Самое последнее сочинение моцарта

Учитель музыки красавин а.а. тема урока: звучит нестареющий моцарт! цель: воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения на

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ КРАСАВИН А.А.

               Тема
урока:
« Звучит нестареющий   Моцарт!»

Цель:
Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения на основе
понимания художественной значимости творчества В.А.Моцарта.

Задачи:

     
1. воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в  общении с
музыкальными и литературными шедеврами; воспитание доброты, взаимопомощи,
отзывчивости, чуткого отношения друг к другу;

     
2. формирование у учащихся представления  о В.А.Моцарте не только как о 
композиторе и  музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых
музыкальных терминов и понятий;

      
3. развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного
интереса.

Оборудование:

— 
компьютер

 —
мультимедийный проектор, сопровождающий весь урок произведениями
изобразительного искусства, отрывок из фильма, фотографиями, информационным и
иллюстрационным материалом;

Ход урока:


Добрый день,  ребята.
Сегодня на уроке мы
будем говорить о великом композиторе Вольфганге Амадее Моцарте.  (Слайд 1)


Много лет назад, в городах Европы можно было прочесть необычное объявление:
«Сегодня, в 6 часов вечера, маленькие  девочка и  мальчик будут играть на
клавесине труднейшие произведения величайших композиторов.
Кроме
того, маленький виртуоз исполнит пьесы на скрипке, будет играть симфонии,
прелюдии и фуги. Затем он будет угадывать тоны и аккорды, узнавать их в звуке
свистка, звоне шпор и других звуках. После этого станет петь и
импровизировать на разных инструментах…»

    
Очень скоро мир узнал о том, что Бог создал Чудо.

    
Имя ему – Вольфганг Амадей Моцарт

 (Слайд
2)

— 
Город Зальцбург был необычайно музыкальным городом. Музыка звучала в нем в
соборах, и во дворцах, и в театрах, и просто на улицах.
Музыку
можно было услышать не только в дневное время, но и даже и ночью.
В
те времена было принято устраивать небольшие ночные концерты с исполнением
серенад под окнами или балконами тех, кого хотели отметить вниманием в знак
почитания или любви.
— Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! – тема нашего урока (указываю на тему
урока на экране)

 — 
Два с лишним века музыка этого композитора радует сердца людей, согревает
теплом их души.

 —
Что же это за «загадка» — В.А.Моцарт?

 —
Что же это за «чудо», которое сотворил Бог 250 лет назад?

 —
Прикоснуться к тайне этого великого мастера нам помогут два замечательных
искусства: Музыка и Литература  

(Слайд3)
Сейчас прослушаем с вами «Рондо» В.Моцарта . После
прослушивания ответе на следующие вопросы:
Что чувствуем, когда она звучит?
Какой характер у этой музыки?
Чем пленяет нас мелодия серенады?
Звучит «Рондо» В.Моцарта  из «Маленькой ночной серенады».


Что чувствуем, когда она звучит?

   
(
Радость, солнце, свет, восторг и т.д.)

— 
Какой характер у этой музыки?

(Нежный,
ласковый, легкий)


Чем пленяет нас мелодия серенады?

(
Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипочке, тремоло).

Моцарту удивлялись, его
обожали, а  были и такие, которые втайне завидовали ему.
Чудо-
ребенок развлекал публику. Играя на клавиатуре с завязанными глазами. Ему
аплодировали в королевских дворцах и аристократических салонах Германии,
Австрии, Франции, Италии, Великобритании, Швейцарии, а в Лондоне юный
композитор играл даже для короля и королевы. Император Франц 1 назвал его
«Юным волшебником».

«В летнем загородном
дворце царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены
императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления
«маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене.
После того как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел маленький
худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка казалась еще
более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо
моложе своих шести лет. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел
за клавесин. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с
пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало
необычайно серьезным и сосредоточенным. Детские пальчики запорхали по
клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Он
вдохновенно и виртуозно исполнял сложнейшие пьесы. Затем играл в четыре руки
со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально
заворожены.

— Да ты настоящий
маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо
добавил:
— Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть
то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к
клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой
ошибки и так бегло, что все диву дались.

— А если клавиши
закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл
также уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнил «с
листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И
под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.

Мальчик с блеском
выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Публика
не скрывала своего восхищения и с восторгом рукоплескала маленькому
вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся
на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из
молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его
утешать.

— Вы так добры, –
серьезно сказал мальчик.
— Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас. Все гости заулыбались.
Вечером в дом к Моцартам прислали подарки от императора. Это был новый
парадный костюм с жилетом из тончайшего сукна лилового цвета, расшитый
золотом, красивыми пряжками и пуговицами. К костюму также прилагалась
треугольная шляпа и маленькая настоящая шпага. С тех пор на публичные
выступления мальчик выходил в этом наряде.

(Слайд 4)


«Вундеркинд». Что означает это слово и почему именно Моцарта называли
«вундеркиндом»?

