Самуил яковлевич маршак сказка 12 месяцев

Конспект урока литература 5 класс урок 37 с. я. маршак. двенадцать месяцев. пьеса-сказка и е народная основа перечень вопросов,

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 37

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Пьеса-сказка и её народная основа

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• знакомство с некоторыми фактами биографии
писателя;

• художественные особенности пьесы-сказки и
нравственный смысл произведения «Двенадцать месяцев»;

• развитие представлений о пьесе как жанре;

• формирование навыка нахождения средств
выразительности и их роли в тексте художественного произведения;

• нравственные уроки пьесы-сказки «Двенадцать
месяцев».

Тезаурус

Антитеза –
одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления
выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы,
черты характера действующих лиц.

Драма (др.-греч.
δρᾶμα –деяние, действие) – один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и
лирикой), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и
театру, предназначенный для игры на сцене.

Драматург –
создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев.

Идея 
главная мысль произведения.

Па́дчерица –
неродная (приёмная) дочь для одного из супругов, родившаяся от предшествующего
брака второго супруга. Падчерицей может называться только тот ребёнок, который
является родным одному из супругов.

Персона́ж (фр.
personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля,
кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или
взятыми из реальной жизни.

Пьеса –
литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Ремарка (от
франц. remarque –замечание, примечание) – авторское пояснение в драматическом
произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или
духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые
ими.

Эпизод – одно
событие, имеющее начало и конец

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб.
для общеобразоват. организаций.: в 2 ч.: ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,
В.И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 303 с.

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и
проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий». URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения:
10.06.2019);

2. Сайт «Недописанная страница», Анна
Инфантьева, Елизавета Гуллер URL: http://s-marshak.ru/ (Дата обращения:
11.07.2019);

3. Раздел Маршак, Самуил Яковлевич на проекте
Википедия (свободная энциклопедия) URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маршак,_Самуил_Яковлевич (Дата обращения
11.07.2019);

4. Самуил Яковлевич Маршак URL http://www.s-marshak.org/
(Дата обращения: 11.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Самое волшебное, новогоднее произведение
Самуила Маршака – это пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Пьеса – литературное произведение,
предназначенное для постановки на сцене театра.

Она была создана в 1943 году, в период
тяжелейших испытаний, когда шла Великая Отечественная война. Сказка написана в
виде драматического произведения и разделена на четыре действия, которые в свою
очередь состоят из картин. Каждая картина – это маленькая история, произошедшая
в определённом месте: в лесу, во дворце.

Сюжет сказки Маршака схож с сюжетом
западнославянской народной сказки о волшебной встрече двенадцати месяцев в
канун Нового года. Для русского фольклора месяцы – необычные персонажи, именно
поэтому они и заинтересовали автора. Он вводит и много новых героев, расширяет
сюжет.

Герои в пьесе делятся на положительных и
отрицательных, главных и второстепенных. Интересно, что у них нет имени. В
центре произведения – Падчерица, сирота, которую обижают мачеха и сводная
сестрица. Это также характерно для фольклорной сказки, например, для «Морозко»,
«Дедова дочка и бабина дочка», «Дочь и падчерица». Построение сказки
традиционно: зачин, развитие действия, кульминация, концовка.

Знакомимся с молодой Королевой во время урока.
Канцлер просит подписать ходатайство одним из слов: «казнить» или «помиловать».
Она подсчитывает количество букв и выбирает короткое слово, даже не
задумываясь, что решает судьбу человека. Профессор пытается убедить её, что она
совершает ошибку. Заканчивается урок капризом Королевы, которая под Новый год
издаёт указ: кто принесёт ей корзину подснежников, тому она даст полную корзину
золота. Это становится завязкой пьесы, потому что все последующие действия зависят
от этого сумасбродного желания Королевы.

Жадная, злая Мачеха и её ленивая родная Дочь
хотят получить обещанные золотые монеты, поэтому в лес, в мороз и стужу, они
выгоняют Падчерицу: «Иди, и не возвращайся без цветов». Падчерица знает, что
зимой в лесу подснежников нет, но ослушаться Мачеху она не смеет. На лесной
поляне озябшая бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые
хорошо с ней знакомы: то «у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с
вязанкой дров», то пропалывающую грядки. Братьям известно, что кроткая и
трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки Мачехи. Месяц Апрель
просит братьев уступить ему лишь часок, чтобы помочь сироте. За её доброту и
ласку месяцы дарят ей корзину подснежников. Месяц Апрель одарил сиротку ещё и
волшебным колечком. Если случится беда, нужно бросить колечко и сказать
волшебные слова, и все месяцы придут на помощь.

Едва Падчерица вернулась из леса, как Мачеха с
родной Дочерью, схватив корзину, понесли цветы во дворец в надежде получить
щедрое вознаграждение. Но Королева приказывает им показать место, где они
нарвали подснежники. Лгуньям пришлось рассказать о том, что это Падчерица
принесла подснежники.

Сначала Королева добра с Падчерицей, дарит ей
тёплую одежду и просит показать, где она собирала подснежники. Но девочка дала
слово месяцам, что сохранит в тайне их встречу. Королева злится, приказывает
снять с сироты шубу, обещает казнить. Жестокий холод и угрозы Королевы не могут
заставить Падчерицу нарушить данное слово. И лишь, когда со зла Королева
бросает её колечко в прорубь, девочка зовёт на помощь Апреля. Наступает
кульминация пьесы. Испорченная безграничной властью Королева была уверена, что
всё в этом мире подчиняется её приказам и всё можно купить. Автор показывает,
как Королева была искренне удивлена, когда встретила Падчерицу и Января,
которым не нужно вознаграждение, которые ценят нечто другое, непонятное для
Королевы. Когда отказываются от золота, от вознаграждения, она даже не знает,
как поступить. Просить по-другому она не умеет. Может именно поэтому она в лесу
остаётся одна. Челядь разбегается. Королева мёрзнет, не знает, как выбраться из
чащи, и становится беспомощной и кроткой.

Братья-месяцы преподносят всем жизненные
уроки: превращают Мачеху и её родную Дочь в собак. Королеву заставляют
задуматься и начать меняться. Она первый раз в жизни просит о помощи. Старый
солдат объясняет, как следует общаться. Она переборола себя и впервые в жизни
не потребовала, а попросила. Это вселяет уверенность, что всё в жизни
поправимо, стоит только захотеть. Каждый получает по заслугам: все в шубах, в
тепле, едут из лесу домой, только Королева в санях, запряжённых собаками.

Добро восторжествовало, справиться со злом в
сказке помогает не только волшебство, но и положительные качества людей. В это верил
русский народ, эта вера воплотилась в народных сказках, стала традицией. Самуил
Яковлевич Маршак в своей пьесе-сказке продолжил эту традицию.

На примере Королевы автор нам показывает, что
не стоит быть такими высокомерными, поскольку можно остаться в одиночестве и
без поддержки. Помните о золотом правиле нравственности: «Относись к людям так,
как хочешь, чтобы относились к тебе».

Теоретический материал для углублённого
изучения

Во время Великой Отечественной войны Маршак
почти не писал для детей. Но однажды ему пришло письмо от мальчика, в котором
юный читатель спрашивал, почему поэт забыл о детях и пишет только для взрослых,
когда детям так страшно?

Это письмо сыграло немаловажную роль. Маршак,
словно отвечая на него, написал сказку «Двенадцать месяцев», которую до сих пор
знают и любят все – от мала до велика.

Дети и во время войны остаются детьми, а
сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости. В своё время сам
Уолт Дисней хотел создать мультфильм по этой пьесе, о чём написал в своём письме
к Маршаку. К сожалению, письмо дошло до адресата слишком поздно. Сказку всё же
увидели советские дети в виде художественного фильма и мультфильма, а, со
временем, даже появился японский мультфильм, созданный по мотивам произведения.

