Авторы: Г. С. Меркин
Издательство: Русское слово
Тип книги: Учебник
ГДЗ учебник «Литература. 8 класс. Учебник в двух частях. ФГОС» Г. С. Меркина. Издательство «Русское слово». Серия «ФГОС. Инновационная школа». Состоит из двух частей (1, 2 часть — 424 страницы).
В восьмом классе ребята продолжат изучение одного из самых интереснейших предметов курса средней школы – литературы. Школьники познакомятся с произведениями таких известных зарубежных авторов как У. Шекспир и М. Сервантес. Особое внимание будет уделено русской литературе ХХ века, в частности, произведениям М. Горького, В. Маяковского, М. Зощенко, М. Исаковского, В. Распутина и многих других. Восьмиклассники, выполняя разнообразные задания учебного пособия, смогут значительно расширить словарный запас, обогатить лексикон, сделать свою речь более правильной и красивой. Ребята научатся анализировать прочитанные произведения, выделять их главную идею, характеризовать главных героев, самостоятельно анализировать и оценивать их поступки.
Не каждый из учащихся сможет самостоятельно выполнить готовое домашнее задание ГДЗ, а также провести качественную подготовку к предстоящему уроку 8 класс Меркин. Сайт ЯГДЗ создал решебник, который станет лучшим помощником для восьмиклассников и их родителей, которые без труда смогут найти верные ответы на самые сложные вопросы учебного пособия. Успехи в изучении литературы не замедлят положительным образом сказаться на успеваемости по многим смежным предметам.
Часть 1
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ. Стр. 18
1 2 3 4
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 18-19
1 2 3 4 5
РАЗИН И ДЕВКА-АСТРАХАНКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 23
1 2 3 4 5 6 7
СЛОВО О СВЯТОМ СЕРГИИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 28
2
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 43-45
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 48
1 2 3 4 5
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ — ЖИТИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 50
1 2 5 6 7 8 9
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 51
1 2 3 4
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 57
1 2 3 4
ПАМЯТНИК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 59
1 2 3
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН. БЕДНАЯ ЛИЗА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 79
2 3 4 5 6 8
РОМАНТИЗМ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 94
1 2 3
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 98
1 2
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 103
2 3 4
НЕВЫРАЗИМОЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 104
1 2 3 4 5 6
КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ. ИВАН СУСАНИН
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 113
1 2
СМЕРТЬ ЕРМАКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 115
2 3
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. 19 ОКТЯБРЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 131
2 3 4 5
И.И. ПУЩИНУ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 134
1 2
БЕСЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 137
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 247-251
К ГЛАВЕ I
2 3
К ГЛАВЕ II
1 2 3 4 5 6
К ГЛАВЕ III
1 2 5
К ГЛАВЕ IV
1 2 3 4 5
К ГЛАВЕ V
1 2 3 4 5 6
К ГЛАВЕ VI
1 2 4
К ГЛАВЕ VII
2 4 5
К ГЛАВЕ VIII
1 2
К ГЛАВЕ IX
1 2 3
К ГЛАВЕ X
1 2 3
К ГЛАВЕ XI
1 2 3 4 5
К ГЛАВЕ XII
2 3
К ГЛАВЕ XIII
1 2 3 4
К ГЛАВЕ XIV
1 3 4 5 6 7 8 9
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 267
1 2 3
УЗНИК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 268
1 2
МЦЫРИ
1 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 296-297
2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 2 ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ. Стр. 297
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 302
1 2 3
ДРАМА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 304
1 2 3
РЕВИЗОР
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 409-410
1 2 3 4 5 8 9 12 13 14 15 16
ШИНЕЛЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 444-445
2 3 4 5 6 7 8 9
Часть 2
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 4
1 2
АСЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 55-56
2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 14 15 16 17
ПОВЕСТЬ В ОЦЕНКЕ ПИСАТЕЛЕЙ И КРИТИКОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 59
2
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 63-64
1 2 3 4 5 6 7
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ — ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 67
1 3 4
ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 70-71
1 2 3 4 5
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 75
1 2 3
СТИХОТВОРЕНИЕ В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 77
1 2
ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 78
1 2 3
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА А.А. ФЕТА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 80-81
1 2 4 5 6 7 8 9 10
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ. СНЕГУРОЧКА. В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА А.Н. ОСТРОВСКОГО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 113
1 2 3 4 5 6 8
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ОТРОЧЕСТВО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 126
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ПОСЛЕ БАЛА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 137-138
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 147
1 2
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 150
1 2 3 4
МАКАР ЧУДРА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 163
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МОЙ СПУТНИК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 192-193
2 3 4 5 6 7 8
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 204
1 2 3 4
