Сборник сказок с иллюстрациями билибина

Иван билибин биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти иван билибин: биография каждому знакомы иллюстрации к сказкам александра пушкина

Иван Билибин – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти

oxdkmvkn8eyb ivan bilibin

Иван Билибин: биография

Каждому знакомы иллюстрации к сказкам Александра Пушкина — о царе Салтане, Золотом Петушке, Рыбаке и Рыбке, Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке. Эти уникальные произведения искусства создал художник-оформитель Иван Билибин — ученик Ильи Репина, автор изображения двуглавого орла.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного.

104 04ptmMjПортрет Ивана Билибина

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

101 O31BbNoИван Билибин в молодости

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

103 NMknaX7Иван Билибин

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

«Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Егны невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки».

Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

100 1Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

101 qO1GdLtИллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

103 aWnAZ3vИллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.

104 ByzNmulИллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».

105 vZJz5OgРисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Личная жизнь

Иван Билибин был трижды женат. Каждая из его супруг была творческой личностью, с каждой художник познакомился в Императорском обществе поощрения художников.

01 5Иван Билибин и его первая жена Мария Чемберс

Первой женой стала англичанка с ирландскими корнями Мария Чемберс. В 1902 году пара сочеталась браком, а спустя год появился первый сын Александр. В 1908 году родился Иван. Семья Чемберс-Билибиных просуществовала почти десять лет, и в 1911 году Мария, не в силах терпеть пьянство мужа, подала на развод. В 1914-м она уехала в Англию, забрав с собой детей.

02 4Рене О’Коннель, вторая жена Ивана Билибина

Второй раз Иван Яковлевич женился также на англичанке Рене О’Коннель. Их брак длился пять лет, с 1912 по 1917. Детей не имели.

03 4Иван Билибин и его третья жена Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном Мстиславом

Третьей и последней женой Билибина стала Александра Щекатихина, у которой был сын Мстислав от первого брака. Их личная жизнь была богата на путешествия: Египет, Палестину, Каир, Францию они посетили все вместе, вместе вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра овдовела. Она пережила мужа на 25 лет, так и не выйдя замуж в третий раз.

Иван Билибин был масоном, входил в русское ложе «Северная звезда» в Париже. Позже он создал свое общество «Свободная Россия» и в 1932 году был ее обрядоначальником.

Смерть

Вернувшись в Ленинград в 1936 году, Билибин вместе с супругой и сыном поселился в доме №25 по ул. Гулярной (ныне — ул. Лизы Чайкиной). На доме располагаются две мемориальные доски (судя по фото, висят рядом, хотя и противоречат друг другу). Одна:

«Здесь с 1937 г. по 1942 г. жил и работал художник театра и книги Иван Яковлевич Билибин».

«В этом доме с 1936 года жили великие русские художники Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) и Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967)».

103 4WvgkIwИван Билибин похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств

Когда из-за фашистских бомбежек квартира оказалась непригодна для проживания, Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, которое стало ему вторым домом. 7 февраля 1942 года его доставили в больницу при Императорской академии художеств, где он вскоре умер от обморожения и голода.

Иллюстратор нашел последний покой в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.

Произведения

Иллюстрации к сказкам:

  • 1899-1901 – «Царевна-Лягушка»
  • 1899 – «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
  • 1899-1900 – «Василиса Прекрасная»
  • 1901 – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 – «Белая уточка»
  • 1905 – «Сказка о царе Салтане»
  • 1906 – «Сказка о Золотом петушке»

Эскизы костюмов и декораций для спектаклей:

  • 1908 – «Действо о Теофиле»
  • 1908 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1908-1909 – «Золотой петушок»
  • 1908 – «Честь и Месть»
  • 1914 – «Садко»
  • 1930 – «Борис Годунов»
  • 1937 – «Сказка о царе Салтане»

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) — краткая биография, жизнь и творчество иллюстратора

Детство и юношество

Будущий художник появился на свет 16 августа (4 по старому стилю) 1876 года в селе Тарховка недалеко от Петербурга. Его отец Яков был морским врачом, а мать композитором. Первые сведения о семье Билибиных встречаются еще в документах XVII века, это древний и известный род.

Еще ребенком Иван проявлял склонность к рисованию. Он посещал классы гимназии, а также учился в Императорском обществе поощрения искусств. Но ему пришлось поступать на юридический факультет из-за отца. Яков Билибин мечтал о престижной профессии для своего сына.

