Самый лучший знаток и рассказчик сказок это кто

Екатерина щетинина в каждой книге, которую мы читаем, есть голос рассказчика, который всегда занимает определенную позицию по отношению к происходящему.


Екатерина Щетинина

Екатерина Щетинина

В каждой книге, которую мы читаем, есть голос рассказчика, который всегда занимает определенную позицию по отношению к происходящему. Мы, читатели, можем ее разделять или нет, но тем не менее именно этот голос ведет нас за собой.

Выбрали из книги «Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин» 6 типов повествования, знание которых позволит вам открывать для себя новые смыслы и лучше понимать прочитанное.

Несколько слов о «надежном рассказчике»

В автобиографиях, мемуарах и прочей документальной прозе «я» (даже если автор повествует не от первого лица) всегда равно «автор». В литературе такого рода мы всегда ожидаем, что автор/рассказчик будет надежным, то есть попытается честно рассказать о событиях, ничего не придумывая, а излагая их такими, какими они ему запомнились.

Но излагать факты честно — задача не из легких, и многие используют это в свое оправдание и начинают привирать. Некоторые авторы документальной литературы заявляют о своем праве на художественный вымысел, которое вообще-то является прерогативой авторов художественной литературы, и намеренно искажают факты, чтобы приукрасить «истину».

В художественной литературе, какой бы автобиографичной и исповедальной она ни была, рассказчик по определению вымышлен. Вместе с тем до недавнего времени большинство рассказчиков, ведущих повествование от первого или третьего лица, были надежными. Однако в наш изменчивый век появилось понятие ненадежного рассказчика, намеренно или по незнанию искажающего факты, и многие авторы сейчас отдают предпочтение именно ненадежным рассказчикам.

Самый лучший знаток и рассказчик сказок это кто
Источник

При этом авторы художественной прозы руководствуются совсем иными соображениями, чем нечестные документалисты и мемуаристы. Когда вымышленный рассказчик искажает факты, или умалчивает о них, или излагает и интерпретирует события ошибочно, это почти всегда характеризует его с той или иной стороны (а порой характеризует и нас, читателей).

Автор позволяет нам увидеть или догадаться, что произошло «на самом деле».

Когда в основе сюжета лежит повествование ненадежного рассказчика, мы, читатели, начинаем понимать, как другие люди видят мир и почему они (а возможно, и мы) видят его так, а не иначе.

Знакомый всем пример ненадежного рассказчика — Гек Финн. Гек — честный парень, но многое из увиденного интерпретирует неправильно. Например, он так и не понимает, что Джим — единственный взрослый в его мире, относящийся к нему с любовью и уважением, и не понимает, что сам любит и уважает Джима. Этот факт сообщает нам ужасную правду о мире, в котором живут герои и мы сами.

Повествование от первого лица

В повествовании от первого лица персонаж-рассказчик называет себя «я». «Я» рассказывает историю и активно вовлечено в происходящее.

Читатель может узнать лишь то, что знает, чувствует, воспринимает и думает «я», то, о чем «я» догадывается, на что надеется и что помнит.

О чувствах других персонажей и о том, что они собой представляют, читатель может догадаться лишь со слов «я» и на основе того, что «я» увидело и услышало.

Ограниченное третье лицо

В данном случае персонажем-рассказчиком является «он» или «она». «Он» или «она» рассказывает историю, в которой является центральным персонажем. Читатель знает лишь то, что знает, чувствует, воспринимает и думает персонаж-рассказчик, о чем он догадывается, на что надеется и что помнит. О чувствах других людей можно сделать вывод по наблюдениям рассказчика за их поведением.

Самый лучший знаток и рассказчик сказок это кто
Источник

По сути, повествование от ограниченного третьего лица — то же самое, что повествование от первого. У этих двух режимов повествования одинаковое ограничение: читатель знает лишь то, что известно рассказчику, видит лишь то, что видно рассказчику, и может повторить лишь то, что поведал рассказчик. Голос рассказчика насыщает повествование, а рассказ воспринимается как искренний.

Вовлеченный автор («Всезнающий рассказчик»)

В этом случае повествование ведется не с точки зрения какого-либо из персонажей, хотя персонажей-рассказчиков может быть несколько, и голос может меняться несколько раз на протяжении повествования. Однако при этом описываются взгляды, восприятие, дается анализ и высказываются предположения, которые может дать только автор.

Например, описание внешности героя, находящегося в комнате в одиночестве; описание пейзажа или комнаты в момент, когда там нет людей. Писатель может сообщать нам о том, что думают и чувствуют герои, интерпретировать их поведение и даже оценивать своих персонажей. Это привычный нам голос автора, знающего о том, что происходит с его персонажами, хотя те могут одновременно находиться в разных местах; о том, что творится с их внутренним миром, и о событиях, которые уже произошли или еще должны произойти.

Самый лучший знаток и рассказчик сказок это кто
Источник

Такой голос характерен для всех мифов, легенд и народных сказок, детских книг, почти всей художественной литературы до 1915 года и обширного пласта литературы после 1915-го.

Это не просто самый старый и распространенный режим повествования, а еще и самый универсальный, гибкий и комплексный, а для писателя — самый сложный.

Отстраненный автор («муха на стене», «кинокамера», «объективный рассказчик»)

В этом режиме повествования отсутствуют персонажи-рассказчики. Повествователь не является одним из персонажей и знает о героях лишь то, что может знать совершенно нейтральный наблюдатель (разумная муха на стене) на основе их поведения и речи.

Автор не проникает «в голову» персонажей. Он может точно описывать людей и места, но об их ценностях и суждениях можно сделать вывод лишь косвенно.

Из всех режимов повествования этот кажется наименее манипулятивным и наиболее объективным, но это впечатление обманчиво.

Рассказчик-наблюдатель, повествующий от первого лица

В этом режиме повествования рассказчик является одним из персонажей книги, но не главным героем. Он присутствует в книге, но главная роль в повествовании отводится не ему.

Самый лучший знаток и рассказчик сказок это кто
Источник

Разница между этим и обычным режимом повествования от первого лица в том, что история вовсе не о рассказчике. Он лишь свидетель и хочет рассказать нам об увиденном. Этот голос используется как в художественной, так и в документальной литературе.

Рассказчик-наблюдатель, повествующий от третьего лица

Этот режим повествования встречается только в художественной литературе. Он похож на предыдущий: в роли персонажа-рассказчика выступает очевидец событий, повествующий от ограниченного третьего лица.

Прием «ненадежный рассказчик» обычно используется в отношении главного героя и является сложным и тонким способом раскрытия его характера. А в случае с рассказчиком-наблюдателем, повествующим от третьего (или первого) лица, читатель может рассчитывать на его надежность или по крайней мере прозрачность действий.

Что почитать

Возьмите сборник рассказов или подборку романов с полки (желательно разных периодов) и определите режим (режимы) повествования и рассказчика (рассказчиков) в каждом. Меняются ли режимы и рассказчики? Если да, то как часто?

Как мы увидели, в разных типах повествования рассказчики отличаются степенью осведомленности о событиях, способностью проникать в сознание героев и много чем еще. Например, если рассказчик является персонажем книги, его называют персонажем-рассказчиком. Если же он не является действующим лицом, мы имеем дело с автором, который выбирает определенный тип повествования, чтобы добиться нужной глубины восприятия и вовлеченности читателя в происходящее.

Поэтому, чтобы объективно оценивать произведения, которые мы читаем, полезно различать типы повествования и не забывать, что рассказчик и герой — не всегда одно лицо (а иногда рассказчик вообще может быть настроен против героя).

По материалам книги «Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин».
Обложка: unsplash.com

Викторина

По литературным тропинкам

Цель:

— выявить знатоков литературы;

Задачи:

— закрепить и углубить знания, полученные
в процессе изучения литературы

-способствовать повышению у обучающихся
интереса к литературе, формированию у них навыка внимательного, вдумчивого
чтения;

-воспитывать
уверенность в своих силах, волю к победе

Ход мероприятия

Организационный
момент

Вступительное
слово

    Здравствуйте, ребята.
Приветствую членов жюри. Наша игра «По литературным тропинкам» проводится что
бы узнать кто у нас самый ,самый знаток литературы .

Основная часть

Команды заняли свои места и готовы
приступить к состязаниям. Вас ждут пять интересных конкурсных заданий, которые
позволят определить знатоков литературы. Оценивать ваши знания будут члены жюри
(представляю вам…)

Команды: «Эрудиты»
и «Мудрецы».

Талантливые и знаменитые.

Задание: вашему вниманию будет
представлена презентация, на слайдах которой изображены портреты писателей и
поэтов. Ваша задача назвать полностью фамилию, имя, отчество известного
писателя или поэта (приложение№3)

Сказочная викторина

1. Самый
лучший знаток и рассказчик сказок — это… Кто?

(Бабушки.)

2. Чем
все очень разные сказки похожи друг на друга?

(В любой сказке обязательно побеждает
Добро.)

3. У
этой «народной» русской сказки автор всё-таки есть — Владимир Иванович Даль.
Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица?

(«Курочка-Ряба».)

4. Что
в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?

(Ведро.)

5. Как
называется русская сказка, написанная в XIX  веке по мотивам
сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто её автор?

(В.Ф. Одоевский «Морозко».)

6. Какую
сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии
писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

(«Чёрная курица, или Подземные жители».)

7. Появлению
какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала
умываться?

(«Мойдодыр».)

8. Назовите
писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

(Н. Носов.)

9. Поляки
называют её Едзина, чехи — Езинка, словаки — Ежи Баба, а как
называем её мы?

(Баба-Яга.)

10. Назовите
грозное оружие Соловья-разбойника.

(Свист.)

11. В
какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный
кооператив?

(Русская народная сказка «Теремок».)

12. Как
назывался горшок, который сделали своим жильём звери?

(Теремок.)

13. Назовите
жаркое место рождения Колобка.

(Печь.)

14. Назовите
популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним
убийством?

(«Колобок».)

15. Какая
зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля;
наказала Колобка за хвастовство?

(Лиса.)

17. Назовите
«отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках.
Случайно ли оно выбрано?

(Лиса Патрикеевна.Это «отчество»
позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего
вражду между новгородцами в XIV веке.)

18. В
какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского
хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап?

(Русская народная сказка «Репка».)

19. Назовите
сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.

(Царевна-лягушка.)

20. Назовите
деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы
окружающей среды.

(Рукава платья Царевны-лягушки.)

21. Какое
настоящее имя у Царевны-лягушки?

(Василиса Премудрая.)

22. Назовите
имя сказочного царя-долгожителя.

(Кощей Бессмертный.)

23. Как
называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для
сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?

(Игла.)

24. Какие
сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать лет и три года»?

(Старик и старуха.)

25. Какому
сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом…»?

(Золотой рыбке.)

26. Как
звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и
комара?

(Князь Гвидон.)

27.Кто написал рассказ «Муму»?
(И.С.Тургенев)

28.Кто из писателей имел псевдонимы
Человек без селезёнки, Антоша Чехонте? (А.П.Чехов)

29.«Ласточки пропали…», «Зреет рожь над
жаркой нивой…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Эти стихи написал
Афанасий… (А.А.Фет)

30.Кто написал сказку «Конёк-горбунок»?(П.П.Ершов).

Конкурс капитанов

Продолжи пословицу.

1. Не имей сто рублей, а…(имей сто друзей)

2. Слово не воробей:…(вылетит- не
поймаешь)

3. Ученье – свет, а …(неученье- тьма)

4. С книгой поведешься- …(ума наберешься)

5. Кончил дело-… (гуляй смело)

6. Яблоко от яблони…(недалеко падает)

7. Старый друг лучше…(новых двух)

8. За двумя зайцами погонишься-…(ни одного
не поймаешь)

9. Испокон века книга…(растит человека)

10. Кто много читает, тот …(много и знает)

Театр одного актера (прочесть басню
И.А.Крылова (на выбор), используя мимику и жестикуляцию)

Поэтический конкурс.

Задание:
Продолжите строки стихотворений. Назовите произведение и автора стихотворения.

1.Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

( С.Есенин.«Береза»)

2.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

(А.С.Пушкин «Няне»)

3.- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю.Лермонтов «Бородино»).

4. Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю.Лермонтов «Парус»)

5. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

6. Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А.С.Пушкин «И.И.Пущину»)

7. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

(М.Ю.Лермонтов «Тучи»)

8. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

(М.Ю.Лермонтов «Утес»)

9. Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)

10.Я пришел к тебе с приветом,

Рассказатьчто солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

(А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом»)

11.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

(И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

12.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

(И.А.Крылов
«Свинья под дубом»)

13.Славная
осень! Здоровый, ядреный

Воздух
усталые силы бодрит;

Лед
неокрепший на речке студеной

Словно
как тающий сахар лежит;

(Н.А.Некрасов
«Железная дорога»)

14. Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

Подведение
итогов.

Все
конкурсные испытания позади. Вы продемонстрировали свои знания, которые должно
оценить наше мудрое жюри. Предоставляем слово…

 
   Награждение команд грамотами.

  • Самый красивейший как правильно пишется
  • Самый короткий рассказ пришвина
  • Самый короткий рассказ паустовского
  • Самый короткий рассказ джека лондона
  • Самый короткий рассказ лермонтова