Сборник готовых сочинений по литературе

Автор: самый зелный опубликовано 23.09.2021 обновлено 27.09.2021 итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Практические
советы для написания итогового сочинения по литературе

I. Вступление раскрывает основную
мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление
состоит из 3 элементов:

1.      объяснение
ключевых слов темы или цитаты;

2.      общие
рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3.      ответ-тезис
на главный вопрос темы.

Все
эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы,
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

·        
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы,
на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке
вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли
утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо»
, «действительно ли… » и т. д.,

·        
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется
обосновать уже имеющееся утверждение,

·        
тема — назывное предложение (ключевые
слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать
ответы на поставленные вопросы.

II. Основная
часть 
раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис +  Аргументы

Тезис —
это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.

Помни!

·        
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и
зaключeниe, вмeстe взятыe.

·        
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

·        
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

·        
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка 
это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.

Аргумент нужно:

·        
привести из литературных источников.

·        
выделить в отдельный абзац.

·        
в конце каждого абзаца написать микровывод.

·        
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше,
чтобы аргументов было два.

·        
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!

Аргумент
состоит из 3 элементов:

1.      Обращение
к литературному произведению
 — называем автора и
произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем —
«произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

2.      Его
интерпретацию
 — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора,
используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель
рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто
написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не
анализ, а простой пересказ.

3.      Микровывод (он
завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для
логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем
основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной
проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит
итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4
способа закончить сочинение: 

1.      Вывод.
Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя
повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после
аргументов. 

2.      Заключение-призыв.
Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать
глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами
«нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .

3.      Заключение —
выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4.    Цитата,
подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее
подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы
соответствовало главной мысли сочинения. Помнисмысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя
использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово,
(например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее
общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Практические советы в написании итогового сочинения:

1.    Как
писать вступление?

o    Вступление
должно быть 60-70 слов.

o    Правильно
ли определено ключевое слово в теме сочинения?

o    Отражено
ли это во вступлении?

o    Намечена
ли цель сочинения?

2.    Есть
ли переход к основной части?

o    Эта
проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …)
литературы….

o    Так,
в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….

o    Неужели
в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? (можно задать риторические вопросы)

o    Так
в произведении…показан….

o    Именно…(
один из этих вариантов!)

3.    Как
писать основную часть?

o    Основная
часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);

o    Обращение
к произведению (указаны автор, название);

o    Озвучена
проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);

o    Приведены
конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой
проблему;

o    Слова,
выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

o    Промежуточный
вывод (слова из формулировки темы!);

o    То
же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно
произведение, где поднимается тема…. — ….;

o    О…(озвучиваем
проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;

o    Об
этом же писал…;

o    Это
же волновало….;

o    Если
один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

4.    Как
писать заключение?

o    В
заключении — 60-70 слов.

o    Заключительная
фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я
думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

o    Клише
для начала заключения:

    • Подводя
      итог, хочется сказать:…
    • Таким
      образом, мы понимаем, что….
    • Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни
      человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель,
      поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

    Речевые
    клише 
    — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое
    сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

    Клише к итоговому сочинению: 

    Для вступления

    ·        
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.
    Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

    ·        
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
    взгляд, … 

    ·        
    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю,
    что… 

    ·        
    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит
    …(некое понятие). Я считаю, что …

    ·        
    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
    … 

     Для тезисов

    ·        
    Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)

    ·        
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
    взгляд, …(основная мысль сочинения).

    ·        
    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я
    считаю, что… (основная мысль сочинения)

    Для перехода к основной части

    ·        
    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная
    литература

    ·        
    Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых
    раскрывается тема…

    ·        
    Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

    ·        
    Обратимся к произведениям художественной литературы

    ·        
    За примерами давайте обратимся к произведениям художественной
    литературы

    ·        
    Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в
    котором…

    ·        
    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
    …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

    Для аргументов

    Обращение
    к произведению

    ·        
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к
    теме… 

    ·        
    Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).