 
(Ответы детей:

                    
— сочинял с 4 лет;

                    
— к 6 годам бегло играл на клавесине;

                    
— самоучкой в детстве научился играть на

          
            скрипке, потом на органе; 

                    
— исполнил по памяти труднейшее церковное

                      
произведение и из рук Папы Римского был

                      
награждён Орденом Золотой шпоры; 

                    
— с 14 лет – Член Болонской академии, т.к., не

                      
выходя из закрытой комнаты, сочинил 

                      
сложное многоголосное произведение

                      
«Тайна первой заповеди» )

  —
Действительно, это был настоящий вундеркинд, потому что всё, что делал этот
маленький человечек – поражало людей. Одно только то, что он с 4 лет стал
сочинять сам, уже говорило о многом. Одним из первых сочинений Моцарта был
«Менуэт», кстати, что это такое?

(Слайд
5)

— Менуэт – старинный
французский танец, был самым популярным танцем в середине 18 века в Европе.
Может
быть, именно поэтому маленький Моцарт стал сочинять в детстве менуэты. Это
был очень красивый танец. Дамы и кавалеры двигались под музыку мелкими
шажками и отвешивали друг другу многочисленные поклоны и реверансы.

 II. Развитие темы.

В те времена очень
распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта,
нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных
париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся
неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. А сейчас, я
предлагаю вам послушать «Менуэт» Моцарта и нарисовать в своем воображении,
музыку, которую вы услышите.

(Слушание «Менуэт»
В.А.Моцарт.)

·                                
Что вы представили, слушая менуэт? (Грациозно
танцующих людей.)

·                                
В каких цветах вы видите эту музыку? (В ярких
цветах.)

·                                
Какой характер у этой музыки? (Легкий, воздушный,
торжественный.)

             
(Слушаем «Менуэт» В.Моцарта)

 —
Конечно же, Моцарт был необыкновенным ребёнком. Всё, что он видел вокруг
себя, слышал, чувствовал – всё радовало его. Он с удивлением глядел на мир
широко открытыми глазами, понимал, что все его любят, и душа его, впитав в
себя  любовь окружающих,   наполнялась собственной любовью к миру.
Душа
его рвалась вперёд! Он любил всё и всех! 

 —
Музыка Моцарта учит нас, предостерегает, лишний раз, напоминая
об очень важном – сохранении дружбы и любви на земле. И обратите внимание на
то, как мастерски  композитор использует музыкальные средства:   главная
мысль звучит осторожно, ненавязчиво, слегка игриво, шутя.

  
Вообще,
Моцарт всегда любил шутить. Шутка  его часто спасала,  поднимала
настроение
,  когда в жизни случались неприятности. Когда на душе было
плохо, он  не раскисал, не подавал виду,  старался отшутиться.

  
Произведение, с которым   мы сейчас с вами познакомимся – это откровенная
шутка Моцарта.
Может быть, слушая его внимательно, вы
сами найдёте в нём что-то необычное?

                      
(Звучит
«Турецкий марш» Моцарта,

                      
дети  делятся своими впечатлениями )

 —
Иногда это произведение называют «Турецкий марш», а иногда «Рондо в турецком
стиле».  Интересно то,  что это и не марш, и не рондо, но, как вы заметили, в
обоих названиях присутствует слово «турецкий». Вообще, это произведение –
одна из 3 частей фортепианной сонаты. Написана она была в 1778 году, как раз
в то время, когда в Европе появился большой барабан, родиной которого была
Турция. Его так и называли: турецкий барабан. Моцарт пытается изобразить
именно звуки турецкого барабана, используя сопоставление двух контрастных
тем.

 —
Контрастные, это какие?

                                    
(Отвечают: разные, противоположные)

        
—  Музыка переключает наше внимание с одного героя на другого, часто
повторяется, напоминая форму рондо.
Вспомните, что
это за музыкальная форма?

            
(Отвечают: круг, повторение по кругу, чередование одной неизменной части
(рефрена) с разными эпизодами)

 
Если очень внимательно и не 1 раз послушать это произведение, можно прийти к
выводу, что оно, скорее всего, напоминает песню с запевами и припевами, а не
рондо с чередованием рефрена и эпизодов. Так что, музыка имеет два названия,
и ни одно не является точным.
Шутка!

В своих многочисленных
произведениях: операх, симфониях, квартетах, фортепьянных сонатах, сольных
концертах – Моцарт создал целую галерею неповторимых музыкальных образов;
нежно-лирических и торжественно-парадных, скорбно-печальных и
комически-шутливых.

Юмор Моцарта можно
увидеть и в его жизни. Например:

Однажды Моцарт решил
подшутить над своим лучшим другом Антонио Сальери и похвастался:

— Я написал этакую
вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме
меня!

Сальери посмотрел ноты
и воскликнул:

— Ты шутишь, Моцарт!
Даже ты не сможешь сыграть это. Здесь обе руки должны исполнять труднейшие
пассажи на противоположных краях клавиатуры. И как раз в этот момент нужно
взять несколько нот посредине клавиатуры.
Даже
если ты будешь играть еще и ногой, все равно исполнить написанное не удастся
– слишком быстрый темп!

Моцарт рассмеялся, сел
за клавир и исполнил музыкальную пьесу в точности так, как она была написана.
А звуки посредине клавиатуры он с легкостью брал, нажимая на клавиши своим
довольно длинным… носом.

(Слайд 6)

Музыка Моцарта может
вызвать в слушателях не только радостную улыбку, но и горькую печальную
слезу.
Таким произведением является «Реквием»,
т.е. музыка, написанная в память умерших, погибших.

Реквием
(от латинского requies, что переводиться как «покой», «отдохновение») –
заупокойная месса на канонический латинский текст.

Сейчас прозвучит самая
короткая, но несомненно самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта, она
называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова
хора так и звучат: «Слезным будет этот день». Потрясающей красоты хоровую
мелодию сопровождают короткие (из двух звуков) словно стонущие, плачущие
интонации оркестра. С этим реквиемом связана таинственная и печальная
история. Однажды поздним вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все
черное, и сказал, что хочет сделать заказ. Неизвестный не назвал ни своего
имени, ни имени заказчика, однако попросил написать траурную музыку. Моцарт
удивился – ведь славу ему принесли именно жизнелюбивые и искрящиеся радостью
сочинения. Моцарт в то время был уже болен. Подтачиваемый болезнью, он
грустно размышлял о странном заказе, представлявшемся ему роковым, — ему
казалось, что он сочиняет заупокойную мессу по самому себе. Моцарт пишет в
письме другу:

«…Чувствую – мое
состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу
полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано
изменить предназначенного судьбой, измерить дни своей жизни… Итак, я
заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной».

Ну, а тайна «черного
человека», заказавшего реквием, раскрывается очень просто. Таинственный
незнакомец был слугой графа Вальзега фон Штуппаха, страстного меломана. У
графа скончалась жена, и он хотел почтить ее память торжественным реквиемом,
но при этом еще выдать его за собственное сочинение. В этом и состояла
причина таинственности.

«Реквием» действительно
стал последним, незаконченным произведением Моцарта, его «прощальным словом»,
в котором он подводит как бы итог своим размышлениям о жизни и смерти, о
вечном и преходящем.

4 декабря 1791 года к
больному и очень ослабевшему Моцарту пришли его друзья. Амадей попросил,
чтобы ему подали неоконченную партитуру реквиема. Он хотел услышать эту
музыку в живом исполнении. Окружив лежавшего в постели Моцарта, друзья вместе
с ним запели с листа заупокойную мессу. Голос Моцарта дрогнул, он разрыдался.
Друзья разошлись. Моцарт подозвал своего ученика и стал объяснять, как
следует закончить «Реквием» в случае его смерти.

5 декабря 1791году
В.А.Моцарт умер.

(Слушание «Лакримоза»
В.А.Моцарт.)

·                                
На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На
интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной
сдержанности чувства.)

·                                
Каким своеобразием отличается мелодия? (Лирическая
скорбь, овеяна дыханием вечности. Умиротворенности, спокойствия высокого и
благородного.)

(Слайд 7)
Просмотр отрывка из фильма как Архиепископ проверяет юного композитора.(скачать
отрывок длиною в 5 минут)

III.
Закрепление.

Где родился композитор?
Где провёл последние годы жизни?
Какие произведения мы с вами прослушали?

IV.
Итог.

Так музыка одного и
того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила
этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой
жизненной правдивости.

«Такого гения больше не
родит земля» – говорили про него при его жизни, говорят сейчас и будут
говорить всегда.

 —
Итак, какой это человек — В.А.Моцарт?

 —
Как по – вашему, нужны эти качества нам сегодня, представляют ли они ценность
для нашего времени?
Может быть сейчас, когда прошло 250 лет,
они утратили своё значение? Ведь жизнь во многом поменялась?

                                                 
(Ответы детей)

 —
21 век – не простое время. Человек становится другим и человеческие ценности 
для некоторых людей утрачивают своё значение.
Мы
смотрим ТВ, слушаем Радио, читаем газеты и всё чаще сталкиваемся с тем, что
ради денег, карьеры, собственного благополучия люди совершают жестокие поступки,
преступления, забывая о том, что им подарена жизнь на этой земле, и то, как
они проживут её, зависит от них самих. 

 
— Какой след оставит после себя человек? Чем он может запомниться на земле?

 —
Может быть  музыкой, как Моцарт, может быть стихами, какими-то важными
открытиями, а может быть просто добрыми  поступками и делами.   Ведь,
делая добрые дела, человек дарит радость и счастье своим близким.

 
Каждый  человек  по-своему прекрасен и чудесен, потому что в каждом человеке
и в каждом из вас живет маленькое чудо.

Проблема совместимости гениальности и злодейства. По Д. А. Гранину

Проблема совместимости гениальности и злодейства. И. П. Цыбулько 2021. Вариант № 4 («С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам…»)

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина? Могут ли гении совершать злодейские поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему совместимости гениальности и злодейства, автор опирается на собственные размышления, приводит яркие примеры. Рассказчик гулял со знакомым физиком, и они обсуждали трагедию Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Учёный подчеркнул, что злодейство каким-то образом связано с гением, следует за ним. Это говорит о том, что гениальный человек несёт ответственность за свои открытия, которые не должны приносить человечеству вред. Эйнштейн чувствовал свою ответственность за атомные бомбардировки, хотя не был прямым виновником этого страшного преступления. Горячий спор с физиком заставил рассказчика обратиться к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», где звучит высказывание о том, что гений и злодейство несовместимы. Размышляя о судьбе Сальери, автор отмечает в этом композиторе упорный труд, целеустремлённость, но в то же время подчёркивает, что, как только Сальери отравил Моцарта, он перестал быть гением. Из этого следует, что злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что гений не должен совершать безнравственные поступки, таким образом он отрезает себя от всего человечества и перестаёт быть гениальным.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В произведении К. Г. Паустовского «Старый повар» молодой Моцарт оказывается у постели умирающего графского повара и выполняет его просьбу – возвращает его во времена молодости, когда он познакомился со своей женой. Моцарт стал играть на клавесине, и слепой старик вообразил себе чудесную картину молодости. Моцарт гениален, потому что его музыка делает людей счастливыми и возвращает в прекрасные времена.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Текст

С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку. Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры. Вот, очевидно, почему меня так задел один давний разговор, случайный летний разговор на берегу моря. Мы гуляли с Н., одним из лучших наших физиков, и говорили об истории создания атомной бомбы, о трагедии Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Злодейство всегда каким-то образом связано с гением, — сказал Н., — оно следует за ним, как Сальери за Моцартом. Как чёрный человек, — поправил кто-то. Нет, чёрный человек — это не злодейство, — сказал Н. — Это что-то другое — судьба, рок; Моцарт ведь исполняет заказ чёрного человека, он пишет реквием, он не боится… А я говорю о злодействе. Я уже не помню точно фраз и не хочу сочинять диалог, спорили о том, кто Сальери для Пушкина. Противник, злодей, которого он ненавидит, разоблачает, или же это воплощение иного отношения к искусству? Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? А что если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал?.. От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. Неожиданным было, как много сложных проблем пробуждает маленькая пушкинская трагедия. И то, как много можно понять из неё о нравственных требованиях Пушкина, о его отношении к искусству… Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. Злодейством был немецкий мотоциклист. В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. Мы лежали в кювете. Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. Винтовка дрожала в моих руках… Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери. Это пришло куда позже — тогда, на войне, надо было стрелять… Я возвращаюсь к началу: я учился трудному искусству читать Пушкина. Простота его стихов обманчива. Иногда мне казалось, что я нашёл ответ, но всякий раз новые вопросы озадачивали меня. Могут ли гении совершать злодейства? Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? Что же злодейство доказывает, что Сальери не гений? И опять: что такое гений? У Пушкина гений — Дельвиг: «Дельвиг милый… навек от нас утекший гений», Державин обладает порывами истинного гения. Для Пушкина гений сохраняет древний смысл души, её творческую крылатость. Гений — не только степень таланта, но и свойство его — некое нравственное начало, добрый дух. Слово «гений» ныне обычно связано с великими созданиями, изобретениями, открытиями. Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. Наверное, тут следует разделить: открытие может быть гениальным, но гений не только само открытие. В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. Моцарт готов восторгаться всем хорошим, что есть у Сальери. Он свободен от зависти. Он открыт и простодушен. Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством. Моцарт наиболее чисто олицетворяет тот дар, который ненавистен Сальери. Прогце всего было объяснить ненависть завистью. О зависти твердит сам Сальери. Но разве Сальери лишь завистник? Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними, понимая прошлые свои заблуждения. Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь. Может ли человек стать гением?.. Стать, достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? Сальери считал, что да, может. Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая. Таким представлялся мне идеал учёного. Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. Сальери одержим. Но идея у него особая — стать творцом. Способность творить ему не была дана — он добывал её, вырабатывал… Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. Композитором Сальери стал выдающимся. Слава ему улыбнулась. Музыка его нашла признание. Сам Моцарт твердит в счастливые минуты мотив Сальери из «Тарара». Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? Грань тут неуловима. Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим. Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба страстно любят искусство, могут ценить его, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу. До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба — и Моцарт, и Сальери — были равноправные сыновья гармонии. Но теперь гений отделился, яд разделил их. Отравленное вино расторгло союз. Последняя реакция, последнее средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание. Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Маска сорвана. Сущность открывается и самому Сальери. Вместе с ядом начинает действовать и логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений… Нравственное начало становится пробой гения. И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало. Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. Остаётся злодейство, но торжествует гений.

По Д. А. Гранину

Гений и злодейство — вещи несовместные (Сергей Мазаев)

В пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» есть интересное замечание: «гений и злодейство — вещи несовместные». Тезис спорный и при этом нигде не поясняется. Наверное, для самого Пушкина все здесь было очевидно. Что ж, поверим поэту на слово? Или можно привести какие-то рациональные аргументы в пользу несовместимости гениальности и зла?

Рассуждение о гении и злодействе в области искусства можно было бы построить следующим образом: найти компонент гениальности, без которого ее невозможно помыслить, а затем показать несовместимость этого элемента с пороком. Таким образом, с очевидностью демонстрировалась бы справедливость пушкинского суждения.

Один из булгаковских персонажей — поэт Рюхин — разглядывая памятник Пушкину на Страстном бульваре, размышлял: «Вот пример настоящей удачливости… какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не понимаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: „Буря мглою…“? Не понимаю!.. Повезло, повезло!.. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро, и обеспечил бессмертие…»

Думается, этим эпизодом Булгаков стремился развеять у читателя всякие сомнения относительно одаренности Рюхина как поэта. И действительно, разве не должен гениальный художник в обязательном порядке обладать абсолютным вкусом к прекрасному? Разве возможно быть выдающимся музыкантом, не имея абсолютного слуха, различающего малейшую фальшь?

Вкус нельзя отнести к числу вещей, которые изначально «либо есть, либо нет». Он способен ослабевать и утрачиваться, развиваться и достигать превосходной степени. Об этом убедительно говорит Экзюпери: «И умеющим наслаждаться поэзией стихи не всегда в радость, иначе бы они никогда не грустили, они бы читали стихи и ликовали. Все человечество читало бы стихи и ликовало, и больше ему ничего не было бы нужно».

Если так, то отчего же зависит вкус? Какие факторы непосредственно определяют способность человека находить прекрасное? «Меня не удивляет, что так много людей не находят царства в царстве, храма в храме, поэзии в стихах и музыки в музыке. — Говорит французский писатель. — Чтобы насладиться поэзией, нужно дотянуться до нее и преодолеть… Чужие стихи — тоже плод твоих усилий, твое внутреннее восхождение… Всякое восхождение мучительно. Преображение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке звучать».

Дотянуться и преодолеть. Внутреннее восхождение. Болезненное преображение. О чем это говорит Экзюпери? В чем усматривает он причину способности читать, слышать и видеть прекрасное? Нетрудно догадаться, что речь здесь идет об аскезе.

Большинство людей по привычке связывают аскезу исключительно с сотериологической целью. Для чего постится монах? «Спасает душу» — скажет простец, пребывая в наивной уверенности, будто Богу угодно слышать, как урчит чей-то пустой желудок. Между тем, истинная цель аскезы была хорошо знакома уже языческим философам за несколько столетий до Рождества Христова. Идея воздержания появляется как способ разрешения одной деликатной проблемы.

Однажды мы с моим другом, директором нефтеторговой в шикарном московском ресторане. Глядя на роскошный стол, он как-то грустно сказал:

— Знаешь, нас в семье было трое братьев. Мать растила нас одна и работала конструктором в совковом НИИ. Мы не голодали, но жили более чем скромно. По воскресеньям нас навещал дядя и всегда привозил гостинец — коробку овсяного печенья. Мы растягивали удовольствие на целую неделю, разделив его на троих так, что в день на каждого из нас приходилось ровно по половинке. Я помню, как это было здорово. Сейчас я могу позволить себе все, но, веришь ли, весь этот стол я отдал бы за ту самую половинку овсяного печенья.

— В чем же проблема? — спросил я. — Построй рядом с домом кондитерскую фабрику.

— Видишь ли, — отвечал мой друг, — проблема во мне: я перестал быть бедным ребенком, многое перепробовал, и меня больше не впечатляет овсяное печенье.

Дело в том, что чувства теряют упругость от изобилия впечатлений. Зрение ухудшается от яркого света, слух притупляется от слишком сильных раздражителей. Городской человек неспособен расслышать в лесу шорох листьев под чьей-то осторожной лапой, что у какого-нибудь деревенского «пасынка природы» с ружьишком на плече вызывает немалое удивление: вы что там, в столице, все глухие что ли?

Душа, привыкшая к сильным впечатлениям страстей, похожа на разбитое кабацкое фортепьяно: его струны расстроены, оно откликается только на грубую руку лабуха. Едва ли на нем можно исполнить что-то, кроме любимой завсегдатаями «Мурки». Но представим себе другой, бережно настроенный инструмент: его струны хорошо натянуты, откликаются на малейший чистый тон и сами собой звучат в унисон тихому голосу играющей рядом скрипки.

Аскеза, «тренирующая» чувствительность души, приобретает исключительную роль в сфере творчества и, вообще-то, неразлучно сопровождает художника в его пути. Пушкин, человек темпераментный и любящий жизнь во всех ее проявлениях, неоднократно воспевает монашеское уединение:

Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны.

Пожалуй, любому художнику знаком особый род разочарования, наступающий при критическом перечитывании написанного: заметна досадная разница между предметом, вызвавшим прилив вдохновения, и его материальным отпечатком в виде текста на листе бумаги.

Период «охлаждения» может привести к разочарованию и к одной, несомненно, ложной и крайне пагубной мысли, способной превратить творца в скопца: «Мысль изреченная есть ложь». В этом случае будет уместен совет: почитай кого-нибудь из великих и ты увидишь, что с их текстами происходит ровно то же самое. Не так давно ты сидел над этими строчками и в уме пульсировала и билась мысль: Он гений! Гений! «Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу!» Но прошло малое время и в том, что тебя так взволновало, ты видишь только мертвые камни слов — криво отесанные, порой плохо подогнанные друг к другу. Очевидно, что текст измениться не мог. Значит, изменился ты. Еще вчера видел красоту лицом к лицу, оживленно беседовал с нею с глазу на глаз, но сегодня развратился и попросту перестал ее замечать. В творческой сфере, пожалуй, лучше всего заметно это движение так называемого ползучего «невольного греха», следствия нашей поврежденной природы. В отличие от обывателя, художник может судить о том, что незаметно для себя все же сделал что-то не то, замечая, как «охлаждение» к прекрасному сменяет вдохновение.

И красота, и любовь открываются только человеку, совершающему подвиг, через непрерывные духовные упражнения. Вот как об этом сказал однажды Экзюпери: «Если не изменяться день ото дня, словно в материнстве, не догнать любви. А ты хочешь усесться в гондолу и всю жизнь звучать песней — ты не прав. Вне пути и восхождения ничего не существует. Стоит остановиться, как тебя одолевает скука, потому что пейзажу больше нечего тебе рассказать, и тогда ты бросаешь женщину, хотя надо было бы выбросить тебя».

Таким образом, гению для того, чтобы сбыться, недостаточно просто воздерживаться от явного зла — приходится бороться за вдохновение с ползучей экспансией «невольного греха», прочно связывая свою жизнь с аскезой. Великий художник живет, лишь изредка нисходя до простых удовольствий, и, не задерживаясь при них дольше одного дня, на закате неизменно возвращается в свою цитадель. А потому пушкинский Моцарт, несомненно, прав: «гений и злодейство — две вещи несовместные», ведь зло вредит в первую очередь совершившему его человеку, уничтожая способность прозревать прекрасное.

В замечательной экранизации «Маленьких трагедий» пушкинский сюжет дополнен почти мистической деталью. Отравив Моцарта, Сальери пытается опытным путем разрешить мучающее его сомнение: гений он или нет. Он нерешительно подходит к фортепьяно, струны которого еще не «остыли» после могучего моцартовского «Реквиема» и пробует импровизировать. Увы! Клавиши под его рукой издают лишь сухие деревянные щелчки, а в завершающих аккордах отчетливо угадывается двойной пистолетный выстрел — словно сделанный в упор холодным, расчетливым убийцей.

pravoslavie.ru

В обширном симфоническом наследии Вольфганга Амадея Моцарта, насчитывающем около 50 симфоний, всего две из них написаны в минорной тональности, и оба раза эта тональность соль минор. Первая из них, KV 183, носящая № 25 по принятой в XIX веке нумерации, была создана 17-летним композитором в конце 1773 года после его возвращения в Зальцбург из Италии, вторая, KV 550, № 40, — летом 1788-го и стала одним из самых известных сочинений не только у Моцарта, но и во всей классической музыке.

Историкам известна проставленная самим Моцартом дата окончания симфонии, 25 июля 1788 года, и это, пожалуй, единственное документальное свидетельство, оставленное композитором касательно своего бессмертного шедевра. Моцарт нигде даже намеком не упоминает о написании, исполнении и уж тем более о содержании своей симфонии. Хорошо известные письма Моцарта лета 1788 года, отправленные в июне-июле его собрату по масонской ложе Михаэлю Пухбергу с просьбой одолжить денег, — свидетельство бедственного финансового положения, в котором оказался автор уже поставленных к тому времени «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана», но не повод связывать драматизм 40-й с жизненными неурядицами того, кто явил ее миру. Автор фундаментальной биографии о Моцарте Герман Аберт совершенно справедливо пишет, что «темные силы», действующие в соль-минорной симфонии, «ведут свое происхождение от совсем иной, более возвышенной действительности, чем будничная повседневность, и потрясают душу гораздо глубже, чем эта последняя».

Современники Моцарта хорошо чувствовали отличие его музыки от того, что писали в ту эпоху. Через двенадцать лет после кончины композитора в соль-минорной симфонии видели «изображение охваченной страстями великой души, переходящей от глубочайшего страдания к величию». Последующее поколение романтиков из всего корпуса симфоний Моцарта более всего восприняло 40-ю как наиболее близкую трагическому мировоззрению, прикрепив к ней миф об одиноком непонятом художнике, пишущем «в стол», и образ «парящей греческой грации», придуманный Робертом Шуманом. На самом деле, конечно, при всех моцартовских «нарушениях» он твердо опирался на традицию, в том числе и на риторическую, уходящую корнями в церковные богослужения, и, если это касалось темы страданий, служб Страстной седмицы. Но вместе с тем, сравнивая 40-ю Моцарта с теми же «страстными» симфониями Гайдна, ясно осознаешь ее исключительность и невероятную новизну, ошеломляющую до сих пор.

Неожиданности в 40-й начинаются буквально с первого такта партитуры, которую Моцарт по своему обыкновению записывал «по горизонтали» (то есть поочередно каждый инструмент). Первое, с чего начинает композитор, не мелодия, а колышущиеся фигурации в партии альтов, создающие трепетную «зыбь», на фоне которой появляется знаменитая мелодия (интересно, что спустя 78 лет точно так же начнет свою Первую (соль-минорную!) симфонию Петр Чайковский).

Многие исследователи верно сравнивают образ главной партии из 40-й с юным пажом Керубино из завершенной двумя годами ранее «Свадьбы Фигаро», указывая на его выходную арию «Non so più, cosa son, cosa faccio» («Рассказать, объяснить не могу я» в переводе Чайковского).

Это так, но пусть не заслоняют оперные ассоциации той удивительной мелодической и интонационной работы, которую Моцарт разворачивает на протяжении всей своей партитуры. Каждый вздох, каждый жест, каждая реплика, каждый удар оказываются участниками особой невероятной игры, не отпускающей ни на секунду. Как в «Дон Жуане», как в позднее написанной «Волшебной флейте» и в целом ряде своих инструментальных шедевров, в соль-минорной симфонии Моцарт заглядывает в пространства, которые одновременно пугают и завораживают, где привычные предметы утрачивают свои знакомые очертания. За аполлоническим строгим фасадом скрываются вполне себе дионисийские бездны, неслучайно еще в начале XIX века эстетики обвиняли Моцарта в излишних контрастах — «пастух и воин, льстец и храбрец».

В самом деле, если приглядеться к Симфонии № 40 повнимательнее, то можно легко заметить, что привычное для XVIII века оперное lamento несется в первой части в невероятном, совершенно не типичном для него быстром темпе, в подчеркнуто-церемониальном шествии второй части вдруг отчетливо начинают слышаться вызывающие ужас «шаги Командора», менуэт не танцуется, а постоянно «сбивается с ноги», моторика финала в начале разработки резко разрубается рублеными унисонами у всего оркестра. В трагических кульминациях 40-й Моцарт не оглушает, как это будут позже делать романтики, его музыкальный инструмент подобен хирургическому скальпелю, он очень тонок и остер, но, чтобы это услышать и понять, нужно обратить внимание, отбросить привычные стереотипы и шаблоны и услышать эту музыку как первый и единственный раз в жизни.

Mozart.jpg

Тема «Моцарт и масонство» — одна из самых интригующих в биографии композитора. Моцарт познакомился с учением вольных каменщиков, уже переехав в Вену. Указ Папы Римского Клемента XII, грозящий отлучением от церкви тем, кто вступит в тайный орден, не имел реальной силы в Вене. Поэтому композитор, оставаясь всю жизнь богобоязненным католиком, без страха мог войти в ряды масонов, идеям братства, свободы и взаимовыручки он явно сочувствовал. По верному замечанию Альфреда Эйнштейна, «масонство воплощало для Моцарта стремление к нравственному очищению, труд на благо человечества, примирение со смертью».

14 декабря 1784 года Моцарт получил посвящение в степень ученика вольного каменщика в ложе «К благотворительности», а летом 1785 года уже был инициирован в степень масона-мастера. Именно к этому времени относится появление сочинения, получившего название «Траурная масонская музыка» для духовых и струнных инструментов (KV 477). Долгое время считалось, что произведение было приурочено к погребению высокопоставленных вельмож, входивших в масонский круг, герцога Георга Августа Мекленбург-Штерлицкого и венгерского королевского придворного советника графа Франца Эстергази фон Галанта. Однако кончина обоих важных лиц произошла в ноябре 1785 года, а музыка датирована самим Моцартом июлем. Видимо, музыка сочинялась Моцартом к собственной инициации, а уже позже была использована в траурной церемонии (документально известны ее исполнения на поминальных заседаниях лож «К коронованной надежде» (17 ноября) и «К трем орлам» (7 декабря). До нашего времени дошел только инструментальный вариант этого сочинения, однако в первом исполнении участвовал хор, пропевающий на мотив григорианского хорала первого тона строфы из книги «Плач пророка Иеремии» («Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью… Воды поднялись до головы моей; я сказал: “Погиб я”»). Французский исследователь Филипп Отескье предполагает, что во время пения этих строф происходило «испытание землей и водой».

Стилистика «Траурной масонской музыки» указывает на ее связь с сочинениями для церкви. Тональность до минор роднит с так и незавершенной «Большой мессой», звучащей в Зальцбурге и позже переделанной в ораторию «Кающийся Давид», а общий скорбный характер звучания — с «пассионными» симфониями Гайдна, которые Моцарт, конечно же, хорошо знал. Впоследствии Моцарт создал еще ряд сочинений для масонских церемоний, в том числе свой последний завершенный опус кантату «Laut verkünde unsre Freude» («Громко нашу радость возвести») KV 623, которой дирижировал незадолго до своей кончины 18 ноября 1791 года.

25677008_m.jpg

Последняя симфония Моцарта до мажор, завершенная им 10 августа 1788 года, название «Юпитер» получила уже в начале XIX века, спустя почти 30 лет после кончины создателя. Сын Моцарта, Франц Ксавер, считал, что этот заголовок появился благодаря дирижеру и импресарио Иоганну Петеру Саломону, организатору обеих поездок Гайдна в Лондон. Так ли это было на самом деле, сказать сейчас сложно, впервые с таким именем моцартовская симфония была обозначена в программе концерта в 1819 году в Эдинбурге, когда Саломона уже четыре года не было в живых. В 1822 году в переложении Клементи сочинение с этим названием было издано в Лондоне, и с тех пор оно прижилось на титульном листе.

Один из самых ярких и вдумчивых интерпретаторов Моцарта во второй половине XX века, австрийский дирижер Николаус Арнонкур справедливо полагал, что три последние симфонии Моцарта мыслились как своеобразная «инструментальная триада», где легко можно обнаружить мелодические и интонационные связи. Сравнивая до-мажорную симфонию № 41 с предшествующей ей соль-минорной № 40, Арнонкур пишет о том, что в 40-й темп постепенно замедляется («каждая часть метрически несколько замедляется»), а в 41-й, напротив, ускоряется («мы видим предусмотренное композитором выписанное accelerando»). В отличие от субъективно-страстной соль-минорной симфонии, представляющей трагическую грань земного бытия, до-мажорная, несмотря на всю свою героическую мощь, озарена мягким юмором. Моцарт словно бы подводит итоги и окончательно утверждает симфонию как требующий внимания и соучастия слушателя жанр серьезной, а не развлекательной музыки.

«Юпитер» открывается мощной унисонной тиратой у скрипок и духовых, за которой следует чувствительный ариозный ответ струнного квартета. Подобное сопоставление воли и покорности, «мужского-женского» не единожды можно встретить у Моцарта (например, в увертюрах к операм «Идоменей», «Милосердие Тита» или во вступлении к «Пражской» ре-мажорной симфонии). В первой части «Юпитера» диалоги словно переносятся в пространство комической оперы, где юмор вездесущ, а тени мимолетны. Неслучайно в побочной партии Моцарт даже цитирует свою ариетту «Un bacio di mano» («Мой милый Помпео»), KV 541, написанную в качестве вставного номера в оперу Паскуале Анфосси на либретто Лоренцо Да Понте La gelosie fotunade («Счастливая ревность»). Вторая часть симфонии по своему образному строю уже напоминает бетховенские философские адажио с их мгновенными переключениями от света к тени и наоборот (скорее всего, неслучайно, что именно эту симфонию Бетховен включил в программу своей первой венской академии). Третья часть, менуэт, своей хроматической нисходящей темой сходится с побочной партией из первой части соль-минорной симфонии. В незамысловатых вроде бы скольжениях Моцарт умело ставит хитрые «подножки», опять же отсылающие не столько к Гайдну, сколько к грубоватому юмору Бетховена. Наконец, ослепительный финал, в котором композитор разворачивает невероятное мастерство контрапунктиста.

Обожавший всего Моцарта и сравнивавший его с «Христом музыкальным», Петр Чайковский в одной из своих критических статей писал: «Симфония “Юпитер” Моцарта — одно из чудес симфонической музыки, особенно благодаря финалу, в котором полифонический гений великого мастера, обладавший способностью из ничтожного материала строить колоссальные здания, проявился во всей своей непостижимой силе». Насчет «ничтожного материала» русский классик, конечно, ошибался. Излагаемая целыми нотами первая тема финала «Юпитера» — цитата из григорианского гимна «Lucis creator» («Сотворивший свет»). Этот мотив проходит в партии валторн в самой первой симфонии восьмилетнего Моцарта, звучит в гимне «Credo» в его юношеской мессе KV 192 и, наконец, завершает его последнюю симфонию, утверждая Божественное царство света, добра и истины, попирающего зло и торжествующего в конечном итоге над всеми невзгодами.

Текст: Георгий Ковалевский

  • Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению
  • Самое тяжелое преступление это бессердечие сочинение
  • Самое смешное желание это желание нравиться всем и гете сочинение
  • Самое дорогое русская народная сказка рисунок лесного деда
  • Самое главное сказку не спугнуть слушать