Самый короткий юмористический рассказ чехова

Автор на чтение 16 мин. просмотров 17 опубликовано 17.03.2021 want create site? find free wordpress themes and plugins. рассказ мальчики

На чтение 16 мин. Просмотров 17 Опубликовано

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Рассказ Мальчики читатьс картинками Чехова в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка школьного возраста. Рассказ Мальчики Чехова вы можете прочитать онлайн. 

Поучительный рассказ для детей о том, что всегда, замышляя какой-то решительный и смелый поступок, следует подумать о своих близких, о родителях, которые любят и волнуются за тебя.

Рассказ Мальчики читать с картинками

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!

Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!» Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

— А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?

— Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели.

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.

— Володичка, а это же кто? — спросила шёпотом мать.

— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас.

— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!07lab99sj1280394584-1-235x300.jpg

  Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей и всё еще розовые от холода, сидели за столом и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.

— Ну, вот скоро и Рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. — А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.

Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:

— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.

Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:

— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?

— Господи боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для елки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

— А Калифорния? — спросил Володя.

— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.

Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:

— Вы читали Майн-Рида?

— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?

Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:

— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.

Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:

— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.

— А что это такое?

— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?

— Господин Чечевицын.

— Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:

— А у нас чечевицу вчера готовили.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чем-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом до бывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезет нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.

Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:

— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!

К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. Катя и Соня понимали, в чем тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:

— Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.

— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?

— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.

— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.

— Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко.

— Ты говори: поедешь или нет?

— Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!

Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.

— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.

— По… поеду.

— Так одевайся!

И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.

И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.

Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами полными слез сказала:

— Ах, мне так страшно!

До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет дома. Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику — там их не было. Послали в деревню — и там не нашли. И чай потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку. Боже, какая поднялась суматоха!

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала.

Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую.

И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продается порох). Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними; и мамаша тоже говорила и плакала.

— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно! Вы где ночевали?

— На вокзале! — гордо ответил Чечевицын.

Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.

Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:

«Монтигомо Ястребиный Коготь».

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.avatar.png

9 месяцев назад

Рассказ «Мальчики» рисунок

Рассказ «Мальчики» рисунок карандашом

Рассказ «Мальчики» Чехов рисунок

Рисунок на рассказ «Мальчики» Чехов

Как нарисовать рассказ «Мальчики»

Рассказ «Мальчики» картинки

Рассказ «Мальчики» иллюстрации

1 ответ:

Предлагаю к произведению Чехова «Мальчики» нарисовать такой рисунок:

Тут Володя и Чечевицын сидят и мечтают об Америке и приключениях, которые их там ждут. На переднем плане изобразим самих ребят — надменного Чечевицына и заинтересованного в поездке в США Володю. Прорисуем голову, шею, черты лица, волосы, дорисуем гимназистскую одежду. На заднем плане нарисуем сестер Володи, индейца на коне и другие детали рассказа.

Из картинок и иллюстраций для срисовки могу предложить нижеследующие.

Озябшие мальчики пришли в дом к Володе.

Чечевицыным заинтересовались сестры Володи.

Мальчики мечтают о путешествии в Америку и строят планы поездки туда.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://svetlica-mama-blogger.ru/по-страницам-детских-книг/рассказы/рассказы-а-п-чехова-для-детей-с-картинк/рассказ-мальчики-читать-с-картинками.html
  • https://otvet.ws/questions/601549-rasskaz-malchiki-chehova-kak-narisovat-kartinki-risunki-smotret-gde.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Открытый урок
литературы в 6-А классе

Дата проведения:
25.12.2020 год.

Подготовила и
провела Н.И. Поддубная, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Тема. Антон
Павлович Чехов (1860-1904). Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».
Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.

Цель урока: 

 — познакомить
с биографией писателя, познакомить учащихся с талантом А.П. Чехова как юмориста
и сатирика, введение понятия «юмор»,
на основе анализа рассказа выяснить
особенности чеховского комизма, учить видеть красоту, меткость чеховского
слова; 

 —  развивать
критическое мышление, стимулировать желание проявлять инициативу, умение
высказать свое мнение,
развивать культуру речи, читательских умений; навыки
сравнительного анализа, развивать монологическую речь;

 —  воспитывать
интерес к предмету, прививать нравственные качества.

Оборудование: текст рассказа «Толстый и тонкий», учебник литературы (автор
Коровин Н.Я.), конспект урока, 
фотографии этапов жизни и творчества
Чехова, дидактические карточки, словарная работа на карточках, таблицы

Методические
приемы
: рассказ учителя, сообщения
учащихся, выразительное

чтение, выборочное
чтение, объяснение теоретических вопросов и понятий, беседа по вопросам,
работа с

учебником, самостоятельная работа, групповая работа,
подбор цитат из текста, работа по карточкам, взаимооценивание.