А после окончания учебы юноша уехал в Германию, чтобы заниматься в мастерской А. Ашбе. После возвращения домой он начал встречаться с И. Репиным. Спустя еще несколько лет Иван поступил в художественное училище при Академии искусств.

Начало творческого пути

На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.

В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:

  • «Царевна-Лягушка»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • «Иван-царевич».

Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.

Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.

Поездка благотворно сказалась на его творчестве. Билибин привез домой множество набросков и готовых рисунков. Он использовал их для создания театральных декораций, новых иллюстраций для книг.

Работа с литературой

Художник познакомился с поэтом Пушкиным, который предложил ему работу — проиллюстрировать сборник его сказок. Билибину понравилась эта идея, и он создал множество рисунков. Его наброски отражали содержание произведений. Сказки с иллюстрациями Ивана:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Сказка о золотом петушке»;
  • «Руслан и Людмила».

Билибин тщательно работал над архитектурой, костюмами и внешним видом героев. Благодаря этим сказкам он смог поэкспериментировать со своим стилем. Некоторые иллюстрации напоминают картины Хокусая, другие похожи на лубочные изображения. Впоследствии Третьяковская галерея выкупила все рисунки, созданные для «Сказки о золотом петушке».

Книжки с иллюстрациями художника раскупали быстро. Они нравились читателям своей красочностью и многообразием рисунков. Но работа давалась ему тяжело. Каждая иллюстрация была создана в несколько этапов:

  • создание наброска;
  • перевод на кальку;
  • отрисовка на бумаге;
  • обводка контуров тушью;
  • цветная заливка акварелью.

Градиент художник не использовал, в его арсенале были только локальные цвета. При этом все узоры и надписи оставались очень четкими и аккуратными.

Реклама и преподавание

В биографии Ивана Билибина было несколько значительных событий. Одно из них — заказ Временным правительством оформления герба во время революции 1917 г. Именно этот художник изобразил двуглавого орла, который с 1992 изображен на всех банкнотах России.

Революция дала ему новую работу, связанную с рекламой. Он рисовал плакаты и брошюры для завода «Новая Бавария». А также оформлял обложки альманахов и журналов:

  • «Московское Издательство»;
  • «Шиповник»;
  • «Золотое Руно».

Билибин занимался рисованием театральных афиш, создавал эскизы для новых почтовых марок. И при этом продолжал иллюстрировать сказки. Книги, оформленные им, пользовались большим спросом.

Творческую работу он старался совмещать с занятиями. Билибин преподавал рисование многим ученикам:

  • Н. Кузьмин;
  • К. Елисеев;
  • Г. Нарбут;
  • М. Чемберс;
  • Р. О’Коннель;
  • А. Щекатихина-Потоцкая.

Некоторые художники перенимали его стиль, старались подражать его работам. Но и сами они стали довольно известными.

Египет и Франция

Несколько лет Билибин прожил в Крыму. Там он купил участок земли совместно с Вернадским, Короленко и Куприным. Свои угодья они разделили с помощью жеребьевки. Художнику досталась рыбацкая хижина у самого моря в бухте Батилиман. Жилище Иван скоро превратил в мастерскую, где работал до 1920-х.

Затем он отправился в поездку по Египту. Причиной такой смены обстановки стали разногласия с новым правительством, захватившим власть после Октябрьской революции. В Каире художник работал над фресками для разных храмов, занялся изучением местной архитектуры и другого искусства.

О книжной графике он на время позабыл, отдавая предпочтение пейзажам и портретам реальных личностей. А в Александрии, куда он переехал после Каира, состоялась его персональная художественная выставка.

В 1925 Иван Билибин, в биографии которого многое изменилось, отправился в Париж. Здесь начался новый виток его творческой жизни — художник стал дизайнером костюмов и декоратором. Он снова начал работать в театре, а также вернулся к книжным иллюстрациям. Сборники французских сказок с его рисунками стали очень популярными. Билибин решил основать в Париже благотворительный фонд, помогающий художникам-эмигрантам.

Возвращение домой

В 1936 году иллюстратор вернулся на родину. Теперь его город назывался Ленинград. Возвращение было опасным и рискованным, ведь его могли ждать репрессии со стороны советской власти. Многие художники, поэты и писатели, другие творческие личности пострадали после приезда из-за границы. Но в биографии Билибина было много заслуг перед государством, поэтому его оставили в покое.

