Все не так сложно, как может показаться на первый взгляд
Музыкальным продюсером называют человека, полностью отвечающего за производство звуковых композиций, аранжировок, проектов. Это своего рода режиссер в сфере музыки.
Продюсер выполняет множество функций. Может самостоятельно свести трек, написать песню, записать вокал либо делегировать часть обязанностей. Но в итоге именно продюсер управляет процессами: принимает окончательные решения и определяет, каким будет итоговый творческий продукт. Отвечает за его славу и коммерческий успех.
Профессия «продюсер» появилась в Голливуде в 1910-е годы. Именно в это время стали востребованы творческие люди, хорошо ориентирующиеся не только в искусстве, но и имеющие задатки бизнесмена. Параллельно с киноиндустрией развивалась и музыкальная сфера — возникла необходимость в организации и раскрутке различных музыкальных проектов.
Кто стоит за известными музыкальными хитами
Множество громких музыкальных хитов появилось именно благодаря талантливым продюсерам.
- Джордж Мартин — английский аранжировщик и композитор, всемирную известность которому принесла совместная работа с группой The Beatles. Не без его помощи хиты «Битлз» зазвучали поистине великолепно. Джордж написал и записал множество оркестровых аранжировок и клавишных партий, сделавших композиции настоящими хитами.
- Найл Роджерс — один самых известных музыкальных продюсеров, основатель группы Chic. Американский гитарист и автор-исполнитель. Создал и выпустил альбомы, поданные тиражом более 500 млн копий. Авторству Роджерса принадлежит почти 75 млн синглов, разошедшихся по всему миру.
- Рой Томас Бейкер — британский продюсер, автор песен и аранжировщик, который сотрудничал с Оззи Осборном, Дэвидом Боуи, а также The Rolling Stones, Nazareth, Queen. Именно при участии Томаса группа Queen выпустила легендарный хит «Богемская рапсодия».
- Брайан Ино — композитор и продюсер из Британии, ставший основоположником жанра эмбиент, создателем инновационных направлений в электронной музыке. Брайан работал с U2, Полом Саймоном, Coldplay. В 1987 году посетил Советский Союз и успел спродюсировать альбом группы «Звуки Му», поработать с Борисом Гребенщиковым и Севой Гаккелем.
- Фил Спектор — продюсер-экспериментатор, который активно смешивал разные студийные эффекты и стал автором такого приема, как «стена звука». Его суть состояла в многократном дублировании музыкальных дорожек, формирующих мощный по звучанию и напористый микс. Продюсер сотрудничал с The Beatles, Джоном Ленноном, Джорджем Харрисоном.
Какие задачи решают саунд-продюсеры
- Создание концепции. Если речь идет о работе с исполнителями, важно показать самые сильные и интересные стороны, подчеркнуть талант, харизму, манеру исполнения. Воплощать яркое и качественное звучание, находить пути развития.
- Анализ музыкального рынка, выявление трендов, востребованных форматов и жанров, изучение спроса и предложения. Подготовка договоров, ведение бюджета.
- Поиск источников финансирования, создание имиджа и работа с творческими образами.
- Поиск студий звукозаписи, ведение переговоров с техническими специалистами, телестудиями, радиостанциями.
- Организация и проведение рекламных кампаний, а также выступлений.
- Создание треков и выстраивание стратегии продвижения музыкальных продуктов. Анализ бизнес-показателей.
Основное направление того что делает музыкальный продюсер, находятся на стыке маркетинга, экономики, юриспруденции. Естественно, здесь не обойтись без отличных организаторских способностей и понимания специфики направления.
Успешный музыкальный продюсер хорошо знает рынок подрядчиков: звукорежиссеров, композиторов, аранжировщиков. Умеет работать в современных жанрах и отлично разбирается в музыке. Кроме того, важно знать теорию музыки, владеть сэмплингом, основами монтажа и сонграйтинга.
Востребованность и уровень заработка
Продюсеры требуются телеканалам, музыкальным студиям, артистам, театрам, студиям мультипликации и кинофильмов. На сайте одного из популярных российских сайтов по поиску работы открыто множество вакансий на должность музыкального продюсера.
В среднем, уровень дохода по предложениям в Москве варьируется от 65 000 до 290 000 рублей. В Санкт-Петербурге — от 60 000 до 220 000. Реальные заработки продюсеров нередко выходят за рамки предлагаемых окладов, а формат работы чаще всего носит разъездной или удаленный характер.
Профессия востребована во многих сферах бизнеса и чаще всего график работы у продюсеров ненормированный, поскольку предусматривает частые деловые встречи, переговоры и просмотры. Продюсер может работать на себя, в этом случае заработок неограничен, а зависит только от чутья и способности успешно реализовать те или иные творческие замыслы.
Как стать музыкальным продюсером
Вариантов несколько:
- Самообучение. Здесь помогут различные видеокурсы, самоучители и книги. Учиться самостоятельно сложнее, поскольку трудно получить системные знания и не всегда есть возможность отточить свои навыки на практике. Такой способ обучения лучше сочетать с классическим офлайн-образованием или специализированными курсами.