Тип урока: изучение
нового материала

Вид урока:
педагогическая мастерская (на
уроке создаются условия для восхождения ученика к новому знанию путём
самостоятельного и коллективного открытия).

Ход урока

 I Организационный
момент.

Приветствие
учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания.

 II. Актуализация
и мотивация учебной деятельности.

 Вступительное
слово учителя и постановка цели урока. 

 -Мы продолжаем
работу над анализом рассказов Чехова. А.П. Чехова – мастер, словом, деталью,
репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить,
плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным.
Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет
смеяться и грустить А.П. Чехов, выявим способы создания комической ситуации,
будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его. А.П.
Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его
рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это?
Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас
урок открытий.

 — Запись темы
урока.

III. Новый материал.

1. Знакомство с
биографией А.П. Чехова
(готовили учащиеся). Обращаем внимание на
определенные этапы жизни и творчества писателя. Фото в ПРИЛОЖЕНИИ1.

                                    
Антон Павлович Чехов

Годы жизни: 29
января 1860 — 15 июля 1904

Страна рождения:
Россия

Сфера
деятельности: писатель, поэт

      Антон Чехов,
писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его
пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих
текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил.
Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

(ФОТО ЭТОГО
ПЕРИОДА)

                                    
Кнут и пряник чеховского дома

     Антон Чехов
родился в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял
продавать быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом
третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам
Антон был третьим.

      Учиться
будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный
псевдоним Чехонте,
по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет
Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака
Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.

    (ФОТО ЭТОГО
ПЕРИОДА) 

 — Что
обозначает слово ПСЕВДОНИМ???
    (запись в тетради).     

             Псевдони́м (греч. ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя,
используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего
            

                                              
 Побег в Москву

        В 1876
году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. Шестнадцатилетний
Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и занимался
репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь.

     В 1879 году
Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о
семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций. Дебют
Чехова в печати состоялся в декабре того же года: в журнале «Стрекоза» были
опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего
встречается в романах, повестях и т. п.».

       В этом же
году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени
И.М. Сеченова. Еще во время учебы Чехов принимал больных, здесь же прошел
практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом
1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской
больницей.               

(ФОТО ЭТОГО
ПЕРИОДА)

                              
              Доктор стал литератором

     Занятия в
университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой. В основном
он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее появились «Врач без
пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат
моего брата» — всего около пятидесяти.

     Чехов
печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель»,
«Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и
«Русскими ведомостями». В 1882 году писатель завершил работу над первым сборником
рассказов «Шалость», но в печать он так и не вышел, вероятно из-за финансовых
проблем. Первый сборник Чехова, «Сказки Мельпомены», увидел свет в 1884 году.

     К 1885 году
Чехов был уже популярным автором малых рассказов.

(ФОТО ЭТОГО
ПЕРИОДА)

                                              В
поисках вдохновения: Сахалин

       С 1887 года
Чехов начал пробовать себя в более серьезных жанрах и темах. Переломным
произведением в творчестве писателя стала повесть «Степь» для журнала «Северный
вестник». В том же году в московском театре Корша поставили первое
драматическое произведение Чехова — пьесу «Иванов», а через год его третий
сборник, «В сумерках», отметили в Академии наук Пушкинской премией.

     В 1890 году
Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем.
Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о
ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».

(ФОТО ЭТОГО
ПЕРИОДА)

                                      
              «Мелиховское сидение»

       После
Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был
уже одним из самых читаемых авторов в России. Его публиковали в журналах
«Северный вестник», «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские
ведомости».

      В 1890 году
Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе.

     В марте 1892
года Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. Там он открыл медицинский
пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу
и, разумеется, лечил больных

(ФОТО ЭТОГО
ПЕРИОДА)

                                      
 «Несравненный художник жизни»

 В августе 1895
года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым.
Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным
художником жизни».

   В последние
годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде
литератора на Юг.

          В этом
же году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер.
Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке — они
отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.

      Последним
произведением драматурга стала пьеса «Вишневый сад». Летом 1904 года он
отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но
местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось.
По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни
сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…»
После чего писатель вновь лег спать — и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с
телом Чехова отправили в Москву. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в
Москве. Ольга Книппер-Чехова пережила мужа на 55 лет.

(ФОТО ЭТОГО
ПЕРИОДА)

ФИЗМИНУТКА

2. Работа с текстом произведения. Слово
учителя.

 — Сегодня мы будем работать над рассказом
А.П. Чехова «Толстый и тонкий», с которым вы были знакомы еще летом (задание
для чтения на лето).

Один из шедевров Чехова — это рассказ
«Толстый и тонкий».

 — Что
вы можете сказать о рассказе? 

(Ничего
не понятно, много незнакомых слов; рассказ похож на сценку; у жены и сына
смешные фамилия и имя; тонкий повторяет одно и то же; толстый и тонкий
противопоставлены друг другу).