Он приобрел квартиру и вместе с семьей поселился в Ленинграде. Как и прежде, Иван много времени посвящал творчеству. На родине художник продолжил свою деятельность. Он создавал декорации для театральных спектаклей, работал над костюмами актеров, а также иллюстрировал новые книги. Только теперь это были не сказки, а баллады, былины и даже романы. Билибин пытался придерживаться своего стиля, хотя советская власть строго ограничивала его.

Помимо творческой деятельности Иван Яковлевич стал преподавать во Всероссийской Академии художеств. Он жил в Ленинграде на улице Гулярной в доме № 25. Сейчас на этом здании висит мемориальная доска, посвященная художнику.

Личная жизнь

Иван Яковлевич был женат трижды, и все его супруги являлись его ученицами. Первой спутницей его жизни стала Мария Чемберс, известная как художник и книжный график. Она начала работать в 1900, а через девять лет организовала свою персональную выставку.

Мария вышла замуж за Билибина в 1902, родила ему двух сыновей — Александра и Ивана. В 1911 супруги развелись, а через три года Чемберс с детьми переехала в Англию, отделавшись от бывшего мужа только кратким пояснительным сообщением. В 1917 к ней отправился ее брат Владимир, известный театральный художник. С тех пор на родину женщина не возвращалась.

В 1912 художник женился во второй раз, также на своей ученице — Рене О’Коннель. Эта девушка прославилась как график, а также она расписывала фарфор. Сначала она училась в Обществе поощрения художников, затем сама в ней преподавала. Детей у пары не было, в 1917 супруги развелись.

Рене была замужем еще два раза, ее дочь и сын от второго брака погибли во время блокады Ленинграда (мальчик на пути в Сибирь, где жила его мать). Женщина была в ссылке до 1953, и только затем вернулась на родину, где продолжила работать с фарфором.

Третья жена Билибина — Александра Щекатихина-Потоцкая, еще одна его ученица. Она также прославилась благодаря умению рисовать. Брак был заключен в 1923 году, общих детей не было. Но от первого мужа у женщины был сын Мстислав. Во время путешествий художника по Египту и Франции она была вместе с ним. Супруги до конца жизни Ивана жили вместе.

Последние годы и смерть

Начало войны отрицательно сказалось на жизни и здоровье художника. Он не смог выехать из блокадного Ленинграда, хотя и в такое тяжелое время продолжал творить. Билибин написал оду в стихах, где коротко описывал все страдания своего народа.

Но ее опубликовали уже после его смерти. Зимой 1942 года Иван Яковлевич скончался от голода, как и многие жители Ленинграда. Его похоронили в общей могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.

Вклад Билибина в развитие русского творчества сложно переоценить. Он возродил стародавнюю культуру и обычаи. Его работы известны не только в странах бывшего СССР, но и далеко за границей. Иван Яковлевич адаптировал древнерусский быт и традиции, сделал их понятными для своих современников и последователей.

7 творческих жизней художника Ивана Билибина, который рисовал по-настоящему страшные сказки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

236912614

1. Перспективный юрист

Серебряная медаль Первой Санкт-Петербургской классической гимназии и диплом юриста, полученный в 1900 году после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета, кажется, должны были предопределить судьбу молодого Ивана Билибина, согласно горячему желанию его отца, на твердой почве судейской или статской службы. Однако он сам решил иначе. Одновременно с учебой в университете молодой человек начинает получать и художественное образование, даже некоторое время занимается под руководством Ильи Ефимовича Репина, становится активным членом художественного объединения «Мир искусства» и о юридической карьере забывает.

2. Художник-иллюстратор

Именно в этой творческой сфере Иван Билибин впервые нашел свой неповторимый стиль, и именно его иллюстрации к русским сказкам мы хорошо знаем и любим. Широко известен факт, что источником вдохновения для художника стала настоящая русская глубинка. В 1899 году случай завел его в деревню Егны Тверской губернии, и после этой поездки он создает иллюстрации к своей первой книге русских сказок

bilibin 3

Удивительно, что неповторимый стиль, который затем назовут «билибинским», был найден им практически сразу, а затем лишь развивался. Было ли это мистическим озарением, воодушевлением от красоты русской природы или результатом многодневного скрупулезного труда, но все работы самобытного художника проникнуты неподдельной любовью к России и настоящим сказочным духом.

ab386347

Персонажи Билибина, иногда очень человечные, иногда по-настоящему страшные, сразу полюбились читателям. Орнамент, обрамление рисунков, особые стилизованные шрифты – этот художник не скупится на такие «мелочи», из которых как раз и создается его авторский стиль. Сама техника выполнения рисунка, за которую коллеги прозвали его «Иван-железная рука» тоже достаточно сложна и требует высокой точности. Книги, иллюстрированные им, похожи то ли на расписные шкатулки, то ли на старинные рукописи.