- Высшие учебные заведения. Профессию музыкального продюсера можно получить в некоторых университетах, например, МГУКИ. В рамках специальности «Социально-культурная деятельность» студенты изучают основы продюсерского мастерства и промоутерской работы, продюсирование концертов и многое другое. Готовит продюсеров и Российская академия Гнесиных, а также школа-студия имени Немировича—Данченко.
- Онлайн-образование. Сейчас многие платформы предлагают курсы по обучению музыкальных продюсеров. Программы, как правило, рассчитаны на людей без особой подготовки, но бывают предложения и для людей, имеющих базу, например, музыкантов. Чаще всего онлайн-формат предполагает упор на практические занятия. Это дает возможно не только набраться опыта, но и наработать определенное портфолио для дальнейшей работы.
Освойте музыкальные инструменты
Пригодится умение играть на каком-либо музыкальном инструменте — фортепиано, гитаре, бас-гитаре. При этом необязательно становится виртуозом, достаточно понимать основы музыкальной теории и иметь натренированный слух. Также стоит попробовать создавать собственные музыкальные композиции и играть по нотам.
Изучайте технологии
Чтобы создавать интересные современные проекты, не обойтись без умения пользоваться множеством программ для обработки музыки, звуковыми станциями, резонансной декой и другим музыкальным оборудованием. Для этого потребуется время, усилия и главное — много практики.
Начать освоение можно со звуковых станций Ableton Live или FL Studio — они неплохо подходят для первого знакомства с техникой. Для сведения и корректировки музыкальных записей подойдет Pro Tools, Cakewalk Sonar или FL Studio.
Пригодятся продюсеру и основы микширования, способность понимать разницу между сведением треков в формате стерео и моно, с использованием резонансной деки и компьютера. Для создания действительно качественной музыки важно чувствовать сочетаемость звуков и взаимодействие разных музыкальных жанров.
Больше практики
Важно не бояться экспериментировать. Можно взять какой-то старый хит и переработать его, чтобы он зазвучал иначе. Создайте несколько разных версий, выбирайте жанр, который нравится больше всего — так процесс пойдет легче и быстрее.
По возможности сотрудничайте с опытными продюсерами. Результатом совместной работы нередко становятся достаточно интересные музыкальные проекты. Пригодится и практика в какой-либо продюсерской компании — это отличная возможность завязать полезные знакомства и получить интересный живот опыт.
В работе продюсеру пригодятся:
- лидерские качества, умение убеждать, коммуникабельность;
- творческая жилка и развитая интуиция;
- настойчивость и управленческие навыки;
- аналитический склад ума и предпринимательские способности.
Плюсы и минусы профессии
Главные преимущества работы продюсера — это прежде всего востребованность, престиж и достаточно высокий уровень заработка. К относительным недостаткам относится ненормированный рабочий график, а также высокая степень ответственности за построение всего процесса.
Какие дисциплины пригодятся
Если вы решили учиться на музыкального продюсера в высшем учебном заведении, пригодятся такие предметы, как русский язык, история, обществознание. Перечень дисциплин определяет конкретное учебное заведение. Чаще всего экзамены проводятся в формате тестирования, но некоторые образовательные учреждения предлагают абитуриентам свои вступительные испытания.
Чтобы стать отличным специалистом в области музыкального продюсирования, важно обладать хорошей интуицией и художественным вкусом. Иметь связи в сфере шоу-бизнеса и культуры.
У ÑÑого ÑеÑмина ÑÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð¸ дÑÑгие знаÑениÑ, Ñм. ÐÑодÑÑеÑ.
ÐÑзÑкаÌлÑнÑй пÑодÑÌÑÐµÑ (англ. Record producer или Music producer, Ð¾Ñ produce â пÑоизводиÑÑ) â лиÑо, оÑвеÑÑÑвенное за ÑазÑабоÑÐºÑ Ð¸ пÑоизводÑÑво мÑзÑкалÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий. Ð ÑÑеÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи мÑзÑкалÑного пÑодÑÑеÑа, как пÑавило, Ð²Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð¾ÑÐ±Ð¾Ñ Ð¼ÑзÑкалÑнÑÑ Ð¸ÑполниÑелей Ð´Ð»Ñ ÑвоÑÑеÑкого ÑоÑÑÑдниÑеÑÑва, пÑоÑабоÑка идей Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий, ÑоÑиниÑелÑÑÑво мелодий, наÑÑавниÑеÑÑво мÑзÑканÑов пÑи ÑабоÑе в ÑÑÑдии звÑкозапиÑи, а Ñакже конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð·Ð° каÑеÑÑвом звÑкозапиÑи, ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ маÑÑеÑинга.
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑлиÑаÑÑ Ð¼ÑзÑкалÑного пÑодÑÑеÑа Ð¾Ñ Ð¸ÑполниÑелÑного пÑодÑÑеÑа, коÑоÑÑй оÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð° ÑинанÑовÑе, оÑганизаÑионнÑе и ÑпÑавленÑеÑкие аÑпекÑÑ Ð¿ÑоизводÑÑва мÑзÑкалÑного пÑодÑкÑа.