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 206
1 2 3
НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА ТЭФФИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 210
1 2 3
СВОИ И ЧУЖИЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 216
1 2 3 4 5 6 7 8
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 223
2 3 4 5 6 7
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 227
1 2
ОБЕЗЬЯНИЙ ЯЗЫК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 232-233
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 237
1 2
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 240
1 2
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ИСАКОВСКИЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 245
2 3 4
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ИСАКОВСКОГО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 254-255
1 2 3 4 5 6
ПОЭЗИЯ МИХАИЛА ИСАКОВСКОГО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 258
1 2
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 265
1 2 3 4
ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 283
1 2 3
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 289
1 2 3
ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 307
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 312
1 2
УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 342-343
1 2
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 348
2 3
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 386-387
1 2 3 4 5 7
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 390
1 2 3
ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 403-404
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 405-406
1 2 3 4 6 8 9 10 12 13 14 15 16 17
Пушкин Блог
- Сочинения
- Анализ стихотворения
- Биографии
Выбери класс:
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11 класс
- Выборочное изложение на тему Портрет мальчика и мужчины
- Изложение на тему Александр Матвеевич Пешковский
- Изложение на тему Две сестры
- Изложение на тему Жизнь Грибоедова
- Изложение по тексту Е. Лайкиной
- Отзыв на рассказ Л. Н. Толстого «После бала»
- Репортаж из детской спортивной школы
- Сжатое изложение на тему Взаимовыручка
- Сообщение о детстве М. Ю. Лермонтова
- Сообщение по произведению Н. В. Гоголя «Шинель»
- Сочинение на лингвистическую тему
- Анализ эпизода «Сцена вранья Хлестакова» по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Белогорская крепость в жизни Гринёва
- Биография Онегина по первой главе
- Блокада Ленинграда
- Былина
- В середине XIX столетия
- В чём сходство и различие рассказов «О любви» А. Чехова и «Кавказ» И. Бунина
- Вечные проблемы в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и их современное звучание
- Волга
- Вредные привычки
- Всевозможная проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет»
- Встреча Андрея Болконского с Наташей Ростовой
- Встреча Нового года
- Дайте оценку курса по литературе за 8 класс
- Для чего нужна школа
- Жанровое своеобразие ДРЛ
- Жестокость
- Жизнь удивительно интересна
- Жизнь – самое ценное у человека
- За что нужно любить родину?
- Зачем и для чего нужно кино людям
- Злонравия достойные плоды
- Знаменитость
- Интересные факты о Ломоносове
- Исторический труд Пушкина. Сравнение «Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки»
- Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни
- Как мне стать чемпионом
- Как нужно выражать свои мысли
- Как я понимаю выражение «Быть самим собой»?
- Как я провела лето
- Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин?
- Какой из рассказов понравился больше и почему?
- Какой школьный предмет мне больше всего нравится и почему?
- Капитанская дочка
- Книга в моей жизни
- Книги из будущего, прошлого и настоящего
- Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Красивейший уголок природы
- Кружевница
- Кто истинные друзья и последователи Базарова?
- Легко ли быть молодым?
- Лень
- Любимое время года
- Любимый вид спорта
- Любимый уголок природы
- Любовь на страницах романа Пушкина
- Мама
- Могут ли деньги сделать человека счастливее?
- Моё любимое животное
- Моё любимое произведение XVIII века
- Моё хобби
- Можно ли сказать, что рассказ Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России?
- Мои родители – мои крылья за спиной
- Мой пример для подражания
- Мораль
- Моя комната
- Моя любимая игрушка
- Мцыри как романтический герой
- На кого я хочу быть похожа
- На что способен человек ради любви
- Наша квартира
- Не хочу учиться, хочу жениться! Образ Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Недоросль
- Нравственные вопросы, которые поднимает автор в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
- Нравственные проблемы в повести Н. Н. Карамзина «Бедная Лиза»
- О чём я мечтаю?
- Образ героя в произведении «Повесть о житие Невского»
- Образ маленького человека в повести по произведению Н. В. Гоголя «Шинель»
- Образ Марьи Мироновой в произведении (повести) «Капитанская дочка»
- Образ Мцыри как романтического героя
- Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка»
- Образ Пугачёва в произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина
- Образ России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Описание внешности и действий человека по картине Е. М. Широкова «Друзья»
- Опушка за деревней
- Осень
- Откуда я родом
- Отражение жизни народа в сказках Салтыкова-Щедрина
- Памятник
- Памятник Петру и Февронии
- Первая печатная книга «Апостол»
- Первая сигаретка
- Первый снег
- Письмо другу. Моё лето
- Письмо себе в будущее
- Письмо Франту
- Познакомьтесь: И. А. Хлестаков
- Полковник на балу и после бала
- Положительные и отрицательные герои в комедии «Недоросль»
- Пороки уездного города
- Портретный очерк. Ю. А. Гагарин
- Порядки уездного города в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя
- Почему важно уметь выражать мысли
- Почему роман о Пугачёвском бунте А. С. Пушкин назвал «Капитанская дочка»?
- Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
- Прилежание – отец счастья
- Пример для подражания
- Природа в нашей жизни
- Природа и человек
- Природа осенью
- Проблемы, поднятые автором, в рассказе «Смерть чиновника»
- Прогулка по Ростову
- Произведение Лескова «Левша»
- Разумен или не разумен Данко
- Репортаж с Красной площади
- Речь — зеркало человека
- Русский язык
- Свобода в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
- Сложно ли быть молодым?
- Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
- Спорт
- Спорт в жизни человека
- Сравнение Гринёва и Швабрина
- Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»
- Старый Валаам
- Стоит ли заниматься самообразованием?
- Так ли проста госпожа Простакова?
- Телефон в наше время
- Труд души
- Удалось ли Гринёву выполнить наказ отца
- Учителя Митрофана
- Характеристика героя Мцыри
- Характеристика Гринёва по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
- Характеристика Емельяна Пугачёва из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
- Характеристика и образ городничего в повести Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Характеристика Маши и Гринёва в повести «Капитанская дочка»
- Характеристика одноклассников
- Характеристика Хлестакова
- Характеристика человека
- Характеристика Эраста из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
- Цель употребления иностранных слов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Церковь Спаса Преображения
- Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18 века
- Чем интересно «Слово о полку Игореве» современным читателям?
- Чему учат нас герои «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Чиновничий мир в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя
- Чтение. Что оно даёт человеку
- Что значит быть порядочным человеком?
- Что произойдёт в городе с приездом ревизора?
- Что происходит в городе после приезда настоящего ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
- Что такое «хорошо» и что такое «дурно»
- Что такое боль?
- Что такое для меня счастье?
- Что такое любовь для И. С. Тургенева и для меня?
- Что такое любовь?
- Что такое нравственный выбор?
- Что такое предательство?
- Что такое смелость? ОГЭ
- Что такое стыд?
- Школа мечты
- Является ли Мцыри романтическим героем?
- Сочинение по картине «Осенний день. Сокольники»
- Сочинение по картине «Проводы ополчения»
- Сочинение по картине А. А. Рылова «Зелёный шум»
- Сочинение по картине А. А. Рылова «Цветистый луг»
- Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
- Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»
- Сочинение по картине Н. Крымова «Зимний вечер»
- Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Цветы в корзине»
- Сочинение по картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»
- Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
- Сочинение по повести «Метель» А. С. Пушкина
- Сочинение по цитате С. Я. Маршака «Читатель тоже художник – иначе мы не могли бы разговаривать с ним на языке образов и красок»
- Сочинение-описание изображённого на картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
- Сочинение-письмо на тему Самый лучший день
- Сочинение-повествование Герои 21 века – кто они?
- Сочинение-рассуждение на тему «На свете всё живое должно любить» по произведению А. Н. Островского «Снегурочка»
- Сочинение-рассуждение на тему В чём состоит сила поэтического слова
- Сочинение-рассуждение на тему Городской человек редко встречается с землёй
- Сочинение-рассуждение на тему Значение союзов в речи
- Сочинение-рассуждение на тему Матвей Капитоныч из рассказа Л. Пантелеева «На Ялике»
- Сочинение-рассуждение на тему Мцыри
- Сочинение-рассуждение на тему Природа
- Сочинение-рассуждение на тему Свободное время
- Сочинение-рассуждение на тему Что такое материнская любовь?
- Сочинение-рассуждение на тему Язык что одежда
- Сочинение-рассуждение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Что такое мошенничество?
- Сочинение-рассуждение по теме Кто виноват в страданиях героини по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
- Сочинение-рассуждение Слово делом крепи
- Сочинение-рассуждение Что значит быть счастливым?
- Сочинение-сравнение картин С. В. Герасимова и А. С. Баулина с изображением Храма Покрова на Нерли
© 2021
Все сочинения по литературе за 8 класс
1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».
Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно-таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит-рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, <…> сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно-определенного, вполне точного ― было делом будущего.
Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»
Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».
Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто-насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях-хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.
2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.
В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:
Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.
Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:
Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.
Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ― это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.
Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.
Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ― это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ― это Наполеон. Можно сказать, что Волк ― это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.
Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.