3.
Словарная работа (на каждой парте для ознакомления).

4. Анализ
рассказа «Толстый и тонкий»
 Юмористическая ситуация
(работа с учебником)

1.Как вы думаете, почему в тексте нет
указания на то, когда происходит действие? (Ситуация актуальна и в наше время).

2.Кто первый бросается к другу? (Толстый).

3.Как Тонкий называет Толстого? («Миша!
Друг детства!»)

4.Как вы оцените состояние обоих (они
приятно ошеломлены).

5.С чего начинается разговор двух друзей?
(монолог Тонкого).

6.Что вспоминает Тонкий? (Как
дразнил толстого. «Геростратом, а меня Эфиальтом»).
 За что? (Ябедничать
любил).

7.Как задает вопросы Толстый? (Восторженно
глядя на друга).

8.Что мы узнаем о материальном положении
Тонкого? (Плохое жалование, жена дает уроки музыки, он изготавливает
деревянные портсигары).

9.А как обстоят дела у
Толстого? Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной
лестнице? (Стал тайным советником, получил две звезды).

10.Какие изменения происходят с Тонким?
Как он теперь выглядит? Как заговорил? (Проследите по тексту, выборочное чтение). (После
этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные
превращения: они «съёжились», «сузились»,
«сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился
чиновник… на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты, 
его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой». 
Знаменательно, что лицо
именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово
показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки.
)

11.Почему стало противно? И кому? Какое
слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание).

12.Чинопочитание. Как вы его понимаете?
Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства
собственного достоинства).

13. Как
говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

 «…Нафанаил вытянулся во фрунт и
застегнул все пуговки своего мундира…»
 14. Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил
«немного подумал»?
(Привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен
думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу).

15.В конце читаем: «Все трое были
приятно ошеломлены». Какие чувства они испытывали? (Встрече рады члены
семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который
занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством.
Толстый (Михаил) встрече уже не рад).

16.Из каких предложений по цели
высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных).
 О чём это говорит? (О неподдельном интересе
друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

17.Обратите внимание на то, что герои
очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? (Диалог).

18.Какой прием лежит в основе построения
произведения? (повторение ранее пройденного материала)

(антитеза,
создание комической пары)

     Один – толстый, другой – тонкий, один доволен, другой – измучен, один –
налегке, без спутников, второй обременен и скарбом, и семейством. Это не просто
контраст, это – антитеза.

Антитеза — это сопоставление или противопоставление
контрастных понятий или образов в художественной речи.

(Антитеза – противопоставление. На
протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом
и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей».
Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу на
«ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему на «вы», 
в
речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание», 
«вы-с»,
«приятно-с».
).

19.Незаконченные предложения
особый прием писателя. Для чего эти предложения? (Этот прием словно
позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности)

20.Найдите фразеологизм в
тексте. («Сколько зим, сколько лет!»)

5. Работа над теорией литературы. Работа в
тетрадях

1.Комическое в искусстве — это средство
раскрытия противоречий путём их сравнения с идеалами. 
(

Комическое (греч.
kemikos — веселый, смешной) — эстетическая категория, изучающая смешное в
литературе (
жизненное явление, вызывающее смех).
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и
ирония
Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира
бичует пороки общества.
 (Запись в тетрадь: юмор —
дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).

IV. Рефлексия. Практическая
работа (в группах). Слово учителя.

  
«Толстый и тонкий» написан в жанре «сценки»; основные
достижения Чехова— юмориста и сатирика относятся именно к этому жанру. Сценка
— короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит
в передаче разговора персонажей

   Подбор цитат на
тему «Речь героев как источники юмора в рассказах Чехова». (расширить и
дополнить)

1 группа
«Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах
Чехова»

Герои

Речь в начале рассказа

Речь в конце рассказа

Толстый

«Порфирий!..
Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»

«Для
чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!»

Тонкий

«Батюшки!..
Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

«Помилуйте…
Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы
живительной влаги…»

Выводы.
О чём говорят реплики толстого и тонкого в начале рассказа?
(В начале рассказа толстый и тонкий равны, они встретились как друзья
детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза,
полные слёз».)
Что изменилось в речи толстого и тонкого к концу рассказа?
(Речь толстого не изменилась, а тонкий лицемерно начал выказывать все
признаки почтения и подобострастия.)

                                                                      
2 группа

Герои

Художественные детали в начале рассказа

Художественные детали в конце рассказа

Толстый

Губы
его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и
флёрдоранжем…

…Тайного
советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку…

Тонкий

…Был
навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной
гущей…

…Побледнел,
окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой;
казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился,
сгорбился, сузился…
…Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились…
…На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты…
…Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…

Выводы.
В начале рассказа толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с
тонким.
В конце рассказа его стошнило, но руку приятелю он подал, т. е. остался
человеком.
Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится
похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом от изготовления
портсигаров и т. п.
В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть».
Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего
человеческого. Он остался только мелким чиновником


                                
                                     3 группа

Дать полные ответы
на вопросы:

 —
Тема рассказа?
 

 —
Идея рассказа? 

 —
Композиция?

 —В
каком стиле написан рассказ?
 

 
Жанр?

V. Итоги урока.

Оценивание.

 — Ребята, у
каждого из вас есть снежинка, на которой вы запишете фамилию соседа по парте и
оцените его работу на уроке.

Комментарии
учителя.

 — Что нового
узнали?

 — Что запомнили?

VI. Домашнее
задание.

Заполнение
цитатной таблицы
:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики «толстого» и «тонкого»

Герои и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имена

Внешность
в начале рассказа

Внешность
в конце рассказа

Чем
пахнут герои?

Семейное
положение

Должность

Награды

Поведение
в начале и в конце рассказа

                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ
1                                                                   

                                       Антон
Павлович Чехов

image001                  dnkwmug6qfe

                                     Кнут
и пряник чеховского дома

    389fb681018f2de12ca4aa723b802348                 cbd56fc7c4c2f403ed736d9436fb58f6

                                                     
Побег в Москву

          48007e72c15d450b23b3ed550b2ee556                9d9525d1c9116197aa8ffc9fcf8e330e

     image007                    3bbb98e7384606eb0d932eadcb16d03e

                                            
Доктор стал литератором

image009                     84f8dc662e041ec95e51aea0c53ab09c

                                                       
cd0480e732b2a89331b0758ace6c9bb5

                                
В поисках вдохновения: Сахалин

             7690a58876e723461d8f813d5dba4859             7692ba81ae49ec1d67a4311223875b04

                                                 «Мелиховское
сидение»

             9f52c0986da17b735e78baed69f0b480             5cb1f1f57001f9db8dd93659a73bb16c

           15da10d8c16e7f3d8a78a0f953ca7dde             70e90fcc52b69a420c6d65f2e348b78a

                                  
«Несравненный художник жизни»

        30f4f7d026420e4cc85f38e0c271213d               e083eae0d7731c0355c3c1bfba30e464

                                                     4f226486175d87ca8421683a0ef21833

Готовый читательский дневник Каштанка для 3 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Каштанка

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Антон Чехов

Жанр: Рассказ

Слушать

Главные герои:

Каштанка — маленькая рыжая собачка, похожая на лисицу. Сообразительная, и как выяснилось, очень талантливая.

Столяр Лука Александрыч — хозяин Каштанки. Хороший мастер, но большой любитель выпить.

Федор — сын Луки Александровича, который любил Каштанку, но был еще маленьким и не всегда понимал, что можно и что нельзя.

Жорж — цирковой артист, новый хозяин Каштанки, благодаря которому она стала выступать на арене и даже стала популярной у публики.

Молодая собачка Каштанка потерялась и тщетно пыталась найти своего хозяина Луку. Совершено выбившись из сил, она уснула около какого-то подъезда, из которого утром вышел человек и позвал собаку к себе домой, где она познакомилась с котом и гусем.

Спустя некоторое время выясняется, что человек, приютивший собаку, работает клоуном в цирке. А кот и гусь — его напарники по номеру. Каштанка получила новую кличку и теперь ее стали звать Теткой. А спустя месяц она начала обучение трюкам и проявила себя как очень талантливая ученица, схватывая все на лету!

И вот наступил вечер славного дебюта — Тетка должна была впервые выйти на арену. Представление началось! Собака виртуозно выполняла все команды и замечательно завывала под игру на дудке, приводя в восторг всех зрителей.

От представления к представлению все шло своим чередом, однако в самый разгар номера кто-то позвал четвероногую артистку ее старым именем, и Каштанка со всех ног побежала на звук родного голоса. Это были ее прежние хозяева – столяр Лука Александрович и его сын Федя.

Собачка радостно бежит следом за своими хозяевами, за которыми тянулся приятный шлейф привычного родного запаха лака и такого приятного аромата столярного клея.

Что понравилось:

Очень хорошо, что у этого рассказа такая счастливая концовка. Наверняка и столяр, и его сын очень скучали по своей любимой собачке, также как и она по этим хозяевам. И пусть Каштанка стала настоящей артисткой, все равно в глубине души она хотела вернуться туда, где так приятно пахло лаком и столярным клеем.

Рисунок:

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Краткое содержание рассказа «Каштанка» А. П. Чехова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Рассказ «Каштанка» Чехов написал в 1887 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Каштанки» по главам. Впервые произведение было опубликовано в том же году в газете «Новое время» под заглавием «В ученом обществе». Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

«Каштанка» главные герои:

  • Каштанка (Тетка) – «молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой».
  • Лука Александрыч – столяр, первый хозяин Каштанки.
  • M‑r Жорж – второй хозяин Каштанки, клоун-дрессировщик в цирке; «коротенький и толстенький человечек».

