6 7

СЛОВО О СВЯТОМ СЕРГИИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 28

2

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 43-45

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 48

1 2 3 4 5

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ — ЖИТИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 50

1 2 5 6 7 8 9

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 51

1 2 3 4

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 57

1 2 3 4

ПАМЯТНИК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 59

1 2 3

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН. БЕДНАЯ ЛИЗА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 79

2 3 4 5 6 8

РОМАНТИЗМ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 94

1 2 3

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 98

1 2

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 103

2 3 4

НЕВЫРАЗИМОЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 104

1 2 3 4 5 6

КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ. ИВАН СУСАНИН

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 113

1 2

СМЕРТЬ ЕРМАКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 115

2 3

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. 19 ОКТЯБРЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 131

2 3 4 5

И.И. ПУЩИНУ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 134

1 2

БЕСЫ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 137

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 247-251

К ГЛАВЕ I

2 3

К ГЛАВЕ II

1 2 3 4 5 6

К ГЛАВЕ III

1 2 5

К ГЛАВЕ IV

1 2 3 4 5

К ГЛАВЕ V

1 2 3 4 5 6

К ГЛАВЕ VI

1 2 4

К ГЛАВЕ VII

2 4 5

К ГЛАВЕ VIII

1 2

К ГЛАВЕ IX

1 2 3

К ГЛАВЕ X

1 2 3

К ГЛАВЕ XI

1 2 3 4 5

К ГЛАВЕ XII

2 3

К ГЛАВЕ XIII

1 2 3 4

К ГЛАВЕ XIV

1 3 4 5 6 7 8 9

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 267

1 2 3

УЗНИК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 268

1 2

МЦЫРИ

1 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 296-297

2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 2 ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ. Стр. 297

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 302

1 2 3

ДРАМА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 304

1 2 3

РЕВИЗОР

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 409-410

1 2 3 4 5 8 9 12 13 14 15 16

ШИНЕЛЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 444-445

2 3 4 5 6 7 8 9

Часть 2

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 4

1 2

АСЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 55-56

2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 14 15 16 17

ПОВЕСТЬ В ОЦЕНКЕ ПИСАТЕЛЕЙ И КРИТИКОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 59

2

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 63-64

1 2 3 4 5 6 7

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ — ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 67

1 3 4

ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 70-71

1 2 3 4 5

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 75

1 2 3

СТИХОТВОРЕНИЕ В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 77

1 2

ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 78

1 2 3

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА А.А. ФЕТА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 80-81

1 2 4 5 6 7 8 9 10

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ. СНЕГУРОЧКА. В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА А.Н. ОСТРОВСКОГО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 113

1 2 3 4 5 6 8

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ОТРОЧЕСТВО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 126

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ПОСЛЕ БАЛА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 137-138

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 147

1 2

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 150

1 2 3 4

МАКАР ЧУДРА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 163

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

МОЙ СПУТНИК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 192-193

2 3 4 5 6 7 8

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 204

1 2 3 4

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 206

1 2 3

НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА ТЭФФИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 210

1 2 3

СВОИ И ЧУЖИЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 216

1 2 3 4 5 6 7 8

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 223

2 3 4 5 6 7

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 227

1 2

ОБЕЗЬЯНИЙ ЯЗЫК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 232-233

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 237

1 2

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 240

1 2

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ИСАКОВСКИЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 245

2 3 4

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ИСАКОВСКОГО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 254-255

1 2 3 4 5 6

ПОЭЗИЯ МИХАИЛА ИСАКОВСКОГО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 258

1 2

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 265

1 2 3 4

ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 283

1 2 3

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 289

1 2 3

ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 307

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 312

1 2

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 342-343

1 2

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 348

2 3

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 386-387

1 2 3 4 5 7

МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 390

1 2 3

ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 403-404

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 405-406

1 2 3 4 6 8 9 10 12 13 14 15 16 17

Пушкин Блог

  • Сочинения
  • Анализ стихотворения
  • Биографии

Выбери класс:

