Грачи прилетели картина Саврасова
Описание картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасова. История создания и сочинение.
Какой художник написал картину Грачи прилетели
Автором знаменитой картины «Грачи прилетели» является Алексей Кондратьевич Саврасов. Великий русский художник, пейзажист, передвижник написал немало замечательных картин, которые сегодня находятся в крупнейших музеях, но самой известной работой художника стала та, которую мы здесь рассматриваем.
Картина была написана в 1871 г. Холст, масло. Размеры: 62 × 48,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Грачи прилетели описание картины Саврасова
Картина «Грачи прилетели» является одной из самых знаменитых работ русских художников. Считается бесценным шедевром русской живописи. С самого начала своего создания в 1871 году и представления её на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, стала очень известной. Больше того, считается знаковой, положившей новый этап в развитии пейзажного искусства в нашей стране. По прошествии более столетия, она остаётся такой же известной, по картине пишут сочинения и рассказы в школах.
Работу над картиной Алексей Саврасов начал в 1871 году, когда посетил село Молвитино (в настоящее время — посёлок городского типа Сусанино, Костромская область). Некоторые исследователи считают, что первоначальные зарисовки для картины художник сделал в Ярославле.
Также известно, что в Молвитино художник сделал только зарисовки, а работал над картиной в Ярославле и Москве. В том же 1871 году он представил работу на 1-й выставке передвижников, 28 ноября в Санкт-Петербурге. Летом того же года она уже была куплена Павлом Третьяковым для его коллекции. Тогда картина вызвала широкий отклик у зрителей, которые высоко оценили работу Саврасова. Среди тех, кто с восхищением отозвался о картине, были Иван Крамской, Исаак Левитан и другие.
Изначально картина называлась «Вот прилетели грачи». Впоследствии была переименована — «Грачи прилетели!», а позже у названия убрали восклицательный знак.
На картине изображена ранняя весна. Снег только начал таять и ещё не сошёл полностью. На переднем плане мы можем увидеть голые берёзы. Берёзы выглядят достаточно коряво, но именно этим добавляют картине динамизма. Своим видом они будто бы демонстрируют, что зима выдалась нелёгкая. На земле лежит сырой снег, рядом стоят первые весенние лужи. Снег покрыт проталинами, опавшими ветками, следами птиц.
Голые деревья заняли прилетевшие с зимовки грачи. Он расселись по веткам, где уже можно увидеть их гнёзда. Один из грачей находится у самого подножия берёзы и держит в клюве веточку. Идёт строительство гнезда.
За деревьями можно увидеть крыши деревенских домов и церковь. Данная церковь (Воскресенская церковь) и сегодня стоит в селе Сусанино.
На заднем плане — широкий русский простор. Равнинные поля пересекает река, которая с таянием снега разлилась и залила обширные пространства.
Картина достаточно проста по своему сюжету, однако именно этой простотой она и подкупает. Зрители видят в работе что-то знакомое душевное, родное.
Грачи прилетели — это наступающая весна. Уходят зимние холода, снега начинают таять, по улицам бегут ручьи, солнце начинает пригревать. Символом изменения природы становятся грачи, которые прилетели с зимовки на родную землю. Незатейливый сюжет, немного хмурый и даже холодный, делают картину ещё более понятной, так как зритель верит в правдивость происходящего, может с лёгкостью вспомнить весну, те ощущения, что просыпаются, когда птицы наконец начинают возвращаться с юга и приносить с собой тепло.
План сочинения по картине Грачи прилетели 8 класс
- Автор
- Время года
- Передний план
- Задний план
- Мои ощущения
Сочинение по картине Грачи прилетели 8 класс
Картину «Грачи прилетели» написал известный русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Данная картина считается самой известной работой в его творчестве, «визитной карточкой», которую знают все в нашей стране с детских лет.
На картине мы можем увидеть раннюю весну. На улице ещё холодно, но солнце уже пригревает. Выпавший за зиму снег начинает таять. Повсюду стоят лужи. Сам снег сырой, в проталинах, на нём чётко отпечатываются следы. Выглядит он не очень красиво, однако все прекрасно знают, насколько приятно видеть, что снег наконец-то тает и скоро наступит настоящая весна, а за ней и лето.
На переднем плане мы можем увидеть берёзы и главных героев картины — грачей. Берёзы в центре картины кривые, поломанные, будто зима далась им нелегко. Деревья ещё голые, почки не успели распуститься, но их стволы уже наливаются соком. Именно в такое время люди отправляются на опушку леса, чтобы набрать вкусного берёзового сока.
На верхушках деревьев сидят многочисленные грачи. Прилетев с юга, они сразу приступили к строительству гнёзд, которые прослужат им до самой осени. Один из грачей находится у ствола берёзы. В его клюве сухая берёзовая веточка. Птица собирает строительный материал для своего дома.
На заднем плане мы видим деревянные постройки. Известно, что картину Саврасов писал в посёлке Молвитино. За деревянным забором можно увидеть крыши домов, а за ними каменную церковь. Вдалеке, за широкими полями, течёт река, которая по весне разлилась и затопила всё пространство.
Картина вызывает приятные чувства. Несмотря на то, что она несколько грустная, чуть мрачная, с грязным снегом и хмурым небом, она дарит радость от ощущения прихода весны. Церковь вдалеке символизирует свет и добро, надежду на всё лучшее. Сами грачи — предвестники скорого потопления, когда можно будет снять пальто, шапку и насладиться весенними лучами солнца.
Картина Саврасова «Поздняя осень»: описание и фото
Саврасов написал картину «Поздняя осень» в последние годы своей жизни. По сей день, она вызывает множество дискуссий. Произведение остается примером для осенних пейзажей.
О художнике
Алексей Саврасов — знаменитый пейзажист, один из основателей общества передвижников, в которое входили легендарные художники из России.
Он родился в 1830 году, в семье купца Саврасова Кондратия. Жил и учился в Москве.
С юных лет проявлял задатки художника. Отец не поощрял его занятия, но и не помешал успешно сдать экзамены в столичную школу живописи. Знаменитый художник Рабус стал для него учителем.
Первые картины считаются не слишком удачными, такие как «Камень в лесу у разлива» или «Вид московского Кремля при луне».
В пятьдесят первом году пишет работу «Вид на Кремль от Крымского моста в плохую погоду». Она приносит ему первую популярность. Критики хорошо отзываются о картине.
Последующий год молодой художник проводит в разъездах по южным селениям Российской Империи.
В 1854 году за два полотна, выстеленные на вернисаже, художнику дают звание академика. Третьяков покупает художества.
Уже в 57-м, будучи известным в узких кругах, Алексей берет в жены Софью Герц. У них было пятеро детей. Двое из них погибли в достаточно юном возрасте, и супруги не выдержав горя, решили разойтись. Художник начал страдать от алкоголизма. В 1876 Софья уехала к сестре, оставив мужа.
