(1020 слов) Рассмотрим знаменитое произведение древнерусской литературы, которое является частью истории древней Руси — «Слово о полку Игореве». В «Слове» очень много интересного — например, тайны, которые заключены в этом произведении, не дают покоя и по сей день специалистам, пытающимся их разгадать. Кроме того, примечателен тот факт, что произведение было обнаружено лишь в первой половине XVIII века, и на тот момент возраст «Cлова» составлял около 700-800 лет. Однако никаких упоминаний о нем не было ни в летописях, и нигде вообще не встречалось информации о нем.
«Слово о полку Игореве» — это патриотическое литературное произведение, за основу которого при его написании было взято реальное историческое событие — поход князя Игоря против половцев. Автор произведения неизвестен. Своим сочинением он будто призывает читателей хранить свою землю и защищать ее от любых посягательств из вне.
Несмотря на давность событий и тогдашний уровень развития грамотности на Руси, в поэме очень тщательно проработаны образы главных героев — к примеру, Святослав показан. как опытный воин, который является патриотом, а его младшие братья Игорь и Всеволод показаны как смелые и горячие парни. Рассмотрим тщательнее их образы, чтобы понять, что влияет на выбор героев в разных ситуациях.
Начнем с Игоря. Он князь, как и любой человек, Игорь не лишен отрицательных черт личности, но и положительные качества ему не чужды. он — мужественный человек, который привык идти к намеченной цели до конца. В произведении он игнорирует даже дурные знамения, которые предвещают неудачу в походе, разгром его дружины. Но он уважает народ, любит землю, на которой родился и рос, а теперь на ней правит.
Самая яркая негативная черта Игоря — это корысть, но не к богатству и роскоши, а к воинской славе, которую он стремится добиться всеми силами, не считаясь ни с чем — даже с благополучием любимого народа. То есть, князь является героем с эгоистичной натурой — он тщеславен, жаждая личной славы, порой не видит, что его действия приводят к ухудшению жизни его народа. К примеру, своим неудачным походом он разворошил своеобразное осиное гнездо — после этого набеги половцев на Русь стали явлением частым.
Рассматривая князя с этой стороны, тем не менее, его трудно назвать отрицательным персонажем. скорее, он человек несдержанный, который все же хочет улучшить жизнь своего народа, но ошибается в своих действиях. Ведь он хочет не только прославиться сам, но желает принести славу и своему народу, чтобы и народ был прославлен и слыл в легендах.
Всеволод — это младший брат князя Игоря, который представлен нам как человек смелый и отважный, и на этом неоднократно заостряется внимание. Кроме того, это был надежный и очень сильный человек с мощным телосложением, что подтверждается археологическими раскопками, а точнее — найденными останками Всеволода Святославовича. У него было прозвище Буй-Тур, а на Руси в ту пору турами называли быков — особо сильных и выносливых. Помимо этого, Всеволод описывается как человек, который был отличным военным стратегом, он хорошо разбирался в боях той поры, и его нельзя было победить.
С Игорем он дружил, несмотря на то, что в ту пору среди князей-братьев особо теплых отношений не было, скорее, наоборот, а подчас и братоубийственные войны за власть имели место быть. Но не у них.
Кроме того, Всеволод не превратился в бездушную машину для убийств, несмотря на то, что военные походы, битвы сильно сказались на нем. Он, как и все люди — любит, сожалеет, в общем, не утратил чувствительности.
Святослав, князь киевский, — двоюродный брат Игоря и Всеволода. Он критикует ошибочные действия своих младших братьев, ведь они, напав на половцев, лишь сделали хуже.
То есть, Святослав представлен нам как человек, который трезво смотрит на жизнь, просчитывает все свои действия, и для которого благополучие своей Отчизны превыше личного благополучия и славы. Князь не только критикует братьев, дает оценку и своим поступкам, аналитически мыслит и четко действует по своему плану, который он всегда тщательно выверяет и просчитывает до мелочей.
Вероятно, автор произведения хотел показать этого князя как эталон правителя Киевской Руси, ведь он мудрый и рассудительный, добрый и смелый. Это именно он предложил князьям объединиться, чтобы держать оборону от врагов сообща. Ему не по нраву деяния Игоря, но, тем не менее, он ему помогает в меру возможностей.
Ярославна — это жена Игоря. Нам она показана, как верная и любящая супруга, преданно ждущая своего мужа с войны, и которая очень сильно тоскует по нему. Она по-княжески властна и милосердна, как истинная княгиня. а ее привычка повелевать проявляется в ее обращении к силам природы, чтобы они помогли ее мужу бежать из плена.
Княгиня в своих просьбах кидается в крайности — то просит и умоляет, то требует и повелевает силам стихий. Из такого поведения становится видно, что она обладает страстным и темпераментным характером, и она готова на любые жертвы, чтобы добиться своей любви — в этом она подобна мужу. Свой знаменитый плач Ярославна произносит со стены крепости, что было символично в те времена. Появление женщины на стене крепости в древней Руси означало, что она готова броситься с нее, предпочитая смерть пленению и рабству.
Ярославна — очень яркий и значимый образ в произведении, автором он раскрыт детально и глубоко. Княгиня заслуживает восхищение и уважение, ее усилия не прошли даром — любимый муж вернулся из плена.
Автор древнерусского литературного памятника неизвестный, но он имеет свой образ, а его авторская позиция схожа с позицией киевского князя Святослава. Автор равняет свое произведение с творчеством легендарного и знаменитого в ту пору слепого певца Бояна. Он пишет кратко, но интересно, события складываются в захватывающий сюжет.
Древнерусский поэт — тоже патриот, и он сопереживает героям своего произведения, однако он прямолинеен и оценивает их действия беспристрастно и односложно — так, некоторые поступки Игоря он восхваляет, а некоторые — осуждает, к примеру, поход на половцев.
Но он же раскрывает перед читателями степень осознания героями своих ошибок и глубину их раскаяния за собственные деяния. Он часто цитирует «Золотое Слово» Святослава, чтобы при его помощи поучать читателей, которыми должны были стать потомки тех людей, которые описываются в произведении.
Вывод — все важные персонажи в поэме тщательно проработаны, и мы можем вследствие этого понять, что служит для них мотивацией в разных ситуациях. За ними интересно наблюдать, ведь их образы многогранны и неоднозначны. они — как настоящие люди, имеют и положительные, и негативные черты, у них свои истории жизни и судьбы.
При ознакомлении с литературным памятником «Слово о полку Игореве» мы соприкасаемся с той эпохой — с особенностями древнерусского языка, с нравами и традициями царившими тогда, с событиями, происходившими на землях Древней Руси, со всем тем, из чего состоит наша история — история России.
С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Лекция 2-Основные понятия.docx, Лекция-1 Вводная.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: защитное слово информатика.docx, Всегда ли нужно держать слово.docx, Лекция №6. Словообразователньая производность.ppt, Защитное слово.docx, Защитное слово к курсовой работе (ТГП).docx, защитное слово по истории.doc, защитное слово к диплому.docx, Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них, кот, Курсовая Изучение словосочетания.doc, ИКТ_3 класс_Раздел 2_Слово за словом_Форматирование текста_Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ново-Павловская средняя общеобразовательная школа
Реферат
по литературе на тему:
«Слово о полку Игореве»
в древнерусской литературе».
Выполнила:
ученица 9 класса
Брезгина Маргарита Юрьевна.
Учитель литературы:
Гамаюнова И.П.
х.Костино-Быстрянский 2012 г.
Оглавление. Стр.
- Введение. 2
- Возникновение древнерусской литературы. 4
- Периоды истории древней литературы. 5
- Летописание и исторические повести. 6
- Открытие «Слова о полку Игореве», его издание и изучение. 7
- Скептическая точка зрения на «Слово». 8
- Русь времени «Слова о полку Игореве». 10
- Историческая основа «Слова о полку Игореве». 11
- Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского. 12
- «Слово о полку Игореве» — призыв к единению. 14
- Об авторе «Слова о полку Игореве». 15
- Образ русской земли в «Слове о полку Игореве». 17
- Образы русских князей в «Слове о полку Игореве». 18
- Женские образы «Слова». 20
- Отличительные особенности «Слова» как произведения
древнерусской литературы.
- Заключение. О бессмертии «Слова о полку Игореве». 22
Литература и источники. 23
1.Введение.
Счастливая случайность в 1795 г. привела любителя и собирателя древних русских памятников А.И. Мусина-Пушкина к открытию драгоценнейшего памятника русской литературы — «Слова о полку Игореве». Протёкшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стёрли красок. Интерес к «Слову» не только не уменьшился, но и становится всё более и более широким, всё более и более глубоким.
Почему же так долговечно это произведение, столь небольшое по своим размерам? Почему идеи » Слова» продолжают волновать нас?
Любовь к родине вдохновляла автора » Слова о полку Игореве». Она как бы водила его пером. Она же сделала его произведение бессмертным — равно близким и понятным всем людям, подлинно любящим свою родину и свой народ.
«Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством — тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине.» Слово» буквально напоено им. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор » Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и радости по поводу возвращения Игоря.
Вот почему значение » Слова» так велико было всегда. Призыв его к защите родины, к охране мирного труда её народа звучит и в наши дни с неослабеваемой силой.
Значение «Слова» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности и её народности.
Я выбрала тему “Слово о полку Игореве” в древнерусской литературе», потому что, по моему мнению, произведение актуально в наши дни и интересно в историческом отношении.» Слово о полку Игореве» давно тревожит умы и сердца людей не только во всех уголках нашей страны, но и за рубежом. О «Слове…» написано около 5 тыс. статей и книг. Существует десятки его переложений и переводов (Д.С. Лихачев, Майков, Жуковский, Н. Заболоцкий и др.). Все новые имена исследователей, поэтов, композиторов, художников втягиваются в орбиту «Слова…»
Но в то же время это величайшее произведение древнерусской литературы до сих пор остаётся не до конца изученным, — так как не хорошо исследована та историческая почва, на которой вырос этот, по выражению исследователя «Слова» П. Антокольского, » вечноцветущий ствол».
«Слово о полку Игореве» интересно ещё и тем, что является первым в своём роде достижением мысли народной, гражданской, патриотической. Оно не только голос неизвестного автора, но и глас народный — голос народа, уставшего от бесконечных распрей и междоусобиц князей. « Слово» — призыв к единению. Уже этим оно заслуживает детального, подробного изучения.
Задачи моей работы: познакомиться с трудами известных лингвистов, литературоведов, ученых, имеющие непосредственное отношение к теме реферата, и, систематизировав проработанный материал, проследить историю находки и изучения «Слова»; познакомиться с некоторыми из его переводов; сделать вывод об отличительных его особенностях, о значении произведения, его месте в древнерусской литературе.
«Золотым словом русской литературы» называл Дмитрий Сергеевич Лихачев «Слово…». Мне хотелось бы поделиться тем, что я узнала об этом бессмертном произведении, о его месте в древнерусской литературе.
Начать мне хотелось бы с небольшого экскурса в историю развития литературы на Руси.
2. Возникновение древнерусской литературы.
В конце X века вместе с принятием христианства возникла древнерусская литература. Первоначально она была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.
Болгарским и византийским священникам, которые приехали на Русь, и их русским ученикам потребовалось переводить и переписывать книги, которые были необходимы для богослужения. А некоторые книги, привезённые из Болгарии, не переводились, читались на Руси без перевода, так как была близость древнерусского и древнеболгарского языков. На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести. Христианизация на Руси потребовала перестройки мировоззрения, книги об истории человеческого рода, о предках славян были отвергнуты, и русские книжники нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о всемирной истории, о явлениях природы.
Хотя потребность в книгах у христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были очень ограничены: на Руси было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длителен, а материал, на котором писались первые книги, — пергамент — был весьма дорогим. Поэтому книги писались только для богатых людей — князей, бояр и церкви.
Но до принятия христианства на Руси была известна славянская письменность. Она находила применение в дипломатических (грамоты, договора) и юридических документах, была также перепись между грамотными людьми.
До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора, который сыграл большую роль в становлении национальной русской литературы. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.
Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться параллельно с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.
Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов.
То есть функции литературы в момент её возникновения и в течение всей истории различаются.
Принятие христианства способствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, в дальнейшем церковь всеми силами тормозит её развитие.
И всё же литература Руси была посвящена мировоззренческим вопросам. Жанровая система отражала мировоззрение, типичное для христианских государств. “Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни” — так в своей работе Д. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории.
3. Периоды истории древней литературы.
История древнерусской литературы не может рассматриваться в отрыве от истории самого русского народа и Русского государства. Семь столетий (XI-XVIII вв.), в течении которых развивалась древнерусская литература, насыщены значительными событиями в исторической жизни русского народа. Литература Древней Руси — свидетельство жизни. Сама история установило несколько периодов истории литературы.
Первый период — это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода. Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.
