Рассказы для школьников и студентов все в одном месте
Самые известные детские сказки
Зачем детям сказки? может, лучше сразу учить их на реальных примерах, читать и рассказывать про реальные события из жизни? психолог
Зачем детям сказки? Может, лучше сразу учить их на реальных примерах, читать и рассказывать про реальные события из жизни? Психолог Анна Скавитина уверена: чем раньше мы начнём читать ребёнку сказки, тем лучше он будет развиваться. Разбираемся, почему!
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
И никакого волшебства!
Долгое время в отечественной педагогике так и считалось: чем меньше волшебства в голове у детей, тем лучше, сказки ребёнка ничему не учат, а потому не нужны и даже вредны для детского развития. Противоположной позиции придерживается психология. Аналитическая психология и психоанализ, которыми я занимаюсь профессионально, это теоретические структуры, объясняющие отношения сознательных и бессознательных психологических процессов. Многие произведения, а особенно сказки и мифы, имеют скрытые смыслы, которые можно объяснить с помощью психоаналитических теорий, рассматривая персонажей и сюжет историй. В детских сказках, как и в мифах, есть сюжетные перепетии, содержащие глубокий смысл, который помогает усвоить важные уроки. Исследователи литературных произведений часто используют идеи Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Марии Луизы фон Франц, Бруно Беттельхейма, чтобы показать, как сказки могут влиять на развитие детей.
Мне очень рано начали читать книги, и сама я научилась читать около трёх лет, чтобы всё свободное время проводить с книгами. Первые книги я помню до сих пор, и любимой была толстая книга «Сказки народов мира». Я читала ее дома, читала вслух детям во дворе. Иногда задаюсь вопросом — если бы я не читала сказки, была бы я другим человеком? Может быть, у меня было бы меньше друзей, возможно, мне был бы не так интересен мир и путешествия, может быть, я бы смотрела на мир более мрачно, чем на самом деле. Сейчас я знаю, что одна из важнейших развивающих идей сказок — научить детей ловить прямые и скрытые смыслы, понимать себя, других и видеть, что есть не только сознательное, но и скрытое, тайное, бессознательное.
Сказки и их смысл
На развитие детской психики положительно влияет то, что они видят и читают. Дети начинают улавливать и воспринимать символический и метафорический язык через сказки, которые им читают, а позже они читают сами. Они учатся видеть в сказочном лесу неизведанное, и воспринимать отравленное яблоко — как желание открыть или скрыть правду. Развитие психики и мышления ребёнка — это обучение способам узнавать спрятанные идеи. Без способности использовать символы и скрытые значения в историях и мире дети не смогли бы быстро воспринимать информацию и продвигаться в познании нового. Карл Юнг, выдающийся проводник в глубины нашей психики, отмечает, что дети способны замечать мельчайшие детали, описанные в рассказе. Сказки не только не причиняют вреда растущему уму детей, но и показывают им, что вещи не являются поверхностными, и что все, что мы видим или слышим, имеет слои, выходящие за рамки непосредственного понимания.
Да, сказки не только проповедуют детям идеи мира и любви, они показывают им, что человечество может быть злым и жестоким. Зато обещают торжество справедливости — но всем приходится работать и проходить сложные героические испытания, чтобы получить желаемое. Вальтер Одайник, юнгианский аналитик, написал статью, посвященную сказке Шарля Перро «Синяя Борода». Он утверждает, что глубокий взгляд на эту историю позволяет увидеть, что психика человека не разрушилась от увиденного насилия, но сумела дозреть и эволюционировать, увидеть последствия своих действий и поступков, укрепить мышление и понимание мира.
Все сказки помогают углубить представление детей о мироустройстве. Даже взрослые, а не только дети, могут использовать сказки для расширения своих знаний об окружающей действительности. Например, в сказке Гримм «Гензель и Гретель» дети усваивают идею, что не всё так, как кажется. Они видят, что красивый дом из хлеба, сахара и пирожных на самом деле дом злой ведьмы. Гензель и Гретель познают суровую реальность мира — это жизненно важный урок, который многим детям необходимо усвоить в раннем возрасте, но не буквально, а символически, проходя через эти уроки в своём воображении и не подвергаясь страданиям буквально.
Сказки создавались и живут в веках, чтобы передать ребенку понимание универсальных человеческих проблем, они передают идеи бесчисленному количеству поколений, чтобы внедрить эти идеи в каждого.
Чем помогут сказки?
Сказки служат и для обучения детей правилам поведения. Читая самые популярные сказки, дети начинают подражать идеям, изображенным в сюжете, и самим персонажам.
В сказках не только исполняются желания, но и поощряется развитие эмпатии. Даже самые жестокие сказки влияют на социализацию и формирование важных навыков, на отзывчивое отношение к чувствам другого. Детские сказки можно использовать для понимания эмоций и развития воображения, чтобы можно было глубже исследовать мир. Дети в своём воображении могут увидеть себя живущими в сказке, отправляющимися в самые разные безумные приключения. Они начинают понимать, что достижения возможны через представление в своей голове — воображение, и оно будет помогать им на протяжении всей жизни.
Современная сказка о Гарри Поттере, отправляющемся в волшебную школу и совершающем невероятные поступки, участвующем в необыкновенных приключениях, стала настолько популярной потому, что дети завидуют приключениям Гарри и хотят так же с интересом ходить в школу и решать проблемы с помощью воображения. Общий успех детских волшебных приключенческих историй демонстрирует желание детей увидеть, как воплотятся в жизнь их самые смелые мечтания, сделать свои выводы.
Сказки становятся организующей схемой для жизненного пути человека. Скажите мне, какую сказку любили вы в детстве, и я расскажу, как вы организовали свою жизнь во взрослом возрасте, и как вы переживаете трудные времена в жизни. Это не значит, что сказка задаёт схему, скорее мы выбираем ту сказку, которая отражает нас. Детям важно читать, и видеть в воображении множество разных историй, разыгрывающих самые большие детские проблемы, и те способы, которыми они преодолеваются. Детям необходимо наблюдать, как персонажи побеждают своих воображаемых демонов, чтобы научиться побеждать своих: страхи, горе, ненависть, ярость, страсть, жадность и т. д. Дети учатся преодолевать свои конфликты и тревоги, тренируясь на сказочных героях.
Часто основной персонаж сказок — неудачник, в российских сказках Иванушка-дурачок, через которого дети видят, что самый слабый неожиданно может оказываться на коне, если будет добрым и внимательным. Они начинают понимать, что быть «слабым» — не обязательно быть худшим. Это мотивационные истории, как сейчас принято говорить.
Сказки помогают человеку принять свою сложную психику и внутреннее устройство, а не убегать от себя и сложностей мира. Не случайно большинство сказок начинаются с тяжелых жизненных ситуаций: смерть матери, старение короля-отца. Что отражает самые страшные опасения ребенка — потеря близких, смерть — которые в повседневной жизни проявляются в нерациональных страхах, таких как темнота, опасность грома и ветра, страх животных или насекомых. Взрослые часто не понимают, как реагировать на эти проявления детей, и предпочитают либо не замечать их, либо ругать за них. В сказках, наоборот, самое страшное становится темой для ненавязчивого разговора, предлагаются пути разрешения опасений ребенка. Так, всеобщее желание жить вечно можно прочитать в завершении многих сказок — «Они жили долго и счастливо»: сказки утверждают, что жизнь с другим человеком может быть настолько эмоционально близкой и тёплой, что в отношениях пропадает или становится не важным страх смерти.
Важно, чтобы родители увидели, что сказки не просто показывают детям пустые волшебные развлекательные сюжеты. Сказки дают надежду, что мы можем научиться преодолевать любые проблемы в своей жизни, даже если они пока неосознаваемые. Восприятие этих историй дает детям уверенность в том, что даже если ситуация кажется безвыходной, умный и ловкий ребенок может позаботиться о себе сам — и выживет.
Сказки проникают в подсознание ребенка и там пускают свои корни. Дети не сразу замечают идеи или концепции, но у них создаётся основа для понимания того, как устроен мир. Сказки жизненно важны для ума ребенка, потому что они позволяют ему видеть разные способы восприятия мира разными культурами, даже если они не понимают эти идеи сознательно в тот возрасте, когда они их слышат. Когда родители читают сказку ребенку, то сами не всегда понимают все ее детали, не стоит менять конец сказки или сокращать нежелательные действия того или иного персонажа, поскольку они обладают важным смыслом. Если сказка пугает ребёнка, не настаивайте на ее чтении, если ребёнок готов читать одну и ту же сказку каждый день целый месяц подряд — читайте, что-то важное для себя ребёнок пытается через неё прояснить.
Чем раньше мы начнём читать сказки, тем больше шансов, что дети будут лучше развиты и больше узнают об окружающем мире. Если общество позволит детям читать сказки, мы получим более чуткое и глубокое поколение. В эпоху цифровых технологий все понимается не через текст, а через подтекст. Научить наших детей понимать скрытые смыслы — это важный навык, которому как ни удивительно, но можно научиться через восприятие сказок.
Читайте также:
Колобок и кисельные берега: готовим по сказочным рецептам
Сказки, которые учат понимать эмоции
Зачем читать детям русские сказки?
Фото: Ermolaev Alexander, Bedlovska Liana, Picsfive, Africa Studio/Shutterstock
Советы библиотекаря. С малышами читаем истории о дружбе с животными, а с подростками обсуждаем классику.
По выходным сотрудники московских библиотек знакомят читателей mos.ru с интересными авторами и их произведениями. Кристина Коледина, которая работает в библиотеке № 160, выбрала веселые истории о зверях, военную повесть и роман-антиутопию.
Малышам
«Ничья собака: две истории о неразлучных друзьях» Эми Хест
Под нежной акварельной обложкой скрываются две истории о дружбе человека и собаки. Американская писательница Эми Хест создала по-настоящему трогательную книгу, которая идеально подходит тем, кто только начинает читать.
Герой первой истории — маленький мальчик, недавно потерявший своего любимого пса. Бродя по берегу моря, с тоской вспоминая своего друга, он встретил забавного щенка, который смог его рассмешить. Вторая история рассказывает о девочке Лии и маленьком кривоухом песике, которые стали лучшими друзьями.
Мне нравится, что в этой книжке природа создает эмоциональный фон действию: одиночество и грусть передаются в тучах и дожде, а встреча и радость — в солнце. Маленький читатель сможет почувствовать, что испытывают герои. Кроме того, книга научит его доброму отношению к животным, покажет, насколько они нуждаются в нашей любви и защите.
«Лизелотта. Охота на почтальона» Александра Штеффенсмайера
Пожалуй, это одна из самых смешных книг для малышей. Немецкий писатель и художник Александр Штеффенсмайер придумал корову по имени Лизелотта, которая находит для себя только одно развлечение — охотиться на ни в чем не повинного почтальона. Ждать его в засаде, а потом весело за ним мчаться — что может быть лучше? Но однажды почтальон решает прекратить это хулиганство раз и навсегда. Обязательно прочитайте эту добрую историю и узнайте, чем все закончилось. Думаю, книга поднимет настроение всей семье.
Александр Штеффенсмайер провел детство на ферме в маленькой деревушке, где постоянно наблюдал за коровами — их у его семьи было не меньше сотни. Вероятно, воспоминания о тех годах вдохновили его на написание этой книжки.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Ребятам постарше
«Жила-была» Ильи Миксона
Я считаю, что подрастающему поколению необходимо читать такие книги. Повесть «Жила-была» рассказывает о жизни Тани Савичевой, той самой девочки из блокадного Ленинграда, чей дневник стал одним из самых страшных и сильных документов Великой Отечественной войны.
Писатель-фронтовик подполковник Илья Миксон, как и Таня, жил до войны в Ленинграде. Работая над книгой, он общался с выжившими блокадниками, работал в архивах, чтобы узнать все о тех, чью смерть констатировала в своем дневнике Таня Савичева. В его книге Таня предстает перед нами обычным ребенком. Как и все дети, в мирное время она училась в школе, читала книжки, общалась с другими ребятами.
В книге вы найдете фотографии из архивов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Также туда вошли рисунки известного художника Александра Траугота, сделанные им во время блокады в возрасте 11–12 лет.
«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого
Вспоминать о Великой Отечественной войне нужно не только в День Победы. Поэтому рекомендую познакомить детей с документальной «Повестью о настоящем человеке», написанной в 1946 году. Спустя год Борис Полевой получил за нее Сталинскую премию II степени.
Она основана на реальных событиях. В марте 1942 года летчик-истребитель Алексей Маресьев (в книге Полевого героя зовут Алексеем Мересьевым) потерпел крушение в лесу. Во время бедствия он сильно повредил ноги, но сдаваться не собирался. 18 дней он пробирался к своим — без воды, еды. Ему повезло — его обнаружили жители сожженной деревни, которые скрылись в лесу; они же помогли ему добраться до точки назначения.
В госпитале Алексею ампутировали ступни, однако воли к жизни он все равно не потерял. Каждый день он делал болезненные упражнения, учился ходить на протезах. А потом смог даже бегать и танцевать. «Повесть о настоящем человеке» — прекрасная книга о силе духа, мужестве, стойкости и храбрости.
Подросткам
«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда
Это одно из самых известных произведений американской литературы. Действие развивается на побережье Лонг-Айленда среди вилл богачей в век джаза — так в США называют период между Первой мировой войной и Великой депрессией, примерно с 1918 по 1929 год. Молодой человек, безответно влюбленный в девушку из высшего общества, делает все, чтобы достичь немыслимых высот. Фрэнсис Фицджеральд верил, что именно этот роман с незамысловатым сюжетом, но глубокой подоплекой принесет ему признание. Он не ошибся.
Писатель рассмотрел концепцию знаменитой американской мечты под увеличительным стеклом. Но для меня «Великий Гэтсби» — это прежде всего книга о любви, которая случается только раз в жизни, о важности быть верным себе и идти по намеченному пути. А еще о том, что богатый не всегда значит счастливый. Я думаю, эту книгу обязан прочесть каждый подросток.
«Мы» Евгения Замятина
Вначале чтение может показаться сложным, но стоит только вникнуть в сюжет — и уже невозможно будет оторваться. Действие романа-антиутопии разворачивается примерно в 32 веке, на планете — тоталитарный режим. Ни имен, ни фамилий у героев нет, только цифры и буквы. Книга представляет собой дневник одного из персонажей. Как ни странно, поначалу он всем доволен и его ничего не возмущает, но потом его жизнь меняется.
Роман был написан в 1920 году. В СССР он был запрещен — его сочли пародией на советскую действительность. Впервые книга вышла за границей на английском языке. На родине автора ее опубликовали только в 1988-м.
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
Перед вами список 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей нашего сайта. В голосовании участвуют произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.
Участники голосования сами решают, что понимать под словами «лучшие книги». Вы можете добавить в список и проголосовать как за самое эпохальное с вашей точки зрения литературное произведение, так и за просто интересную книгу, которую можете перечитывать раз за разом (подробнее в разделе «О проекте»). Система голосования позволяет голосовать как «за», так и «против». Онлайн голосование является бессрочным, результаты обновляются немедленно в режиме реального времени.
Добро пожаловать в рейтинг 100 лучших книг всех времен! Читайте и любите книги!
Наличие:
Все книги
По языкам:
Все
По времени:
Все
Метки:
Сказка
Название Посчитать прочитанное Копировать список
Год
Средний балл
Проголосовало
Баллы
1
Александр Пушкин — Руслан и Людмила
1820
2.27
3858
8777
2
Леонид Филатов — Про Федота-стрельца, удалого молодца
1985
1.19
5698
6808
3
Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
1939
1.25
5322
6671
4
Александр Грин — Алые паруса
1916—1922
1.26
5115
6488
5
Антуан де Сент-Экзюпери — Маленький принц
1942
0.73
7280
5362
6
Николай Носов — Незнайка на Луне
1964-1965
1.63
3261
5317
7
Аркадий и Борис Стругацкие — Понедельник начинается в субботу
1965
1.24
4258
5280
8
Николай Гоголь — Вий
1835
2.53
2080
5268
9
Виктор Драгунский — Денискины рассказы
1959-1972
1.51
3463
5249
10
Редьярд Киплинг — Книга джунглей
1894-1895
2.75
1860
5133
11
Ганс Христиан Андерсен — Сказки
1839-1872
1.06
4663
4989
12
Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
1833
1.44
3385
4879
13
Джонатан Свифт — Путешествия Гулливера
1726
1.68
2850
4802
14
Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
1953-1954
0.88
5209
4635
15
Льюис Кэрролл — Алиса в стране чудес
1864
1.03
4354
4523
16
Антон Чехов — Каштанка
1887
2.13
2120
4521
17
Льюис Кэрролл — Алиса в Зазеркалье
1871
1.77
2389
4237
18
Евгений Шварц — Обыкновенное чудо
1956
1.94
2058
4013
19
Василий Шукшин — До третьих петухов
1975
4.14
914
3785
20
Сергей Аксаков — Аленький цветочек
1858
2.27
1656
3764
21
Сельма Лагерлёф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
1906
2.75
1366
3760
22
Петр Ершов — Конёк-Горбунок
1834-1856
1.96
1903
3731
23
Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
1831
1.54
2407
3728
24
Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
1830
1.41
2277
3224
25
Алан Александр Милн — Винни-Пух
1924-1928
0.90
3544
3223
26
Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
1933
1.43
2216
3189
27
Джон Толкиен — Властелин колец
1954-1955
0.48
6515
3134
28
Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
1958
2.99
992
2971
29
Астрид Линдгрен — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше
1955
0.88
3299
2927
30
Владимир Сутеев — Сказки
2.25
1284
2895
31
Джоан Роулинг — Серия книг о Гарри Поттере
1997-2007
0.36
7445
2749
32
Леонид Филатов — Стихи. Песни. Пародии. Сказки. Пьесы. Киноповести
1998
1.52
1788
2729
33
Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1963
2.78
968
2697
34
Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
1834
1.75
1538
2692
35
Александр Грин — Бегущая по волнам
1928
2.36
1103
2607
36
Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
Ян Ларри — Необыкновенные приключения Карика и Вали
1937
1.99
829
1652
55
Роальд Даль — Чарли и шоколадная фабрика
1964
2.80
584
1641
56
Корней Чуковский — Доктор Айболит
1929
1.99
774
1541
57
Оскар Уайльд — Сказки
1888
2.42
601
1456
58
Чарльз Диккенс — Рождественская песнь в прозе
1843
1.78
798
1421
59
Корней Чуковский — Мойдодыр
1923
0.86
1625
1402
60
Джеймс Крюс — Тим Талер, или Проданный смех
1962
2.65
499
1323
61
Неизвестный автор — Тысяча и одна ночь
2.08
633
1319
62
Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
1833
1.45
906
1319
63
Евгений Шварц — Дракон
1944
1.78
696
1244
64
Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени
1940
1.76
594
1050
65
Шарль Перро — Сказки Матушки Гусыни
1697
1.69
604
1021
66
Михаил Лермонтов — Ашик-Кериб
1837
3.04
324
985
67
Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана
1964
1.23
796
980
68
Джон Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно
1937
0.29
3160
932
69
Урсула Ле Гуин — Волшебник Земноморья
1968-2001
0.77
1149
891
70
Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
2007
2.12
412
877
71
Ганс Христиан Андерсен — Гадкий Утенок
1843
2.27
385
876
72
Астрид Линдгрен — Мио, мой Мио!
1954
1.46
569
831
73
Юрий Олеша — Три толстяка
1924
0.69
1180
823
74
Виталий Бианки — Рассказы и сказки
1960
2.22
354
786
75
Астрид Линдгрен — Рони дочь разбойника
1981
1.75
441
774
76
Лаймен Фрэнк Баум — Удивительный волшебник из страны Оз
1900
1.20
639
773
77
Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
1951
2.18
346
755
78
Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
1943
1.80
397
718
79
Александр Островский — Снегурочка
1873
2.61
257
673
80
Владимир Одоевский — Городок в табакерке
1834
2.08
308
641
81
Кеннет Грэм — Ветер в ивах
1908
1.00
613
617
82
Эрнст Теодор Амадей Гофман — Золотой горшок
1814
1.10
536
592
83
Мариэтта Шагинян — Месс Менд, или Янки в Петрограде
1924
1.64
335
552
84
Эрнст Теодор Амадей Гофман — Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
1818
1.14
479
547
85
Николай Некрасов — Генерал Топтыгин
1867
2.23
225
502
86
Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
1877
2.49
199
496
87
Алексей Толстой — Прожорливый башмак
1911
2.44
198
485
88
Джеймс Барри — Питер Пэн и Венди
1911
0.76
587
451
Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг:
89 ?
Евгений Шварц — Тень
1940
2.35
1425
3362
90 ?
Евгений Шварц — Голый король
1936
2.26
1482
3362
91 ?
Александр Волков — Семь подземных королей
1964
2.11
1589
3361
92 ?
Лев Толстой — Сказки
2.93
1144
3360
93 ?
Александр Волков — Жёлтый Туман
1970
2.31
1452
3360
94 ?
Александр Волков — Огненный бог Марранов
1968
2.09
1601
3360
95 ?
Валентин Катаев — Цветик-семицветик
1948
2.04
1646
3358
96 ?
Константин Паустовский — Сказки
2014
1.95
1714
3357
97 ?
Виталий Бианки — Синичкин календарь
1945
2.52
1293
3268
98 ?
Эдуард Лимонов — Дневник неудачника
1982
2.00
505
1013
99 ?
Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
1829
2.30
421
970
100 ?
Вильгельм Гауф — Холодное сердце
1828
1.71
492
842
Страницы: 1 2
Список кандидатов Копировать список Проголосовать
Подписывайтесь на наш Инстаграм аккаунт @100bestbooks. Ежемесячный список 100 лучших книг на текущий момент, другие литературные рейтинги и списки, тематические списки книг. Азартные игроки постоянно крутят барабаны онлайн слотов. Популярные игровые автоматы с выводом денег на otzivycasino.xyz пользуются спросом у многих ценителей казино. Однако, нельзя торопиться с выбором сайта. Далеко не все п…
Сайту и списку 100 лучших книг всех времен исполнилось 10 лет! За это время мы зарегистрировали более 90 миллионов посещений и почти 35 тысяч проголосовавших. Мы поздравляем всех причастных с этой замечательной вехой и благодарим всех посетителей и участников голосования за ваш интерес и участие. У нас получился действительно хороший и замечательный список. Ура! Читайте и любите книги! Обратите внимание на лицензионные сайты с азартными играми. Экспертный