За это время Саврасов успел поработать учителем рисования в ВУЗе. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он также путешествовал по Европе, был в Британии, Австрийской империи, Швейцарских горах, и Франции.
Активно трудился над пособием для рисования.
Период затмения
А в 82-м его уволили из училища. Он спился. Жил в нужде. Картины становились все более мрачными.
С 1887 по 1888 год художник проживал с некой Киндяковой Верой, которую использовал в качестве своей музы для некоторых полотен. В это время пишется картина Саврасова «Поздняя осень», фото которой можно посмотреть далее.
А когда шел 1893 год, он начал проживать с Моргуновой Екатериной, от которой у него появилось двое детей.
Умер Саврасов в 1897 году, находясь в пристанище для малоимущих. Последние годы он провел в такой бедности, что за него заступались популярные в то время художники. Один из них даже написал письмо Третьякову с просьбой помочь бедствующему старику. Там же шла речь о том, что он получает пенсию от союза писателей в 25 рублей, которых не хватает, чтобы содержать еще и жену с двумя маленькими детками.
Несмотря на темную полосу в жизни, Саврасов остался для большинства жителей России, а также ценителей пейзажного искусства по всему миру, мастером своего дела, романтиком, с особым взглядом на природу. Его необычное восприятие любого природного явления делало картину уникальной.
Алексей Кондратиевич учил Исаака Левитана — самый любимый ученик, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Сергея Светославского и Льва Каменева.
Картина Саврасова «Поздняя осень». Описание
Свою знаменитую работу «Грачи Прилетели» художник создал в 1871 году, когда был на пике популярности, не страдал алкоголизмом, и его переполняли идеи.
Картина Саврасова «Поздняя осень» вполне соответствует ее названию. Она была написана в 1887 году, в период запоя. Его тогдашняя сожительница Вера Киндякова написала письмо в галерею Третьякова, где сообщала о двух абсолютно новых картинах.
Оказалось, что Саврасов решил снова вернуться к живописи. Он создал два рисунка: «Закат солнца на Волге» и «Поздняя осень».
Картины были помещены в экспозицию Саврасова в Третьяковской галерее.
Первое творение выглядело более жизнеутверждающим. Скорее всего, художник пользовался теми образами, которые остались у него от прежних работ.
Картина Саврасова «Поздняя осень» представляет собой изображение Москвы из деревни неподалеку в один морозный день. Ярко светит солнце. Лучи падают на первый снег, который покрыл землю. Вся природа притихла в ожидании зимы.
Художник сделал ее, сидя в этой деревне, и рисуя с природы. Он передал те впечатления, которые у него были в момент создания пейзажа.
Критика картины
Искусствоведы утверждают, что поздние работы Саврасова чересчур мрачные, темные. Они гораздо слабее, чем те, которые он рисовал в период молодости. Картина Саврасова «Поздняя осень» по сей день практически забыта. О ней мало кто знает.
Стиль — реализм. Передний план слишком схематичный и жесткий. На нем видны кривые мазки, слабеющая рука автора.
Многие считают, что у художника не вышла картина «Поздняя осень». Фото которой представлено в статье.
В девяностых годах у Саврасова прослеживались интересные работы. Вероятнее всего, он восстанавливался от тяжелой эмоциональной травмы. Однако картина Саврасова «Поздняя осень» еще относится к этому периоду.
Другая «Осень»
Существует еще одна картина у Саврасова, которая описывает ту же пору года. Она называется «Осень».
Пейзаж в жанре реализма, тем не менее, вызывает более восторженные отклики. Автор закончил работу над ней в 1871 году, в то же время, когда нарисовал «Грачи прилетели».
Мотив у картины типичный для осени: на переднем плане группа деревьев, птицы, улетающие в теплые страны, еще пока чистое, но темное небо. Тона несколько размыты.
Деревья стоят в одиночестве на возвышении. Рядом образовавшаяся от недавно прошедшего дождя, лужа. В ней можно увидеть посеревшее небо.
Трава на холме стала темной от непогоды.
Вдалеке на золотые кроны лесных деревьев падает солнечный свет. Он попадает и на небольшой дом с дымом из трубы. Возле него стоит мельница. Течет небольшая речка.
Картины осени известных художников
Русские пейзажисты очень любили эту пору года. Она вызывала меланхолические ассоциации, дарила вдохновение. Осень в картинах художников встречается очень часто. Эта пора могла быть нарисована в любое время дня или вечера, в разных стилях.
Многогранность осенних красок дарила возможность проявить себя каждому. Цветовая гамма всегда была разной. Один художник находил насыщенный зеленый цвет после дождя, другой любовался ярко-красными листьями, а третий фокусировался на золотом цвете под ногами.
Популярные работы
Самые показательные картины осени известных художников:
«Золотая осень» Василия Поленова;
«Осень» Ефима Волкова;
«Золотая осень» любимого ученика Саврасова, Исаака Левитана;
«Бабье лето» Андрея Герасимова;
«Осенний лес» еще одного передвижника, Ивана Шишкина;
«Утро в осеннем лесу» Сергей Писемский;
«К тайне» Андрей Карсаков.
Осенняя тематика есть практически у каждого знаменитого русского художника, который писал в стиле реализма: Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Александра Волкова, Архипа Куинджи, Виктора Васнецова, Станислава Жуковского, Василия Поленова.
Самые известные картины Саврасова
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897), русский художник, член Товарищества передвижников долгое время был незаслуженно «забыт». Даже Александр Бенуа отзывался о нём, как о художнике, случайно написавшим одну восхитительную картину «Грачи прилетели». И что ни до, ни после неё Саврасов больше ничего примечательного не создал. Конечно, это не так. Картины Саврасова представляют огромную художественную ценность не только для нашей страны.
Был и успех, и признание, но потерпев ряд неудач в личной жизни, пережив смерть троих детей, он стал пить. Его уволили из училища, где он преподавал живопись. К концу жизни Саврасов прозябал в нищете, болел и нещадно пил. Его работы потеряли воздушность и стали мрачными. Но всё же, Саврасов А.К. считается признанным выдающимся пейзажистом с огромной русской душой, певцом русской природы.
Самые знаменитые работы Саврасова:
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (1851)
Молодой художник ещё находится под влиянием итальянской школы. Пейзаж просто сказочный: Белокаменный Кремль сияет в самом центре картины, утопая в клубящихся синих облаках. Кипящее и клокочущее небо занимает большую часть картины. Его красота и сила подчёркивается необычным световым решением. Сильный ветер треплет ветви старого дуба. Вот-вот начнётся гроза. На переднем плане покосившийся шалаш. Женщина спешит укрыться от непогоды. Эта картина уже заявляет о таланте молодого живописца.
Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)
Этот великолепный и мастерски исполненный пейзаж раскрывает фантастическую природу окрестностей Северной столицы. Огромные валуны, принесённые на равнину древним ледником, красуются на переднем плане. Они покрыты мхом и прекрасно вписываются в пейзаж опушки леса. Старый дуб раскинул над валунами свою крону. Его листья купаются в солнечных лучах, и на фоне тёмного соснового леса смотрятся изысканным кружевом.
