Сан каникулах сочинение по чеченскому языку

паспорт фонда оценочных средств по учебному предмету чеченский язык класс: 7 класс контролируемые темы разделы наименование оценочного средства

                                Паспорт фонда оценочных средств

по учебному предмету чеченский язык

Класс: 7 класс

Контролируемые
темы (разделы)

Наименование
оценочного средства

1

                         Хандош

Талламан болх
«Г1а»

2

Хандош

Изложени
«Олхазарийн баркалла»

3

Хандош

Талламан болх
«Г1арг1улеш»

4

Причасти

Сочинени «1аьнан
зама»

5

Масдар

Изложени «Куралла»

6

Причасти

Талламан болх
«Б1аьстенан суьйре»

7

Куцдош

Изложени
«Хазахетар»

8

Масдар

Сочинени
«Дицлур доцу де»

9

Куцдош

Талламан
болх «Хьоме юрт»

10

Г1уллакхан
къамелан дакъош

Сочинени
«Доттаг1алла»

11

Г1уллакхан
къамелан дакъош

Изложени
«Дуьххьарлера хьехархо»

12

Г1уллакхан
къамелан дакъош

Талламан
болх «Ирсе б1аьрхиш»

                                              Перечень
оценочных средств

№ п/п

Наименование оценочного
средства

Краткая характеристика
оценочного средства

Представление
оценочного средства в фонде

1

2

3

4

1                 
 

Контрольная
работа

Средство
проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного
типа по теме или разделу

Контрольная работа с
грамматическим заданием

2                 
 

Тест

Система стандартизированных
заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и
умений обучающегося.

Комплект  тестовых
заданий

3                 
 

Творческое
задание

Средство, позволяющее оценить  умение обучающегося письменно излагать
суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с
использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей
дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной
проблеме.

Сочинение. Изложение

Доьалг1ачу
чийрикехь 7 классерчу дешархойн хаарш талларан коьчал.

Грамматически т1едилларца талламан
диктант.

                           
                        Б1аьстенан суьйре.

      
Хаьий хьуна, доттаг1, нохчийн лаьмнашкахь б1аьстенан суьйре мел хаза хуьлу?
Гобаьккхина, б1аьрг мел кхочу а, гуш хуьлу, говзачу куьйгаша лерина басар
хьаькхча санна, лилула-сийна басеш.

       
Царна х1ехь техкачу стеша а, коканийн коьллаша а, хьаьрса-хьечаша а хьалххехь
заза доккхий, мел генара юьрта кхачайо цхьа ша-тайпа тамашийна хаза хьожа.
Лаьмнашна т1ехьа бала карах ца долуш, тийсалуш, сецалуш, буха г1ертачу малхо
шен дашо з1аьнарш басешца д1аяржайой, исбаьхьа суьрташ х1иттош лепо доладо
басешна куз хилла 1охку и хаза зезагаш.

    
1аламан х1оттамах даккхийдеш, царна т1ехула дайн хьийзаш хуьлу басна
тайп-тайпана долу полларчий, дахарна саьхьара долу накхаран мозий, з1уганашший.
Секха-1одаца кхоьссина пха санна, мозашний, чуьркашний чухехкалуш, шок етташ,
хьийзаш хуьлу т1ам 1аьржа ч1ег1ардигаш.

(Ш. Окуев)

Т1едахкарш:

1. Хьалхара предложени
синтаксически талла.

2. Г1уллакхан
къамелан
дакъош схьаязде, церан тайпа билгалдаккха.

3. Лаьмнашкахь-
боху дош морфологически талла.

                                                 
Изложени.                      

           
                                    «Хазахетар».

                                                     
Хьесап:

1.Ч1ег1ардигаш схьадаьхкина зама.

2.Сулимина ч1ог1а дукхадеза и олхазар.

3.Сулимас ч1ег1ардиг парг1атдахкар.

     
Ч1ег1ардигаш схьа а даьхкина, уьш шайн баннаш-х1усамашкахь

д1атарделла
хан яра иза. Сулимина ч1ог1а дукха деза и олхазар. Цо

церан
тидам а, терго а йора.

    
Цхьана 1уьйранна раг1у к1елхьарчу бенара ч1ег1ардиг ч1ог1а ше-

га
хьоьжуш санна хийтира Сулимина. Цуьнга хьоьжуш а лаьттина,иш-

коле
д1авахара иза. Амма ишколехь ч1ег1ардигна сагатдеш, цхьа да-

гахьбалам
хилла хан яьккхира цо. Урокаш  чекх ма-евллинехь, хье ца

луш 
ц1а  а веана, бене хьалахьаьжира иза. Ч1ег1ардиг тохара х1ара

ишколе
воьдуш ма-хиллара 1аш дара. Хьежар хьалхалерачул а г1ий-

ла
хийтира кхунна.