  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11 класс
  • Выборочное изложение на тему Портрет мальчика и мужчины
  • Изложение на тему Александр Матвеевич Пешковский
  • Изложение на тему Две сестры
  • Изложение на тему Жизнь Грибоедова
  • Изложение по тексту Е. Лайкиной
  • Отзыв на рассказ Л. Н. Толстого «После бала»
  • Репортаж из детской спортивной школы
  • Сжатое изложение на тему Взаимовыручка
  • Сообщение о детстве М. Ю. Лермонтова
  • Сообщение по произведению Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Сочинение на лингвистическую тему
  • Анализ эпизода «Сцена вранья Хлестакова» по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Белогорская крепость в жизни Гринёва
  • Биография Онегина по первой главе
  • Блокада Ленинграда
  • Былина
  • В середине XIX столетия
  • В чём сходство и различие рассказов «О любви» А. Чехова и «Кавказ» И. Бунина
  • Вечные проблемы в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и их современное звучание
  • Волга
  • Вредные привычки
  • Всевозможная проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет»
  • Встреча Андрея Болконского с Наташей Ростовой
  • Встреча Нового года
  • Дайте оценку курса по литературе за 8 класс
  • Для чего нужна школа
  • Жанровое своеобразие ДРЛ
  • Жестокость
  • Жизнь удивительно интересна
  • Жизнь – самое ценное у человека
  • За что нужно любить родину?
  • Зачем и для чего нужно кино людям
  • Злонравия достойные плоды
  • Знаменитость
  • Интересные факты о Ломоносове
  • Исторический труд Пушкина. Сравнение «Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки»
  • Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни
  • Как мне стать чемпионом
  • Как нужно выражать свои мысли
  • Как я понимаю выражение «Быть самим собой»?
  • Как я провела лето
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин?
  • Какой из рассказов понравился больше и почему?
  • Какой школьный предмет мне больше всего нравится и почему?
  • Капитанская дочка
  • Книга в моей жизни
  • Книги из будущего, прошлого и настоящего
  • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Красивейший уголок природы
  • Кружевница
  • Кто истинные друзья и последователи Базарова?
  • Легко ли быть молодым?
  • Лень
  • Любимое время года
  • Любимый вид спорта
  • Любимый уголок природы
  • Любовь на страницах романа Пушкина
  • Мама
  • Могут ли деньги сделать человека счастливее?
  • Моё любимое животное
  • Моё любимое произведение XVIII века
  • Моё хобби
  • Можно ли сказать, что рассказ Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России?
  • Мои родители – мои крылья за спиной
  • Мой пример для подражания
  • Мораль
  • Моя комната
  • Моя любимая игрушка
  • Мцыри как романтический герой
  • На кого я хочу быть похожа
  • На что способен человек ради любви
  • Наша квартира
  • Не хочу учиться, хочу жениться! Образ Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
  • Недоросль
  • Нравственные вопросы, которые поднимает автор в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
  • Нравственные проблемы в повести Н. Н. Карамзина «Бедная Лиза»
  • О чём я мечтаю?
  • Образ героя в произведении «Повесть о житие Невского»
  • Образ маленького человека в повести по произведению Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Образ Марьи Мироновой в произведении (повести) «Капитанская дочка»
  • Образ Мцыри как романтического героя
  • Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка»
  • Образ Пугачёва в произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина
  • Образ России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Описание внешности и действий человека по картине Е. М. Широкова «Друзья»
  • Опушка за деревней
  • Осень
  • Откуда я родом
  • Отражение жизни народа в сказках Салтыкова-Щедрина
  • Памятник
  • Памятник Петру и Февронии
  • Первая печатная книга «Апостол»
  • Первая сигаретка
  • Первый снег
  • Письмо другу. Моё лето
  • Письмо себе в будущее
  • Письмо Франту
  • Познакомьтесь: И. А. Хлестаков
  • Полковник на балу и после бала
  • Положительные и отрицательные герои в комедии «Недоросль»
  • Пороки уездного города
  • Портретный очерк. Ю. А. Гагарин
  • Порядки уездного города в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя
  • Почему важно уметь выражать мысли
  • Почему роман о Пугачёвском бунте А. С. Пушкин назвал «Капитанская дочка»?
  • Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
  • Прилежание – отец счастья
  • Пример для подражания
  • Природа в нашей жизни
  • Природа и человек
  • Природа осенью
  • Проблемы, поднятые автором, в рассказе «Смерть чиновника»
  • Прогулка по Ростову
  • Произведение Лескова «Левша»
  • Разумен или не разумен Данко
  • Репортаж с Красной площади
  • Речь — зеркало человека
  • Русский язык
  • Свобода в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
  • Сложно ли быть молодым?
  • Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Спорт