ЧаÑÑо мÑзÑкалÑного пÑодÑÑеÑа пÑÑаÑÑ Ð¸ Ñ Ð¼ÑзÑкалÑнÑм менеджеÑом, коÑоÑÑй напÑавлÑÐµÑ ÐºÐ°ÑÑеÑÑ Ð¼ÑзÑканÑа и оÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð° его ÑÑидиÑеÑкое ÑопÑовождение, ÑоÑÑÑдниÑеÑÑво Ñ Ð»ÐµÐ¹Ð±Ð»Ð°Ð¼Ð¸ звÑкозапиÑи, Ñекламное пÑодвижение, бÑкинг, гаÑÑÑолÑнÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¸ дÑ.
Так же ÑаÑÑо, оÑобенно на поÑÑÑовеÑÑком пÑоÑÑÑанÑÑве, мÑзÑкалÑного пÑодÑÑеÑа пÑÑаÑÑ Ñ Ð¸Ð½Ð²ÐµÑÑоÑом или ÑпонÑоÑом, ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑибоÑнÑм мнением[1].
СлÑжебнÑе обÑзанноÑÑи
ÐÑзÑкалÑнÑй пÑодÑÑÐµÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑабоÑаÑÑ ÐºÐ°Ðº над алÑбомом в Ñелом, Ñак и над оÑделÑно взÑÑÑми композиÑиÑми.
РвеÌдении мÑзÑкалÑного пÑодÑÑеÑа Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ð´ ÑвоÑÑеÑким пÑоÑеÑÑом напиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÑзÑки: опÑеделение ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¸ жанÑа композиÑии, оÑÐ±Ð¾Ñ Ð¸ одобÑение Ñлов Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑен, оÑÐ±Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑоÑиниÑелÑÑÑво мелодий, аÑанжиÑовок и «биÑов».
ÐÑзÑкалÑнÑй пÑодÑÑÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолиÑÑÐµÑ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкÑÑ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа звÑкозапиÑи. Ðн подбиÑÐ°ÐµÑ ÑеÑÑионнÑÑ Ð¼ÑзÑканÑов, звÑкоÑежиÑÑÑÑов, инженеÑов ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ маÑÑеÑинга, аÑÑиÑÑенÑов.
Ðак пÑавило, Ñ ÐºÑÑпнÑÑ Ð·Ð²ÑкозапиÑÑваÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¹ и ÑÑÑдий звÑкозапиÑи имеÑÑÑÑ Ñвои мÑзÑкалÑнÑе пÑодÑÑеÑÑ, но неÑедко мÑзÑканÑÑ Ñами пÑиглаÑаÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑнÑÑ Ð¸Ð¼ незавиÑимÑÑ Ð¿ÑодÑÑеÑов, а в некоÑоÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Â â оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð¼ÑзÑкалÑное пÑодÑÑиÑование Ñвоего пÑоекÑа ÑамоÑÑоÑÑелÑно.
РабоÑÑ, вÑполнÑемÑÑ Ð¼ÑзÑкалÑнÑм пÑодÑÑеÑом, можно ÑÑавниÑÑ Ñ ÑабоÑой, вÑполнÑемой Ñ ÑдожеÑÑвеннÑм ÑÑководиÑелем в ÑеаÑÑе или ÑежиÑÑÑÑом в кинемаÑогÑаÑе. Ðднако, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ñ ÑдожеÑÑвенного ÑÑководиÑелÑ, в обÑзанноÑÑи мÑзÑкалÑного пÑодÑÑеÑа заÑаÑÑÑÑ Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑÑководÑÑво ÑвоÑÑеÑкой ÑоÑÑавлÑÑÑей пÑоекÑа, но и оÑганизаÑÐ¸Ñ Ð¸ конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиалÑно-ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого обеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ ÑабоÑ.
ÐÑимеÑаниÑ
ÐиÑеÑаÑÑÑа
- Gronow, Pekka and Ilpo Saunio (1998). An International History of the Recording Industry.
- Moorefield, Virgil (2005). The Producer as Composer: Shaping the Sounds of Popular Music.
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
В свете недавнего обсуждения разницы между понятиями «продюсер» и «саунд-продюсер» предлагаем вашему вниманию полезную статью. Её автор не имеент никакого отношения к компании «Союз Продакшн».
Саунд-продюсер – кто же это?
В данной статье я постараюсь дать ответ на два главных вопроса, которые тенью следуют за словосочетанием «Саунд-продюсер», а именно: «Кто такой саунд-продюсер?» и «А зачем такой человек нужен музыкантам?». Тема эта сложна и запутана, поэтому мне пришлось совершить значительные изыскания, чтобы раскрыть тему всесторонне, не утомив при этом читателя. Но обо всем по порядку.