236914736

3. Театральный декоратор

Одновременно с работой над книжными иллюстрациями Иван Билибин начинает активно участвовать в оформлении театральных постановок. Он готовит эскизы декораций и театральных костюмов для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила». Кстати, гораздо позднее, будучи в эмиграции, он станет известен в Париже как декоратор оперы «Борис Годунов» и балета Стравинского «Жар-птица».

IMG 9386

34art 06 09

4. Специалист по коммерческой иллюстрации

Это малоизвестная страница в творческой биографии знаменитого художника, но в течение некоторого времени Иван Билибин сотрудничал с пиво-медоваренным заводом «Новая Бавария». Кроме того, он на заказ рисовал афиши, адреса, эскизы почтовых марок и открытки.

236913230

5. Знаток геральдики

Существует одна работа Ивана Билибина, которая по своей распространенности и массовому тиражу превосходит, несомненно, все остальные, хотя его авторство известно только узкому кругу специалистов. Речь идет о геральдическом двуглавом орле, которого мы ежедневно видим на российских монетах. Этот герб художник создавал по заказу Временного правительства. Авторские права на него Билибин передал фабрике «Гознак», и начиная с 1992 года данный рисунок является частью оформления всех денежных знаков Российской Федерации.

236911357

6. Мастер церковной живописи

Покинув революционную Россию, Билибин первое время жил в Каире. Именно там он впервые прикоснулся к церковной живописи, участвуя в оформлении домовой церкви при больнице. В Праге знаменитый художник создал эскизы иконостаса и фресок для русского храма. Позднее, в Париже он даже станет членом-основателем общества «Икона».

biab162a catpage

7. Преподаватель и настоящий патриот

В 1936 году Иван Билибин возвращается в родной город, который теперь называется Ленинград. Он преподает во Всероссийской Академии художеств, продолжает заниматься иллюстрацией и оформлением театральных постановок. Именно здесь его застает начало Великой отечественной войны. В сентябре 1941 года нарком просвещения предлагает 66-летнему художнику эвакуироваться в тыл. В ответ Билибин пишет: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают» . И он защищает любимый город так, как умеет – с помощью своего таланта. До последних дней жизни художник создает патриотические открытки, пишет статьи и обращения к солдатам. Не выдержав голода, Иван Билибин умирает в первую же блокадную зиму. Его последним пристанищем стала братская могила профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

6c5eadc9b6a2352caf615d231837a34a

Русские сказки всегда были источником вдохновения для многих художников. Читайте дальше, почему современники называли картины Васнецова «лубочными» и о том, как складывалась творческая карьера знаменитого мастера.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Иван – Железная Рука

bilibin kustodiev

Облагороженный лубок

78340884cee4c7a568eeb8463cf1ef68bc5f6c140512144

Иван Билибин, иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»

Он был учеником Ильи Репина. Отрабатывал рисунок с усердием, самоотверженно – по пятнадцати часов кряду. Стал одним из одержимых участников объединения «Мир искусства», разрабатывал философию и стиль мирискусников. Сильный характер и обаяние в любой плеяде превращали Билибина в лидера. И он нашел свой стиль, который не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».

Первую из своих классических работ он создал в 1899-м – оформил книгу «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Она переиздается до сих пор, и это вечный процесс. Это настоящий Билибин, узнаваемый мгновенно и столь же мгновенно покоряющий. После «Ивана-царевича» его, как мастера русской темы, наперебой приглашают издатели и театры.

И снова и снова выходили сказки с иллюстрациями Билибина, с билибинскими буквицами… За первой удачей последовали «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Перышко Финиста». Затем – былины. А чуть позже – четыре сказки Пушкина, начиная с царя Салтана.

То были, возможно, лучшие годы русского искусства – и Билибин снискал славу первого графика России. Давным-давно билибинские сказочные видения воспринимаются как нечто постоянное, привычное в своем совершенстве. Но он, развивая находки Васнецова, находил новое, никого не повторял. Он открыл свою, билибинскую, сказку – страшную и прекрасную.