  • Спорт в жизни человека
  • Сравнение Гринёва и Швабрина
  • Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»
  • Старый Валаам
  • Стоит ли заниматься самообразованием?
  • Так ли проста госпожа Простакова?
  • Телефон в наше время
  • Труд души
  • Удалось ли Гринёву выполнить наказ отца
  • Учителя Митрофана
  • Характеристика героя Мцыри
  • Характеристика Гринёва по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Характеристика Емельяна Пугачёва из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Характеристика и образ городничего в повести Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Характеристика Маши и Гринёва в повести «Капитанская дочка»
  • Характеристика одноклассников
  • Характеристика Хлестакова
  • Характеристика человека
  • Характеристика Эраста из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
  • Цель употребления иностранных слов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Церковь Спаса Преображения
  • Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18 века
  • Чем интересно «Слово о полку Игореве» современным читателям?
  • Чему учат нас герои «Повести о Петре и Февронии Муромских»
  • Чиновничий мир в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя
  • Чтение. Что оно даёт человеку
  • Что значит быть порядочным человеком?
  • Что произойдёт в городе с приездом ревизора?
  • Что происходит в городе после приезда настоящего ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Что такое «хорошо» и что такое «дурно»
  • Что такое боль?
  • Что такое для меня счастье?
  • Что такое любовь для И. С. Тургенева и для меня?
  • Что такое любовь?
  • Что такое нравственный выбор?
  • Что такое предательство?
  • Что такое смелость? ОГЭ
  • Что такое стыд?
  • Школа мечты
  • Является ли Мцыри романтическим героем?
  • Сочинение по картине «Осенний день. Сокольники»
  • Сочинение по картине «Проводы ополчения»
  • Сочинение по картине А. А. Рылова «Зелёный шум»
  • Сочинение по картине А. А. Рылова «Цветистый луг»
  • Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
  • Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»
  • Сочинение по картине Н. Крымова «Зимний вечер»
  • Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Цветы в корзине»
  • Сочинение по картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»
  • Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
  • Сочинение по повести «Метель» А. С. Пушкина
  • Сочинение по цитате С. Я. Маршака «Читатель тоже художник – иначе мы не могли бы разговаривать с ним на языке образов и красок»
  • Сочинение-описание изображённого на картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
  • Сочинение-письмо на тему Самый лучший день
  • Сочинение-повествование Герои 21 века – кто они?
  • Сочинение-рассуждение на тему «На свете всё живое должно любить» по произведению А. Н. Островского «Снегурочка»
  • Сочинение-рассуждение на тему В чём состоит сила поэтического слова
  • Сочинение-рассуждение на тему Городской человек редко встречается с землёй
  • Сочинение-рассуждение на тему Значение союзов в речи
  • Сочинение-рассуждение на тему Матвей Капитоныч из рассказа Л. Пантелеева «На Ялике»
  • Сочинение-рассуждение на тему Мцыри
  • Сочинение-рассуждение на тему Природа
  • Сочинение-рассуждение на тему Свободное время
  • Сочинение-рассуждение на тему Что такое материнская любовь?
  • Сочинение-рассуждение на тему Язык что одежда
  • Сочинение-рассуждение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Что такое мошенничество?
  • Сочинение-рассуждение по теме Кто виноват в страданиях героини по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
  • Сочинение-рассуждение Слово делом крепи
  • Сочинение-рассуждение Что значит быть счастливым?
  • Сочинение-сравнение картин С. В. Герасимова и А. С. Баулина с изображением Храма Покрова на Нерли

© 2021

Все сочинения по литературе за 8 класс

1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно-таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит-рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, <…> сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно-определенного, вполне точного ― было делом будущего.

Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»

Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто-насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях-хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

2. Образы животных в баснях И. А. Крылова

Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ― это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ― это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ― это Наполеон. Можно сказать, что Волк ― это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  • Сборник сказок с иллюстрациями билибина
  • Сборник сказок сутеева смотреть
  • Сборник сказок салтыкова щедрина
  • Сборник сочинений гоголя или восточные орнаменты 8 букв
  • Сборник советских сказок мультфильмов смотреть бесплатно в хорошем качестве