Самоотверженный заяц вопросы по сказке

11/11/2021 18 1. автор попова елена сергеевна 2. должность учитель русского языка и литературы 3. название материала конспект урока

11/11/2021

18

1.

Автор

Попова Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель русского языка и литературы

3.

Название материала

Конспект урока

4.

Учебный предмет

Литература

5.

Класс (возраст)

5

6.

Тема урока

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан
и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Р/р. Обучение выразительному чтению
наизусть

7.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

8.

Форма урока

Урок-беседа

9.

Цель

рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его
к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу
героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.

10.

Задачи

11.

Планируемые результаты

Личностные:
определять нравственные
проблемы, поднятые писателем в произведении

Познавательные: научиться анализировать художественный текст,
характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и
преобразовывать информацию из одной формы в другую; формировать исследовательскую
позицию.

Регулятивные:
научиться определять цель
деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его.

Коммуникативные:
научиться объяснять свою и
понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог.

12.

Оборудование

УМК, презентация по теме, компьютер

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Какие народные и литературные сказки вы читали?

2. Чем отличается народная сказка от литературной?

Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и
создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли
показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес
читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям.
Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский
(«Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский
(«Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький
цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф.
Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А.
Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков
Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М.
Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н.
Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д.
Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.

II. Рассказ о жизни и творчестве Пушкина.

Сердце России — Москва была родиной величайшего русского
поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. Со стороны отца —
Сергея Львовича — он принадлежал к старинному, но захудалому дворянскому роду.
Его мать — Надежда Осиповна — была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого».
Отец поэта живо интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека, в
которой были полно подобраны и русские писатели ХVIII века, и
западноевропейские классики ХVII века и ХVIII века. В доме отца будущий
великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских
писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный, мальчик
много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался
литературой.

Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: «В самом
младенчестве он показал большое уважение к писателям».

Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это
было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам гувернерам.
Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У
Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».

На формирование характера и на умственное развитие ребенка
большое влияние оказали бабушка поэта М. А. Ганнибал, с 1801 года жившая в доме
Пушкиных, и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта,
была «настоящей представительницей русских нянь, мастерски говорила сказки,
знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские
женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его
в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от
прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой
Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения,
которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью,
многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского,
европейские классики, были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда
он попал в двенадцать лет.

Чтение художественной литературы рано пробудило творческий
дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни,
стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению,
не сохранились.

А. С. Пушкин — родоначальник русского литературного языка.
Жизнь этого человека была недолгой, но, несмотря на все сложности, наполненной
и плодотворной. Более 200 лет прошло с момента рождения великого поэта, а его
стихи, поэмы, романы, повести, сказки продолжают радовать нас.

Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в
творчестве поэта, приносит уважение читателей и недовольство властей. Его
ссылают на юг, а затем в родовое имение Михайловское. Но это не сломило
талантливого поэта, он продолжает работать. С детства слышавший народную речь и
воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и
раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А. С.
Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая
есть поэма!»

В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов
няни Арины Родионовны: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря
лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот,
вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и
с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».

А теперь вслушайтесь в строки великого Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит…

III. Чтение статьи о писателе (учебник, с. 91-92).

Вопросы и задания учебника 1, 2 – «Размышляем о
прочитанном».

IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с. 93-94).

V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей
текста).

Вопросы и задания:

1. Какие произведения устного народного творчества вы
вспоминаете, слушая пролог поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья
Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)

2. Словарная работа.

лукоморье чредой

неведомые (дорожки) мимоходом

невиданные (звери) пленяет

и дол видений полны… темница

прихлынут над златом чахнет

брег песчаный …и мед я пил

витязь поведать

3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет
всего шесть строк.

1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и
когда происходят события сказочного мира – время и место.)

2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая
зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже
нравится это описание.)

4. Вторая часть более объемна, герои сказочного мира
описаны конкретно:

1) Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно
эту картину.

3) Какая должна быть интонация при чтении?

4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие
из употребления слова? (Используя слова «дол», «видений», «брег»,
«чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,
сказочностью, волшебством.)

5) Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение
должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и
интонации торжественности, таинственности.)

Чтение отдельных отрывков пролога, нахождение нужной
интонации.

Апофеозом всей картины пролога становится строчка:

Там русский дух… там Русью пахнет!

Учащиеся чувствуют серьезность сказанного автором, все
перечисленные чудеса, возможно, страшат их, но шутник Пушкин торопится всех
успокоить. Мягкая шутливая концовка дает возможность улыбнуться над
прочитанным. Итак, черта подведена: пролог заканчивается так же, как и народная
сказка. Учащимся предлагается найти нужную интонацию для прочтения концовки.

VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.

VII. Работа по вопросам учебника «Размышляем о
прочитанном» 
(с. 94).

Рассматривание репродукции картины «А. С. Пушкин. У
лукоморья дуб зелёный…» художников Б. Парилова и В. Дудорова. (См.
форзац учебника.)

Домашнее задание: пролог выучить наизусть; прочитать «Сказку о мертвой царевне…»

Как написать статью ? Действуем как герои сказок

Написать статью проще, чем вы думаете

Как и любой интеллектуальный процесс, написание статьи предполагает соблюдение единовременно таких условий, как желание это сделать, время, стоящая идея и писательские навыки. И если первые два условия из области аутотренинга и тайм-менеджмента, а идея рождается на стыке вдохновения и опыта, то писательские навыки отрабатываются на практике и только так.

Но что особенно приятно – можно избежать многих ошибок, следуя нехитрым советам. И чтобы воспринимать советы было проще, проведем аналогии с известными детскими сказками.

Совет 1 – «Пойди туда, не знаю куда». Никогда не начинайте писать статью, если не можете четко и ясно для себя сформулировать вопрос, на который хотите найти ответ. Герою этой сказки, откровенно говоря, повезло встретить на своем пути помощников, а иначе его бесцельные блуждания могли серьезно затянуть сюжет.

Совет 2 – «Огонь, вода и медные трубы». Сформулировав вопрос (еще используют такие слова, как проблема, запрос или боль), постоянно держите его в голове, фильтруя исходную информацию.

Иначе вы рискуете утонуть в море данных и забыть о цели. Смотрите на информацию через призму своего вопроса, приблизит ли данная информация вас к ответу на него или нет. Если нет, если сомневаетесь – безжалостно исключайте.

Совет 3 – «Кощей Бессмертный». Вспомните: в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла. Это наглядный пример, как надо писать статью. В основе всего – исследовательский вопрос (игла). И далее вы формируете слой за слоем оболочки теоретической основы, фактов, расчетов, доказательств и выводов. И каждый новый слой имеет смысл только как надстройка, только в контексте: пропадет слой – и нарушится логическая связь. Так и проверяется хороший текст. В плохом тексте можно целые страницы исключить и не заметишь, в хорошем – каждый абзац на своем месте.

Совет 4 – «По щучьему велению, по моему хотению». Желание написать статью должно быть вашим. А иначе велик соблазн поддаться лени и переложить заботу на чужие плечи. Вариантов много – купить, украсть, упасть на хвост…, но не один из них и рядом не стоял с ощущением радости и удовольствия от сделанного самим.

Самоотверженный заяц вопросы по сказке

Читайте также


В холодное время года традиционно возрастает количество пожаров, возникающих …


15.12.2021, 22:03

19

просмотров

Подробнее


Моей дочери исполнилось шесть лет. В прошлом году ее перевели из младшей группы в старшую, и началось…


16.11.2021, 04:46

766

просмотров

Подробнее


Доброго всем дня. Я на 9111.ru c 2015 года.Сразу получилось так, что зашла, чтобы задать вопрос адвокату.


28.03.2019, 07:25

1 163

просмотрa

Подробнее


В 2022 году изменится порядок поверки приборов учета воды, газа, электроэнергии и теплоэнергии.


вчера, 10:44

32

просмотрa

Подробнее


История рождественской ёлки похожа на историю Золушки. Долгое время она не вызывала …


вчера, 13:03

93

просмотрa

Подробнее


Представляю Вашему вниманию подборку моих любимых новогодних фильмов (сказок). Есть ли в списке Ваш любимчик?


позавчера, 23:28

48

просмотров

Подробнее


Год: 2021, СШАЖанр: драма, фантастика, комедияРежиссер: Адам МакКейПродюсер: Тони Грация, Cate Hardman,…


позавчера, 21:49

752

просмотрa

Подробнее


Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму проект нового Закона о гражданстве РФ.


позавчера, 14:58

14

просмотров

Подробнее


Более двух миллионов зрителей за неделю посмотрели фильм «Последний богатырь: Посланник Тьмы».


позавчера, 07:27

308

просмотров

Подробнее


Сухие глаза — очень распространенное заболевание. Это случается, когда слезы …


02.01.2022, 18:46

12

просмотров

Подробнее


Признайтесь: вы на 100% пролистали Instagram, сидя в туалете. Возможно, вы сейчас …


02.01.2022, 18:43

12

просмотров

Подробнее


У тебя слишком много или слишком мало $ ex? Проблема в том, что у нас меньше …


02.01.2022, 18:41

36

просмотров

Подробнее


Почти 40 лет назад в Казани средь бела дня произошла авария — военный вертолет …


02.01.2022, 18:06

18

просмотров

Подробнее


Для большинства людей усталость, чихание и кашель при простуде — неудобное …


02.01.2022, 14:06

15

просмотров

Подробнее


Многие люди думают, что признаки, ведущие к сердечному приступу, проявляются …


02.01.2022, 14:03

13

просмотров

Подробнее

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ «Перспектива»

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки «Серая шейка» по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.

AVvXsEi8mMP012C9AP8wXZYBquuq1 QsKFFcu E1yZUwHc ikUOmrjm27csDfyCb5q3uNBUWslNhb ambQApRNae f 4b vkGX35Y20xf1bPl4zOvfpbIExw75uvBunK 0v9vzcfStiMDOXRS wAx7JwoCZMiyJxQzzPRtU9znFFiiPai bcLRr4RkSFsnFPNw=w400 h249

  • Самооценка завышена как пишется
  • Самолета рейс как пишется
  • Самолет можайского краткий рассказ
  • Самоотверженный заяц салтыков щедрин смысл сказки
  • Самоклеящиеся как пишется правильно