Самые смешные сказки в мире

Кадр из фильма морозко. режиссер а. роу. 1964 годзаглядываем на новую выставку музея садовое кольцо в поисках новогоднего настроения.в музее

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.

В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.

Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика

Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».

Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.

Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».

Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.

477(1972)

К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.

476(2384)

Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга

Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».

Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.

На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.

Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.

Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!

Пародии — это комедии, которые не дают сценаристам покрыться ленивым жирком и скатиться в бесконечные клише.

Заряженное оружие (1993)

Пародия на: полицейские боевики и детективы («Смертельное оружие», «Основной инстинкт», «Молчание ягнят», «Крепкий орешек»)

Двое полицейских детективов ведут дело против наркомафии, в ходе которого убивают их напарницу. Теперь ребята сдвинут брови ещё сильнее, глубже просунут кулаки в карманы брюк и переставят расследование в папочку личной мести.

Максимальная концентрация юмора: пока главные герои выдают мощные, пафосные монологи на первом плане, массовка играет свою комедию на фоне. И обе сцены, главная, и второстепенная, хороши. А ещё лучше — серьёзность Сэмюэла Л. Джексона и Эмилио Эстевеза, которые играют на предельно напряженных лицах. Контраст с окружающим дает эффект взорвавшейся бомбы.

Самые смешные сказки в мире

Голый пистолет (1988)

Пародия на: полицейские сериалы и боевики («Грязный Гарри», «Коломбо», бондиана)

Лейтенант Фрэнк Дребин — это катастрофа американской полиции. Его главное оружие — самоуверенность, сплавленная с абсолютной некомпетентностью. Такой арсенал сбивает противников с толку: как можно бороться с тем, кто по всем правилам логики и жанра полицейских детективов вообще не должен был дожить до середины фильма? Но Фрэнк не только выживает — лейтенант спасает правящую Королеву Великобритании от террористов.

Самые смешные сказки в мире

Агент Джонни Инглиш (2003)

Пародия на: шпионские драмы, бондиана

Пародия другая, а монархия страдает все та же, британская. В этом фильме злодейский злодей, которому не преграда законы ни морали, ни здравого смысла, решил запустить мощный стартап: превратить Англию в островную тюрьму, где будут содержаться самые опасные зарубежные преступники за огромные деньги из федеральных бюджетов. Остановить коварного бизнесмена попробует агент МИ-7 Джонни Инглиш  — от шпиона в нем только буква «Ш», но мистер Инглиш — единственная надежда Великобритании.

Самые смешные сказки в мире

«Космические яйца» или «Космобольцы» (1987)

Пародия на: «Звездные войны»

Космический наемник Лоно Старр скрывается от жестокого гангстера Пиццы Хатта. Спасает парня и его верного челобаку аппетитный заказ: выкрасть жуидовскую принцессу у злобных захватчиков — космобольцев. Принцессы на звёздном рынке ценятся, и Лоно просит за авантюру целый миллион космодолларов. Операция спасения проходит успешно, потому что у Лоно всегда с собой щедрый запас клубничного джема, но на одном сахаре далеко не уедешь, особенно когда охотится за тобой не только Пицца Хатт, но и сам Лорд Шлем. Теперь в космическую гонку вступает Великий Йогурт, и у героев появляется шанс спасти не только принцесс, но и всю галактику.

Досталось не только вселенной Лукаса, но еще «Чужому», популярным фаст-фудам и немного даже Францу Кафке.

Самые смешные сказки в мире

Робин Гуд: Мужчины в трико (1993)

Пародия на: фильмы о Робине Гуде, «Крестный отец», «Малькольм Икс»

Объектом разоблачительного юмора выбрана одна из самых потрепанных кинематографом легенд о парне в капюшоне. Робин, худой парень с редкой бородкой, сбегает из плена во время Крестового похода и возвращается в родовое имение. Но оказалось, что во время отсутствия хозяина земли были конфискованы шерифом за долги. Герой собирает команду мужчин в трико и начинает миссию по возвращению себе имения. В чем сила Робина? В беспощадно глупых, высокопарных речах и, возможно, в шляпе с пером — иначе зачем она ему вообще?

Самые смешные сказки в мире

Монти Пайтон и Священный Грааль (1975)

Пародия на: легенда о Короле Артуре

«Монти Пайтон» — это The Beatles в жанре комедии. В шоу этих ребят было полно абсурда, хаоса, графической психоделики и политической сатиры — кому как не «пайтонам» делать кинопародии? Они и сделали: в «Граале» спародировали британский эпос, а в фильме «Житие Брайана по Монти Пайтону» комики прошлись по феминисткам, религиозным фанатикам и популистам.

Артур и его средневековый бэнд отправляются в очередное приключение — ребята ищут Священный Грааль, сталкиваются с крестьянами-анархистами, непобедимым Черным Рыцарем и веселыми французами.

Самые смешные сказки в мире

Очень страшное кино (2000)

Пародия на: фильмы ужасов и триллеры («Крик», «Шестое чувство», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Хэллоуин», «Ведьма из Блэр: курсовая с того света»)

Пародийный слэшер, который сейчас разросся в целую киновселенную. Дрю Декер получает звонок от маньяка, бегает полуголая по улице и попадает под машину. Синди переживает: в прошлом году произошла похожая трагедия и кровь невинной жертвы — на руках Синди и ее друзей. Подростки, которым, кажется, слегка под тридцать, решают забыть о своем преступлении и спокойно жить дальше, но маньяк все знает и не оставит малолетних убийц безнаказанными. Таинственные записки с угрозами, убийства на публике, бездействие полиции, кровь фонтанами очень много крика.

Самые смешные сказки в мире

Ну разве не романтично? (2019)

Пародия на: романтические комедии

Один из самых клишированных жанров кино: предсказуемый сюжет, неизменный хэппи-энд, неискоренимая фабула «Золушки». Главная героиня этого фильма может часами перечислять стандартные приемы ромкомов и убеждать подруг в том, что эти сказки для одиноких в жизни не работают. Ещё один типичный прием ромкомов: если кто-то со стопроцентной уверенностью и высокомерной улыбкой говорит, что любви не будет — любовь тут же появится. Не успела скептик Нэтали разобрать комедийные мелодрамы на атомы, как жизнь героини превращается в ромком с зашкаливающим уровнем клишированности. Тут будет счастливый конец, в котором «Ну разве не романтично?» успешно сдаёт экзамен на годность. 

Самые смешные сказки в мире

Евровидение: История «Огненной саги» (2020)

Пародия на: Евровидение

История о группе «Огненная сага» — не совсем пародия, но достойная комедия, в которой с уважением, любовью и иронией смеются над ежегодным песенным конкурсом всея Европы. Евровидение — само по себе пародия на конкурс молодых талантов: музыки из года в год там все меньше, а фриков и околополитических мотивов — больше. Острую тему о том, за что страны на самом деле ставят друг другу лайки, создатели фильма трогать не стали и сосредоточились на фриках. Главные герои — исландцы Сигрит и Ларс всю жизнь мечтали выиграть Евровидение, хотя от их музыки не были в восторге даже выпившие соседи в местном баре. Но мечтателей не остановишь неверием обывателей: парочка чудом (кровожадным таким чудом) попадает в финал конкурса, и теперь Сигрит и Ларсу предстоит доказать самим себе, что всю жизнь они посвятили не ложной мечте. 

Самые смешные сказки в мире

Зомби по имени Шон (2004)

Пародия на: фильмы о зомби

Сюжет этой комедии сейчас печально знаком всему миру: по городу начинает распространяться странный грипп, люди теряют сознание прямо на улице, одни начинают осторожничать и готовиться в аду, другие — продолжают сидеть с друзьями в любимых барах и не замечают, что вокруг начинается апокалипсис. Грипп оказался с необычной побочкой — заболевшие становились зомби со всеми традиционными диетой из крови, мозгов и свежей плоти.

Главный герой фильма — Шон, продавец-консультант, настолько пассивный и заурядный, что серая мышь не захотела бы стать его метафорой. Зато парень — яркий представитель тех, кто не замечает вокруг ничего подозрительного и опасного. Шон настолько увяз в своей жизни на бесконечном повторе, что осознает масштаб катастрофы, только когда зомби прорываются в его дом. Теперь герою придётся проявить активность и инициативу, иначе лишат его не премии, а жизни.

Самые смешные сказки в мире

Мокасины Маниту (2001)

Пародия на: фильмы о Диком Западе

Не пускай индейца в бар — золотая мудрость этого фильма. Не будь бара, вождь благородных апачей Абахачи не порвал бы карту сокровищ своего великого деда. Не порвал бы вождь Абахачи драгоценную карту, не пришлось бы несчастным, обездоленным апачам страдать от союза с шошонами, чтобы вместе наказать бледнолицых за их подлые аферы. Или в аферах бледнолицых тоже виноват виски? Или виноват великий дед вождя Абахачи? Или бледнолицый брат Абахачи Рейнджер?

Сюжет этого фильма швыряет как перекати-поле по безжизненным пустыням, а вот с юмором все четко — все смешные стереотипы киновестернов протерты от пыли и разобраны по полочкам.

Самые смешные сказки в мире

Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале (1995)

Пародия на: криминальные драмы про ужасы жизни в гетто («Ребята по соседству», «Гроза для общества», «Авторитет»)

Завершает список фильм о Южном централе — это части Лос-Анджелеса, о которой на уроках истории ничего хорошего не рассказывают. Дичайший уровень преступности, расизм, масштабные бунты против произвола полицейских — детей тут ставят на очередь не в детский сад, а в уличные банды. Главный герой, парень по кличке Пепельница, переезжает в Централ к отцу, который настолько крут, что младше Пепельницы на два года. Под руководством молодого папы герой должен стать настоящим мужчиной и выбрать свой путь в этом гэнгста мире.

Самые смешные сказки в мире

Источник

Дед Мороз наравне с елкой является главным символом Нового года. Этот персонаж самый любимый у детей и взрослых. И каждый мечтает, чтобы в новогоднюю ночь именно к нему в дверь постучался сказочный герой с мешком подарков. А исполняют такие желания, как правило, актеры и аниматоры, которые перевоплощаются в Дедушку и Снегурочку. «Вечерняя Москва» поговорила с людьми, которые надевают красный халат и «бороду из ваты» в эти дни и идут исполнять желания детей и взрослых. Деды Морозы поделились самыми смешными и курьезными случаями, которые происходили во время их визитов на утренники и офисные корпоративны.

Вы и так мало зарабатываете

Иван Власов вот уж пять лет играет роль главного волшебника из новогодних сказок и признается, что каждый раз во время поездок на детские утренники или корпоративы происходят веселые случаи, которые он вместе со своей компаньонкой Снегурочкой часто вспоминает:

— Это был обычный детский новогодний утренник. Ребятишки подходили ко мне в милых костюмах человечков-пауков, принцесс и лесных персонажей. Одни рассказывали стихи, другие — крутили колесо или на мостик становились. В общем, делали все, чтобы как-то удивить Деда Мороза. После стихов, трюков и песен они забирали свои подарки и убегали к родителям. В один момент подходит мальчик в образе викинга, в шлеме с рогами, и заявляет, что стих читать он не будет, но удивит трюком. Отходит этот мальчуган от меня подальше, разгоняется и в прыжке врезается головой в стену. Я в панике ищу глазами его родителей. Нахожу. А они делают жест рукой: мол, все нормально. В итоге парень вскакивает и с улыбкой бежит забирать свой подарок.

Но больше всего Ивана поразила щедрость ребенка, который решил отказаться от подарка, отдав все свои сладости ему и «внучке»:

— Этот мальчик вытащил из своего мешочка подарок и сладости и отдал их нам со Снегурочкой со словами: «Держите, вы и так мало зарабатываете».

Еще более забавный случай произошел с Иваном, когда он приехал на новогоднюю «тусовку для взрослых».

— Кроме того, что я бываю классическим Дедом Морозом, мне часто приходится перевоплощаться в Дедка-кипятка, — говорит он. — Образ направлен на взрослую аудиторию. Это больше похоже на MC-ведущего в ночных заведениях. На одном из таких мероприятий я очень понравился одной девушке. Она все время снимала меня на телефон, задавала разные вопросы, а в конце вообще сказала, что хочет взять меня с собой на Кубу, и долго уговаривала полететь с ней прямо на следующий день.

Однако собеседнику «ВМ» пришлось отказать красавице и остаться дома, в Москве.

Опыт не пропьешь

Владимир Лимаренко работает Дедушкой Морозом вот уже 15 лет и забавных случаев, которые его шокировали, за годы практики накопилось немало:

— Это было в ночь с 31 декабря на 1 января, мы работали в режиме нон-стоп со Снегуркой. Во время очередного выезда, пока я вел шоу-программу, мою Снегурку заманили к себе гости мероприятия и решили в честь праздника налить ей сто граммов. В общем, стопка за стопкой — и тут, как говорится, Остапа понесло. Снегурка напилась, пустилась в пляс и в свое удовольствие провела время. Мне же пришлось одному на себе тащить весь концерт.

После мероприятия Деду и Снегурке нужно было ехать на следующий заказ, однако последствия «запоя» сказочной внучки Мороза не позволили им продолжить путь:

— Ей стало плохо, и она, что называется, украсила меня и себя закуской, съеденной накануне. Я был в гневе, но в то же время было очень смешно. Пришлось позвонить заказчикам и сообщить, что мы будем позже.

Актерам пришлось вернуться в Москву, забрать запасные костюмы и отправиться на вызов:

— Снегурку откачали, напоили ее кофе, «антипохмелинами» — и пошли работать. Нужно отдать должное моей коллеге: она быстро пришла в чувство и вернулась в образ своей героини. Поэтому фраза «опыт не пропьешь» в ее случае — как никогда к месту.

Вы ненастоящие

Виктория Кононова начала примерять на себе образ белокурой красавицы-Снегурочки еще в студенческие годы, когда хотела заработать на подарки родным. Перевоплотившись во внучку главного новогоднего волшебника и прихватив с собой однокурсника Анатолия в образе Деда Мороза, она направилась в гости к заказчикам:

— Мы пришли, и нам навстречу вышли двое ребятишек, брат с сестрой. Они были погодками: девочке пять лет, а мальчику — шесть. Девочка была в образе феи, а брат нацепил на голову шапку-гриб. Фея обрадовалась нашему приходу, начала приветствовать, всячески привлекать наше с Дедом внимание. Потом рассказала стих и даже спела. Веселила нас, как могла.

А вот брат девочки, по словам Снегурки, забился в угол и злобно смотрел на сказочных гостей.

Как выяснилось позже, мальчику кто-то внушил в садике, что Дедушка Мороз и Снегурочка — это «просто переодетые люди, а не реальные волшебники»:

— Когда мой однокурсник, играющий роль Мороза, решил немного развеселить Грибочка, тот начал во все горло кричать: «Вы ненастоящие — переоделись и обманываете нас!» За все десять лет я не видела такой негативной реакции в отношении Деда Мороза и Снегурочки и неверия в их существование.

Затем мальчик побежал в сторону Деда и, нападая на него, пытался в качестве доказательства своих слов сдернуть с него искусственные усы. Благо Дед, по словам собеседницы «ВМ», попался высокий — иначе бы в существовании Деда Мороза разуверилась бы и сестра мальчика.

  • Самые смешные эпизоды из денискиных рассказов перескажи в скобках укажи название каждого рассказа
  • Самые ранние опубликованные русскими композиторами клавирные сочинения относятся к жанру
  • Самые смешные рассказы тэффи
  • Самые смешные рассказы чехова
  • Самые сильные части рассказа это