Самые смешные эпизоды из денискиных рассказов перескажи в скобках укажи название каждого рассказа

Литературное чтение 2 класс рабочая тетрадь ефросинина часть 1 - 2014-2015-2016-2017 год: читать онлайн cкачать в формате pdf - щелкни!

Литературное чтение 2 класс Рабочая тетрадь Ефросинина часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:




Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!smile


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>


Текст из книги:

л.А. Ефросипина
Литературное
чтение
Рабочая тетрадь JV» 1
J
Для учащихся J общеобразовательных организаций
Москва
Издательский центр
Ж 2014
ББК 84.Я71 Е92
Руководитель проекта — чл.-корр. РАО проф. II.Ф. Виноградова Ефросинина Л.А,
Е92 Литературное чтение i 2 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / Л.А. Ефросинина. — 5-е изд., дораб. — М. : Вентана-Граф, 2014. — 80 с. ; и.т.
ISBN 978-5-360-04570-0
Тетрадь по литературному чтению № 1 содержит упражнения для самостоятельной работы учащихся с текстами произведений, включённых в первую часть учебника и учебную хрестоматию. Разнообразные задания творческого и развивающего характера позволяют на уроках литературного чтения осуществлять дифференцированное обучение.
Входит в систему «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (20П9 г.).
ББК 84.Я71
Г ^
‘V
Условные обозначения
Подсказка поможет тебе выполнить задание Задание по выбору
«Рассыпались» слова. Прочитай правильно
Выполни творческую работу Памятка
В рубрике Дополнительное чтение — задания к произведениям из учебной хрестоматии
ISBN 978-5-360-04570-0
© Ефросинина Л.А., 2008
© Издательский центр «Вентана-Граф», 2008 © Ефросинина Л.А,, 2012, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2012, с ;ю;.
u
о нашей Родине
Ф. Савинов. Родина
1, Допиши предложения словами из текста.
Приволье — это_____________________________
Родина — это
2^. Какие слова стихотворения при чтении вслух ты будешь выделять голосом? Перечитай текст и запиши эти слова.
3. Запиши рифмующиеся слова.
4*. Нарисуй иллюстрацию.
3
и. Никитин. Русь
1. Какие слова выбрал поэт, чтобь! выразить свою любовь к Родине? Подчеркни.
Широко ты, Русь,
По лицу земли В красе царственной Развернулася!
2’^. Допиши предложение.
Стихотворение «Русь» написал
Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью…
(фамилия)
(имя)
(отчество)
l^,
3* Соедини ^ части пословиц и запомни их.
Человек без родины, Всякому мила
своя сторона.
что соловей без песни.
4. Отгадай загадку. Нарисуй или запиши отгадку.
На полянке девчонки В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
Полушалок — небольшая шаль, платок.
с. Романовский, Русь
1^. Допиши предложения словами из текста.
Русь — _______________________________
Русь — _______________________________
2. Прочитай и запомни слова.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
3. Допиши пословицу.
Всякому мила ___________________
4^. Перечитай разговор автора-рассказчика с хозяйкой. Что такое русь1 Подчеркни ответ.
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!
— На русь? — ахнул я.
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— На русь?!
— На русь.
— Что такое русь1
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь — светлое место!
Русь — страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!
с. Романовский. Слово о Русской земле
1е Допиши предложение словами из текста.
Русь — светлое,———————————
2. Прочитай слова и соедини их парами
русичи
дубравы
берёста
гусли
леса
русские
струнный инструмент кора берёзы
Прочитай отрывок из летописи. Подчеркни слова и выражения, которые придают тексту торжественность.
О светло светлая и красно украшенная земля Русская!
Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтймыми.
4. Приходилось ли тебе пить воду из родника? Прочитай слова. Каким ты представляешь родник? Нарисуй.
родник — родники вода — род — родина
— родничок — родниковая народ
6
Дополнительное чтение
Н. Рубцов
«Россия, Русь — куда я нм взгляну…»
1, Прочитай стихотворение. Впиши пропущенные слова. Подчеркни рифмы.
Россия, /vyo?________ — куда я ни взгляну…
За все твои стоадания и битвы
Люблю твою, ———, старину,
Твои леса, погосты и молитвы^,
2^’. Раскрась рисунок. Какие строчки из стихотворения Н, Рубцова подходят к рисунку? Запиши.
-7T Ч йлШНШРл-
1
А. Прокофьев. Родина
1. Выпиши из стихотворения созвучные слова.
2.
Как надо читать это стихотворение? Подчеркни ответ или допиши свой.
торжественно
грустно
радостно
весело
3^. Прочитай и подчеркни обращение (к кому обращается автор).
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья.
4. Запиши фамилию автора.
Народная мудрость
«Я с горы на гору шла…»
Русская народная песня
1’^. Какие слова песни характеризуют природу? Найди эти слова в тексте и запиши.
8
2,* Подбери близкие по значению слова к слову «шелковая». Укажи
Шелковая — так слово произносится в народной песне. Произноси: шёлковая.
шелковая (трава)
жесткая
мягкая
зелёная
жёлтая
3. Запиши значение слова ермолка. Ермолка — _____________________________
Вспомни загадку о грибах и запиши.
Как Илья М3 Мурома богатырём стал
Былина в пересказе М. Карнауховой
1^* Найди ответы на вопросы в тексте и запиши.
Где жил Илья Муромец?________________________
Какие враги нападали на Русь?
2. Как звали родителей Ильи Муромца?
Отец — _________________________________
Мать —__________
2 Лктературпое чтение 2 кл. Тртрал1=
9
3^. Реши кроссворд.
1. Имя русского богатыря.
2. Имя отца Ильи Муромца.
3. Кличка коня Ильи Муромца.
1
Имена русских богатырей: Илья, Добрыня, Алёша, Святогор.
. Три поездки Ильм Муромца Былина
1, Каким был Илья Муромец? Отметь ответ 0.
2.
добрый
сильный
умный
жадный
мудрый
злой
Перечитай отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» в стихотворной форме. Впиши пропущенные слова.
И обрагцался добрый молодец ко______________________
ко _________________,
и на камешке он подпись подписывал;
«И как очипдена эта дорожка ———————
10
считалка
потешка
Малые жанры русского фольклора
Шутка. Считалка, Потешка. Пословица
1. Прочитай, подумай и укажи
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенёчкам И в яму бух.
Провалился петух!
Катилось яблоко Мимо сада,
Мимо сада.
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Пять утят, пять опят.
У тёти утята, у Пети опята.
2. Допиши рифмующиеся слова так, чтобы получилась потешка. Раскрась.
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет____________________,
Тимошка — ___________________,
По кривой дорожке.
скороговорка
3^. Сочини свою потешку. Запиши.
11
4^. Запиши пословицу на любую тему.
Дополнительное чтение
Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки
1. Прочитай, отметь, где скороговорка, а где песенка-закличка. Нарисуй, если хочешь, иллюстрацию к любому тексту.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели Карамель на мели ели.
Синички-сестрички,
Т ётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на воле полетайте.
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!
2. Перечитай текст, подчеркни слова, которые
говорят, что это небылица. Укажи риф-
муюш,иеся слова.
Старину скажу стародавнюю,
Небывальщину да неслыхальщину.
12
Как среди моря овин горит,
А по чисту полю корабль бежит.
А то епдё не чудо, не диковинка, А были чудеса и почуднее того: По поднебесью медведь летит, Ушками, лапками он помахивает, Серым хвостиком поправливает.
А то ещё не чудо, не диковинка, А были чудеса и почуднее того: Как на дубу овца гнездо свила. Гнездо свила да яичко снесла.
Щ£| 3. Собери пословицы. Соедини
Терпение и труд Декабрь год кончает, Где труд,
Tawi и счастье, всё перетрут, а зиму начинает.
Проверь себя
При выполнении заданий пользуйся учебником и учебной хрестоматией.
1. Допиши предложения.
Моя Родина
Стихотворение «Русь» написал Русь — это __________________
13
2’^’> Вспомни и запиши пословицу о Родине. Проверь по учебнику или учебной хрестоматии.
3^. Реши кроссворд.
1. Дерево — символ России.
2. Древнерусский воин.
3. Источник жизни на Руси.
О детях и для детей
л. Барто. Катя
1, О каких делах говорится в стихотворении? Запиши.
2^. Собери пословицу и запиши.
Труд
портит,
О
лень
кормит.
14
3.
Допиши слова из текста. Подчеркни рифму.
— Ты что на скамейке сидишь, как___________________?
А Катя сказала:
■— Я жду———————-
Запиши имя, отчество и фамилию автора этого стихотворения.
Дополнительное чтение
Б. Заходёр. Перемена
Перечитай отрывок. Вставь нужные знаки препинания и научись выразительно читать. Укажи Ач рифмы.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена Не угонишься за Вовой Он гляди какой бедовый
Проверь себя по учебной хрестоматии.
15
2. Подумай, какое это стихотворение. Укажи ответ 0 или запиши свой.
грустное
весёлое
смешное
юмористическое
3. Определи, о ком это стихотворение. Допиши предложение.
Стихотворение
«
(фамилия автора)
(заголовок)
о
(о ком?)
С. Баруздин
Стихи о человеке и его словах
1. Какие бывают слова? Найди в тексте и запиши. Слова бывают _________________________________
2. Подумай и запиши разные слова.
Нежные _______________________——-
Твёрдые____________________________
Упрямые____________________________
16
3*. Допиши пословицу.
Дерево держится_________
а человек
4, Запиши имя, отчество и фамилию автора.
С. Баруздин
Как Алёшке учиться надоело
1^. Почему Алёшка ушёл из школы? Найди ответ в тексте и запиши.
2. Найди пословицу в задании к рассказу. Допиши её.
Не говори
, а говори —
3. Подумай, какая семья была у Алёшки. Выбери и отметь ответ 0 или запиши свой.
дружная добрая надёжная строгая____________________
3 Литературное чтение 2 кл. Тетрадь №1
17
4^. Собери и запиши пословицу.
Маленькое
дело
безделья.
большого ) ( лучше
Е. Пермяк. Смородинка
1. Укажи 0 жанр произведения.
сказка рассказ стихотворение
2. Прочитай пословицы. Укажи ©, какая из них
подходит к рассказу.
Счастье и труд рядом живут.
Труд кормит, а лень портит.
Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.
18
Дополнительное чтение
С. Михалков. Прогулка
1. Какие слова вь!ражают огорчение рассказчика? Подчеркни.
Мы по бережку прошли И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке Тут и там — пустые банки И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
2. Прочитай четверостишие. Какой знак препинания стоит в конце каждой строки? Почему? Поставь знаки. Прочитай выразительно.
Вот местечко хоть куда Родниковая вода Чудный вид Прекрасный пляж Распаковывай багаж
3^. Что хотел сказать автор своим читателям? Подумай и запиши.
19
я. Носов. Заплатка
1.
Каким ты представляешь Бобку? Выбери ответы 0.
упорным
весёлый
находчивым
ленивый
злой
трудолюбивый
2^. Прочитай пословицы и отметь 0 ту, которая подходит к рассказу.
Труд украшает человека.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
3^. Реши кроссворд. Найди ответы в тексте.
1. Фамилия автора рассказа. 2
2. MjviH героя рассказа.
3. Маленький кусочек материи. —
Г. Сатир. Рабочие руки
1. Какими автор называет руки? Найди слова в тексте. Запиши.
руки (какие?)
20
2^. Запиши третью и четвёртую строчки, прочитай. Подчеркни рифму.
3. Что сделают руки? Найди ответ в тексте.
Руки построят,_________________________________
Дополнительное чте-ние
Амога
Нанайская народная сказка
1. Перечитай отрывок. Впиши пропущенные слова. Какой была Айога? Какой стала? Подчеркни ответ.
В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была
у него дочка Айога. _______________~ ’девочка. Все её
любили. И все говорили, что ——————^ дочки
Ла никого нет — ни в этом, ни в каком другом стойбигце. Айога ____________• Стала разглядывать себя. И ________________к_ сама себе. Смотрит
не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начинденный смотрится, то на своё отражение в воде.
Совсем ____________ стала Айога. Всё—————
собой.
21
2. в кого превратилась Айога? Допиши предложение.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду
Айога и______________________________________________•
Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го-го! Ах, какая я красивая…
3^. Что такое диалог! Допиши предложение.
Диалог — это ______________________________________
И. Крылов. Лебедь, Щука м Рак
1. Запиши героев басни.
2. Укажи ^ близкие по смыслу слова к слову
согласие.
дружба вражда . лад единство раздор мир
согласие
3. Допиши предложение.
Иван Андреевич Крылов — русский
22
4. Укажи кто и что делает.
Лебедь
Щука
Рак
пятится назад, рвётся в облака, тянет в воду.
Л. Толстой. Страшный зверь
1. Определи жанр этого произведения. Укажи 0.
басня сказка рассказ
2. Укажи о ком так говорила маленькая
мышка.
страшный
добрый
кот
петух
3^. Допиши предложение.
Басню «Страшный зверь» написал
4. Какой была мышка? Укажи ответ © или запиши свой.
умная
маленькая
глупая
добрая
опытная
5. Раскрась рисунки и запиши героев басни.
23
М. Зощенко. Самое главное
1. Каким был Андрюша? Найди ответ в тексте и запиши.
2. Каких людей все любят? Найди ответ в тексте и запиши.
3. Что же самое главное в жизни? Отметь ответ © или запиши свой.
быть смелым быть умным быть ловким
быть храбрым быть честным быть добрым
4^. Перечитай каждую часть. Какой совет даёт мама сыну в каждой части? Найди и запиши. Перескажи по плану.
1._________________________________________________
2.
3.
5.
5* Допиши пословицу, поставь знаки препинания.
Землю красит _______________ а человека_____________
24
в. Сутеев. Кто лучше?
1. Запиши героев сказки.
2^. Кто же лучше всех? Найди ответ в тексте и запиши.
3. Какой была девочка? Выбери ответ 0 или напиши свой. Проверь правильность ответа по тексту сказки.
скромная
добрая
старательная
ленивая
умелая
ловкая
4. Вспомни и запиши загадку об одном из героев сказки. Нарисуй отгадку.
Если затрудняешься, обратись к учебнику.
4 Литернтурное чтение 2 кл. Тетрадь
25
Дополнительное чтение
Я. Аким. Жадина
1, Как автор относится к жадине? Найди ответ в тексте и подчеркни.
Жадину
Я ни о чём не nponiy. В гости я Жадину Не приглашу.
Поэтому —
Честно, ребята, скажу С жадными Я никогда Не дружу!
Не выйдет из жадины Друга хорошего,
Даже приятелем Не назовёшь его.
2. Кого можно назвать жадиной? Отметь ответ © или напиши свой.
у кого много конфет кто дарит подарки кто не даст карандаш
3^, Сделай рисунок к стихотворению.
26
Дополнительное чтение
В. Осеева. Волшебная иголочка
1. Перечитай отрывок из сказки, делать иголочка? Подчеркни.
Что умела
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье — само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелит на стол,
глядь — и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуш,е глаза и всё-таки не уберегла.
2^. Реши кроссворд. Проверь написание слов по учебной хрестоматии.
1. 5, 6. Кто помогал девочке?
2. Что вышивала Баба Яга?
3. Что потеряла Маша?
4. Как Маша называла сову?
7. Чем открывались двери?
8. Кем была Машенька?
8
б
7
27
л. Митта. Шар в окошке
1. О ком или о чём этот рассказ? Укажи ответ 0 о детях о животных о природе
2»^. Запиши последнее предложение. Как ты понимаешь его?
3. Какие у Коли друзья? Укажи ответы 0 или допиши свой.
веоные
X
равнодушные
находчивые
веселые
трусливые
4. Отметь 0 пословицу, которая подходит к этому рассказу.
Чай пить — не дрова рубить.
Без беды друга не узнаешь.
Делу время — потехе час.
Е. Пермяк. Две пословицы
1. Кто написал это произведение? Подчеркни имя, отчество и фамилию автора.
Произведение «Две пословицы» написал Евгений Андреевич Пермяк.
28
2. Сделай модель обложки.
3. Кто помогал Косте? Запиши.
4^. Что шепнула Косте собака на ярмарке? Допиши предложение.
А шепнула она ему________________________________
Дополнительное чтение
В. Берестов. Прощание с другом
1. Какие слова говорят о дружбе ежа и человека? Подчеркни.
Мы с ежом замечательно жили,
Уважали друг дружку, дружили.
Позволял он потрогать брюшко.
Он с ладошки лизал молоко.
29
у него была милая рожица.
Не любил он колоться и ёжиться.
2. Изменяется ли тон чтения? Какой тон чтения был в начале, каким стал в конце? Укажи
начало
середина
конец
тревожный
печальный
доверительный
ласковый
уважительный
3^. Расскажи о каком-нибудь диком животном. Сделай рисунок или приклей фотографию.
Л. Пантелеев. Две лягушки
1. Укажи 0 жанр произведения.
рассказ сказка басня
2. Допиши предложение из текста.
Только одна лягушка была ————
а другая 30
3^. Прочитай пословицы. Какая из них подходит к произведению? Отметь ©.
У страха глаза велики.
Терпенье и труд всё перетрут.
Трус и таракана посчитает за великана.
Дополнительное чтение
В. Катаев. Цветмк-семмцветик
1, Перечитай описание цветка. Впиши пропущенные слова.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого
цвета: ___________________, ___________________,
и
2. в чём был секрет цветка? Как об этом сказала старушка? Допиши предложение.
Он может_________________________________________
3^. Прочитай волшебные слова допиши свою просьбу.
— Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг,
(заклинание) и
31
Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли — Быть по-моему вели.
Вели, чтобы _______________________
4^. Нарисуй цветик-семицветик и впиши в каждый лепесток, что просила и получила девочка Женя.
В. Беспальков. Совушка
1, Подумай, какое чувство вызывает это произведение. Укажи 0 или напиши свой ответ.
тревогу
радость
горе
печаль
гордость
нежность
2. Как отец и мать называли сову? Запиши.
совушка
32
3^. Перечитай отрывок из четвёртой части. Чему удивился Федотка? Подчеркни ответ.
Утром просыпается Федотка — на своей печке лежит. А укрыт он пуховым пёстрым платком. Такого и не было у матери. Федотка присмотрелся к узорам и ахнул. Точь-в-точь такие узоры на перьях совушки — умной головушки.
«Да ведь старушка вовсе и не старушка, а со-вушка!» — подумал Федотка, и тут же платок вдруг исчез.
4. Каким ты представляешь платок, которым был укрыт Федотка? Нарисуй.
В. Сутеев. Снежный зайчик
1. Запиши имена героев.
2. Подумай и укажи ©, какой была Катя,
маленькая
настойчивая
умная
трудолюбивая
5 Литературное чтение 2 кл. Тетрадь Jslal
33
3. Кто что вылепил из снега? Запиши или нарисуй.
Имя героя В первый раз Во второй раз В третий раз
Коля
Саша
Женя
Катя
4^. Какие слова упорно повторяла Катя? Запиши.
5.
Собери пословицу. Прочитай её и подумай, подходит ли она к рассказу В, Сутеева.
Всякий
делу
человек
познается.
6^. Обведи рисунки и раскрась те снежные фигуры, которые тебе понравились. Найди в тексте слова о них и прочитай.
34
# •
* • . • ■ *»* i
* щ i *
* 1., » * 1 * *
■ /
• «
.** ‘- » .■ .
4..’V’s iy.y •: ■■-‘■ ■’
» « *
* ‘ I
»*
» ’
Дополнительное чтение
Н. Носов. На горке
1. Запиши имя и отчество писателя.
Носов.
2. Как дети строили горку? Впиши пропущенные слова.
Целый день ребята трудились __________ во дворе. ________
строили
и
Только
под стенку сарая _________________.
______ горка была готова. Ребята
. её __________ и побежали домой
обедать.
35
3. Как о Котьке говорит автор? Найди в тексте нужные слова, подчеркни их.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.
Мир сказок
1.
У страха глаза велики
Русская народная сказка
Запиши первое предложение. О каких героях говорится? Подчеркни.
2^. Объясни слово. Найди объяснение в учебнике.
Водоносы — люди, которые _______________________
3^. Допиши предложения словами из текста.
Назад идут — __________________^________
У бабушки вода _________________________
У внучки — _____________________________
У курочки — ____________________________
у мышки —_______________________________
36
4. Кого испугались герои сказки? Укажи ^
бабушка
внучка
курочка
мышка
котишке
медведигце
лиса
волк
5. Раскрась рисунки и укажи где чьё ведро.
бабушка
внучка
курочка
мышка
Братья Гримм. Маленькие человечки
1. Запиши имена братьев Гримм.
2. Когда появлялись маленькие человечки? Запиши,
3. Прочитай песенку маленьких человечков, подчеркни рифмы.
Хороши у нас наряды,
Значит, не о чем тужить!
Мы нарядам нашим рады И сапог не будем шить!
37
4^. Реши кроссворд. Запиши названия веш,ей, которые подарили люди маленьким человечкам, Найди ответы в тексте.
Дополнительное чтение
Братья Гримм. Три брата
1. Как начинается сказка? Запиши. Когда это было? Подчеркни.
38
2.
Чему научились братья? Соедини каждого столбика.
слова
старший брат средний брат младший брат
ковать
брить
фехтовать
3. Как сыновья доказали своё мастерство? Заполни таблицу.
Старший брат
Средний брат
Младший брат
4^. Какой совет дал отец сыновьям? Запиши.
Х.-К. Андерсен. Принцесса на горошине
1. Какое настроение вызывает эта сказка? Укажи ответ © или напиши свой.
печальное
радостное
веселое
2. Найди строчки, в которых говорится о короле и королеве. Допиши предложения.
Старый король был _______________________________
Старая королева была _______________^____________
39
3^. Нарисуй иллюстрацию к
сказке.
2.
Х.-К. Андерсен. Пятеро из одного стручка
1. Где жили горошинки? Как называется их дом? Запиши.
Какими ты представляешь горошинок? Укажи ^, какие слова подходят каждой из них.
первая горошинка вторая горошинка третья горошинка четвёртая горошинка пятая горошинка
скромная
сонная
покорная
мечтательная
хвастливая
3’^. Подумай, кому из пяти горошинок повезло больше всех. Допиши предложение.
Я думаю, что больше всех повезло .——————
_____________, потому что она ————————
40
4^. Перечитай последний абзац второй части. Сделай к нему рисунок.
Братья Гримм. Семеро храбрецов !• Запиши имена храбрецов.
2. Допиши предложение.
Они взяли одно длинное и крепкое
3. Какие приключения произошли с героями? Нарисуй или запиши.
41
ш
4. Собери пословицу запиши.
У
гла
42
стра
ки.
ха
за
с
9
Проверь себя
При выполнении заданий пользуйся учебником и учебной хрестоматией.
1^. Запиши пословицу о труде.
2. Заполни схему.
Прочитай и соедини ^ заголовки произведений и фамилии авторов.
«Совушка» «Снежный зайчик» « Дюймовочка »
«Две лягушки»
Сутеев
Пантелеев
Беспальков
Андерсен
4^. Реши кроссворд. Проверь себя по учебнику.
1. Автор произведения «Самое главное».
2. Рассказ Н. Носова о мальчике Бобке.
3. Автор сказки «Пятеро из одного стручка».
4. Рассказ Е. Пермяка о девочке Тане. 3
^2
5.
4
Прочитай имена героев и укажи , из каких они произведений.
Андрюша Рыженький Бобка Коля
«Шар в окошке» «Самое главное» «Заплатка»
Уж небо осенью дышало…
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»
1. Какое чувство вызывает это стихотворение? Укажи ответ 0 или напиши свой.
грустное
радостное
печальное
бодрое
43
2^. Как можно сказать по-другому? Запиши.
Сень — _____________________________________
Караван — ———————————-
3. Запиши имя, отчество и фамилию поэта.
4^. Какую картину ты представляешь, когда читаешь стихотворение А.С. Пушкина? Нарисуй.
Дополнительное чтение
М. Пришвин. Осеннее утро
1. Перечитай первый абзац. Впиши пропуиденные слова. Как автор говорит об осеннем утре? Подчеркни.
Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит ___________________________ какой
____________________, какой ______________________•
А между тем мало-помалу день открывает глаза,
44
и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
2^. Какие осенние дни радуют тебя? Каким ты представляешь бабье лето1 Объясни, запиши.
Бабье лето — ____________________________________
Г. Скребйцкий. Осень
1. Прочитай, найди сравнения и подчеркни их.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь, горит.
2- Раскрась рисунки, используя краски Художни-ка-Осени.
45
Э. Шим. Белка и Ворон
1. Прочитай и укажи какими были Ворон
И Белка.
Белка
Ворон
умный
вежливая
важный
запасливая
бойкая
ворчливый
2^. О каком времени года говорится в сказке? Запиши.
3. Отгадай загадку. Нарисуй или запиши отгадку.
Быстрый маленький зверек По деревьям скок-поскок.
Е. Трутнева. Осень
Допиши слова из текста. Подчеркни рифмы.
Стало вдруг светлее ———————-
Двор как в солнечных ——————-—
Это платье ——————————-
У берёзки———————————
2. Какое настроение у тебя вызывает это стихотворение? Напиши.
46
4
3^. Нарисуй или запиши, какие картины поэтесса описывает в своём стихотворении.
— —^ —
Я. Сладкое. Эхо
1. Кто написал это произведение? Запиши имя, отчество и фамилию автора.
2^. Допиши ответы в диалоге. Подчеркни обращение.
Куда это листья лесные пропали?
Птички-певички, давно ли вы пели?
47
Г
Так что же случилось в лесу? — мы спросим.
3. Отгадай загадку. Нарисуй или запиши отгадку.
Рыжий Егорка Упал в озёрко,
Сам не утонул И воды не всколыхнул.
Дополнительное чтение
А. Твардовский. Начало осени
1. Прочитай первое четверостишие. Как говорит автор о приходе осени? Укажи ответ © или напиши свой.
Плывут паутины над сонным жнивьём.
Краснеют рябины под каждым окном.
радостно
спокойно
2. Как нужно черкни.
быстро
медленно
умеренно
читать это стихотворение? Под-
торжественно
радостно
весело
спокойно
48
3^. Раскрась рисунок. Покажи, каким ты представляешь начало осени.

и
Н. Рубцов
«У сгнившей лесной избушки…»
1. Что радует героя стихотворения? Запиши.
2. В каком лесу бродил герой стихотворения? Подтверди словами из текста.
3^. Допиши пропущенные слова, расставь знаки препинания. Укажи ^ рифмующиеся слова.
У сгнившей лесной Меж белых стволов
Люблю собирать ____
На склоне осеннего
49
4. Объясни значение выражения.
На склоне дня — __________________
М. Прйшвин. Недосмотренные грибы
1. Какие грибы можно встретить в лесу поздней осенью? Найди ответ в тексте. Запиши.
2*. Запиши описание одного из грибов.
3. Отгадай загадки и нарисуй отгадки.
А вот кто-то важный На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой, На шляпке горошки.
Сидит — зеленеет, Летит — пожелтеет, Падёт — почернеет.
50
4^. Реши кроссворд. Раскрась рисунки.
1. «Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли — это очень старая …».
2. Он любит берёзки.
3. Гриб, который растёт под осиной.
4. Рыжий гриб.
5. У этого гриба на шляпке волны.
1
4
Проверь написание слов по учебнику.
Э. Шим. Храбрый Опёнок
1. Подумай: это произведение рассказ? Запиши ответ.
— сказка или
51
2. Почему автор называет Опёнка сиротой? Допиши предложение.
Ничего нет у сироты: _______________________________
3. Как автор называет грибы? Соедини
деды
отцы
братцы
сестрицы
сыроежки
маслята
подосиновики
боровики
4^. Перечитай отрывок. Впиши пропущенные слова. Как автор говорит об уважительном отношении грибников к Опёнку? Подчеркни.
Увидели Опёнка да так-то обрадовались.
— Ах ты, _____________________! — говорят. — Ах
ты, ————-! Ни ______________, ни ______________
не побоялся, нас _ в самое ___________
И ___________
_____________Спасибо тебе, что
время помог!
_________ поклонились Опёнку.
5*. Выбери описание одного из грибов. Запиши.
К. Бальмонт. Осень
1. Перечитай первые четыре строчки стихотворения. Запиши рифмующиеся слова.
52
2. Подбери синонимы к слову благовонье, Благовбнье — ____________________________________
3. Сделай рисунок к стихотворению.
Дополнительное чтение
А. Майков. Осень
Перечитай и запиши четверостишие, которое тебе особенно понравилось. Какие чувства вызывают эти строки? Расскажи.
53
2^. Как ты понимаешь выражение «Лес с себя тайну совлёк»? Запиши.
Лес с себя тайну совлёк — _______________________
3. В каких словах слышится огорчение, а в каких — радость поэта? Перечитай, найди и запиши.
Проверь себя
1. Объясни слова. Запиши.
Золотая осень — __________
2^. Придумай загадку об осенней природе. Запиши. Нарисуй отгадку.
54
Какие чувства вызывает у тебя осень? Укажи ответ 0 или напиши свой.
радость
грусть
веселье
печаль
4. Из каких произведений эти отрывки? Соедини ^ отрывок и название произведения.
«Стоит на берегу лес, густой, как стена. Крикнешь — лес ответит. Спросишь один раз — лес три раза ответит».
«Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое У берёзки на плечах».
«…Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину…»
5^. Заполни схему.
Е. Трутнева,

Место урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
  • учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;
  • способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.

Развивающие:

  • пробуждать чувство сопереживания, учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;
  • способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям В.Ю. Драгунского).

Оборудование: плакаты с пословицами, рисунки по рассказам В.Ю. Драгунского, портрет В.Ю. Драгунского. Тематическая выставка книг «Мастер улыбки», Слайд по теме: «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского».

Ход урока

I. Активизация внимания.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Он автор замечательных рассказов о Дениске и его друге Мишке, а зовут его Виктор Драгунский.

III. Настройка» на восприятие.

(включить презентацию «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского»).

Слайд 2

Родился Виктор Драгунский 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем. Слайд 3

После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» студии А. Дикого. С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (1948–1958 г.). Слайд 4

Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Слайд 5

Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

Слайд 6

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.

Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.

Слайд 7

Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Слайд 8

Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году, а первая книжка из 16 рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов.

Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Отец в этих рассказах – сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, и в нем трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить «Девочку на шаре» и врать про «Пожар во флигеле». В его рассказах светлое и нежное чувство всегда одерживает победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.

Слайд 9

«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоят: пытливый и деятельный Дениска, и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. Так оно и сталось!

Его книги читают не только у нас в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.

Слайд 10

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы». А сейчас, мы с вами поговорим о некоторых рассказах В.Ю. Драгунского. Первый рассказ – «Он живой и светится …».

IV. Проверка знаний, закрепление.

Слайд 11

1. Рассказ «Он живой и светится …».

  1. Почему Виктор Драгунский так назвал этот рассказ? Ответ: в этом рассказе речь идет о живом светлячке, который лежал в глубине коробочки и светился.
  2. Дорог ли для Дениски был его новенький игрушечный – самосвал? Почему? Ответ: самосвал был новый. Он сам сваливал песок, у него была ручка, которую можно вертеть. Этот самосвал подарил Дениске папа.
  3. Ну, была – не была! Знай мою доброту! Мишка протянул Дениске спичечный коробок с маленьким светло-зеленым огоньком. Действительно ли Мишка был таким добрым? Ответ: Мишка просто хотел любым способом заполучить от Дениски новенький самосвал.
  4. Как вы думаете, почему так поступил Денис? Почему он самосвал поменял на светлячка? Ответ: мальчик не думал о выгоде, он думал о светлячке. Потому что он живой! И светится… И, это не прихоть мальчика – это его победа над твердым расчетом приятеля.

Это подтверждают слова из текста:

Мама: «Но всё-таки как ты решил отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? Чем же он лучше?»

Я ответил: «Как ты не понимаешь?! Он живой и светится!..»

Вывод: нереальное сияние светлячка, похожего на звездочку, горит где-то в непостижимой дали и вместе с тем, лежит здесь, на ладони, – это сияние оказывается стократ дороже такой ценной вещи, как новенький игрушечный самосвал. Почему светлячок лучше? Потому что он живой! И светится…

И это не прихоть мальчика, заждавшегося в темном дворе своей мамы. Это победа над твердым расчетом приятеля, для которого жизнь есть свод правил арифметики: за самосвал он отдает одну марку Гватемалы, две Барбадоса и лопнувший плавательный круг в придачу.

Слайд 12

2. Рассказ «Тайное становится явным»

(Чтение отрывка текста).

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– … Тайное становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным?»
– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама.
– Понял?..

Денис лег спать и все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?

– Однажды Денис вылил из окна тарелку манной каши, и она попала на шляпу дяденьке, который шел фотографироваться. Почему это случилось и что было потом, вы уже знаете.

После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.

  1. Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?
  2. Может быть, стоило Дениске прочитать мораль и объяснить, что так поступать больше не стоит?
  3. Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?

Ответ: Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Слайд 13

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Можно ли соотнести данную пословицу с рассказом «Тайное становится явным»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

Слайд 14

3. Рассказ «Главные реки»

– Сейчас мы поговорим ещё об одном рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки», который, поможет вам избавиться от других недостатков.

  1. Какое настроение вызвало у вас чтение рассказа «Главные реки»? Ответ: чтение данного рассказа вызвало интерес к самому рассказу, чувство юмора, смех и желание прочитать рассказ до самого конца.
  2. Почему с Дениской в школе случилась такая скверная история? Ответ: Дениска так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Он думать перестал про какие-то там уроки.
  3. Какую он клятву дал себе? Ответ: и я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
  4. Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? Почему так считаете? Ответ: думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит, т.к. этот урок он запомнит на всю жизнь.
  5. Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее смешным? (Прочитать отрывок текста).

– Кораблёв! Что же ты? Иди к доске.
И я бодро завёл: Зима!.. Крестьянин торжествуя,…
– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.
– Да, – сказал я.
– Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса Раиса Ивановна.
Это Мишка таким хитрым способом умудрился мне подсказать.

  1. Помогли ли Дениске подсказки друзей? Ответ:подсказки друзей нашему герою не помогают, т.к. он дома совершенно не брался за уроки. Подсказкой можно воспользоваться только тогда, когда ты учил уроки и просто немного забыл, или потерял главную мысль рассказа.
  2. Случались ли с вами или с вашими знакомыми подобные истории?
  3. Над чем вас может заставить задуматься данная история? Ответ: этот нелепый случай, который произошел с Денисом Кораблевым, может заставить задуматься каждого ребенка. Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно.
  4. Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Вывод: Дениску Кораблёва, случившаяся с ним история, научила всегда выполнять уроки.

Это подтверждают слова самого Дениса Кораблёва:

– Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.

Слайд 15–17

Конкурс первый «Чей это портрет?»

1. «…она, наверное, и есть Дюймовочка, какая она была маленькая, милая и необыкновенная».

Ответ: Танечка Воронцова. «Девочка на шаре».

2. – Довольно! Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова.

– Назови мне самую большую реку Америки. Скажите, кого так отчитывала учительница Раиса Ивановна и за что?

Ответ: Дениса Кораблёва, который не выучил уроки. «Главные реки».

3. Как называется этот рассказ? Назовите имя девочки.

– Пять лет девочке, а говорит «сыски».
– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Ответ: Алёнка. «Заколдованная буква».

4. Он любит много разных разностей: булки, плюшки, батон и кекс. Очень любит пельмени, ватрушки, кильку, сайру. Бутерброды прямо, с чем попало, про халву говорить не буду. Всей душой люблю мороженое.

– Ты любишь целый продуктовый магазин? – спросил Борис Сергеевич.
– А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
– Ой, чуть не забыл!
– Ещё котят! И бабушку!

Чей это портрет? Как называется этот рассказ?

Ответ: Мишка. «Что любит Мишка».

Конкурс второй. «Кто самый внимательный?»

  1. На что Дениска выменял светлячка? Ответ: на самосвал. «Он живой и светится».
  2. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ: Зеленые, как крыжовник. «Тайное становится явным», «Гусиное горло».
  3. Какая буква заколдована и почему? Ответ: буква «Ш» «Заколдованная буква».
  4. Фамилия Мишки? Ответ: Слонов.
  5. Что купил Дениска в магазине, прежде чем попал в цирк? Ответ: помидоры, сметану.
  6. Назовите цирковые рассказы В. Драгунского. Ответ: «Мотогонки по отвесной стене», «Девочка на шаре», «Не хуже вас, цирковых», «Слониха Лялька», «Ровно 25 кило».
  7. Фамилия Дениски? Ответ: Кораблёв.
  8. Стихотворение, какого поэта, не выучил Дениска? Ответ: Н.А. Некрасова. «Главные реки»

– Да, нелепый случай, произошел с героем рассказа «Главные реки» Денисом Кораблевым и Дениска извлёк из этого положительный урок.

– Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? (Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно).

– Думаю, что этот урок может пригодиться каждому из нас.

Слайд 18

V. Подведение итогов урока.

– о жизни и творчестве, какого писателя мы сегодня говорили на уроке?

– Назовите рассказы, о которых мы говорили сегодня на уроке;

– назовите, какие рассказы В.Ю. Драгунского вы прочитали дополнительно, о которых мы не говорили на уроке;

– какой из рассказов В.Ю. Драгунского вам понравился больше всего и почему?

VI. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

  • Самые ранние опубликованные русскими композиторами клавирные сочинения относятся к жанру
  • Самые смешные рассказы тэффи
  • Самые смешные рассказы чехова
  • Самые сильные части рассказа это
  • Самые пошлые сказки с пейтоном ваттпад