Другие персонажи:

  • Федюшка – сын Луки Александрыча.
  • Федот Тимофеич – дрессированный кот.
  • Иван Иваныч – дрессированный гусь.
  • Хавронья Ивановна – дрессированная свинья.

Чехов «Каштанка» очень краткое содержание

Краткое содержание «Каштанка» Чехов для читательского дневника:

Собачка Каштанка, помесь таксы и дворняжки, живет у пьяницы-столяра Луки Александровича. Столяр бьет и плохо кормит собачку, его сын Федюшка тоже бывает жесток с ней, однако Каштанка все равно предана хозяева.

Однажды, идя с хозяином по городу, Каштанка теряется и оказывается одна на улице. Неизвестный господин замечает бедную собачку (им оказывается клоун-дрессировщик мистер Жорж). Мужчина приводит ее к себе домой, хорошо кормит и оставляет на ночь. Каштанку удивляет, что новый хозяин кормит ее досыта и совсем не бьет.

На следующий день Каштанка знакомится с другими животными, живущими у мистера Жоржа, — котом, гусем и свиньей. Новый хозяин дает Каштанке кличку “Тетка”. Каждый день мистер Жорж по 3–4 часа занимается трюками со своими животными. Каштанке нравится наблюдать за этими занятиями.

Проходит месяц. Тетка (Каштанка) привыкает к новой, сытой жизни. Из тощей собачки она превращается в сытого пса, и хозяин начинает обучать ее цирковым трюкам. Тетка с удовольствием учится.

Хозяин отмечает, что у собачки настоящий талант. В одну из ночей умирает гусь, живущий с Каштанкой в одной комнате. Мистер Жорж грустит и плачет из-за смерти животного.

Тетка тоже тоскует и даже теряет аппетит.

Вскоре мистер Жорж впервые берет Тетку в цирк — выступать вместо умершего гуся. В цирке мужчина переодевается в клоуна и выходит на сцену вместе с котом и Теткой. Мистер Жорж переживает, что трюки с Теткой плохо отрепетированы. Собачка тоже волнуется, но все-таки начинает выступление.

Публика аплодирует. Внезапно в зале раздается крик: “Каштанка!”. Оказывается, в этот вечер на представлении присутствуют старые хозяева собачки — пьяница-столяр и его сын Федюшка. Узнав свою Каштанку, они зовут ее, и та радостно бежит к ним через весь зал. После представления столяр, его сын и счастливая Каштанка вместе уходят домой.

Короткий пересказ «Каштанки» Чехова

А. П. Чехов «Каштанка» краткое содержание:

Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессировать псину, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними.

Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой — блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Её хозяин — столяр Лука Александрович, исчез, и животное не может напасть на его след.

Когда становится совсем темно, плачущая Каштанка засыпает возле подъезда. Просыпается она от удара открывшейся двери. Человек, открывший дверь, зовёт собаку к себе домой, где кормит её и даёт маленький матрасик для ночлега. Так у Каштанки появляется новый хозяин.

Проснувшись, Каштанка начинает исследовать своё новое жилище. За одной из дверей обнаруживается маленькая комнатка с грязными обоями. В этом помещении псина сталкивается с гусём и котом. Они начинают шипеть на неё.

Происходит небольшая потасовка, в результате которой Каштанка получает от кота лапой по голове, а от гуся удар клювом в спину. Беспорядок прекращает внезапно появившейся хозяин. По его команде животные успокаиваются и занимают свои места.

Немного погодя человек возвращается и приносит странную вещь в виде буквы П, на перекладине которой висит колокол и привязан пистолет. По команде человека гусь Иван Иваныч начинает выполнять различные трюки, за которыми заворожённо наблюдает собака. Затем хозяин зовёт Хавронью Ивановну, и в комнате появляется чёрная, очень некрасивая и очень добродушная свинья.

Следующий трюк под названием «египетская пирамида» гусь выполняет вместе со свиньёй и котом Фёдором Тимофеевичем. С этого момента Каштанка начинает жить в этой комнатке в обществе Ивана Иваныча и Фёдора Тимофеевича, сама же собака получает новое имя — Тётка.

Проходит месяц. Хозяин говорит, что пора и ей учиться. Он хочет сделать из собаки артистку. Занятия проходят успешно, Каштанка легко делает всё, что от неё хотят. Довольный человек отмечает талант своей новой подопечной.

Однажды вечером Каштанка пытается уснуть, но тут раздаётся крик гуся. Приходит хозяин, и выясняется, что на гуся днём наступила лошадь. Иван Иваныч умирает. Смерть гуся очень расстраивает человека, и на его глазах выступают слёзы. Тётка и Фёдор Тимофеевич, ничего не понимая, жмутся к человеку.

