Слайд 1
Владимир Маяковский (1893-1930)
Слайд 2
Владимир Маяковский родился в 1893 году в селе Багдати Кутаисской губернии в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко , из рода кубанских казаков. У будущего поэта было две сестры: Людмила и Ольга, и два брата : Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины ) и Александр (умер в младенчестве). Детские годы поэта
Слайд 3
Становление характера В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси . Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги . В июле 1906 года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в 4 класс 5-й классической гимназии.
Слайд 4
Юность поэта Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса из-за неуплаты за обучение. В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом идей революции, в 1908—1909 годах трижды арестовывался по делу о подпольной типографии.
Слайд 5
В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи , но был недоволен написанным . Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года . 30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале « Бродячая собака» . В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Первые стихи
Слайд 6
Маяковский и футуризм В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью . 29 марта 1914 года Маяковский прибыл с гастролями в Баку в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.
Слайд 7
Значимые события в жизни поэта В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками . В 1915—1917 годах Маяковский по протекции Максима Горького проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Появляются произведения на антивоенную тему : «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир»( 1915 ).
Слайд 8
В марте 1919 года поэт переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА — Российское телеграфное агентство (1919—1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно — сатирические плакаты (« Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919». В 1918—1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». Развитие творчества
Слайд 9
На протяжении длительного периода творческой жизни Маяковского его музой была Лиля Брик. между Маяковским и Лилей Брик при попустительстве Осипа брика вспыхнул бурный роман. Этот роман нашёл своё отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), « Лиличка ! Вместо письма» (1916). После этого Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин ») стал посвящать Лиле Брик . В 1928 году , при публикации первого собрания сочинений , Маяковский посвятил ей все произведения , созданные до их знакомства . Личная жизнь маяковского
Слайд 10
Несчастная любовь С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно, втроём, что вполне укладывалось в популярную после революции брачно-любовную концепцию. В Париже Маяковский знакомится с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую влюбляется и посвящает ей два стихотворения: «Письмо из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (опубликовано через 26 лет ). По приезде в Москву Маяковский пытается уговорить Татьяну Яковлеву вернуться в Россию, но эти попытки не увенчались успехом .
Слайд 11
В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику , Гавану . В1926 году в Америке у поэта случился краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которого на свет появилась дочь Маяковского , Патриция. её Маяковский единственный раз увидел в 1928 году в Ницце . Вернувшись из-за границы , путешествует по СССР , пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп », в 1929 году – «Баня». Путешествия поэта
Слайд 12
В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен , поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы . Критики называли его лишь «попутчиком», а не « пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть . В 1930 году он организовал выставку, посвящённую 20-летию творчества , но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил. Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского , генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до неё не дожил . Последние годы жизни поэта
Слайд 13
Утром 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой Полонской . С ней поэт встречался уже второй год, настаивал на её разводе. в то утро поэт заехал за ней в восемь часов, потому что в 10.30 у неё в театре была назначена репетиция. Он запер двери, спрятал ключ в карман , стал требовать, чтобы вероника не ходила в театр и вообще ушла оттуда. Она успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела . На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно . трагическая Смерь поэта
Слайд 14
Основными темами поэзии на раннем этапе являются : тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни , тема любви и одиночества. В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая , антимещанская . Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии . Основные темы творчества
Владимир Маяковский — это гениальный поэт, великолепный, глубокий человек с большим сердцем, который умел любить. Вместе с тем отношение к этой личности неоднозначно. Он воспевал революцию, в которую искренне верил, отдавая всего себя, свой талант и душу.
так начинает Маяковский автобиографию. Там же он сообщает о своем детстве, юношестве, о заключении в тюрьму, первых литературных опытах.
Молодого поэта привлекает бунтарство футуризма — литературного направления начала XX в., которое, ориентируясь на новые ритмы, отказывается от прошлого, громит современников, отстаивает право на свободное словотворчество, разрушая устоявшиеся языковые нормы. Маяковский эпатирует публику демонстративной резкостью и грубостью, желтым цветом кофты. Вызов окружающему миру звучит уже в названиях ранних стихов и поэм: «Нате!», «А вы могли бы?», «Вам!», «Облако в штанах», «Издевательства». Вот как звучит одно из произведений:
Объектом поэтического творчества поэт избирает не заведомо красивое, а прозаическое, будничное, грубое. И обычное, лирически преображенное, перестает быть тусклым. В малом открывается большое. Поэт изображает эстетику повседневности.
Стихотворение завершается прямым вопросом-вызовом, который усиливается контрастными образами: ноктюрн и флейта — водосточные трубы. Флейта как символ традиционной музы ниспровергается, огрубляется, преображается.
Маяковский — поэт города. Площади, дома, магазины, улицы — традиционный ландшафт его лирики.
Поэт остро переживает трагедию личности в страшном современном мире. Но отношение к человеку неоднозначно. К одним, имеющим власть и деньги, — ненависть, презрение; к другим, страдающим, — сочувствие и любовь.
В стихотворении «Нате!» герой поворачивается к толпе ликом грубого гуна и на издевательства отвечает тем же.
В то же время, герой Маяковского остро переживает неблагополучие и несправедливость мира, то, что человеку неоткуда ждать помощи.
Герой стремится разбудить в людях сознание собственной значимости, но мало кто слышит этот призыв. Стихотворение «Послушайте!» — крик души, отчаянная просьба. Герой как бы спорит с обывателем, недалеким и приземленным человеком, убеждая в том, что нельзя мириться с безразличием, горем, одиночеством:
Поэт тонко чувствует все происходящее с миром, людьми. Он сама забота, обеспокоенность, сочувствие, любовь:
Лирический герой старается донести до читателя свою сокровенную мысль: не хлебом единым жив человек. Еще он нуждается в красоте, мечте, звездах-жемчужинах, а не звездах-«плевочках».
Через все творчество поэта, начиная с его ранних стихов и заканчивая незавершенным произведением «Неоконченное», проходит вечная тема поэзии — любовь. По словам А.А. Блока, у Маяковского отсутствует разрыв между личным и общим. Это особенно ощущается в поэмах: «Облако в штанах», «Человек», «Люблю», «Про это».
говорил поэт. Но сам он не был счастлив в любви. Отсюда, видимо, и рвущая душу интонация его стихотворений.
Для поэта, отрицающего современную реальность, не было сомнений, стоит ли принимать Октябрьскую революцию. Он сказал о ней «моя революция», не просто ее приняв, но сразу включившись в ее сотворчество:
Российское телеграфное агентство вывешивало в витринах магазинов агитационные плакаты с последними политическими новостями. Этим и объясняется название — «Окна РОСТА». Маяковский определял тему, давал задания художникам, сочинял подписи к рисункам и сам рисовал плакаты. Работать приходилось в нетопленой комнате, оперативно, чтобы свежие новости минут через 40 — час уже висели на улице ярким плакатом.
Всего было написано больше 600 текстов. В собрании сочинений они заняли целый том. Стихи были лаконичны, ясны:
Эта работа была для Маяковского не менее важна, чем написание стихов.
В 1927 г. Маяковский много ездит по стране: посещает 40 городов, выступает.
К концу 20-х гг. он все острее переживает несовпадение собственного идеала справедливого и свободного общества с действительностью. Он пишет сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», где высмеивает пороки нового общества. Но власть такого уже не разрешала, что и породило неожиданное и оскорбительное для поэта недоверие. Осенью 1929 г. Маяковского не выпустили за границу.
Первого февраля 1930 г. открылась выставка Маяковского «20 лет работы». Однако в ее организации никто не помогал и на открытии никого из друзей-писателей не было. А начале апреля был подготовлен к печати второй номер самого авторитетного журнала того времени — «Печать и революция», с приветствием редакции и портретом Маяковского. Однако руководитель издательства, возмутившись, что Маяковского назвали «великим революционным поэтом», приказал вырезать портрет и приветствие из готового тиража.
Маяковский увидел себя ненужным ни власти, которой он преданно служил; ни читателю (утратив одних, он не завоевал других), ни любимой женщине. Тяжелые переживания и разочарования приводят к самоубийству. 14 апреля 1930 г. поэт ушел из жизни.
Многомудрый Литрекон рекомендует читать сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. Ну а получить поверхностное представление о его творчестве поможет краткий пересказ сказки «Пропала совесть». В сокращении это произведение не так увлекательно, как в оригинале, зато, открыв его, Вы можете быстро узнать основные события и сформировать в голове краткий сюжет произведения. Приятного просвещения!
(702 слова) Внезапно в мире исчезла совесть, но никто не заметил. Сначала люди испытали моральный подъем, излечились от нравственных терзаний, заспешили по делам, ведь больше ничего не мешало льстить, предавать, идти по головам. Только вот сразу после исчезновения нравственной смуты и душевных мук, которые так осложняли жизнь, пошли грабежи и другие преступления в неисчислимом количестве. А совесть лежала на дороге, оплеванная и растерзанная, как ветошь. Все недоумевали, кто допустил такое безобразие посреди улицы. И лишь один пьяница подобрал ее в надежде заложить. И вот пришло к нему горькое осознание реальности. Мгновенно он отрезвел и испугался. Вспомнил он обо всех своих прегрешениях и пороках. Начался внутренний суд. Он стал задавать себе вопросы, о которых раньше не задумывался. Но ответом было молчание, ведь он не знал, почему прожил жизнь так, а не иначе. В итоге он дошел до мысли о том, что родился и жил под игом, оттого не мог взять ответственность за свою жизнь на себя. Только вот открывшаяся истина никак нему не помогла. Цепи стали только тяжелее вдвое, ведь он понял, что это цепи. Но прохожие не отвечали на его агонию — они думали, что он просто напился. Над них хохотали и потешались, и невдомек было людям, что истина разрывает сердце пьяницы. Не найдя понимания, он решил избавиться от находки, которая так его тяготила. Он отнес ее в кабак — к знакомому скупщику Прохорычу. Положил на стол — и наутек.
Заметив совесть, проснувшийся скупщик вспомнил про патенты. Перед тем, как их купить, он как раз всучил кому-то эту жалкую вещицу. И вдруг пришло к нему осознание, что грешно народ спаивать. Прохорыч затрясся и позвал на помощь жену. Увидев совесть, жена воскликнула: «Грабят!». И правда: трактирщик стал отказываться продавать алкоголь и начал переубеждать посетителей. Они сильно удивились. Прохорыч объявил, что больше не может вести такой порочный образ жизни, и выльет все вино в канаву, перебьет всю посуду. Жена решительно воспротивилась. Она спасла посуду, но проблему не решила. Трактирщик потерял смысл жизни и уже вознамерился умереть, ведь ничего не продаст с такой ношей. Как только супруги легли спать, Арина Ивановна уже все продумала. Наутро она выкрала совесть и пошла на ярмарку. Увидев квартального надзирателя Ловца, Арина Ивановна подбросила ему тряпицу.
Ловец был известным лихоимцем и часто запускал руку в чужие карманы за взятками. Но в это утро он ничего не мог с собой поделать — рука не поднималась! Вернулся он домой не солоно хлебавши. Жена тут же разозлилась и объявила, что нет для него у нее обеда. Снял Ловец пальто, и вдруг преобразился. Прежняя жадность вернулась. Но как только он его надел, снова напала на него хандра — совесть. В итоге вернулся квартальный на базар и стал свои же деньги раздавать людям — «за прежнюю обиду». Он хотел со всеми помириться и загладить свою вину. Позвал он в дом нищих и велел жене их накормить. Но сняв пальто, Ловец резко передумал и прогнал всех вон, так и не поняв, в чем дело. Он даже попросил жену связать его на всякий случай, чтобы новых бед не натворил. Тогда жена уложила его в постель. Ища хоть какие-нибудь деньги у него в карманах, она наткнулась на промасленную тряпицу — совесть. Поняла Федосья Петровна, в чем дело. Подумав, решила она, что совесть точно не помешает лишь богатому человеку. И выбрала она Шмуля Давыдовича Бржоцского — «финансиста и изобретателя железных дорог». Положила она совесть в конверт и ему отправила.
Самуил Давыдыч Бржоцский сидел с семьей и помогал сыну разбираться в сложных и простых процентах. Получив письмо, Самуил Давыдыч метался как в лихорадке. Совесть подвергала его мукам, но он не сдавался и велел жене не давать ему шкатулку. Он готов был лучше умереть, чем отдать свои деньги. Однако он придумал средство избавления. Давно он обещал пожертвовать деньги в благотворительный фонд, но все оттягивал этот момент. Тут он решил запечатать совесть вместе со сторублёвой бумажкой и отнести к генералу. После этого Самуил придумал очень сложную банковскую операцию, и все ахнули.
Вот так передавали совесть из рук в руки, ведь никому она не была нужна. Совесть измучилась и стала жаловаться своему последнему владельцу — мещанину. Она попросила, чтобы он растворил ее в сердце маленького ребенка, он-то ее не выкинет. Так и сделал мещанин. Теперь растет совесть в маленьком человеке, и скоро станет она большой и сильной. Будет она распоряжаться всем сама, и тогда «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».
Перед вами список 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей нашего сайта. В голосовании участвуют произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.
Участники голосования сами решают, что понимать под словами «лучшие книги». Вы можете добавить в список и проголосовать как за самое эпохальное с вашей точки зрения литературное произведение, так и за просто интересную книгу, которую можете перечитывать раз за разом (подробнее в разделе «О проекте»). Система голосования позволяет голосовать как «за», так и «против». Онлайн голосование является бессрочным, результаты обновляются немедленно в режиме реального времени.
Добро пожаловать в рейтинг 100 лучших книг всех времен! Читайте и любите книги!
Наличие:
Все книги
По языкам:
Все
По времени:
Все
Метки:
Название Посчитать прочитанное Копировать список | Год | Средний балл | Проголосовало | Баллы | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
| 1929-1940 | 1.73 | 9900 | 17211 | ||
2 |
| 1928 | 1.84 | 8771 | 16192 | ||
3 |
| 1925 | 1.67 | 9602 | 16119 | ||
4 |
| 1931 | 2.31 | 6071 | 14071 | ||
5 |
| 1859 | 3.21 | 3690 | 11880 | ||
6 |
| 1985 | 1.19 | 5698 | 6808 | ||
7 |
| 1934—1936 | 2.61 | 2428 | 6361 | ||
8 |
| 1884 | 1.52 | 4023 | 6138 | ||
9 |
| 1921-1923 | 1.64 | 3209 | 5270 | ||
10 |
| 1929-1936 | 1.91 | 2654 | 5083 | ||
11 |
| 1726 | 1.68 | 2850 | 4802 | ||
12 |
| 1925 | 1.89 | 2431 | 4615 | ||
13 |
| 1945 | 1.62 | 2690 | 4368 | ||
14 |
| 1932 | 1.79 | 2298 | 4135 | ||
15 |
| 1796-1797, 1813 | 0.78 | 5152 | 4069 | ||
16 |
| 1869-1870 | 2.68 | 1511 | 4062 | ||
17 |
| 1924 | 2.26 | 1764 | 3989 | ||
18 |
| 1924 | 1.85 | 2146 | 3977 | ||
19 |
| 1875—1880 гг | 2.55 | 1521 | 3887 | ||
20 |
| 1832-1833 | 1.47 | 2110 | 3118 | ||
21 |
| 1922-1958 | 2.33 | 1170 | 2731 | ||
22 |
| 1982 | 1.19 | 1882 | 2243 | ||
23 |
| 1974 | 2.23 | 1002 | 2239 | ||
24 |
| 1953-1999 | 1.48 | 1416 | 2096 | ||
25 |
| 1898 | 2.37 | 881 | 2094 | ||
26 |
| 1944 | 1.78 | 696 | 1244 | ||
27 |
| 1818 | 1.84 | 624 | 1151 | ||
28 |
| 1963-2007 | 0.50 | 2187 | 1103 | ||
29 |
| 1758 | 1.03 | 1010 | 1045 | ||
30 |
| 1963 | 1.22 | 828 | 1018 | ||
31 |
| 1967 | 1.14 | 886 | 1013 | ||
32 |
| 1904 | 3.10 | 308 | 955 | ||
33 |
| 1533-1564 | 1.05 | 901 | 950 | ||
34 |
| 1937 | 2.40 | 390 | 936 | ||
35 |
| 1868 | 1.87 | 421 | 789 | ||
36 |
| 1957 | 1.49 | 510 | 761 | ||
37 |
| 1889 | 2.11 | 353 | 746 | ||
38 |
| 1997-2000 | 0.69 | 1065 | 739 | ||
39 |
| I век н. э | 1.30 | 554 | 722 | ||
40 |
| 1996 | 0.51 | 1354 | 697 | ||
41 |
| 1930-е | 2.20 | 314 | 691 | ||
42 |
| 1922 | 0.60 | 1121 | 674 | ||
43 |
| 1973 | 1.09 | 573 | 629 | ||
44 |
| 1617 | 1.05 | 595 | 626 | ||
45 |
| 1968 | 1.68 | 366 | 617 | ||
46 |
| 1960 | 1.22 | 470 | 578 | ||
47 |
| 1928 | 2.55 | 221 | 565 | ||
48 |
| 2001 | 1.88 | 264 | 498 | ||
49 |
| 1894 | 1.43 | 307 | 440 | ||
50 |
| 1993 | 1.12 | 371 | 418 | ||
51 |
| 1839 | 1.01 | 355 | 361 | ||
Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг: | |||||||
52 ? |
| 1936 | 2.26 | 1482 | 3362 | ||
53 ? |
| 2003 | 1.90 | 1687 | 3218 | ||
54 ? |
| 1996 | 2.02 | 1504 | 3052 | ||
55 ? |
| 1987 | 1.14 | 2036 | 2337 | ||
56 ? |
| 1850-60-ые | 1.22 | 1423 | 1745 | ||
57 ? |
| 2008-2012 | 0.50 | 2869 | 1439 | ||
58 ? |
| 1991 | 0.49 | 2891 | 1430 | ||
59 ? |
| 2001 | 0.29 | 2560 | 762 | ||
60 ? |
| 1910-1925 | 1.02 | 723 | 742 | ||
61 ? |
| 1993 | 1.22 | 526 | 643 | ||
62 ? |
| 1990 | 0.32 | 1835 | 593 | ||
63 ? |
| 2010 | 1.20 | 448 | 542 | ||
64 ? |
| 1696-1697 | 1.00 | 508 | 509 | ||
65 ? |
| 1819-1821 | 0.75 | 609 | 459 | ||
66 ? |
| 1947 | 1.43 | 295 | 424 | ||
67 ? |
| 1901-03 | 1.05 | 367 | 388 | ||
68 ? |
| 1961 | 0.74 | 496 | 368 | ||
69 ? |
| 1883 | 4.90 | 65 | 319 | ||
70 ? |
| 1965 | 1.67 | 179 | 300 | ||
71 ? |
| 1980 | 1.09 | 255 | 280 | ||
72 ? |
| 1961 | 0.79 | 334 | 266 | ||
73 ? |
| 1929 | 4.24 | 61 | 259 | ||
74 ? |
| 1900-1922 | 4.84 | 53 | 257 | ||
75 ? |
| 1927 | 1.09 | 217 | 238 | ||
76 ? |
| 1981 | 1.38 | 94 | 130 | ||
77 ? |
| 1997 | 0.78 | 149 | 117 | ||
78 ? |
| 1935 | 1.03 | 111 | 115 | ||
79 ? |
| 2016 | 0.05 | 1971 | 109 | ||
80 ? |
| 2015 | 0.05 | 1968 | 106 | ||
81 ? |
| 1511 | 5.00 | 18 | 90 | ||
82 ? |
| 2014 | 0.04 | 1998 | 81 | ||
83 ? |
| 2018 | 0.06 | 1123 | 78 | ||
84 ? |
| 2018 | 0.05 | 1427 | 78 | ||
85 ? |
| 2014 | 0.03 | 2012 | 73 | ||
86 ? |
| 2018 | 0.05 | 1260 | 70 | ||
87 ? |
| 2014 | 0.03 | 2018 | 68 | ||
88 ? |
| 1939 | 0.67 | 87 | 59 | ||
89 ? |
| 1884 | 4.33 | 12 | 52 | ||
90 ? |
| 1946 | 0.20 | 249 | 50 | ||
91 ? |
| 1882 | 2.20 | 15 | 33 | ||
92 ? |
| 2004 | 1.93 | 16 | 31 | ||
93 ? |
| 2005 | 0.56 | 41 | 23 | ||
94 ? |
| 2018 | 3.50 | 4 | 14 | ||
95 ? |
| 1973 | 0.42 | 21 | 9 | ||
96 ? |
| 1978 | 3.00 | 2 | 6 | ||
97 ? |
| 2020 | -1.00 | 4 | -4 | ||
98 ? |
| 1969 | -0.15 | 39 | -6 | ||
99 ? |
| 2019 | -0.75 | 332 | -249 | ||
100 ? |
| 1979 | -0.36 | 1680 | -611 | ||
| |||||||
Страницы: 1 | Список кандидатов Копировать список Проголосовать | ||||||
|
Подписывайтесь на наш Инстаграм аккаунт @100bestbooks. Ежемесячный список 100 лучших книг на текущий момент, другие литературные рейтинги и списки, тематические списки книг. Азартные игроки постоянно крутят барабаны онлайн слотов. Популярные игровые автоматы с выводом денег на otzivycasino.xyz пользуются спросом у многих ценителей казино. Однако, нельзя торопиться с выбором сайта. Далеко не все п…
Сайту и списку 100 лучших книг всех времен исполнилось 10 лет! За это время мы зарегистрировали более 90 миллионов посещений и почти 35 тысяч проголосовавших. Мы поздравляем всех причастных с этой замечательной вехой и благодарим всех посетителей и участников голосования за ваш интерес и участие. У нас получился действительно хороший и замечательный список. Ура! Читайте и любите книги! Обратите внимание на лицензионные сайты с азартными играми. Экспертный
При частичном или полном цитировании материалов сайта ссылка на 100bestbooks.ru обязательна
| О проекте
Лирический герой В.Маяковского – это:
- Носитель его ценностных установок
- Художественная реализация его авторского «я»
Образ лирического героя поэта двойственен, так как в нем сосуществуют сразу:
- Общественные идеалы
- Родовые черты
Для понимания образа героя Маяковского важно осознавать, что и сам поэт — это одновременно:
- Реальная личность
- Субъект высказывания (художественный автор)
Поэтому прямое отождествление их некорректно. Однако и тот и другой несет на себе непосредственное влияние действующей во времени истории и культуры (социально-культурная и историческая ситуация).
Образ лирического героя Маяковского, как иных авторов, можно рассматривать как некоего «художественного двойника», для которого можно установить:
- Определенную личную судьбу
- Отчетливость психологического мира
- Отдельные черты сходства (портрет, лексика, поведенческая матрица и т.д.)
Однако даже при наличии некоторой близости автора и его лирического персонажа, сам лирический герой всегда является самостоятельным художественным образом, для которого характерно:
- быть обобщенным воплощением (идеалы, система ценностей автора)
- являться художественным «кодом», «ключом» к разгадыванию самого автора
Положение и степень «близости» автора и его героя в современном литературоведении может воспроизводиться в таких субъектных организациях
Когда автор находится в позиции повествователя, «наблюдателя». | Когда лирический герой является смысловым центром и выражает позицию автора | Когда произведение имеет ролевого героя (чужое сознание, диалог) |
Лирический герой произведений Маяковского
В творчестве поэта наибольший «удельный вес» имеет лирический герой второго типа и практически отсутствует вариант №1, когда позиция автора не выходит за рамки простого наблюдения.
То есть, образ героя у Маяковского становится не просто центром внимания читателя, но и сам герой:
- «Сражается» за такое место
- Является нарочито индивидуальным высказыванием
- Становится оппозиционен окружающему его миру
Больше того, герой произведений поэта стремится не просто к вниманию или оценке читателя, в его задачи входит переделка всего этого окружающего мира.
Поэт выводит персонажа, который:
- Не принимает существующее мироустройство
- Не приемлет самого Бога вместе с его Творением
- Притязает сам на место Творца
- Желает и чувствует себя вправе созидать новый и, главное, гармоничный, по его мнению, мир.
Такие характеристики можно применить к дореволюционному творчеству Маяковского в целом.
Уже после событий 1917 года лирический герой произведений поэта немного изменяется. Он словно желает «слиться с массами», уходит как бы в тень, делегируя революции свои «полномочия» на преображение мира.
Но через некоторое время лирический герой Маяковского снова возвращается на свои прежние позиции, преодолевая позыв к коллективизму.
Герой снова занимает место центра художественной системы поэта и его произведений, но при этом у самого автора:
- Отсутствуют притязания на статус единственного владельца истиной
- Нет претензий на роль единственного переустроителя жизни
Произведения, где лирический герой Маяковского находится в ролевом положении, можно сгруппировать в два типа.
Герой как антипод | Герой как проекция автора |
Сюда относятся сатирические стихотворения, «гимны» дореволюционного этапа творчества |
|
Эти два типа героев различны по своим ценностным позициям:
- Для первого типа – они напрочь неприемлемы для поэта (мещанство, праздность и т.д.)
- Для второго – они полностью соответствуют личностным авторским установкам (революционные завоевания и преображение человека)
Приемы выражения авторской позиции у лирического героя Маяковского
Ключевым приемом такого отображения авторской идеи в лирическом герое у поэта является маска.
Этот элемент с момента своего появления в художественном пространстве искусства всегда занимал особую и даже значительную позицию. Это относится как к классике, так и к современности. Однако в культуре рубежа веков (Серебряный век) маске была отведена особая роль, поскольку:
- Давала возможность усложнять формы лирического высказывания
- Открывала многоликость лирического героя
- Являлась концептуальной идеей в создании «условной реальности»
Маяковский использует «маску» своего героя для его дистанцирования и даже изоляции. В эпатажной лирике герой поэта предстает как фат, нахал, циник и т.д. Но в концепции маски находится двойственная структура с обязательной оппозицией ее элементов. Так, за эпатажной декларацией у Маяковского стоит сад «великой души», укрывается «бабочка сердца».
Лирический герой произведений поэта, используя такие маски, стремится вызвать реакцию мира, а затем разоблачить сам мир, сорвав с него самого его маску.
Масочная образность в лирике Маяковского используется в ситуациях:
- Общения героя и мира
- Провокации как сознательной установки
Эти средства используются поэтом для решения главных задач его творчества – поиска истины и «обнажения» современной ему реальности.
В качестве вывода можно заметить следующее:
Автор и лирический герой у Маяковского имеют сложные взаимоотношения, которые существуют в аспектах взаимодействия и дополнения. Образ героя в произведениях поэта никогда не сводится полностью к личности автора, однако поэт:
- реализует посредством него свои чувства, мысли
- привлекает внимание читателя к проблемам, которые являлись для него личностно-важными.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь