Самопожертвование вывод к сочинению

Текст научной статьи на тему подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему такие разные уроки... подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему

Текст научной статьи
на тему «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ»

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ…

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

(VI класс)

Цели урока:

Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.

Развивающие: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности — речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Оборудование: пословицы и поговорки, высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В. Распутина, статья из учебника литературы для VI класса, алгоритм написания рассуждения, стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела», фрагмент песни 4Если добрый ты».

Ход урока. 1. Вступительное слово учителя

— Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на основе прочитанного вами рассказа В. Распутина «Уроки французского». Начнем наш урок с речевой разминки. Па доске записан небольшой отрывок из статьи В. Распутина «Уроки доброты». Прочитайте его выразительно.

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи.

В чем смысл этого высказывания?

Нам уже несколько раз встретилось слово добро. Подберите к нему синонимы (доброта, добродушие, добросердечие, благо, человечность). Вспомните, какова роль синонимов в тексте. Эти слова вам пригодятся для творческой работы, поэтому подумайте, при на-

писании каких слов у нас могут возникнуть затруднения. Выделите в них уже изученные орфограммы. Определите лексическое значение слова благо.

— О добре мы узнаем не только из высказываний писателей, но и из источников народной мудрости — пословиц и поговорок. Вспомним некоторые из них:

Добро творить — себя веселить. От добра худа не бывает. За добро злом не платят. Лихо помнится, а добро не забудется. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды нет. Учись доброму дурное на ум не пойдет. Про добрые дела говори смело. Жизнь дана на добрые дела.

— Запишите три понравившиеся вам пословицы в тетрадь. Они могут быть использованы как эпиграфы ваших сочинений.

2. Работа над темой сочинения

Итак, как вы, наверное, догадались нравственная тема вашего сочинения это тема добра, милосердия. У А. Я. Яшина, замечательного поэта XX в., есть стихотворение «Спешите делать добрые дела». Послушайте его. (Учитель читает стихотворение.) К чему призывает поэт?

Какое прозаическое произведение, недавно прочитанное вами, раскрывает высказывание, записанное на доске, посвящено теме доброты? (Ученики называют рассказ «Уроки французского».)

— Можно ли считать рассказ «памятью об истинном добре»? Обратимся к статье писателя «Уроки доброты». (Фрагментарное чтение статьи учителем.)

Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну.

Удивительно, но Лидия Михаиловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне по-

сылку с макаронами. <…> Поразмыслив, я понял, что… истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую намять, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…, а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.

<…> Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед…

<…> Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

— Итак, автобиографический рассказ «Уроки французского» это отклик писателя на добро, которое сделала для него учительница. О каких законах доброты говорит автор?

— 1) Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила.

— 2) Добро возвращается добром.

Запишите эти мысли в тетрадь, выделите в словах изученные орфограммы.

3. Анализ рассказа «Уроки французского»

— Рассказ «Уроки французского» — это память о доброте. Тема вашего сочинения — «»Уроки французского» — уроки доброты» созвучна с этой мыслью. Запишите ее в тетради. Обратите внимание на формулировку темы. Все ли здесь логично? Вспомните назначение любого урока. (Назначение урока в школе — учить, давать знания и одновременно воспитывать.)

А каково назначение уроков французского языка в рассказе В. Распутина? Да и были ли занятия Лидии Михайловны с героем рассказа только уроками? (Помощь в овладении французским языком — вот причина, по которой учительница могла встречаться с мальчиком вне уроков. Хотя эти дополнительные занятия в какой-то степени и отвечали своему назначению, однако

суть их заключалась в другом: добросердечная учительница согревала своей заботой одинокого ребенка.)

— Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? (В одиннадцать лет мальчик был вынужден уехать из дома в райцентр, чтобы продолжить учебу в пятом классе. Он испытывал постоянную нужду, голод, постоянно тосковал по дому.)

— Какой казалась Лидия Михайловна окружающим, мальчику? («Молодая учительница — умная, красивая. К тому же она была учительницей загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное каждому».)

— Почему мальчик не принимал заботу учительницы? Как это его характеризует? (Поведение мальчика свидетельствует о его гордости, благородстве, чувстве собственного достоинства, о стремлении быть независимым, не перекладывать свои заботы на других.)