Ранняя весна. Половодье (1868)
«Весеннее половодье» Саврасова А. К. — лёгкая, свежая картина. Огромное небо насыщено легчайшими оттенками сиреневого, жёлтого, белёсо-голубого оттенков. Оно встречается на горизонте с бескрайней водой, затопившей всё вокруг. Небольшие островки земли, на которых ютятся берёзы, разделяют полотно на две неравные части. Нижняя треть полотна тёмная, холодная. В гладкой весенней воде отражаются голые деревья. Красота этого весеннего явления передана Саврасовым очень тонко.
Лосиный остров в Сокольниках (1869)
Это первая картина, которая принесла настоящий успех Саврасову. Сейчас Сокольники и Лосиный остров не узнать. Они находятся в центре огромного мегаполиса, а раньше это были задворки старой Москвы. И художник предоставил нам возможность ощутить ту необычайную красоту, которая царила раньше на этом месте.
Эта картина завоевала первую премию на выставке 1871 года и имела название «Сокольники». Её сразу приобрёл Третьяков, а уже только это давало высокую оценку картине. Спустя некоторое время, на выставках передвижников она представлялась уже как «Лосиный остров в Сокольниках». Эта картина была написана Саврасовым в период творческого подъёма.
Его увлечение реализмом смогло передать и огромные масштабы русского пейзажа, и его монументальную красоту. Всё внимание отдано огромным вековым соснам. Дивный лес уходит за горизонт. Перед лесом — открытый луг, на котором пасутся коровы. Рваные берега болота на переднем плане сочетаются с пасмурным небом и придают картине тревожности. Одинокое деревце на месте старой вырубки намекает на перемены, которым подвержен старый лес. По мнению редакции most-beauty.ru, это самая красивая картина Саврасова.
Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (1871)
Великая река Волга привлекла Саврасова своим величием и красотой. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» — самая большая из работ «волжской серии» художника.
Перед зрителем предстают бескрайние просторы реки Волги. На песчаном берегу раскинулся провинциальный городок, на окраине которого виднеются белые строения монастыря. На переднем плане в правом углу картины по крутому склону поднимается берёзовая роща. Небо занимает третью часть полотна, так как художник хотел показать красоту и величие реки, её огромные просторы.
Эта картина возымела успех и получила заслуженную награду — первую премию на живописном конкурсе. Она также была приобретена Третьяковым. Сейчас она находится в музее Нижнего Новгорода.
Кстати, о самых красивых пейзажах читайте статью на нашем сайте.
Грачи прилетели (1871)
«Грачи прилетели» — самое знаменитое полотно Саврасова. После выставки её сразу же приобрёл для своей галереи П. Третьяков.
За основу картины был взят живописный вид села Молвитино. В канун весны, когда ещё сильно дыхание зимы, в воздухе появляется неуловимый запах пробуждения природы. В это время прилетают грачи. Это первые предвестники уходящих холодов и наступления тепла. В это время тает снег, начинают наливаться соком деревья, набухают почки.
Всё это буйство и великолепие искусно передал Саврасов. Эта картина — настоящий гимн красоте русского пейзажа. Здесь архитектура и природа создают великолепный оркестр, в котором каждая деталь играет свою роль. Радость прихода весны, возрождения проникает в самое сердце.
Просёлок (1873)
Небольшая (57×70 см) картина «Просёлок» — восхитительна. Этот шедевр — песня, посвящённая незатейливому русскому пейзажу. Она является частью собрания Третьяковской галереи.
Вначале Саврасов постеснялся выставлять её на всеобщее обозрение. Он считал её простой и недостойной широкой публики. Долгое время, практически 20 лет, она находилась у друга художника. Но когда её всё-таки выставили, она произвела необычайное впечатление. Критика этой картины была похвальной.
Распутица русских дорог оказалась необычайно живописной. Прошёл сильный летний дождь. Дороги развезло. Грозное небо сменяется тёплыми оттенками. На горизонте показались лёгкие жемчужные облака, и лучи солнца пытаются пробиться из-за туч. Они отражаются в лужах и ручейках просёлочной дороги. Цвет воды, грязь переданы так реалистично и колоритно, что приходится удивляться мастерству художника.
Бесконечные просторы пейзажа подчёркивают шесть раскидистых неказистых деревьев, растущих вдоль дороги. Они добавляют в пейзаж динамичность перспективы.
Художник мастерски передал свежесть после вечернего летнего дождя, чем доказал, что любая погода только подчёркивает красоту пейзажа и создаёт его настроение.
Зима (Конец 1870-х — начало 1880-х годов)
Этот период творчества был у Саврасова сложным. Его жизнь шла под откос, он запил. Редко из-под кисти художника появлялась удачная картина.
Тёмное, тяжёлое насыщенное небо давит на низкий горизонт. Бескрайняя дорога делит пейзаж на две части. Слева вдалеке виднеется лес, справа — бескрайняя равнина. На переднем плане одиноко стоящие берёзы и редкие кусты. Белая полоса на горизонте подчёркивает нависшее свинцовое небо. Снег равнины грязный, жёлто-коричневый, как после оттепели. Вот-вот пойдёт то ли дождь, то ли мокрый снег.
Картина драматичная и нерадостная. Эта колоритная, зрелая и уникальная работа очень тонко передаёт и настроение художника, и состояние природы.
Художник в этой картине нашёл отражение своей жизни. Безудержная тоска, смерть детей, разрыв с женой, одиночество. Саврасов — это одинокая сосна за обочиной дороги, с обломанными ветвями.
Распутица (1894)
Саврасов часто изображал раннюю весну, когда сходит снег и на дорогах царствует распутица. Художник изобразил пейзаж села Покровское. Композиция картины необычна. Широкая разбитая весенняя дорога уходит вдаль от левого края картины. Вдали виднеются аккуратные домики. Их крыши ещё покрыты снегом. По обе стороны дороги белесая берёзовая роща укрыта лёгким инеем.
Саврасов точно уловил незаметный переход от зимнего состояния природы к весне. Картина пронизана свежим воздухом, а яркий кусочек неба предрекает скорое тепло.
Послесловие
Даже если бы Саврасов написал только одну картину «Грачи прилетели», и у него не было бы других замечательных работ, всё равно, это сделало бы его великим русским пейзажистом. Этот шедевр до сих пор остаётся памятником величия и красоты русской природы. Он золотыми буквами вписал имя Саврасова в ряд лучших русских живописцев.