Второй период, середина XII в. — первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры.
Далее наступает период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.
Следующий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г. В середине XV вв. литературе появляются новые явления: переводная литература, возникают “Повесть о Дракуле”, “Повесть о Басарге”.
Третий период — это период литературы Русского централизованного государства XIV — XVII вв. Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности и грамотности. Христианская литература знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера.
4. Летописание и исторические повести.
Источником познания нашей истории является — летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись — погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков.
Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными. Благодаря историкам Шахматову и Насонову удалось восстановить интересную историю летописного дела.
Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия.
Древнейшая из дошедших до нас летописей — “Повести временных лет”. Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.. В “Повести временных лет” рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.
Издалека ведёт свой рассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля была распределена между сыновьями Ноя. Автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом, походе Святослава на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою “Повесть” поучения, записи устных рассказов, документы, договора, притчи и жития.
Ведущей темой большинства летописей становится идея единства Руси.
Той же теме посвящено и “Слова о полку Игореве”. Но создано оно вскоре после событий похода, написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далёком прошлом, а отклик на события своего времени, полный ещё не притупившегося горя. В этом уже заключается отличительная особенность произведения.
5.Открытие «Слова о полку Игореве», его издание и изучение.
Рукописный список «Слова» был найден в начале 90х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным.
Текст «Слова» находился в сборнике древнерусских повестей светского содержания. Его Мусин-Пушкин приобрёл через своего комиссионера у бывшего архимандрита упразднённого в 1788 году Спасо-Ярославского монастыря Иоиля.
Первое упоминание о «Слове» было сделано известным поэтом того времени Херасковым в 1797 году во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М. Карамзин в октябрьской книжке за 1797 год журнала «Spectateur du Nord», издававшегося французскими эмигрантами в Гамбурге.
С рукописи «Слова» были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, и дошла до наших дней.
В 1800 году Мусин-Пушкин издал «Слово в сотрудничестве со своими друзиями — учеными: А.Ф. Малиновским, Н.Н. Бантышевским-Каменским и Н.М. Карамзиным — тремя лучшими знатоками древнерусских рукописей того времени.
В 1812 году сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре в доме Мусина-Пушкина на Разгуляе. Там погибли и другие рукописи первостепенного значения, как, например, знаменитая пергаментная Троицкая летопись самого начала XV века, которой широко пользовался Карамзин при создании «Истории Государства Российского». Сгорела и большая часть первого издания слова.
В 1813 году, уже после того как рукопись «Слова» вместе со всем богатым собранием древностей А.И. Мусина-Пушкина погибла в пожаре, известный археограф К.Ф. Кайдакович писал Мусину-Пушкину: «Я желал бы знать о всех подробностях несравненной песни Игоревой. На чём, как и когда она написана? Где найдена? Кто был участником в издании? Сколько экземпляров напечатано? Также и о первых ее переводах, о коих я слышал от А.Ф. Малиновского».
Ответ Мусина-Пушкина на это обращение является и до сих пор наиболее важным документом для истории открытия и издания «Слова о полку Игореве», но, к сожалению, далеко не полным и не ясным.
Кайдалович в своих записках в 1824 году писал, что Мусин-Пушкин в беседе, состоявшейся 31 декабря 1813 года, сообщил ему, что «Слово» было написано «на лощеной бумаге, в конце летописи довольно чистым письмом», и скорее всего в конце XIV — начале XV века. Текст был без разделения и строчных знаков. Также Кайдалович узнал о том, как «Слово» было найдено.
Но, неудовлетворённый результатами беседы, К.Ф. Кайдалович вновь обратился к Мусину-Пушкину с просьбой точнее определить характер письма рукописи назначить лиц, видевших её. Однако он не получил ответа: к этому времени уже возникли подозрения скептиков, начались разговоры о подделке рукописи, и Мусин-Пушкин, не понимающий научного значения вопросов Кайдаловича, увидел в них, очевидно, всё то же недоверчивое отношение к нему лично и, возможно, задетый этим, предпочел молчать.
Сличение екатерининской копии и издания 1800 года наглядно показывает, как много не понимали изначально в «Слове» из-за естественной для того времени неосведомленности в истории русского языка или отсутствия палеографических изданий. То, что сейчас кажется нам простым и ясным в «слове», не было узнано его первыми издателями.
Не только детали, но и само содержание не было понято ни издателями, ни их современниками. Литературная среда конца XVIII — начала XIX века стремилась по преимуществу обнаружить в «Слове» соответствия своим предромантическим вкусам. В нём искали сведения о древних народных «бардах» и т.п. Вместе с тем нравственно-патриотическое содержание «Слова», его тёплое чувство родину не находило ещё отзвуков; не были понятны и все типично русские особенности формы «Слова» — её соответствие русскоё народной поэзии, летописи, произведениям русской народной литературы.
Во многом не поняли «Слово о полку Игореве» его ближайшие издатели Н.Н. Бантыш-Каменский и А.Ф. Малиновский — скрупулёзные, педантично честные и аккуратные архивисты.
6.Скептическая точка зрения на «Слово».
Уже в первые десятилетия после публикации памятника многие критики в духе скептической школы российской историографии (М. Т. Каченовский, О. И. Сенковский и др.) высказывали сомнения в его подлинности (то есть в том, что это аутентичное древнерусское произведение, а не мистификация XVIII века). В этот период среди защитников его подлинности был, в частности, А. С. Пушкин, незадолго до смерти работавший над статьёй о «Слове». После публикации в середине XIX века «
Задонщины» — сохранившегося в шести списках произведения XV в., несомненно связанного со «Словом» (вплоть до заимствования целых пассажей), подлинность «Слова» долгое время никем не оспаривалась.
Однако в конце XIX века французский славист Луи Леже, а в 1920—1940-е годы Андре Мазон выдвинули новые скептические гипотезы относительно происхождения «Слова». По мнению Мазона и ряда других французских исследователей первой половины XX в., «Слово о полку Игореве» было создано в конце XVIII века по образцу «Задонщины», причём в качестве сюжета был использован пересказ событий XII в., сделанный В. Н. Татищевым по несохранившимся летописям. Авторство текста Мазон приписывал А. И. Мусину-Пушкину, Н. Н. Бантышу-Каменскому или (в поздних работах) архимандриту Иоилю Быковскому.