Иван – Железная Рука

14559894 1

Иван Билибин, иллюстрация к сказке «Поди туда – не знаю куда…»

Четкий контур рисунка, любовь к сказочной Руси, понимание фольклорной мистики – сказочные иллюстрации Билибина невозможно перелистнуть, на них надолго останавливается взгляд. Кто-то пустил о нем: «Иван – Железная Рука». Самому художнику такое прозвище понравилось. Оно соответствовало творческой манере.

Как и вся (за редким исключением) интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го. Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» – как в рассказе Бунина.

Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. Билибин – один из немногих, кто редко терял самообладание, не впадал в уныние. Находил в себе силы, чтобы поддерживать обнищавших коллег не только добрым словом, но и деньгами. Суетливый удел беженца не помешал ему создать очередной сказочный цикл – иллюстрации к книге «Пойди туда – не знаю куда», виртуозные. Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно.

Возвращение к жизни

Bilibin 1. K romanu

Иван Билибин, иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»

По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда переехал в Париж и нашел себя в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке – и Билибин был востребован. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, когда до него дошли слухи о том, что СССР – не черная дыра, что там в почете литература и театр, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал подумывать о возвращении.

В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича!) для советского посольства в Париже. Пришло время возвращаться на Родину… Приняли его в Ленинграде радушно. Он приехал на родную землю не умирать, а работать. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Он снова нарасхват. Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Правда, в те годы эти театры назывались иначе – Пушкинский и Кировский.

Становится доктором искусствоведения. Иллюстрирует роман другого возвращенца – «Петр Первый» Алексея Толстого. Правда, Алексей Николаевич прожил на чужбине всего лишь несколько лет. Просто переждал грозу. А Билибин все-таки почти прижился в Париже, а родных берегов не видал полтора десятилетия.

Первая блокадная зима. И последняя…

14559219 1

Иллюстрация к былине «Вольга»

В 1941-м Билибин отказался от эвакуации: ему не хотелось снова превращаться в странника, как в Гражданскую. Он ответил наркому просвещения Потёмкину: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». И работал в Ленинграде до окончательного изнеможения.

Искусствовед Иосиф Бродский вспоминал: «Теперь черные глаза Ивана Яковлевича как-то особенно выделялись на осунувшемся, потемневшем и всегда грустном лице. Он по-прежнему следил за собой; одетый в ватник, неизменно был «при галстуке». «Это нужно, уверяю вас, это помогает», – шутя говорил он».

До последнего дня он работал над иллюстрациями к русским народным былинам, больной, голодный, умирающий, свято веря, что его Родина выстоит в войне. «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…» Да, он создавал богатырей. Кто еще мог помочь блокадной зимой? Только богатыри.

96068527 b Ivan YAkovlevich Bilibin S fotografiiНо за ним прискакал Черный всадник – как в самой страшной сказке.

Иван Яковлевич не сумел пережить первую блокадную зиму. Для него не хватило теплого бульона. Обессиленного, его перенесли от рабочего места в больничную палату, устроенную в академии художеств.

На Смоленском кладбище есть братская могила профессоров академии художеств, погибших в блокаду. Скромный и величественный камень. Имя Билибина значится там первым – по алфавиту. Есть чем утешиться: без книг с рисунками Билибина и через 75 лет после гибели художника не обходится ни одна библиотека. А в богатой русской школе художников книги билибинское направление остается одним из самых любимых.

Сказочный мастер. Иван Билибин жил, работал и умер за Россию

76c11808ecefade834c0e9c57d594196

vk gray

fb gray

ok gray

tw gray

mail gray

print

Чтобы понять, насколько творчество Билибина близко каждому, проведите эксперимент: достаньте купюру любого достоинства. Найдите слова «Банк России». Над ними — двуглавый орёл. Это работа Билибина от 1917 г. Птица предназначалась для Государственной печати Временного правительства.

Но не всё измеряется деньгами. Попробуйте представить себе Василису Прекрасную, Бабу-ягу или сказочный город. С большой вероятностью это будут образы, созданные Билибиным. Именно он создал канон иллюстраций к русской сказке и русский декоративный стиль как таковой.

ddffb1539607e11cdc5c1e53ed0810ea

Художественное право

А ведь этого могло не быть. Отец, помощник главного док­тора С.-Петербургского морского госпиталя, надеялся, что сын повторит карьеру деда — успешного юриста (задатки того были — учился мальчик хорошо, гимназию окончил с серебряной медалью). И настоял, чтобы Ваня поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В семье со старинными купеческими корнями — род калужских промышленников Билибиных восходит к началу XVII в. — перечить родителям было не принято. В 1896 г. Иван Яковлевич уже студент-правовед.

76ea3ecd11d5af46029c7ab3dabd06c7

На питерском юрфаке в те времена подобралась уникальная компания. Вот лишь несколько имён — Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Сергей Дягилев, Николай Рерих — люди, которые определили тот культурный взрыв, который мы называем Серебряным веком. К ним добавился и Иван Билибин. Можно представить себе отчаяние профессора Василия Ефимова: он преподаёт римское право, а выпускники — сплошь художники. В 1898 г. — Рерих, в 1900-м — Билибин. Утешение одно — вряд ли бы они составили славу отечественного правоведения.

Впрочем, в случае с Билибиным не факт. Об этом свидетельствует одна из его работ — «Суд во времена Русской Правды». Она поразительно достоверна в деталях. Тому есть объяснение. В архивах университета сохранилось заявление студента Билибина на посещение лекций Николая Дювернуа, автора монографии «Источники права и суд в Древней России». Специалисту по римскому праву, кем должен был стать Билибин, этот курс не нужен. А вот художнику Билибину, увлечённому Древней Русью, он весьма пригодился. Равно как и дотошность, и скрупулёзность, и стремление к точности — свойства истинного правоведа.

Очень скоро эти «бухгалтерские» качества найдут прямое применение. По заданию этнографического отдела Русского музея Билибин в 1902-1904 гг. совершает ряд экспедиций. Архангельская, Вологодская, Тверская, Олонецкая губернии, чуть позже Карелия и Кижи. От художника в таких случаях ожидают этюдов, набросков, новых идей. Билибин же ведёт себя как настоящий учёный — не только создаёт фото­архив деревянной архитектуры, но и везёт в Петербург набойки, кружева, прялки, посуду, ларцы, вышивки и даже огромные пряничные доски. Вот его впечатления: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её — вернуть! Вернуть!»

9737b6aa49fa7f6ffc4024d7024e5a63

«Я — националист!»

В этих путешествиях Билибину явно открылось что-то особенное, что позволило ему стать не просто художником-иллюстратором, но и постигнуть сокровенный смысл сказки, мифа и былины. Джон Толкиен, признанный специалист по северному эпосу, автор самого значительного фэнтези-произведения «Властелин Колец», в середине XX в. писал: «Рисунки, изображающие волшебную страну, обязательно должны иметь рамку, чтобы нарисованное воспринималось как мир, увиденный через окно. И они ни в коем случае не должны быть похожи на фотографии. Скорее уж на витражи». Эти принципы были сформулированы Иваном Билибиным лет на 40 раньше. Все его иллюстрации сделаны именно так — рамка и витраж. Последней технике присуща точно выверенная линия, создающая форму. Билибин, практикуясь по 6-8 часов в день, достигает в ней такого совершенства, что получает от коллег прозвище Железная рука.

c9bc409ca81d32a8f5705cab42df2aed

В очень похожей манере Билибин выступал впоследствии, когда был штатным художником ОСВАГ — ОСВедомительного АГентства вооружённых сил Деникина и Врангеля. Так, известен его злой и обидный для советской власти плакат 1919 г.: «О том, как немцы большевика на Россию выпускали». Но современным поклонникам белогвардейцев рано записывать художника в «свои». В 1906 г.

f6df0ab7bbb3ac713b1e26894f56d0c8

Снова мимо. Потому что принципы Билибина просты и понятны. Он не стеснялся демонстрировать их при каждом удобном случае. «Я стал более ярым националистом, чем когда-либо, насмотревшись на всех этих «носителей культуры» — англичан, французов, итальянцев и пр.», — пишет он из Каира, первого эмигрантского пристанища, в 1921 г. «Я — русский националист», — пишет он чешскому издателю из Парижа 5 лет спустя.

2d13045efcd865377dbe699211e51e8f

Но торопиться навешивать на уникального художника политический ярлык не стоит. Вот как он объяснял свою позицию: «Так как я большой националист и очень люблю Россию, то я люблю также и всех тех, кто любит Россию‚ русскую культуру. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке».