Итак, как же можно определить профессию «саунд-продюсер»? Основываясь на информации, почерпнутой мной в различных источниках, а также на моем личном многолетнем опыте я рискну дать следующее определение: саунд-продюсер (музыкальный продюсер) – это человек, профессионально работающий в индустрии звукозаписи (или шире – создания музыки), чьей обязанностью является осуществление общего руководства и контроля качества процесса создания фонограмм артиста. Функции саунд-продюсера включают в себя, в числе прочего, отбор материала и музыкальных идей артиста, выбор песен и, в случае необходимости, подбор музыкантов для конкретного проекта, выбор студий, в которых осуществляются этапы работ по проекту, контроль процесса записи, определение общего звучания, контроль процессов сведения и мастеринга. В современных условиях роль продюсера может также распостраняться как на сферы материальные – контроль бюджета, организаторская работа и переговорный процесс, так и на сферы творческие – написание музыки и/или текстов песен, создание аранжировок, работа сессионного музыканта, а также звукорежиссера. Говоря проще, саунд-продюсер несет ответственность за окончательное звучание музыкального продукта (фонограммы).
Лично мне очень нравится сравнение, сделанное продюсером Филом Эком, который определяет свою роль в процессе создания музыки как роль человека, творчески управляющего этим процессом, подобно тому, как кинорежиссер снимает фильм. Пользуясь такой анологией, звукорежиссера можно сравнить с оператором, снимающим этот фильм. Также многие современные музыканты, говоря о саунд-продюсере, называют его еще одним участником группы, признавая его в клад в свою музыку.
Для того, чтобы более четко понять как сложилось приведенное выше определение, сделаем небольшой экскурс в историю.
Первые упоминания о людях, которых можно смело называть предшественниками современных саунд-продюсеров, датируются концом девятнадцатого века, когда при записи оперы они расставляли исполнителей в определенном порядке и на определенном расстоянии от рупора граммофона, также передвигая во время исполнения в зависимости от динамики того или иного фрагмента произведения. В первой половине двадцатого века продюсеры деятельностью своей были очень близки к кино-продюсерам того времени, так как они организовывали и контролировали процесс записи исполнения артистов, платили звукотехникам, композиторам и аранжировщикам, сами подбирали песни.
Однако зарождение профессии саунд-продюсера в том качестве, в котором мы знаем ее сегодня, произошло начиная с 50-х годов прошлого века и стало возможным, благодаря приминению магнитной ленты, позже многоканальной ленты, усовершенствованию аппаратуры и микрофонов, изобретению стереофонической записи и воспроизведения, созданию микшерных консолей. Так продюсеры получили мощные инструменты для создания уникального звукового и музыкального пространства, ведь ранее их задачей было проследить за качественным отображением живого исполнения на физическом носителе. Теперь же появилась возможность использовать различные источники сигнала в разные моменты времени, открылось огромное поле для экспериментов и расширения устоявшихся границ в записи и создании музыки. Особенно ярко новаторские идеи начали использовать в конце 60-х начале 70-х годов двадцатого века, период, который смело можно назвать «золотой эрой» звукозаписи. Появились, также, так называемые независимые продюсеры, которые создавали небольшие коммерческие студии в противовес огромным студиям, принадлежавшим большим лейблам и работавшим по принципу «закрытого полного цикла» для артистов лейбла. В независимых студиях мог писаться любой, кто мог это себе позволить. А работа продюсеров таких студий повлияла не только на развитие их собственной карьеры, но и на развитие популярной музыки в целом. Позже, с развитием цифровых технологий и возможности нелинейного монтажа индустрия звукозаписи и мир музыки в целом пережили новую «цифровую» революцию, что окончательно сформировало класс саунд-продюсеров таким, каким мы знаем его сегодня.
В современной музыкальной индустрии существует тесная взаимосвязь между саунд-продюсером и артистом. И поскольку некоторые артисты, благодаря усилиям лейблов и масс-медиа, влияют на «сегодняшнюю» моду в музыке и на развитие целых поколений, не в последнюю очередь такое влияние зависит от личностей саунд-продюсеров. Примеров легендарных тандемов продюсеров и артистов множество, однако я хотел бы выделить несколько самых, на мой взгляд, значимых в современной музыке. Так, например, Бутч Виг, работая с Куртом Кобейном и Nirvana над альбомом “Nevermind”, по его собственным словам, прибегал к хитростям и уловкам, для того чтобы записать еще несколько вариантов гитарного звука на разных усилителях. Он говорил музыкантам, что случились какие-то проблемы с пленкой и нужно сыграть заново. Интересная история также произошла с песней “Something In The Way”. Дело в том, что изначально песня задумывалась по другому и Курт никак не мог сыграть ее так, чтобы это всех устроило. И в перерыве между дублями он сидел с гитарой на диване в аппаратной и стал просто наигрывать песню, бормоча ее себе под нос. Бутч почувствовал, что это то, что они искали, схватил микрофон и записал все прямо в аппаратной, стоя рядом с Куртом и практически не дыша. Позже остальные участники группы сыграли свои партии под эту запись. Так появилась всеми любимая песня.