Советский историк А. А. Зимин (работавший над проблемой в 1960-е-1970-е годы) стал крупнейшим из российских авторов, поддержавших версию о «Слове» как о поддельном сочинении. Зимин считал его автором Иоиля Быковского. В условиях советского времени, когда открытая дискуссия вокруг данной проблемы была невозможна, позиция подлинности «Слова» пользовалась официальной поддержкой, а возражения Мазону и Зимину нередко сопровождались идеологическими нападками; полностью основной труд Зимина издан только в 2006 году.
К 1970-м-1990-м годам относятся выступления ряда немецких филологов-скептиков (К. Троста, М. Хендлера, Р. Айтцетмюллера), которые допускали авторство Н. М. Карамзина. Новейшую версию выдвинул американский славист Эдвард Кинан (
2003): по его мнению, «Слово» сочинено чешским филологом и просветителем Йозефом Добровским.
Скептикам неоднократно возражали как историки, так и литературоведы, однако наиболее убедительные аргументы в пользу подлинности «Слова о полку Игореве» исходят от
лингвистов. Р. О. Якобсон подробно опроверг все основные положения работ Мазона (1948), доказав полное соответствие языковых черт «Слова» версии о подлинном памятнике XII в., погибшая рукопись которого была списком XV—XVI вв.; в своей работе Якобсон привлёк, помимо лингвистических доказательств, также большой объём литературных параллелей, а также анализ поэтики «Слова».
Дискуссия о «Слове» как подделке XVIII в. стала исключительно полезным стимулом в деле исследования памятника.
Особую точку зрения выдвинул
Лев Гумилёв, не отрицавший «гениальность и древность поэмы», но предположивший, что «Слово» — иносказательное сочинение, созданное в XIII веке, и в нём под видом половцев изображены монголы, а под видом Игоря и русских князей конца XII в. — Александр Невский, Даниил Галицкий и их современники. Версия Гумилёва опирается, в свою очередь, на его концепции событий, происходивших на Руси и в Орде в XIII в., которые не получили признания среди историков. Концепцию истории «Слова», предлагаемую Гумилёвым, критиковали Б. А. Рыбаков и Я. С. Лурье. А.С. Пушкин, занимавшийся переводом «Слова», но не успевший закончить своей работы, верно почувствовал связь «Слова о полку Игореве» с устной народной поэзией. Вслед за Пушкиным эти народные основы «Слова» были тщательно изучены М.А. Максимовичем.
Постепенно «Слово» оказалось окружено широкой исторической перспективой. Получили верное истолкование политические идеи «Слова», его смысл. Объяснились многие явления языка «Слова», до этого казавшиеся непонятными.
«Слово о полку Игореве» изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и многие другие русские поэты. Не было ни одного крупного филолога, что не писал бы о «Слове».
«Слово» стало фактором русской науки и литературы XIX — XX веков: интерес к этому стимулировал занятия русской литературой XI — XIII веков, историей русского языка. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и прозе.
Всего в исследовательской литературе насчитывается более 700 работ о «Слове». Оно было переведено на большинство западноевропейских языков (французский, английский, голландский, датский, немецкий, венгерский, Итальянский) и на все славянские (чешский, словенский, сербский, болгарский). Всё это говорит о неослабевающем интересе к «Слову».
В нашей стране в изучение «Слова о полку Игореве» вклад внесли такие учёные, как А.Д. Греков, М.Д. Присеков, С.П. Обнорский, Л.А. Бухаловский, Н.М. Дылевский, В.Л. Виноградова, А.Н. Котляренко, И.И. Шкляревский, Б.А. Рыбаков и конечно, Д.С. Лихачёв.
Чем же объясняется столь живой интерес к произведению?
1 2 3
Автор На чтение 9 мин. Просмотров 4 Опубликовано
Произведение, ставшее примером воспитания чувства патриотизма, вызвало множество споров ученых, историков, литературоведов. Основная мысль произведения «Слово о полку Игореве» – сила народа в единстве. Крепкий кулак, объединивший княжества Руси, способен одолеть любого врага.
Идея «Слова…»
Смысл всего произведения связан с историческим событием. В основе текста лежит описание похода князя Игоря против половцев. Русский князь решил найти себе славу, но не рассчитал сил, и битва потерпела поражение. Автор не просто предлагает читателю, узнать о неудачном эпизоде русской истории. Идея произведения «Слово о полку Игореве» лежит в глубинном подтексте. Гениальный создатель произведения вложил идею в уста киевского князя Святослава. Он призывает русский народ вспомнить о былой славе. Автор «Слова…» скорбит о несчастной судьбе воинов, лежащих на полях. Страшно звучат строки о воронах на полях боев, хозяйничающих на русской земле. Яркое слово в устах князя – урок мудрости. Отцы понимают, а сыны торопятся к минутной славе, забывая о чести всей страны.
Главной мыслью всего текста является объяснение настоящего патриотизма, силы единения и сплоченности. Русь держится на народе, которому не важно, в чьем княжестве он живет. Он любит всю Русь, с ее многонациональностью и широтой души.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
Какие исторические события описаны в «Слове о полку Игореве»?</h3>
- <label>Правление князя Святослава Ольговича, его наставления сыну Игорю;</label>
- <label>Поход русских князей против половцев 1185 года, разгром русского войска;</label>
- <label>Разгром русского войска половцами в 1068 году в битве на реке Альте;</label>
- <label>Поход русского войска против половцев в 1201 – 1202 годах.</label>
(новая вкладка)
Вершиной поэтического искусства Древней Руси является «Слово о полку Игореве». Это памятникдревней русской литературы. Время написания «Слова о полку Игореве» — конец 12 века, но известно оно стало лишь в конце ХIII века. С тех пор великая патриотическая поэма нс раз занимала умы поэтов, ученых и художников.
«Слову О полку Игореве» обязаны мы гениальной оперой Бородина, и знаменитой картиной Васнецова, великий Пушкин мечтал поревести «Слово о полку Игорсве» на современный язык.
Большое место занял бы перечень деятелей науки, поэзии и вообще культуры, чье внимание было привлечено этим удивительным поэтическим творением, созданным около восьми столетий назад в древней Киевской Руси.
Русь в 12 веке страдала от двух основных бедствий: княжеских междуусобных войн и половецких набегов. «Не веселая година встала», «тоска разлилася по всей Русской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи», Прошли блестящие времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Не сумели русские князья выполнить разумные их советы.
Обособление земель и хронические феодальные войны несказанно ослабили Русь. Половцы, отодвинутые за Дон во времена Мономаха, увидевшие теперь слабость Руси, со все возрастающей силой стали надвигаться на южные пределы земли русской. Видя смертельную опасность в этом, лучшие, передовые люди Руси призывали к объединению и единодушному отпору половцам. Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев.
Так, в 1184 г. киевский князь Святослав объединил несколько князей и разбил половцев. Он призывал всех князей встать под его знамена. Новгородсеверекий князь Игорь обещал Святославу помощь, но не сдержал слова. А весной 1185 г. Игорь выступил против половцев с князьями-родственниками, совершенно неожиданно и несвоевременно. Он был жестоко разбит и попал в плен.
Страшное поражение имело своим последствием то, что половецкие ханы вторглись на русскую землю и подвергли ее опустошению. В тексте великой воинской поэмы есть потрясающего трагизма строки об этом: «тьма свет покрыла: по Русской земли прострощася Половци», с глубокой скорбью изображает поэт картину народного бедствия, нашествие врагов, скорбь русских вдов.
Рассказ о неудачном походе Игоря и эпизод гибели «Бориса Вячеславовича с братом Вятиславичем ярко иллюстрируют идею автора о бессмысленности и опасности междуусобиц. Основной идеей «Слово о полку Игореве» является горячий призыв к единению русских князей.
Автор «Слова о полку Игореве» — неизвестный прогрессивный человек, видевший свою задачу в том, чтобы призвать русских князей к единению, к сплочению, народное и общественное мнение направить против княжеских междуусобиц, осудить князей за стремление к личной славе и удовлетворению своих эгоистических помыслов.
Поражение для автора — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей. Автор «Слова о полку Игореве» чувствует себя власть имущим, видя бедствия своего народа, недавно столь высоко стоявшего, зовет Всеволода Владимирского на престол Киевский: «Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча — сотня злата стола поблюсти?..».
Поэт уверен, что если.бы Всеволоду удалось прибыть на юг, Родина избавилась бы от своих внутренних бед и внешних врагов. Но призыв горячего патриота остался только призывом: Всеволод не смог «поблюсти отня стола».
Общерусские интересы остались отодвинутыми на второе место. Узкая местная эгоистическая политика возобладала. Князья продолжали ковать крамолу и губить Русскую землю.
Людям, мечтавшим видеть свою страну объединенной и великой, пришлось ждать долго. Пришлось пережить удар жестокой татаро-монгольской Орды.
«Слово о полку Игореве» имеет грандиозное художественное значение. Пушкин восхищался «духом древности», который веет от произведения. «Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу.
Великая патриотическая поэма Древней Руси — это скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение конца ХП века — не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.
Содержание:
Краткий пересказ сюжета
Автор поэмы «Слово о полку Игореве» точно не известен, написано произведение на древнерусском языке одним из свидетелей происходивших событий. На современный язык поэму перевел поэт Николай Заболоцкий. Среди главных героев произведения:
- князь Игорь, организовавший поход против половцев;
- Всеволод, брата Игоря, воевавший вместе с ним;
- Святослав, великий Киевский князь, опытный полководец (был двоюродным братом Игоря и Всеволода);
- Ярославна, жена Игоря, ожидавшая его с поля боя;
- Овлур, организовавший побег князя Игоря из плена.
Во вступлении автор предупреждает читателя, что его сказ в точности соответствует историческим событиям и произведение нужно воспринимать как былину. Поэма состоит из 3 частей.
Поход Игоря и Всеволода
В начале первой части рассказывается о пророческом знаке, который увидел Игорь в день выступления своего войска. Произошло солнечное затмение. Однако воинственно настроенный Игорь пренебрег «знамением небес» и двинулся со своим войском к Дону. Дурные предзнаменования встречаются воинам на каждом шагу: раздаются крики птиц и вой волков, отовсюду слышатся пугающие звуки.
На рассвете воины напали на половцев. В этот раз войско Игоря одержало победу, в качестве добычи русичам достались девушки неприятеля и различные богатства. Навстречу русским воинам уже скакала дикая Орда половецких ханов, возглавляемая Гзаком и Кончаком. Войско князя приготовилось к обороне.
Автор делает отступление, вспоминая предка Игоря, князя Олега, ослабившего своими походами русскую землю и погубившего много воинов. После двухдневного сражения с Ордой войско Игоря было побеждено. Князя и его брата Всеволода пленили половцы. На Руси повсюду начались междоусобные войны. Пользуясь этим, страну со всех сторон атакуют враги — «разбудили поганых для войны». Половцы раз за разом совершают набег на русскую землю, разоряя ее.
Разобщенность князей Руси
Киевскому князю Святославу снится сон, который бояре толкуют, как поражение Игоря и Всеволода. Святослав изрек речь, обращаясь к младшим князьям, в которой он упрекает их за напрасно пролитую кровь и жажду славы. Великий Киевский князь призывает других князей объединиться и выступить против врага, но правители его не слышат.
Каждый из них занят борьбой за собственную власть. Половцы продолжают терзать русские земли. Защищая Переяславль, в бою ранен князь Владимир. От руки чужестранцев гибнут войска Рюрика и Давида. Автор от лица Святослава просит их отомстить за русскую землю.
Возвращение на родную землю
Третья часть романа начинается с описания плача Ярославны в Путивле. Голос женщины, стоящей на городской стене, разносится до самых границ земли русской. В отчаянии Ярославна обращается к силам природы — разговаривает с ветром, Днепром, солнцем, просит их «сохранить на дальней стороне» ее мужа.
Тем временем Игорь, находясь в плену, среди ночью услышал сигнал от Овлура, замыслившего устроить русскому князю побег. Вдвоем они мчали по степи, пока не загнали коней. Затем Игорь обратился в сокола и полетел к Донцу. Овлур продолжал свой путь серым волком. Птицы помогали Игорю, указывая ему направление домой.
В пути Игорь разговаривает с Донцом. Река радуется возвращению князя из плена. В это время Гзак и Кончак хватились беглеца и стали решать, что делать с его сыном Владимиром, оставшимся в плену. Возвращению Князя Игоря радуется вся русская земля. Повсюду идет празднование, раздаются ликующие песни.
Поиск основной мысли произведения
Для того чтобы определить, какова главная мысль поэмы, нужно провести анализ произведения и понять, что является посылом автора. Сделать это можно, используя следующие приемы:
- Во время чтения нужно следить за развитием сюжетной линии, принимая во внимание логику событий.
- Необходимо обращать внимание на заголовки, подзаголовки, выделенные слова, фразы с восклицательной интонацией. Часто автор передает основный смысл не напрямую, а используя метафоры.
- Следует попытаться понять замысел автора, ориентируясь по расставленным в тексте смысловым акцентам, выделяя для себя важные эпизоды.
- После прочтения произведения потребуется обобщить сделанные выводы, это поможет понять, какая главная мысль в рассказе. Основная идея будет выступать на первый план.
Разбираемая поэма является полижанровым произведением, которое сложно воспринимается читателем из-за обилия несовременных слов и военной терминологии. Тем не менее кратко сформулировать основную идею «Слова о полку Игореве» можно без затруднений.
Выразилась она в эпизодах боя, плача Ярославны, празднования русичами возвращения князя. В приведенном тексте древней литературы говорится о любви русских людей к родной земле, готовности защищать ее ценой собственной жизни. Своим «словом» автор призывает к единству. В поэме также звучит тема восхищения мужеством.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/slovo-o-polku-igoreve/osnovnaya-mysl-proizvedeniya-glavnaya-ideya.html
- https://info-shkola.ru/osnovnaya-ideya-slovo-o-polke-igoreve/
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/mysl-slovo-o-polku-igoreve.html
егэ по литературе сочинения слово о полку игореве
История открытия и публикации. «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова»; — таково полное название величайшего памятника древнерусской литературы, созданного не ранее 1185-1187 г. и не позднее начала XIII века, но дошедшего до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря. В конце 1780-х — начале 1790-х годов «Слово»; было обнаружено известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в приобретенном им у монахов сборнике рукописей. В 1795-1796 г. была
Сделана копия с рукописи «Слова»; для императрицы Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опубликована. После гибели подлинника «Слова»;, сгоревшего во время пожара Москвы 1812 года вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике. Уже в XVIII веке были сделаны и другие переводы «Слова»;, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за трудности понимания древнерусского текста (сборник был написан скорописью, при которой не разделялись слова
Дальнейшее изучение и переводы «Слова»; продолжались в XIX и XX вв. (особое место среди исследователей памятника в XX веке принадлежит академику Д. С. Лихачеву) и породили массу вопросов, некоторые из которых остались не решенными до сих пор. Выдвигались различные версии по поводу авторства (среди предполагаемых авторов назывались киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович и сам князь Игорь). Подвергалась сомнению сама подлинность «Слова»;. Лучший ответ скептикам прошлого и нынешнего времени дал Пушкин: «Подлинность самой песни доказывается духом древности, под которого невозможно подделаться»;.
Почему же такой удивительный по глубине мысли и художественному совершенству памятник дошел до нас в одном единственном списке? Возможно, ответ на этот вопрос связан с содержательной основой «Слова»;.
Глоссарий:
- история открытия слова о полку игореве история открытия и публикации слова о полку игореве история открытия слово о полку игореве история открытия публикации и перевода слова о полку игореве слово о полку игореве история открытия
Другие работы по этой теме:
История открытия «Слово о полку Игореве» (Литература XI-XII веков) История открытия «Слова» Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Слово о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный.
Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова. План пересказа Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова. План пересказа План 1. Зачин. 2. Начало похода. Солнечное затмение. 3. Битва и пленение Игоря. 4. Сон.
Сочинение «Слово о полку Игореве» Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска.
История открытия и изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — своеобразный литературный и исторический памятник культуры Древней Руси. «Слово…» могло не дойти до нас, как не дошли другие великие повести.
Актуально ли «Слово о полку Игореве»сегодня? (Античная литература) На мой взгляд «Слово о полку Игореве» актуально и по сей день. И я приведу несколько аргументов в подтверждение данного мнения. Во-первых, в то время.
История открытия и изучения Слова о полку Игореве (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» было найдено совершенно случайно. В Москве и Петербурге в конце XVIII века существовало два кружка знатоков и любителей отечественной старины. В.
В чем актуальность Слово о полку Игореве в наши дни Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно.
Тест. В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о полку Игореве»? Тест. В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о полку Игореве»? РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XII-XVII веков 1.В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о.
Значение Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Ценность поэмы определяется ее народностью. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению.
Идейно-тематическое содержание «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Идейно-тематическое содержание. Тему «Слова»; составляют подлинные исторические события, положенные в основу сюжета: неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича прогни половцев весной 1185 года, который закончился.
Сюжетно-композиционные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Сюжетно-композиционные особенности. Композиция «Слова»; четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Автор стремится выразить.
Художественные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Художественные особенности. «Слово о полку Игореве»; — сложное, уникальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически организована.
Слово о полку Игореве — призыв к единению русских земель (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» одно из самых древних, из дошедших до нас, произведений русской литературы. До сих пор историки и лингвисты оживленно спорят о его.
Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской повести? Особенности жанра Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской повести? Особенности жанра. «Слово о полку Игореве» называют воинской повестью потому, что действующие лица, русские князья, связывают.
«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли 1. История «Слова…». Список «Слова о полку Игореве» был найден в конце XVIII в. А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст не делился на слова и отдельные предложения.
Сочинение на тему: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Великая и могучая Русская земля. Благородный, гордый и отважный народ. Трудно представить, что мы, поколения, живущие через несколько веков после похода Игоря Святославича на половцев.
Сочинение Актуальность произведения Слово о полку Игореве «Слово о полку Игореве» — это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы.
Сочинение-рассуждение на тему «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании.
Каким я представляю себе автора произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» это величайший памятник древнерусской литературы. Он имеет огромную ценность как историческую, так и литературную. К сожалению, автор этого произведения неизвестен. Многие.
Ответ на экзаменационный билет: «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы ТЕМА 1: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 1, вопрос 1) «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА.
Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно.
«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы Удивительным и уникальным памятником мировой литературы является «Слово о полку Игореве». Эпоха, к которой принадлежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII-XV.
Отзыв на «Слово о полку Игореве» В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывается о событиях неудачного похода против половцев 1185 года во главе с малозначительным князем Новгород-Северским Игорем Святославовичем.
Доклад «В чём актуальность произведения «Слово о полку игореве»; в наши дни?» В 1991 году распалась могучая держава — Союз Советских Социалистических Республик. Произошло это не по народной воле, а по келейному сговору лидеров трёх республик, укрывшихся.
Жанр Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Идейный замысел автора — призвать князей к единению — определил и форму «Слова о полку Игореве». Произведение недаром названо «Словом». Оно написано в форме страстного.
«Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Ольгова» — литературный памятник Средневековья «Слово о полку Игореве» имеет большое значение как для русской средневековой, так и для мировой литературы. Почти все литературные памятники XII-XV веков — это летописи.
Сочинение на тему: Сочинение о полку Игореве Слово о полку Игореве Сочинение о полку Игореве Имеется античные творения, берегущие живую красота художественности, которой мы наслаждаемся сейчас этак ведь, как и наши дальние праотцы. Любое происхождение раскрывает.
«Слово о полку Игореве» Не пора и» нам. братия, начать О походе Игоревом слово. Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? Заболоцкий Более восьми веков назад, в 1187.
Система образов «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Система образов. Главным героем «Слова»; является не какой — либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем.
Слово о полку Игореве сюжет и проблематика поэмы (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» — единственное произведение древности, дошедшее до нас (не считая летописи). Оно было написано в ХII веке. Киевская Русь утратила в то.
История открытия и изучения Слова о полку Игореве (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» было найдено совершенно случайно. В Москве и Петербурге в конце XVIII века существовало два кружка знатоков и любителей отечественной старины. В.
История открытия и публикации. «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова»; — таково полное название величайшего памятника древнерусской литературы, созданного не ранее 1185-1187 г. и не позднее начала XIII века, но дошедшего до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря. В конце 1780-х — начале 1790-х годов «Слово»; было обнаружено известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в приобретенном им у монахов сборнике рукописей. В 1795-1796 г. была
Сделана копия с рукописи «Слова»; для императрицы Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опубликована. После гибели подлинника «Слова»;, сгоревшего во время пожара Москвы 1812 года вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике. Уже в XVIII веке были сделаны и другие переводы «Слова»;, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за трудности понимания древнерусского текста (сборник был написан скорописью, при которой не разделялись слова
Дальнейшее изучение и переводы «Слова»; продолжались в XIX и XX вв. (особое место среди исследователей памятника в XX веке принадлежит академику Д. С. Лихачеву) и породили массу вопросов, некоторые из которых остались не решенными до сих пор. Выдвигались различные версии по поводу авторства (среди предполагаемых авторов назывались киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович и сам князь Игорь). Подвергалась сомнению сама подлинность «Слова»;. Лучший ответ скептикам прошлого и нынешнего времени дал Пушкин: «Подлинность самой песни доказывается духом древности, под которого невозможно подделаться»;.
Почему же такой удивительный по глубине мысли и художественному совершенству памятник дошел до нас в одном единственном списке? Возможно, ответ на этот вопрос связан с содержательной основой «Слова»;.
Глоссарий:
- история открытия слова о полку игореве история открытия и публикации слова о полку игореве история открытия слово о полку игореве история открытия публикации и перевода слова о полку игореве слово о полку игореве история открытия
Другие работы по этой теме:
История открытия «Слово о полку Игореве» (Литература XI-XII веков) История открытия «Слова» Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Слово о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный.
Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова. План пересказа Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова. План пересказа План 1. Зачин. 2. Начало похода. Солнечное затмение. 3. Битва и пленение Игоря. 4. Сон.
Сочинение «Слово о полку Игореве» Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска.
История открытия и изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — своеобразный литературный и исторический памятник культуры Древней Руси. «Слово…» могло не дойти до нас, как не дошли другие великие повести.
Актуально ли «Слово о полку Игореве»сегодня? (Античная литература) На мой взгляд «Слово о полку Игореве» актуально и по сей день. И я приведу несколько аргументов в подтверждение данного мнения. Во-первых, в то время.
История открытия и изучения Слова о полку Игореве (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» было найдено совершенно случайно. В Москве и Петербурге в конце XVIII века существовало два кружка знатоков и любителей отечественной старины. В.
В чем актуальность Слово о полку Игореве в наши дни Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно.
Тест. В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о полку Игореве»? Тест. В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о полку Игореве»? РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XII-XVII веков 1.В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о.
Значение Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Ценность поэмы определяется ее народностью. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению.
Идейно-тематическое содержание «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Идейно-тематическое содержание. Тему «Слова»; составляют подлинные исторические события, положенные в основу сюжета: неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича прогни половцев весной 1185 года, который закончился.
Сюжетно-композиционные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Сюжетно-композиционные особенности. Композиция «Слова»; четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Автор стремится выразить.
Художественные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Художественные особенности. «Слово о полку Игореве»; — сложное, уникальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически организована.
Слово о полку Игореве — призыв к единению русских земель (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» одно из самых древних, из дошедших до нас, произведений русской литературы. До сих пор историки и лингвисты оживленно спорят о его.
Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской повести? Особенности жанра Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской повести? Особенности жанра. «Слово о полку Игореве» называют воинской повестью потому, что действующие лица, русские князья, связывают.
«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли 1. История «Слова…». Список «Слова о полку Игореве» был найден в конце XVIII в. А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст не делился на слова и отдельные предложения.
Сочинение на тему: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Великая и могучая Русская земля. Благородный, гордый и отважный народ. Трудно представить, что мы, поколения, живущие через несколько веков после похода Игоря Святославича на половцев.
Сочинение Актуальность произведения Слово о полку Игореве «Слово о полку Игореве» — это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы.
Сочинение-рассуждение на тему «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании.
Каким я представляю себе автора произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» это величайший памятник древнерусской литературы. Он имеет огромную ценность как историческую, так и литературную. К сожалению, автор этого произведения неизвестен. Многие.
Ответ на экзаменационный билет: «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы ТЕМА 1: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 1, вопрос 1) «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА.
Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно.
«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы Удивительным и уникальным памятником мировой литературы является «Слово о полку Игореве». Эпоха, к которой принадлежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII-XV.
Отзыв на «Слово о полку Игореве» В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывается о событиях неудачного похода против половцев 1185 года во главе с малозначительным князем Новгород-Северским Игорем Святославовичем.
Доклад «В чём актуальность произведения «Слово о полку игореве»; в наши дни?» В 1991 году распалась могучая держава — Союз Советских Социалистических Республик. Произошло это не по народной воле, а по келейному сговору лидеров трёх республик, укрывшихся.
Жанр Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Идейный замысел автора — призвать князей к единению — определил и форму «Слова о полку Игореве». Произведение недаром названо «Словом». Оно написано в форме страстного.
«Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Ольгова» — литературный памятник Средневековья «Слово о полку Игореве» имеет большое значение как для русской средневековой, так и для мировой литературы. Почти все литературные памятники XII-XV веков — это летописи.
Сочинение на тему: Сочинение о полку Игореве Слово о полку Игореве Сочинение о полку Игореве Имеется античные творения, берегущие живую красота художественности, которой мы наслаждаемся сейчас этак ведь, как и наши дальние праотцы. Любое происхождение раскрывает.
«Слово о полку Игореве» Не пора и» нам. братия, начать О походе Игоревом слово. Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? Заболоцкий Более восьми веков назад, в 1187.
Система образов «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Система образов. Главным героем «Слова»; является не какой — либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем.
Слово о полку Игореве сюжет и проблематика поэмы (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» — единственное произведение древности, дошедшее до нас (не считая летописи). Оно было написано в ХII веке. Киевская Русь утратила в то.
Сочинение «Слово о полку Игореве» Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска.
Глоссарий:
План пересказа Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова.
Ege-essay. ru
11.07.2019 22:43:27
2018-11-18 00:09:11
Обратимся к величайшему памятнику древнерусской литературы — “Слову о полку Игореве”. В этом произведении говорится о походе князя Игоря на половцев. Центром повествования является «золотое слово» Святослава, в котором он обращается ко всем русским князьям с призывом к единению, потому что только это может спасти Русь от внешних врагов и укрепить государство.
Все помыслы и чувства автора обращены к Русской земле, к её народу. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова…” — это не только русская природа и русские города. Это, прежде всего, русский народ, который борется за освобождение своей земли от врагов, который любит свою родину и готов отдать за неё жизнь.
Обратимся к величайшему памятнику древнерусской литературы — “Слову о полку Игореве”. В этом произведении говорится о походе князя Игоря на половцев. Центром повествования является «золотое слово» Святослава, в котором он обращается ко всем русским князьям с призывом к единению, потому что только это может спасти Русь от внешних врагов и укрепить государство.
Обратимся к величайшему памятнику древнерусской литературы — “Слову о полку Игореве”. В этом произведении говорится о походе князя Игоря на половцев. Центром повествования является «золотое слово» Святослава, в котором он обращается ко всем русским князьям с призывом к единению, потому что только это может спасти Русь от внешних врагов и укрепить государство.
Все помыслы и чувства автора обращены к Русской земле, к её народу. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова…” — это не только русская природа и русские города. Это, прежде всего, русский народ, который борется за освобождение своей земли от врагов, который любит свою родину и готов отдать за неё жизнь.
Все помыслы и чувства автора обращены к Русской земле, к её народу. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова…” — это не только русская природа и русские города. Это, прежде всего, русский народ, который борется за освобождение своей земли от врагов, который любит свою родину и готов отдать за неё жизнь.
Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах.
Rusulitka. ru
18.04.2020 9:40:39
2020-04-18 09:40:39
1.Слово («Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово…»);
Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)
Повесть (Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед)…)
2.Вступление
8.Роль Бояна во вступлении заключена в том, чтобы подчеркнуть объективность описываемых событий, , что в своём произведении автор будет следовать правде, а не заниматься только восхвалением князей, их подвигов. Автор не следует традициям хвалебной поэзии Бояна.
«Севастопольские рассказы» Л. Толстого. Автор стремится показать правду войны. С одной стороны, это героическая оборона Севастополя. И солдаты, и жители защищают город. Война даже стала чем-то привычным, люди научились жить и военное время. Как страшны сцены госпиталя, где автор показывает страдания солдат, врачей, день и ночь оказывающих помощь раненым, когда ампутация становится уже привычным делом.
С другой стороны, автор показывает офицеров, главное для которых – это стремление получить награды, чины любой ценой, даже ценой смерти других офицеров. Таким показан офицер Михайлов, мечтающий о наградах. Он тоскует по балам, по светской жизни, война для него — лишь способ продвинуться по службе.
Б. Васильев « А зори здесь тихие». В повести события происходят в годы Великой Отечественной войны, во время которой женщины воевали наравне с мужчинами. Автор правдиво описывает этих пятерых девушек, погибших на войне. Это Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич. У каждой была своя история, каждая мечтала о счастье. Но война забрал у них главное – жизнь, которую они отдали за свою родину.
Эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве». Во всех авторы стремятся следовать правде, объективности. И во всех произведениях звучит мысль о том, как страшна война, что необходимо предпринимать все силы для её предотвращения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)
1.Слово («Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово…»);
Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)
Повесть (Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед)…)
2.Вступление
8.Роль Бояна во вступлении заключена в том, чтобы подчеркнуть объективность описываемых событий, , что в своём произведении автор будет следовать правде, а не заниматься только восхвалением князей, их подвигов. Автор не следует традициям хвалебной поэзии Бояна.
«Севастопольские рассказы» Л. Толстого. Автор стремится показать правду войны. С одной стороны, это героическая оборона Севастополя. И солдаты, и жители защищают город. Война даже стала чем-то привычным, люди научились жить и военное время. Как страшны сцены госпиталя, где автор показывает страдания солдат, врачей, день и ночь оказывающих помощь раненым, когда ампутация становится уже привычным делом.
С другой стороны, автор показывает офицеров, главное для которых – это стремление получить награды, чины любой ценой, даже ценой смерти других офицеров. Таким показан офицер Михайлов, мечтающий о наградах. Он тоскует по балам, по светской жизни, война для него — лишь способ продвинуться по службе.
Б. Васильев « А зори здесь тихие». В повести события происходят в годы Великой Отечественной войны, во время которой женщины воевали наравне с мужчинами. Автор правдиво описывает этих пятерых девушек, погибших на войне. Это Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич. У каждой была своя история, каждая мечтала о счастье. Но война забрал у них главное – жизнь, которую они отдали за свою родину.
Эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве». Во всех авторы стремятся следовать правде, объективности. И во всех произведениях звучит мысль о том, как страшна война, что необходимо предпринимать все силы для её предотвращения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
С другой стороны, автор показывает офицеров, главное для которых – это стремление получить награды, чины любой ценой, даже ценой смерти других офицеров. Таким показан офицер Михайлов, мечтающий о наградах. Он тоскует по балам, по светской жизни, война для него — лишь способ продвинуться по службе.
Роль Бояна во вступлении заключена в том, чтобы подчеркнуть объективность описываемых событий, , что в своём произведении автор будет следовать правде, а не заниматься только восхвалением князей, их подвигов.
Literatura-ege. ru
06.10.2017 19:12:07
2017-10-06 19:12:07
Источники:
Https://ege-essay. ru/istoriya-otkrytiya-i-publikacii-quot-slovo-o-polku-igoreve-quot/
Https://rusulitka. ru/sochinenie-egje-argumenty-o-rodine-6.html
Http://literatura-ege. ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83-%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82-1-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5/