     
Кхин д1а ойла ца еш, лами а беана, сихха хьала а ваьлла, бен чу

куьг
кховдийра Сулимас.Ч1ег1ардиг меттах ца хьовш, жимма хебира.

ямеллаша
иза бен чуьра схьаэцначул т1аьхьа, Сулим доллучух кхий-

тира:
ч1ег1ардиган когах хьирчина, уьш меттах баха йиш йоцуш, чил-

ланан
теш хиллера. Сулимас охьа а воьссина,  ч1ег1ардиг лар а деш,

ларамаза 
тоьхначу  «барголах» иза парг1атдлккхуш,  кераюккъехь ко-

гаш
т1е охьа адиллина, вукху куьйгаца дайн меттах хьадира: «Д1аг1о

хьайна,
парг1ат ду хьо», — олуш.

    
Ч1ег1ардиг, ца тешаш санна, кераюккъехь тийна, меттах ца х1овш

1ийна,
ц1еххьана «ч1ир-ч1ир» аьлла хьалаиккхина, ламин цхьана т1е-

г1ан
т1е охьахиира.

       
Цул т1аьхьа т1ома делира иза, хаддаза «ч1ир-ч1ир» деш. Сули-

мина
т1ехула ши-кхо го а баьккхина, х1аваэхь къайладелира.Цу г1ул-

лакхан
хазахетаро дог дузийна вехха лийлира Сулим.

Талламан болх «Г1арг1улеш»

 
Кертахь яьлла г1овг1а ца хаалора цунна. Цуьнан ерриге  а ойла стиглахула
г1ийлачу узаршца къилбехьа йоьлхучу г1арг1улеша д1алаьцнера. Кхеран кертахь
яьлла хаза сийна буц, цундела кест-кеста корах ара б1аьрг тоха дог дог1у.
Юург-мерг эца вог1у кху туькана гонаха мел веха стаг. Керта мел вог1у стаг саг1ина
х1ума ца кховдош д1а ца вохуьйтура йоккхачу стага. Буьйцу мотт ц1ена а, шера а
хиларца къаьсташ вара пхьоьхане гулбеллачу нахана юккъехь к1айн маж йолу
зоьртала цхьа стаг…

 
 Кхораш чохь кочарчу т1оьрмигах ши лекъ, моший а кхозуш вог1учу Мурдална
ма-ярра гора х1ара орцан когашкахь 1уьллу шайн юрт.

 
Котаман к1орнин г1ийла «ц1ик» иккхира кхуьнан семачу лерга. Эвла йолчухьара
куьйра дог1ура. Цуьнан м1араш юккъехь кхозура и т1аьхь-т1аьхьа орцадоху к1орни…

Талламан болх

«Ирсе б1аьрхиш.»

Гонаха
самадолуш дара т1ейог1учу б1аьстено  дендина 1алам. Ч1енигаш а эт1ош,
гучудевлла кегийра г1аш дара  цхьацца  долчу  дитташ  т1ехь  гуш.  Лакхахь 
хьоькхучу  б1аьстенан   мелачу  механ  тулг1е хьекхалора  наггахь  к1ентан
дег1ах. Нанас дайн хьоькхучу  куьйго санна,   коьрта т1ехула хьакхалуш 
т1ехболура иза.  

  
«Мохь тоха те аса? Орца даккха те?»-дагадеара к1антана. Т1аккха а, цхьанна
д1ахазахь осала хетар ву-кх  со,   бохург  дага а деана, юха а басах 
хьалатасавели-ра иза. Амма куьг а, ког а  д1атаса х1ума цахиларна, юха а 1инах
чу шершаш  воллучу кхуо катоьхна схьалецира ша х1инццалц 1ожаллин буйна ца 
вохуьйтуш сацийна йолу колл.

   
Кхунна гена доццуш  охьахиира  цхьа хаза  бос болу хьоза.  Д1а а, схьа а
хьаьвзина, корта аг1ор баьккхина  адаме а хьаьжна, «ч1ир-ч1ир»-элира цо,
цкъа-шозза, кхосса а луш.

 «Дависа,
цхьана  минотана,  хьан санна, ши т1ам  белира  сан», -дагадеара дег1ера ницкъ
кхачош  воллучу к1антана… .  (139 дош. Саракаев Хь. «Ирсе б1аьрхиш.»)

Грамматически
т1едиллар.   

Буха
сиз хьакха  деепричастина а, масдарна а, куц-дашна а., дееприч    

Талламан диктант «Хьоме юрт»

  
Самаевлла н1аьнеш кхайкха юьйлаелча, хьалаг1аьттира Алхаст. Уьйт1а ваьлла
х1окхо ламаз оьццушехь, эвлаюккъерачу маьждигехь молла а кхайкхира. 1уьйренан
тийналлехь ц1ена, мукъамехь декара цуьнан аз.

  
Хьуьна йистера д1ахьаьжча, д1о-о лаха чохь гора Алхастан юрт. Х1окху меттехь,
жа басенца дажа д1а а хоьций, охьахуура Алхаст тохара жималлехь. Аренаша
юкъаерзийначу шен юьрте а хьоьжуш, хийла ойланаш йора цо.

 
Х1етахьчул дуккха а хийцаелла юрт. Шоръелла, ков-керташ алсамдевлла. Делахь а,
Алхастан юрт ю и, хьалха санна, дагна хьоме а, хьалха санна, дагна гергара а.

  
Алхаст х1инца лаьттачуьра д1айолалуш яра буьрса хьун. Х1окху хьаннашца а дара
Алхастан гергарло. Ерриге а, ала мегар долуш, жималла кхузахь пепнийн
1индаг1ашкахь а, Гуьмса ч1ожан басенашца кхуьучу кегийрачу хьаннашкахь а
д1аяхнера Алхастан. XIopa т1улг, xlopa дитт гергара дара кхузахь. Д1а б1аьрг
мел тоьхначохь гуш долчу суьрташа хилларш-лелларш дагатуьйсура.Хьуьна йистера
д1а Гумс-хи долчу aгlop варша боьрзучу ворданан новкъа д1аволавелира Алхаст.
Цунна къилбехьа б1аьлланган а, пхонан а орамаш юккъера схьадолуш шовда
дара.                                                                                                      (145
дош)

Талламан  болх. «Г1а»

 
Г1а доьжначу варшахь г1а дожаза лаьтта нежнаш, генара хьаьжча, элан литтанех
тарлора. Ялтех юьззина лаьттина аренаш яссаеллера. Йовхо ца лора х1иллане
лепачу малхо. Ирча, сингаттаме дара аренашкахь.

  
 Юьртахь дацара, х1ара ду  аьлла, ойла т1ейоьрзур йолуш  х1ума. Хуьлуш дерг 
хьаьжк1аш тило цхьаццаммо белхи бар дара. 1аьнна кечлуш, д1атуьйш долчу дахарна
юкъа цо дахьарг а бен-берса х1ума дацара. Керташкахь д1ах1иттийнчу г1одмийн
такхораша нилха ц1енош долу к1отар юкъйора. Такхораш дина д1ах1иттийнера
Элберда шен г1одмаш а.

 
 Такхорашна юккъехь а, т1ехь а, мотт  хьаькхча санна, ц1ена яра. Цхьаннахьа
охьайоьжна луьйдиг яцара гуш. Гуьйранна ирча хуьлу яраш. Уьш бухъяьхначуьра 
оьрнаш  Элберда д1ашардинехь а, леррина болх бар гойтуш, билгалдуьйлура. Дечу
г1уллакхна и т1ера хилар хаьара…  (106дош.               Х. Эдилов.)

Грамматически т1едахкарш. 

1.
Предложенина  синтаксически  таллам  бе, билгалдаха къамелан дакъош.

Такхораш
дина   д1ах1иттийнера  Элберда   шен  г1одмаш а. 

Сочинени:
«1аьнан зама»

Сочинени:
«Дицлур доцу де»

Сочинени:
«Доттаг1алла»

Паспорт фонда оценочных средств

по учебному предмету чеченский язык

Класс: 11 класс

Меттан
декъахула йолу теманаш

Белхан тайпа

1

Предложенийн дешнийн уьйр

Талламан болх
«Гуьйренан юьхь»

2

Предложенин коьртаза меженаш

Изложени
«Деган йовхо»

3

Чолхе-карара предложени

Талламан
болх  «Нохчочун ненан дог»

4

Хуттургаш  йоцчу  чолхечу  предложенешкахь 
шит1адам.

Сочинени
«1аьнан зама»

5

Ма-дарра  къамел
а,лач  къамел а.

Изложени
«Оьзда мотт»

6

Цитаташ а,сацаран
хьаьркаш

Талламан
болх «Нанас ца вина хьаша»

Перечень оценочных средств

№ п/п

Наименование оценочного
средства

Краткая характеристика
оценочного средства

Представление
оценочного средства в фонде

1

2

3

4

1                 
 

Контрольная
работа

Средство
проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного
типа по теме или разделу

Контрольная работа с
грамматическим заданием

2                 
 

Тест

Система стандартизированных
заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и
умений обучающегося.

Комплект  тестовых
заданий

3                 
 

Творческое
задание

Средство, позволяющее оценить  умение обучающегося письменно излагать
суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с
использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей
дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной
проблеме.

Сочинение. Изложение

Талламан болх

«Гуьйренан юьхь»

Хаза
лаьттина и йовха аьхке чекхйолуш яра.Аьхке чекхъяларх-м 1алам а, адам а,массо а
садолу х1ума а саготта дацара.т1екхочуш берг токхе мур бара-гуьйре! Уггар
хьалха гуьйре т1екхочийла, цунна кечам бан безийла хаийтира мангалхоша.

    
Аьхкенан юккъерчу а,т1аьххьарчу а деношкахь,1уьйранна сай-бодий къаьстачу
хенахь,мерзачу набарх а ваьлла,ахь ладоьг1ча,хезаш хуьлура шатайпа тата.Иза
нуьйжанна т1ехь ж1аьвнаца мангалхоша тусуш долчу мангалийн татанаш
дара.1уьйранна баца т1ера тхи дожале д1ах1уьттий мангалхой де дохдале мангал
хьокхий а бовлий,де дохделча,кхорийн 1индаг1ехь садо1уш хуьлура.Цул дика
садо1ийла хира яц.

     
Суьйренгахьа лестина де шелделча, цара д1адолор ду шайн ирачу мангалшца кесарш
охьадахка.Дикка бода  боллалц мангал а хьаькхна, уьш ц1ехьа боьрзур бу,кхана
юха а х1окху метте юхабахка.

   
Аьхка Органо ша схьадог1у чоь кест-кеста хуьйцу,ткъа гуьйренгахьа
лестича,гуттаренна цхьана меттехула охьадог1у юха ахке т1екхаччалц.

   
Билггал гуьйре т1екхочуш хилар гойтуш аьхкенан т1аьххьарчу деношкахь стиглара схьа
хаама бира.Уьш г1арг1улеш яра шайн некъан узам а беш,низам ца дохош,кхо са
болчу мог1анца жут нисйина,къилбехьа довхачу мехкашка 1а даккха йоьлхуш.

     
1одика еш санна,юьрта т1ехула ши-кхо го баьккхина, г1арг1улеш къайлаевлира.Шеко
яцара,уьш шайн маьхьаршца б1аьста юхайог1ург хиларх.

Изложени

«Деган
йовхо»

Хьесап:

1.  Дикалла – адаман син хазаллин бух.

2.  Дика синхаамаш кхиор.

3. Диканан
некъаца вар
.

    Дикалла ца
хилча – бакъйолу деган йовхо – адаман син хазалла хуьлийла дац. Дика синхаамаш
шайн орамашца бераллера схьабог1уш хила беза.  Ткъа и хан д1аэккхахь, уьш кхин
цкъа а кхиалур бац, х1унда аьлча уьш мехала, дуьххьарлера бакъдерг довзарца
цхьаьна булуш хуьлу сих.

Синхааме
а, къинхетаме а хила 1амор – иза кхетош-кхиорехь уггаре халаниг ду. Адамалла,
дикалла, диканиг хила лаар кхоллало г1айг1анашкахь, сахьийзаршкахь,
хазахетаршкахь, сингаттамашкахь. Нагахь бер шен гергарчаьрца, юххерчаьрца,
мискачаьрца, цомгашчаьрца, цхьалхачаьрца, д1атийсинчаьрца, 1ехийнчаьрца хуьлуш
дерг бен ца хеташ, дог ца лозуш  кхиахь, цунах цкъа а хир дац бакъдолу адам.

Дика
синхаамаш, амалан оьздангалла – иза адамаллин бух бу. Тахана, вуьшта а, тоъал
вонаш долчу дуьненахь, вовшашца а, гонахарчу  жил1аламца а кхин а тарлуш,
тидаме, дика хила деза вай, диканна дуьхьа уггаре а майра, тоьлла хьуьнарш
гайта деза вай. Адамна уггаре а бог1уш болу цхьаъ бен боцу некъ – иза диканан
некъаца вар ду. Адамна шена цхьанна а, доллучу юкъараллина а и некъ пайде а,
нийса а, зийна а бу.

(146
дош)

 (Сухомлинский
В.А.)

Талламан
болх

«Нохчочун
ненан дог»

Доьзалхочунна
моьтту, шега шен деган къайленаш ненах лачкъало. Ткъа гуш доцчу пхенашца шен
берийн дегнех дозаделла ненан дог шашах кхуьу церан къайленех. Бер мел
генахь делахь а, шен берана хазахетар хилча, доккхадеш тохало, ткъа цуьнан
кийра цхьана балано хьовзабахь, сингаттамо д1алоцу ненан дог, ненан дог – шайх
ду.

Декьаза
дара нохчочун ненан дог. Берех самукъадаьлла тохадалар к1езиг хуьлура цуьнан.
Оцу заманахь къаьсттина. К1ант вича, цунна хаьара, иза шен воций. Цунна лаахь
а, цунна мел везарх а, ваха лаарх а, цуьнан вацара иза, халкъан вара. Х1етта
кога ваьлла к1ант, г1аш юккъе сара а боьллина, марг1ал лестош, волавелча нанна
хаьара цхьа пхийтта шо даьлча иза халкъан г1уллакхан дуьхьа кех вер вуйла.
Т1аккха дуьйна д1адолалора ненера 1азап. 1уьйранна цунна т1аьхьа хьоьжура, Деле
до1анаш деш. Миччахьа а цхьанхьа говрийн, я чехкка вог1учу стеган когийн тата
хезча, я лаамана лулахочо шега мохь тоьхча, дег1е зуз хьодура…

Иштта
д1аоьхура шераш, иттаннаш шераш,
xlopa денна нана юьйш,
денъеш, хеназа къежъеш. Оцу халачу, кхерамечу шераша дахчийнера нохчочун ненан
дог.

Къеначу
Х1анг1азан кийра богуш бара т1аьхьарчу хенахь. Къаьсттина лерина тергалвора шен
к1ант 1аьлбаг.
Ямайрачо а, я к1енташа а шега ца дийцахь а,
цунна хаьара х1инццалц схьа дика 1алашбеллачу шен доьзална т1е кхерам
кхозабеллийла. Ткъа тахана, делкъан ламазаш динчул т1аьхьа 1аьлбаг ша чу веача
кхийтира нана и де т1екхаьча хиларна.

(А.
Айдамиров «Лаьмнашкахь  ткъес» роман).

Изложени

«Оьза мотт»

Хьесап:

1.   Стеган сий
цуьнан матто до
.                      

2.   2. Вайна меттан хазаллин мехалла.

3. Оьздачу
матто г1о до дахаран новкъахь ц1ена чекхвала.

Дайн
орамашкара дуьйна схьадог1уш цхьа г1иллакх ду нохчийн – стаг шен дашца къастош.
Цигара охьадаьлла ду «Хьайн багах схьадалазчу дешан эла ву хьо, багах
схьадаьллачу дешан лай ву», боху кица. Нахалахь айхьа мел аьллачу дашах
жоьпалла ву бохург  ду и. Далла а, нахана а гергахь деза, сийлахь ду адамо шен
меттан доладар я багах схьа мел долучу дешан оьздангалла ларъяр. Ткъа и мотт
харц а, шалхонца а лебар, адамана бала хин болчу кепара бийцар даккхийчу
къинойх, зуламечу лазарех ду.

Дош хила
тарло г1ийлачун, мискачун,… дархочун догойла хьостуш к1еда, мерза,
аьхна, довха а я г1ийлачунна хьовха, поп санна волчу къонахчунна а луьра, къиза
а. Меттан хазалла а, меттан говзалла а гучуяккхар магийна ду вайнехан 1едалехь,
Далла 1ибадат деш, йо1е безам балхош (буьйцуш), адамашна юкъахь лелла дов
дерзош, ч1ирхошна юкъахь масла1ат деш, данана хьостуш.

Оьзда мотт
бийца стаг шен бераллехь дуьйна 1ама веза, баккхийчаьрга ла а дуг1уш, цаьргара
масал а оьцуш. Хала делахь а – иза дахарехь ца хилча йиш йоцу уггаре а
коьртаниг ду. Оьзда мотт (къамел) адамийн юкъаметтиган дакъа хилла ца 1а, иза
вайх х1ораннан сица, кхетамца хила дог1у жовх1ар ду. Цо г1о до оьзда боцчу
нехан лаамна к1ел ца воьдуш, цунах ларвала а, шен дахаран новкъахь ц1ена
чекхвала а.

Талламан
болх

«Нанас ца
вина ваша»

Теркаца
шога г1ум г1аттош чехка
хьекха белира
мох, т1етуьйхира дог1а. Тог1е чухула д1асадаьржина уьстаг1ий цхьана къепе дерзо
вуьйлира 1ела.

Цуьнан
б1аьрг кхийтира Теркан кегийчу г1айрешна т1ехь д1асадаьржина жа гулдан г1ертачу
шен доттаг1чух Федорах. Йочано десточу хе жа х1аллакдаран кхерам кхуллура.

– Доттаг1
кхерамехь ву, йиш яц цунна г1
o ца дича, – делира 1елин багах…

1елин
eкхна юьхь, ткъес тоьхна марха санна, хийцира коьртехь кхоллаеллачу шатайпанчу,
ойлано.

Дика
ладоьг1ча, шийла мохь кхечира лере:

– Г1о
дейша, г1о дейша! – дара схьахезаш.

Теркан
йоккхачу оьзигна лахахьо д1ахьаьжча, халла къестара хиэ хьийзош долу цхьа
г1аларт.

Дикка нека
динчул т1аьхьа, 1елина шера къаьстира цхьана гоьргах тасавелла, хи буха ца ваха
г1ерташ воллу Федор. Дуккха а х1аваъ чу а оьзна, шен хаьнт1ера схьадаьккхина
урс а карахь, сихха хи буха таь1ира. Когах хьаьрчина бой уьрсаца хеда а йина,
доттаг1 парг1атваьккхира.

Г1елвелла,
меттах ца хьовш дикка 1иллира и
шиъ Теркан йисттехь, сийначу бай т1ехь. Эххар а дог1а
сецира. Гучубелира дашо малх. Цуьнан йовхачу з1аьнарша хьаьстина хьалаг1еттира
ши доттаг1.

– Нанас
цаварх а хуьлуш хиллакх ши ваша, – элира Федора, 1елина мара а кхеташ.

– Бакъду
иза, т1еч1аг1дира вукхо. Хазахетар совдаьлла, самукъане йогура церан
яххьаш.                                                                                   (181
дош)                                                                                
1азим
Юсупов
)

Сочинени:
«1аьнан зама»

Хьесап:

1.1аьнан
заманчохь уггаре хаза хан

2.Керла
шаран кечам бар

3.Лакхахь
йазийнарг т1еч1аг1дар.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ по математике в 11 классе

Слайд 2

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

Слайд 3

Математика – обязательный экзамен

Слайд 4

При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ) , представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки .

Слайд 5

ЕГЭ по математике Базовый уровень Профильный уровень Для поступающих на гуманитарные и некоторые естественнонаучные специальности. Сдают все, кто планирует поступать на специальности физико-математического направления, а также на инженерные факультеты и IT-направление. Оценивается по 5-балльной шкале. Не учитывается при приеме в ВУЗ, но является обязательным для получения аттестата. Оценивается по 100-балльной шкале. Учитываются при получении аттестата, могут быть использованы в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ

Слайд 6

Структура КИМ (базовый уровень) За каждое из заданий экзаменуемый может получить 1 первичный балл. В зависимости от специфики все задания разделены на следующие группы: ответ указывается в виде целого числа или десятичной дроби; ответ представляет собой последовательность цифр. Тематически программа государственного экзамена охватывает все разделы математики (алгебры и геометрии) с 5 по 11 классы: Алгебра – 10; Геометрия – 5; Уравнения и неравенства – 3; Функции – 1; Комбинаторика, статистика, теория вероятностей – 1; Математический анализ – 1.

Слайд 7

Структура КИМ (профильный уровень) Экзамен состоит из двух частей: Часть 1 с кратким ответом, а Часть 2 — с развернутым. Разделы ЕГЭ по профильной математике в 2022 году: Алгебра и начала анализа — 8 заданий, Геометрия — 4 задания, Реальная математика — 6 заданий.

Слайд 8

Оценивание (базовный уровень) Всего за 20 заданий можно получить 21 первичных баллов, которые переводятся в оценку по утвержденной Рособрнадзором шкале:

Слайд 9

Оценивание (профильный уровень) Как и ранее, ЕГЭ 2022 года по профильной математике будет оцениваться в первичных баллах (максимальное количество первичных баллов — 31), которые будут переведены во вторичные по специальной таблице соответствия, разработанной ФИПИ:

Слайд 11

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 2022 ГОДА (базовый уровень)

Слайд 12

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 2022 ГОДА (базовый уровень)

Слайд 13

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 2022 ГОДА (базовый уровень) (продолжение)

Слайд 14

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 2022 ГОДА (профильный уровень)

Слайд 15

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 2022 ГОДА (профильный уровень) (продолжение)

Слайд 16

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН На экзамене по математике разрешается пользоваться линейкой, которая не содержит справочную информацию, для построения чертежей и рисунков

Слайд 25

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 1. Чем раньше, тем лучше Начинать готовиться как можно раньше, поскольку с 2022 года ЕГЭ по математике будут сдавать по принципиально новым вариантам КИМов. ФИПИ опубликовал перспективные модели совершенно новых заданий. Конечно, какие-то старые вопросы остались, но появились и незнакомые практико-ориентированные задания, которых в ЕГЭ раньше не было. Осложнит подготовку то, что ни в открытом банке ФИПИ, ни на известных ресурсах РешуЕГЭ и «Незнайка» тренировочные варианты пока никто не разместил. Первое время, пока будут происходить обновления на интернет-ресурсах, можно готовиться к ЕГЭ по новым заданиям, используя только одну единственную демоверсию.

Слайд 26

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 2. Прорешивать тесты — не всегда эффективно Ученикам, которые хотят получить за ЕГЭ по математике высокие баллы, необходимо определить, какие задания для них являются сложными, а какие простыми. Важно сосредоточиться именно на сложных заданиях. Отработку простых при этом тоже нельзя пускать на самотёк. Время от времени возвращайтесь к ним и следите за динамикой своих успехов. Для качественной подготовки используйте демоверсии ФИПИ, сайты РешуЕГЭ, ресурс Алекса Ларина, а также YouTube-каналы.

Слайд 27

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 3. Учите формулы и теоремы Выучить сразу все формулы и теоремы нереально. Поэтому разместите их рядом с рабочим местом дома и учите постепенно. Помните, что на реальном экзамене одна выученная теорема может сэкономить вам примерно 10-20 минут. В стрессовой ситуации примерно столько времени нужно, чтобы вспомнить то, что не было заучено на этапе подготовки.

Слайд 28

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 4. Определите «потолок» баллов и просчитайте «свои» задания У ЕГЭ по профильной математике есть своя специфика и свои уникальные лайфхаки. Низкий средний балл, который мы наблюдаем каждый год, связан с высочайшей сложностью заданий с развёрнутыми ответами. На этапе подготовки подсчитайте, какие баллы ЕГЭ вы ожидаете увидеть в личном кабинете после экзамена. Потом просчитайте, какие правильно решённые задания помогут вам набрать именно такое количество баллов. Вы же любите математику? Значит, сможете это сделать. Не стремитесь решить весь вариант (хотя постараться стоит). Создайте уникальный алгоритм достижения желаемого результата, выписав те номера заданий, которые в сумме приведут вас к ожидаемым баллам.

Слайд 29

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 5. Тайминг — ваше тайное оружие Каждый второй высокобалльник после реального ЕГЭ по профильной математике жалуется, что ему не хватило времени. Если вы последуете совету № 4, обязательно засеките, сколько времени вам надо на выполнение всех заданий, которые вы будете точно решать на ЕГЭ для получения определённого количества баллов. Когда вы уже будете прилично подготовлены, обязательно займитесь работой с таймингом. Учитесь укладываться в отведённые временные рамки.

Слайд 30

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 6. Пишите пробники Шестой пункт вытекает из пятого. Проходите пробники как можно чаще. Обязательно фиксируйте не только количество набранных баллов, но и типичные ошибки. Пробные экзамены старайтесь проходить в реальных боевых условиях: время пробника не должно превышать прописанного в демоверсии, попробуйте решать всё без калькулятора, ни в коем случае не пользуйтесь подсказками и шпаргалками.

Слайд 31

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 7. Избегайте ошибок по невнимательности Не хочется пугать вас страшными историями о том, как ежегодно школьники теряют баллы из-за невнимательности или небрежности в вычислениях. Но на ЕГЭ по математике таких печальных историй всегда больше, чем на экзаменах по другим предметам. Это ещё одна специфика ЕГЭ по профильной математике: мало правильно ответить, надо ещё все правильно оформить. Недостаточно всё решить, надо ещё и убедиться, что вы не допустили никаких ошибок в вычислениях и не вписали в бланк неправильный ответ. Советую читать условия и проверять свои записи как минимум два раза. Если заметите, что у вас при подготовке были ошибки именно по глупости, запомните их, чтобы не наступить на эти грабли на реальном экзамене.

Слайд 32

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 8. К тяжелым заданиям делайте несколько подходов В первую очередь это касается заданий на геометрию. Не получилось решить сегодня — попробуйте вернуться к задаче завтра или послезавтра. Топовые задачи подвластны только тем, кто прокачал заранее этот уникальный навык — умение нащупывать правильные идеи решения, казалось бы, нерешаемой задачи. Тем более в новой демоверсии таких задач будет ещё больше, чем раньше.

Слайд 33

ЕГЭ-2022: советы тем, кто готовится сдавать математику 9. Участвуйте в олимпиадах Обязательно попробуйте свои силы на различных олимпиадах. Льготы при поступлении дают победа или призёрство во Всероссийской олимпиаде школьников, а также вузовских олимпиадах. Практика поступления в университеты 2020 и 2021 годов наглядно показала, что в топовых вузах иногда недостаточно иметь 100 баллов на ЕГЭ, чтобы получить бюджетное место. Бывало, что все без исключения заветные бесплатные места доставались олимпиадникам. Эти выпускники зачисляются в вузы в первую очередь. Верьте в себя, хорошо готовьтесь, и вы обязательно станете победителем или призёром! Но и про подготовку к ЕГЭ не забывайте .

Слайд 34

Топ-10 основных ошибок на ЕГЭ по математике. 90% ошибок на экзамене происходит из-за обычной невнимательности. Составители вариантов ЕГЭ специально делают такие задачи, где очень легко допустить ошибку.

Слайд 35

Советы. Решайте задачи, где есть текст. К сожалению, до 40 процентов ошибок на экзаменах связаны именно с тем, что ученик не так прочитал, неправильно понял условие. Каждый год десятки тысяч ребят решают, казалось бы, «правильно», но вовсе не ту задачу, которая дана. И получают за нее в итоге «законный» ноль… Поэтому внимательно читайте условия. И когда у вас получился какой-то ответ, сверьте его с условием. Не спешите и не считайте в уме. Если торопиться, даже базовые арифметические навыки могут подвести. Огромное количество ошибок связано с дробями, процентами и с отрицательными числами. Особенно с отрицательными числами! Обиднее всего, когда за задачу на теорию вероятностей получаешь ноль баллов из-за простейшей вычислительной ошибки. Поэтому и при подготовке, и на самом экзамене избегайте вычислений в уме: обязательно пишите промежуточные выкладки. Как только вы совершаете два действия в уме, это сразу повышает риск ошибки.

Слайд 36

1. 10-е место. Даже в этой примитивной задаче есть возможность поставить ловушку. Решение: Это задача на внимательность. На графике показано изменение массы оставшегося реагента, а найти количество вещества, вступившего в реакцию. Согласно графику, в начальный момент времени было 20 граммов реагента, а через три минуты стало 8 граммов. Следовательно, в реакцию вступило 12 граммов вещества. Ответ: 12.

Слайд 37

2. 9-е место. Правило простое: видишь в уравнении квадратный корень – будь особенно внимателен!

Слайд 38

3. 8-е место. Модули! Повтори на всякий случай определение модуля.

Слайд 39

4. 7-е место. Может быть, мы что-то пропустили? Да, конечно!

Слайд 40

4. 7-е место. Может быть, мы что-то пропустили? Да, конечно!

Слайд 41

5. 6-е место, планиметрия. На клетчатой бумаге нарисован круг пло­ща­дью 2,8. Найдите площадь закрашенного сектора. Вам показалось, что надо посчитать, скольким клеточкам на рисунке равен радиус круга? На самом деле не надо.

Слайд 42

6. 5-е место. Знаменитая задача про рельс. Сколько абитуриентов отправились вместо «бюджета» на платное из-за того, что не проверили ответ, который нашли в этой задаче!

Слайд 44

7. 4-е место. Еще одна знаменитая задача: сожги прибор, посмотри на пожарных!

Слайд 46

8. 3-е место. Производная. Во-первых, пора наконец понять, что это такое. И что функция и ее производная – это не одно и то же. Во вторых, надо внимательно читать условие!

Слайд 47

9. 2-е место. Снова производная. Запомни: точка минимума функции и наименьшее значение функции на отрезке – это не одно и то же!

Слайд 48

10. И наконец, 1-е место. Знаешь ли ты, что в задании 5 (Уравнение) вам может встретиться настоящая задача из 2 части ЕГЭ? Настоящее тригонометрическое уравнение, как в задаче 13. С отбором корней. Какая коварная ловушка!

Слайд 50

Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по математике http://www.fipi.ru — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ по всем предметам https://www.youtube.com/user/RosObrNadzor — официальный ютьюб-канал Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в котором публикуются видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ. https://oge.sdamgia.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ по всем предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам https://www.yaklass.ru — образовательный портал для учащихся 1-11 классов, где можно повторить весь необходимый теоретический материал, а также пройти онлайн — тестирование https://foxford.ru/wiki/matematika -в Фоксфорд.Учебнике, раздел Математика, к некоторым темам прилагаются видео с объяснениями.

Слайд 51

Спасибо за внимание!

  • Самым известным сочинением эпохи киевской руси является слово о полку игореве
  • Сан ремо как пишется
  • Самый старейший житель как правильно пишется
  • Самый счастливый день краткое содержание рассказа
  • Самый счастливый день в моей жизни сочинение на английском