Знала ли Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг — игра в «пристенок» или «замеряшки»? (Знала, что это является нарушением этики отношений учителя и ученика.)

Как характеризует учительницу ее отношение к ученику? (Поступки учительницы поступки человека душевно щедрого, способного на самопожертвование.)

— Теперь мы знаем, кто нуждался в добре, сочувствии, а кто «творил добро».

Послушайте высказывания великих людей о добре.

• Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. (Мономах).

Владимир Мономах — великий князь Киевской Руси (1113—1125), по воспоминаниям современников, «самый добрый государь, самый сострадательный благодетель бедных». Его слова являются эпиграфом урока, так как они выражают основную мысль и урока, и вашего сочинения.

• Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л. Н. Толстой).

— Как вы понимаете эти высказывания? К кому из героев рассказа можно отнести эти слова? Запишите их в тетради, выделите изученные орфограммы.

4. Работа с алгоритмом. Составление плана

Добро остается добром. А можете ли вы утверждать, что уроки французского — это уроки доброты? Прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, что характерно для сочинения-рассуждения? Из каких частей оно состоит? (Из трех частей: тезис, доказательство, вывод.)

— Посмотрите на алгоритм сочинения-рассуждения на доске и у себя на парте и прокомментируйте его.

Строение текста типа рассуждения:

1. Тезис-утверждение, которое нужно доказать.

Почему? — потому что, так как.

2. Обоснование высказанной мысли: аргументы (доводы, доказательства и примеры).

Что из этого следует? — поэтому, таким образом, итак, следовательно.

3. Вывод.

Теперь подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? (Лидия Михайловна сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасла его своим добрым поступком и преподала ему своим примером урок доброты.)

Можно ли начать сочинение-рассуждение сразу с тезиса? Понятно ли будет тем, кто прочтет или услышит ваше сочинение, что сделала учительница для своего ученика? Что должно предшествовать тезису? (Тезису должно предшествовать небольшое вступление, в котором следует сказать о том, как жилось мальчику, что побудило учительницу обратить на него внимание.)

— Чтобы вы последовательно изложили свои мысли, давайте запишем примерный план сочинения:

1. Что побудило учительницу обратить внимание на мальчика?

2. Учительница спасла мальчика своим поступком от голода (тезис).

— К каким доказательствам нужно обратиться для подтверждения тезиса? (Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим участием, вниманием.) Как она это делает? (Беседует с ним после уроков, приглашает к

себе домой на дополнительные занятия, посылает посылку с макаронами.)

3. Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим участием.

— Для того чтобы привести другие доказательства выдвинутого нами тезиса, вспомните, на что решается Лидия Михайловна после того, как мальчик не принял посылку? (Лидия Михайловна совершает поступок ради спасения ученика играет с ним в «пристенок», жертвуя своей репутацией.)

4. Поступок ради спасения ученика.

— Какой же вывод сделаете вы в конце рассуждения? (Собственным примером учительница воспитывает своего ученика. Проявляя доброту к ребенку, она воспитывает в нем подобные чувства к другим людям. Доказательством проявления доброты ученика, его памятью на добро служит рассказ, посвященный учительнице. Она не опоздала совершить добро.)

5. Воспитание ученика своим примером.

— Давайте вместе устно, используя план, составим сочинение-рассуждение на тему «»Уроки французского» — уроки доброты». Начнем с эпиграфа, в качестве которого вы можете взять любое из высказываний, записанных вами, пословиц. (Составляется примерное сочинение.)

— Теперь у вас сложилось представление, о чем вы будете писать дома.

5. Подведение итогов

О чем вы сегодня вспомнили на уроке?

— О каких законах узнали?

— Какие орфограммы повторили?

— Над формированием какого навыка вы работали?

6. Задание на дом

Сегодня на уроке мы готовились к сочинению-рассуждению, а дома вашей задачей будет написать сочинение на заданную тему, используя дидактический материал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Народное образование. Педагогика»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Анализ произведения Олеся

История создания: эта пьеса имеет несколько редакций. Первая публикация была, в 1964 году под названием «Мир в доме Сарафанова», второй раз опубликовали в газете «Женихи», потом в 1968 году было опубликовано под заглавием «Предместье». И в этом же году писатель окончательно остановился на названии «Старший сын» и опубликовал отдельным изданием.

Жанр: комедия

сюжет

Весенним вечером два парня – Сильва и Бусыгин- под звуки гитары провожают домой двух девушек, с которыми недавно познакомились. Парни шли с надеждой что девушки их оставят ночевать у себя, но девушки отказались принять у себя дома.

В это время встретился Андрей Григорьевич Сарафанов с соседом держа в руке кларнет, Сарафанов упрашивает что б он никому не говорил, что он подрабатывает на похоронах.

Из разговора Васи и Макарской ясно, что парень младше ее на десять лет и он влюблен в нее. Но девушка взаимностью ему не отвечает. Она прогонят Васю, не желая с ним никакого общения.

Семен Севостьянов и Владимир Бусыгин которые опоздали на электричку думают где им переночевать. Познакомившись с Макарской они нагло требуют, что б она пустила их к себе. Девушка с гневом закрывает окно. Раздумывая все варианты в темноте видят силуэт Сарафанова, он просит Наталью что б она дала ему высказать свои мысли. Молодые парни увидели, что в доме откуда вышел взрослый человек, остался парень, который тоже собирается уходить.

Впустив в дом двух парней Вася узнал, почему они пришли и не мог подумать, что это ложь. Парни сказали Васи что они сводные братья, это стало причиной для застолья.

Когда Сарафанов вернулся домой он с непониманием принимает новость. Но он думал, что такое может быть. К компании присоединилась дочь хозяина – Нина. Она хочет, что б ей предоставили доказательства о том, что ее папа и Бусыгин являются родственниками. Все сомнения уходят, когда Бусыгин рассказывает о матери, и как мать познакомилась с отцом. Этот весь разговор они подслушали из кухни.

До утра Сарафанов  разговаривает с самозванцем. Когда наступило утро гости хотели незаметно выйти из дома, но Сарафанов заметил их, и решил продолжить традицию семьи, дав Бусыгину серебряную табуретку. Владимир впечатлен поступком мужчины и говорит о том, что хочет остаться еще на один день. Предлагая Нине свою помощь в уборке комнаты. По разговору понятно, что ее парень ревнует, а она нахваливает своего жениха. После ссоры они мирятся, и чуть ли не произошел поцелуй, они оба в растерянности.

Макарская уговорила Васю пойти в кино, и пока тот бегал за билетами девушка приняла у себя в гостях Сильву. Соглашаясь встретится с ним вечером. Когда Вася узнал все он покинул дом виня ее отца, что влез в ихние отношения.

Вечером в доме Сафарова появился летчик Кудисов за которого Нина собиралась замуж. Они сели за стол, и гость, глядя на Сарафанова не может понять где раннее видел отца Нины. Бусыгин и Нина рассказывает правду, Сарафанов с сожалением говорит, что играет на похоронах. Вова успокаивает. Вскоре Нина слушает как Бусыгин признается ей в любви.

Сарафанов, не зная правды хочет поехать с старшим сыном к маме. Но вбежавший в дом Вася рассказывает о поджоге Макарской и любовника. За ним сразу забежали и пострадавшие Макарская прогнала Сильву, а на Васю смотрит с другой стороны.

Перед тем как уйти Сильва рассказал правду что нет никаких родственных связей Бусыгина с этой семьей. Но Сарафанов продолжает считать Владимира своим сыном. И просит, что б он переехал в их дом. Бусыгин говорит, что электричка уехала.

Тема: важная мысль которая заложена в пьесу является то что духовная близость главнее чем кровное родство. Сходство душ намного важнее чем официальные родственники.

Главные герои: Нина, Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Кудимов, Сильва, Макарская.

Композиция: все действия происходят в доме Сарафановых. Все эти действия имеют продолжительность три дня. За эти дни произошло многое, но все они были связаны с домом Сарафанова. Его дом вроде как держит Бусыгина с другом, останавливает и не отпускает. В конце произведения читателю действительно кажется, что Бусыгин его сын, потому что совпадений очень много.

2 вариант

Основой повести «Олеся» послужила реальная история отношений молодого помещика с загадочной колдуньей,  о которой Куприну рассказал Порошин, когда писатель гостил у него  в Полесье. Впервые произведение было опубликовано в 1898 году в одном из журналов города Киева.

Автор правдиво описывает жизнь деревенских жителей  Полесья, поэтому направление произведения  – реализм, жанр – повесть.

Сюжет произведения рассказывает о том, как молодой барин, находясь по службе в глухой деревушки  Волынской губернии, влюбляется в девушку, которую местные жители считают ведьмой. Она  отвечает герою взаимностью, но между влюбленными стоит множество преград, которые им так и не удастся преодолеть.

Главная героиня повести  — Олеся. Это девушка, которая живёт в гармонии с природой. Она, в свою очередь щедро наградила Олесю, как  внешней, так и внутренней красотой. Главные черты её характера – свобода и независимость. Жизненные интересы Олеси с её бабкой не вписывается в общие правила, поэтому они  живут в лесу, вдали от людей. Девушка свободна от догм и условностей. Она не ходит в церковь. Самое главное отличие бабки с внучкой от деревенских жителей – обладание  даром магии, гипноза.  С их помощью они лечат людей, гадают на судьбу, воздействуют на мысли человека. Хотя Олеся и неграмотна, но  вместе с тем умна и любознательна. Она обладает очень сильным характером.  Благодаря ему, Олеся поступает так, как считает нужным, не оглядываясь на общественное мнение. От всех персонажей повести героиня отличается благородством, способностью самопожертвования во имя другого. Она отказывается от возможности быть рядом с любимым человеком ради его благополучного положения в обществе.

Возлюбленный Олеси Иван Тимофеевич – человек,  воспитанный совершенно в другой среде. Он — дворянин, хорошо образован, живёт в городе. Иван знакомится с Олесей с целью добыть материал о самобытной культуре Полесья и с первой же встречи восхищён её необыкновенной личностью. Девушку привлекла в молодом барине доброта, простота в общении, интерес к её колдовской деятельности. Иван влюбляется в Олесю но, в отличие от неё,  не способен принять решение, не зависимое от общественного мнения. Его нерешительность, слабость духа побудили девушку к принятию самостоятельного решения.

Центральная тема повести – любовь, принесённая в жертву ради благополучия любимого человека.

Другая тема – косность общества, его предрассудки.

Автор в своём произведении раскрывает несколько проблем. Одна из них —  противостояние между обществом и человеком, непохожим на него;  а так же — невозможность исправить этот конфликт. В человеческой среде  приветствуется стадность мышления.  Неординарной, яркой личности в ней нет места. Другая проблема — противостояние природы миру людей.  С одной стороны — свободная дочь лесов Олеся, сохранившая в себе чистоту, с другой — примитивные полесские крестьяне и слабохарактерный Иван Тимофеевич, взращённые обществом.

Основная мысль произведения – прославление личности, свободной от догм. Ивану Тимофеевичу была предоставлена уникальная возможность – встреча с необычным человеком, который открыл ему путь в  прекрасный мир природы,  возможность — жить в гармонии с самим собой. В то же время, его нерешительность, слабость характера, малодушие, трусость перед общественным мнением — оказались сильнее шанса  стать счастливым.

Таким образом, автор даёт нам понять настоящие человеческие ценности.

Анализ 3

Повесть «Олеся» одно из самых первых и самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. Идея создания «Олеси» возникла у Куприна не случайно. Однажды, писатель был в гостях у одного помещика, который поведал ему историю о своих отношениях с некой загадочной колдуньей. Творцу, наверняка, была безразлична правдоподобность произошедших с помещиком событий, однако в нём зародилась мысль создать повесть о трагичной любви и о своём собственном идеале чистого и искреннего человека.

Произведение начинается с того, что главный герой, молодой барин по имени Иван Тимофеевич, приезжает по делам в небольшую деревню Переброд, на окраине Полесья. Куприн не хочет описывать все в детали его визита, отдавая предпочтению описания самого Полесья и его природы, жизни и быта. На улице зима: оттепели сменяются метелями. Жизнь в деревне как будто замерла, что кажется необычным Ивану, привыкшему к суете крупного города. Жители селения так же словно остались далеко в прошлом, продолжая верить в придания и суеверия, опасаясь как технологических нововведений, так и колдунов и волшебников.

Прогуливаясь по окрестностям Переброда, главный герой случайно заходит на болота. В этом уединенном месте он находит дом местной ведьмы-травницы Мануйлихи и её внучки Олеси. Между молодыми людьми почти сразу вспыхивают чувства, но будучи внучкой колдуньи, Олеся обладает даром предчувствия и сразу же видит, что, связав судьбу с молодым барином, она обречет себя на погибель.

Но, несмотря на всё это, любовь оказывается сильнее. Иван Тимофеевич уговаривает Олесю поехать с ним в город и выйти за него замуж, хотя сам сомневается, примет ли светское общество  его чистую и чрезмерно искреннюю возлюбленную. Олеся же более решительна. Ради своей любви она идёт на серьезный риск и теряет всё.  В итоге девушке и её бабушке приходится бежать из деревни, даже не попрощавшись с Иваном.

Несмотря на сюжетную простоту, повесть Куприна намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Помимо истории о трагической любви, в произведении поднимается множество других серьезных проблем. В первую очередь, это самопожертвование во имя любимого человека. Олеся бежала от Ивана не только потому, что ей самой угрожала опасность. Она бежала от него потому, что настолько сильно любила его, что, поняв ,что он никогда не будет счастлив вместе с ней, она пожертвовала собственным счастьем ради благополучия Ивана.
Еще в произведении Куприн решает показать читателю всю жестокость общества, резко не принимающего никого, кто хоть немного не соответствует его нормам и запросам. Ведь деревенские жители выгнали Олесю и Мануйлиху не за их «колдовство», которое не приносило никому никаких бед. Они прогнали их потому, что боялись их из-за того, что не могли понять и принять их «странности», которые, в сущности, были лишь искренностью, честностью и естественностью.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Олеся

Анализ произведения Олеся

Популярные сегодня темы

  • Русский национальный характер в повести Очарованный странник Лескова

    Н. С. Лесков причисляется к группе литераторов, которые думали, что смыслом собственных творений является анализ крестьянской повседневной жизни, которая создает неповторимый отечественный самобытный нрав.

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

  • Сочинение Почему я люблю читать книги

    В жизни каждого человека наступает тот момент, когда он начинает приобщаться к чтению книг. Конечно, это может произойти в любом возрасте. Но чаще всего любовь к чтению развивается с детства.

  • Характеристика и образ Надежды в Темных аллеях Бунина

    Надежда — хозяйка горницы, которая с рождения была обыкновенной крестьянкой. Вольную получила в возрасте 18-19 лет, после чего начала свой карьерный рост. Она имела большое состояние благодаря тому

  • Сочинение по картине Маковского В жаркий день 2, 5 класс

    От картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета.

«Слово о полку Игореве» — один из самых древних памятников русской литературы. Это произведение полно загадок и тайн, которые до сих пор пытаются разгадать лингвисты и литературоведы. Также оно имеет интересную и удивительную историю: несмотря на то, что написано «Слово о полку Игореве» было приблизительно 900 лет назад, долгое время никто и не догадывался о таком уникальном произведении. Нашли его случайно только в 18 веке. Произведение несёт в себе патриотическую мысль и как бы обращается к будущим поколениям с призывом сохранить родину и её целостность. 

Главными героями «Слова…» являются древнерусские князья, образы которых были детально и тщательно проработаны: опытный Святослав, защищающий интересы своей страны, молодые и бойкие Всеволод и Игорь. Чтобы понять те или иные мотивы героев, необходимо более детально рассмотреть характеристику образов. 

Князь Игорь

У Игоря, как у настоящего человека, имеются как недостатки, так и достоинства. Он показывает себя смелым и отважным на поле боя: 

«…Игоря, который, <…> Мужество избрал себе опорой…». 

У князя присутствует и целеустремленность – его не может остановить даже зловещее предзнаменование. Он патриотичен и любит свой народ. 

Но с другой стороны, есть в Игоре некая доля корысти, но не к золоту и богатству, а к военным подвигам, к славе: 

«…Нашу славу силой мы возьмем/ А за ней поделим и былую…». 

Он стремится к почетному положению, уважению, также князь эгоистичен – очень часто он не замечает, что его желания и решения приносят государству далеко не пользу.

«…Вот ведь кто с дружиною бесстрашной/ Разбудил поганых для войны!..».

Исходя из всего вышесказанного, нельзя сделать вывод, что Игорь — отрицательный герой. Он может оступиться как человек, но все его положительные качества дают пищу для размышлений: может, это человек с уникальным мироощущением, который всеми доступными ему способами старается привнести счастливую жизнь в Киевскую Русь? Правитель желает славы не только для себя, но и для своего народа.

Всеволод Святославович 

Князь Всеволод, с прозвищем Буй-Тур является младшим братом Игоря. Он представляется в «Слове…» храбрым, доблестным и надёжным воином: «…Игорь-князь и Всеволод отважный —Святослава храбрые сыны…».

По мнению историков и учёных, князь Всеволод был человеком с довольно крепкой комплекцией (информация установлена после изучения останков), поэтому не случайно носит прозвище Буй-Тур. В Древней Руси так называли быков, и, таким образом, слово «тур» означало мужество и силу. Кроме того, Всеволод описан как великий полководец: с ним никто не может сравниться в бою, в его характере присутствуют такие черты, как отвага и бесстрашие. 

Также в произведении отмечалось, что Всеволод и Игорь находились в дружеских отношениях: 

«…Игорь-князь с могучею дружиной Мила-брата Всеволода ждет. Молвит буй-тур Всеволод: — Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!..». 

Помимо этого, Всеволод Святославович способен оставаться верным товарищем и братом, любить и дорожить, несмотря на то, что война закалила его душу и тело. 

Князь Святослав Киевский

Князь Святослав – двоюродный брат Игоря и Всеволода, в «Слове…» он выступает как критик своих братьев за дерзкий и необдуманный поступок: 

«…Загубили юность вы свою/ На врага не во-время напали…».

Очевидно, что автор «Слова…» пытался изобразить Святослава как рассудительного и зрелого мужчину, ставящего интересы родины выше своих. Данный герой способен к самоанализу, умеет стратегически мыслить и действовать по задуманной тактике. 

Существует мнение, что автор пытался показать, что нужно быть как Святослав и, чтобы Всеволод, Игорь и другие будущие правители были похожи на него. Умудрённый опытом князь предлагает объединиться для защиты родины, и, хотя он не одобряет поступки Игоря, но пытается помочь ему, пытается исправить ситуацию. Он добр и мудр, как подобает правителю Киева.

Ярославна

Жена князя Игоря предстает верной и милосердной женщиной, которая все свои помыслы и силы направляет на помощь мужу. Ее любящее сердце скорбит по Игорю, который томится в плену. Женский образ полон властности и достоинства настоящей княгине, привыкшей повелевать. Она обращается к стихиям без страха и даже требует от них вмешательства в ситуацию. Она упрекает те силы природы, которые не помогли Игорю на поле брани, и просит у всех своих покровителей решить проблему. Она то упрекает, то молит, то заклинает, то горько жалуется. Из этого можно сделать вывод, что перед нами — страстная и темпераментная женщина, способная на самопожертвование во имя любви. Ведь она стоит на крепостной стене, а по традициям того времени это означало готовность женщины броситься вниз, чтобы не доставаться врагам и не идти в рабство.

Ярославна вызывает уважение читателя, ведь она предана мужу и своему долгу. В сложной ситуации она не растерялась, а нашла, к кому обратиться. И ее просьбы возымели свое действие: Игорь спасен благодаря вмешательству сверхъестественных сил.

Автор

Образ автора тоже импонирует читателю, ведь с самого начала он сравнивает свое творчество с произведениями Бояна и обещает нам, что не станет растекаться мыслью по древу. Действительно, он пишет кратко, его повествование насыщено событиями. Он патриотичен, привязан к своим героям, но при этом честен с читателями. Автор явно осуждает горячность и честолюбие Игоря и Всеволода. Они поступили необдуманно, и писатель не жалеет их, не смягчает тона.

Но автор сочувствует героям и делает все возможное, чтобы читатель понял глубину их раскаяния. Писатель солидарен со Святославом и цитирует его Золотое слово, чтобы дать поучение своим потомкам и спасти Русь от разорения. Он выступает за объединение земель.

Таким образом, все главные герои произведения «Слово о полку Игореве» являются яркими и многогранными личностями, за которыми интересно наблюдать. Каждый из них имеет недостатки и достоинства, их образы реалистичны, а потому вызывают сочувствие. Читая их истории, мы узнаем о быте и нравах наших предков, проникаемся их русским духом и обретаем культурную связь с историей своей страны.

Автор: Ксения Сизова

Пример сочинения

  «Чем доброта отличается от милосердия?»

Доброта и милосердие… Очень похожие, но в то же время разные понятия. В чем же состоит их различие? Доброта-это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим. А милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным можно назвать человека, который испытывает временную жалость ко всему живому. Как и доброта, милосердие проявляется в поступках. Так чем же эти понятия отличаются друг от друга?   Милосердие в отличие от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта-свойство лишь добрых людей. Немало произведений в русской литературе посвящено теме милосердия. Вспомним роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор показывает различия между добром и милосердием на примере нескольких героев. Так, Пугачев представлен злым и жестоким героем. Тому подтверждение — эпизод, когда он велит казнить всех дворян. Однако автор показал, что такой жестокий человек способен и  на милосердие. Когда наступает время казни Гринёва, Пугачёв велит сохранить ему жизнь, так как помнит, как Пётр бескорыстно помог ему, отдав совершенно новый тулуп. Но даже после такого милосердного поступка мы не можем считать и  Пугачёва добрым. Наоборот, он злой человек, руками которого пролито много крови. А.С. Пушкин показал, что и такой человек способен проявить сострадание по отношению к другому. Можно сделать вывод, что милосердие – временное проявление доброты, так как сострадать и прощать могут и жестокие люди. В противоположность жалости доброта — это постоянное душевное состояние, оно выражено в желании творить добро, с любовью относиться к каждому.  Поэтому часто добрые люди оказываются ещё и милосердными. Например, в произведении А. Платонова «Юшка» у главного героя сочетались оба эти качества. Юшка никогда не делал зла, хорошо относился к людям, не отвечал на их жестокость. Автор показывает, как герой не тратит на себя заработанные деньги, «пьет пустую воду», а весь заработок отдает своей приемной дочери, при этом не ожидая ничего взамен. А сама дочь тоже обладает милосердием. Она добра к обществу. Девушка видит, как люди в городе нуждаются в ее помощи, поэтому она остаётся работать и бескорыстно помогать нуждающимся. Таким образом, герои рассказа «Юшка» доказывают, что можно быть добрым и милосердным одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что доброта и милосердие — похожие понятия, но не одинаковые. Они отличаются. Доброта — состояние души, а милосердие-действия, вызванные состраданием. Быть милосердным не означает быть добрым. К состраданию могут прийти и злые, жестокие люди. Конечно, лучше всего, когда человек объединяет в себе оба эти качества и старается жить по общечеловеческим законам добра и правды.

412 слов  

К1 -1, К2-,К3-1, К4-1, К5 – 1  «зачет»

Пример сочинения

 «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»

     Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому, чаще всего обладают  такими чертами характера, как доброта ,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.      

     А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев  добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой, тем самым подвергая свою жизнь опасности. Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том, что   Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.

     Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку, которая  решается на отважный поступок. Она одна едет  к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.

     Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.  

     Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна «Куст сирени». Здесь описана  история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина  потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым, пожертвовав своим комфортом.

     Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.

     Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование — это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.

     237 слов

 Объем менее 250 слов  — незачет

Даже если объем был больше, все равно незачет (по критерию №1).

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Действие: написать вступление:

— объяснение ключевых слов темы

— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека

— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

  • Если тема звучит в форме ВОПРОСА:  тезис – это ответ на поставленный вопрос
  • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ:  поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов  и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
  • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ:  начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
  1. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

  1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
  2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

  • проблемы произведения;
  • характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
  • можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной  жизненной философии;
  • можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)

Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

  1. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
  1. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!

Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения


Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

— Автор повествует

— Автор описывает

— Писатель размышляет

— Писатель обращает наше внимание

— Писатель заостряет наше внимание

— Писатель акцентирует внимание читателя на

— Автор подчеркивает

— Писатель утверждает


Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

  • Самооценка как правильно пишется
  • Самопожертвование это сочинение рассуждение
  • Самопожертвование матери ради ребенка сочинение
  • Самопрезентация рассказ о себе пример
  • Самопожертвование примеры из жизни для сочинения