Самое большое лихачев сочинение

Об авторедмитрий сергеевич лихачев является очень талантливым культурологом, искусствоведом и профессором. он внс огромный вклад в развитие многих наук, за

Об авторе

Дмитрий Сергеевич Лихачев является очень талантливым культурологом, искусствоведом и профессором. Он внёс огромный вклад в развитие многих наук, за что его неоднократно награждали на самом высоком уровне. За свою жизнь он сменил много профессий, но чем бы не занимался – становился в этом деле мастером. Его помнят и любят сотни людей. Свою мудрость и взгляды на жизнь он выразил в книгах, которые на вес золота. Они представляют собой настоящий кладезь познаний для молодежи. Занимательно, что Дмитрий Сергеевич никогда не входил в состав Коммунистической партии. Он также отказывался подписывать любые документы, направленные против деятелей культуры. При этом он не был радикально настроенным, а всегда пытался найти компромисс.

Первое письмо

С чего начнём рассматривать краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» лучше всего начинать изучать с письма «Большое в малом». В нем автор рассказывает о том, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Она должна соблюдаться даже в мелочах, ведь только тогда можно действительно добиться желаемого. Мысль о том, что все средства хороши считается пагубной. Для того чтобы следовать чему-то великому, следует соблюдать это в самых обыденных вещах. Так, автор указывает на то, в материальном мире трудно блюсти малое в большом. Мир духовных ценностей устроен совсем по-другому. Реальный пример приводится на основе книги Ф. Достоевского «Преступление и наказание», в которой главный герой ради великой цели идёт на преступление, но оказывается ни с чем.

Письмо первое Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом, в сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатом или к любым формам самопродвижения, – то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Смысл жизни

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал как напутствие для молодежи и следует сказать, что он отлично справился со своей задачей. Он говорит о важности понимания своего предназначения. Если жить бесцельно, то это будет обычным прозябанием. Также Дмитрий Сергеевич настаивает на том, что у каждого человека должны быть в жизни принципы. Удобнее будет записать их где-то. Также он советует вести дневник, но никому его не показывать. Основное правило для разумного человека – это прожить жизнь так, чтобы потом не было стыдно. Для того чтобы быть таким человеком, надо будет потрудиться. Великодушие, доброта, правдивость и честность – неотъемлемые качества для каждого. Также очень важно отказывать себе в мелких удовольствиях для большого результата или в больших искушениях, которые могут и вовсе изменить жизнь. Важным умением является возможность понимать и признавать свои ошибки.

Самооценка и цели

Как мы уже знаем, Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал для молодых незрелых душ. Шестое письмо посвящено сложному вопросу о целях и самооценки. Многие молодые люди запутываются в стереотипах общества и не могут среди них отыскать себя. Автор опровергает мысль о том, что надо жить аскетом, не заботиться о себе и лишать себя мелких радостей. Вовсе нет! Он лишь говорит о том, что должна быть высокая цель, которая может заключаться в том, чтобы достойно прожить жизнь. Более того, если человек выбрал своей целью добро, то разве могут его постичь непреодолимые неудачи? В мире нужно больше отдавать, чем получать — только тогда можно испытать настоящую и длительную радость. Получение приносит лишь кратковременное удовольствие, которое с каждым разом уменьшается, и человеку хочется большего. Такая позиция уничтожает духовность изнутри. Выбирая духовность, человек будет защищен от множества огорчений и разочарований.

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Обиды

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» написал настолько талантливо, что их в пору читать даже взрослым людям. Многие главы содержат в себе очень много того, что некоторые понимают только спустя годы. Письмо девятое, которое называется «Когда стоит обижаться?», поможет многим людям решить свою проблему. Здесь автор рассуждает об обидчивости. Он считает, что есть только две причины такого поведения: недостаток ума или наличие комплексов. Что же делать с обидчивым человеком? Желательно вести себя с ним более внимательно, ведь на самом деле обидчивость – это такая черта характера, которая и её владельцу приносит много огорчений.

На вопрос же о том, когда следует обижаться, Дмитрий Сергеевич даёт просто блистательный ответ, который нужно зазубрить, как золотое правило: обижаться следует только тогда, когда вас намеренно хотят обидеть. Даже в таком случае стоит ещё подумать прежде, чем опуститься до обиды. Если же человек просто что-то забыл или оказался невнимателен, лучше простить ему это, ведь целью не было вас задеть. В таком случае следует понимать, что это могут быть издержки возраста или ещё чего-либо.

Нравственные вершины

Книга Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» полна очень верных, мудрых мыслей. В главе о нравственных устоях он затрагивает важную тему о том, как можно о чем-либо судить. К примеру, город или парк мы судим по тому, что в нем есть самого лучшего и красивого. Точно так же оценивается искусство, которое мы составляем только из лучших экземпляров. Тогда как же можно что-то сказать о человеке по его дурному деянию? Будет справедливо судить его по лучшим поступкам, а не по недостаткам. Нравственные устои определяют многое. Они показывают то, насколько высоко человек поднялся или низко пал. Изьяны есть у всех, но высокие побуждения определяют наш дух. Самое главное – это идеалы, которыми человек живет, которым следует. Даже самолёт во время полета не опирается на воздух, а стремится вверх и как бы «подсасывается» к небу.

Дмитрий Лихачев — Письма о добром и прекрасном

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Письмо третье

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Любите читать!

Как вам краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» (Лихачев Дмитрий) содержат также главу о важности чтения в жизни личности. Любовь к книгам – это личная черта характера автора. Он делает огромный акцент на том, какую роль играют книги в жизни человека. «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий написал после того, как сам прочитал невероятное количество книг. Безмолвные учителя позволяют проживать несколько жизней сразу, окунаться с головой в другой мир, примерять на себя разные маски. Это очень необходимое умение, которое развивает человека всесторонне.

Также автор делает особенный акцент на том, что каждый человек должен намеренно заботиться об уровне своего интеллектуального развития. Это не только позволит оставаться интересным собеседником, но также наполнит повседневную жизнь и духовный мир. Литература способна обогатить человека огромным жизненным опытом, который просто невозможно получить за одну жизнь. Также Дмитрий Сергеевич говорит о том, что важно читать медленно и вдумываться в слова, а не просто пробегать их глазами. Он понимает важность чтения современной литературы, ведь классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. При этом очень важно изучать и её, чтобы понимать вечные ценности.

Письмо четвертое Самая большая ценность – жизнь

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного” воздуха».

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, не говоря уже – в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – «сфера». Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. «Расширять пределы жизни» – не годится для выражения моей мысли по той же причине. «Расширять горизонты жизни» – это уже лучше, но все же что-то не то. Максимилиан Волошин любил хорошее слово – «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Последнее письмо

Вот и подходит к концу наше краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» заканчивается последним письмом о доброте. В этой главе автор подводит некоторый итог. Он говорит о том, что целью написания книги было не поучение кого-либо, а осмысление собственного опыта. Он уделяет большое внимание тому, что намного проще учиться самому, когда обучаешь кого-то. Кроме того, он не называет себя истиной в первой инстанции. «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий задумывал не только как книгу для других, но и как пособие для себя, на котором он сам сможет вырасти.

Эта глава посвящена и следу в жизни. Если жить только бытовыми делами, то после вас ничего не останется. Надо уметь делать добро другим, ведь это так просто, а как сильно наполняет внутренний мир человека! «Письма о добром и прекрасном», краткое содержание которых мы рассмотрели, обязательны к прочтению для каждого человека. Эту книгу необходимо читать в любом возрасте, она совершенно точно принесёт пользу. Вот и подошло к концу краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» — это прекрасный путеводитель по жизни, написанный талантливым Д. С. Лихачёвым!

Письмо второе Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

ПОДЕЛИТЬСЯ

В чем польза и опасность патриотизма? Итоговое сочинение 2021-2022 по литературе 3 примера на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

В чем польза и опасность патриотизма? итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022

Мы все привыкли считать, что патриотизм — это непременное благо. Любить Родину — это же хорошо, как может быть иначе? Но иначе быть может, как показывает практика. Лучшие чувства гражданина легко превращаются в национализм и даже нацизм. Возвеличивая себя и свою страну, люди перестают анализировать происходящее и начинают слепо повиноваться авторитарной власти, которая будет навязывать народу войны и репрессии, называя свои действия «благом» для отечества. Подтверждение этому мы находим в литературе.

Например, Эрих Мария Ремарк в романе «На западном фронте без перемен» описал пагубное воздействие патриотизма на немецких юношей. Учитель навязал им мысль отправиться на фронт сразу же после школы. Воспользовавшись патриотическими порывами наивных юношей, преподаватель послал их на убой, а сам сидел в тылу и не брал в руки оружие. Пауль, как и другие вчерашние школьники, оказался в пылу схваток. Первая Мировая война, инициированная Германией, вынудила его надолго забыть о доме и родных. Намерения кайзера были противоправными и несправедливыми, его амбиции только вредили Германии, но кто об это думает, когда звучит бравурная солдатская песня? Людей настраивали друг против друга, а ведь немцам нечего было делить со всей остальной Европой. Они зря пошли на поводу у агитаторов, которые сами не маршировали с ними на смерть. В данном примере патриотизм помешал героям трезво оценить ситуацию и принять разумное решение.

Но как обойтись без любви к Родине, когда ей угрожает реальная опасность? Разве можно игнорировать нападавших и дистанцироваться от проблемы? Нет, ведь защитить свою землю — это долг гражданина, иначе он теряет свое гражданство. Это доказывает пример из документальной книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Автор пишет, что людей в армии не хватало, враг был слишком силен, а потому на фронт добровольно отправилось более миллиона женщин. Не все из них попали на передовую: кто-то нашел службу в тылу, кого-то направили на производство, но свыше 600.000 молодых девушек были на боевых постах. А скольких еще не взяли? Ветераны вспоминают, что целыми классами дети шли в военкомат, и девочки рвались в бой не хуже мальчиков. Те, кому не было 18 лет, сбегали из дома и приходили на передовую сами. Благодаря этой отваге и решимости советская армия отстояла свой дом. И теперь мы живем свободно благодаря подвигу ветеранов, которых вел вперед именно патриотизм.

Таким образом, польза любви к Родине заключается в том, что люди могут постоять за свое отечество под ее влиянием. Они будут содействовать процветанию страны и воспитают детей, способных сделать Россию лучше. Но есть обратная сторона медали: излишнее рвение в этом вопросе приводит человека к фанатизму, нетерпимости и агрессии, которые являются основой любой войны.

Пример сочинения №2 с аргументами из литературы

С самого детства человек слышит утверждения, что нужно быть патриотом. Но всегда ли явление патриотизма положительно? Бывают ли случаи, когда патриотизм обладает отрицательными чертами? Попробуем разобраться, в чем заключаются польза и опасность патриотизма. Польза проявляется в любви к Родине, в желании всегда помогать ей, поддерживать ее и способствовать развитию. Опасность огромной любви к Родине проявляется в том, что человек начинает ценить только свою страну, неуважительно и даже жестоко относясь к другим странам.

О том, в чем заключается польза и опасность патриотизма, рассуждали многие отечественные  писатели, поэты, драматурги и публицисты в своих художественных и публицистических произведениях.

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» особое внимание уделил рассуждениям о патриотизме. В третьем письме «Самое большое» автор разграничивает понятия «патриотизм» и «национализм». Патриотизм, который, по мнению автора, связан с чувством любви к родителям, семье, дому, школе, селу или городу, стране, является «большим и глубоким». Из этого можно сделать вывод, что польза патриотизма заключается в любви ко всему, что окружает человека. Опасность патриотизма, по мнению автора, заключается в том, что он может быть «глупым, безотчетным, слепым». Такая любовь к народу, которую, как отмечает Д.С. Лихачев, даже нельзя назвать настоящей любовью, может привести к настоящей трагедии. В письме приводится несколько примеров «слепого восторга»: фашизм, рожденный в Италии, и нацизм, рожденный в Германии. Д.С. Лихачев утверждает, что отличие между истинным и «слепым» патриотизмом заключается в том, что в основе первого лежит чувство любви, а в основе второго – чувство ненависти. Автор заставляет читателей задуматься над тем, что любовь к Родине бывает разной, что она может нести как пользу, так и опасность.

Об истинном и ложном патриотизме рассуждал и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Настоящими патриотами можно назвать любимых героев автора: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташу Ростову, Марью Болконскую, Николая и Петю Ростовых, которые во время войны прежде всего думали не о собственном существовании, а о благе Родины. Л.Н. Толстой демонстрирует разнообразные подвиги русского народа: во время Шенграбенского сражения батарея Тушина оказывается в неравном бою с французским войском, но остается бороться, а рота Тимохина начинает обстреливать французские войска, когда остальные начали в панике разбегаться, партизаны Денисов и Долохов нападают на французский транспорт, освобождают русских пленных и захватывают в плен врагов, Тихон Щербатый организовывает крестьянские отряды и многое другое. Однако в военное время был и ложный патриотизм. Анатоль Курагин, Борис Друбецкой, Берг и некоторые другие представители высшего общества пытались найти в войне собственную выгоду, стремясь устроиться в штабе, чтобы не принимать непосредственное участие в действиях, но при этом получать награды. Л.Н. Толстой подчеркивал, что опасность заключается в лжепатриотизме.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что польза патриотизма проявляется в искренней любви к Родине, в поддержке, помощи и защите, а опасность заключается в «слепой» любви к Родине, в основе которой лежит чувство ненависти к другим странам, и лжепатриотизм.

Пример сочинения №3 с аргументами из литературы

Под патриотизмом мы понимаем любовь к Отечеству, чувство сопричастности к истории и культуре своего народа, готовность защищать интересы своей Родины. Однако уже в самом определении этого понятия заложено противоречие, не случайно Википедия называет патриотизм политическим принципом, социальным чувством. Так в чём же польза патриотизма, а в чём может заключаться его опасность? Начнём, пожалуй, с ответа на первую часть вопроса. Польза патриотизма безусловна.

Прежде всего для самого человека это ощущение себя частью народа, чувство социальной защищённости. Не случайно в нашем менталитете существует параллель между Родиной и матерью, когда личное и социальное сливаются воедино в чувстве патриотизма. Это настолько личное, даже интимное чувство, что мы подчас стесняемся о нём говорить, но глубоко переживаем какую-то неразрывную связь со своей малой родиной, любуемся красотой родной природы, гордимся заслугами и достижениями всей страны. В годы лихолетья именно это чувство зовёт человека встать на защиту своего Отечества от внешнего врага. Тому множество примеров в русской и мировой литературе, но один из самых ярких, на мой взгляд, — описание ополченцев на Бородинском поле в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьера Безухова поначалу поразил тот факт, что готовящиеся к сражению люди не говорят о предстоящем бое, на их лицах он не увидел следов философских размышлений о неизбежности смерти. Напротив, мужики-ополченцы деловито, как-то даже обыденно делают необходимое: готовят укрытия, копают окопы. Безухов очень точно назвал то, что объединяло всех этих людей, «скрытой теплотой патриотизма». Вот это и есть проявление настоящего патриотизма, когда любовь к своей Отечеству так велика, что в трудную для него минуту не стоит вопрос выбора между личным и общим. Ответ один — защитить Родину от врага даже ценой собственной жизни. В этом и состоит польза патриотизма как для отдельного гражданина, так и для всей страны в целом.