В один прекрасный вечер хозяин берёт с собой собаку и кота. Он понимает, что ничего не отрепетировано, и заранее готов к провалу. Человек приносит животных в цирк, где он сам работает клоуном под псевдонимом Mистёр Жорж. В гримёрке он переодевается в клоунский костюм, укладывает кота и собаку в чемодан и выходит на арену. Представление начинается.

Мистер Жорж командует собаке сесть, что она и исполняет, и предлагает Фёдору Тимофеевичу поплясать, затем клоун начинает играть на дудке, а собаке отводится роль певицы, завывающей под её аккомпанемент.

Во время особенно высокой ноты среди зрителей кто-то удивлённо ахает. Это бывший хозяин Лука Александрович вместе со своим сыном Федюшкой. Они начинают звать Каштанку старым именем, и она бежит к ним.

Спустя полчаса Каштанка идёт по улице за своими старыми хозяевами, от которых знакомо пахнет клеем и лаком.

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:

Глава 1

С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян.

Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу.

«Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».

Глава 2

Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.

Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку.

Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку».

Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.

Глава 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку.

Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел.

Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.

Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.

Глава 4

Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.

Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.

Глава 5

Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.

Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».

Глава 6

Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».

Глава 7

«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.

Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.

Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».

«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.

Мультфильм Каштанка по рассказу А. П. Чехова

Изображая в рассказе «Каштанка» мир глазами собаки, Чехов поднимает такую важную тему, как взаимодействие человека с животными. Автор показывает, насколько безгранична может быть преданность собаки даже несмотря на то, как относятся к ней хозяева.

Прочитав «Каштанка» Чехов краткое содержание, посмотрите интересный советский мультфильм:

ПредыдущаяСледующая

Краткое содержание рассказа «Каштанка» и отзыв для читательского дневника (А.П. Чехов) | Литрекон

Краткий пересказ рассказа «Каштанка» — это основа читательского дневника. Кроме нее, Многомудрый Литрекон предлагает Вам отзыв, где обозначены главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Каштанки» передан им в сокращении, но он подробно освещает все основные события из книги. Кстати, не забудьте про анализ книги. Приятного просвещения!

Кратчайшее содержание (318 слов). Главная героиня рассказа – «молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу», живет со своим хозяином, столяром Лукой Александрычем. Рассказ начинается с того, что они вдвоем идут разносить заказы клиентам. Ходили они долго: столяр был мастак выпить, так что к концу прогулки пьян был, как сапожник. 

По дороге Каштанка потерялась: им встретился полк солдат. Она бегала, искала хозяина, но его и след простыл. Была зима, собака замерзла и проголодалась.

Когда Каштанка уже находилась на грани отчаяния, ее вдруг приметил незнакомец: из «заказчиков» (собачонка делали всех людей на два сорта: хозяева и заказчики. Хозяева могли ее бить, а заказчиков она сама могла кусать за икры).

  Новый хозяин был добр: он накормил собаку, познакомил с другими обитателями дома и дал отдохнуть.

Так она поселилась у нового хозяина.

Она не могла понять, где ей нравилось больше: у столяра квартира всегда была обильна разными запахами и обставлена мебелью, у «заказчика» же не пахло ничем, мебели было мало, зато кормили отлично и никто не бил. Не было сынка столяра Федюшки, который измывался над нею весьма жестоко: привязывал на ниточку кусочек мяса, давал ей проглотить, а потом вытаскивал, дергая за нить. 

Чуть позже Каштанка знакомится с остальными обитателями квартиры: белым котом Федором Тимофеичем, гусем Иваном Иванычем и свиньей Хавроньей Ивановной. Саму Каштанку заказчик нарекает Теткой. 

Выясняется, что заказчик занимается обучением животных для цирковых представлений. Начинает обучать и Каштанку. Животные привыкают друг к другу и становятся достаточно дружны. 

Вскоре по непонятной причине ночью умирает Иван Иваныч. Весь дом тоскует. Из-за этого события приходится раньше времени вывести Каштанку на представление.

Одним из фирменных номеров незнакомца является пирамида: раньше снизу вверх животные становились в таком порядке: свинья-гусь-кот. Теперь же место Иван Иваныча должна была занять Каштанка.

Однако во время представления Каштанка слышит знакомый голос и без раздумий бросается на звук своего имени. Это ее любимый хозяин Лука Александрыч и его сын Федюшка. Жизнь с незнакомцем же она забывает, как страшный сон.

Отзыв (428 слов). Мне очень понравилось произведение Антона Павловича Чехова «Каштанка», потому что оно заставляет задуматься не только об отношениях человека и питомца, но и о более глобальных вопросах. В частности, о том, что движет Каштанкой: верность или привычка? И что движет людьми, многие из которых поступают так же?

Мое впечатление от прочтения «Каштанки» очень светлое и позитивное, потому что писатель с юмором и свойственным ему знанием человеческой натуры погружает нас в маленькую жизнь, по-человечьи рассказанную от лица рыжей собачки. Каштанка шкодлива, она очень любит и одновременно побаивается своего хозяина.

