Самостоятельное чтение русская сказка морозко характеристика героев сказки 3 класс перспектива

Сочинения по литературе другие главные герои сказки морозко народные сказки, самые любимые произведения у детей. в них всегда добро побеждает
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Главные герои сказки Морозко

Народные сказки, самые любимые произведения у детей. В них всегда добро побеждает зло, а слабый показывает свою силу и любовь к своим близким и друзьям. Не исключение и сказка «Морозко», сложена она очень давно, но, продолжает учить доброте и душевной щедрости, трудолюбию и уважению к другим людям.

Главные персонажи

Морозко

Морозко — основное действующее лицо сказки, представляет силу добра и справедливости. Он следит за правильным течением времени года, может укрывать снегом елки в лесу, следить за зверушками, чтобы не замерзли и не были голодными, медведи вовремя легли в берлогу на зимнюю спячку, а птицы укрылись от непогоды и мороза. Любит трудолюбивых, уважительных и простых в общении людей. Стремится как-то их вознаградить за труды. Не любит лентяев и невоспитанных, пытается их перевоспитывать, ну а если не получается, может и наказать.

Дочь старика

Главная героиня сказки, дедова дочка, очень скромная, добрая, заботливая, уважительная и работящая девушка. Даже птицу и собаку приголубит и согреет. Работает одна за троих, топит печку, носит воду, готовит еду, убирает и ухаживает за домашними животными, прядет и вышивает. Все пожелания своей сводной сестры и старухи выполняет. Старуха относится к ней как к прислуге, не любит, даже ненавидит, и не знает как избавиться от нее. Девушка терпит все старухины капризы из-за своего отца, которого очень любит и боится, чтобы его не обидели. Учтиво разговаривает с Морозом, помогает ему в его доме убираться, не требует ничего, а только благодарит за то что приютил ее и получает в награду сундук камней самоцветных, жениха красивого и быструю тройку лошадей.

Дочь старухи

Второй женский образ, это дочь старухи. Невоспитанная грубиянка, обжора, лентяйка и капризная бездельница, любительница новых нарядов и сплетен. Старуха лелеет свою дочь, всячески балует и не дает работать. Старухина дочь всячески издевается над своей сводной сестрой и стариком. Она не понимает ни каких запретов и никаких слов, делает только то, что выгодно ей одной. Попадая в лес ради богатства и нарядов, и там проявляет свою неуважительность, лень и хамство, за что Морозко ее и наказывает, в одних вариантах замораживает до смерти, в других «награждает за труды» сундуком пепла и повозкой, запряженной парой свиней.

Второстепенные персонажи

Старуха

Старуха, это второстепенный женский образ сказки. Хитрая и корыстная. Вышла замуж за старика только из-за наживы. Поедом ест его дочку, и всячески старается устроить получше свою. В конце концов, после неудачной попытки просватать свою дочь, решает сжить падчерицу со свету, заставляет отвезти ее в лес и оставить на растерзание волкам. Увидев, как вернулась дочь старика из леса, не жалея, отправляет в лютый холод свою дочь в лес.

Старик

Старик, добрый и совестливый человек, женившись второй раз получает много проблем и своенравную старуху, которая его ни капельки не уважает, а хочет завладеть его добром. Старик всячески пытается помогать своей дочери, но он безвольный, не может постоять за себя.

В итоге — Добро побеждает, а зло наказывается.

Вариант 2

Морозко – самый главный персонаж известной всем сказки с одноименным названием. Морозко олицетворяет в себе добродушие, щедрость, мудрость хозяина зимы. И в то же время, если кто придется ему не по душе – накажет со всей строгостью. Он следит за зимним лесом: чтоб вовремя улеглись на спячку медведи, ежи, сурки, прикрывает снегом деревья, чтобы не замёрзли в зимнюю стужу. Люди ему по душе добрые, честные, трудолюбивые. Таких он может наградить со всей своей щедростью, а злых, жадных и завистливых запросто может заморозить.

Старикова дочка – главная героиня сказки. Очень скромная, трудолюбивая и миловидная девушка. Живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрицей. Мачеха не даёт ей никакого спуска, относится к падчерице как к служанке, а та выполняет беспрекословно все её приказы, потому что иначе злая старуха сживет со свету её отца. Бедная девушка всю домашнюю работу выполняет в одиночку: носит воду с колодца, топит печь, готовит еду, вяжет, шьёт, прядёт. И дурного слова от нее не услышишь, никого лаской не обойдет: будь то человек или собачка, да хоть и птичка. Старуха ненавидит падчерицу лютой ненавистью и спроваживает ее в зимний лес, но там девушка знакомится с Морозко. Она разговаривает с ним с огромным почтением и уважением, прибирает в его хоромах и то и дело благодарит за то, что добрый Морозко приютил её. За эти её качества Морозко одаривает ее сундуком с самоцветами, женихом – красавцем и отправляет домой на тройке резвых коней.

Старухина дочь – полная противоположность своей сводной сестры. Она целыми днями бездельничает, ест и собирает сплетни. Любит красивые наряды и то и дело их примеряет, любуясь собой. Падчерицу всяко оскорбляет и унижает, как и ее отца. Мать ее безмерно балует и выполняет все её желания. В лес она отправилась, надеясь, что Морозко ее также наградит, как и сестру, но по одному из вариантов сказки, тот морозит ее до смерти, а по второму – награждает сундуком с золой и отправляет домой на свиньях.

Старуха – второстепенный персонаж сказки. Злая, завистливая и лживая женщина. Поедом ест старика и его дочь, замуж за старого вышла только с корыстными побуждениями. Ей не удалось выгодно выдать замуж свою дочь и она, срывая злость на падчерице, отправляет её в лес, в надежде, что ту порвут волки. А когда девушка возвращается домой жива-здорова, да ещё и с дорогими подарками, она без раздумий снаряжает в зимний лес свою родную дочку.

Старик – добрый человек, но не имеющий характера. Он женился второй раз и полностью попал в зависимость к старухе. Свою дочь он очень жалеет, но и против старухи выступить не может, ввиду своей слабохарактерности.

Как бы то ни было добро в этой сказке восторжествовало, а зло было уничтожено.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои сказки Морозко

Главные герои сказки Морозко

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Что делает человека сильным

    В современном большинство из нас задаются вопросом, что же есть сила на самом деле? В чем ее сущность? Тема действительно актуальна, так как касается всех из нас.

  • Анализ произведения Палата № 6 Чехова

    Рассказ Чехова палата №6 является одним из наиболее популярных и популярность эта обуславливается в основном абсурдным сюжетом, который парадоксальным образом довольно точно описывает действительность.

  • Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

    Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

  • Сочинение Есть ли сейчас хамелеоны подобные Очумелову

    В этом, я думаю, даже не нужно сомневаться! Они не переводятся в нашем мире! Это, если бы спросили, есть ли до сих пор Чацкие… Все типажи, как мне кажется, существуют.

  • Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина сочинение

    Нелегкая жизнь Есенина, наполненная переездами и переменами образа жизни, сформировали разнообразие мотивов и тем лирики поэта. Есенин много времени в творчестве посвящает описанию природы родных мест

На чтение 8 мин. Опубликовано

Произведения, основанные на русском фольклоре, входят в образовательную программу начальных классов. Сегодня практически невозможно найти ребёнка, незнакомого с главными героями сказки «Морозко». Характеристика персонажей и анализ рассказа помогут ученикам лучше понять смысл повествования, а также разобраться с главной мыслью, которая вложена в эту волшебную историю.

Описание сюжета

Помимо фольклорного, существуют ещё варианты текстов в обработке Толстого и Афанасьева. Они немного отличаются, именно поэтому лучше использовать оригинал сказки «Морозко» для читательского дневника. Краткое содержание народной версии будет более уместно для разбора на уроках литературы.

Сказка морозко главные герои

Были у старухи 2 дочки. Одна родная, а другая падчерица. Свою кровиночку мать любила: что бы та ни делала, всё было хорошо, за всё похвалы удостаивалась. Мужнину дочь мачеха ненавидела, потому что выросла девушка красавицей, да к тому же работящей. Женихи часто на неё заглядывались, а на родную дочку внимания не обращали.

