Саша черный чуткая душа сочинение

Пример сочинения чем доброта отличается от милосердия? доброта и милосердие очень похожие, но в то же время разные понятия. в

Пример сочинения

  «Чем доброта отличается от милосердия?»

Доброта и милосердие… Очень похожие, но в то же время разные понятия. В чем же состоит их различие? Доброта-это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим. А милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным можно назвать человека, который испытывает временную жалость ко всему живому. Как и доброта, милосердие проявляется в поступках. Так чем же эти понятия отличаются друг от друга?   Милосердие в отличие от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта-свойство лишь добрых людей. Немало произведений в русской литературе посвящено теме милосердия. Вспомним роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор показывает различия между добром и милосердием на примере нескольких героев. Так, Пугачев представлен злым и жестоким героем. Тому подтверждение — эпизод, когда он велит казнить всех дворян. Однако автор показал, что такой жестокий человек способен и  на милосердие. Когда наступает время казни Гринёва, Пугачёв велит сохранить ему жизнь, так как помнит, как Пётр бескорыстно помог ему, отдав совершенно новый тулуп. Но даже после такого милосердного поступка мы не можем считать и  Пугачёва добрым. Наоборот, он злой человек, руками которого пролито много крови. А.С. Пушкин показал, что и такой человек способен проявить сострадание по отношению к другому. Можно сделать вывод, что милосердие – временное проявление доброты, так как сострадать и прощать могут и жестокие люди. В противоположность жалости доброта — это постоянное душевное состояние, оно выражено в желании творить добро, с любовью относиться к каждому.  Поэтому часто добрые люди оказываются ещё и милосердными. Например, в произведении А. Платонова «Юшка» у главного героя сочетались оба эти качества. Юшка никогда не делал зла, хорошо относился к людям, не отвечал на их жестокость. Автор показывает, как герой не тратит на себя заработанные деньги, «пьет пустую воду», а весь заработок отдает своей приемной дочери, при этом не ожидая ничего взамен. А сама дочь тоже обладает милосердием. Она добра к обществу. Девушка видит, как люди в городе нуждаются в ее помощи, поэтому она остаётся работать и бескорыстно помогать нуждающимся. Таким образом, герои рассказа «Юшка» доказывают, что можно быть добрым и милосердным одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что доброта и милосердие — похожие понятия, но не одинаковые. Они отличаются. Доброта — состояние души, а милосердие-действия, вызванные состраданием. Быть милосердным не означает быть добрым. К состраданию могут прийти и злые, жестокие люди. Конечно, лучше всего, когда человек объединяет в себе оба эти качества и старается жить по общечеловеческим законам добра и правды.

412 слов  

К1 -1, К2-,К3-1, К4-1, К5 – 1  «зачет»

Пример сочинения

 «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»

     Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому, чаще всего обладают  такими чертами характера, как доброта ,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.      

     А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев  добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой, тем самым подвергая свою жизнь опасности. Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том, что   Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.

     Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку, которая  решается на отважный поступок. Она одна едет  к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.

     Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.  

     Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна «Куст сирени». Здесь описана  история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина  потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым, пожертвовав своим комфортом.

     Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.

     Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование — это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.

     237 слов

 Объем менее 250 слов  — незачет

Даже если объем был больше, все равно незачет (по критерию №1).

Саша Черный

Саша Черный

Саша Черный

Псевдоним(ы) Саша Черный
Дата рождения 1 [14] октября 1880 года
Место рождения Одесса
Дата смерти 5.08.1932
Место смерти Ле-Лаванду, Франция
Гражданство Российская империя, Франция
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Саша Чёрный (наст. имя Гликберг Александр Михайлович) — русский писатель, публицист, журналист, переводчик.

Саша Черный / Биография

Саша Чёрный родился 13 октября 1880 года в Одессе в обеспеченной еврейской семье. Его отец работал провизором в крупной фармацевтической компании, а мать происходила из богатой купеческой семьи, которая торговала скобяным товаром. Мать часто болела, пятеро детей воспитывались няней. Отец, человек крутого нрава, за малейшие провинности наказывал их розгами.

Некоторое время Саша обучался дома, но родители, желая дать сыну хорошее образование, крестили его и в девятилетнем возрасте определили в белоцерковскую гимназию. Но Саша не оправдал родительских надежд, учился плохо. Когда подростку исполнилось пятнадцать лет, он сбежал из дома в Петербург к сестре отца. Тётя определила его в гимназию на полный пансион, но через непродолжительное время юноша был отчислен по причине неуспеваемости. Родители судьбой сына не интересовались, он вынужден был бродяжничать и побираться на улицах. Через некоторое время молодой журналист Александр Яблонский написал о нём статью, которая была опубликована в общественно-политической газете «Сын Отечества». Статья привлекла внимание состоятельного житомирского чиновника К. К. Роше. Растроганный этой историей, он приютил подростка в своём доме, определил его в житомирскую гимназию. Роше оказал огромное влияние на своего воспитанника, во многом именно ему Саша обязан любовью к музыке и литературе. В гимназии Саша не доучился из-за ссоры с директором, он был исключен без права восстановления.

В 1890 году Александра Гликберга призвали в армию. Два года он прослужил в Галицком полку, потом несколько лет таможенным служащим в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией. В этот период он пробует сочинять стихи и небольшие рассказы. Вернувшись в Житомир, юноша начинает сотрудничать с газетой «Волынский вестник». Под псевдонимом «Сам-по-себе» он вёл сатирическую летопись жизни города — «Дневник резонера», а под псевдонимом «Мечтатель» публиковал стихи и заметки. Вскоре Гликберг стал штатным фельетонистом «Волынского вестника», но проработал недолго — газета закрылась.

В 1905 году, одолеваемый честолюбивыми мечтами, молодой человек уезжает в Петербург. Его приютили родственники Константина Роше, они же помогли устроиться письмоводителем Службы сборов Варшавской железной дороги. Женитьба позволила Гликбергу оставить надоевшую работу в конторе и всецело посвятить себя литературному творчеству. В скором времени он сумел опубликовать стихотворение «Чепуха» в литературном сатирическом журнале «Зритель». Стихотворение, подписанное псевдонимом Саша Чёрный, высмеивало известных государственных деятелей и разошлось в списках по всей России. Журнал «Зритель», посмевший напечатать эту крамолу, был закрыт. Однако молодой поэт смог напечатать свои сатирические стихотворения в журналах: «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший» и всего за несколько месяцев сумел стать одним из наиболее заметных сатириков.

В 1906 году Саше Чёрному удалось выпустить первый сборник стихотворений под названием «Разные мотивы», куда вошла лирика как сатирической, так и гражданской направленности. Весь тираж был изъят в связи с политическими цензурными ограничениями. Саша избежал ареста, уехав в Германию. С 1906 по 1908 год поэт в качестве вольного слушателя обучался в Германии, в Гейдельбергском университете. Результатом жизни в Германии стал сатирический цикл «У немцев». В это время поэт снискал одобрения у отечественных критиков и литераторов. Особенно тепло о нем отзывался К. Чуковский, с нетерпением ожидавший его новых публикаций.

  • Саша Черный
  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / Саша Черный; рисовал Григорьев Борис.- Берлин : Слово, 1921

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / Саша Черный, 1928

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / С. Чёрный, 2013

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Что кому нравится / С. Черный; рис. Б. Диодоров, 1978

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Зимою всего веселей… / Саша Чёрный

В 1908 году Саша Чёрный вернулся в Санкт-Петербург. Через несколько месяцев он начал сотрудничать с журналом Аркадия Аверченко «Сатирикон», в котором печатались известные в то время писатели: Н. Тэффи, Н. Агнивцев, А. Бухов, А. Яблоновский и другие. Фельетоны Саши Чёрного имели небывалый успех, за три года сотрудничества он опубликовал более двухсот произведений. В этот период поэт выпустил поэтические сборники «Всем нищим духом» и «Невольная дань». В 1910 году вышел сборник «Сатиры», где Чёрный язвительно осмеял пошлость существующей российской действительности. К этому времени вышла ещё одна книга – «Сатиры и лирика». Также Саша Чёрный печатался в известных журналах и альманахах: «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Шиповник». Его стихотворения публиковали газеты: «Новый день», «Одесские новости», «Киевская мысль», «Русская молва». Среди восторженных почитателей поэта был и молодой В. Маяковский, который знал его «Сатиры» наизусть.

В 1912 году Саша Черный познакомился с Максимом Горьким и по его инициативе принял участие в создании сборника для детей «Голубая книжка», написав для него сказку «Красный камешек» и стихотворение «Вечерний хоровод». В этом же году несколько его произведений были напечатаны в альманахе «Жар-птица». Так было положено начало его творческой деятельности по созданию произведений для детей.

В 1914 году вышла «Живая азбука» с замечательными двустишиями для маленьких детей, которая заслужила самую высокую оценку К. Чуковского.

Во время Первой мировой войны писатель был призван в армию, два года служил в полевом госпитале в Варшаве. Там он вёл литературный дневник, который позднее стал основой для стихотворного цикла «Война». В 1916 году Чёрный был переведён в Псков, где его и застал октябрь 1917 года. Когда в феврале 1918 года город заняли немцы, перебрался с женой в Литву.

В 1920 году поэт эмигрировал в Германию. Параллельно с работой в издательствах «Грани», «Русская газета» и журналах «Воля России», «Сполохи» заведовал литературным отделом журнала «Жар-Птица». В Германии у Чёрного выходит, пронизанная безграничной печалью по отчизне, книга стихов «Жажда». А в 1921 году увидел свет поэтический сборник «Детский остров», который включает в себя удивительно добрые, чистые, нередко с оттенком лёгкой иронии и шутки стихотворения для детей. «Детский остров» был издан с удивительно тонкими, точными и созвучными поэтическим текстам иллюстрациями Бориса Григорьева. Книга получила высокую оценку критиков, неоднократно переиздавалась.

  • Саша Черный
  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / Саша Черный; худ. Григорьев Борис; 1921

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / Саша Черный; худ. Григорьев Борис; 1921

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / Саша Черный; худ. Григорьев Борис; 1921

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / Саша Черный; худ. Григорьев Борис; 1921

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Детский остров / Саша Черный; худ. Григорьев Борис; 1921

В 1924 году Саша Чёрный переехал в Париж, куда к этому времени переместился центр русской эмиграции. Здесь он приложил все усилия для того, чтобы сделать русскую литературу популярной за границей. Он заведует литературной частью журнала «Иллюстрированная Россия», сотрудничает с газетой «Парижские новости», где публикует стихи и рассказы. Также писатель организует литературные вечера, где читает стихи для русскоязычных слушателей, принимает самое активное участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.

Во Франции были написаны книги для детей: «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», «Чудесное лето», «Румяная книжка».

«Дневник фокса Микки» — одна из самих известных детских книг Саши Чёрного, она неоднократно переиздавалась, была включена в ряд детских сборников. Микки — очень необычный пёс, настоящий философ, наблюдающий за миром вокруг. Остроумно и захватывающе описывает Микки свои отношения с людьми и ведет настоящий путевой дневник. Не менее известна повесть «Кошачья санатория» о некогда домашнем коте Бэппо, очутившимся в римском приюте и мечтающим о воле.

В 1927 году вместе с группой эмигрантов Саша Чёрный поселился в Провансе, в поселке у моря Ла Фавьер, построил дом. Жизнь замечательного писателя оборвалась трагически. Летом 1932 года, помогая тушить пожар, он умер от сердечного приступа. Его похоронили на местном кладбище Ле-Лаванду. Сегодня место упокоения Саши Чёрного неизвестно, на кладбище находится лишь памятная доска в его честь.

Через год после смерти поэта его товарищи опубликовали сказку «Белка-мореплавательница», написанную незадолго до смерти, а также сборник юмористической прозы «Солдатские сказки», который автор не успел издать при жизни. Вошедшие в сборник произведения были необычны не только сюжетом, но и языком, непринужденной манерой повествования, характером анекдотически-бытового реализма. Это быстро принесло сборнику известность, а вошедшие в него произведения стали образцом бойкости и мудрости народной речи.

Саша Чёрный оставил после себя больше сорока поэтических и прозаических сборников, множество публицистических статей. Он также известен как переводчик стихотворений немецких поэтов: Г. Гейне, И. Гёте, Ф. Остини, Р. Демеля, К. Генкеля. Известны также отдельные переводы Саши Чёрного с французского языка.

На родине книги Саши Чёрного не печатались, только в начале 1960-х годов стараниями Корнея Чуковского однотомники Саши Чёрного вышли в Большой и Малой серии « Библиотеки поэта». В 1991 году была издана «Избранная проза», а в 1996 — пятитомное собрание сочинений писателя. В наше время все произведения для детей Саши Чёрного переизданы, их иллюстрировали лучшие российские художники. Многие его произведения вошли в сборники лучших стихов детских поэтов.

В 1990 году в театральном музее был впервые показан моноспектакль А. Девотченко «Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом». Спектакль много лет был одним из самых любимых и востребованных в театральной афише Петербурга. Существует также телевизионная версия постановки.

  • Саша Черный
  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Дневник Фокса Микки / Саша Чёрный ; худож. Н. Бугославская

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Дневник Фокса Микки / Саша Чёрный ; худож. Н. Бугославская

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Дневник Фокса Микки / Саша Чёрный ; худож. Н. Бугославская

  • Саша черный чуткая душа сочинение

    Дневник Фокса Микки / Саша Чёрный ; худож. Н. Бугославская

В 2005 году о Саше Чёрном был снят документальный фильм «Хроническому пессимисту с любовью». В фильме принимают участие литературоведы, специалисты по Серебряному веку и творчеству Саши Черного: Л. Спиридонова, А. Иванов, Виктор Топоров, Эдуард Шнейдерман, а также композитор Б. Тищенко, поэт И. Фоняков, актёр А. Девотченко. В фильме «использованы сцены из спектакля «Саша Черный: концерт для фортепиано с артистом», фрагменты видеоклипа «Сатир» Д. Шостаковича на слова Саши Чёрного в исполнении Г. Вишневской.

Саша Черный / Книги

  • Чёрный, Саша. Собрание сочинений : в 5 т. / Саша Чёрный ; [ред.-изд. совет: Т. А. Горькова (гл. ред.) и др. ; сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. А. С. Иванова]. — Москва : Эллис Лак, 1996. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Разные мотивы : стихотворения / А. М. Гликберг. — Санкт-Петербург : «Электропеч.» Я. Кровицкого, 1906. — 47 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Сатиры / Саша Чёрный ; обл. работы худож. Ре-Ми ; тит. л. М. В. Добужинского. — Санкт-Петербург : М. Г. Корнфельд, 1910. — 207 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Сатиры. Кн. 1-я / Саша Чёрный. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Шиповник, 1911. — 231 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Сатиры и лирика. Кн. 2 / Саша Чёрный. — Санкт-Петербург : Шиповник, 1911. — 245 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Живая азбука / Саша Чёрный ; рисунки В. Фалилеева. — Санкт-Петербург : «Шиповник», 1914. — 34 с. : ил. — (Библиотека «Жар-птицы»). — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Ной : поэма / Саша Чёрный. — Санкт-Петербург : Шиповник, 1914. — С. 195–231. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, С. Детский остров : стихи / рис. Борис Григорьев. — Danzig : Слово, 1921. — 158 с. : ил.— [Хранится в РГБ].
  • Чёрный Саша. Живая азбука / Саша Чёрный ; рис. MAD [М. А.Дризо]. — Берлин : Огоньки, [1922]. — 39 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Чёрный, Саша. Жажда : третья кн. стихов (1914-1922) / Саша Чёрный. — Берлин : изд. авт., 1923. — 191 с.— [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Катюша : стихи / Саша Чёрный ; рисунки А. Ованесова. — Ростов на Дону : Севкавкнига, 1926. — 8 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Дневник Фокса Микки / Саша Чёрный ; худож. Ф. Рожанковский. — Париж : б. и., 1927. — 52 с.
  • Чёрный, Саша. Кошачья санатория / Саша Чёрный ; рисунки Ф. Рожанковскаго. — Париж : Детская библиотечка «Микки», 1928. — 61 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша .Несерьезные рассказы / Саша Чёрный. — Париж, 1928. — 160 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Чудесное лето : рассказы для детей. — Берлин ; Париж ; Москва : Б. и., [1928]. — 256 с. — (Золотая библиотека). — [Хранится в РНБ].
  • Чёрный, Саша. Индейский петух : стихи для детей / Саша Чёрный ; рис. А. Брей. —Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 16 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Румяная книжка / Саша Чёрный ; рис. Г. И. Самойлова. — Белград : Рус. типогр., 1930. — 109с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Белка мореплавательница : рассказы для детей / Саша Чёрный. — Париж : [б. и.], 1933. — 63 с. — (Библиотека Иллюстрации России ; кн. 39). — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Солдатские сказки / Саша Чёрный. — Париж : Парабола, 1933. —271 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Ослиный тормаз / Саша Чёрный ; рис. худ. К. Кузнепова. — Мюнхен : б. и., 1946 (München : Akad. Buchdruckerei F. Straub). — 37 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Сумбур-трава / Саша Чёрный ; рис. К. Кузнецова. — München, 1946. — 38 с. : ил.— [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Стихотворения / Саша Чёрный ; вступ. статья и общая ред. К. Чуковского ; критико-биогр. очерк, подготовка текста и примеч. Л. А. Евстигнеевой. — Ленинград : Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1960. — 627 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Кто? / Саша Чёрный ; худож. М. Беляев. — Москва : Малыш, 1968. — 8 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
  • Чёрный, Саша. Что кому нравится : стихи / Саша Чёрный ; рис. Б. Диодорова. — Москва : Детская литература, 1976. — 24 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Избранная проза / Саша Чёрный ; сост., послесл., коммент. А. С. Иванова. — Москва : Книга, 1991. — 431 с. : ил. — (Из лит. наследия). — [Хранится в РГБ].
  • Чёрный, Саша. Избранные сатиры и лирика / Саша Чёрный ; сост., авт. вступ. ст. и примеч. А. Урбан ; худож. В. Богорода, М. Магарил. — Ленинград : Детская литература, 1991. — 223 с. : ил. — (Библиотечная серия. Поэтическая библиотечка школьника).
  • Чёрный, Саша. Стихотворения / Саша Чёрный ; сост., вступ. ст. Ф. Д. Кривина. — Москва : Художественная литература, 1991. — 414 с. : ил.
  • Черный, Саша. Кто? : [стихи] / Саша Чёрный ; худож. А. Аземша . — Москва : Малыш, 1992. — 18 с. : ил. — (Волшебное слово).
  • Чёрный, Саша. Несерьезные рассказы / Саша Чёрный ; вступ. ст., сост. и примеч. В. А. Приходько. — Москва : Русская книга, 1992. — 463 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Солдатские сказки / Саша Чёрный. — Новосибирск : Сибирская книга, 1994. — 175 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Библейские сказки / Саша Чёрный ; худож. П. Ю. Перевезенцев. — Москва : Август, 2000. — 68 с. : ил. — (Рассказы русских писателей).
  • Чёрный, Саша. Улыбки и гримасы : избранное в двух томах / Саша Чёрный. — Москва : Локид, 2000. — (Голоса. Век ХХ).
  • Чёрный, Саша. Солдатские побрехушки / Саша Чёрный ; вступ. ст. С. Никоненко. — Москва : Олма-Пресс, 2001. — 349 с. : ил. — (Имена. Классика).
  • Чёрный, Саша. Девочка поёт : стихи / Саша Чёрный ; художники Михаил Салин, Жанна Варенцова. — Москва : Дрофа, 2002. — 63 с. : ил. — (Посиди-послушай).
  • Чёрный, Саша. Детский остров / Саша Чёрный ; худож. Сергей Коваленков. — Москва : Рипол классик, 2012. — 79 с. : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации «mini»).
  • Чёрный, Саша. Кошачья санатория : рассказы и сказки / Саша Чёрный ; худож. А. Малова. — Москва : ЭНАС-книга, 2012. — 77 с. : ил. — (Лапы, крылья и хвосты).
  • Чёрный, Саша. Дневник Фокса Микки / Саша Чёрный ; худож. Н. Бугославская. — Москва : Лабиринт пресс, 2013. — 95 с. : ил. — (Открой книгу!).
  • Чёрный, Саша. Что кому нравится / Саша Чёрный ; худож. Б. А. Диодоров. — Санкт-Петербург : Речь, 2013. — 31 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Чудесное лето / Саша Чёрный ; [худож.: Е. Володькина]. — Москва : ЭНАС-книга, 2013. — 223 с. : ил. — (Мировая книжка).
  • Чёрный, Саша. Вечерний хоровод : стихи / Саша Чёрный ; художник Елена Селиванова. — Москва : Росмэн, 2014. — 48 с. : ил. — (Мастера иллюстрации).
  • Чёрный, Саша. Серебряная ёлка / Саша Чёрный ; [художник Е. Кузнецова] . — Москва : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Что кому нравится / Саша Чёрный ; [послесл. М. Вайсман] ; иллюстрации Екатерины Марголис. — Москва : Август, 2014. — 93 c. : ил. — (Русские поэты для детей и взрослых).
  • Чёрный, Саша. Библейские сказки / Саша Чёрный ; рисовал Петр Перевезенцев. — Москва : Август, 2017. — 64 с. : ил. — (Рассказы русских писателей) (Рассказы и сказки русских писателей).
  • Чёрный, Саша. Серебряная ёлка : сборник / Саша Чёрный ; художник Елена Зарубина. — Москва : Нигма, 2017. — 56 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Дневник фокса Микки / Саша Чёрный ; художник Анатолий Елисеев. — Москва : Энас-книга, 2018. — 80 с. : ил. — (Мы соседи по планете).
  • Чёрный, Саша. Живая азбука : сборник / Саша Чёрный. — Москва : Эксмо, 2018. — 222 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
  • Чёрный, Саша. Стихотворения / Саша Чёрный. — Москва : Эксмо : Издательство «Э», 2018. — 320 с. — (Всемирная библиотека поэзии).
  • Чёрный, Саша. Дневник Фокса Микки : повесть, сказка, стихи / Саша Чёрный ; художник Евгения Двоскина. — Москва : Махаон, 2019. — 144 с. : ил. — (Чтение – лучшее учение).
  • Чёрный, Саша. Зимою всего веселей… / Саша Чёрный ; художник Дарья Григорьева. — Москва : Нигма, 2019. — 56 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Живая азбука / Саша Чёрный ; художник Елена Кузнецова. — Москва : Облака, 2020. — 32 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Сказки и рассказы / Саша Чёрный ; иллюстрации Ани Доброчасовой. — Москва : ИД Мещерякова, 2020. — 120 с. : ил. — (Малая книга с историей).
  • Чёрный, Саша. Невероятные истории / Саша Чёрный ; худож. А. Власова, А. Елисеев. — Москва : Энас-книга, 2021. — 191 с. : ил. — (Читаем всей семьёй).
  • Черный, Саша. Рождественское / Саша Чёрный ; иллюстрации Анастасии Базановой. — Москва : Нигма, 2021. — 716 с. : ил.

Сборники, включающие произведения Саши Чёрного

  • Голубая книжка : сказки М. Горького, Саши Чёрного, К. Милля / рис. И. Бродского, В. Фалилеева. — Санкт-Петербург : О. Н. Попова, 1912. — 64 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Путешествие с Мурзилкой : рассказы и сказки, стихотворения, веселые страницы : для детей ; сост. Т. Ф. Андросенко и др. — Москва : Редакция журнала «Мурзилка» : АО «Векта», 1994. — 271 с. : ил.
  • Сатира и юмор первой половины ХХ века / Н. А. Тэффи, С. Чёрный, А. Т. Аверченко, П. С. Романов, Дон Аминадо, М. М. Зощенко, Д. И. Хармс ; сост. и вступ. ст. Л. С. Калюжной. — 2-е изд., стер. — Москва : Дрофа: Вече, 2003. — 399 с. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы : в 100 т.).
  • Невероятные истории ; [худож. К. Кравченко ; авт. предислов. С. Малая]. — Москва : Оникс, [2012]. — 158 с. : ил. — (Читаем по школьной программе) (Библиотека младшего школьника : БМШ).
  • Путилова, Е. О. Четыре века русской поэзии детям : антология / авт. вступ. ст., сост. Евгения Путилова. — Т. 1. — Санкт-Петербург : Лики России : Фонд «Спас», 2013. — 783 с.
  • Рождественские истории : сказки, легенды, рассказы, стихи / художник Галина Лавренко ; [составитель А. Маркова]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 112 с. : ил.
  • Девочки : стихи и рассказы русских писателей / сост. И. Сополева, О. Афанасьева, А. Кабанова ; худож.: Н. Исаичева. — Москва : ИД Мещерякова, 2015. — 159 с. : ил.
  • Литературный калейдоскоп : альманах / гл. ред. Н. Дубинина. — Москва : Клёпа, 2015. — 95 с. : ил.
  • О весёлых собачках : сборник / С. Чёрный, А. Куприн и др. авторы ; рис. Анны Прутенской ; ил. на обл. Геты Белоголовской. — Москва : АСТ, 2015. — 111 с. : ил. — (Лучшие рассказы о зверятах).
  • Поэзия Серебряного века / художник А. Твердохлебова. — Москва : Оникс-Лит, 2015. — 63 с. : ил. — (Библиотечка детской классики).
  • Юмористические рассказы ; худож. М. Гуменюк ; сост. и предисл. Л. Спиридонова. — Москва : Детская литература, 2015. — 490 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Мама, бабушка и пра : в стихах, рассказах, историях и рецептах / [составитель Т. А. Стадольникова]. — Москва : Дельфин, 2016. — 112 с. : ил. — (Семейный альбом).
  • Необычные стихи / Саша Чёрный, А. Введенский, Ю. Владимиров ; художники А. Аземша, Б. Калаушин, С. Остров, Н. Салиенко. — Москва :АСТ, 2017. — 127 с. : ил. — (Книжка за книжкой. Секрет внутри! Малыш).
  • Рождественская книга для детей : рассказы и стихи русских писателей и поэтов ; художник Диана Лапшина. — Москва : Никея, 2017. — 89 с. : ил. — (Никея — детям).
  • Большая кошачья книга : сказки, сказочные истории, рассказы / коллектив авторов ; коллектив художников. — Москва : АСТ, 2018. — 414 с. : ил. — (25 сказок и рассказов) (Малыш).
  • Все лучшие стихи детских поэтов. Лучшие стихи детских поэтов / коллектив авторов ; коллектив художников. — Москва : АСТ, 2018. — 288 с. : ил. — (Великая классика для детей. Золотые страницы классики) (Малыш).
  • Лучшее первое чтение : стихи, сказки, рассказы о животных / С. Маршак, Э.Успенский, В. Бианки… ; колл. худож. — Москва : АСТ, 2018. — 159 с. : ил. — (Первые книги после букваря) (Малыш).
  • Рождественский Ангел : рассказы и стихи для чтения детям / [составитель Юлия Шигарова] ; художник Валерия Неручева. — Москва : Никея, 2018. — 224 с. : ил. — (Рождественский подарок) (Никея — детям).
  • Пасхальные рассказы. Знаменитые русские писатели о великом и сокровенном празднике : для семейного чтения / [сост. Зоберн В. М.]. — Москва ; Санкт-Петербург : Группа Компаний РИПОЛ классик : ТВЕРДО, 2019. — 271 с. — (Православный бестселлер).
  • Рождественский ужин : рассказы и стихи : вдохновляющее чтение для все семьи / составитель А. Н. Логунов. — Москва : Никея, 2019. — 448 с.
  • Сказки русских писателей / [ред.-сост. С. Н. Абовская]. — Москва : Олма : Абрис, 2019. — 255 с. : ил. — (Сказки великих писателей).
  • Обыкновенные кошки : рассказы русских писателей / художник Владимир Стахеев. — Москва : Энас-книга, 2020. — 64 с. : ил. — (Мы соседи по планете).

Сборники, включающие переводы Саши Чёрного

  • Чёрный, Саша. Стихотворения / Саша Чёрный ; вступ. статья и общая ред. К. Чуковского : критико-биогр. очерк, подготовка текста и примеч. Л. А. Евстигнеевой. — Ленинград : Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1960. — 627 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мастера поэтического перевода, XX век : сборник / [вступ. ст., сост. Е. Г. Эткинда ; подгот. текста и примеч. Е. Г. Эткинда, М. Д. Яснова]. — Санкт-Петербург : Гуманитар. агентство «Академический проект», 1997. — 879 с. — (Новая библиотека поэта). — [Хранится в РГБ].
  • Сказки о принцессах, королях и колдуньях : для младшего школьного возраста / пересказ Саши Чёрного ; художник А. Власова. — Москва : Стрекоза, 2012. — 55 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Полное собрание стихотворений и поэм в одном томе / Саша Чёрный. — Москва : Изд-во Альфа-Книга, 2012. — 953 с. — (Полное собрание в одном томе). — [Хранится в РГБ].

Саша Черный / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Жар-птица. Книжка первая : детские сборники издательства «Шиповник» / иллюстр. В. П. Белкина, С. В. Чехонина, М. В. Добужинского, А. Рудакова ; обложка по рисунку С. Ю. Судейкина. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издательство «Шиповник», [1911] (Москва : РГБ, 2016). — 48 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Детский остров / Саша Чёрный ; рисовал Григорьев Борис. — Текст : электроный. — Берлин, 1921 (Москва : РГБ, 2012).
  • Чёрный, Саша. Детский остров : стихи / Саша Чёрный ; рисунки К. Кузнецова. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928 (Москва : РГДБ, 2013). — 48 с. : ил.
  • Чёрный, Саша. Что кому нравится : стихи / Саша Чёрный ; рис. Б. Диодорова. —Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1976 (Москва : РГДБ, 2013). — 24 с. : ил.

О жизни и творчестве

  • Арзамасцева, И. Н. Саша Чёрный // И. Арзамасцева, С. Николаева // Детская литература: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — Москва : Издат. центр «Академия»; Высшая школа, 2001. — С. 255–258.
  • Афонина, Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Чёрного («Детский остров») / Е. Афонина // Проблемы детской литературы и фольклор : сборник науч. трудов. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009. — С. 30–40.
  • Саша Чёрный // Бавин, С. П. Судьбы поэтов «Серебряного века» / С. П. Бавин, И. В. Семибратова ; Российская государственная библиотека. — Москва : Книжная палата, 1993. — С. 432–441.
  • Бондарева, А. О котах и не только : [рецензия на книгу Саши Чёрного «Кошачья санатория»] // Читаем вместе. — 2009. — № 10. — С. 41.
  • Бондарева, А. Фокс, кролик и первородный грех : [рецензия на книгу Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» // Читаем вместе. — 2011. — № 5. — С. 37.
  • Гликберг, М. И. Из мемуаров // Российский литературоведческий журнал. — 1993. — № 2. — С. 240–248.
  • Евстигнеева, Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы / АН СССР. — Москва : Наука, 1968. — С. 159–208.
  • Жиркова, М. А. Саша Чёрный о детях и для детей : учебное пособие / М. А. Жиркова ; Ком. общ. и проф. образования Ленинградской обл. ; Автономное образовательное учреждение высш. проф. образования «Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина». — Санкт-Петербург : Лема, 2012. — 99 с. — [Хранится в РГБ].
  • Жиркова, М. А. «Дневник фокса Микки» Саши Чёрного как жанровый эксперимент / М. Жиркова // Детские чтения. — 2013. — № 1. — С. 204–215.
  • Жиркова, М. А. Эмиграция в жизни и творчестве Саши Чёрного / М. Жиркова // Наука и образование: современные тренды. — 2014. — № 1 (3). — С. 30–48.
  • Иванов, А. «Жил на свете рыцарь бедный…» : [о жизни и творчестве Саши Чёрного] / А. Иванов // Избранная проза / С. Чёрный. — Москва : Книга, 1991. — С. 394–418.
  • Иванов, А. За кулисами стиха : [комментарии к «Сатирам» Саши Чёрного] / А. Иванов // Детская литература. — 1997. — № 3. — С. 15–25.
  • Казюлькина, И. С. Чёрный Саша / И. Казюлькина // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь : в 3-х частях. Ч. 3. — Москва : Либерия, 2000. — С. 483–488.
  • Казюлькина, И. Книга за книгой : [рецензия на книгу Саши Чёрного «Библейские сказки»] // Читаем, учимся, играем. — 2003. — Вып. 6. — С. 102–103.
  • Карпов В.А. Проза Саши Чёрного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. — 2005. — № 4. — С. 30–34.
  • Коротких, А. В. Детские образы в юмористической прозе Саши Чёрного, А. Аверченко и Тэффи : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Южно-Сахалинск, 2002. — 236 с.
  • Кривин, Ф. Саша Чёрный / Ф. Кривин // Чёрный С. Стихотворения. — Москва : Художественная литература, 1991. — С. 3–20.
  • Лямина, Е. Забавы, игрушки, звери… : [рецензия на книгу Саши Чёрного «Библейские сказки»] // Вестник учебной и детской литературы. — 2007. — № 5. — С. 58.
  • Миленко, В. Д. Саша Черный: печальный рыцарь смеха / Виктория Миленко. — Москва : Молодая гвардия, 2014. — 366 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий ; Выпуск 1706).
  • Минералова, И. Г. Чёрный Саша / И. Минералова // Русские детские писатели ХХ века : биобиблиограф. словарь. — Москва : Флинта, Наука, 1997. — С. 477–480.
  • Никоненко, С. Светлая душа : [о жизни и творчестве С. Чёрного] / С Никоненко // Солдатские побрехушки / С. Чёрный. — Москва : Олма-Пресс, 2001. — С. 5–10.
  • Остренко, И. А. Герой и среда в повести Саши Чёрного «Кошачья санатория» / И. А. Остренко // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 7. — Москва, 2002. — С. 191–193.
  • Паперный, З. С. Смех Саши Чёрного / З. С.Паперный // Самое трудное : статьи, рецензии, фельетоны. — Москва : Советский писатель, 1963. — С. 389–399.
  • Саша Чёрный // Прашкевич, Г. М. Самые знаменитые поэты России / Г. М. Прашкевич. — Москва : Вече, 2003. — С. 228–233. — (Самые знаменитые).
  • Приходько, В. «Детский остров» Саши Чёрного : [о жизни и творчестве поэта] / В. Приходько // Детская литература. — 1993. — № 5. — С. 40–46.
  • Чёрный Саша // Рассказы об авторах ваших книг : XX век : справочник для учащихся средней школы. — Москва : Метатрон, 1997. — С. 226–230.
  • Спиридонова, Л. Юмор — это дар богов : [о творчестве писателей А. Аверченко, Н. Тэффи, С. Черного] / Л. Спиридонова // Юмористические рассказы / А. Аверченко, Н. Тэффи, С. Черный. — Москва : Детская литература, 2004. — С. 5–32.
  • Чуковский, К. Саша Чёрный // Современники : портреты и этюды. — Москва : Молодая гвардия, 1962. — С. 385–405. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий ; Вып. 7).
  • Димяненко, А. Н. Детство как приём: автобиография эмигранта в детской литературе русского зарубежья, 1920–1930 / А. Димяненко. — Текст : электронный // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2018. — Т. 217. — С. 200–204.
  • [file:///C:/Users/nbo/Downloads/emigratsiya-v-zhizni-i-tvorchestve-sashi-chernogo-germaniya-italiya.pdf Жиркова, М. А. Эмиграция в жизни и творчестве Саши Чёрного : Германия–Италия] / М. Жиркова. — Текст : электронный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2014. —Т. 1. — № 2. — С. 43–51.
  • Жиркова, М. А. «Несерьёзные рассказы» Саши Чёрного: учебное пособие / М. Жиркова. — Текст : электронный. — Москва : Флинта: Наука, 2015. — 160 с.

Саша Черный / Экранизации

  • Святочные рассказы : [в том числе новелла «Рождественское»]. Короткометражный мультипликационный фильм по мотивам стихотворения Саши Чёрного «Рождественское». Реж. Ирина Кодюкова. Беларусь, 1994.
  • Про девочку, которая нашла своего мишку. Мультипликационный фильм по одноимённому стихотворению Саши Чёрного. Реж. Елена Чернова. Россия, 2002.
  • Девочка Люся и дедушка Крылов. Мультипликационный фильм по мотивам сказки Саши Чёрного «Люся и дедушка Крылов. Реж. Мария Муат. Россия, 2003.
  • Солдатская песня. Мультипликационный фильм по мотивам сказки Саши Чёрного. Реж. Елена Чернова. Россия, 2009.
  • Дневник фокса Микки. Короткометражный анимационный фильм по мотивам рассказа Саши Чёрного. Реж. Дмитрий Лазарев. Россия, 2018.

Памятники, музеи

  • Мемориальная доска Саше Чёрному установлена в 2013 году на фасаде Дома творчества детей по адресу: город Житомир, пл. Королёва, 10. Саша Чёрный жил в этом здании в 1898-1900, 1904 годах. Доска была установлена организацией «Русское содружество» во главе с Е. Р. Тимиряевым. Спонсором изготовления и установки доски выступил директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Я. Л. Шрайберг. Доска изготовлена по проекту художника Юрия Бирюкова.
  • Символическая памятная доска на кладбище Ле-Лаванду, департамент Вар (Франция) установлена в 1978 году.

Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже. 

История создания 

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни. 

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал: 

Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

Смысл названия

Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”. 

Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”

Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.

Суть: о чем?

В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой. 

Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.

Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.

Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.

Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.

Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.

Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:

  1. Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
  2. Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного. 

“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”

Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Проблемы

Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.

Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.

Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.

Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.

Основная идея

Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.

Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации. 

Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».

Художественные особенности

Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.

Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.

Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер. 

Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”),  и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).

Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.

Критика

Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые. 

И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.

Автор: Инна Колокольникова

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких очень сложных жизненных ситуациях. Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза? Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж… Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики. Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”. Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Николай Гоголь, не раз прибегавший к сожжению собственных сочинений, с легкостью мог предать огню несовершенный, на его взгляд, второй том «Мертвых душ». Однако некоторые исследователи полагают, что не все в этой истории столь очевидно, и, возможно, русскому классику удалось обмануть всех фальшивым самосудом над своим самым загадочным произведением.

Сжег случайно

Норвежский исследователь Гейром Хьетсо полагает, что Гоголь, вопреки устоявшемуся мнению, сжег второй том «Мертвых душ» не целенаправленно, а случайно. Вернувшись со всенощного бдения, писатель, одолеваемый желанием навести порядок в своих рукописях, по ошибке вместе с ненужными бумагами предал огню несколько глав из беловика еще не изданного произведения.

Схожей версии придерживается литератор Юрий Иваск, который считает, что Николай Васильевич уничтожил часть второго тома «Мертвых душ» исключительно из-за невнимательности. Намереваясь избавиться от черновых записей уже переписанного начисто сочинения, он, увлекшись процессом, отправил в печь вместе с ненужными бумагами стопку листов из беловика.

Похищены

Игорь Гарин в книге «Загадочный Гоголь» излагает доводы религиозного писателя Сергея Дурылина, полагавшего, что рукописи второго тома «Мертвых душ», скорее всего, были похищены чьей-то «дружеской рукой». В роли главного злодея в этой истории, по его мнению, выступал граф Александр Толстой, в чьем доме на Никитском бульваре доживал свой век Гоголь. Выкрав сразу же после кончины классика еще не вышедшее в свет произведение, он намеревался изучить его, чтобы убедиться, что ни один из персонажей этого литературного труда не наделен его чертами. Вероятно, сделал он это потому, что ранее уже ловил на себе косые взгляды общественности после издания публицистического сборника Николая Васильевича «Выбранные места из переписки с друзьями», в котором ряд писем, запрещенных цензурой, был обращен к нему.

Решив заранее обезопасить себя, граф Толстой забрал рукописи второго тома «Мертвых душ», проштудировал их, оставил себе все компрометирующие его главы, а остальную часть вернул душеприказчикам писателя — московскому губернатору Капнисту и профессору Шевыреву.

Параллельно с этим он сочинил легенду, что Гоголь в порыве душевного расстройства собственноручно сжег недостающие главы произведения, которые считал неудачными, тем более что литературная публика тех лет была осведомлена о пристрастии Гоголя подобным способом избавляться от неугодных сочинений.

О том, что архив Гоголя некоторое время находился во власти графа Толстова, стало очевидно, когда в одном из писем, адресованном сестре, он писал: «Я не знаю достаточно Шевырева, чтобы доверить ему без меня это дело и оставить его одного хозяином этих бумаг…». Приверженцы этой версии полагают, что граф Толстой не ставил целью уничтожение второго тома «Мертвых душ», он лишь припрятал часть компрометирующих его глав, чтобы они не были преданы огласке при его жизни. Вероятно, эти бесценные бумаги лежат сейчас в целости и сохранности в каком-нибудь тайнике, дожидаясь часа, когда их обнаружат и литературный пазл под названием второй том «Мертвых душ» соберется в своем первозданном виде.

Политические похитители

Существует мнение, что к пропаже части глав второго тома «Мертвых душ» были причастны агенты Третьего отделения. Прибегли они к этому сразу же после кончины писателя, который в своем последнем произведении якобы оставил пророчества относительно судьбы Российской империи и правящей династии Романовых. Те, кто поддерживает эту шпионскую версию, предполагают, что в утраченной части поэмы жизнь персонажей протекала на фоне гибели императорской семьи и самодержавия.

Не дописал

Литературовед Владимир Воропаев выдвинул свою версию отсутствия некоторых глав из окончательного варианта второго тома «Мертвых душ». Согласно его предположению, их невозможно найти не потому, что Гоголь сжег бумаги, а потому что писатель просто не успел дописать поэму.

Четыре начальные главы и отрывок из концовки, условно называемый пятым параграфом, стали достоянием общественности только благодаря черновым записям, в которых отчетливо видны два слоя правок. Беловик с продолжением истории о похождениях Чичикова так и не был обнаружен.

Игорь Гарин, рассматривая эту трактовку, не сбрасывает ее со счетов и пишет, что Николай Васильевич, пораженный в последние годы жизни прогрессирующим склерозом, с трудом работал над произведением и был вынужден «вытаскивать каждую фразу клещами».

Мистификация Гоголя

Николай Фохт в опубликованной в литературном журнале «Русский пионер» статье озвучивает еще одну версию относительно участи рукописи второго тома «Мертвых душ». Оказывается, есть конспирологи, убежденные, что великий мистификатор Гоголь вовсе не приступал к написанию продолжения знаменитой поэмы, а всю шумиху с сожженными рукописями придумал специально, чтобы поднять ажиотаж вокруг своего имени. Этот прием, известный в наши дни под названием черный пиар, Николай Васильевич использовал, чтобы поиздеваться над современниками. К слову, последователи этой теории полагают, что в данном сговоре принимали участие и близкие друзья писателя, которым он как будто бы читал отдельные главы произведения, хотя на самом деле стопка перевязанных ленточкой бумаг была вовсе не новая книга, а ненужная макулатура.

Этот же автор рассказывает о существовании другой интересной версии, по которой Гоголь на самом деле не сжигал свою поэму, а закопал ее в земле родового гнезда в Сорочинцах. Не сообщив никому о точном месте погребения книги, Николай Васильевич, уезжая из родного края, велел крестьянам в неурожайный год перекопать все местные пашни, найти рукопись и продать ее, тем самым не только восстановить экономическое благосостояние имения, но и явить миру его грандиозную работу.

Теория заговора

Вместе с тем в книге Игоря Гарина имеется еще одна версия, гласящая о том, что Гоголь инсценировал сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ». Опасаясь за дальнейшую судьбу своего литературного детища, переживая, что царская цензура искромсает его, исказив изначальный смысл, он, взяв в свидетели несовершеннолетнего слугу, сжег ничего не значившие бумаги, а подлинник своего творения передал в надежные руки друзей.

Предположительными хранителями этой работы назывались митрополит Филарет или сын Александра Николаевича. Кто-то из них должен был беречь полный текст рукописи в личном архиве и предъявить его общественности лишь тогда, когда минует угроза для сочинения. Судя по всему, эти времена еще не наступили.

Неожиданная находка

В 2009 году, когда литературный мир готовился отмечать 200-летие со дня рождения Гоголя, американский бизнесмен Тимур Абдуллаев заявил, что является обладателем уникального, наиболее полного рукописного издания второго тома «Мертвых душ». Подлинность происхождения этих 163 страниц подтвердили специалисты петербургской библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и эксперты аукционного дома «Кристис».

  • Саша черный библейские сказки
  • Саша выделяется своей порывистостью увлекшись рассказом учителя
  • Саша и маша рассказы анни шмидт
  • Саша и маша рассказ
  • Саша по немецки как пишется