То, что эти слова не пустой звук, Билибин доказал, когда вернулся из эмиграции на Родину. И, когда Родина попала в беду, в сентябре 1941 г. нарком просвещения РСФСР Владимир Потёмкин предложил Билибину покинуть Ленинград (65-летний художник жил и работал в подвале Ленинградской академии художеств, так как его квартиру разрушило во время бомбёжки), вокруг которого почти сомкнулось кольцо блокады. Художник ответил: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». И защищал — одной из последних работ Билибина стал рисунок «Русские витязи гонят рыцарей». Он умер от голода и холода 7 февраля 1942 г. На посту.

Художники – иллюстраторы детских книгМБДОУ ЦРР- «Детский сад 116»Составила во...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Художники – иллюстраторы детских книгМБДОУ ЦРР- «Детский сад 116»Составила во

    Описание слайда:

    Художники – иллюстраторы детских книг
    МБДОУ ЦРР- «Детский сад 116»
    Составила воспитатель: Линькова О.М.

  • 2 слайд

    Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок пред

    Описание слайда:

    Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок представляет себе все происходящее и
    иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст.
    Плохо иллюстрированная детская книга неинтересна для малыша, а потому нечитаема.

  • 3 слайд

    Васнецов Юрий Алексеевич(1900 – 1973) Юрий Алексеевич Васнецов - народный х

    Описание слайда:

    Васнецов Юрий Алексеевич
    (1900 – 1973)
    Юрий Алексеевич Васнецов — народный художник и иллюстратор. Его
    картинки к фольклорным
    песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

  • 4 слайд

    Книги Ю.А.Васнецова

    Описание слайда:

    Книги Ю.А.Васнецова

  • 5 слайд

    Иллюстрации Ю.А.Васнецова

    Описание слайда:

    Иллюстрации Ю.А.Васнецова

  • 6 слайд

    Билибин Иван Яковлевич(1876 – 1942)— русский художник, книжный иллюстратор и

    Описание слайда:

    Билибин Иван Яковлевич
    (1876 – 1942)
    — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» — графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью.
                Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

  • 7 слайд

    Книги И.Я.Билибина

    Описание слайда:

    Книги И.Я.Билибина

  • 8 слайд

    Иллюстрации И.Я.Билибина

    Описание слайда:

    Иллюстрации И.Я.Билибина

  • 9 слайд

    Рачев Евгений Михайлович(1906 – 1997) Работе с книгами Рачев посвятил вс

    Описание слайда:

    Рачев Евгений Михайлович
    (1906 – 1997)
    Работе с книгами Рачев посвятил всю свою творческую жизнь, более шестидесяти лет, и создал сотни прекрасных рисунков. С иллюстрациями Рачева было издано множество книг, среди которых: Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Дуров В. Л. «Мои звери»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; Салтыков-Щедрин М. Е. «Сатирические сказки».

  • 10 слайд

    Книги Е.М.Рачева

    Описание слайда:

    Книги Е.М.Рачева

  • 11 слайд

    Иллюстрации Е.М.Рачева

    Описание слайда:

    Иллюстрации Е.М.Рачева

  • 12 слайд

    Сутеев Владимир Григорьевич(1903 – 1993)С иллюстрациями Рачева было издано м

    Описание слайда:

    Сутеев Владимир Григорьевич
    (1903 – 1993)
    С иллюстрациями Рачева было издано множество книг, среди которых: Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Дуров В. Л. «Мои звери»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; Салтыков-Щедрин М. Е. «Сатирические сказки».

  • 13 слайд

    Книги В.Г.Сутеева

    Описание слайда:

    Книги В.Г.Сутеева

  • 14 слайд

    Иллюстрации В.Г.Сутеева

    Описание слайда:

    Иллюстрации В.Г.Сутеева

  • 15 слайд

    Дехтерёв Борис Александрович(1908 – 1993) – народный художник, советский гра

    Описание слайда:

    Дехтерёв Борис Александрович
    (1908 – 1993)
    – народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.
            Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки А. С. Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, М. Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира. 

  • 16 слайд

    Книги Б.А.Дегтярёва

    Описание слайда:

    Книги Б.А.Дегтярёва

  • 17 слайд

    Иллюстрации Б.А.Дегтярёва

    Описание слайда:

    Иллюстрации Б.А.Дегтярёва

  • 18 слайд

    Конашевич Владимир Михайлович(1888 – 1963)– русский художник, график, иллюст

    Описание слайда:

    Конашевич Владимир Михайлович
    (1888 – 1963)
    – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Так была напечатана «Азбука в картинках» — первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.   Основные работы Владимира Конашевича: 
    — иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;
    сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;
    — «Старик-годовик» В. И. Даля;
    — произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
    Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.

  • 19 слайд

    Книги В.М.Конашевича

    Описание слайда:

    Книги В.М.Конашевича

  • 20 слайд

    Иллюстрации В.М.Конашевича

    Описание слайда:

    Иллюстрации В.М.Конашевича

  • 21 слайд

    Чарушин Евгений Иванович(1901 – 1965)- график, скульптор, прозаик и детский

    Описание слайда:

    Чарушин Евгений Иванович
    (1901 – 1965)
    — график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.

  • 22 слайд

    Книги Е.И.Чарушина

    Описание слайда:

    Книги Е.И.Чарушина

  • 23 слайд

    Иллюстрации Е.И.Чарушина

    Описание слайда:

    Иллюстрации Е.И.Чарушина

  • 24 слайд

    Радлов Николай Эрнестович(1889 – 1942) — русский художник, искусствовед, пед

    Описание слайда:

    Радлов Николай Эрнестович
    (1889 – 1942)
    — русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

  • 25 слайд

    Книги Н.Э.Радлова

    Описание слайда:

    Книги Н.Э.Радлова

  • 26 слайд

    Иллюстрации Н.Э.Радлова

    Описание слайда:

    Иллюстрации Н.Э.Радлова

  • 27 слайд

    Лебедев Владимир Васильевич(1891 – 1967) В. В. Лебедев делал книгу с о

    Описание слайда:

    Лебедев Владимир Васильевич
    (1891 – 1967)
    В. В. Лебедев делал книгу с огромным уважением к ребенку, добивался умения говорить с ним серьезным языком, чтобы он мог войти в работу художника, понять закономерности книжной графики. Особенно ярки и динамичны иллюстрации Лебедева к книгам С. Маршака «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж». Книги, иллюстрированные художником, отличаются простотой и яркостью образов, прекрасным сочетанием изобразительных и шрифтовых форм.

  • 28 слайд

    Книги В.В.Лебедева

    Описание слайда:

    Книги В.В.Лебедева

  • 29 слайд

    Иллюстрации В.В.Лебедева

    Описание слайда:

    Иллюстрации В.В.Лебедева

  • 30 слайд

    Милашевский Владимир Алексеевич(1893 – 1976) Владимир Алексеевич проилл

    Описание слайда:

    Милашевский Владимир Алексеевич
    (1893 – 1976)
    Владимир Алексеевич проиллюстрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества, но он никогда не принадлежал к так называемым «детским» художником. Он иллюстрировал и произведения классиков мировой литературы, и советских писателей.
    Милашевский всегда следовал правилу: для детей надо все делать так же хорошо, как и для взрослых, и даже еще лучше. Он никогда не подлаживался к детям, не «сюсюкал», не подражал детским рисункам, не старался говорить с ними на каком-то особом, якобы понятном им «детском» языке.

  • 31 слайд

    Книги В.А.Милашевского

    Описание слайда:

    Книги В.А.Милашевского

  • 32 слайд

    Иллюстрации В.А.Милашевского

    Описание слайда:

    Иллюстрации В.А.Милашевского

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сборник сказок с иллюстрациями билибина

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Сборник сказок с иллюстрациями билибина

  • Сейчас обучается 544 человека из 79 регионов

Сборник сказок с иллюстрациями билибина

  • Сейчас обучается 2929 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Альбом подойдет для свободного детского рассматривания или для работы на занятиях и в кружковой работе.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на формирование навыка понимания эмоциональных состояний человека дошкольниками

  • ДОКЛАД на тему «Мобильное приложение «AR TUTOR Коммуникатор» в работе с детьми ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями речи (ТМНР)»

  • Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»

  • Конспект НОД по ФЭМП с детьми подготовительной группы «Интересная математика»

  • Папка-передвижка: Влияние русского народного творчества на эмоциональное развитие детей

  • Проект «В мире интересного»

  • Консультации для родителей «Театр, сделанный своими руками»

  • Календарные планы на летний период в старше-подготовительной группе

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446183 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Сборник сказок салтыкова щедрина
  • Сборник сочинений гоголя или восточные орнаменты 8 букв
  • Сборник советских сказок мультфильмов смотреть бесплатно в хорошем качестве
  • Сборник сказок о луне и солнце
  • Сборник сказок народов мира 3 класс