Тогда в чём же заключается опасность патриотизма? Она может проявиться тогда, когда государство начнёт спекулировать на этом чувстве своих граждан. О разнице между интимным чувством патриотизма и патриотизмом государственным писал ещё М. Ю. Лермонтов: «Люблю Россию я, но странною любовью!» «Странность» этой любви в том, что любовь к Отечеству и любовь к государству — разные вещи. А власть предержащим бывает очень выгодно поиграть на чувстве патриотизма простых людей, ведь не случайно, наверное, одна из членов Государственной Думы настаивает сегодня на ведении в школе уроков патриотизма, забывая о том, что патриотизму нельзя научить, его можно взрастить, опираясь на окружающую социальную и культурную среду. Особенно опасна обратная сторона патриотизма — национализм, когда люди превозносят только свой народ, только своё государство над всем остальным миром. Такими людьми легко управлять определённым политическим силам, яркие примеры тому — фашистская Германия, украинский «Майдан». Публицист, истинный патриот своей Родины Д. С. Лихачёв в статье «О патриотизме и национализме» предупреждал нас: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим». «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает её».

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

28.11.2021

Исполнилось 115 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева

 lihachev2.jpg
 

28 ноября 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999), литературоведа, историка культуры, филолога, академика РАН.

В самые трудные периоды своей жизни – и будучи заключенным в Соловецком лагере особого назначения, и находясь в блокадном Ленинграде, – Дмитрий Сергеевич не прекращал занятий наукой.

Он является автором фундаментальных трудов, посвященных истории древнерусской литературы. Его перу принадлежит более сорока книг, многие из которых переведены на другие языки. Д.С.Лихачев – автор около 500 научных и 600 публицистических трудов.

На протяжении всей своей деятельности он был активным защитником культуры. Дмитрий Сергеевич спасал от разрушения уникальные памятники архитектуры. Благодаря его выступлениям, статьям и письмам удалось предотвратить развал многих музеев и библиотек. Его называют «патриархом русской культуры» и «совестью нации».

В 1985 году Дмитрий Сергеевич Лихачев выпустил книгу «Письма о добром и прекрасном». Он писал: «В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто». Мысли нашего выдающегося соотечественника с каждым годом становятся все более актуальными. Приведенные фрагменты из его книги «Письма о добром и прекрасном» подтверждают эту мысль.

О любви

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться, и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

О духовной культуре

Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

О памяти

Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Память – наше богатство.

О памятниках

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации, и «это их дело», не наше. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

Дмитрий Сергеевич Лихачев активно поддерживал Международный Центр Рерихов и выступал за неуклонное выполнение воли его основателя Святослава Николаевича Рериха.

Предлагаем вашему вниманию статью Генерального директора общественного музея имени Н.К.Рериха (Москва), академика Л.В.Шапошниковой «Критерий интеллигентности» о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, которая была опубликована в журнале «Культура и время» № 3 за 2016 год.

Материалы о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве

Дмитрий Лихачев // Портал «Культура РФ»

Сайт «Площадь Д.С.Лихачева»

Письма о добром и прекрасном

Письмо Д.С.Лихачева С.Н.Рериху. Август 1989 г.

Письмо академика Д.С.Лихачева Президенту РФ Ельцину Б.Н. 10 ноября 1993 г.

Д.С.Лихачев. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным достоянием

Письмо академика Д.С.Лихачева мэру Москвы Ю.М.Лужкову, 17 июля 1997 г.

Письмо академика Д.С.Лихачева Президенту РФ Ельцину Б.Н. 17 июля 1997 г.

Письмо академика Д.С.Лихачева министру культуры РФ, 24 февраля 1999 г.

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • Самое главное в рассказе дубровский по главам
  • Самодельный кукольный театр 7 сказок
  • Самодурство троекурова в романе дубровский сочинение 6 класс
  • Самое главное не потерять сказку и равновесие песня на шоу голос
  • Самое главное зощенко о чем рассказ