Самостоятельно составь рассказ о жизни и творчестве толстого 4 класс план

Тема. жизнь и творчество л.н.толстого.цели урока:повторить изученные ранее произведения л.н. толстого;познакомить с усадьбой ясная поляна и образом жизни писателя;учить вдумчивому

Тема.  Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

Цели урока:

  • повторить изученные ранее произведения Л.Н. Толстого;
  • познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;
  • учить вдумчивому прочтению произведения с целью осознания образа главного героя;
  • учить давать характеристику героям по поступкам и словам;
  • учить ценить  то хорошее в жизни, что делают для них близкие люди;
  • учить отбирать главное в тексте;
  • формировать оценочное суждение;
  • добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;
  • развивать самостоятельность в работе над текстом;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать способность к переживаниям разнообразных эмоций;
  • воспитывать уважение к людям.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • эпиграф к уроку;
  • выставка детских книг Л.Н. Толстого;
  • учебник «Литературное чтение», часть 1;
  • «Азбука» Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации Ясной Поляны;
  • магнитофон;
  • компьютер, экран.

                                   План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  1. Устный опрос по творчеству М.Ю.Лермонтова.
  2. Выразительное чтение 2-ой части сказки «Ашик-Кериб».
  1. Сообщение темы и цели урока.  Самоопределение к деятельности.
  1. Вступительная беседа.

Только один есть путь,

одно средство жить с радостью,

это — не освещать себе жизнь внешним светом,

а самому быть свечой, светить и гореть.

Это слова великого русского писателя, о котором мы будем говорить сегодня на уроке литературного чтения.

Понять смысл этих слов нам поможет произведение, которое мы будем изучать сегодня. Итак, его знают все:  и взрослые, и дети. Жизнь этого человека была необычной. Он был графом.

Кто знает, кто такой граф? (Богатый человек у которого есть слуги).

А он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских людей в школе, много ходил пешком, занимался гимнастикой, хорошо ездил на лошади и писал много книг. Он не устраивал, как другие богатые, балы и развлечения.

Кто догадался о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом).

Говорят, что по лицу человека можно узнать и о его характере. Что вы можете сказать о нем по портрету? (Глаза писателя светятся мудростью и добротой).

Как он одет? (Просто.)

Да он одевался просто, постоянно трудился, жалел крестьян и помогал им.

Урок наш не совсем обычный. Мы побываем на экскурсии в Ясной Поляне. Это родина Льва Николаевича и находится она в Тульской области. Здесь и прожил писатель большую часть своей долгой, 82-летней жизни. В яснополянской усадьбе им были задуманы и написаны многие произведения.

2.Литературная викторина.

Пока мы добирались до Ясной Поляны, вспомните, как называются произведения, отрывки из которых я сейчас прочитаю.

1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать на перегонки в открытом море».   («Акула»)

2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех».  («Прыжок»)

3) «Мальчик осмелился и сказал:

— Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

— Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу».   («Филиппок»)

4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел».   («Косточка»)

5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение».    («Лев и собачка»)

Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле.

Он писал произведения, как для взрослых, так и для детей. Некоторые рассказы вы сегодня и вспомнили. Посмотрите на выставку книг, все эти рассказы вы изучали раньше.

Чему мы будем учиться на уроке? Сформулируйте цели и задачи урока.

  1. Работа по теме.

1.Экскурсия в Ясную Поляну.

(Звучит музыка)

А вот и Ясная Поляна.

Мы идем по главной аллее. Нас встречает сам Лев Николаевич со своей супругой. Он подводит нас к своему дому.

Сейчас это дом-музей. Его дом сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это жилой дом и хозяин куда-то ненадолго отлучился.

Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда. Здесь они любили обедать, пить чай и разговаривать о жизни.

Передняя – здесь начинается обширная библиотека писателя. Мы видим березовые желтые шкафы, наполненные книгами. Книги нас встретили и будут сопровождать по всему дому.

Зал – столовая – самая большая комната в доме. Здесь нет роскоши. Обстановка скромная. Все предметы быта говорят о теплоте и уюте. Здесь проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли.

Комната Софьи Андреевны Толстой. Здесь она занималась рукоделием, а по вечерам переписывала рукописи мужа.