    ·        
    Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

    ·        
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих
    писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).

    ·        
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в
    стихотворении…(автор, название).

    ·        
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в
    романе… (автор, название).

    ·        
    Вспомним героя повести… (автор, название).

    ·        
    Обратимся к роману… (автор, название).

    ·        
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет
    об этом.

    Интерпретация
    произведения или его фрагмента:

    ·        
    Автор повествует о…

    ·        
    Автор описывает…

    ·        
    Поэт показывает…

    ·        
    Писатель размышляет о…

    ·        
    Писатель обращает наше внимание…

    ·        
    Писатель заостряет наше внимание на …

    ·        
    Он акцентирует внимание читателя на…

    ·        
    Этот поступок героя говорит о …

    ·        
    Мы видим, что герой поступил так потому…

    ·        
    Автор показывает, к каким последствиям привело…

    ·        
    Этому герою/поступку автор противопоставляет…

    ·        
    Писатель осуждает…

    ·        
    Он ставит нам в пример…

    ·        
    Автор подчеркивает…

    ·        
    Автор утверждает… 

    Промежуточный
    вывод:

    ·        
    Писатель считает, что…

    ·        
    Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

    ·        
    Мы можем прийти к выводу… 

    Для заключения

    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

    ·        
    Невольно напрашивается вывод…

    ·        
    Таким образом, мы приходим к выводу: …

    ·        
    Итак, можно сделать вывод, что…

    ·        
    В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о
    …! Будем помнить о…!

    ·        
    Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

    ·        
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…

    ·        
    Хочется верить, что…

    ·        
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

    ·        
    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

    ·        
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте,
    убеждают нас в том, что…

    ·        
    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди
    должны…

    ·        
    (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
    Автор текста тоже считает, что .…

    ·        
    К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю,
    надо…

    Сочинение по
    направлению «Отцы и дети»

    В чем состоит
    конфликт отцов и детей?

    Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений.
    Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят
    старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века
    нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте
    поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в
    конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от
    прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время
    не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество,
    изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности:
    честь, совесть, долг. 

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и
    детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе,
    но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в
    ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к
    изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв
    своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где
    тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей
    Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи
    в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он
    присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» — эти слова отца стали
    заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро
    защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но
    остаться верным своему офицерскому слову. 
    На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании
    личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным
    завету отца. 

    Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт
    поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в
    своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба
    шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и
    революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт
    поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и
    нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного
    блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и
    Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни
    странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг
    друга. 
    А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный
    характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как
    только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к
    отцу. 
    Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов»
    происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных
    потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным. 

    Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного
    уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь
    времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к
    прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.

    Структура сочинения

    клише

    Вступление

    Вступление раскрывает основную мысль, вводит
    в круг рассматриваемых проблем.

    Вступление состоит из 3 элементов:

    1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;

    2.общие рассуждения о значимости
    предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

    3.ответ-тезис на главный вопрос темы.

    Риторические вопросы «что такое…»

    «можно ли утверждать, что… » , «почему
    можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и
    т. д.,

    •             Конечно, каждый человек
    по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим
    понятиям.

    •             Конечно, каждый человек
    по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …

    •             Думается, на этот вопрос могут
    быть даны разные ответы. Я полагаю, что…

    •             Наверное, каждый человек хоть
    раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

    •             Размышляя над этими вопросами,
    нельзя не прийти к ответу: …

    Тезис

    Главная мысль вашего сочинения, та, что
    будете доказывать.

    Каждому тезису – свой аргумент!

    •             Сегодня мы понимаем,
    что…(основная мысль сочинения)

    •             Конечно, каждый человек
    по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль
    сочинения).

    •             Думается, на этот вопрос могут
    быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

    Связка

    Переход к основной части

    •             В правильности такой точки
    зрения меня убеждает художественная литература

    •             Давайте вспомним произведения
    художественной литературы, в которых раскрывается тема…

    •             Правильность своей точки
    зрения могу доказать, обратившись к …

    •             Обратимся к произведениям
    художественной литературы

    •             За примерами давайте обратимся
    к произведениям художественной литературы

    •             Размышляя о …, я не могу не
    обратиться к произведению ФИО, в котором…

    •             Размышляя над этими вопросами,
    нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

      • Так, в повести (романе, рассказе, …)
        речь идет о….
      • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся
        к теме)? (можно задать риторические вопросы)
      • Так в произведении…показан….
      • Именно…( один из этих вариантов!)

      Аргументы (два)

      Аргумент состоит из 3 элементов:

      1.            Обращение к литературному
      произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не
      знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

      2.            Его интерпретацию — здесь мы
      обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем
      героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые
      клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» ,
      «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать:
      «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а
      простой пересказ.

      3.            Микровывод (он завершает
      только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и
      связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль
      всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.
      Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п

      Обращение к произведению

      •             Так, в лирическом
      стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

      •             Тема (….) затрагивается в
      романе…(автор, название).

      •             Тема (…) раскрывается в
      произведении… (автор, название).

      •             Проблема (варварского
      отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и
      …(имя писателя) в…(название произведения).

      •             Идея (единства природы
      человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

      •             Мысль о необходимости
      (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

      •             Вспомним героя повести…
      (автор, название).

      •             Обратимся к роману… (автор,
      название).

      •             Лирический герой стихотворения
      … (автор, название) тоже размышляет об этом.

      Интерпретация произведения или его
      фрагмента:

      •             Автор повествует о…

      •             Автор описывает…

      •             Поэт показывает…

      •             Писатель размышляет о…

      •             Писатель обращает наше
      внимание…

      •             Писатель заостряет наше
      внимание на …

      •             Он акцентирует внимание
      читателя на…

      •             Этот поступок героя говорит о

      •             Мы видим, что герой поступил
      так потому…

      •             Автор показывает, к каким
      последствиям привело…

      •             Этому герою/поступку автор
      противопоставляет…

      •             Писатель осуждает…

      •             Он ставит нам в пример…

      •             Автор подчеркивает…

      •             Автор утверждает…

      микровывод

      Промежуточный вывод пишем после каждого
      аргумента

      •             Писатель считает, что…

      •             Таким образом, автор хочет
      донести до нас мысль о….

      •             Мы можем прийти к выводу…

      Заключение

      Итог всего сочинения

      o             Заключительная фраза,
      подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
      темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю,
      это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

      Клише для начала заключения:

      Подводя итог, хочется сказать:…

      Таким образом, мы понимаем, что….

      Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую
      же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель,
      поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

      Подводя итоги сказанному, можно сделать
      вывод…

      •             Невольно напрашивается вывод…

      •             Таким образом, мы приходим к
      выводу: …

      •             Итак, можно сделать вывод,
      что…

      •             В заключение хочется призвать
      людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

      •             Так давайте не забывать о …!
      Будем помнить о…!

      •             В заключение хочется выразить
      надежду на то, что…

      •             Хочется верить, что…

      •             Подводя итоги сказанному,
      хочется выразить надежду на то, что …

      •             Обобщая сказанное, хочу
      сказать, что…

      •             Все приведенные мной
      аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

      •             Заканчивая рассуждение на тему
      «…», нельзя не сказать, что люди должны…

      •             (Цитата)«…,» — писал …. В
      этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…

      •             К какому же выводу я пришёл,
      размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

      Тема урока

      Планируемая дата проведения урока

      Фактическая дата проведения урока

      Примечание

      1

      Изучение языка художественной литературы. Из мировой литературы

      2

      Русская литература начала XX века. Проза XX века

      3

      И. А. Бунин. Стихотворения. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

      4

      «Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний

      5

      И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем»

      6

      И. А. Бунин. «Легкое дыхание». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности

      7

      И. А. Бунин. «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей

      8

      А.И. Куприн. «Олеся».Внутренняя цельность и красота «природного» человека

      9

      А.И. Куприн. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества

      10

      А.И. Куприн.«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви

      11

      А.И. Куприн. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» «…что это было: любовь или сумасшествие?»

      12

      Р.р.Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

      13

      Л.Н.Андреев. Жизнь и творчество (обзор). От реализма к модернизму. Писатель экспрессионист. Художественное своеобразие творчества. «Большой шлем», «Царь-голод»

      14

      И.С.Шмелев. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия писателя. Творческая индивидуальность. Язык произведений. Эпопея «Солнце мертвых; «Богомолье», «Лето Господне»

      15

      Б.К.Зайцев. Жизнь и творчество (обзор). Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский»; беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова

      16

      А.Т.Аверченко. Жизнь и творчество (обзор). А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Темы и мотивы сатирической новеллистики

      17

      Тэффи. Художественный мир. Юмористические образы рассказов. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками

      18

      В.В.Набоков. Жизнь и творчество (обзор). Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность

      19

      Особенности поэзии начала XX века. Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм

      20

      Особенности поэзии начала XX века. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века

      21

      В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Культ формы в лирике Брюсова

      22

      К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей в стихотворениях

      23

      Ф. Сологуб. Жизнь и творчество (обзор). Темы и образы поэзии

      24

      А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Тема родины, боль и тревога за судьбы России

      25

      Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»

      26

      Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева

      27

      И.Ф.Анненский. Жизнь и творчество (обзор). Творческие искания. «Кипарисовый ларец»

      28

      И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии

      29

      В. Ф. Ходасевич. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик». Книга «Путем Зерна». Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь»

      30

      Контрольное тестирование по теме «Поэзия начала XX века»

      31

      М.Горький. Жизнь и творчество (обзор). Сотрудничество писателя с Художественным театром. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Романтизм ранних рассказов

      32

      Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия. Система образов

      33

      Социальная и нравственно — философская проблематика пьесы «На дне»

      34

      Три правды в пьесе «На дне» и их драматическое столкновение.

      Проблема счастья в пьесе

      35

      Р.р. Классное сочинение по творчеству М. Горького

      36

      Р.р. Классное сочинение по творчеству М. Горького

      37

      А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»

      38

      Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе

      39

      Тема Родины в лирике А. Блока. Ритмы и интонации лирики Блока

      40

      Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира

      41

      Новокрестьянская поэзия начала XX века. Отличие новокрестьянской поэзии от крестьянской поэзии XIX века. Трагическая судьба новокрестьянских поэтов

      42

      Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. «Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии

      43

      С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина

      44

      Тема России в лирике С.А. Есенина

      45

      Любовная тема в лирике С.А. Есенина

      46

      Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни

      47

      Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству С. А. Есенина

      48

      В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революционного переустройства мира. Сатирические образы. «Прозаседавшиеся»

      49

      Тема поэта и поэзии. Осмысление проблемы художника и времени. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное». Особенности любовной лирики. Новаторство Маяковского-поэта. «Послушайте!», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой»

      50

      В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

      51

      Вн. чт. Пьесы «Клоп» и «Баня». Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес

      52

      А. Ремизов. Жанр плачей и молитв. Д. Фурманов. «Чапаев»,

      А. Серафимович. «Железный поток». (Обзорная лекция)

      53

      А. А. Фадеев. Жизнь и творчество. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Проблема гуманизма в романе

      54

      И. Э. Бабель. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Книга новелл «Конармия» как правда о гражданской войне

      55

      Е. И. Замятин. Жизнь и творчество. Роман-антиутопия «Мы»

      56

      М. М. Зощенко. Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Зощенко-сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя

      57

      Контрольное тестирование по теме «Литература 20-х годов XX века»

      58

      Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов

      59

      А.П.Платонов. Жизнь и творчества. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек». Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован». Характерные черты времени в повести «Котлован»

