Самсон вырин рассказ про него

Сочинения по литературе пушкин о чем заставляет задуматься повесть станционный смотритель пушкина станционный смотритель стоит особняком в творчестве великого поэта.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • О чем заставляет задуматься повесть Станционный смотритель

Пушкина «Станционный смотритель» стоит особняком в творчестве великого поэта. Написана повесть была в 1830 году в Болдино. То ли осень повлияла на автора, но повесть получилась грустной и печальной одновременно.

Небольшое по объему произведение заставляет задуматься о многих вопросах. В «Станционном смотрителе» нет однозначно отрицательных героев.  Самсон Вырин, чиновник самого низшего сословия, служит смотрителем на станции. Он работящий, услужливый, вполне еще здоровый и не старый мужчина. Единственной его радостью в жизни является красавица – дочь Дуня. Она помогает отцу по хозяйству.

Бегство Дуни с заезжим гусаром меняет в жизни Самсона Вырина все. И тут невольно думаешь, как жизненные обстоятельства могут изменить человека.  Смотритель из здорового мужчины превращается в развалину, опустившегося, пьющего человека. Но Самсон не просто так сдался: он попытался разыскать Дуню в Петербурге. И нашел ее и гусара Минского. Вместо радости от встречи получил оскорбления и унижения. Минский решил откупиться деньгами, а дочь не захотела видеть отца. Может ли любящий отец пережить такой удар? Вырин не смог. Но и деньги, отступные за дочь он не взял. Большое сердце маленького человека оказалось гордым. Мелкий служащий, всеми униженный и оскорбленный, не рассуждающий о чести и достоинстве, просто взял и проявил эти качества в жизни. На примере Самсона Вырина можно сказать: не зависят человеческие качества от положения и богатства.

Украшением комнаты смотрителя, были картинки из библейской притчи о блудном сыне. Самсон тоже простил бы свою блудную дочь, а уж с какой радостью он принял бы внуков. Но в этой радости ему было отказано. Дуня все же приезжает к родителю, но только на могилу. На кладбище, у его заброшенной могилы, она, наверное, просила прощения. Но некому ее простить.

Можно ли назвать финал повести счастливым? Я думаю, что нет. Дуня не прощена, несчастный Вырин умер.

Повесть Пушкина заставляет задуматься о проблеме отцов и детей, об ответственности детей перед своими родителями, о высоких моральных качествах человека.

Повесть «Станционный смотритель» уже пережила почти два столетия, а то, о чем писал Пушкин, актуально в современном мире.

2 вариант

Повесть «Станционный смотритель» из сборника пушкинских «Повестей Белкина» (1830 г.) изображает жизнь и трагический конец Самсона Вырина – чиновника самого низкого 14 класса в иерархии чинов и званий Российской империи 19 века.

Его судьба наводит думающего читателя на размышления о несправедливости, существующей в мире. Если все блага и счастливая судьба давались бы самым добрым, скромным, трудолюбивым, то этот герой был бы на вершине благополучия.

Но Самсон Вырин, который служит на почтовом тракте много лет, ничего, кроме грубых окриков и брани нетерпеливых проезжающих, не знает. Возможно, ему не раз пришлось пострадать и от рукоприкладства какого-нибудь разгневанного генерала или фельдфебеля.

Автор повести, а вслед за ним и читатель поневоле задумываются о том, как трудно такому «маленькому» человеку сохранить человеческое достоинство и самоуважение в мире больших чиновных людей. Они не замечают на мундире Вырина трёх медалей, полученных за военную службу. В дворянско-чиновничьем обществе ценятся не мужество и честь простого солдата, а богатство, знатность и связи.

Их у героя нет и, очевидно, никогда не будет. Но у него есть подлинное человеческое счастье – любимая дочь Дуня, красавица и помощница. Читатель понимает, что смысл жизни Вырина – в ней.

Однако радость за героя, у которого есть небольшой, но уютный семейный очаг, недорогой свежий обед и чай, приготовленные дочкой-хозяйкой; свой мир с красивыми занавесками и цветами на окнах, – эта радость оказывается обманчивой.

Писатель заставляет задуматься над тем, как беззащитен и бесправен простой человек, а его счастье зыбко и хрупко в мире, основанном на социальном неравенстве. Богач-аристократ Минский вторгся в чужую жизнь и взял, а точнее украл, то, что ему было нужно, – красивую девушку, как диковинную игрушку. Отцу же, с трудом отыскавшему свою Дуню в большом чужом городе, чёрствый эгоист сунул деньги и вытолкал за порог.

Повесть приводит к размышлениям не только о произволе барина, от которого нет защиты у бедного чиновника, но и о человеческом предательстве дочери. Дуня лишь через много лет, когда сама стала матерью, осознала свою вину. Но исправить ошибку и попросить прощения ей не суждено: отец умер, не дождавшись своей «заблудшей овечки».

Повесть убеждает, что предательство близких людей – самая большая подлость. В мире и так много жестокости и равнодушия. Прибежищем от них должен стать дом, родные люди, семья. Это нравственная опора в жизни каждого человека.

7 класс

Также читают:

Картинка к сочинению О чем заставляет задуматься повесть Станционный смотритель

О чем заставляет задуматься повесть Станционный смотритель

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Золотой луг Пришвина

    Рассказ начинается с увлекательной забавы главного персонажа и его брата. Они идут куда-либо по своим делам, а главный герой окликает своего родного брата, и в момент когда тот повернулся, фукает одуванчиком в лицо Сереже

  • Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 класс

    Главный персонаж картины, — молодая девушка, названная автором Снегурочкой. Дело происходит зимой, по картине видно, что на улице очень холодно. Снег кажется рыхлым и скрипучим, сугробы выглядят очень глубокими

  • Роль детали в рассказах Чехова

    Рассказы А. П. Чехова не столько ироничны, сколько наполнены сочувствием к людям, их заботам, радостям и бедам. Обычно автор описывает небольшой эпизод, очень обыденный, но обнажающий сокровенные

  • Интересные факты о Паустовском

    Творчество всемирно известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского – это бесценный вклад в русскую литературу. Знакомясь с произведениями великого писателя, невозможно оставить незамеченной его биографию

  • У математиков существует свой язык – это формулы сочинение

    Люди используют речь, чтобы понимать друг друга, выражать собственные мысли. С младенчества родители учат детей различать буквы, объясняют значение слов и показывают, как правильно составлять предложения.

: Дочь бросила отца и сбежала с богатым офицером. Отец нашёл дочь, но вернуть не смог, с горя спился и умер. Несколько лет спустя дочь, ставшая важной дамой, нашла могилу отца и долго рыдала над ней.

Деление пересказа на главы — условное.

Отношение рассказчика к станционным смотрителям

Многие путешественники проклинали станционных смотрителей, но А. Г. Н. считал их мучениками, которых каждый мог унизить, отругать и даже избить.

Самсон вырин рассказ про негоА. Г. Н. — рассказчик, мелкий чиновник, много разъ­ез­жает по Россий­ской Империи, сочув­ствует стан­ци­онным смот­ри­телям и инте­ре­су­ется их жизнью.

Обязанности станционного смотрителя были каторгой, в любое время дня и ночи он должен был готов услужить путнику, который обычно вымещал на бедняге всю досаду, скопившуюся во время скучной поездки. Путешественники считали, что станционный смотритель обязан выдать им свежих лошадей, даже если через станцию проезжал важный генерал и забрал всех.

Двадцать лет рассказчик ездил по России и познакомился со многими станционными смотрителями. Их истории он слушал гораздо охотнее, чем речи какого-нибудь встретившегося в пути высокопо­став­ленного чиновника. Память об одном из станционных смотрителей рассказчику особенно дорога.

Две встречи рассказчика с Самсоном Выриным

С Самсоном Выриным рассказчик познакомился жарким летним днём 1816 года.

Самсон вырин рассказ про негоСамсон Вырин — стан­ци­онный смот­ри­тель, лет 50, вдовец, свежий и бодрый, очень любит един­ственную дочь.

Домик станционного смотрителя был бедным, но опрятным и уютным: кровать за пёстрой занавеской, цветы на подоконнике. Стены украшали дешёвые картинки, изображавшие историю блудного сына. На первой картинке благообразный старик отпускал беспокойного юношу и отдавал ему мешок с деньгами. На второй юноша проматывал полученные деньги. Затем тот же юноша изображался в рубище, пасущим свиней. На последней картинке благообразный старик прощал блудного сына. Все картинки сопровождались «приличными немецкими стихами».

Рассказчика встретила Дуня, угостила чаем.

Самсон вырин рассказ про негоДуня (Авдотья Вырина) — дочь Самсона Вырина, на момент знаком­ства с рассказ­чиком ей 14 лет, очень красивая, привет­ливая, кокет­ливая и легко­мыс­ленная.

Уезжая, рассказчик попросил у Дуни поцелуй, и девочка согласилась. Этот поцелуй рассказчик помнил очень долго.

Четыре года спустя дела снова привели рассказчика на ту же почтовую станцию. Его поразили произошедшие там перемены. Все вещи в домике Вырина остались на прежних местах, но цветов не было, и комната выглядела запущенной. Сам Вырин постарел и сгорбился, его давно не бритое лицо покрывали морщины. Рассказчик спросил его о Дуне, и станционный смотритель ответил, что не знает, где она. Позже, выпив пунша, старик рассказал, что случилось.

История Самсона Вырина

Красавицу Дуню знали все. Многие богатые господа нарочно останав­ливались пообедать, чтобы полюбоваться ею, дарили ей дорогие безделушки. Девушка всегда была весёлая и приветливая, умела успокоить самого сердитого барина. На ней держался дом, а Вырин души не чаял в любимой дочери.

Однажды на станцию заехал сердитый путешественник по фамилии Минский и потребовал лошадей.

Самсон вырин рассказ про негоМинский — офицер, гусар, молодой, стройный, с чёрными усиками, богатый.

При виде Дуни гнев его утих, и он остался обедать. После обеда Минскому стало плохо, и он остался на ночь. Дуня ухаживала за ним. Утром гусару стало хуже, Вырин послал за доктором. Плохое самочувствие не помешало Минскому выпить две чашки кофе и плотно пообедать вместе с доктором.

За два дня Минский так понравился Вырину, что тот не хотел с ним расставаться. Наконец гусар поправился и собрался уезжать. Дуня в это время собралась в церковь, и Минский предложил подвезти её.

«Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокобла­городие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара… ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Через полчаса Вырина охватило плохое предчувствие, он пошёл в церковь и узнал, что Дуни на службе не было. Вечером вернулся ямщик, отвозивший Минского, и рассказал, что Дуня уехала с гусаром по доброй воле, хоть и плакала всю дорогу до следующей станции. Только теперь станционный смотритель догадался, что Минский только притворялся больным.

Вырин слёг с сильной горячкой. Лечивший его доктор подтвердил, что гусар был совершенно здоров. Вырин знал, что гусар поехал в Петербург. Поправившись, смотритель выпросил у начальства отпуск и отправился за дочкой.

В Петербурге Вырин поселился у своего сослуживца, быстро узнал, где живёт Минский, явился к нему и попросил отдать дочь, ведь он ею уже насытился. Гусар понимал, что виноват перед смотрителем, и попросил у него прощения, но Дуню не отдал, сказал, что она любит его и давно отвыкла от прежней жизни. Затем Минский пообещал Вырину сделать его дочь счастливой, сунул ему что-то за рукав и выпроводил из дома.

На улице Вырин обнаружил за обшлагом рукава деньги. Со слезами на глазах он швырнул их на землю, растоптал каблуком и ушёл. Потом вернулся, увидел, как хорошо одетый молодой человек убегает с деньгами, но догонять его не стал.

Вырин решил вернуться на станцию. Перед отъездом он захотел увидеть Дуню и снова пошёл к Минскому, но лакей его не впустил. Вечером, возвращаясь из церкви, он увидел карету гусара, которая остановилась у богатого дома. Сказав, что принёс записочку Дуне, он вошёл и увидел свою дочь. Роскошно и модно одетая Дуня «с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».

Смотритель залюбовался дочерью. Вдруг Дуня подняла голову, увидела отца и с криком упала на ковёр. Разгневанный Минский выставил его вон. Жаловаться на Минского его начальству смотритель не стал, вернулся домой. Больше он Дуню не видел, что с ней стало, не знал, но думал, что она плохо кончила.

Не её первую… сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою.

История Вырина тронула рассказчика, он долго не мог забыть старого станционного смотрителя.

Возвращение блудной дочери

Несколько лет спустя рассказчик узнал, что станция, на которой работал Вырин, упразднена. Как-то ненастной осенью, проезжая через ту местность, он решил навестить старика, но в его домике жил какой-то пивовар. Жена пивовара сообщила, что Вырин спился и умер год назад.

К могиле Вырина рассказчика проводил сын пивовара. Мальчишка рассказал, что летом приезжала в роскошной карете красивая и добрая барыня с тремя детьми и нянькой. Она попросила показать ей могилу смотрителя и долго рыдала над ней.

Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пиво-варова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром… «Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».
При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу…
— А проезжие вспоминают ли его?
— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.
— Какая барыня? — спросил я с любопытством.
— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом.
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

Задания с кратким ответом

1 вариант

1. Укажите название цикла, в который входит повесть « ».

2. Как называется описание природы в литературном произведении («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».)?

3. Как называется изобразительное средство? Отроду не видал я такого печального кладбища.

4. В данном фрагменте мальчик дважды повторяет фразу:
И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!.. Как называется такой прием?

5. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

2 вариант

1. Как звали станционного смотрителя (укажите имя и фамилию)?

2. Как называется описание внешности героя в литературном произведении («оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне…»)?

3. Как называется изобразительное средство? Серенькие тучи покрывали небо…

4. Рассказчик и мальчик обмениваются репликами. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев?

5. Рассказчик в приведенном фрагменте дважды упоминает истраченные семь рублей. Как называется такой прием?

ОТВЕТЫ

Тест по повести «Пушкин А.С. Станционный смотритель» для 7 класса

Вариант 1

1. К какому эпическому жанру относится произведение «Станционный смотритель»?

а) рассказ б) повесть в) поэма
2.

В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

а) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
б) «Повести Пушкина» в) «Проза Пушкина»

3. Самсон Вырин был человеком:

а) лет пятидесяти б) лет пятидесяти пяти в) лет шестидесяти

4. Что далала Дуня, когда ехала с гусаром в кибитке?

а) читала книгу б)смеялась всю дорогу в) плакала

5. Проезжему чиновнику не было жаль денег, истраченных в поездке, потому что:

а) он узнал о судьбе Дуни и её раскаянии; б) он был богат, но знал деньгам счёт;

в) не в деньгах счастье.

Вариант 2

1. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель»:

а) Иван Вырин б) Минский в) Самсон Вырин

2.Рассказывая о станционных смотрителях,

а) осуждает их б) презирает их в) сочувствует им

3. Укажите имя дочери главного героя:

а) Аксинья б) Авдотья в) Дарья

4.Картинки, украшавшие обитель смотрителя, являются:

а) свидетельством религиозности и набожности хозяев;

б) скромным украшением небогатого жилища;

в)

намекают на будущую историю «блудной дочери».

5. «Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели» — это:

а) И.П.Белкин б) С.Вырин в) Минский

Вариант 3

1.

В чем основное значение повести « Станционный смотритель» в русской литературе?

а) писатель заставляет задуматься о бесправии «маленького человека»
б) показывает пробуждение гордости и человеческого достоинства в «маленьком человеке»
в) повесть открывает образ под общим названием «маленький человек»

2. Дуня села в кибитку рядом с гусаром, чтобы:

а) доехать до церкви б) убежать из дома в) прокатиться, отдохнуть

3. Ротмистр Минский ехал:

а) из Смоленска в Петербург б) из Петербурга в Смоленск в) из Москвы в Петербург

4. Причина смерти смотрителя:

а) умер от тяжелой болезни б) спился от горя в) сердечный приступ

5.
Как расплатился гусар с лекарем:

а) вручил ему двадцать пять рублей за визит и пригласил его отобедать

б) вручил ему двадцать пять рублей за визит в) пригласил его отобедать

Вариант 4

1.Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

а) всемирный потоп; б) история блудного сына; в) воскрешение Иисуса Христа;

2. Куда отправился Вырин на поиски дочери?

а) в Москву б) в Саратоа в) в Петербург

3. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем?

а) 1816 б) 1820 в) 1815

4.

Как изменился Самсон Вырин за те несколько лет, которые его не видел рассказчик?

а) Он стал угрюм и неразговорчив б) Он был все тот же, только немного постарел

в) Он был очень рад встрече, но казался уставшим от жизни

5.Судьба Дуни сложилась:

а) счастливо; б) трагично; в) удачно;

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
Тест по повести «Пушкин А.С. Станционный смотритель» для 7 класса
1) рассказ 2) повесть 3) поэма
2. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
1) осуждение детей, забывающих своих родителей
2) изображение жизни «маленького человека»
3) реалистическое описание почтовой станции
3.Рассказывая о станционных смотрителях, автор
1)осуждает их 2)презирает их 3)сочувствует им
4. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?
1) ребенка 2) человека, не имеющего высокого чина
3) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости
5. Станционный смотритель ­ чиновник
1) 9 класса 2) 14 класса 3) 11 класса
6. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем
1) 1816 2) 1820 3) 1815
7. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель»
1) Петр Гринёв 2) Владимир Дубровский 3) Самсон Вырин
8. Самсон Вырин был человеком
1) лет пятидесяти 2) лет пятидесяти пяти 3) лет шестидесяти
9. Укажите имя дочери главного героя
1) Наташа 2) Дуня 3) Даша
10. Дочь главного героя была девочкой
1) лет шестнадцати 2) лет пятнадцати 3) лет четырнадцати
11. Вторая встреча рассказчика с Самсоном Выриным произошла
1) через три года 2) через четыре года 3) через два года
12. Самсон Вырин превратился
1) в хилого старика 2) в немощного старика 3) в пожилого мужчину
13. «Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели» ­ это
1) И.П.Белкин 2) А.С.Пушкин 3) Минский
14. Как расплатился гусар с лекарем
1) вручил ему двадцать пять рублей за визит и пригласил его отобедать
2) вручил ему двадцать пять рублей за визит 3) пригласил его отобедать
15. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Минским?
1) проявил неосмотрительность 2) не мог предположить, что офицер за добро платит злом
3) хотел, чтобы Дуня уехала с офицером
16. Дуня села в кибитку рядом с гусаром, чтобы
1) доехать до церкви 2) убежать из дома 3) доехать до магазина
17. Самсон Вырин занемог
1) сильной простудой 2) сильной горячкой 3) сильной ангиной
18. Ротмистр Минский ехал
1) из Смоленска в Петербург 2) из Петербурга в Смоленск 3) из Москвы в Петербург
19. Дуня всю дорогу
1) смеялась 2) молчала 3) плакала
20. Куда отправился Вырин на поиски дочери?
1) в Москву 2) в Саратоа 3) в Петербург
21. Самсон Вырин остановился в Петербурге
1) в Преображенском полку 2) в Измайловском полку 3) в Семёновском полку
22. Минский дал Вырину
1) несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций 2) несколько пятирублёвых ассигнаций
3) несколько десятирублёвых ассигнаций
23. Минский прогнал Самсона Вырина, потому что
1) боялся, что смотритель зарежет его 2) дал ему много денег 3) был грубым человеком
24.Перед отъездом на станцию Вырин хотел ещё раз увидеть
1) своего старого сослуживца 2) ротмистра Минского 3) бедную свою Дуню
25. Причина смерти смотрителя
1) неизвестна 2) спился от горя 3) сердечный приступ
26. В чем основное значение повести « Станционный смотритель» в русской литературе?



30.11.2014


6814


649



тасеменова Г.С.

2 Тема произведения
А) Трагедия «маленького человека»
Б) Любовь истинная и ложная
В) Конфликт отцов и детей

3 Рассказывая о станционных смотрителях, автор
А) Осуждает их
Б) Сочувствует им.
В) Презирает их

4 Картинки, украшавшие жилище смотрителя, являются
А) Свидетельством набожности и религиозности хозяев
Б) Скромным украшением дома
В) Предзнаменованием трагических событий

5 «Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, с усиками» — это
А) И.П.Белкин
Б) Минский
В) Станционный смотритель
Г) А.С. Пушкин

6 Дуня села в кибитку рядом с гусаром, намереваясь
А) Проводить его до лекаря
Б) Убежать из дома
В) Доехать до церкви
Г) Прокатиться в его кибитке

7 Минский прогнал Самсона Вырина, потому что
А) Дал ему достаточно денег за Дуню.
Б) Сказал Дуне, будто отец умер.
В) Был грубым человеком.
Г) Боялся, что смотритель его зарежет.
Д) Смотрителя прогнал военный лакей, а не Минский.

8 Судьба Дуни в Петербурге сложилась
А) Счастливо
Б) Трагично
В) Неизвестно

9 Причина смерти смотрителя
А) спился от горя
Б) сердечный приступ
В) неизвестна

10 Как Дуня будет жить дальше, узнав о смерти отца?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 В чём отличие сюжета данной повести от «Притчи о блудном сыне», от другой повести Пушкина «Метель»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 Ваше отношение к произведению Пушкина ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен только фрагмент материала.

Тест по литературе Станционный смотритель (А.С. Пушкин) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встреч­ных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у поч­тового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вы­шла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пиво­варова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издер­жанных даром… «Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи­ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».
При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу…
— А проезжие вспоминают ли его?
— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о ста­ром смотрителе и ходила к нему на могилу.
— Какая барыня? — спросил я с любопытством.
— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладби­ще». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром —
такая добрая барыня!..
Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым дерев­цом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с мед­ным образом.
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и при­звала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1.
Укажите название цикла, в который входит повесть «Станцион­ный смотритель».

2.
Как называется описание природы в литературном произведении («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холод­ный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».)?

3.

Отроду не видал я такого печального
кладбища.

4.
В данном фрагменте мальчик дважды повторяет фразу:
И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Как называется такой прием?

5.
Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его мо­гилу барыня?

Задания с развернутым ответом

1.

2.

3.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1.
Как звали станционного смотрителя (укажите имя и фамилию)?

2.
Как называется описание внешности героя в литературном про­изведении («Оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне…»)?

3.
Как называется изобразительное средство?
Серенькие
тучи покрывали небо …

4.
Рассказчик и мальчик обмениваются репликами. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев?

5.
Рассказчик в приведенном фрагменте дважды упоминает истра­ченные семь рублей. Как называется такой прием?

Задания с развернутым ответом

1.
Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?

2.
Каким предстает герой-рассказчик?

3.
Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­няет?

Фрагмент из романа Дубровский

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, раз­валившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камерди­нер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили мо­лодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянь­ка, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в жи­воте и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слы­хивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю­-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева…
»

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии до­вольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишил­ся матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романи­чески был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а поло­жение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.
Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болез­ненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.
Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил воль­ных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки…

Ответы на тест по литературе Станционный смотритель

1 вариант

1. Повести Белкина
2. пейзаж
3. эпитет
4. повтор
5. дочь
2 вариант

1. Самсон Вырин
2. портрет
3. эпитет
4. диалог
5. повтор

На чтение 5 мин Обновлено

«Станционный смотритель» план рассказа Пушкина составить можно используя разные варианты: сюжетный, цитатный, краткий, сложный.

Пушкин «Станционный смотритель» план

  1. Вступление. Станционные смотрители.
  2. Первая встреча с Выриным и его дочерью Дуней.
  3. Повторный визит. Плачевное положение старого смотрителя.
  4. Рассказ Вырина о дочери.
  5. Гусар Минский. Мнимая болезнь.
  6. Побег девушки из дома отца.
  7. Поиски дочери. Встреча с Минским.
  8. Новая жизнь Дуни.
  9. Три года одиночества.
  10. Поездка в знакомые места.
  11. Знакомство с новыми жителями.
  12. Весть о смерти станционного смотрителя.
  13. Прекрасная барыня на могиле старика и ее горе.
  14. Могила станционного смотрителя.

«Станционный смотритель» план произведения

1. Приезд Минского на станцию и его»болезнь»

2. Бегство Дуни

3. Поездка Вырина в Петербург-поиск дочери

4. Минский выгоняет отца, дав ему денег

5. Короткая встреча с дочерью

6. Вырин возвращается обратно

7. Смерть смотрителя

Детальный план «Станционного смотрителя»

  • Рассуждения о станционных смотрителях
  • Знакомство автора с Выриным и его дочерью Дуней
  • Кокетство Дуни и поцелуй
  • Встреча, спустя несколько лет
  • Одиночество отца, оставшегося без дочери
  • Рассказ Вырина о побеге Дуне с почтовой станции
  • Заезжий гусар Минский и его притворная болезнь
  • Уход за больным и мечты о другой жизни
  • Дуня уезжает вместе с гусаром
  • Желание отца вернуть дочь, поездка в город и встреча с Минским
  • Новая жизнь Авдотьи Выриной, жестокость барина
  • Встреча дочери с отцом и обморок девушки
  • Продолжение Выриным службы смотрителем
  • Третье посещение знакомой станции
  • Новые жильцы домика смотрителя
  • Печальная судьба Самсона Вырина
  • Рассказ мальчишки о барыне, приезжавшей на станцию
  • Безутешное горе дочери
  • Посещение автором кладбища и могилы станционного смотрителя.

Цитатный план повести «Станционный смотритель»:

  1. «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса».
  2. «Есть у меня приятели из смотрителей. Память одного из них мне драгоценна».
  3. «Эй, Дуня! – закричал смотритель. Дочка-с, да такая разумная, такая проворная».
  4. «Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель».
  5. «Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой».
  6. «Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт».
  7. «Дуня села в кибитку подле гусара, и лошади поскакали».
  8. «Старый смотритель с год как помер».
  9. «Летом проезжала барыня, спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу».

Вариант 2 цитатного плана:

1. «Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот»
2. «В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию»
3. «Путешественник предложил Самсону Вырину и его дочери разделить с ним трапезу»
4. «Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми. »
5. «Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. »
6. «Вошед в комнату» , он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение» .
7. «Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив»
8. «Путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни» .
9. «На станцию прибыл молодой офицер» .
10. « Офицер внезапно почувствовал сильное недомогание» .

11. «На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать» .
12. «День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви» .
13. «…ямщик, везший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции» .
14. «Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург» .
15. «Он (Минский) дал смотрителю денег и выпроводил на улицу» .
16. «Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь» .
16. «Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковер» .
17. «Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу» .
18. «Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами» .
19. «Самсон «с год как помер» .
20. «Летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя» .

О чем повесть «Станционный смотритель»?

Повесть «Станционный смотритель» — наиболее трагичная из цикла «Повестей Белкина» Пушкина. С другими повестями ее объединяет то, что герой и здесь тоже создает свой жизненный сценарий, а точнее, принимает тот, который видит у себя дома на немецких картинках, висящих на стене. В благопристойной форме они изображают притчу о блудном сыне. Именно с ними сверяет свою жизнь Самсон Вырин.

Эпизод на первой картинке сбывается: дочка сбежала с гусаром Минским. Подобно блудному сыну, она бросила родительский дом. Второй эпизод вроде тоже совпал: когда Вырин приезжает в город спасать дочку от Минского, то видит, что она не замужем, живет на содержании. Так сказать, «молоденькая дура» окружена ложными друзьями, в глазах Вырина стала распутной.

Следующим этапом Дуниного пути, согласно притче, должна быть жизнь среди свиней, в рубище. Вырин ждет этого и даже поневоле хочет смерти дочери, несмотря на то что страстно ее любит. Но для него лучше пережить смерть любимого человека, чем позор. Но тут оказывается, что Дуня живет у Минского на правах барыни, и, судя по всему, ее детей Минский считает своими.

Последний эпизод самый сложный в «Повестях Белкина», и с притчей он вообще не имеет ничего общего. Когда Дуня приезжает к отцу просить прощения, выясняется, что прощать уже некому, отца нет в живых. Дочь рыдает на его могиле. Получается, что жизнь не просто объемнее, а одновременно счастливее и трагичнее по сравнению с выдуманным сюжетом.

Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель» // 1 вариант

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) Самсон Вырин 2) Владимир Дубровский 3) Пётр Гринев 4) Кирилла Петрович Троекуров

1) Наташа 2) Глаша 3) Дуня 4) Маша

5. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский 2) Минский 3) Лаевский 4) Погорельский

7. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

1) всемирный потоп 2) история блудного сына 3) воскрешение Иисуса Христа 4) история Давида

8. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

9. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

1) резонёр 2) «маленький человек» 3) «лишний человек» 4) «благородный разбойник»

11
.

13. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

1. Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви

2. Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу

3. Он предложил свозить ее в город на ярмарку.

14. Как Самсону удалось увидеть дочь?

1. Он дождался ее в квартире Минского

2. Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его

3. Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью

Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель» // 2 вариант

1. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло

2. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

1) рассказ 2) повесть 3) роман 4) поэма

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Пётр Гринев 2) Владимир Дубровский 3) Самсон Вырин 4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.

1) Маша 2)Дуня 3) Глаша 4)Наташа

5. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей. 3) Пригласил отобедать. 4) Ничем не расплатился.

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву 2) в Саратов 3) в Петербург 4) в Новгород

7. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

1) большая проезжая дорога 2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо 4) трактир

8. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости 2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности 4) проблема экологии языка

9
.
Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

1) сестра 2) соседка 3) дочь 4) жена

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна 2) спился от горя 3) сердечный приступ 4) старость

1). Потому что это унылая и однообразная работа

2). Потому что им не хватает человеческого общения

3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

12. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?

1. Чтобы он больше тут не показывался

2. Что он любит Дуню и никогда ее не бросит

3. Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки

13. На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?

1. На счастливую жену и мать 2. На содержанку 3. На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14.Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?

1. Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург

2. Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле

3. Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

Ответы:

№задания

1 вариант

2вариант

Тест по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

7 класс

Начало формы

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

1) рассказ; 2) повесть; 3) роман; 4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

3. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем?

1) 1812 ; 2) 1815; 3) 1816; 4) 1820

4. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Самсон Вырин; 2) Владимир Дубровский; 3) Пётр Гринев; 4) Кирилла Петрович Троекуров

5. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа; 2) Глаша; 3) Дуня; 4) Маша

6. Какого цвета были глаза у дочери героя?

1) голубые; 2) зелёные; 3) карие; 4) в произведении об этом не говорится

7. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.
3) Пригласил отобедать.
4) Ничем не расплатился.

8. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский; 2) Минский; 3) Лаевский; 4) Погорельский

9. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву; 2) в Саратов; 3) в Петербург; 4) в Новгород

10. Какого цвета были волосы у гусара?

1) светлые; 2) каштановые; 3) русые; 4) чёрные

11. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

1) всемирный потоп; 2) история блудного сына; 3) воскрешение Иисуса Христа; 4) история Давида

12. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

13. Узнай героя по описанию.

«Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью».

1) станционный смотритель; 2) гусар; 3) рассказчик; 4) лекарь

14. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

3) совокупность средств для перемещения чего-либо; 4) трактир

15. Укажите правильное толкование слова «шлафорк» в предложении:

«…в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

1) свитер; 2) домашний халат; 3) рубашка; 4) пальто

16. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

1) резонёр; 2) «маленький человек»; 3) «лишний человек»; 4) «благородный разбойник»

17. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости;

2) проблема позднего раскаяния;

3) проблема дочерней неблагодарности
4) проблема экологии языка
Конец формы

Вариант 1. Выполнил(а)

1. Какова основная тема повести «Станционный смотритель»?
а)
осуждение детей, забывающих своих родителей;
б)
изображение жизни «маленького человека»;
в)
реалистическое описание почтовой станции.

2. С какой целью автор вводит экспозицию в повествование?
а)
для подробного описания жизни на почтовых стан­циях;
б)
для реалистического изображения действительности;
в)
для раскрытия мировоззрения рассказчика, его ха­рактера.

3. Кого из героев русской литературы называют «ма­леньким человеком»?
а)
ребенка;
б)
второстепенный персонаж;
в)
человека, не имеющего высокого чина; г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости.

4. Какую символическую деталь вводит Пуш­кин в описание жилища станционного смотрителя?
а) горшки с бальзамином;
б)
лубочные картинки, изображающие сцены из прит­чи о блудном сыне;
в)
кровать с пестрой занавеской.

5. Сопоставьте портреты Самсона Вырина из первой и второй частей повести. С какой целью Пуш­кин дважды описывает внешность героя?
I часть: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеле­ный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах…» II часть: «Я смотрел на его седину, на глубокие мор­щины давно небритого лица, на сгорбленную спину…» а)
для более яркого описания характера героя;
б)
для того чтобы показать, насколько сильно горе Вырина;
в)
создать ощущение достоверности.

Вариант 2. Выполнил(а)
_____________________________________________________

1. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Мин­ским?
а)
проявил неосмотрительность;
б)
не мог предположить, что офицер за добро отплатит злом;
в)
хотел, чтобы Дуня уехала с офицером.

2. Пушкин показывает, что люди «порядочно­го общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя
а)
сюжет;
б)
прямую авторскую характеристику;
в)
художественную деталь.

3. Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?
а)
отказ Вырина жаловаться;
б)
ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хоро­шо одетый молодой человек», который, увидев возвра­тившегося смотрителя, убежал;
в)
описание второй попытки смотрителя вернуть дочь.

5. Что является идейным замыслом повести и наи­более значимо для автора?
а)
изобразить семейную драму;
б)
показать трагическую судьбу мелкого чиновника;
в)
показать социальное неравенство, на котором стро­ятся отношения между людьми в обществе.

Вариант 3. Выполнил(а)
____________________________________________________

1. Счастлива ли Дуня?
а)
да, потому что она любит Минского;
б)
автор не дает прямого ответа;
в)
нет, так как благополучие не может быть свидетель­ством счастливой жизни.

2. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»?
а)
«цель оправдывает средства»;
б)
«чин чина почитай»;
в)
«добро всегда победит зло»; г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь».

3. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минс­кого?
а)
не хватило мужества;
б)
был очень добрым человеком и простил Минского;
в)
не знал, как это можно сделать; г) понимал бессмысленность такой попытки.

4. Что общего между повестями «Метель» и «Стан­ционный смотритель»?
а)
глубина характеристики героев;
б)
социальная проблематика;
в)
бытописание; г) сложный сюжет; д) образ рассказчика.

5. В чем основное значение повести «Станционный смотритель» для русской литературы?
а)
писатель заставляет задуматься о бесправии «ма­ленького человека»;
б)
показывает пробуждение гордости и человеческого достоинства в «маленьком человеке»;
в)
повесть открывает в русской литературе галерею образов под общим названием «маленький человек».

ЭТАЛОН.

Вариант 1:
1б; 2в; 3г; 4б; 5б.

Вариант 2:
1б; 2аб; 3б; 4б; 5в.

Вариант 3:
1б; 2б; 3г; 4д; 5в.

Тест по литературе Станционный смотритель (А.С. Пушкин) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встреч­ных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у поч­тового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вы­шла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пиво­варова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издер­жанных даром… «Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи­ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».
При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу…
— А проезжие вспоминают ли его?
— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о ста­ром смотрителе и ходила к нему на могилу.
— Какая барыня? — спросил я с любопытством.
— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладби­ще». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром —
такая добрая барыня!..
Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым дерев­цом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с мед­ным образом.
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и при­звала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1.
Укажите название цикла, в который входит повесть «Станцион­ный смотритель».

2.
Как называется описание природы в литературном произведении («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холод­ный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».)?

3.

Отроду не видал я такого печального
кладбища.

4.
В данном фрагменте мальчик дважды повторяет фразу:
И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Как называется такой прием?

5.
Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его мо­гилу барыня?

Задания с развернутым ответом

1.

2.

3.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1.
Как звали станционного смотрителя (укажите имя и фамилию)?

2.
Как называется описание внешности героя в литературном про­изведении («Оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне…»)?

3.
Как называется изобразительное средство?
Серенькие
тучи покрывали небо …

4.
Рассказчик и мальчик обмениваются репликами. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев?

5.
Рассказчик в приведенном фрагменте дважды упоминает истра­ченные семь рублей. Как называется такой прием?

Задания с развернутым ответом

1.
Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?

2.
Каким предстает герой-рассказчик?

3.
Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­няет?

Фрагмент из романа Дубровский

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, раз­валившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камерди­нер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили мо­лодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянь­ка, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в жи­воте и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слы­хивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю­-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева…
»

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии до­вольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишил­ся матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романи­чески был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а поло­жение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.
Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болез­ненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.
Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил воль­ных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки…

Ответы на тест по литературе Станционный смотритель

1 вариант

1. Повести Белкина
2. пейзаж
3. эпитет
4. повтор
5. дочь
2 вариант

1. Самсон Вырин
2. портрет
3. эпитет
4. диалог
5. повтор

Вопрос № 1

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?» — так начинает Пушкин свою повесть. «Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? »

Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев.

Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор.

Вынужденный враг любого проезжающего.

Вопрос № 2

«.. .В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено обществу в самом ложном виде». Они люди:

мирные, услужливые, хоть и склонны к сребролюбию;

любопытные, склонные к общению, хоть некоторые из них и притязают на почести;

мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые.

Вопрос № 3

Рассказчик говорит, что память одного станционного смотрителя, с которым некогда его сблизили обстоятельства, «особенно ему драгоценна». Познакомились они в 1816 г., в ту пору рассказчик был:

«Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву».

молодым военным;

в мелком чине;

всего лишь провинциальным помещиком.

Вопрос № 4

своей красотой;

умом;

проворством в хозяйственных делах.

Вопрос № 5

история блудного сына;

сказка об аленьком цветочке;

история некой девицы, полюбившей гусара.

Вопрос № 6

«Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы». Дуня отвечала:

безо всякой робости, как девушка, видевшая свет;

со взрослой разумностью, но с робостью, присущей ее возрасту;

кокетливо потупив большие голубые глаза.

Вопрос № 7

«Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места». Путешественник вспомнил станционного смотрителя и его дочь, к станции он приближался:

радуясь, что снова увидит Дуню;

погруженный в приятные воспоминания;

с печальным предчувствием.

Вопрос № 8

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года мог ли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Станционный смотритель встретил автора:

радостно, так как узнал его;

равнодушно, хотя по всему было видно, что узнал его;

сначала равнодушно, но ром прояснил его угрюмость, на втором

Вопрос № 9

«Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее… господа проезжие нарочно останавливались… только чтоб на нее подол ее поглядеть. … Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». Все изменилось, когда на станции появился молодой, статный гусар с черными усами. Минский был:

корнет;

ротмистр;

поручик.

Вопрос № 10

Отдав распоряжения о кибитке проезжего, смотритель нашел его «…почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать…». Молодой человек провел в доме станционного смотрителя:

два дня;

неделю;

более недели.

Вопрос № 11

«Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест…» «Любезный постоялец» вызвался довезти Дуню:

до следующей станции, где жила ее крестная мать;

до ближней деревни;

до церкви.

Вопрос № 12

«Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью». Он узнал, где ее искать:

из подорожной Минского;

от ямщиков;

случайно, от проезжего, видевшего Дуню.

Вопрос № 13

«Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой мыслью прибыл он «.

В Смоленск;

в Москву;

в Петербург.

Вопрос № 14

«Рано утром пришел он в его [Минского] переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться». Минский принял старика:

тотчас же;

в 11 часов, так как прежде этого времени почивал и не принимал никого;

только на следующий день.

Вопрос № 15

«Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось».

Гусар еще долго разговаривал со стариком, убеждая его в своей правоте и предлагая деньги.

Минский позвал своего лакея и приказал проводить гостя, щедро награжденного «за труды», до дверей.

Сунув старику что-то, Минский отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Вопрос № 16

«Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…»

Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Смотритель за ним не погнался.

Маленькая фигурка его горбилась все больше и больше, но смотритель ни разу не оглянулся.

Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился, поднял ассигнации, тщательно разгладил и спрятал в карман.

  • Самочувствие как пишется правильно или самочувствие как правильно
  • Самочувствие или сомочуствие как пишется правильно
  • Самостоятельное чтение сказки о животных 4 класс перспектива презентация
  • Самостоятельность это определение для сочинения
  • Самостоятельное чтение русская сказка морозко характеристика героев сказки 3 класс перспектива