Мы не могли выделить из огромного числа прекрасных картин Саврасова всего лишь несколько лучших, поэтому решили добавить ещё с десяток прекрасных пейзажей.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 — 1897)
Саврасов Алексей Кондратьевич
Алексей Кондратьевич Саврасов — художник большого дарования и трагической судьбы, он сыграл выдающуюся роль в истории русской пейзажной живописи. Художник поднял пейзажную живопись на огромную высоту, завоевал ей широкое общественное признание. Саврасов первым сумел показать прелесть простого русского пейзажа, его бесхитростную красоту, в то время, как официальное искусство по-прежнему стремилось к идеализированному, приглаженному, в основном, западноевропейскому, пейзажу. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в семье московского купца. Любовь к искусству у него проявилась в детстве, он в 12 лет копировал романтические пейзажи известных художников. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника, а позже за представленные в Совет Академии художеств два пейзажа, написанные в окрестностях Ораниенбаума, был удостоен звания академика.
В своих первых пейзажах Саврасов тяготел к романтическому изображению природы, но увлечение романтизмом длилось не долго. Все больше художнику хотелось полнее отразить реальный мир природы.
В 70-х годах Саврасов активно занимается преподавательской деятельностью. Основа его преподавания — работа с учениками на природе, на натуре. «Изучайте и чувствуйте», — внушал он молодым художникам.
В последние десятилетия 19-го века жизнь и творчество Саврасова пошли на спад. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы он жил в абсолютной нищете и умер одиноким, тяжело больным человеком в больнице для бедных.
Значение Саврасова в истории русского пейзажа трудно переоценить. Он начинает собой блестящую страницу пейзажной живописи второй половины 19-го века. Его картины наполнены волнующим лирическим чувством. Бесконечная любовь Саврасова к родной земле, такая живая, восторженная, служила постоянным источником творческого вдохновения. Как никто другой до него чувствовал Саврасов задушевную красоту скромной русской природы. Этим он и обогатил русскую пейзажную живопись, открыв перед ней новые горизонты.
Дворик. Зима.
В этой картине художник воплотил трогательное внимание к подробностям жизни природы, любовь и поразительную способность к передаче малейших оттенков весеннего настроения. В легкой, свободной манере, и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой и пасмурной предвесенней оттепели, и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.
Грачи прилетели (1871)
Задворки села, сараи, наполовину скрытые забором, старая церквушка с шатровой колокольней, корявые березы, усеянные грачиными гнездами, талый посеревший снег. Пейзаж, типичный для средней полосы России, скромный, непритязательный, чуть грустный и очень задушевный.
Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Подули теплые ветры, в полях почти стаял снег, обнажилась темно-бурая, напитавшаяся влагой земля, потемнел оставшийся в затишье снег. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Еще нет ослепительного солнца, почки только начинают набухать, небо затянуто свинцово-белыми облаками. Дышится легко и свободно! Сдержанная гамма бело-голубых и серо-коричневых тонов созвучна с неприметной прелестью простого и скромного пейзажа.
Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.
Грачей прилетные стада кричат и весело, и важно.
Меж круглых, рыхлых облаков невинно небо голубеет
И солнце ласковое греет в затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо! Как в забытьи каком стоишь
И слышишь прелый запах сада, и теплый запах старых крыш.
Пейзаж с рекой и рыбаком (1859)
Саврасов стремится здесь создать широкий пейзажный вид и в нем передать тихую прелесть простой, скромной среднерусской природы. Неяркие, нежные краски пейзажа, слегка тронутые золотистым светом восходящего солнца, высокое светлое небо с тающими в нем облачками, прзрачная голубизна далей, голубая гладь реки с отражающимися в ней деревьями, смягченные очертания ее берегов, поросших лесом, — все выражает гармонию и покой раннего утра. Художник включает здесь фигуру крестьянина-рыбака, возвращающегося с рыбной ловли — этим он показывает природу, окружающую человека в его повседневной жизни, обжитую им.
Рожь (1881)
Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена.
Художник изображает ржаное поле перед бурей, он вкладывает в картину свои чувства, тревогу, переживания, которые переполняли Саврасова тогда.
Рожь замерла в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться тяжелыми каплями. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Ржаное поле выглядит мрачным, хотя сама рожь ярко светится, склоняясь под ветром, не в силах ему протвостоять и не желая такого покорства. Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Хочется верить, что ветер пронесет непогоду мимо, но туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает, к горизонту расползается тень, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека.
Картина вызывает большую тревогу, мрачное уныние, предчувствие буйной, неуправляемой стихии.
Проселок (1873)
Очень простой, незамысловатый и даже как будто неприглядный пейзаж. Только размытая дождем проезжая дорога, старые ветлы у ее обочины и широко раскинувшиеся вдали поля спелых хлебов. Крайне скупое изображение. Но здесь привлекают зрителя не многозначительные детали, а краски природы, бесконечно разнообразные в своих оттенках, сама фактура мазка художника — то густая, вязкая (в изображении глинистой почвы), а то порывистая, легкая (в кроне деревьев).
Луч солнца, брызнувший из-за туч, словно оживил всю природу, Засверкали чистые, омытые дождем, краски пейзажа. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Отблески неба с опаловыми облаками превратили мокрую землю со стоячими лужами в красочное месиво, переливающееся многоцветными оттенками. В симфонию красно-коричневых, серебристых, жемчужно-голубых, серо-стальных, золотисто-палевых, кофейных и кое-где даже розовых тонов вплетается малахитовая зелень травы. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба.
Картина «Проселок» демонстрирует высокое живописное мастерство Саврасова. Художник открыл зрителю душу русской природы, ее сокровенную прелесть, поэтичность, бесконечно богатый мир ее красок, полный захватывающей красоты и гармонии.
Сельский вид (1867)
Здесь изображены пасека и старик-пасечник, склонившийся над дымящимися угольями, шалаш и деревенька с соломенными крышами. Для художника здесь самым важным является то, что объектом эстетического переживания является самый непритязательный пейзажный мотив, природа, обжитая человеком, в ее повседневном, будничном облике. Сколько трогательной красоты и поэзии в этих осыпанных розовыми цветами яблонях, молодых березках, одетых первой зеленью, пушистом светло-зеленом ковре недавно выступившей травы. Как чист и прозрачен воздух, как широки просторы полей, весенний разлив голубой реки.
Вид на Кремль в ненастную погоду (1851)
Это одно из своих первых произведений, в которых он еще тяготеет к романтизму. Небо в картине затянуто клубящимися облаками. резкие порывы ветра, контрасты света и теней, бурное движение, которым пронизан пейзаж, — во всем видно стремление показать действие стихийных сил природы, придать пейзажу патетическое звучание. Но Саврасов дополняет картину бытовыми деталями — совсем не романтические шалаш и женщина с ведром усиливают ее правдивое звучание.
Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)
Изображение в картине сильно приближено к зрителю. Детально выписана мшистая поверхность валунов, хорошо передана их объемность, прорисованы змеящиеся по земле корни спиленного дерева, стебли трав. Первый план погружен в тень, а поляна поодаль залита солнцем. Красиво выделяется пронизанное солнечным светом кружево листвы старого дуба, распростершего свои ветви над поляной. Вдалеке синеет море.