      60

      Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора

      61

      М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

      62

      История создания, публикации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр, композиция, эпиграф, проблемы и герои романа

      63

      Сатирическое начало в романе «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Воланд и его свита

      64

      Библейские мотивы и образы в романе «Мастер и Маргарита». Человеческое и божественное в образе Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести

      65

      Роман «Мастер и Маргарита». Проблема нравственного выбора, творчества и судьбы художника. Изображение любви как высшей духовной ценности. Смысл финальной главы

      66

      Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Булгакова

      67

      М.И.Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности

      68

      Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы. Своеобразие поэтического стиля. «Идешь, на меня похожий», «Куст»

      69

      О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики Мандельштама. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама

      70

      А. Н. Толстой. Жизнь и творчество (обзор.) Автобиографическая повесть «Детство Никиты». Память детства и чувство Родины. Роман-эпопея «Хождение по мукам». Историзм и злободневность

      71

      А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый». Композиция романа. Образ Петра Первого. Становление личности

      72

      М. М. Пришвин. Жизнь и творчество. Путевые очерки. «Черный араб». Особенности художественного мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень», «Сказки о Правде»

      73

      Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы

      74

      Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации

      75

      Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго»

      76

      А.А.Ахматова. Основные вехи жизненного и творческого пути. Поэзия женской души. Тема любви в ранней лирике Ахматовой. Средства выражения глубины человеческих переживаний в стихах

      77

      Родина в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия. Библейские мотивы. Отражение личной трагедии и народного горя. Образ лирической героини в поэме

      78

      Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Человек и природа в поэзии Н. А.Заболоцкого

      79

      М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы»

      80

      М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Особенности жанра и художественная форма романа. Проблемы и герои романа. Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

      81

      Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

      82

      Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

      83

      Р.р. Контрольное классное сочинение по роману «Тихий Дон»

      84

      Р.р. Контрольное классное сочинение по роману «Тихий Дон»

      85

      Из мировой литературы 30-х годов. О. Хаксли «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин

      86

      А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Исповедальный характер лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества

      87

      Литература периода Великой Отечественной войны. Писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Поэзия, проза и драматургия военного времени

      88

      А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). «Лагерные университеты» Солженицына – путь к главной теме. Романы «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) и «В круге первом» (обзор)

      89

      Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Проблема русского национального характера

      90

      Из мировой литературы. А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй. «Старик и море»: «человек выстоит»

      91

      Полвека русской поэзии. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Сохранение классических традиций в 1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм

      92

      Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940—1970 гг. Виктор Платонович Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда»

      93

      «Оттепель»— начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. «Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»

      94

      «Горит село, горит родное». Проза Валентина Распутина. Первая повесть В. Распутина «Деньги для Марии». Повесть «Последний срок». Повесть «Живи и помни». Повести «Прощание с Матёрой» и «Пожар»

      95

      Характеры и сюжеты Василия Шукшина. Александр Вампилов и литературный перекрёсток 1960—1970-х гг. Василий Шукшин и Александр Вампилов: общее понимание сложности современного быта

      96

      Крест бесконечный В. П. Астафьева. Ф. А. Абрамов. На войне остаться человеком. («Лейтенантская» проза — окопная земля.)

      97

      Ю. В. Бондарев. Повести «Батареи просят огня», «Последние залпы». Повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Кондратьева «Сашка», Е. Носова «Усвятские шлемоносцы»

      98

      Ю.Трифонов и новый персонажный ряд городской прозы. Самопознание личности в прозе А. Битова. Фантастика городского и барачного быта в повестях В. Маканина

      99

      Итоговый урок

    1. Сборник волшебных сказок народов мира
    2. Сборник волшебные сказки народов мира
    3. Сборник из 100 рассказов о любви путешествиях и приключениях написал
    4. Сборник изречений мухаммеда и рассказов очевидцев о его жизни коран сунна сура
    5. Сборник заветных сказок афанасьева