Захотела злая бабка падчерицу со света изжить. Велела мужу увести её в поле и там оставить. Хоть и жаль было старику родную дочку, но пришлось подчиниться, больно уж он свою жену боялся. Посадил он девушку в сани, увёз в поле, да и оставил одну на морозе. Но девушка зла на родителя не держала, потому что характер имела:

  • добрый;
  • покладистый;
  • любящий.

Она готова была пожертвовать собственной жизнью, лишь бы батюшке плохо не было. Именно поэтому она смирилась со своей участью и осталась в поле дожидаться смерти.

Главные герои сказки сказки морозко

В это время Мороз обходил свои владения и заметил девушку. Его поразило, что юная красавица не испугалась, наоборот, была рада отдать ему свою душу. Полюбились хозяину зимы и умные речи девушки. Вместо смерти он наградил её приданым знатным. Шубу ей подарил и сундук с богатствами.

В это время старуха пекла блины, чтобы поминки по падчерице справить. Велела она мужу съездить за телом девушки, а сама стала к похоронам готовиться.

Но маленькая собачка всё время лаяла, что стариковскую дочь в злате-серебре везут, а старухину женихи не возьмут. Как ни старалась злая хозяйка успокоить собаку, та не унималась. А когда предсказание сбылось, и старик привёз дочь живой, да ещё и с богатыми подарками, старуха рассвирепела.

Велела она увезти её дочку на то же место. Старик подивился, но исполнил приказ жены. А старуха стала дожидаться возвращения кровинушки с богатым приданым. Вот только собачка опять стала брехать, что кости старухиной дочки в мешке везут. Так и случилось.

Невоспитанная девочка грубо разговаривала с Морозом, он разозлился и убил её. Нашёл старик на том месте только бездыханное тело, когда приехал за девушкой. Зарыдала старуха, когда увидела дочь мёртвой, но вернуть уже было ничего нельзя.

Характеристика персонажей

Действующих лиц в сказке не очень много, но их характеристика очень важна для представления общей картинки сюжета, а также для понимания характеров персонажей. Герои сказки «Морозко»:

Характеристика главные герои сказки морозко

Анализ сказки морозко

  1. Мачеха — пожилая женщина со скверным характером. Она не могла выносить умную и красивую падчерицу, потому что на её фоне родная дочь выглядела уродливой неумехой. Но свою кровиночку мать очень любила, поэтому решилась на убийство красивой падчерицы, чтобы женихи стали обращать внимание и на её дочурку.
  2. Падчерица — умная и добрая девушка. Она могла выглядеть прекрасно даже в обносках, за что очень нравилась всем местным женихам. Добродетельный характер был отличительной чертой бедняжки. Она молча сносила все издевательства мачехи, любила своего старика-отца, даже несмотря на его малодушие.
  3. Старик — муж мачехи, отец двух дочерей, Он любил старшую девочку, но защитить её от нападок мачехи не мог. Это говорит о малодушном и покорном характере героя. Сегодня такого мужчину назвали бы подкаблучником.
  4. Родная дочь — ленивая и избалованная девушка. Ни красотой, ни другими достоинствами она не отличалась, зато привыкла, что всё крутится вокруг неё. Естественно, о таких понятиях, как вежливость и благодарность грубиянка не слышала и не знала. За это и была заморожена насмерть.
  5. Морозко — волшебный персонаж, который символизирует русскую зиму с её крепкими морозами. Справедливый, но добрый, умеющий отличать добродетель от притворства и зависти.
  6. Собачка — пророчица. Она своим лаем предсказала и возвращение падчерицы с дарами, и смерть родной дочери старухи.

Образ каждого из персонажей прописан в сказке очень ярко. Буквально с первых строк читатель понимает, кто из них отрицательный герой, а кто положительный. Но это и не удивительно, ведь история рассчитана на детскую аудиторию.

Главные герои

Несмотря на то что роли всех персонажей важны для общего развития сюжета, и почти все они равноценны по значимости, всё же можно выделить трёх главных героев сказки:

  1. Мачеха.
  2. Падчерица.
  3. Морозко.

Именно вокруг их действий и поступков развивается всё повествование, раскрывается полная картина сказки и проявляется её мораль.

Злая мачеха

Морозко герои

С первых строк понятно, что она яркий отрицательный персонаж в этой сказке. Старуха вынуждена жить под одной крышей с дочкой своего мужа от первого брака. А так как у неё имеется собственная дочь, нетрудно представить, кого пожилая женщина любит больше.

Видимо, пока девочки были маленькими, мачеха могла как-то держать себя в руках. Она хоть и обижала падчерицу, но понимала, что та делает всю грязную работу по дому, поэтому использовала девочку как бесплатную служанку.

Но когда девочки подросли, и пришла пора выдавать их замуж, старуха поняла, что её родная дочь сильно проигрывает в плане привлекательности для женихов, своей старшей сестре. Девушка была:

  • груба;
  • избалована;
  • ленива.

Морозко главные герои

Красотой родная дочка тоже не отличалась, поэтому было очень сложно подыскать ей хорошую партию. Тем более, когда рядом постоянно крутилась красавица и умница старшая сестра.

С одной стороны, материнские чувства понять можно, но с другой — непонятно почему обязательно нужно было отправлять старшую девочку на верную смерть. Можно было бы избавиться от неё более гуманным образом, например, выдать замуж.

Это характеризует героиню как глупую и недальновидную женщину. Она, не задумываясь о последствиях, использует любые методы для достижения своих целей. Такую глупость в характере женщины превышает разве что жадность. Старуха готова рискнуть жизнью собственного ребёнка для получения богатства.

Послушная падчерица

Морозко настенька

Качество жизни первой дочери старика вряд ли можно назвать приемлемым. С детства девочку использовали в качестве служанки для грязной и тяжёлой работы по дому. Несмотря на это девушка выросла:

  • доброй;
  • скромной;
  • любящей.

Природа не обделила героиню красотой и прилежностью. Она была хорошей хозяйкой и умной девушкой. Возможно, что падчерица давно бы ушла от мачехи, но боялась за своего старика-отца. Без её помощи старуха переложила бы на него всю работу. Это говорит о привязанности девушки к своему единственному родителю, любви к нему и жалости.

В сказке падчерица однозначно положительный персонаж. Её скромность, доброта́ и вежливое отношение к незнакомцам помогли девушке выйти живой из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Справедливый Морозко

В фольклоре этот персонаж часто упоминается под именем «Морозка». Этот хозяин зимы представлялся в образе вполне реального героя, обладающего волшебной силой и несметными богатствами.

В сказке он описывается как нечто среднее между духом и реальным существом. Нет описания его внешности, поэтому непонятно как он выглядит. Дать чёткую характеристику этому главному герою очень сложно. С уверенностью можно сказать, что он был:

Морозко морз

  • справедливым;
  • щедрым;
  • умным.

Он щедро одаривает подарками старшую сестру, потому что ему понравились её речи и покорность судьбе. Но не задумываясь, лишает жизни младшую только потому, что ему не понравился грубый тон девушки.

Назвать этого персонажа только положительным или отрицательным будет не совсем правильно. Добротой он точно не отличался, его действия и поступки зависли только от собственной объективности. Скорее это нейтральный герой, не лишённый чувства справедливости.

Краткий анализ и размышления

Современному читателю известны несколько интерпретаций этой сказки. Существует народная версия и её обработка такими авторами, как Толстой и Афанасьев. При оформлении читательского дневника будет считаться верным любой из представленных вариантов авторства, так как нет сильных отличий в сюжете.

Если сделать краткий анализ произведения, используя сухие литературные термины, он будет выглядеть следующим образом:

Морозко сказка

  1. Год написания — неизвестен.
  2. Автор — народ (Афанасьев, Толстой)
  3. Жанр — сказка.
  4. Композиция — последовательная (развязка, основной сюжет, развязка).
  5. Тема — доброта́, вежливость, сочувствие.
  6. Основная мысль — добро всегда побеждает зло.
  7. Главные герои — падчерица, Морозко, мачеха.

В сказке можно проследить 2 плана: сюжетный и метафорический. Основной сюжет прост и понятен, а метафорический подтекст помогает глубже понять смысл сказки, проанализировать действия и поступки героев, перенести их в реалии современной жизни.

История вынуждает читателя анализировать собственные поступки, учит отличать добро от зла. Неслучайно произведение предлагается для изучения школьникам младших классов. В этом возрасте дети уже должны различать хорошее и плохое, разбираться с отрицательными чертами характера, уметь выделять их.

Действия и поступки героев в этой истории чётко классифицированы. Детям легко определить, как нужно поступать, а как нельзя, кто из героев положительный персонаж, а кто отрицательный.

Безусловно, изучение произведений, основанных на фольклоре, очень важно для детей младшего школьного возраста. В эти сказки заложена мудрость веков и вечные истины, которые остаются актуальными даже спустя столетия.

Конспект  урока  литературного  чтения  для  3 класса,  УМК «Перспектива».

Тема: «Русская народная сказка «Морозко».

Цель:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное

Задачи:

  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею

  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Ход урока:

  1. Погружение в тему.

— Какую сказку будем читать?  Кто главный герой?  Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы?  Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

— О ком загадка?

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше?  Читать сказки, предания, легенды…

  1. Актуализация знаний.

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные  слова

уста

сказывать

сказитель

падчерица

худо

кажный

затужил

молитву творить

тукнуть

подожмала ножки

красная девушка

приданое

паньёй сияет

  1. Чтение и анализ сказки.  Работа над трудными словами.  Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

родная дочь

«что ни сделает, за все ее хвалят»

лень и безделье порождает слабость

падчерица

«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась»

«добро пожаловать, знать бог тебя принес»

покорность

трудолюбие

открытое сердце

доброта  мудрость

мачеха

«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели»

злоба

ненависть

жестокость

старик

«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой»

безропотный

забитый

жалкий

морозко

«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!»

олицетворение природы

гармония с природой

испытания

собачка

«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут»

верность

— Справедливо ли закончилась сказка?  Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти.  Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку?  Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод:  Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь?  Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

— Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

Прочти авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.

Тема урока: Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

Цель: формирование представления о произведениях устного народного творчества.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с содержанием сказки;

-развивать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;

-обогащать словарный запас

-прививать любовь к чтению, к сказкам.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Все расселись по местам,никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно»

Девиз нашего урока: «Пожелаем друг другу удачи»

-Закройте глаза и повторяйте со мной: « У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке. Пусть урок принесет мне радость!»

IІ. Постановка цели и задач урока.

Звучит музыка из сказки « Морозко »

Начнем наш сегодняшний урок с загадки.

В лесу девица стоит плачет,

От холода всё руки прячет.

И нос замёрз и уши тоже,

Вся на снегурочку похожа.

Мороз с ней начал говорить,

Со всех сторон к ней подходить:

Тепло ли, девица, тебе?

Ты расскажи мне о себе.

Она от холода дрожит,

Но не показывает вид.

Тепло мне, дедушка Мороз,-

Сама стоит, не чуя нос.

Тогда он сжалился над ней,

Призвал лихих своих коней.

Мчится с подарками повозка.

Сказка называется…..(«Морозко»).

Эту сказку мы будем изучать на уроке. (Русская народная сказка «Морозко»). Это тема нашего урока.

— Скажите, читали ли мы с вами эту сказку на уроках литературного чтения? (нет). Значит, что мы будем делать на уроке, какая цель нашего урока?

(Познакомиться со сказкой).

  • Верно, а что еще мы делаем с новым произведением? (анализируем)

  • Правильно, цель нашего урока: знакомство и анализ русской народной сказки .

  • Чтобы достичь цели нашего урока, мы должны выполнить следующие задачи. Расположите их по порядку.

    1. Провести словарную работу.

    2. Познакомиться и проанализировать сказку.

    3. Составить характеристику героев (кластер)

    Теперь немного отдохнем.

    3.Физминутка.

    4.Словарная работа

    Откроем учебник на стр.76 Посмотрите слова,которые выделены. Где мы смотрим значение слов?

    Мачеха – не родная мать.

    Падчерица – не родная дочь

    На доске написаны слова, которые будут непонятны:

    Затужил, заплакал – опечалился

    Озноб – замерзла до дрожи.

Сжалился – пожалел.

Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.

Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка

Окостенеть – замерзнуть до смерти.

Заголосила – громко закричала, заплакала.

Мы выполнили словарную работу..Мы большие молодцы!

5.Чтение и анализ сказки .

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович .Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко»

    Звучит зимняя музыка

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают,

мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Итак,начнем чтение руссой народной сказки Морозко»

6. Беседа по содержанию.

  • Понравилась ли вам сказка?Поднимите руки

  • — Справедливо ли закончилась сказка? С какими персонажами встретились?

    Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Найди слова, которые е характеризуют.(Листочки лежат на столе)

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха?

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец. Как отнёсся старик к приказанию жены? Почему?

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

  • В этой сказки кого встретила девочка?

  • Расскажите, что случилось с Падчерицей в лесу.

  • Прочитайте разговор падчерицы с Морозко. Как говорила с ним она?

  • . Понравилась ли она деду? Почему?

  • Как встретила Падчерицу злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?

  • Как ведёт себя Дочь мачехи в лесу? Как она разговаривает с Морозко?

– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.

– Почему Морозко сжалился над падчерицей?

К какому виду относится сказка «Морозко»? (волшебная)

Ребята, познакомились мы со сказкой? Проанализировали содержание сказки?Значит,выполнили вторую задачу

7. Сравнение героев сказки

— Переходим к выполнению третьей задачи. Подобрать слова, которые характеризуют главных героев сказки «Морозко». Вы будете работать по рядам. Первый ряд составляет характеристику Падчерицы и Дочери, второй – Морозко, третий – Старухи и Старика.

— Молодцы. Вы справились и с третьей задачей.

8.Чтение сказки по ролям — вторичный синтез.

  • Как вы думаете, по заслугам все получили в этой сказки?

  • Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

    Чему учит нас эта сказка?

  • Добро вознаграждается, а зло наказывается.

    9. Итог урока.

    Молодцы. Какая была цель нашего урока? Достигли мы ее?

    10.Домашнее задание.

    Прочитать авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравнить ее с народной сказкой.

  • Дочь Падчерица Морозко

  • вежливая завистливая справедливый

  • трудолюбивая ленивая мудрый

  • терпеливая грубая добрый

  • скромная невежливая ласковый

  • Старуха Старик

  • сварливая безвольный

  • злая слабохарактерный

  • бессердечная боязливый

  • жестокая нерешительный

Тема

Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев.

Цель

Формирование умений работать с художественным текстом, анализировать, характеризовать героев, делать выводы.

Задачи

— учить работать с текстом, выделять главную мысль;

— формировать умение выделять в тексте главных героев, давать им характеристику (через их речь, описание, поступки, скрытую позицию автора, пословицы русского народа); видеть, обнаруживать причинно-следственные связи между мотивами героя, его поступком и личными качествами;

— развивать творческое мышление, наблюдательность, умение делать предположения, сопоставлять их с фактами текста, позицией автора;

— развивать устную речь, обогащать словарный запас; 

— прививать любовь к книге через побуждение интереса у детей;

— воспитывать доброту, терпимость, гуманность, уважение к людям.

Ожидаемые результаты

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение находить выход из спорных ситуаций; доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской сказке.

Предметные: формирование осознанного, правильного, выразительного чтения; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

— Знание видов сказки.

— Умение определять тематику сказки.

— Умение характеризовать героев, доказывая, подтверждая характеристику примерами из текста.

Метапредметные:

Познавательные УУД – развитие познавательных способностей обучающихся; расширение и обогащение словаря читателя; умение работать с новыми словами, понимать лексическое значение, выделяя его из корня слова, соотносить слово с предложением и ключевыми словами текста.

Коммуникативные УУД – формирование умения взаимодействовать с членами группы (в паре), вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД – формирование у обучающихся оценки; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено; умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, развитие инициативности, самостоятельности.

Основные понятия

Сказка, русская народная сказка, волшебная сказка, народная сказка, сказочные герои, персонажи.

Метапредметные связи

Литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство.

Технология урока

Технология продуктивного чтения

Приёмы работы с текстом

Антиципация, инсерт, фишбоун, корзина вопросов, тонкие, толстые, творческие вопросы.

Виды работы с текстом

Словарная работа, просмотровое чтение, выборочное чтение, чтение по ролям. Чтение и пометка непонятных слов. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Установление путём чтения причинно-следственных связей. Чтение текста голосом героя. 

Тип урока

Изучения нового материала

Формы  работы

Фронтальная работа, работа в парах.

Основные ресурсы:

Учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение, 3 класс, часть первая.

Оборудование

Компьютер, колонки, учебник, бумажные стикеры разных цветов, простой карандаш, пословицы, заготовки рыбьего скелета.

Технология проведения

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приводит к достижению результатов

Планируемые УУД

Первый этап: «Работа с текстом до чтения».

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Прослушивают стихотворение, погружаются в предстоящую работу.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

— Стихотворение:

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Самоопределение. Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Антиципация.

3. Постановка темы, целей урока.

Прослушивают звуки природы;

— определяют время года;

— отгадывают загадку;

— формулируют тему урока;

— ставят цели и задачи.

Организует фронтальную работу.

— Ребята, закройте глаза и прослушайте, что вы услышите? 

(Прослушивание звуков зимы: метель, хруст снега.) 

— Из какого времени года вышли эти звуки? (Зимы.) 

— Конечно, а теперь отгадайте загадку о зимнем персонаже:

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.

Или:

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка… (Мороз)

— Догадались, о какой зимней сказке сегодня пойдет речь? Правильно, «Морозко».

— Каким Вы представляете себе Морозко? (Ответы детей).

— Откройте страницу учебника 77, рассмотрите иллюстрацию.

Каким изображен Морозко? Опишите (рост, возраст, одежда, лицо, выражение глаз…).

— Почему имя у героя сказки такое необычное — Морозко? Не Мороз, Морозище? Почему он назван ласково? (предположения детей).

— Как вы думаете, можно ли охарактеризовать героя только по иллюстрации?

— Что мы сегодня будем делать на уроке? (слушать, выразительно читать, выделять главную мысль, учиться характеризовать героев). 

Умение фиксировать затруднения и выражать их в речи, самостоятельно формулировать тему.

Анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.

Второй этап: «Работа с текстом во время чтения».

1. Первичное чтение.

2. Словарная работа. Перечитывание.

Просмотровое чтение, прослушивание. Выделение стикерами непонятных, неизвестных слов и выражений, самостоятельное определение их значений. Открытие и уточнение знаний.

Первичное чтение.

Чтение текста учителем. Организация работы над текстом. Организация словарной работы.

— Какие слова были непонятны? Отвечают дети. 

— Учитель открывает доску, на которой написаны новые слова, справа на листах их значение (закрыто).

— Выслушивание определений (предположений) детей, открытие (переворачивание) листов, корректировка значений:

Мачеха – не родная мать. Падчерица – не родная дочь. Затужил, заплакал – опечалился.

Озноб – замерзла до дрожи.

Окостенеть – замерзнуть до смерти. Сжалился – пожалел.

Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.

Рогожа – грубая ткань. Заголосила – громко закричала, заплакала.

Умение формулировать значение слов и выражений, Уточнение значений незнакомых слов.

3. Беседа по содержанию. Обобщение. Выявление совпадений.

Отвечают на вопросы.

Задает вопросы и слушает ответы.

Делает пометки, рисует схему на доске.

— К какому виду сказок вы отнесли сказку «Морозко» и почему?

— Назовите героев сказки.

— Охарактеризуйте героев сказки.

Умение отвечать на вопросы и слушать извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

4. Работа с текстом. (Выборочное чтение. Чтение по ролям).

Отвечают на вопросы.

Зачитывают отрывки из текста.

Сравнивают написанное, делают первые выводы.

Задает вопросы, слушает ответы, корректирует их.

Записывает на доске ответы детей в два столбика.

— Какой была падчерица? Охарактеризуйте её по делам.

— Докажите свою позицию примерами из текста. Чем занималась девица? Прочитайте. 

— Найдите диалог Падчерицы и Морозко. (Чтение по ролям).

— Какой была Падчерица, судя по её речи? Какие слова указывают на характер девицы?

— Что говорит автор о родной дочери? Найдите и прочитайте.

— Найдите и выразительно прочитайте диалог Ленивицы с Морозко? (Чтение по ролям).

— Отличается ли речь Ленивицы? Какие слова указывают на характер девицы?

— Сделаем вывод, какой была родная дочь?

Умение анализировать и делать вывод,

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Повторение движений и дыхательных упражнений за учителем.

Проведение дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. Показ действий.

Дыхательная гимнастика.

Умение оперативно и слажено работать вместе с группой, переключаться с различных видов деятельности, контролировать свои действия и дыхание.

6. Парно-групповая работа.

Обсуждение задания в паре. Работа с текстом. Заполнение скелета.

Презентация итогов совместной групповой деятельности (защита скелета у доски).

Объяснение, как работать с заготовкой: голова – проблема – вопрос (какой герой), нижняя часть – заполнение фактами, действиями, поступками, словами героя, верхняя часть – качества, характеризующие героя, хвост – вывод, итог.

Помощь в организации работы в парах, корректирование действий обучающихся. Работа с детьми с ОВЗ.

Выдаётся заготовка рыбьего скелета (на листе формата А-3). Паре – один из трёх вариантов в зависимости от уровня сложности: мачеха, дед, Морозко. 

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2016/04/shablon-dlya-urokov-768x540.jpg

— Заслушивание ответов у доски, дополнения детей с мест. Первой заслушиваем группу – «Мачехи», второй – «Деда», последней заслушиваем группу «Морозко».

Умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».

Осознание ценности совместной деятельности.

Умение работать самостоятельно и в паре, помогать друг другу, проверять и оценивать работу соседа, находить и исправлять ошибки, договариваться, распределять работу.

Умение выступать публично, доказывать свою позицию. Визуализация причинно-следственных связей.

Третий этап: «Работа с текстом после чтения».

1. Концептуальная беседа.

2. Знакомство с писателем (народ).

3. Работа с заглавием.

4. Уточнение позиции автора. Выделение главной мысли.

Отвечают на вопросы.

Читают и интерпретируют пословицы, соотносят их с изучаемым текстом.

Задаёт вопросы, обращается к пословицам, написанным на доске.

— Почему Морозко не заморозил девушку?

— Сравните своё первичное предположение об образе, характере Морозко с мыслью автора? Почему Морозко назван ласково? Выделение главной мысли. 

— Чему нас учит сказка?

— Какие пословицы подходят к этой сказке?

1. Много захочешь – последнее потеряешь.

2. Доброе дело без награды не остается.

3. Как аукнется, так и откликнется.

4. Добрая душа что большой костер – издалека видна.

5. Какова работа, такова и награда.

6. Делая зло, на добро не надейся.

7. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

8. Труд человека кормит, а лень портит.

С помощью подходящей по смыслу пословицы ответьте на вопрос: почему Морозко одарил сестёр по-разному?

Умение корректировать собственную позицию, уточнять, выделять главное, видеть причинно-следственные связи.

5. Творческое задание.

Составляют собственную пословицу, зачитывают.

Проведение фронтального опроса.

Детям предлагается творческое задание: придумать свою пословицу по результатам прочитанного и прочувствованного, обменяться впечатлениями о прочитанном.

Развитие литературных, творческих навыков.

Умение давать оценку средствами образного языка.

Осознание результатов каждого этапа урока.

  • Самохин рассказы о прежней жизни
  • Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану где жила русалочка какой она была какая история
  • Самостоятельно составь рассказ используя одну из пословиц запиши как мужик убрал камень
  • Самостоятельная работа по сказке ашик кериб
  • Самостоятельно придумай похожую историю сначала определи что это будет сказка или рассказ