Летний день. Куры на задворках (1874)
Лосиный остров в Сокольниках
Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854)
Саврасов, Алексей Кондратьевич
лол кек чебурек
Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».
Родился 12 ( 24 ) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов) [1] .
В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.
Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».
В 1852 году после поездки по южным губерниям России он написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи» [2] .
Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена П. М. Третьяковым в 1858 году.
В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова [3] .
В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств.
В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.
Вместе с В. В. Пукиревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции» [4] .
В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871) [5] , «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875) [2] , «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874) [6] .
Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.
Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды» [7] .
А. К. Саврасов умер 26 сентября ( 8 октября ) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.
Любимый ученик А. К. Саврасова Исаак Левитан так откликнулся на смерть учителя:
С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества
Саврасовых в русской живописи немного… Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы.
Картины А. К. Саврасова находятся в ведущих художественных собраниях:
- Именем художника названа улица Саврасова, расположенная в городе АпрелевкаНаро-Фоминского районаМосковской области.
- Именем художника названа улица Саврасова, расположенная в Москве в посёлке Сокол[8]
- В 1956 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Саврасову.
- Именем художника названа улица в Нижнем Новгороде.
- В Левобережном районе Воронежа есть улица Саврасова.
Осенью 1857 года в возрасте 27 лет Алексей Саврасов женился на 31-летней Софье Карловне Герц (1826—1895), сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В метрической книге церкви «Трёх святителей у Красных ворот» было записано:
Сентября двадцатого дня повенчаны законным браком:
жених: Преподаватель в Училище живописи и ваяния, академик, титулярный советник Алексей Кондратьевич Саврасов, холостой, православного вероисповедания, жительство имеет в приходе сей церкви в доме князя Ивана Владимировича Шаховского. От роду имеет 26 лет.
невеста: Дочь московского купца Карла Эрдмана Герц, девица, домашняя учительница Аделаида Софья Карловна Герц, 30 лет, евангелического лютеранского вероисповедания, жительство имеет в приходе Большого Вознесения, что на Малой Никитской в доме поручика Петра Степановича Михайловского…
Поручителями были сверх означенных жениха и невесты. По женихе: академик коллежский асессор Николай Александрович Рамазанов, поручик 2-го Московского кадетского корпуса Николай Александрович Медведев и из дворян артист императорских московских театров Иван Карлович Бришман.
По невесте: коллежский секретарь Александр Васильевич Соколов, губернский секретарь Василий Дмитриев Подточин и родной брат невесты доцент императорского Московского университета Карл Карлович Герц…
В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. 1861) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался [1] . Жена уехала с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре, Аделаиде Герц. Софья Карловна умерла 19 июля 1895 года, похоронена в монастыре Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 20 км от Санкт-Петербурга [9] .
В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве с Верой Ивановной Киндяковой. В её квартире он написал несколько картин [10] .
С 1893 года и до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке [11] с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920) [1] . У них родились двое детей — сын Алексей Алексеевич Моргунов и дочь Надежда [1] .
У художника были три сестры и младший брат, Николай Кондратьевич Соврасов (1837—1909, писал свою фамилию, как и отец, через «о»), купец 2-ой гильдии, унаследовавший торговое дело отца.
Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение по картине И. Левитана «Март» для 4 и 5 классов. Здесь Вы найдете два варианта и план для каждого из них. Приятного просвещения!
Вариант 1: Кратко
(239 слов) Картина «Март» Исаака Ильича Левитана была написана в 1895 году, когда он гостил в имении Турчаниновых. Необыкновенная красота природы весной вызвала восхищение художника, вдохновила на создание истинного шедевра. Картина поражает своей реалистичностью, живостью и яркостью красок, поднимает настроение и наполняет оптимизмом.
Художник писал картину в усадьбе Горка, стена дома которой видна в правой части картины. Весенняя солнечная погода стоит на дворе. К деревянному дому, окрашенному желтой краской, ведет проселочная дорога, которая уже оттаяла, прогретая мартовским солнцем. И. Левитан создал гармоничную композицию: на заднем плане виднеется густой лес, ближе к наблюдателю стоят белые высокие березы, чуть дальше — зеленые ели. По темно-синим теням деревьев можно понять, с какой стороны светит солнце, — со стороны наблюдателя.
Дианка, лошадка с усадьбы Горка, находится в центре пейзажа, она — главная помощница хозяев усадьбы. Двери приусадебного дома распахнуты настежь, ставни с окон убраны, потому что на улице уже веет теплом, очаровательная природа пробуждается.
Снег отражает лучи солнца, но он местами уже растаял и просел, хотя березы еще стоят в глубоких сугробах. Зима уже уступила свое место прекрасной весне. На снегу можно увидеть множество следов, оставленных людьми, от проселочной дороги в лес ведет тоненькая протоптанная кем-то тропинка. Интересен оттенок самого снега – он голубоватый, а не белый, как обычно его изображают на других картинах, а все потому, что ослепительно белым он бывает морозной зимой, а не прелестной весной.
Картина «Март» производит очень приятное впечатление, она служит показателем развитого таланта художника, чистоты его помыслов, неповторимости восприятия окружающей природы.
План сочинения по картине И. Левитана «Март»:
- Вступление: история создания полотна;
- Основная часть: описание репродукции картины «Март»;
- Заключение: мое мнение о картине И. Левитана.
Вариант 2: Подробнее
(356 слов) Исаак Левитан любил изображать в своих полотнах весну и осень, а не лето и зиму. Картина «Март» является тому подтверждением, она вдохновила других живописцев создавать свои работы в необычном стиле, с реалистичностью, вниманием к деталям и оттенкам красок. Изображение снега в голубых тонах, ясного неба и темно-синих теней деревьев стало основным мотивом пейзажистов XX века.
По словам Александра Бенуа, Левитан написал картину «Март» очень быстро, за несколько сеансов. Сложность создания шедевра заключалась в том, что снег быстро таял, поэтому вчерашние сугробы быстро превращались в талую воду. Работать летом проще, потому что в природном пейзаже ничего особенно не меняется, разве что после дождя. Хоть у художника было не самое хорошее настроение (если верить его современникам, которые окружали живописца в тот непростой период его жизни), но ему удалось создать жизнеутверждающую картину.
На полотне с правой стороны можно увидеть часть стены бледно-желтого дома Турчаниновых. Рядом с крыльцом дома стоит запряженная в телегу лошадка Дианка. Люди на картине не изображены, зато об их присутствии можно догадаться, увидев множество следов на снегу. Дверь двухэтажного дома настежь открыта, как будто кто-то недавно вошел в него, а лошадка ожидает скорого прибытия своего хозяина.
День стоит ясный, солнечный. Благодаря гармоничному сочетанию цветов, можно догадаться, что во дворе довольно тепло. Таким днем хочется находиться на природе дольше, дышать свежим воздухом.