Кабинет – тут он писал много произведений. Письменный стол – свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением.

Спальня – поражает своеобразием и скромностью обстановки. Именно здесь ночью 28 октября 1910 года он принял решение остаток дней прожить так, как велит ему совесть.

Как я вам уже говорила, он не хотел жить в роскоши и богатстве. Он мучился, не зная, как помочь бедным людям. По всей России в голоде и холоде и непосильном труде жил крестьянский народ.

Поэтому он уезжает на юг, чтобы жить в уединении и тишине. Он предполагал поселиться у кого-либо из знакомых крестьян. Но когда он ехал в поезде, Толстой простудился, началось воспаление легких с высокой температурой и на станции Астапово — Толстой вынужден был сойти с поезда. В 6 часов 05 минут утра 7 ноября Толстого не стало.

Станция Астапово находится у нас в Липецкой области, только ее переименовали в станцию Лев Толстой и большие станционные часы  показывают одно время      6 часов 5 минут – время, когда перестало биться сердце великого писателя.

Мы находимся у могилы Льва Николаевича. Похоронили его в Ясной Поляне на краю оврага в лесу Старый Заказ.

Недалеко от основного дома Л.Н. Толстого есть небольшой домик (флигель).

Здесь была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Он сам преподавал в ней и создал «Азбуку», по которой учились ребята. Эта «Азбука» существует. Вот она перед вами. В ней много интересных заданий и занимательных рассказов для детей.

Лев Николаевич любил один сидеть в парке на своей любимой скамейке и размышлять о жизни.

  1. Физкультминутка. 

                  Подустали мы немного,

Отдохнем же не надолго.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Остановимся и мы в этом парке у скамьи Толстого и послушаем, что рассказывал внук Сергей Толстой о своем дедушке.

  1. Изучение нового материала.

1. Знакомство с текстом. Самостоятельное чтение с.114 с отметкой непонятных слов.

2. Словарная работа.

Особняк – большой, богатый дом.

Кухарка – женщина, которая готовит еду.

Профессор – учёный в определённой области науки.

3. Чтение текста учениками.

4. Беседа.

-Сколько было лет мальчику, когда он первый раз увидел льва Николаевича?

— Где произошла встреча?

— Кем был дед Серёжи по материнской линии?

— В каком доме он проживал? Прочитайте отрывок.

— Почему Лев Николаевич не сразу отправился наверх к Рачинскому?

— Что особенно поразило мальчика в поведении деда Л.Н.Толстого?

— Что взволновало?

5.Работа с эпиграфом.

А теперь возвращаемся к словам Льва Николаевича, которые я прочитала в начале урока.

Каким должен быть человек и к чему должен стремиться?

VII. Подведение итогов.

— Наша экскурсия подошла к концу.

О каких особенностях жизни и характера Толстого вы узнали?

Работа в парах.

— Выполните карточку.

* Л.Н.Толстой родился в … году, а умер в … .

Родился и жил в основном в имении …, которая находится в … области.

Там он открыл … для … . Написал для них … .

Всю свою жизнь посвятил … . Полное собрание сочинений составляет … томов.

VIII. Рефлексия.

Мне понравилось …

Я запомнил …

Мне удалось …

IХ. Домашнее задание.

С.114 читать и пересказывать.

                         Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей.Т.9. русская литература. 4. 1. от былин и летописей до классики XIX века. М.: «Аванта +» . 2000.
  1. Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2002.
  1. Эссе. Методическое пособие для уроков чтения в начальной школе. – Псков. 1997.
  1. Набор цветных открыток «Ясная Поляна» — М.: Издательство «Советская Россия». 1979.

1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики

 первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе,

 и они вздумали плавать на перегонки в открытом

море».   («Акула»)

2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался

 домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и

забавляла всех».  («Прыжок»)

3) «Мальчик осмелился и сказал:

— Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть

 какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

— Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу».   («Филиппок»)

4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после

 обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не

ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились.

Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

Когда никого не было в горнице, он не удержался,

схватил одну сливу и съел».   («Косточка»)

5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец.

 Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили

 в клетку ко льву на съедение».    («Лев и собачка»)

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Жизнь и творчество Л. Н.Толстого.

Цель:

Продолжать
знакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; учить детей видеть и различать
добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства
сопереживания, сострадания.