12 фактов о Самуиле Маршаке

1. Самуил Маршак говорил, что самым ярким
ранним его воспоминанием является пожар, случившийся во дворе дома, где он жил
со своими родителями.

2. Поэт подписывал свои произведения
несколькими псевдонимами. Например, он использовал имена доктор Фрикен, Уэллер
и С. Кучумов. Под прикрытием псевдонимов он публиковал сатирические стихи и
эпиграммы.

3. Первые стихи юного Самуила были
опубликованы в еврейском журнале, когда ему было пятнадцать лет.

4. Первые детские сборники Маршака были
опубликованы в 1922 году, а год спустя он основал журнал для детей «Воробей».

5. Он был не только прекрасным поэтом, но и
великолепным переводчиком – его переводы Шекспира, Вордсворта, Блейка, Остин,
Киплинга и Милна считаются классическими.

6. Маршак – почётный гражданин Шотландии. Это
звание было присвоено ему шотландским правительством за переводы поэм Роберта
Бернса на русский язык.

7. У Маршака было очень слабое зрение. Именно
по этой причине его не призвали в армию, когда началась Первая Мировая.

8. Самуил Маршак организовал в Воронеже
подростковый театр, для которого сам написал несколько пьес.

9. Человеком он был довольно рассеянным.
Однажды он прислал подруге открытку, подписанную 1930-м годом, хотя уже шёл
1960-й.

10. Советская власть лояльно относилась к
Маршаку, несмотря на то, что он помогал таким опальным поэтессам, как Анна
Ахматова и Марина Цветаева.

11. Поэма «Мистер Твистер» Маршака высмеивает
расизм. Идея написать этот памфлет пришла поэту, когда ему рассказали об одном
случае: американский турист отказался селиться в гостиницу, потому что в ней
проживал представитель негроидной расы.

12. Шотландское правительство после смерти
поэта прислало на его похороны вересковый венок.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркивания элементов

Какой месяц помог Падчерице с подснежниками?
Найдите верный ответ и подчеркните:

Апрель

Декабрь

Май

Это задание на знание сюжета сказки.
Вспоминаем, что происходило с Падчерицей. Девочку отправили за подснежниками в
канун Нового года; сиротка знала, что подснежники растут только весной, но
ослушаться Мачехи не могла. Апрель упросил своих братьев уступить ему часок.

Верный ответ: Апрель

Выделение цветом

Выделите цветом верное определение слова
«драма»:

– это произведение художественной литературы,
написанное для постановки на сцене.

– это один из основных родов литературы,
отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств,
впечатлений и переживаний человека.

– повествовательный род литературы. В центре
внимания – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события.

Вспоминаем изученный материал. При
необходимости обращаемся к тезаурусу.

Верный ответ: – это произведение
художественной литературы, написанное для постановки на сцене.

Самуил яковлевич маршак сказка 12 месяцев

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось?

А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост.

Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем ещё мальчики.

Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику.

— Братец Январь, уступи мне на час своё место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

— Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

— Ну, будь, по-вашему, — сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё

Замораживать,

Человечье жильё

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшему брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю.

И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

— Теперь твой черёд, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзинку, полный передник — и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой.

А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

— Ну что, — спросила её мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзину.

Мачеха и сестра так и ахнули:

— Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулась мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали?

— Да я больше ничего и не просила.

— Вот дура так дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвёртого — свежих огурчиков!

— Умница, доченька! — говорит мачеха. — Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это, и сколько бы денег выручила! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

— Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уж за дверью. Убежала в лес!

Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорей бы, — думает, — до полянки добраться!»

Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на поляну. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу, и вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзину подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видели. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

— Ишь, какой сердитый! — говорит мачехина дочка. — Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

— Ищи лета зимой! — говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба: заволокла и деревья, и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка.

— Перестань! — кричит. — Хватит!

Да где там!

Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает.

Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Кто знает — может, так оно и было.

Самуил яковлевич маршак сказка 12 месяцев

Обновлено: 21.06.2021 11:54:50

Ведение дневника читателя является обязательным требованием современной программы по литературе. Уже первоклассник учится делать анализ и оценивать прочитанное произведение. Мы попробуем разобраться, как оформлять читательский дневник во 2 классе, покажем пример, как это сделать.

Читательский дневник 2 класс: образец, оформление, пример как сделать

Для чего заполнять дневник читателя

Нередко дневник читателя заводят взрослые люди. Это помогает им лучше понять произведение, сохранить о нем впечатление. Смысл читательского дневника в том, чтобы спустя время была возможность вспомнить прочитанные книги, их содержание, сюжет, главных героев, свои чувства и переживания.

Для детей читательский дневник стает что-то вроде шпаргалки. Если ребенок прочитал произведение на летних каникулах, то записи позволят ему в течение учебного года вспомнить, о чем шла речь. У учеников 1-2 класса с помощью записей происходит развитие памяти. Дети учатся делать анализ книги, понимать ее, выражать свои мысли и чувства по отношению к сюжету и главным героям.

Второклассник является еще маленьким ребенком, поэтому он нередко нуждается в помощи родителей. Ему пока сложно найти главных и второстепенных героев, понять основную мысль автора. Ведение дневника читателя – это своего рода обсуждение, которое учит четко выражать мысли.

Плюсы ведения читательского дневника

Это только на первый взгляд кажется, что ведение дневника читателя – бесполезная трата времени. На самом же деле это очень полезное занятие, которое обладает следующими достоинствами:

  1. Призывает внимательно относиться к чтению, как к действию. Ведь прочитанную информацию нужно впоследствии осмыслить и записать своими словами.

  2. Посмотрев дневник читателя, можно оценить много или мало ребенок прочитал за лето.

  3. Записанные незнакомые слова и их расшифровка расширяют лексику ребенка.

  4. Ведение дневника читателя – это организация времени ребенка, систематизация его знаний, развитие творческих способностей. С его помощью дети учатся писать сочинения, проявлять свой вкус в оформлении страниц.

Как должен выглядеть дневник читателя

К оформлению дневника читателя не выдвигается четких требований. Можно взять готовый шаблон и заполнить его. Можно же проявить творчество и сделать красочный, эмоциональный дневник, который вполне может стать предметом гордости ребенка. Ведь во 2 классе дети еще ориентированы на внешнюю сторону процесса.

За основу можно взять обычную тетрадь, на обложке сделать надпись, что это дневник читателя с указанием класса, имени и фамилии заполнителя. Обложка оформляется по усмотрению ребенка. Можно разрисовать ее героями прочитанных книг.

Следующая страница – это содержание с нумерованным указанием прочитанных книг и авторов. На содержание лучше оставить одну или две страницы в начале или конце дневника читателя. На разворотах страниц идет заполнение с указанием автора, названия книги, главной мысли. Все это, как правило, помещается на одной странице. На другой идет выполнение рисунка к прочитанному.

Как оформлять дневник читателя во 2 классе

К оформлению читательского дневника во 2 классе предъявляются несложные требования. Детям нужно дать следующую информацию:

  1. Автор произведения.

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения, сказка, басня, рассказ, сказ, стихотворение.

  4. Главные герои произведения.

  5. Сюжет.

  6. Основная мысль.

Памятка к ведению читательского дневника

Педагоги дают следующие рекомендации детям и родителям по ведению дневника читателя, осмыслению прочитанного:

  1. К заполнению дневника нужно приступать сразу после того, как ребенок прочтет книгу. Таким образом он помнит больше информации, а если возникнет необходимость вернуться к прочитанному, он знает, где что найти.

  2. Временами лучше возвращаться к дневнику читателя, прочитывать написанное. Таким образом содержание о книге и впечатление о ней лучше закрепится в памяти.

  3. Если задано большое произведение, а ребенок пока читает плоховато, то напишите дату начала и окончания чтения произведения.

  4. Описывая отзыв, пусть ребенок выскажет собственное мнение о прочитанном, главных героях.

Не нужно списывать отзыв о произведении из учебников. Пусть ребенок сам прочувствует книгу, оставит ее в своей памяти.

Примеры заполнения дневника читателя во 2 классе

Ниже мы приведем примеры заполнения дневника читателя для учеников 2 класса на наиболее распространенных произведениях, заданных к прочтению второклассникам.

Маршак «Двенадцать месяцев»

Автор: Самуил Яковлевич Маршак.

Название произведения: «Двенадцать месяцев».

Жанр произведения: сказка.

Главные герои:

  1. Падчерица – добрая, милая, отзывчива, послушная, трудолюбивая девочка.

  2. Мачеха. Злая, корыстная, завистливая.

  3. Сестра. Ленивая, жадная, грубая.

  4. Отец. Добрый, мягкий, безвольный.

  5. 12 месяцев. Добрые, справедливые, готовы прийти на помощь.

Сюжет:

Мачеха отправила зимой за подснежниками в лес падчерицу. Замерзающая девочка вышла на поляну, где сидели 12 месяцев. Она попросилась у них погреться и поведала, что пришла за подснежниками. Брат-Март попросил разрешения у Января помочь девочке и уступить ему место. 12 месяцев согласились. После того, как девочка принесла домой подснежники, мачеха пошла с ними во дворец.

Королева отдает приказ справлять Новый год и приказывает мачехе следовать со своей падчерицей в лес к братьям-месяцам. В лесу бушевала метель, все быстро замерзли. Профессор, который приехал вместе со всеми в лес, попросил братьев-месяцев, чтобы все шло своим чередом. В итоге мачеха с дочерью превращаются в собак, а падчерица награждается теплой шубой, лошадьми и каретой.

Основная мысль: нельзя делать зло. Зло всегда наказывается.

Волков «Волшебник Изумрудного города»

Автор: Александр Волков.

Название произведения: «Волшебник Изумрудного города».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Элли – смелая, добрая, находчивая маленькая девочка.

  2. Тотошка – собака Элли. Добрый, смелый, всегда готов защитить свою хозяйку.

  3. Железный Дровосек. Надежный, смелый, честный, отважный.

  4. Страшила – чучело из соломы, доброе и мудрое.

  5. Трусливый Лев – верный, храбрый друг.

  6. Гудвин – волшебник, который всех обманул.

  7. Бастинда – злая волшебница.

Сюжет:

В городе Канзасе был сильный ураган. Он унес девочку Элли с Тотошкой в волшебную страну. Она узнает, что вернуться домой может помочь ей только Гудвин, великий волшебник, который живет в Изумрудном городе. Он также может исполнить три желания.

Девочка принимает решение идти к Гудвину с просьбой о возвращении домой. По дороге она встречает Страшилу. Мечта соломенного чучела – обрести мозги. Они идут вместе и встречают Железного Дровосека, мечтой которого было обретение настоящего сердца. Элли и Страшила смазывают Дровосека маслом и продолжают путь вместе. Через некоторое время они встречают Трусливого Льва, который мечтает обрести храбрость и все вместе продолжают путь к Великому Гудвину.

В Изумрудном городе друзья встречаются с волшебником, который соглашается исполнить их желания, но в обмен на освобождение Фиолетовой страны от злой волшебницы Бастинды. Друзьям не оставалось другого выхода, и они согласились, преодолели путь и победили колдунью. Компания вернулась обратно к Гудвину, потребовала выполнения желаний. Но оказалось, что это не Великий волшебник, а самозванец. Впрочем, во время пути каждый получил то, о чем мечтал, преодолевая трудности. Элли простилась с друзьями и вернулась домой на волшебных башмачках.

Основная мысль: с друзьями можно преодолеть любые трудности.

Катаев «Цветик-семицветик»

Автор: Валентин Катаев.

Название произведения: «Цветик-семицветик».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Женя – добрая, рассеянная, веселая, легкомысленная девочка.

  2. Витя – добрый, веселый мальчик, которому помогла Женя.

  3. Старушка – добрая волшебница.

Сюжет:

Девочка Женя пошла в магазин за баранками. Когда она шла обратно, то рассеянно смотрела по сторонам. В это время собака стащила у нее все баранки. Девочка расстроилась и побежала за ней. Догнать собаку Женя не смогла и заблудилась. Девочка испугалась и заплакала. К ней подошла старушка, увела ее в сад и сказала, что у нее есть цветик-семицветик. Это волшебный цветок, который сможет исполнить любое желание. Для этого достаточно произнести волшебные слова и загадать желание.

Женя очень обрадовалась и загадала оказаться дома вместе с баранками. Девочке хотелось, чтобы цветок как можно дольше простоял, она полезла за вазой. Пока доставала вазу, отвлеклась на ворону и разбила вазу. Боясь, что ее заругает мама, девочка сорвала лепесток. Ваза стала целой.

Девочка пошла играть во двор. Там мальчишки играли в полярников на море и не хотели ее брать в игру. Женя оторвала лепесток у цветка и загадала очутиться на Северном полюсе. Когда она оказалась там, то быстро замерзла в своем летнем платье. К тому же к ней шли белые медведи. Женя замерзшими руками оторвала лепесток у волшебного цветка, очутилась в своем дворе.

Девочка пошла играть в другой двор, где дети играли с яркими игрушками. Она загадала, чтобы все игрушки мира были ее. Сразу же начали падать и преследовать ее разные куклы, зайцы, машины, медведи. Все они кричали. Женя испугалась и попросила цветок отменить желание.

Расстроенная девочка сидела на скамейке и увидела мальчика, который не мог ходить и бегать. У него болела нога. Тогда Женя без сомнений оторвала последний лепесток и загадала здоровье Вите. Дети стали бегать. Вот сейчас девочка почувствовала себя счастливой.

Основная мысль: счастливый человек тот, кто делится радостью с другими, совершает хорошие дела.

Гайдар «Чук и Гек»

Автор: Аркадий Гайдар.

Название произведения: «Чук и Гек».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Чук и Гек – братья близнецы, веселые, озорные.

  2. Мама. Добрая, смелая, решительная.

  3. Серегин – отец Чука и Гека. Геолог, очень ответственный.

  4. Сторож. Отзывчивый и добрый.

Сюжет:

Чук и Гек с мамой собирались ехать в тайгу к папе встречать Новый год, потому что он был занят и не смог приехать сам. Мама пошла на вокзал за билетами, тем временем пришел почтальон и принес телеграмму. Братья подрались и выкинули ее в окно. Потом они опомнились, выбежали во двор, но телеграммы не нашли. Мальчики решили ничего не рассказывать маме.

Мама с детьми приехала на станцию и была удивлена, что их никто не встречает. Тогда она нашла ямщика, который отвез ее в тайгу к геологам. Какого было у нее удивление и страх, когда там обнаружилась пустая база. Маме с Чуком и Геком пришлось остаться у сторожа, который рассказал, что Серегин отправил телеграмму домой с просьбой не приезжать. Мальчикам пришлось во всем признаться.

Сторож оставил семью геолога жить у себя, обеспечил ее продуктами, а сам на лыжах пошел в тайгу рассказать Серегину о приехавшей семье. Маме пришлось научиться носить снег, таять из него воду, топить печь. Как-то она пошла за водой и потеряла Гека, который тем временем уснул в сундуке. Мама от отчаяния выстрелила из ружья. Тем временем сторож с Серегиным были близко. Они поспешили к сторожке. Вскоре из сундука вылез заспанный мальчик, папа принес красивую ель, собрались все геологи. Новый год прошел в веселой обстановке.

Основная мысль: даже небольшая ложь может привести к большим неприятностям. Всегда нужно говорить правду, нельзя недоговаривать.

Это только некоторые произведения, которые задаются на чтение детям второго класса. По указанному образцу можно заполнить другие книги.

Оцените статью

 

Всего голосов: 1, рейтинг: 5

  • Самые добрые сказки для детей на ночь
  • Самуиловна как пишется отчество
  • Самуил яковлевич маршак рассказы для читательского дневника
  • Самсон вырин образ сочинение
  • Самуил маршак сказка о глупом мышонке читать