Попадая домой к клоуну, она сравнивает две квартиры и двух людей. Чехов показывает нам мир так, как видела бы его собака: благодаря хорошему нюху все запахи для нее намного ярче, чем для человека. Перед сном она боится, что хозяин найдет куриную косточку, которую она спрятала за шкафом, и съест.

Она анализирует других животных: гусь Иван Иваныч — «нестерпимый болтун», которого она поначалу сочла очень умным, раз он столько говорит, добродушная свинья Хавронья Ивановна, которой «очень приятно видеть своего хозяина», белый кот Федор Тимофеич, который «недолюбливал жизнь».

Мое мнение о Каштанке определяет отношение к рассказу: главная героиня вызывает не только положительные эмоции, но и желание посочувствовать ее беде, ведь в доме у столяра она терпела многие лишения и муки. 

Все животные, одаренные более чем человеческими переживаниями, удивительным образом ожили в рассказе Чехова. По отзывам современников, Антон Павлович очень любил животных, в особенности собак, и в течение жизни стремился познать устройство их натуры. И в этом смысле он явно преуспел, невозможно не поразиться живости описанных персонажей.

Однако, произведение можно рассмотреть и с другой стороны: как аллюзию на образ «маленького человека», где люди, отказываясь от более богатой, сытой жизни, но в которой нужно проявлять себя и стараться, выбирают жизнь голодную, полную издевательств и лишений, но простую и привычную.

Думаю, это и есть главная мысль рассказа. Каштанка – талантливая собачка, которую могла ждать яркая карьера, не раздумывая, бросается на шею к старым хозяевам, которые ни во что ее не ставят. И забывает, как сон, свою недолгую жизнь у клоуна, который подобрал ее на улице и, возможно, спас от голодной смерти.

Поэтому на вопрос, чему учит рассказ «Каштанка», сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы видим любовь и преданность, но с другой — то, что эти свойства собачьего сердца никто не оценит.

Вероятно, мораль рассказа заключается в том, что мы должны ценить верность, привязанность и доброту близких, и неважно, кто они — животные или люди.

Конечно, собаке не могут быть присущи человеческие рассуждения, и речь все же идет о слепой собачьей верности, любви и привязанности. Собачка возвращается в свой привычный мир, и все становится для нее на свои места.

Арсения Смирнова

«Каштанка» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (3 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Каштанка

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: собачка Каштанка, клоун Мистер Жорж, дрессировщик и владелец собачки Лука Александрыч

Рассказ «Каштанка» повествует читателям о преданной собаке. Каштанка живет не в очень хороших условиях, иногда и вовсе остается без еды.

Однажды она заблудилась в городе и была подобрана местным клоуном, который совсем иначе стал относиться к собаке – кормил ее, ухаживал и готовил к новому выступлению.

Во время дебюта Каштанка увидела старых хозяев и без раздумий вернулась к ним, променяв хорошую жизнь, но в неволе, на верность своим хозяевам. Есть предположение, что Чехов рассказал реальную историю потерявшейся собаки.

Вывод. Рассказ Чехова «Каштанка» станет поучительным не только для детей, но и для взрослых. С точки зрения ребенка — это история о преданности животного, любви и верности, несмотря на плохое отношение к ней со стороны хозяев.

Взрослые же могут сопоставить поведение Каштанки с поведением некоторых людей, которые настолько привязываются к обстоятельствам, что не могут поменять свою жизнь, изменить ее к лучшему, даже тогда, когда такой шанс им предоставляется судьбой.

Краткое содержание «Каштанка» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Каштанка

Число страниц: 39. Чехов А. П. «Каштанка». Издательство «Малыш». 1985 год

  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1887 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основная мысль рассказа

Возвращение домой

После прочтения «Каштанки» кратко становится ясно, что собака предстаёт образцом бескорыстной любви. В своём рассказе Антон Павлович показывает читателю, что никакие жизненные довольства и благополучие не способны удержать по-настоящему любящее сердце.

Сокращённое содержание не способно передать всю гамму чувств и эмоций, которыми наполнены герои произведения. Для полноценного понимания того, что именно хотел показать Антон Павлович Чехов, нужно читать рассказ «Каштанка» полностью.

Главные герои

  1. Каштанка (Тётка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.
  2. Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.
  3. Федюшка – сын столяра, проказливый мальчик, ради забавы проделывавший с собакой жестокие шутки.
  4. Мсье Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.
  5. Обратите внимание, ещё у нас есть:

  Краткое содержание по главам повести «Тарас Бульба» Гоголя

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Каштанка»

Рассматриваемые проблемы

Основной сюжет произведения вращается вокруг взаимоотношений животных и людей. В рамках этой темы затрагиваются серьезные вопросы. Автор касается таких тем:

  1. Проблема доброты. Чуткие люди, способные протянуть руку помощи в трудный момент, — это подарок судьбы. Каштанке повезло, она встретила такого человека, но променяла его в итоге на грубого хозяина.
  2. Вопрос ответственности. Увы, столяр и сын не ценят преданности и любви животного, в результате чего теряют его.
  3. Проблема восприятия окружающего мира. Каштанка сравнивает обстановку нового и старого дома. У дрессировщика вещей практически нет и обстановка бедная, зато он дает много еды. У старого хозяина дом забит вещами, но собака живет впроголодь.
  4. Вопрос сочувствия. Сострадание к чужому несчастью не позволяет собаке ожесточиться в неволе. Это описывает сцена гибели гуся Ивана Ивановича, во время которой Тетке захотелось плакать.

Основная мысль произведения заключается в том, что разделить радость общения с питомцами можно, если предоставить им право выбора, где и с кем жить, не заточая их. Подобное мнение о том, что нужно жить добрее, свободнее и уважительнее друг к другу, проходит сквозь другие произведения автора.

Сюжет

Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.

Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил её и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тётка.

На следующее утро Каштанка принялась обследовать жилище и обнаружила других жильцов – большого гуся и кота. Между животными началась потасовка, которая быстро улеглась с появлением хозяина.

Немного погодя мужчина принес странный предмет в виде буквы «П», на перекладине которой висел колокол и был привязан пистолет. По команде хозяина гусь Иван Иваныч принялся исполнять разные трюки.

После появилась чёрная свинья Хавронья Ивановна и вместе с гусем и котом исполнила трюк под названием «египетская пирамида». Каштанка была под большим впечатлением от увиденного.

Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с лёгкостью выполняла всё, что от неё требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.

Однажды ночью раздался крик Ивана Ивановича: днём на него наступила лошадь, и раненый гусь умер. Его смерть очень расстроила мужчину. К этому времени Каштанка уже знала, что его хозяина зовут Мсье Жорж, и он работает в цирке клоуном.

Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными.

Представление шло как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей не принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александрыча. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице и Каштанка не верила своему счастью.

Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.

История создания произведения

Рассказ впервые был опубликован в газете «Новое время» в канун Рождества в 1887 году. При жизни автора он был переведен на чешский, немецкий и венгерский языки. Выдвигается несколько версий истории «Каштанки»:

  • после выхода произведения критик В. В. Билибин говорил автору о том, что Лейкин утверждал, будто бы идея произведения принадлежала ему;
  • артист цирка В. Л. Дуров полагал, что прототипом рассказа стала история, произошедшая с его собакой;
  • писатель и актер В. А. Гиляровский отмечал, что Чехова вдохновило сообщение артиста Васи Григорьева, в котором шла речь о собаке, попавшей в тамбовский цирк;
  • по воспоминаниям друга писателя Е. Т. Ефимьева, прототипом послужила его собака, которая часто сопровождала приятелей во время прогулок на берегу моря.

Если придерживаться версии, высказанной Дуровым, концовка произведения другая, чем в жизни. Дуров, в отличие от мистера Жоржа в рассказе, не желал возвращать собаку владельцам, поскольку считал, что вложил немалые средства в ее обучение. Разрешением спора между прежними и новыми хозяевами занимался суд, который оставил животное новому владельцу.

На жанр и направление произведения значительное влияние оказала любовь Чехова к детям.

Автор трепетно относился к младшему поколению и считал, что вести разговоры с ребятами нужно, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм.

Наиболее подходящим жанром, впитавшим элементы романтики и фантастики, является сказка. Свое произведение Чехов характеризует как «сказка из собачьей жизни». Оно выполнено в реализме — традиционном для автора направлении.

Отзывы читателей

Меня впечатлила верность собаки, которая не всегда чувствовала любовь от своего хозяина. Тем не менее она осталась преданной своей прошлой жизни. Чехов всегда четко выражает основной замысел.

Мария

А. П. Чехов — один из немногих авторов, который посвятил все свое творчество детской литератур. Во время описания какой-либо ситуации он использует простой язык, который понятен детям. Характеристика собаки дает понять, насколько писатель любил животных.

Кирилл

С этой сказкой я познакомилась еще в школе в 4 классе. Мне очень понравилось, как автор передал главную мысль этого произведения. Он посредством своего повествование учит детей проявлять сострадание и сочувствие. Регина

Художественные образы

Каштанка

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию.

В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью.

Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь.

«Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя.

Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды».

Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян.

Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец.

В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга.

Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном.

Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть краткое содержание “Смерти чиновника” Чехова. Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша новая статья, посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит.

Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем.

Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Самый маленький рассказ тургенева из сборника записки охотника
  • Самый маленький рассказ аверченко
  • Самый короткий рассказ льва николаевича толстого
  • Самый короткий рассказ бажова
  • Самый короткий рассказ зощенко