Ели выглядят сильными, могучими, ярко-зелеными великанами, а березы белые, тонкие, высокие, они своим внешним видом противоположны хвойным соседям.
Снега еще во дворе довольно много, от солнца на него трудно смотреть, он своим блеском слепит глаза. В глубоких сугробах еще стоят березы, а вот снег на дороге, ведущей к крыльцу дома, уже растаял и превратился в воду. На самой верхушке высокой березы можно увидеть скворечник, кажется, что он еле держится на тонкой ветке. Как его могли разместить так высоко? Этот вопрос остается без ответа.
Художник настолько реалистично изобразил природу, что можно представить себя в той усадьбе, где рядом располагается чудесный лес, стоит уютный деревянный дом. Зима уступила место радостной и воодушевляющей поре, которая зовется весной. От вида подтаявшего снега, ласковых солнечных лучей, милой лошадки, красивых великанов-деревьев на душе становится приятно, реальность окрашивается в яркие цвета, а не в серые однообразные тона.
План сочинения по картине И. Левитана «Март»:
- Вступление: особенности картины;
- Основная часть: описание репродукции картины «Март»;
- Заключение: мои впечатления от работы И. Левитана.
Автор: Елена Баранова
ПОДЕЛИТЬСЯ
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс (диктанты и тестовая часть) официальные варианты с ответами реальные задания всероссийской проверочной работы для проведения с 15 марта по 21 мая 2021 года.
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктанты и варианты:
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №1
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №2
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №3
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №4
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №5
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №6
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №7
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №8
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №9
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс диктант №10
Вариант №1 с ответами к диктанту
Вариант №2 с ответами к диктанту
Тестовая часть ВПР 2021 по русскому языку для 4 класса:
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №1
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №2
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №3
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №4
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №5
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №6
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №7
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №8
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №9
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №10
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №11
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №12
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №13
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №14
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №15
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №16
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №17
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №18
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №19
ВПР 2021 по русскому языку 4 класс вариант №20
Текст диктанта №1
Тыкву любят во всём мире. Но тыква не овощ. Это вкусная ягода! У неё есть плотная корочка и сочная мякоть. Самая маленькая тыква весит меньше килограмма. А крупная бывает больше ста килограммов. Мы узнаём тыкву по радостному оранжевому цвету. А бывают ещё синие, зелёные, кремовые тыквы. В жарких странах с помощью тыквы ловят обезьян. В тыкве сверлят маленькую дырочку. В неё насыпают рис. Обезьяна запускает в дырочку лапку, берёт рис. Но лапку с рисовым зерном она не вытащит. Слишком узко!
Текст диктанта №2
Наступила весна. Вернулись из тёплых стран птицы. Строят заботливые самцы и самочки уютные гнёздышки для птенцов. На сучке берёзы устроили гнездо зяблики. Оно словно слилось с деревом. Сразу его и не заметишь. В стенки гнезда птички вплели берёзовую кору. Славное получилось гнёздышко! Ещё лучше гнездо у иволги. Точно корзиночка висит в ветвях деревьев. А зимородок смастерил свой домик в обрывистом берегу реки. Он выкопал клювом норку и устроил в ней гнёздышко. Внутри выстлал его рыбьими косточками. Много чудесных домиков увидишь весной!
Текст диктанта №3
Наступила весна. Солнце греет жарче. С мокрых крыш падает звонкая капель. Скоро ты увидишь дружные стаи чёрных птиц. Это прилетели грачи. С прилётом грачей начинается в роще шум. На ветках старых берёз висят грачиные гнёзда. Птицы плетут их из толстых прутьев. Вскоре в гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители целый день кормят своих малышей. Птицы ходят по дорожкам и ищут вкусных червячков. Врагов грачи не подпустят к гнезду. Хитрый кот и опасный ястреб уйдут без добычи. Радостно в берёзовой роще с грачами!
Текст диктанта №4
Однажды зимним утром на берёзе возле нашего подъезда появилась кормушка. Первыми со всех окрестных берёз слетелись шустрые воробьи и голуби. Для птиц в кормушке лежали семечки. Пожилой мужчина насыпал в птичью столовую ягоды рябины и кедровые орешки. Это для красногрудых красавцев снегирей. Они слетятся к нам на вкусное лакомство. Очень хочется увидеть снегирей не на картинке, а на нашей кормушке. Перед прогулкой мама режет на мелкие кусочки сало. Его любят синички. Изящные яркие птички клюют сытный корм и весело щебечут.
Текст диктанта №5
Холодный ветер переносил снег с одного места на другое. На речке, в лесу намело целые горы. В субботу с утра установилась чудесная погода. Крупные снежинки хлопьями опускались на землю. Пора вставать на лыжи. Мы съехали с горы и подошли к болоту. Вокруг него стеной стояли камыши, молодые осинки. Друг показал на деревья. У всех осинок поломаны верхушки! Кто сломал осинки? Следов не было. Снегопад всё замёл. Разгадку нашли быстро. Деревца в сильные морозы становятся хрупкими. Вот лоси их и ломают.
Текст диктанта №6
Мои бабушка и дедушка живут на окраине города. Пешком туда не дойдёшь! Мы садимся на трамвай. На месте водителя в трамвае мы часто встречаем нашего соседа Михаила. Михаил улыбается пассажирам. Вот они предъявляют билеты и садятся на свободные места. Не хватило кресел? Тогда для безопасности во время поездки держитесь за поручни. Перед водителем на пульте цветные кнопочки. С их помощью он управляет машиной. До начала движения водитель включает громкий звонок. А вечером рельсы освещает мощный луч света из трамвайных фар.
Текст диктанта №7
У лесного оврага в тени под дубками цветут ландыши и земляника. Вокруг пахнет дубовой листвой. В вершинах раскидистых дубков поют птицы. Заливаются трелями в зелёных кустах соловьи. Не спутаешь их песни с другими. Долго любуешься нежными ландышами. Журчит на дне овражка лесной ручей. Точно живые колышутся над прохладной водой тонкие травинки. Ещё в детстве водил меня в эти места отец. Здесь мы слушали пение соловья и вдыхали чудный запах ландышей. Белые душистые цветы и теперь напоминают мне то счастливое время.
Текст диктанта №8
Лето я провожу в деревне. Однажды дедушка и лесник позвали меня за дикой малиной. Я набрал кружку сладких ягод. А съели мы ещё больше! На обратном пути мы увидели ручей. Он тёк из родника. Вода в ручье была прозрачной. Дедушка зачерпнул её и выпил из ладони. Я удивился. В городе мы кипятим воду для питья. Но родниковая водичка оказалась очень вкусной. Вдруг ручей пропал. Перед нами лежали мокрые камни. Зеленела свежая трава. А из земли ниточкой сочилась только тонкая струйка.