Развивать
умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в
процессе работы над художественным текстом, используя приемы ТРКМ на уроках
литературного чтения в начальной школе.

Задачи:

обучающие: познакомить
с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,        
   учить определять основное содержание изученного произведения,
дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;

развивающие:  развивать
навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические
произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать
любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений
поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте
предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

Введение в тему.

Учитель: “Давайте, ребята,
вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на
предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Назовите авторов произведений,
которые изучали .

А теперь узнайте, о каком писателе пойдет дальше речь, посмотрев
на следующий слайд. (Дано изображение “Азбуки” и усадьбы “Ясная Поляна”.)

3. Рассказ ученика о биографии Л.Н.Толстого.

4. Тест “Продолжи высказывания”.

  • Л.Н.Толстой
    родился…… ,а умер……. .
  • Родился
    и жил он в основном в ….. .
  • Лев
    Николаевич рано остался без…. .
  • В
    Ясной Поляне он открыл…. .
  • Л.Н.Толстой
    сам написал для них …. .
  • Всю
    свою жизнь он посвятил…. .
  • Полное
    Собрание Сочинений составляет…. .

5. Литературная викторина.

Давайте вспомним ,какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете? Я
прочту вам отрывки из его произведений, а вы постараетесь вспомнить название.

  • “Один
    корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь
    день народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и
    забавляла всех…” (“Прыжок”).
  • “На
    корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им
    тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…”
    (“Акула”).
  • “Мальчик
    осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я сразу все понял. Я страсть
    какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а
    поучись…” (“Филипок”).
  • “Одному
    человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и
    принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили ко
    льву на съедение….”(“Лев и собачка”).

6. Речевая разминка.

Чистоговорка.

Ра-ра-ра ———начинается игра.
Ры-ры-ры——-много в классе детворы
Ру-ру-ру———продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро———дарим людям мы добро.

7. Постановка темы урока.

Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому
их любят и знают взрослые, дети.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это
произведение является трилогией.

Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим
замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из
произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная.
А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая,
чес. (Ответ: автобиографическая.)

Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”?
(Предположения детей.)

Учитель: “Толстой будет рассказывать
о себе, только в художественной форме, в форме рассказа, повествование в
котором ведется от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет
переживать все чувства Толстого.

8. Работа по учебнику.

Работа с текстом повести “Детство”.

  • Чтение
    отрывка учителем.
  • Чтение
    нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.
  • Продолжение
    чтения детьми по цепочке.
  • Работа
    по иллюстрации.

Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она
соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с
плеском воды..) Прочитай выразительно.

Как Николенька относится к своей матери?

9. Сочинения учащихся о маме.

10. Физкультминутка.

11. Фронтальная работа.

Вставить необходимые слова в образец текста. (У каждого ученика есть
напечатанный отрывок из произведения.)

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на
своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с
сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не
слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так
приветливы…”

  • Проверка.
  • “Набегавшись
    досыта, 
    сидишь, бывало,
    за 
    чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, недавно выпил
    свою чашку молока с сахаром, сон 
    смыкает глаза,
    но не 
    трогаешься с места, сидишь и слушаешь.

И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее
так 
сладки, так приветливы….”

12. Словарная работа.

Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:

  • Лелеять
    воспоминания –
  • Возвышают
    мою душу –
  • Лучшие
    наслаждения –
  • Отуманенными
    дремотой –
  • Сладкие
    грезы –
  • Восточный
    халатец –
  • Добродетель
  • Подле
    меня –

13. Анализ произведения.

  1. Какие
    события описывает автор в этой главе?
  2. Как вы
    думаете, что важнее в этом рассказе –описание событий или описание
    переживаний мальчика?
  3. Чем
    делится с нами автор?
  4. Почему
    взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
  5. Кто
    является главными героями в этой главе?

14. Подведение итогов урока.

О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого
вы сегодня узнали? О чем еще ,кроме любви к матери, хотел рассказать
Л.Н.Толстой?

Собери пословицу.
При солнышке тепло…. ……………тот век не
добро
Кто родителей почитает… …………..при матери
Погибает

15. Домашнее задание. Работа
по учебнику. Стр. 117–120, пересказ. Написать в тетради по чтению
характеристику главных героев.

II. Развитие умений

2. Работа с текстом «Путешествия» до чтения.
2.1. Вступительная беседа:
— Откройте учебник литературного чтения на странице 183. Прочитайте подзаголовки.
— О чём говорят подзаголовки «Путешествия 7»?
— Не указано время – значит, в каком веке окажемся? (непонятно)
Слайд №10. «- Cвязываете ли вы века и имена писателей?»
XVII век — ?
XVIII век — ?
нач. XIX в. — ?
XX в. — ?
— Вернёмся немного позже к этому вопросу.
2.2. Сообщение темы урока. Обобщение сведений о Л.Н. Толстом.
Учитель:
— Чей портрет помещён на с.183 учебника?
Ученики:
— Это портрет Льва Николаевича Толстого.
Слайд №11. АМО «Объединись по цвету». Микротемы, по которым работают группы.
— Учащиеся нашего класса, готовясь к уроку литературного чтения, разделились на 4 группы при помощи АМО (активного метода обучения) «Объединись по цвету». Каждый цвет соответствует определённой микротеме (представлены на слайде) и удовлетворяет запросы и интересы учащихся.

1 группа, выбравшая жёлтый цвет, представит личность Л.Н.Толстого-человека.
2 группа, выбравшая красный цвет, расскажет нам о Толстом-учителе.
3 группа, выбравшая зелёный цвет, сообщит о Толстом-писателе.
4 группа, выбравшая синий цвет, представит Толстого-офицера.
— Наш урок будет посвящён знакомству с великой личностью, как Лев Николаевич Толстой.
— Вы работали в группах. Что вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

1 группа рассказывает о Толстом-человеке.
Слайд №12. «Толстой – человек».

Предполагаемые ответы учащихся.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрёкся от богатства. Скончался – 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой); похоронен в Ясной Поляне.

Часто приходили к Толстому местные крестьяне посоветоваться о своих нуждах, зная, что он всегда их внимательно выслушает и даст разумный совет.

Толстой знал всех крестьян Ясной Поляны за несколько поколений. Часто, встречая во время своей прогулки какого-нибудь яснополянского ребенка — мальчика или девочку, — он по чертам лица узнавал, из какой он семьи.

Толстой был со всеми одинаков в обращении, ни для кого не менял своей манеры обхождения и разговора, всякому старался сделать и сказать приятное.

Толстой не допускал для себя никаких дней отдыха. Самые большие церковные праздники — рождество, пасху — он проводил так же, как все остальные дни года, — в труде.

Стол писателя был строго вегетарианский; он не ел ни мяса, ни рыбы. Ел Толстой вообще очень немного.

 В одежде Толстой любил опрятность и чистоту, но не щегольство и элегантность.

Самой замечательной чертой лица Толстого были его удивительные глаза. Выражение его глаз было чрезвычайно разнообразно. То они принимали скорбное, страдальческое выражение, когда он рассказывал о вопиющей нищете местных крестьян; то озарялись ласковой улыбкой, когда он видел ребенка или своего старого друга.

Он любил шутки, любил смех, охотно слушал веселые безобидные рассказы и сам смеялся тихим, но заразительным смехом.

Умственные интересы Толстого были очень разнообразны; он всегда был очень любознателен. Стоило ему на прогулке увидеть большой, не совсем обычной формы муравейник, как, возвратясь с прогулки, он брал энциклопедический словарь и читал в нем статью о муравьях.

Учитель дополняет: — Среди посетителей к писателю бывали и такие, которые откровенно объявляли, что цель их приезда — только посмотреть на Толстого. В таких случаях он добродушно говаривал:
—  Смотрите: у меня обыкновенное лицо, два глаза и посередине нос…
Слайд №13. «Толстой – учитель»

2 группа рассказывает о Толстом-учителе.

Предполагаемые ответы учащихся.

— В зрелые годы Лев Николаевич стал философом. В 50-х годах Лев Николаевич был учителем. В 1859 г. Толстой открыл в своей родовой усадьбе Ясная Поляна (под Тулой)  школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в её окрестностях.
— Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы познакомиться со школами Европы: Лондона, Германии, Франции, Швейцарии и Бельгии, где он изучал популярные педагогические системы.
— Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «Свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании.
— Лев Толстой решительно восстал против жестокой дисциплины в школе.
— Он считал, что в преподавании всё должно быть индивидуально: и учитель, и ученик, и их взаимные отношения.
— В яснополянской школе дети сидели, кто, где хотел, кто, сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Толстой всегда старался заинтересовать класс. Он писал: «Важно не количество знаний, а их качество».
— Занятия шли успешно! Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
— Лев Николаевич Толстой с удовольствием учил своих учеников и очень любил их.

Учитель дополняет:
— Действительно, яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических экспериментов. Лев Николаевич Толстой сам учил детей, сам писал учебники для них. Послушаем 3 группу, которая расскажет нам о Толстом-писателе.

3 группа рассказывает о Толстом-писателе.

Слайд №14. «Толстой – писатель»

Предполагаемые ответы учащихся.
Л.Н.Толстой – известнейший писатель. Его имя знают во всём мире, потому что его произведения переведены почти на все языки народов мира.
— Он писал и для взрослых, и для детей.
Для детей:
«Кавказский пленник», «Птичка», «Филипок», «Пожарные собаки», «Косточка», «Акула», «Прыжок», «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Как мужик убрал камень», «Котёнок», «Лев и собачка».
Для взрослых Л.Н. Толстой написал большие произведения «Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина».
— С 1862 года Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна.Помимо статей теоретических, он написал также ряд рассказов, басен и переложений, адаптированных для начальной школы. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений.
— В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» и опубликовал её в 1872 году, а затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных в результате долгих мытарств Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений.
Ещё при жизни Толстой стал великим русским писателем, которого узнал весь мир. До сих пор его произведения являются любимым чтением всех образованных людей мира.
Учитель дополняет:
— Метод работы Толстого над своими произведениями известен: он состоял в бесчисленных исправлениях и переработках написанного. Вот случай исключительной требовательности к себе писателя. Над одной работой, которая в печатном виде заняла четыре страницы, Толстой с перерывами работал три года и переделал ее сто пять раз!

4 группа рассказывает о Толстом-офицере.

Слайд №15. «Толстой – офицер»

Предполагаемые ответы учащихся.
— Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался два года на Кавказе, где участвовал во многих стычках с горцами и подвергался опасностям военной кавказской жизни. Он имел право на Георгиевский крест, однако в соответствии со своими убеждениями «уступил» его сослуживцу-солдату.
— С началом Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854-го по конец августа 1855 года был в Севастополе.
— Долгое время жил на 4-м бастионе, часто подвергавшемся нападениям, командовал батареей в сражении при реке Чёрной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана.
— В это время написал рассказ «Рубка леса», в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трёх «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в декабре 1854 г.».
— Этот рассказ был замечен российским императором Александром II; он велел беречь даровитого офицера.
— За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854—1855» и «В память войны 1853—1856 гг.».
— Впоследствии его наградили двумя медалями «В память 50-летия защиты Севастополя»: серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора «Севастопольских рассказов».
Учитель: — Что узнали о Толстом из моего предыдущего вопроса: связываете ли вы века и имена писателей?
Слайд №16. «Портрет Л.Н. Толстого. Великий русский писатель XIX-XX веков»
Учитель: — Лев Николаевич Толстой – русский писатель XIX- XX веков (годы жизни: 1828-1910).

2.3. Тестовые задания для представителей групп «Узнай и запиши название произведения Л.Н.Толстого»
Одному представителю из каждой группы предлагается определить название произведения и записать на листе (8 произведений). См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, с. 1-2.

2.4. Физкультминутка для шеи
Учитель: — Наша физкультминутка будет посвящена некоторым интересным фактам из жизни Льва Николаевича Толстого. Я буду вам называть числа, а вы должны отыскать эти числа (таблички развешены по периметру класса) и сказать, каким событиям, датам, интересным фактам они соответствуют.
Учитель: 23 000.
Ответ: — Библиотека Ясной Поляны насчитывает около двадцати трех тысяч томов по всем отраслям знания и литературы. Собирать эту библиотеку начали еще дед и отец Толстого. Многие книги снабжены пометками Толстого.
Учитель: 90.
Ответ: Полное собрание сочинений Льва Николаевича толстого составляет 90 томов.
Учитель: 67.
Ответ: Шестидесяти семи лет от роду Толстой выучился кататься на велосипеде. А также превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купаться.
Учитель: 1828
Ответ: Год рождения писателя.
Учитель: 82.
Ответ: Л.Н. толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе.
Учитель: Какие интересные факты из жизни великого писателя вы можете привести.

Предполагаемые ответы учащихся.

— В иные вечера в Ясной Поляне бывала музыка — приезжали из Москвы выдающиеся пианисты и скрипачи. Музыка на Толстого оказывала сильнейшее действие и часто вызывала слезы.

— Любил Лев Николаевич по вечерам играть и в шахматы.

— Толстой был идеальным собеседником: он умел хорошо слушать.

— Лев Николаевич изучал историю, музыку, рисование, медицину.

— Ни непогода, ни легкое нездоровье не удерживали Толстого от утренней прогулки, она отменялась только в случаях серьезного недомоганья.

— В Толстом было очень сильно чувство жизни и чувство природы. Он любил всякую перемену в природе — наступление осени, зимы и особенно весны.

Учитель дополняет: — У Толстого была манера читать письма с конца, а не с начала; он говорил, что обычно в конце пишется самое важное.
Слайд №17. «Проверь себя». Подведение итогов тестирования по произведениям.
Подведение итогов тестирования представителей групп по произведениям Л.Н.Толстого. Максимальное количество баллов – 8. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, с. 1-2.

Работа с текстом «Путешествия» во время чтения.

3.1. Чтение детьми текста вслух по абзацам (с. 183-184 до слов «Наши близнецы узнали его»).
Учитель:
— Можно ли в наши дни совершить путешествие к Толстому?
— Куда надо отправиться?
Слайд №18. «Музей-усадьба Л.Н.Толстого в Ясной Поляне» основан в 1921 году».
— Как сохранилась Ясная Поляна? О чём это говорит?
Ученик:
— В 1986 году музей-усадьба Ясная Поляна получил заслуженный статус Государственного и мемориального заповедника, а в 1993 году – объекта культуры.
Учитель:
— Это закономерный итог жизни и творчества великого русского писателя, написавшего в Ясной Поляне более двухсот книг. Все его произведения, и большие, и малые стали шедеврами, о которых знают во всём мире. Их читают до сих пор.

— Узнали ли вы молодого человека, играющего с детьми в снегу?
(Сцена из первого школьного дня в Ясной Поляне.)
— Как это характеризует учителя Толстого?

3.2. Самостоятельное чтение текста (с.184-187 до слов «Мы вышли из школы»).
Учитель: О чём узнали из этой части текста? (Учащиеся перечисляют основные моменты части путешествия.)
Слайд №19. «Яснополянская школа»

Получается план:

  1. Для кого открыта школа.
  2. С какой целью открыта школа.
  3. Первые ученики.
  4. Первая встреча с учителем.
  5. Классная комната.
  6. Первый школьный день.

— Расскажите о яснополянской школе по плану. (Рассказ одного учащегося.)

— Какой из рассказов Толстого напоминают страницы из воспоминаний Василия Морозова? («Филипок»)

Слайд №20.  Физкультминутка «Птичка» — сказка для «театра в руке».

Птичка
«Летать – это так здорово!» — сказала Правая рука Левой руке. Обе вздохнули и соединились. Взмахнула Правая рука – не выходит, взмахнула Левая – безуспешно. А если вдвоём? Раз, два, три и полетела птичка: вверх, в сторону, вниз, то быстро летит, то медленно парит. Самое главное – вместе.

Учитель: — Выразите главную мысль сказки известной вам пословицей.
Ученики: — Что одному не под силу, то легко коллективу.
Учитель: — Давайте вместе продолжим работу по теме урока.

3.4. Самостоятельное чтение текста (с.187-190 до конца)
— За каким занятием застали путешественники Толстого? (Он писал учебные книги.)
— Сколько лет работал Лев Николаевич над «Азбукой»? (Около 20 лет.)
— Что ещё он создал для своих учеников? (Четыре тома «Русских книг для чтения».)
— Каким увидели своего учителя дети?
— Что главное они в нём почувствовали?
— А учитель Толстой тоже отличался наблюдательностью? Он рассмотрел каждого своего ученика или нет? Докажите, что вы правы.
— Помните ли вы свои уроки? Какие чувства владели вами?
— А что испытывали яснополянские школьники? Понятно ли вам их состояние?

Работа с текстом после чтения

Учитель: — Мы стали с вами свидетелями первого школьного дня яснополянских детей, их глазами увидели необыкновенного учителя. Почему учитель был «необыкновенным»?
( Толстой был богатым помещиком, графом, писателем, он мог совсем не работать, но стал учить крестьянских детей грамоте).
Хорошим ли учителем был граф Л.Н.Толстой? Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы.
— Думаем, да. Его ученики дня не могли провести без своего учителя.
— Учитель славится своими учениками. Василий Морозов не просто выучился, но и сам стал писать книги, с благодарностью вспоминая своего учителя.
Слайд №21. Ученик Василий Морозов о своих чувствах к своему учителю Л.Н.Толстому.
Учитель: — Вот как написал о своих чувствах к Толстому один из учеников Василий Морозов:
«Любовь моя ко Льву Николаевичу как бы всосалась в кровь и кости мои. Кажется, не проходит ни одной минуты, чтобы я о нём не подумал. Любовь эта во мне сильнее всего. Если бы у меня отняли эту любовь, я не знаю, с чем бы я остался жить».

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группах.

Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться составлять план рассказа и работать по совместно составленному плану.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Самостоятельно составь рассказ о жизни и творчестве Толстого. Используй тексты учебника, материалы из интернета и энциклопедии. Запиши его план.

Краткий план рассказа о творчестве и жизни Толстого для 4 класса.

1) Происхождение великого писателя.

2) Детство Толстого.

3) Образование Льва Толстого.

4) Начало литературной деятельности.

5) Военная служба писателя.

6) Заграничное путешествие.

6) Женитьба на Софье Андреевне.

7) Литературное творчество.

8) Смерть в доме начальника станции.

9) Вклад писателя в русскую культуру.

Короткий рассказ о творчестве и жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Будущий писатель родился 9 сентября 1828 года в дворянской усадьбе Ясной Поляне Тульской области.

Он потомок рода князей Волконских и графского рода Толстых.

Детство Льва Толстого прошло в усадьбе.

Маленький мальчик наблюдал за жизнью народа, внимательно слушал местный фольклор и вбирал в себя всю культуру русского народа.

В раннем детстве мальчик потерял мать, его воспитывал отец.

Николай Ильич Толстой любил читать, имел очень богатую библиотеку и поощрял увлечение своего сына литературой.

В 9 лет отец повёз юного Льва Толстого в Москву, где тот увидел городскую жизнь, которая до глубины души поразила его.

Через какое-то время Толстой напишет целый цикл книг об этой поездке и своих впечатлениях.

______

Через какое-то время отец и бабушка Льва умерли и юношу отправили на воспитание к тёте в Казань.

В 16 лет Лев Толстой поступил в университет Казани, но проучившись три года, решил закончить его экстерном и уехать к себе домой в Ясную поляну, а потом в Москву.

Из Москвы вместе с братом он поехал на Кавказ для прохождения военной службы, а после — на войну в Крым и на Кавказ.

В возрасте 27 лет Лев Толстой вернулся с военной службы в Петербург, где в это время активно обсуждалась отмена крепостного права.

Писатель активно изучал этот вопрос, что также отразилось в его будущих произведениях.

В 29 лет Лев Толстой захотел увидеть мир и поехал в путешествие по Европе, где заинтересовался европейским образованием в школах.

После Толстой вернулся в Ясную поляну и создал школу для детей, где работал учителем, а также написал для детей Азбуку.

Тогда писателя увлекло творчество для детей.

Когда писателю исполнилось 34 года, он повстречал дочь врача Софью Андреевну Бернс и женился на ней.

После женитьбы молодая семья на постоянное место жительства переехала в Ясную поляну, где Лев Толстой вплотную приступил к творчеству.

В этот период он создал роман «Война и мир», а также «Анну Каренину».

Пришло время, и дети писателя подросли. В возрасте 50 лет Толстой с семьёй переехал в Москву для получения образования детей.

В этот же период в русские города пришёл голод, и писатель занялся благотворительной деятельностью.

Он открыл столовые для голодного народа и организовал доставку продуктов из деревни в город.

Видя страдания народа и бесчувствие правящего класса к этому, писатель написал произведения «Власть тьмы» и «Воскресенье», где высмеял проблемы власти того времени.

За это Толстого хотели отлучить от церкви и запретить писать.

Но народ очень любил писателя, и царь побоялся идти на такие жёсткие меры.

После Толстой хотел показать людям нелепость всех войн и написал произведения «Живой труп» и «Хаджи-Мурат».

В возрасте 73 года Лев Толстой стал сильно болеть и переехал в Крым.

Последние годы писатель прожил с идеей передать землю крестьянам и издавать бесплатно его произведения, чтобы каждый мог прочитать их.

Но семья не поддержала его, и Лев Толстой принял решение уехать с поместья и прожить оставшуюся жизнь как простой крестьянин.

Но не смог осуществить эту мечту, так как ему стало очень плохо в поезде. Больной писатель сошёл с поезда на станции Астапово.

Льва Толстого принял в своей дом начальник станции, но помочь ему не смог.

Писатель умер в возрасте 82 года.

Вклад великого русского писателя в русскую культуру очень велик.

Лев Толстой описал все значимые события в жизни русского государства в период войны с Наполеоном, а также войн в Крыму и на Кавказе.

Великий писатель призывал в своих произведениях избегать войн и относится с уважением к каждому человеку.

Он не разделял сословные ограничения, а считал каждого человека достойного счастья.

Именно поэтому его так любил русский народ.

Толстой «Как мужик убрал камень»

Как ты думаешь, в чём заключается главная мысль басни Толстого? Запиши.

Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» — любая сложная проблема обычно имеет простое решение, если обдать знанием.

Отметь, какие из пословиц отражают главную мысль басни.

Отразить главную мысль басни можно вот этими русскими пословицами:

1) Чтобы рубить метко, нужна сметка.

2) Нужен не только учёный, но и смышлёный.

3) Истинное знание не бросается в глаза.

4) Один мигнёт, а другой уже смекнёт.

Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц.

Рассказ по пословице «Чтобы рубить крепко, нужна сметка» и «Истинное знание не бросается в глаза» для 4 класса.

Как-то один барин решил построить конюшню на своём участке. Только на этом месте стояла старая, крепкая стена, которая ему мешала.

Привёз он из города множество инженеров, чтоб посоветоваться, как разрушить старую стену.

Один говорит: —«Давай привезём 100 лошадей, привяжем к ним тугой канат одним концом, а другим обвяжем старую стену…

Кони потянут канат и стену разрушат…»

Другой говорит: — «Давай возьмём тысячу рабочих, дадим им в руки кувалды, и пусть они по стене бьют, пока она полностью не развалится…»

Стоит, думает барин и качает головой: «Как-то сложно всё это — кони, кувалды, тысячу рабочих…»

Тут подходит к компании местный кузнец и предлагает свою помощь по снесению стены.

Барин и говорит: «Да куда тебе одному её свалить? Видишь сколько всего нужно, чтобы стену снести?»

А кузнец ему и говорит: «А дайте я попробую».

Барин согласился.

Ходил кузнец возле стены часов 5, трогал её, рассматривал и даже нюхал.

Ходил, ходил и вдруг взял кувалду в руки и как бахнул посредине стены — она вся и разрушилась.

Барин и инженеры сильно удивились и спрашивают: «Как тебе это удалось?»

А кузнец и говорит: «У каждого есть своё слабое место.

Если по нему ударить, то сразу можно всё разрушить.

Вот я его искал столько времени, нашёл и ударил точнёхонько в слабое место старой стены. Вот она и разрушилась».

Просто нужно знать куда удар направить, и тогда всё получится.

Подсказка:

  • Ответы к учебнику 4 класс 1 часть Толстой Л. Н. «Детство» стр. 118
  • Читательский дневник «Как мужик убрал камень»
  • Читательский дневник «Детство»
  • Краткая биография Льва Толстого для детей начальной школы

_______

  • Самостоятельная работа по сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс с ответами
  • Самоклеющиеся обои как пишется
  • Самолет то уже взлетел как пишется
  • Самоклеящиеся обои как пишется
  • Самостоятельная работа по литературе 5 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях