Сатирические приемы в сказке как один мужик двух генералов прокормил

1 .. - , , ,

(1 вариант)

В итоговый период своего творчества М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к иносказательной форме сказки, где, описывая житейские ситуации «эзоповым языком», высмеивает пороки современного писателю общества.

Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их.

Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются».

Таким образом, используя различные сатирические приемы, иносказательную форму «эзопова языка», М.Е. Салтыков-Щедрин выражает собственное отношение к взаимоотношениям между людьми, обладающими властью, и простым народом. Писателем высмеивается и неприспособленность генералов к жизни, и тупое исполнение мужиком всех прихотей господ.

(2 вариант)

Просидевших всю жизнь в регистратуре генералов можно было и не отправлять на необитаемый остров, достаточно было завести их в поле или в лес, оставив одних, как в сказках, можно было и отменить крепостное право, как в жизни.

Конечно, сказка – ложь, преувеличивает писатель, и не было настолько глупых и неприспособленных к жизни генералов, но в любой сказке есть намек. Намекает автор и на безвольность и зависимость мужика, и на беспомощность «генералов», которые бы умерли от голода и холода, если бы рядом не оказался мужик. В сказке много условностей, фантастики: неожиданное перемещение на необитаемый остров двух генералов, там же очень кстати обнаружился и мужик. Многое преувеличивается, гиперболизируется: полная беспомощность генералов, незнание того, как сориентироваться относительно частей света и т.д. Использует автор сказки и гротеск: огромные размеры мужика, съеденный орден, суп, сваренный в ладонях, сплетенная веревочка, не дающая мужику сбежать.

Сами сказочные элементы, используемые автором, – уже сатира на общество того времени. Необитаемый остров – реальная жизнь, которой генералы не знают. Мужик, исполняющий все желания, – скатерть-самобранка и ковер-самолет в одном лице. Салтыков-Щедрин издевается над генералами, которые родились и состарились в регистратуре, над регистратурой как общественным учреждением, которую «упразднили за ненадобностью» и над мужиком, который сам себе веревочку сплел, сам и счастлив, что «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». И генералы, и мужик с Подьяческой, но какие разные они в Питере и на острове: на необитаемом острове мужик необходим, значимость его огромна, а в Питере «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит», маленький, незаметный. Генералы же на острове бессильны, как дети, а в Питере всемогущи (на уровне регистратуры).

Салтыков-Щедрин от души посмеялся над всеми, над теми, кого он называл «детьми изрядного возраста», так как взрослым иногда заново нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где граница между добром и злом.

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Салтыкова‑Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск ирония фантастика аллегория сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре там родились воспитались и состарились следовательно ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках а на шеях у них висит по ордену». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик. «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где‑нибудь спрятался, от работы отлынивает!» – так рассуждают генералы. Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра. Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе. Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков‑Щедрин в своих сказках показывает необходимость перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права. Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков‑Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны. Фантастика, Гротеск и гипербола – основные художественные приемы, с помощью которых автор создает сатиру. Гипербола и гротеск проявляются во всем повествовании. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля.

2.Чтение наизусть стихотворения Д. Г. Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!..» Отношение народа к подвигу героя. Автор жил интересами своего народа» его всегда интересовала и волновала политическая борьба, происходящая на его родине. Поэт был уверен, что смысл жизни заключается в постоянной борьбе во имя свободы. И свои мысли и стремления он отражал в произведениях, которые в большинстве своем носят бунтарский характер. Его стихотворения и поэмы пронизаны духом героического протеста против гнета и порабощения человека, проникнуты идеей защиты свободы и справедливости. Темы одиночества, разлада между отдельной личностью человека и обществом, желания свободы и борьбы за нее являют собой фундамент этого направления. Именно этими мотивами пропитана романтическая и мелодичная поэзия Байрона. Это патриотическое произведение пропитано внутренним бунтом поэта, которому пришлось пережить тягости борьбы и сражений. Стихотворение сосредоточено вокруг личности героя, который боролся за честь своей родины и трагически погиб в этой жестокой борьбе. В «Ты кончил жизни путь…» Байрон воспевает самоотверженность и смелость народного героя, жизнь которого продолжается и после смерти – благодаря его подвигу народ будет хранить о нем вечную память. Стихотворение полнится патриотическим пафосом, посредством него Байрон передает эмоциональную торжественность этого события. Таким образом, поэт показывает, что герой погиб не зря, он боролся за свободу своего народа и свою собственную, и после его героической смерти народ будет вспоминать о нем в своих песнях, легендах и стихотворениях. Байрон выступает от имени целого народа, эмоциональными восклицаниями и яркими эпитетами, которые присущи патриотической лирике, он прославляет подвиг солдата и передает отношение народа к этому. При этом важно отметить, что в стихотворении не встречается тяжелых и грустных мотивов, если и есть печаль – то она светлая и легкая. В смерть героя Байрон вкладывает величие победы и торжество свободы, ради которых и сражался солдат. Отсутствием пессимизма и отчаяния поэт хотел подчеркнуть смелость и самоотверженность настоящих героев – тех, которые без каких-либо сомнений вступают в бой, готовые погибнуть за свою страну и свои идеалы. Это и обуславливает торжественный тон всего произведения, который можно назвать манифестом настоящего героизма и истинной победы, ведь смерть во имя идеалов и свободы родной страны означает не поражение, а победу.

Ты кончил жизни путь, герой!
Теперь твоя начнется слава, И в песнях родины святой Жить будет образ величавый, Жить будет мужество твое, Освободившее ее. Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах. Ты пал! Но кровь твоя течет Не по земле, а в наших жилах; Отвагу мощную вдохнуть Твой подвиг должен в нашу грудь. Врага заставим мы бледнеть, Коль назовем тебя средь боя; Дев наших хоры станут петь О смерти доблестной героя; Но слез не будет на очах: Плач оскорбил бы славный прах.

Билет №10

1.Автобиографичесая повесть Л.Н.Толстого “Детство”.Нравственные искания главного героя(на примере нескольких глав)

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность»Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство»Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми­нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

История создания

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция и конфликт

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д. 

Суть: о чём сказка?

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Темы

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях): 

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Чему учит?

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Средства выразительности

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

Сатирические приемы в сказке как один мужик двух генералов прокормил

Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Критика

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы. 

Автор: Михаил Щепин

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

 Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.

Звучит вступительная  музыка

Секретарь(Учитель):

— Добрый день! Встаньте! Суд идёт. Его честь – судья У*** Виктория.

В зале заседаний присутствуют государственный обвинитель, обвиняемый и его адвокаты, генералы и их защитники, эксперт, свидетели по делу и господа присяжные-заседатели.

  Секретарь: Уважаемые участники процесса, сегодня рассматривается дело № 1869 «О пропаже двух генералов из Петербурга».  Обвиняемый – Мужик. Подозревается в похищении вышеуказанных генералов. Защитники пострадавших и обвиняемого готовы к процессу? (адвокаты отвечают). Слово предоставляется судье

Включаются в деловой ритм урока. Дети стоят. Входит судья(ученица)

Судья: Прошу садиться. Начинаем судебный процесс (Садится за стол. Стучит молотком. Все садятся. Начинается процесс)

Судья:  — Главный свидетель и очевидец в деле – знаменитый русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.                                                 (Слайд 1 Портрет писателя. Судья сообщает)

  Свидетель этих событий родился в Тверской области в селе Спас-Угол, принадлежал старинному дворянскому роду. Говорил о себе, что « …вырос в лоне крепостного права…»

Видел ужасы крепостной жизни, что и оказало большое влияние на его литературную деятельность. С 7-8 лет с пристрастием читает. Учился в Царском селе, где впитал дух литературы, оставленный в наследство великим Пушкиным. Мечтал о социальном равенстве. В своём творчестве верен обездоленному народу.

Щедрин знаменит своими сказками, в которых иносказательной форме высмеивает пороки людей. Аллегория (иносказание) — главная черта его сказок. А для усиления высмеиваемых явлений жизни  использует такие литературные приёмы, как гротеск и гиперболу

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Применение знаний и умений на практике

V.Подведение итогов урока.

Рефлексия

Выявление уровня знаний

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

 Секретарь:  — Уважаемый  профессор, для присутствующих поясните, пожалуйста, что такое аллегория, гротеск и гипербола? Участники процесса, внесите сведения в протокол заседания. (выступление профессора                           Слайд 2. Определения понятий)

 — Участники процесса, чтобы лучше разобраться в события необходимо вспомнить, что такое сказка, какими чертами она обладает.  В протоколе есть сравнительная таблица, которую нам необходимо заполнить.(Слайд 3. Сравнительная таблица в протоколе                                                                                    рабочего поля ученика ).

 — Можем ли мы назвать происшедшую историю сказкой? Чем свидетельство Щедрина схоже с русской народной сказкой, а чем отличается. (Фронтальная беседа по содержанию. Заполняем таблицу №1)

Черты сходства

Черты отличия

— есть гипербола(преувеличение)

— гипербола переходит в абсурд

— есть положительный герой (ловкий и смекалистый мужик)

— главный герой подвергается критике

— волшебные предметы-помощники (перечислите)

— волшебные предметы не помогают , а мешают героям

— сказочные обороты речи, фольклорные  присказки

 смешение стилей речи(сказочная, разговорная, канцеляризмы)

— добро побеждает( герой получает полцарства, богатство и счастье)

— герой не получает практически ничего, ведёт прежний образ жизни

— география сказочная

— реальные географические понятия(Нева, Екатерининский канал, ул.Подъяческая)

— сказочная форма= сказочное содержание

— сказочная форма=содержание общественно-политическое, реальное

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Секретарь: — О чём мы с вами будем говорить сегодня?

 М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

С чем познакомимся, какие цели необходимо достичь?

Секретарь: Слово предоставляется гос.обвинителю

Секретарь:

— Почему свидетель Щедрин повествует о двух генералах, а не об одном? (собирательный образ всех им подобных).

 — Воплощены ли в образе мужика черты всего народа? Какие? (да. Смекалка, трудолюбие, сила, оптимизм, живая энергия)

— Для чего он помещает их вместе на острове? (чтобы обличить никчёмность генералов, нахлебников простого крепостного народа, контрастно показать их отличие от мужика)

 — Кого высмеивает Щедрин? Почему? (генералов. бездари, тунеядцы, нахлебники)

 — В чём гротеск и ирония? (ответы)

 — Какова главная мысль? (критика нравов крепостного общества)

 — Слово для вынесения приговора по данному делу предоставляется уважаемому суду.

Секретарь: Уважаемые присутствующие, ваши выводы записать в материалах дела в графе «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». Суд окончен. Всем спасибо!

Выступление профессора(ученика), который ищет и зачитывает определения понятий из словаря

Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу №1

Называют тему урока «Сатирические приёмы. Критика крепостного права в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Цели: — подробно изучить произведение,

— научиться анализировать текст и находить примеры использования художественных приёмов.

Судья: — К трибуне вызываются пострадавшие – генералы. Слово для выяснения обстоятельств похищения предоставляется государственному обвинителю С*** Ангелине.

   Гос.обвинитель: — Мой первый вопрос к генералам.  Секретарь, прошу внести в протокол. Если генералом будет затруднительно отвечать на вопросы, то слово будет предоставлено защитникам. Ранее вам было разъяснено об ответственности за дачу ложных показаний.

Присутствующие на процессе, просьба  вносить информацию о генералах в ваши протоколы в таблицу №2 «Сравнительная характеристика» в графу «Черты генералов» (Слайд 4 По ходу заполняют таблицу)

— Расскажите кратко о себе от 1-го лица. (Краткий пересказ. Далее беседа по содержанию повести.)

— На какой улице жили в Петербурге? (На Подъяческой)

— Где служили? (Служили в какой-то канцелярии)

— Помните ли вы, как вы очутились на острове? (заснули и проснулись уже там, по щучьему велению)

— В каком виде вы прибыли на остров? (в ночных рубашках)

— Вам знаком этот предмет? Что это? Как он к вам попал? (Газета «Московские ведомости», нашли на острове)

— Прочитайте статью из газеты? (зачитывают по учебнику)

— Какой предмет проглотил один из вас? И почему? (Орден. От голода)

— Адвокаты обвиняемого утверждают, что вы были очень голодны, когда встретили мужика. Что вы делали, чтобы избежать голода?(Пытались добыть еды, но ничего не получалось.)  

 — Что решили сделать потом? (Найти мужика)

— Помог ли вам обвиняемый решить вашу проблему? (Помог)

— Почему сразу не попросили мужика построить корабль? (От сытости повеселели, порыхлели, побелели)

— У меня пока всё, Ваша честь.

Судья: — Есть ли дополнения у защитников генералов? А у стороны ответчика(мужика)?

К трибуне приглашается обвиняемый — Мужик. Если вы затрудняетесь ответить, то за вас имеют право отвечать ваши защитники. Просьба к присутствующим внести в свои протоколы информацию об обвиняемом в таблице №2 «Сравнительная характеристика» графа «Черты Мужика» (По ходу допроса заполняют таблицу)

 — Как вы попали на остров? (…)

 — Как вы познакомились с генералами? (разбудили и вцепились в него, чтоб не убежал)

 — Почему вы не оставили генералов в их беде и не убежали? (они приказали свить верёвку и привязали к дереву. Раз генералы приказали, то нужно следовать приказу.)

 — Кем вы работали в Петербурге? (маляром)

 — Пострадавшие утверждают, что вы их кормили птицами. Из чего вы сделали силки для птиц? (из собственных волос)

 — Как ещё вы заботились  о генералах? (рассказывает, ищут в тексте, работают с текстом)

 — Как вы вернули генералов в Петербург (построил корабль).

 — Генералы называли вас тунеядцем. Уважаемый эксперт, поясните суду, что значит «тунеядец» (справка от эксперта-профессора)

 — Считаете ли вы себя тунеядцем? (нет)

  — Вы считаете себя виновным в пропаже генералов? (нет) А есть ли у вас предположение, как они туда попали? (по щучьему велению, из-за своей легкомысленности, оттого, что ничего не делали)

 — Уважаемые адвокаты подсудимого, как вы можете охарактеризовать генералов? Используйте материалы  дела. (Адвокаты характеризуют, присутствующие заполняют таблицу.)

 — Охарактеризуйте своего подзащитного. Как он изображён, что положительного  вы можете о нём сказать? (Адвокаты отвечают, присутствующие заполняют таблицу.)

Гос.обвинитель: — От имени обличителя – Салтыкова-Щедрина, интересы которого я тут представляю, хочу задать вопрос ко всем присутствующим. Каким мужик изображён в материалах дела? Какие черты ему присущи?

 — Чем поведение его отличается от поведения генералов? (мнения присутствующих, работа с книгой)

— Считаете ли вы, господа присяжные-заседатели, мужика виновным в похищении? (нет)

Тогда в чём обвиняет мужика свидетель Щедрин? (В раболепии, в слепом подчинении генералам, даже на острове, где правила обычной жизни в крепостном обществе не действуют, в заботе о настоящих бездельниках, тунеядцах и лодырях, в потакании глупцам).

Судья: Приняв во внимание все свидетельства в рамках Дела №1869, выслушав показания сторон и мнения присяжных-заседателей суд постановил: «Обвиняемого мужика признать невиновным в похищении генералов и полностью оправдать, дело в отношении подсудимого закрыть. Но, принимая во внимание критику М.Е.Салтыкова-Щедрина, обязать подсудимого исправить пороки в своём поведении.» (стук молотка)

Регулятивные:

 — планирование определение последовательности промежуточных целей с конечным результатом.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

—  ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы, используя плакат, схем;

— анализ с целью выделения основных признаков сказки;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

планирование, прогнозирование.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия

Личностные:        

— выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществление пошагового контроля, различать результат и способ действия.

Коммуникативные:

— учитывать разные мнения, контролировать  действия партнёра.

— самооценка;

— самоконтроль

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил

Салтыков-Щедрин известен нам как государственный деятель и выдающийся писатель-сатирик. Его сказки проходят в школе, чтобы познакомить детей с приемами сатиры в литературе. Но злободневные для царской России произведения с меткими образами и колкостями любят читать и взрослые. Чтобы лучше понять прелесть сатирической сказки Салтыкова-Щедрина, рассмотрим одну из них детально.

История создания

Довольно трудно сказать, что подвигло автора на создание повести о мужике и генералах. Сатирическая жилка проявлялось в писателе еще в годы юношества: будучи учеником Царскосельского лицея, Салтыков был поэтом своего курса и заслужил неодобрение педагогов за стихи «вольного содержания». Писатель стремился изменить Россию, поэтому состоял на государственной службе, быстро продвигаясь в карьере. Он ненавидел взяточничества и чиновничьего произвола. В 1868 году Салтыков-Щедрин уходит в отставку в должности вице-губернатора и всецело отдается литературе. В 1869 году он становится редактором газеты «Отечественные записки», где и публикует сказки и другие произведение с социально-политической подоплекой.

Приемы сатиры

Шуточный сказ о мужике и генералах давно стал хрестоматийным, и на его примере лучше всего разбирать сатирические приёмы. Сказка начинается с краткой экспозиции: нам представляют двух генералов, которые «Служили всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Здесь явное преувеличение – имеется в виду, что генералы много проводили времени в регистратуре, но никак не могли же они в ней родиться. Этот прием усиления в литературе называется гипербола. По сюжету генералы попали на остров, и далее высмеивается их абсолютная беспомощность. Автор постоянно иронизирует, то есть зло усмехается над глупостью высокопоставленных лиц (пример их диалог о булках или поиски сторон света). В сцене, где генералы набросились друг на друга с голоду, писатель сравнивает их с дикими зверями: «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание».

Но глупым генералам приходит в голову умная идея найти мужика, который их и прокормит, и в Петербург доставит. Крестьянин изобличен сатириком не хуже. Он предстает перед нами неким покорным скотом, который готов работать на износ: каждый день он добывал генералам еду. С другой стороны в мужике мы находим и положительные качества такие как ловкость, умелость, выносливость. Они гиперболизированны для комизма: из собственных волос сделал силок, сварил суп в пригоршне, построил ладью.

По прибытии в Петербург генералы, здорово располневшие трудами мужика, не забыли и про него. На радостях послали ему пяток серебра и рюмку водки. «Веселись, мужчина!»

Мораль и значение произведения

Салтыков-Щедрин создавал цикл сказок уже после того, как крепостное право отменили. Но на самом деле, жизнь крестьянина немногим стала легче, он до сих пор оставался зависим от помещика, обвязан выкупными платежами. Писатель всю государственную деятельность посвятил на борьбу с несправедливостью, поэтому он желал России избавиться от старых пережитков. В сказке писатель выводит на обозрение чиновников-паразитов, и мужиков-послушных баранов, зло высмеивая обоих.

2 вариант

Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: “Как один мужик двух генералов прокормил.”

Повесть рассказывает о двух генералах, которые жили, не тужили, да горя не знали. А знали только то, как их на Подьяческую на работу возят, как они там на важных бумажках расписываются, да как в обед перед ними сама собой еда появляется. Да величали друг друга: “Ваше сиятельство” да “Ваше превосходительство”.

А вот оказалась эта парочка на необитаемом острове. Тут то и выяснилось, что хлеб да колбасы на деревьях не растут, и что птицу-зверя-рыбу изловить на пропитание тоже наука. Всего этого, естественно, генералы не умеют. Зато они проделали то, что делать мастаки: даже на необитаемом острове сыскали мужика и давай ему приказы отдавать: накорми, да напои, да обеспечь, и так далее. Ещё и отругали бедолагу за то, что смеет спать, когда целых два генерала от голода помирают. А чтобы мужик не вздумал сбежать и оставить голодными их сиятельство да превосходительство, ещё и верёвкой привязали к себе. На всякий случай.

И вот жили себе наши генералы, не тужили, ещё больше раздобрели, чем на казённых харчах, да вот беда: скучно господам генералам, им бы домой, на Подьяческую. Отдали они мужику новый приказ: смастерить плот да доставить господ генералов домой. Ну а бедному мужику куда деваться, когда над ним целых два генерала стоит? Смастерил и привёз, в целости и сохранности. И наградили господа генералы нашего мужика: рюмку водки и пять копеек серебром.

Безусловно, данная история несёт великолепную сатиру на чиновников, которые, по известному выражению, “настолько глупы, что на большее, чем отдавать приказы, и не годятся никуда”. И, что самое главное, такие даже необитаемом острове разыщут того, кем можно понукать до повелевать. Ну и, разумеется, о том, что ограниченность таких людей не позволит им даже предположить, что у других людей могут быть какие-то свои дела и проблемы. Это выше их уровня понимания. Ну и завещающую точку в этой сатире ставит награда мужику за спасение генералов. Обычный читатель может возмутиться подобной скупости, но читатель грамотный поймёт, что на самом-то деле жизни этих двух генералов дороже и не стоят.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил

Популярные сегодня темы

  • Герои сказки Гадкий утенок Андерсена (характеристика персонажей)

    В сказке повествуется о детстве и ранней юности лебедя, вылупившегося из лебединого яйца, которое, по стечению неизвестных обстоятельств, оказалось не в лебедином, а в утином гнезде. Этот юный лебеденок

  • Сочинение Могут ли дети повлиять на родителей?

    Родители часто навязывают детям свое мнение, так как думают, что гораздо умнее и опытнее их. Конечно, с тем, что взрослые люди прожили дольше и у них больше жизненного опыта, не поспоришь, но жизнь меняется

  • Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях.

  • Сочинение по рассказу О чем плачут лошади Абрамова 7 класс

    Фёдор Александрович Абрамов, написал произведение «О чём плачут лошади?» в не таком далёком 1973 году. Автор был обыкновенным человеком из крестьянской семьи, но с большим талантом и желанием творить что-то новое

  • Сочинение Отношение героев пьесы к вишневому саду

    События пьесы разворачиваются в дворянском имении с огромным вишневым садом, в котором выросло не одно поколение этой семьи. Трудное финансовое положение ставит хозяйку поместья Раневскую Любовь Андреевну перед сложным выбором

  • Сатира и трагедия в романе господа головлевы сочинение
  • Сатин или лука главный герой пьесы сочинение
  • Саске учиха на японском как пишется
  • Сарафанное радио как пишется
  • Сара каннинг однажды в сказке