Когда Бобу Року позвонили и предложили поучаствовать в сведении нового альбома группы Metallica (речь идет об одноименном альбоме), а на то время он уже приложил руку к сведению многих успешных альбомов, например ”Slippery When Wet” группы Bon Jovi, он вызвался продюсировать эту запись. По началу музыканты противились его идеям, откровенно посылая продюсера на три известных буквы, особенно, когда он говорил, что некоторые вещи нужно исправить или что-то “не звучит”. Также дико восприняли музыканты идею записать симфонический оркестр в песне “Nothing Else Matters” и предложение поискать в вокале Джеймса Хетфилда более чувственные стороны. Однако упорное противостояние привело к рождению одного из самых легендарных альбомов в современной рок музыке, а Боб Рок на многие годы стал саунд-продюсером, определявшим звучание группы.
Без творческого поиска продюсера Найджела Гудрича и его смелых идей мы, возможно, не узнали бы о такой группе, как Radiohead. Неформально Гудрич упоминается как «шестой участник» коллектива, его сотрудничество с группой началось в 1994 году и длится до сих пор. Когда шла работа над альбомом “OK Computer”, получившим премию Grammy как Лучший альтернативный альбом и Альбом года, музыканты и продюсер решили устроить импровизированную студию в поместье 15 века St. Catherine’s Court. Там музыканты работали в расслабленной обстановке, записывая свои партии в любое время суток, вдохновляясь природой и хорошей музыкой. Результатом этого эксперимента стала неподражаемая запись, звучание которой во многом определило развитие данного стиля музыки, а также повлияла на звучание множества молодых исполнителей.
Кроме творческой и технической роли в создании музыки продюсер часто выступает и в роли психолога. Часто к исполнителю требуется найти определенный подход, чтобы получить эмоционально наполненное и вдохновляющее исполнение, помочь ему войти в определенное состояние или просто перебороть свой страх. Иногда просто приходится находить общий язык с бандой молодчиков, живущих в стиле «сиськи-водка-рок-н-ролл», однако умеющих играть заводную музыку.
Подводя итог, можно сказать, что в сегодняшних реалиях музыкальной индустрии саунд-продюсер является ключевой фигурой, от которой в большой степени зависит успех проекта. В разных стилях роль эта выражена более или менее явно. Также, с развитием технологий, создание музыки становится задачей все более простой и доступной, в этом, по крайней мере, пытаются убедить потребителей производители музыкальной аппаратуры. Как они говорят, все, что вам нужно – это наше изделие и ваш талант. Однако, как талантлив не был бы молодой исполнитель, опыт саундпродюсера поможет ему раскрыть все грани своего таланта, причем, как часто случается, даже те, о которых он и не подозревал.
Юрий Смалиус
Источник: britrecords.com.ua/node/70
Саунд-продюсер – кто же это?
В свете недавнего обсуждения разницы между понятиями «продюсер» и «саунд-продюсер» предлагаем вашему вниманию полезную статью. Её автор не имеент никакого отношения к компании «Союз Продакшн».
Саунд-продюсер — кто же это?
В данной статье я постараюсь дать ответ на два главных вопроса, которые тенью следуют за словосочетанием «Саунд-продюсер», а именно: «Кто такой саунд-продюсер?» и «А зачем такой человек нужен музыкантам?». Тема эта сложна и запутана, поэтому мне пришлось совершить значительные изыскания, чтобы раскрыть тему всесторонне, не утомив при этом читателя. Но обо всем по порядку.
Итак, как же можно определить профессию «саунд-продюсер»? Основываясь на информации, почерпнутой мной в различных источниках, а также на моем личном многолетнем опыте я рискну дать следующее определение: саунд-продюсер (музыкальный продюсер) — это человек, профессионально работающий в индустрии звукозаписи (или шире — создания музыки), чьей обязанностью является осуществление общего руководства и контроля качества процесса создания фонограмм артиста. Функции саунд-продюсера включают в себя, в числе прочего, отбор материала и музыкальных идей артиста, выбор песен и, в случае необходимости, подбор музыкантов для конкретного проекта, выбор студий, в которых осуществляются этапы работ по проекту, контроль процесса записи, определение общего звучания, контроль процессов сведения и мастеринга. В современных условиях роль продюсера может также распостраняться как на сферы материальные — контроль бюджета, организаторская работа и переговорный процесс, так и на сферы творческие — написание музыки и/или текстов песен, создание аранжировок, работа сессионного музыканта, а также звукорежиссера. Говоря проще, саунд-продюсер несет ответственность за окончательное звучание музыкального продукта (фонограммы).
Лично мне очень нравится сравнение, сделанное продюсером Филом Эком, который определяет свою роль в процессе создания музыки как роль человека, творчески управляющего этим процессом, подобно тому, как кинорежиссер снимает фильм. Пользуясь такой анологией, звукорежиссера можно сравнить с оператором, снимающим этот фильм. Также многие современные музыканты, говоря о саунд-продюсере, называют его еще одним участником группы, признавая его в клад в свою музыку.
Для того, чтобы более четко понять как сложилось приведенное выше определение, сделаем небольшой экскурс в историю.
Первые упоминания о людях, которых можно смело называть предшественниками современных саунд-продюсеров, датируются концом девятнадцатого века, когда при записи оперы они расставляли исполнителей в определенном порядке и на определенном расстоянии от рупора граммофона, также передвигая во время исполнения в зависимости от динамики того или иного фрагмента произведения. В первой половине двадцатого века продюсеры деятельностью своей были очень близки к кино-продюсерам того времени, так как они организовывали и контролировали процесс записи исполнения артистов, платили звукотехникам, композиторам и аранжировщикам, сами подбирали песни.
Однако зарождение профессии саунд-продюсера в том качестве, в котором мы знаем ее сегодня, произошло начиная с 50-х годов прошлого века и стало возможным, благодаря приминению магнитной ленты, позже многоканальной ленты, усовершенствованию аппаратуры и микрофонов, изобретению стереофонической записи и воспроизведения, созданию микшерных консолей. Так продюсеры получили мощные инструменты для создания уникального звукового и музыкального пространства, ведь ранее их задачей было проследить за качественным отображением живого исполнения на физическом носителе. Теперь же появилась возможность использовать различные источники сигнала в разные моменты времени, открылось огромное поле для экспериментов и расширения устоявшихся границ в записи и создании музыки. Особенно ярко новаторские идеи начали использовать в конце 60-х начале 70-х годов двадцатого века, период, который смело можно назвать «золотой эрой» звукозаписи. Появились, также, так называемые независимые продюсеры, которые создавали небольшие коммерческие студии в противовес огромным студиям, принадлежавшим большим лейблам и работавшим по принципу «закрытого полного цикла» для артистов лейбла. В независимых студиях мог писаться любой, кто мог это себе позволить. А работа продюсеров таких студий повлияла не только на развитие их собственной карьеры, но и на развитие популярной музыки в целом. Позже, с развитием цифровых технологий и возможности нелинейного монтажа индустрия звукозаписи и мир музыки в целом пережили новую «цифровую» революцию, что окончательно сформировало класс саунд-продюсеров таким, каким мы знаем его сегодня.
В современной музыкальной индустрии существует тесная взаимосвязь между саунд-продюсером и артистом. И поскольку некоторые артисты, благодаря усилиям лейблов и масс-медиа, влияют на «сегодняшнюю» моду в музыке и на развитие целых поколений, не в последнюю очередь такое влияние зависит от личностей саунд-продюсеров. Примеров легендарных тандемов продюсеров и артистов множество, однако я хотел бы выделить несколько самых, на мой взгляд, значимых в современной музыке. Так, например, Бутч Виг, работая с Куртом Кобейном и Nirvana над альбомом «Nevermind», по его собственным словам, прибегал к хитростям и уловкам, для того чтобы записать еще несколько вариантов гитарного звука на разных усилителях. Он говорил музыкантам, что случились какие-то проблемы с пленкой и нужно сыграть заново. Интересная история также произошла с песней «Something In The Way». Дело в том, что изначально песня задумывалась по другому и Курт никак не мог сыграть ее так, чтобы это всех устроило. И в перерыве между дублями он сидел с гитарой на диване в аппаратной и стал просто наигрывать песню, бормоча ее себе под нос. Бутч почувствовал, что это то, что они искали, схватил микрофон и записал все прямо в аппаратной, стоя рядом с Куртом и практически не дыша. Позже остальные участники группы сыграли свои партии под эту запись. Так появилась всеми любимая песня.
Когда Бобу Року позвонили и предложили поучаствовать в сведении нового альбома группы llica (речь идет об одноименном альбоме), а на то время он уже приложил руку к сведению многих успешных альбомов, например «Slippery When Wet» группы Bon Jovi, он вызвался продюсировать эту запись. По началу музыканты противились его идеям, откровенно посылая продюсера на три известных буквы, особенно, когда он говорил, что некоторые вещи нужно исправить или что-то «не звучит». Также дико восприняли музыканты идею записать симфонический оркестр в песне «Nothing Else Matters» и предложение поискать в вокале Джеймса Хетфилда более чувственные стороны. Однако упорное противостояние привело к рождению одного из самых легендарных альбомов в современной рок музыке, а Боб Рок на многие годы стал саунд-продюсером, определявшим звучание группы.
Без творческого поиска продюсера Найджела Гудрича и его смелых идей мы, возможно, не узнали бы о такой группе, как Radio. Неформально Гудрич упоминается как «шестой участник» коллектива, его сотрудничество с группой началось в 1994 году и длится до сих пор. Когда шла работа над альбомом «OK Computer», получившим премию Grammy как Лучший альтернативный альбом и Альбом года, музыканты и продюсер решили устроить импровизированную студию в поместье 15 века St. Catherine’s Court. Там музыканты работали в расслабленной обстановке, записывая свои партии в любое время суток, вдохновляясь природой и хорошей музыкой. Результатом этого эксперимента стала неподражаемая запись, звучание которой во многом определило развитие данного стиля музыки, а также повлияла на звучание множества молодых исполнителей.
Кроме творческой и технической роли в создании музыки продюсер часто выступает и в роли психолога. Часто к исполнителю требуется найти определенный подход, чтобы получить эмоционально наполненное и вдохновляющее исполнение, помочь ему войти в определенное состояние или просто перебороть свой страх. Иногда просто приходится находить общий язык с бандой молодчиков, живущих в стиле «сиськи-водка-рок-н-ролл», однако умеющих играть заводную музыку.
Подводя итог, можно сказать, что в сегодняшних реалиях музыкальной индустрии саунд-продюсер является ключевой фигурой, от которой в большой степени зависит успех проекта. В разных стилях роль эта выражена более или менее явно. Также, с развитием технологий, создание музыки становится задачей все более простой и доступной, в этом, по крайней мере, пытаются убедить потребителей производители музыкальной аппаратуры. Как они говорят, все, что вам нужно — это наше изделие и ваш талант. Однако, как талантлив не был бы молодой исполнитель, опыт саундпродюсера поможет ему раскрыть все грани своего таланта, причем, как часто случается, даже те, о которых он и не подозревал.
Юрий Смалиус
Источник: britrecords.com.ua/node/70
Как устроена профессия: саундпродюсер
Успех песни даже известного исполнителя минимум наполовину зависит от работы саундпродюсера. О том, как рождаются хиты, рассказывает звукорежиссер группы «Черный обелиск», музыкант и саундпродюсер Сергей Варламов.
Сергей Варламов
саундпродюсер
Каждый профессиональный музыкант знает, в чем заключается работа саундпродюсера, но не каждый может им стать. Кроме умения играть, знания нотной грамоты и специальных программ, нужно отслеживать все, что происходит в мире музыки, и хоть немного разбираться в физике. Этой профессией надо жить.
В США и Европе есть разница между продюсером и саундпродюсером. Первый отвечает в основном за раскрутку музыкантов, второй — за звучание. Звукорежиссура — часть деятельности саундпродюсера. Он определяет, как лучше преподнести исполнителя или группу аудитории. Иногда в совещательном, но чаще в директивном порядке.
Получить образование звукорежиссера можно во ВГИКе, МИТРО и ГИТР, но у театрального/телевизионного звукорежиссера и звукорежиссера на музыкальной студии и на живом концерте разная специфика работы. Звукорежиссеров учат, на этой ступеньке можно остаться, а можно «расти» в саундпродюсера, но уже самостоятельно.
Моя музыкальная карьера началась с детского хора, из которого меня выгнали за непоседливость. Затем музыкальная школа, в 16 лет первые выступления на сцене рок-клубов, интерес к процессу звукозаписи. Учился «с рук», читал специальную литературу, искал видео о том, что происходит в студиях звукозаписи. Научиться можно всему, было бы желание. В какой-то момент, кроме музыкальной деятельности, появилась своя студия звукозаписи.
Первый вопрос, который задает саундпродюсер пришедшим музыкантам: в каком стиле играете. Если в ответ слышу про «многогранность и разнообразие стилей», я понимаю, что ко мне пришли неопытные исполнители. Профессионалы всегда знают, что они играют и на какой звук ориентируются.
Уровень профессионализма музыканта можно определить с первого взгляда: уже то, как он берет в руки инструмент, говорит о многом. Бюджетная гитара и истертый медиатор — первые признаки любителя. Профессионалу важно, как он будет звучать, хорошая гитара не может стоить меньше 20 тысяч рублей, и дело не в престиже, а в качестве звука.
Я прошу клиентов перед тем, как они приходят ко мне, прислать диктофонную запись песен, чтобы понимать, с чем придется иметь дело. После прослушивания становится примерно понятно, как работать с материалом.
Саундпродюсер может многое, но бывают случаи, когда проще отказаться, чем «дотягивать» откровенно плохую композицию.
Раньше была аналоговая звукозапись. Огромный пульт на лампах, как старые телевизоры. На нескольких каналах пишутся разные инструменты и голос. Каждый канал пропускает в себя немного звука соседнего канала, кроме того, любой ламповый прибор имеет свои искажения. В 1994 году появилась первая цифра. Звук получался чистым, но «стерильным», а это тоже не устраивало ни музыкантов, ни слушателей, и только к 2000 году удалось совместить преимущества цифры и «живость» звука аналоговой записи.
Самые важные инструменты звукорежиссера — это эквалайзер, который «вырезает» ненужные частоты у инструмента, и компрессор, который сужает динамический диапазон звука — делает его ровным.
Инструменты и голос записываются на разные каналы. Голос пишется несколько раз, потом записи накладываются друг на друга или из нескольких дублей «выкраиваются» и «склеиваются» лучшие куски записи. Саундпродюсер должен знать, какие звуки как надо спеть для записи и как работает голосовой аппарат. Ведь если певец сорвет связки, то лечить их придется около месяца, в полном информационном вакууме.
Голосовые связки напрягаются не только когда мы говорим, но и когда читаем и даже слушаем.
Инструменты музыканты пишут сами, если все совсем тяжело, пользуются услугами студийных музыкантов. Иногда проще с одного дубля записать очень профессионального студийного музыканта, чем писать двадцать дублей человека, который играет не очень. Но если любители стремятся стать профессионалами, то они слушают советы звукорежиссера, репетируют и растут над собой. Не все готовы довериться звукорежиссеру, часто критику воспринимают болезненно, а зря.
Заработок студийного звукорежиссера в среднем по рынку от 1−2 тысяч рублей в час за запись и от 5 тысяч до 30−35 тысяч за сведение, т. е. подготовку трека к выходу в мир. На запись одного трека в лучшем случае потребуется несколько часов работы.
Звукорежиссеров на концертной площадке называют FOH — инженер — front of house. Переводится как «фасад» — человек, ответственный за зал.
Музыканты не любят длительных саундчеков. Задача звукорежиссера помочь им настроиться максимально быстро. Но есть нюанс. На открытой площадке звук будет один, в пустом зале — другой, а в заполненном — третий. Количество людей очень влияет на звук — тела поглощают звуковые волны. Поэтому пока музыканты играют первые пару песен, звукорежиссер подстраивает звук под создавшиеся условия. Важно уметь быстро ориентироваться и принимать решения.
Очень раздражает, когда стоишь в зале с планшетом, работаешь, и вдруг к тебе подходит какой-нибудь «советчик» с предложением, например, сделать громче гитары.
Музыканты слышат себя в специальных мониторах, которые стоят на сцене. Сейчас все чаще используются персональные наушники. Но с ними работают не все — звук-то слышно, а контакта с залом нет — некоторых музыкантов это демотивирует.
Гонорар штатного звукорежиссера зависит от гонорара группы, с которой он работает. В России от 3 до 20 тысяч за концерт, звукорежиссеры мировых рок-звезд могут зарабатывать 1000 евро и больше за мероприятие.
Звукорежиссер гастролирует вместе с группой. «Дорога — мой дом», я к такой жизни уже привык, и когда случается перерыв в гастролях, ощущаю, будто чего-то не хватает. Разные города, разные люди, постоянно новые впечатления — все это помогает переключаться. Говорят, что гастроли могут превратиться в рутину. Наверное, если уезжать на полгода или больше. Мне гастрольная жизнь нравится, даже когда бытовые условия далеки от идеальных. Вот только с недавнего времени плов терпеть не могу. Почему-то на некоторых фестивалях организаторы кормят музыкантов жирным и недоваренным пловом. Одному Богу известно, почему именно плов…
Фото обложки: Stephen Niemier
Звукорежиссёр
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 июля 2021; проверки требует 1 правка.
Запись звука к кинофильму. У аппарата — режиссёр Оболенский. Москва, 1929 год
Звукорежиссёр (англ. Audio Engineer, Sound Director, Sound Engineer, Recording Engineer) — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило, владеет и техническими аспектами профессии — хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Эта профессия востребована в киноиндустрии, производстве музыки, концертной деятельности, театре, радио и мультимедийных приложениях.
Не стоит путать профессию звукорежиссёра с профессиями звукоинженера и звукооператора. Это такие же разные профессии, как режиссёр, оператор и монтажёр. Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, микширование звуковых компонентов с помощью технических средств.
Звукорежиссёр в кинематографе[править | править код]
Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.
Звукорежиссёр выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Состав звукового цеха[править | править код]
- Звукорежиссёр работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).
- Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
- Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.
Звукорежиссёр в телепроизводстве[править | править код]
Звукорежиссёр за работой. Дания.
В телепроизводстве звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль над синхронной звукозаписью и монтажом всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.
Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.
Значимость звукового решения[править | править код]
Звуковое решение фильма также является художественным произведением.
На кинофестивалях существует несколько номинаций, имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:
- фильм «Волшебник страны Оз» (1940) получил награду «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» и ещё одну награду в номинации «Лучшая песня»
- фильм «Доктор Живаго» (1966) получил награду «Оскар» — «Лучшая музыка» и награду «Золотой глобус» в такой же номинации.
- «Космическая одиссея 2001 года» (1968) получила приз Британской академии в номинации «Лучшая музыка» (саундтрек).
Современные фильмы, получившие награды за звуковое решение:
- «Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный» (2000)
- Награда MTV 2000 — «Лучший музыкальный ряд».
- «Матрица» (1999)
- Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр
- «Почти знаменит» (2000)
- Британская киноакадемия 2001 — Лучший звук
- «Мулен Руж!» (2000)
- Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук
- Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку
- Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка
- Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд
В настоящее время, с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукооператора и звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.
См. также[править | править код]
- Студия звукозаписи
- Саунд-продюсер
Литература[править | править код]
- Бысько М. В. Шумология // ЭНЖ «Медиамузыка». № 3 (2014)
- Кравцов Ю. Основы звукооператорского мастерства. СПБ: СПбГУКИ, 2005.
Ссылки[править | править код]
- Как создаются шумовые эффекты в кино? (видео)
- «Звукорежиссёр» в программе «Послужной Список» на «Эхо Москвы», 25.04.2009