Текст диктанта №9
Олег и Женя идут в ближний лес за грибами. От ветра шумят ветви высоких сосен. На их коре застыла ручейками золотая смола. Под ногами трещат сухие сучья. По травинке ползёт божья коровка. Она распахнула два маленьких крылышка и улетела. Рядом с берёзкой высится гигантский муравейник. От него лучами разошлись во все стороны узкие дорожки. По ним бегут муравьи. Они тащат пушинки, иголки. Какая мощная армия строителей! С запада плывут лёгкие облака. Но они не закрывают солнца. Дождя днём не будет.
Интересные задания с вариантов ВПР:
1)Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Статуя, магазин, взяла, повторит.
2)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Большое блюдо заполнили сочными грушами.
3)Как ты понимаешь значение слова «моряк» («моряком») из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.
4)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Правда глаза колет.
5)Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Приняли, километр, включит, цемент.
6)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Щедрые лучи яркого солнца озарили луг.
7)Замени слово «гигантские» из 9-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
8)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Кто духом упал – тот пропал.
9)Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Досуг, магазин, повторим, средства
10)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово. Тишину сада потревожил щебет птиц.
11)Как ты понимаешь значение слова «слоновник» («слоновника») из 6-го предложения? Запиши своё объяснение.
12)Замени слово «неожиданно» из 3-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
13)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Будешь рано вставать, будешь везде успевать.
14)Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Ждала, досуг, начал, сантиметр.
15)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Далеко видны яркие лучи береговых маяков.
16)Замени слово «яркий» (из 3-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
17)Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Глаза боятся – руки делают.
18)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово. Тишину сада потревожил щебет птиц.
19)Как ты понимаешь значение слова «слоновник» («слоновника») из 6-го предложения? Запиши своё объяснение.
20)Замени слово «неожиданно» из 3-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
22)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Молодой скворец быстро научился летать.
23)Как ты понимаешь значение слова «выдумщики» из 14-го предложения? Запиши своё объяснение.
24)Замени слово «лежебока» из 11-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
25)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Здоровье – лучшее богатство.
26)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Отважная лодка плывёт по морским волнам.
27)Как ты понимаешь значение слова «пресная» («пресной») из 13-го предложения? Запиши своё объяснение.
28)Замени слово «применяют» из 11-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
29)Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семь раз отмерь – один раз отрежь.
30)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово. Хомячок прячет за толстые щёчки семечки.
31)Как ты понимаешь значение слова «обитатель» из 12-го предложения? Запиши своё объяснение.
32)Замени слово «мгновенно» (из 10-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
33)Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Друг познаётся в беде.
34)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Лучи солнца наконец достигли глубины чащи.
35)Как ты понимаешь значение слова «изобретатель» («изобретатели») из 3-го предложения? Запиши своё объяснение.
36)Замени слово «замечательные» из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
37)Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Как аукнется, так и откликнется.
38)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. К нашему болотцу прилетели серые журавли.
39)Как ты понимаешь значение слова «период» из 3-го предложения? Запиши своё объяснение.
40)Замени слово «хрупкие» (из 13-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
41)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Нет худа без добра.
42)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово. Тишину сада потревожил щебет птиц.
43)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Все дорожки в саду замело снегом.
44)Как ты понимаешь значение слова «шторм» из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.
45)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Люди – пахать, а он – руками махать.
46)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Портрет поэта украсил обложку журнала.
47)Как ты понимаешь значение слова «бассейн» («к бассейну») из 13-го предложения? Запиши своё объяснение.
48)Замени слово «храбрость» («храбростью») из 8-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
49)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Смелость города берёт.
50)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Пушистые щенки дружно скатились с крыльца.
51)Как ты понимаешь значение слова «крохотная» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.
52)Замени слово «переносят» из 10-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
53)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Тише едешь – дальше будешь.
54)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. У деревянного мостка сидела лупоглазая лягушка.
55)Как ты понимаешь значение слова «опасность» из 4-го предложения? Запиши своё объяснение.
56)Замени слово «топорщатся» (из 6-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
57)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Каков привет, таков и ответ.
58)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. От ветерка чуть шелестит листва дерева.
59)Как ты понимаешь значение слова «врач» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение.
60)Замени слово «быстро» из 14-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
61)Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Дарёному коню в зубы не смотрят.
62)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово. Ветви деревьев согнулись из-за тяжёлых шишек.
63)Как ты понимаешь значение слова «парта» из 8-го предложения? Запиши своё объяснение.
64)Замени слово «грамотные» (из 6-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
65)Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Легко сказать, да тяжело сделать.
66)Как ты понимаешь значение слова «чаща» («в чаще») из 4-го предложения? Запиши своё объяснение.
67)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Среди игрушек стояли модели паровозов.
68)В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Чудный ларец создан умелыми мастерами.
69)Как ты понимаешь значение слова «изобретатель» («изобретатели») из 3-го предложения? Запиши своё объяснение.
Смотрите также на нашем сайте:
ВПР 2021 по математике 4 класс ответы и все реальные варианты
ВПР 2021 ответы и задания всероссийские проверочные работы
Skip to content
Всем привет. Сегодня новая тема. Пишем сочинение по картине Богатыри. Мне нравится писать что-то для начальных классов. Эти сочинения подойдут для 2 или 3 классов, хотя я знаю, что подобные работы задают и в 4-7 классах. Там уже придется посидеть над ним чуть подольше. Если во втором и третьем классах основной упор идет на то, […]
Подробнее
Привет, друзья! Вот и прошло лето и начался новый учебный год. Я снова вижу вас на моем сайте и это хорошо ) Традиционно, в начале сентября все пишут сочинение о том, как они провели лето, как были рады увидеть своих друзей первого сентября и прочее подобное. Подобное задание есть во втором, третьем и более старших […]
Подробнее
Ну что, друзья, вот и добрались мы до второго сочинение про половодье. Исаак Левитан и его «Большая вода» у нас уже есть, а сегодня пишем сочинение по русскому языку на тему картины «Наводнение» художника-анималиста Алексея Никаноровича Комарова. В отличие от своих коллег по цеху, творения Комарова кажутся несерьезными, словно иллюстрации из детской книжки, что впрочем, […]
Подробнее
За окном весна, все тает. Значит пришло время писать сочинения про наводнения, точнее, про половодье. Таких у нас будет 2 штуки: первое вы читаете сейчас, это сочинение по картине Левитана «Большая вода» для 4 класса, а второе — по картине Комарова «Наводнение», но уже для ребят на класс постарше. Увы, описания этих шедевров русской живописи […]
Подробнее
Пишем сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители» для 6 класса по русскому языку (если не ошибаюсь, упражнение 499 в учебнике Ладыженской). Для меня это своеобразный рекорд. Для шестиклассников пока ничего не писала еще. Растем! Хочу сразу предупредить, что художников с такой фамилией двое, нам интересна художница Екатерина Васильевна Сыромятникова. Именно она автор «Первых зрителей», не перепутайте. […]
Подробнее
Новая порция сочинений на подходе. На сей раз это сочинение-описание по картине «Царевна Лебедь». Автор картины М. Врубель. Эту тему, как и большинство предыдущих, задают в 3 классе. Странно… для 3 класса у меня очень мало материала. Будем наверстывать. Присваивать себе чужие заслуги не очень хорошо, поэтому говорю сразу честно — эти тексты не мои, […]
Подробнее
Всем здравствуйте. Продолжаем тему школьных сочинений. Сегодня на очереди сочинение по картине Шишкина «Рожь» . Расскажу о чем писать, как составить план сочинения, и что делать не надо если вы хотите получить хорошую оценку. Задают это сочинение начиная с 4 класса, позже с этой темой вы встретитесь в 7 классе. Это не первое описание картин […]
Подробнее
Что такое доброта — пишем сочинение для 5 класса. Рассуждать на эту тему можно бесконечно, да и названий для рассказов и сочинений хватает разных: дорогой добра, добро и зло, добро и правда и еще много разных. В каждой школе свои вариации. Но суть от этого не меняется. Тема для сочинения довольно глубокая и не всегда […]
Подробнее
Всем привет. Сегодня пишем сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» для 2 класса по русскому языку. Некоторые заменяют лес на бор, что в принципе, не является большой ошибкой (бор – густой хвойный лес), однако, в Третьяковской галерее она обозначена именно так, как в заголовке. Составляем план сочинения Что, на мой взгляд, должно быть […]
Подробнее
Идем в ногу со школьной программой, даже чуть на опережение. Сижу, пишу сочинение по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» для 2 класса. Если вы уже заходили на мой сайт, то уже в курсе, что для всех сочинений я стараюсь составить план и его придерживаться. План нужен хотя бы для того, что многие […]
Подробнее
Описание картины Грачи прилетели — вот тема нашего нового сочинения. Автор картины русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Задают такое сочинение обычно во 2 классе по русскому языку. С этой темой сочинения вы встретитесь не только во 2 классе, но и позже в 4 классе, а затем в 8 или 9 классах. Это зависит от индивидуальной […]
Подробнее
Привет. Сегодня новое интересное задание — доклад про борщевик для 2 и 3 класса. Даже не знала, что по окружающему миру проходят такие опасные растения. Может оно и к лучшему, дети будут знать что это такое и почему его нельзя трогать и тем более срывать. А растет этот сорняк везде и избавиться от него не […]
Подробнее
Пишем сообщение про кошек на урок по окружающему миру с планом и фотографиями кошачьего семейства разных пород и размеров. Дикие и домашние кошки.
Подробнее
Здравствуйте. Не за горами весна, листочки и цветочки. Значит, пора писать сообщение о растениях. А точнее, сообщение о ядовитых растениях. Задают писать подобные сообщения (или доклады, как правильно? ) в 3 классе, по предмету «Окружающий мир». Приступим? Немного оффтопа на всякий пожарный. Что еще полезного у нас есть по окружающему миру: Есть доклад о съедобных […]
Подробнее
Добрый вечер, друзья. Продолжаем тему сообщений о грибах. Сегодня на очереди сообщение о ядовитых грибах для 3 класса по окружающему миру. Доклад для 2 класса с общей информацией у нас уже есть: Сообщение о грибах 2 класс, окружающий мир Если честно, свойства и внешний вид всяких поганок никак не зависят от того, учитесь вы в […]
Подробнее
Сегодня на очереди сообщение о России. Сообщения по истории для 5 класса у нас еще не было . Заметьте, мы растём! Но, думаю, родители и ученики 2 классов тоже найдут в нем полезную для своего доклада информацию. Как всегда, в первую очередь надо составить план сообщения, а затем по нему пишем всё, что нужно. И […]
Подробнее
Салют всем! Сегодня мы пишем сообщение про грибы для 2 класса по окружающему миру. Скорее всего это будет небольшой доклад общего типа. Насколько я знаю, более подробные сообщения о ядовитых грибах понадобятся для уроков биологии в 5 классе. Ну а пока можно вкратце рассказать о том, что такое гриб, из чего он состоит, какие они […]
Подробнее
И снова здравствуйте. Сегодня мы пишем сообщение о шмелях для 2 класса по окружающему миру. Да, обычных мохнатых шмелях. Тех самых, которые на душистый хмель и тд. На мое удивление, раздел с сообщениями и докладами по окружающему миру пользуется популярностью. Значит, будем продолжать работать в этом направлении. В первую очередь надо составить план сообщения. Он […]
Подробнее
Привет, друзья! У нас новая задача? Да, сегодня мы пишем сообщение о работе пожарных для 2 класса (окружающий мир). Самое трудное — грамотно составить план сообщения. А дальше Википедия и Гугл помогут нам в поисках нужной информации и фотографий. Приступим? Первое, с чего должна начинаться наша работа — надо составить план сообщения. Зачем он нужен? […]
Подробнее
На днях узнал, что ученикам 2 класса задают писать сообщение или доклад на тему «Пчелы, осы и шмели» и подумал, а что вообще можно написать на эту тему? Рассказать, чем отличаются эти насекомые друг от друга? Собрать пару-тройку интересных фактов… Если ученики 2 класса с таким сообщением справляются, интересно, справлюсь ли я с этим докладом […]
Подробнее
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов
«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться
в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит,
дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура,
и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел
совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё
предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине
находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал
и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы,
что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными
стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод
не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним
словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой
побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с
жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко
маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы
скворечник – на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы.
(12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим
всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной
природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку
мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой,
живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили
прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам,
потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки
о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева,
Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему
описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина,
Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов
и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить
родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя
замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
(20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком,
путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был
талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни
Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана
Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый
домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу,
обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя
с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми
под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только
потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось
в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской
природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы
о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше
не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь
к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты,
развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться
этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева
и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель
и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
Показать текст целиком
Что формирует любовь к родине? Именно над этим вопросом рассуждает Владимир Алексеевич Солоухин в своем тексте.
В третьем абзаце автор показывает, что родной край, его ландшафт и природа оставляют глубокий отпечаток в каждом из нас. Ведь человек, вырастая, наблюдает за природой и пропитывается ею. И даже если твой край — это «Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками», все-равно она становится родной и милой сердцу: «однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты». Именно поэтому родное место мы любим «всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете».
Но не только красоты родины могут формировать к ней нежные чувства. Литературные произведения, рассказывающие о природе, картины, описывающие родной край, и другие произведения искусства – все это способно вызвать в нас трепетные чувства. Ведь их авторы тоже жили и восхищались природой своей родины. И под воздействием этих чувств писали свои работы, которые передают эти нежные ощущения и нам. Они учат нас любить родную природу: «Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. А живопись? Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?»
Два примера взаимосвязаны
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 6 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 3 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 0 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 15 из 25
Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых