Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе составление рассказа

Конспект нод занятия по развитию речи обучение рассказыванию по картине мы для милой мамочки составила: воспитатель мадоу дс55 г. благовещенска

Конспект НОД занятия по
развитию речи «Обучение рассказыванию по картине Мы для милой мамочки…»

Составила: воспитатель МАДОУ
ДС№55 г. Благовещенска Фёдорова Эльвира Алексеевна

Образовательная область: Познание

Интеграция
образовательных областей:
коммуникация, социализация, познание, музыкальное
развитие.

Тема занятия: Обучение
рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

Возрастная
группа:
Старшая

Цель: Помогать детям
составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Способствовать совершенствованию диалогической речи.

Задачи:

I. Обучающие задачи:

   
продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии
сюжетных картинок;

   
обогащение словаря, активизировать в речи детей названия различных
предметов;

   
совершенствование грамматического строя речи (согласование
существительных с прилагательными);

   
формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать
заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не
перебивая говорящего взрослого.

II. Развивающие задачи:

    развивать
зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение.

III. Воспитательные
задачи:

    воспитывать у
дошкольников чувство: любви, тепла и заботы, доброжелательности,

    формировать
уважительное отношение к мамам.

Коррекционные задачи:

    продолжать
тренировать навык самоконтроля за звукопроизношением;

   
автоматизировать поставленные звуки в речи.

Словарная работа: подбор
ласкового эквивалента к словам со звуком [ч], разбор значения слова забота; подбор
прилагательных к слову мама; формирование умение у детей строить сложные
предложения предлагая закончить фразу.

Планируемые результаты занятия: Самостоятельно составлять связанный рассказ о событиях по набору
картинок соблюдая последовательность, сочинять концовку. Умеют пользоваться
интонацией, мимикой, жестами. Правильно произносят слова и словосочетания. Умеют
работать в группе, слушать друг друга не перебивая.

Предварительная работа: разучивание
песен и стихов о маме; проведение беседы на тему «мамочка всегда поможет,
мамочка всегда со мной»; коллективная работа по изготовлению открыток мамам и
бабушкам.

Оборудование: три картинки из серии «мы для
милой мамочки», мольберт, аудиозапись «звуки весны», волшебная палочка, диск
солнца и разноцветные лучики.

Ход занятия:

1. Организационно-мотивационный
этап

1.1. Организационный момент.

Ребята, на нашем занятии мы
будем учиться красиво и правильно говорить, и составлять рассказ по картинкам.
А для того чтобы узнать, о чем будет рассказ, я предлагаю вам отгадать
несколько загадок.

В тёплых солнечных сапожках,

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка

— Снег пугает, шалунишка:

Только ступит — стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот -… (Март).

Кто пришёл ко мне
с утра?

Кто сказал
«Вставать пора»?

Кашу кто успел
сварить?

Чаю в чашку вам
налить?

Дочке косы кто
заплёл?

Целый дом один
подмёл?

В детский сад вас
кто привёл?

Кто ребячий любит
смех?

Кто на свете лучше
всех?

А вы догадались, о ком идёт
речь? Правильно, о маме. Мама — самое прекрасное слово на свете. На всех языках
оно звучит одинаково нежно. Мамина любовь согревает нас на всю жизнь. У мамы
самое чуткое и верное сердце, в нём никогда не гаснет любовь.

А какой праздник мы отмечаем
в марте?

Правильно, это праздник наших
мам.

1.2. Словарная работа.

В марте мы отмечаем
Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях –
наших мамах и бабушек, благодаря которым мы есть и живем. Какая у каждого из
вас мама? Какие чувства вы испытываете к маме? Почему каждому человеку нужна
мама? Какие добрые слова вы говорите своим мамам?

— Как ласково произнести
слово мама (папа), чтобы в слове слышался звук [Ч].

— Ребята есть очень хорошее
слово, забота — оно означает беспокойство, попечение о ком-либо или о чем-либо.

Сейчас мы с вами поиграем в
игру. «Волшебная палочка». Передавая «Волшебную палочку» по кругу, дети
рассказывают про своих мам.

Для игры воспитатель
предлагает конструкты, которые вынуждают детей строить сложные предложения.

Например, «Я люблю свою маму,
потому что…. Ребенок взявший «волшебную палочку» повторяет начало предложения и
заканчивает его. Одно из условий игры, предложения не должны повторяться.

Воспитатель может предложить
детям следующие фразы для начала предложения: «Мне с мамой всегда интересно,
потому, что… (она рассказывает весёлые истории, читает мне на ночь интересные
сказки, играет со мной и т.д.)».

2. Основной этап

2. 1. Рассматривание картины «Мы для милой мамочки» и беседа по
ней.

Педагог в произвольном порядке кладет три картинки и сообщает
детям, что сегодня им предстоит придумывать рассказы не по одной картине, а по
трем, составлять «рассказы в картинках».

«Это трудное задание, – предупреждает педагог, – так как
интересный и подробный рассказ нужно сначала составить по каждой картинке в
отдельности, а потом по теме в целом. А еще эти картинки хитрые. Возьмут и
перепутаются, как, например, сейчас. Их еще надо правильно выстроить. Готовы
работать? Но сначала придумайте одно название ко всем трем картинкам. (Ответы
детей.) Итак, уважаемые сыщики, ищем картинку номер один. Объясните свой выбор.
Вы настаиваете, что дети не просто заняты своими делами, а готовят подарки
маме. В связи с чем? С днем рождения? С праздником Восьмого марта? Или просто
так, чтобы порадовать родного любимого человека? Подарки, сделанные своими
руками, – самые дорогие!

Вы все заметили? Обо всем рассказали? А я хочу уточнить, кто
старше: брат или сестра? И зачем детям радиоприемник?»

2.2. Рассказ по каждой картинке по отдельности

Педагог предлагает детям придумать название к рассмотренной
картинке.

Далее ребята, дополняя ответ сверстника, который составляет
рассказ по второй картинке, предлагают варианты названия к ней.

Третью картинку педагог придвигает ко второй, и дети
рассказывают о том, что мама уже надела шарф, подаренный дочкой, повесила
рисунок, выполненный сынишкой. Дошкольники замечают, что рисунком любуется не
только мама, но и смешной лохматый песик.

Физкультминутка: «Весенняя капель» включить аудиозапись «звуки весны»

Солнце стало пригревать,                 (руки вверх,
потянулись)

Стали капельки стучать.                   (кулачки стучат)

Капля – раз, капля – два,                   (руки поочерёдно
вперёд, ладонью вверх)

Капли медленно сперва,                   (хлопают в ладошки)

А потом быстрей, быстрей               

Побежали ручейки.

Их попробуй, догони!                       (бег на месте)

2.3. Составление рассказа по теме в целом

Теперь попытаемся составить рассказ по трем картинкам сразу, не
пропустив ни одну из них.

Сначала воспитатель напоминает детям про план рассказа:

Посмотрите еще раз на картину и подумайте, как составите свой
рассказ по ней. Сначала расскажите о том, кого вы видите на картинке, опишите
их, расскажите где и для чего они собрались вместе, а затем чем занимаются, что
помогает им в этом.

Воспитатель выбирает одного из детей умеющего хорошо
рассказывать. Его рассказ может являться образцом для других детей. Затем
воспитатель выслушивает рассказы других детей (5-7), сначала более сильных, а
затем детей, которым трудно составить развернутый рассказ или выразить свои
мысли (при необходимости помогает им).

3. Заключительный этап

3.1. Оценка и анализ детских монологов

Ребята мы с вами хорошо сегодня поработали: поиграли и составили
много интересных рассказов. Скажите мне пожалуйста, а чей рассказ вам больше
всего понравился? Почему?

Молодцы! Теперь я вижу, что вы много знаете и умеете.

3.2. Творческая составляющая

Но мне кажется вы можете ещё больше. Давайте попробуем
придумать, что могло произойти с героями дальше?

Здорово у вас получается! Если вы и дальше будете так учиться,
возможно кто-то из вас станет писателем и напишет много интересных книг,
которые мы будем с удовольствием читать.

3.3. Рефлексия

Посмотрите, выглянуло солнышко (На доске прикреплён круг от
солнышка). Пусть каждый из вас прикрепит лучик желтого или голубого цвета.

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много
интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной
информации.

Спасибо ребята. Наше занятие закончено. И я предлагаю вам
поиграть в игру «Магазин». В магазине вы сможете приобрести и другие подарки
для своих любимых мамочек.

Конспект НОД по
развитию речи в старшей группе.

 Тема: «Составление описательного рассказа

по репродукции картины

И.И. Левитана «Золотая осень».

Работу
выполнил:

воспитатель

Мизева
Светлана

Михайловна

г.
Пермь, 2020.

 Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Цель: Закрепить представление детей об осеннем времени года.

Задачи:

1.Учить детей
составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести
предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные
синтаксические конструкции, образные слова и выражения.

2.Совершенствовать
монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и
передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать
связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки,
стихах, картине художника.

3. Обогащать
словарь детей.

4.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Интеграция
образовательных областей:
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное
развитие.

Активизация словаря: Осень, осенние месяца; приметы осени: становится холоднее, листва
меняет свою окраску, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай,
увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя,  и др.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение
стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок,
проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью,
рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: Сюжетные
картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для
составления описательного рассказа по пейзажной картине, осенние листочки.,
произведение П.И. Чайковского «Времена года»

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель:
Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?

Дети: С
хорошим.

Воспитатель:
А у вас всегда бывает хорошее настроение?

Дети: Нет не
всегда.

Воспитатель:
Как можно догадаться, какое у человека настроение?

Дети: По
глазам, по мимике, по разговору.

Воспитатель: Правильно, о настроении можно узнать по-разному.
Воспитатель: Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его
стихотворению?

Дети: Да

Воспитатель: Слушайте внимательно.

Унылая пора!
Очей очарованье!

Приятна мне
твоя прощальная краса –

Люблю я пышное
природы увяданье,

В багрец и в
золото одетые леса…

Воспитатель:
О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин?

Дети: Об
осени.

Воспитатель:
С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение?

Дети:
Восхищением, нежностью, грустью, печалью.

Воспитатель:
Какими словами он определил свое настроение?

Дети: Очей
очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.

Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о
настроении музыканта?

Дети: Да.

Воспитатель:
Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П.
И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель:
Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Дети:
Грустная.

Воспитатель:
Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

Дети: Грусть,
печаль.

Воспитатель:
Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение?

Дети: Да

Воспитатель:
Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его
чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть
репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые
листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший
цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

Воспитатель:
А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Дети: Да

Воспитатель:
Как бы вы назвали эту картину?

Дети: Осенняя
пора, осень.

Воспитатель:
И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете,
почему?

Дети: Потому
что вся листва желтого цвета похожа на золото.

Воспитатель:
Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство
берез, яркий солнечный свет осеннего дня…

Воспитатель:
Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Дети: Листва
на деревьях поменяла свою окраску.

Воспитатель:
Какое небо?

Дети: Яркое,
солнечное, голубое, прохладное.

Воспитатель: Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?
Дети: Ясный.

Воспитатель:
Есть ли на небе облака? Какие они?

Дети: Белое
облачко.

Воспитатель:
Как вы думаете, какое настроение у берез?

Дети:
Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.

Воспитатель:
А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у
цветка?

Дети: Он
радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит,
потому что остался совсем один и скоро будет холодно.

Воспитатель:
А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.

Дети: С
хорошим, веселым, радостным, светлым, восторженным и немного грустным.

Физ.
минутка «Листочки»

Листья
осенние тихо кружатся, — (Дети кружатся на кончиках 

  
                                                   пальцев ног, руки
– в стороны,)

Листья нам
под ноги тихо ложатся – (приседают),

И под ногами
шуршат, шелестят, — (движения руками вправо-влево),

Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ, а поможет нам
составить рассказ мнемотаблица. Придумайте название своему рассказу и
расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об
одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила
осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья.
Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном
танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились
в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На
изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка.
Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько
деревенских домиков.

Небо
голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие
чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в
солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой
стороне находится солнце.

На берегу
реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и
радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все
цветы уже отцвели.

Слушаем
рассказы по картине 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу; в случае затруднения
педагог предлагает детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы,
для выразительного описания.

Каждый
рассказ анализируется с участием всех детей группы.

Воспитатель: Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

Как дерево
роняет тихо листья,

Так я роняю
грустные слова.

И если время,
ветром разметая,

Сгребет их
все в один ненужный ком…

Скажите так…
что роща золотая

Отговорила
милым языком.

                     
Сергей Есенин.

Итог.

Вопросы к
детям:

Воспитатель:
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что
составляли?

Дети: Мы
сегодня составляли рассказы про осень.

Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?

Дети: Левитана.

Воспитатель:
Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.

И.И. Левитана
«Золотая осень»

image001

КОНСПЕКТ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Составление описательного рассказа
о домашних животных

с опорой на мнемокарты»

Воспитатель: Решетникова Е. Н.

Программное содержание:

уточнить
и закрепить знания детей о домашних животных; формировать умение составлять 
описательный рассказ о домашнем животном с опорой на мнемокарты; упражнять в 
умении отгадывать загадки. Развивать речь, умение отвечать на вопросы полным
ответом. Воспитывать интерес и заботу к домашним животным.

Словарная работа:
млеет, блеет, ягненок, хлев.

Оборудование:

наборное полотно для
демонстрационного материала, наборное полотно для раздаточного материала (для
работы по парам);

демонстрационные и
раздаточные картинки-карточки (мнемокарты) для составления описательного
рассказа;

— конверт с письмом, мяч.

Предварительная работа:

Чтение
произведения Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Чтение стихов, рассказов и
сказок о домашних животных. Заучивание пальчиковой гимнастики по данной теме.

Беседы:
« С кем я дружу?», «Как нужно заботиться о животных, чтобы им хорошо жилось»,
«Какую пользу приносят домашние животные?»

Подвижные
игры
:  « Кот и мыши», «Лохматый пес»,
«Гуси-лебеди», «Мышеловка».

 Дидактические игры:

«
Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Чей малыш?», «Кто как голос подает?»          

— Загадывание загадок о
домашних животных;

— Рассматривание
иллюстраций с изображением домашних животных .

Ход.

Дети вместе с
воспитателем стоят в кругу. Воспитатель «по цепочке» просит детей назвать
детёнышей домашних животных. После этого дети садятся на стульчики.

Раздаётся стук в
дверь. Воспитатель открывает дверь, ему вручают письмо.

Воспитатель.  Ребята,
нам пришло письмо. Детский сад «Ивушка», для детей старшей группы «Василёк».
Это действительно нам.  Как вы думаете, кто бы мог нам его прислать?
(Показывает конверт, на конверте картинка «Дядя Фёдор, пес и кот»).

Дети. Дядя Фёдор, пес и
кот.

Воспитатель достаёт из конверта письмо,
читает его:

Здравствуйте
дорогие ребята!

Я,
Дядя Фёдор и мои друзья пёс и кот, очень рады с вами подружиться. Нам известно,
что вы про нас много знаете из книг и мультфильмов, и мы бы хотели вам
рассказать о домашних животных, которые живут рядом с нами сейчас. Так как вы
ещё не знаете букв и не умеете читать, мы зашифровали рассказы о домашних
животных. Расшифровать их можно по специальным картинкам-карточкам, которые мы
вам прислали.

Желаем
вам успехов! До свидания.

Дядя
Фёдор, пес и кот.

Воспитатель
достает из конверта демонстрационные черно-белые картинки-карточки и
раскладывает в ряд на наборном полотне обратной стороной.

Воспитатель.  Чтобы
узнать, о каком домашнем животном сейчас пойдет речь вам нужно отгадать загадку:

У неё рога,
копыта,

И на всех
глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока…

Дети. Это корова

Воспитатель выставляет
картинку-карточку с изображением коровы.

Воспитатель. А где живет
корова?

Дети. В коровнике, в
хлеву.

Воспитатель переворачивает картинку-карточку
с изображением конюшни.

Воспитатель. Здесь живет
корова?

Дети. Нет, это конюшня,
а корова живет в коровнике, в хлеву.

Воспитатель меняет картинку-карточку на
изображение хлева.

Воспитатель.
 
Правильно,
корова живет в хлеву. А чем корова питается?

Дети. Травой, сеном,
отрубями.

Воспитатель переворачивает картинку-карточку
с изображением косточки.

Воспитатель. Этим питается
корова?

Дети. Нет, это
косточка. А корова питается травой, сеном, отрубями.

Воспитатель меняет картинку-карточку на
изображение травы, сена.

Воспитатель. А назовите
детеныша коровы.

Дети. Теленок.

Воспитатель переворачивает картинку-карточку
с изображением козленка.

Воспитатель. Это детеныш
коровы?

Дети. Нет, это
козленок.

Воспитатель. А чей это детеныш?

Дети. Это детеныш козы.

Воспитатель меняет картинку-карточку на
изображение теленка.

Воспитатель переворачивает следующую
картинку-карточку с изображением вопроса.

Воспитатель.
Какую
пользу приносит корова?

Дети. Корова
дает молоко.

Воспитатель. Ребята,
посмотрите, мы расшифровали все карточки Дяди Фёдора. Теперь мы можем составить
небольшой рассказ о корове, опираясь на данные картинки-карточки.

Дети составляют
рассказ: «Корова – это домашнее животное. Она живет в хлеву. Корова питается
травой, сеном, отрубями. Детеныш коровы – теленок. Корова приносит пользу, она
дает молоко».

Аналогичная работа
проводится с картинкой-карточкой «Лошадь».

Воспитатель.  Чтобы
узнать, о каком домашнем животном будет следующий рассказ, вам снова нужно
отгадать загадку:

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес.

Дети. Это лошадь.

Воспитатель выставляет картинку-карточку «Лошадь» и вызывает
одного ребенка к доске для составления рассказа.

Воспитатель в определенной последовательности задает вопросы, а
вызванный ребенок выбирает картинки-карточки из предоставленных ему на столе
(картинки должны быть разнообразными). На наборном полотне ребенок выставляет
соответствующие картинки-карточки и отвечает на вопросы. Далее ребенок
составляет описательный рассказ о лошади.

Воспитатель. А сейчас мы отдохнем  и поиграем.

Воспитатель приглашает детей на ковер. Проводится игра «Кто как
голос подает?»

Ход игры: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных.
Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то, или иное животное подаёт голос:

корова  мычит, собака лает, свинья хрюкает, кошка мяукает,
лошадь ржет, овца блеет, коза млеет.

Далее, дети садятся за столы.

Воспитатель. Ребята, у Дяди Фёдора живет много домашних животных. Хотите с
ними познакомиться? (Да). Дядя Фёдор приготовил для вас вот такие конвертики с
картинками-карточками, для того, чтобы вы самостоятельно по ним составили
рассказ об одном, из домашних животных. (Данная работа производится в парах).

После того, как дети последовательно разложили картинки-карточки
на своем наборном полотне (на столе), воспитатель загадывает загадки:

Даёт молоко нам, хотя не
корова,

     Шерстью своею делиться готова.
     Она непоседа и егоза…
     Как называем её мы? … (Коза)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)

Шубу тёплую в колечках

Носит тихая… (Овечка)

   Заворчал живой замок,

   Лег у двери на порог,

   Две медали на груди

  Лучше в
дом не заходи. (Собака)

Дети, которые  узнали в отгадке «своего» домашнего животного,
поднимают руку  и называют домашнего животного. Опираясь на картинки-карточки у
себя на наборном полотне, один из детей составляет описательный рассказ о
данном домашнем животном.

Воспитатель загадывает 3-4 загадки и прослушивает рассказы детей.

В заключение занятия воспитатель приглашает детей на ковер и
задает вопросы по содержанию занятия.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

1. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок

(воробей)

2. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(сорока)

3. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Носит черный жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь кружат 20 пар

И кричат кар-кар-кар

(ворона)

4. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(синица)

5. Воспитатель предлагает детям самим назвать любую птицу найти её среди предложенных (2 ребенка)

Воспитатель. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему, но рассказывать мы будем парами, один начинает, затем другой продолжает.

(Воспитатель вывешивает на доску схему, по которой дети будут составлять описательный рассказ, на каждом столе лежат такие же схемы составления рассказа, картинка с изображением зимующий птицы).

Например,о дятле:

1 ребенок

Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. Тело покрыто перьями. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка.

2 ребенок

Его можно узнать по звуку «Тук-тук, тук-тук». Он питается насекомыми и семенами шишек. Живет на дереве. Дятел это зимующая птица.

По схеме дети составляют парами описательный рассказ о птицах.

Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём (дети встают, выходят на ковёр)

Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Физминутка: «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)

Распустили пёрышки

Греются на солнышке

(Хлопают себя по бокам)

Улететь хотят

(Головой вертят)

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Затем дети садятся за столы. На доске картина с изображением дерева с кормушкой и птичками.

Д/и «Кого не стало»

Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я закрою одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

Воспитатель. Кого не стало?

Дети. Синички.

Воспитатель. Где сидела синичка?

Дети. На ветке.

Воспитатель. Что она делала?

Дети. Клевала сало.

Воспитатель закрывает плоскостное изображение воробья.

Воспитатель. Кого теперь не стало?

Дети. Воробья.

Воспитатель. Где сидел воробей?

Дети. В кормушке.

Воспитатель. Что он делал?

Дети. Клевал зёрнышки.

(Воспитатель продолжает задание еще с 2-3 птицами на картине)

Воспитатель. Сегодня я не одна готовилась к нашему занятию, у меня были помощники, они выучили стихотворение Зои Александровой «Новая столовая», и они хотят нам его прочитать (дети выходят и читают стихотворение)

1 ребенок

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, прилетели снегири

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду

2 ребенок

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей, голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог прилетели 7 сорок

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье

Воспитатель. Вы сегодня хорошо рассказывали о зимующих птицах, но в конце нашего занятия я хочу, проверить всё ли вы знаете о них

— Я сегодня шла в детский сад и видела красивую птичку, с красной грудкой, напомните, как она называется?

— Как вы думаете, смогут ли жить зимующие птицы у нас дома?

— Скажите, как мы помогаем птицам зимой?

— Где чаще всего обитает голубь?

Воспитатель. Но чтобы наше занятие нам запомнилось на долго, я предлагаю вам помочь сделать мне дидактическую игру о зимующих птицах «Птичья столовая». У меня готова уже кормушка, но на ней нет птиц, выберите любую раскраску, дома раскрасите и вырежете её, принесите мне, и мы увидим, кто, же прилетает к нам в «Птичью столовую».

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие.

Слово «здравствуй»

Много значит для людей.

Поздоровайтесь с друзьями

Все вы поскорей!

Здравствуй — встречу начинает,

Здравствуй – дружбе помогает.

Каждый это слово ждёт,

Когда друг к нему придёт.

«Здравствуй»,- я тебе скажу-

Улыбнись в ответ.

Здравствуй, так я покажу –

Это мой привет

Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»читает стихи:

Осень наступила,

Начались дожди.

До чего ж уныло

Выглядят сады.

Потянулись птицы

В тёплые края.

Слышится прощальный

Клёкот журавля.

Солнышко не балует

Нас своим теплом.

Северным, морозным

Дует холодком.

Очень уж печально,

Грустно на душе

От того, что лето

Не вернуть уже.

(Е. Арсенина)

Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – лесную птицу сову Глашу.

Однажды Глаша прилетела знакомую ей на полянку, а там…

(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)

Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.

Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)

А недавно Глаша полетела в берёзовую рощу и ахнула.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.

Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью? (Ответы детей.)

Как же одеваются люди в такую погоду?

— Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)

У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).

Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.

Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы сорвал

И удрал. Что это?

(Ветер)

Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).

Физминутка:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)

Упражнение «Какой у тебя лист?»

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

Шишка сосны – сосновая

Шишка ели – еловая.

– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»

Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Осенью растут грибы.

Солнце светит очень жарко.

Тучки солнце закрывают.

Колючий ветер прилетает.

Ну а птицы гнезда вьют.

Все букашки выползают.

Туманы осенью плывут.

Урожай все собирают.

Можно детям загорать.

Дни становятся короче.

Птичьи стаи улетают.

В лесу подснежник расцветает

Часто-часто льют дожди.

Желтеют листья, опадают.

Природа словно засыпает…

Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).

Закончите предложения об осени «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью … (грибов нет). Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью эти листья где? (под деревьями). Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью… (яблок на деревьях уже нет). Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью (дожди со снегом)».

Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. В заключении нашего занятия посмотрите, пожалуйста и послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».

Спасибо большое, Сегодня все ребята очень хорошо работали. Я думаю, что вы придёте домой и расскажите своим родителям о том, какая бывает осень. Ну а сейчас вам пора возвращаться в группу. До свидания.

Ход занятия:

1. Двигательно-ритмическая часть.

• Приветствие

• Хоровод

• Рецитация

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно смелая она!

— Какой сегодня день недели?

— Какой месяц по календарю?

— Какое сейчас время года?

— Ребята, когда к нам приходит Дед Мороз? Дед Мороз никогда не видел лето, осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. Чтобы письмо было интересное, мы вспомним все, что знаем про осень.

• Д/И «Подними снежинку или лист и расскажи про осеннюю погоду» (мрачная, холодная, сырая, прохладная, холодная, дождливая, солнечная, ясная, снежная, пасмурная)

2. Рассматривание картины:

• — У нас есть картина, по которой мы будем составлять письмо. Какое время года изображено на картине?

• Поздняя осень — это ноябрь – месяц, послушайте пословицы и поговорки (обсудить, помочь понять смысл поговорок)

•Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

• Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.

•Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.

• Синица к избе, зима на дворе.

• Синица пищит, зиму и холод вещает.

Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.

— Представьте, что у вас в руках «кинокамера». Посмотрите на картину и скажите, что вы видите (по одному предмету).

-«Я вижу зайца» (дети называют, а воспитатель выставляет на доску карточки-символы) и т. д.

— Почему не видно бабочек и других насекомых?

— Кто еще ложится в спячку?

— Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части.

(Соединяем две карточки и объясняем почему)

— «Я соединяю дерево и снег, потому что под деревом лежит снег».

3. Физминутка (на ковре) «Осенние листочки»

(Дети встают в круг)

— Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в этом осеннем лесу.

— Что вы увидели?

— Что вы услышали?

— Понюхайте воздух, что вы почувствовали? Какой в лесу воздух?

— Влево покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся, как листочки.

— «Сильный ветер вдруг подул

И листочки быстро сдул (воздушная струя).

Все листочки полетели

И на землю тихо сели» (ш-ш-ш).

— Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.

4.Работа с мнемотаблицей:

— Ребята, теперь по картинам-подсказкам попробуйте рассказать Деду Морозу про позднюю осень. Вы не умеете писать, поэтому мы отправим ему звуковое письмо. Я буду записывать ваши рассказы

1- Какое время года нарисовано на картинке?

2-Все листья с деревьев опали.

3- Выпадает снег.

4- Река покрывается льдом.

5- Медведи и ежи впадают в спячку.

6- Белка делает запасы на зиму. Она стала серой, а не рыжей.

7- Заяц меняет шубку с серой на белую.

8- Перелётные птицы улетели на юг.

9- День становится короче, а ночь – длиннее.

10. Ноябрь закончится и начнется зима.

5. Составление рассказа:

— Расскажите об осени, используя таблицу (2 человека)

6.Вывод:

— Готово наше письмо?

— Сможет Дед Мороз прочитать его?

Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?

— Что теперь надо сделать с письмом?

(Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).

* * *

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

А. Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном:

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла…

А. Плещеев

Осень

Что ни день – то резче ветер

Рвёт в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землёй

Почти в обед.

И. Мазнин

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Воспитатель: Кто догадался, о каком времени года говорится в этом

стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель обращается к некоторым детям с вопросом : А ты как

думаешь?

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам.

Входит осень с двумя корзинками, здоровается с детьми.

Осень: Ребята, отгадайте, кто я?

Ответы детей.

Осень: Правильно, я услышала,что вы говорите обо мне и решила к вам

зайти. Ребята, вы знаете, какой урожай собирают в огороде осенью?

Дети: Картошку, капусту, свеклу, морковь…

А какой урожай собирают в садах осенью?

Дети: яблоки, груши, сливы.

Осень:Молодцы! Отгадайте загадки.

1. Она медленно растет, листок к листочку прибавляет и в крепкий их вилок

свивает. (Капуста)

2. Он лежит меж грядок, зелен да сладок. (Огурец).

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

4. Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).

Дети отгадывают загадки, осень хвалит детей.

Воспитатель с детьми приглашает осень поиграть с ними в игру «Есть у нас

огород». Дети встают в круг. «Есть у нас огород, в нем капуста растет, вот

такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины.

Огород, огород, что еще там растет?.».Ведущий ребенок называет

следующий овощ, игра продолжается.

Осень: Ребята, задержалась я у вас! Мне нужно спешить в лес попрощаться с

птицами, которые собираются улететь в теплые края. До свидания!

Осень уходит. Воспитатель предлагает детям вспомнить еще

стихотворения об осени:

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело играя,

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

А кленовый листок нам под ноги сразу лег.

Только елочки стоят, ронять иголки не хотят.

Воспитатель показывает детям картинки.Воспитатель: Осенью погода

бывает разная.

Если светит солнце, небо голубое, тепло, листья на деревьях желтые, то мы

говорим, что осень ранняя, золотая. Если небо затянуто тучами, идет дождь,

дует холодный ветер, то говорим, что осень поздняя. Дети, давайте

отправим открытку осени! В этой открытке мы нарисуем символы, которые

помогут осени узнать, какой рассказ мы составили про нее. Для того, чтобы

нарисовать открытку, нужно придумать символы, с помощью которых

составим схему.

Воспитатель: Какого цвета листья осенью?

Дети дают ответы и воспитатель рисует символ листьев- листок.

Воспитатель: Деревья не сразу сбрасывают листву, сначала листья желтеют

или краснеют, высыхают и опадают.

Воспитатель: Какое небо осенью?

Дети: Хмурое, на небе тучи.

Воспитатель рисует символ тучи.

Воспитатель: Какая погода осенью?

Дети: дождливая, часто идут дожди.

Воспитатель рисует символ дождя- косые линии.

Воспитатель: Какой ветер бывает осенью?

Дети: сильный, порывистый.

Воспитатель рисует символ ветра- веточка.

Воспитатель: Что мы собираем в лесу осенью?

Дети: грибы.

Воспитатель рисует символ – гриб.

Воспитатель: что мы собираем в саду и на огороде осенью?

Дети: овощи и фрукты.

Воспитатель рисует символы урожая овощей и фруктов.

Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?

Дети отвечают и воспитатель рисует символ- галочки (стая птиц).

Воспитатель задает вопросы про зверей и рисует символы некоторых зверей

(зайца, медведя). Дети рассказывают, как эти звери готовятся к зиме.

Физкультминутка (или пальчиковая гимнастика).

Воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени по полученной

схеме. Дети рассказывают, воспитатель помогает в случае затруднения или

предлагает другим детям помочь тем, кто не может продолжить

свой рассказ.

Воспитатель предлагает детям на прогулке обратить внимание на

изменения в природе, которые происходят осенью и вечером нарисовать

детям обложку открытки для осени

Ход занятия

Воспитатель: — Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Воспитатель: — Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды,воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:

— Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? — Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф? и т. д. — Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

Зимнее теплое (пальто). Желтая вязаная (шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная (кофта).

— Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

— Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.

Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.

Пальчиковая гимнастика (2 раза)

Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)

Лыжи (Ладони – противоходом)

И коньки (Ладони ребром – противоходом)

Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)

Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.

— Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). — Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). — Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.

— Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение-загадку Е.Благининой:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки).

— О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей).

— Давайте еще раз расскажем про Таню.

— В морозный зимний день Таня (вышла гулять). Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка — легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).

— А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать? (Ответы детей).

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима).

— А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети Шагают по кругу

Ручки потирают,

Ручки согревают Потирают рукой об руку

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают

Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем похлопать, покружиться.

Воспитатель делит детей на две группы. Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.

Дидактические игры «Отгадай, сколько», «Не ошибись»

— Отгадайте загадку:

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые (снежинки).

— Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

— Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)

— Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

— Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

— Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия».

— Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

— Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

— Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Дидактическая игра «Что изменилось?» (с картинками).

ИТОГ

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.

Ход занятия.

Организационный момент (дети стоят возле своих мест за столами):

— Сядет тот, кто назовет осенние приметы.

Посмотрите, ребята, на картину. Какое время года на ней изображено? Как вы догадались? (По разноцветным листьям, улетающим птицам). А вы хотите оказаться в осеннем лесу? Выходите из-за стола. Раз, два, покружись, в лесу осеннем очутись! Идите на полянку.

Поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч, а вы придумайте слово-признак к слову ОСЕНЬ.

Воспитатель: Осень какая?

Дети: Прохладная, золотая, пасмурная и т. д.

Воспитатель:А теперь придумайте слово-действие: осень что сделала?

Дети: Пришла, наступила…

Воспитатель: Бр-р, холодно стало, ветер!

Ветер какой?

Дети: холодный, сильный…

Воспитатель: А дождь какой? Про мелкий дождь говорят МОРОСЯЩИЙ. Это новое слово, запомните его (повтор слова каждым ребенком по очереди).

Ветер что делает?

Дождь что делает?

Ребята, здесь много листьев, возьмите 2 листа.

Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Листья мокрые? Тяжелые? Бесцветные? Листья издают звуки, когда мы на них наступаем. Они что делают?

Дети: Шуршат.

Воспитатель: помашите листьями и послушайте, как они шуршат. Листья что делают? (Индивидуальные ответы детей, каждый говорит по — очереди)

Ребята, а птицы, которые перелетают то в теплые края, то обратно к нам, они какие? (Перелетные). Пора, ребята, в детский сад. Раз, два, покружись, в детский сад возвратись.

На этой неделе мы говорили об осени, составляли разные предложения из слов-действий, признаков и слов-предметов. А Матвей болеет, в детский сад не ходит. Его мама попросила прислать ему аудиописьмо. Ваши рассказы об осени я запишу на диктофон. Зарисовки слов-действий и слов-признаков помогут вам составить рассказы. Я предлагаю нарисовать схематичные картинки, чтобы вам было удобно рассказывать. Возьмите карандаш, нарисуйте в конце первой верхней строки солнце, наполовину закрытое тучей. Это будет слово ОСЕНЬ. В конце второй строки, справа, нарисуйте дождь. В конце третьей строки нарисуйте стрелочу-ветер, затем ниже – лист, летящих птиц, яблоко с морковью, это будут овощи и фрукты (все рисую и показываю на доске, дети рисуют на своих листах бумаги). Получилось 6 предложений. Давайте договоримся, что этот значок (слово-признак) в 5 предложении будет словом ПЕРЕЛЕТНЫЕ, так Матвей лучше запомнит. А в 6 предложении предлагаю подумать,какое слово- предмет можно сказать: КТО? (показываю на значок – символ слова-предмета, ЧТО ДЕЛАЕТ? (показываю на значок – символ слова-действия) овощи и фрукты (показываю на изображение яблока и моркови). Подумали? Начинаем запись рассказов.

Примерный рассказ.

Наступила золотая осень.

Моросит мелкий дождь.

Дует холодный ветер.

Падают разноцветные листья.

Улетают перелетные птицы.

Люди собирают овощи и фрукты.

Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе составление рассказа

Ход занятия.

1.Организационный момент: Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.. А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! молодцы.

2. Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Ребята к нам в гости пришел Петрушка и он очень огорчен.

Петрушка: Ребята, мне нужна ваша помощь, мы с моим верным другом играли в прятки, и он заблудился.А чтобы узнать про кого я говорю отгадайте загадку:

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий в пятнышках …. (Щенок)

Вы поможете вернуться ему? (Ответы детей)

А у меня есть подсказка. Она на доске.

посмотрите на картинку и опишите щенка

Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

Физкультминутка.

Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело,

с радостным выражением лица.

«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.

Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова

произносят тихо, грустным голосом,

опустив голову и плечи.

И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным

«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то

в правую, то в левую сторону.

Вот хозяин пса вернулся — Поднимают голову и расправляют плечи.

Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-

Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.

Воспитатель: ребята, посмотрите Петрушка пришёл к нам не с пустыми руками. Что это? (ответы детей) Правильно – ящик, а для чего Петрушке ящик? А в ящике что? (Щетки). Предлагаю вам рассказать Петрушке для чего эти щетки. (ответы детей)

Аудиозапись голос щенка

Воспитатель: Ребята, вы помогли щенку найти дорогу. Посмотрите, какой он (ответы детей).

Петрушка: Спасибо ребята за помощь. А мы с щенком хотим сыграть с вами в игру? (Да)

Проводится пи «Лохматый пес».

Количество игроков: 10 человек.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему,приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Воспитатель: Итог. Рефлексия

— Покажите своё настроение в конце занятия.

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии.

— Большое спасибо.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую форму речи во время беседы; развивать монологическую форму речи при составлении рассказа. Учить по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины. Упражнять в составлении коллективного рассказа. Совершенствовать умение  согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательным «лесной»). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Закреплять правильное отчетливое произнесение звуков. Упражнять в интонационной выразительности при составлении рассказов.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие;   физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи образовательных областей:  

Познавательное развитие:  уточнять знания детей о природе; формировать представления о временах года (осени); уточнять знания о причинно-следственных связях, о подготовке некоторых животных к зиме. Закрепить понятие «золотая осень».

Физическое  развитие:   продолжать формировать у воспитанников потребность в двигательной активности; упражнять в выполнении различных упражнений, сопровождая их литературным текстом, развивать координацию и согласованность движений.

Художественно-эстетическое развитие: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности: развитие эстетических чувств, эмоций  детей ( через слушание музыки и созерцание красивых картин осенней природы); продолжение формирования интереса к музыке.

Предполагаемый результат: совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Дети упражняются в словообразовании и правильном согласовании прилагательных с существительными; продолжает развиваться связная речь детей; формируется умение составлять рассказ по картине по предлагаемому плану и образцу, умение составлять коллективный рассказ по картине. Дети упражняются в рассматривании картины по вопросам воспитателя, учатся последовательному рассматриванию. У детей закрепляются знания о лесе, об осенних признаках, о поведении животных в лесу осенью.

Виды деятельности: познавательная, игровая, речевая, двигательная, музыкальная.

Формы организации совместной деятельности: слушание стихотворения, рассказа воспитателя;  диалог с воспитателем; просмотр на экране иллюстраций и видеоролика; организация дидактической игры.

Предварительная работа:  беседы у календаря природы; рассматривание иллюстраций о временах года и беседы об этом; продуктивная деятельность  по теме «Осень»; знакомство с пейзажами известных художников; составление коротких рассказов по предметным картинкам;  речевые дидактические игры; слушание классической музыки И.Чайковского «Времена года».

Словарная работа:  богатырь, костяника, хворостинка, пейзаж, «передний и дальний план» картины, оттенки, пурпурная.

 Материал к НОД: технические средства  (проектор, ноутбук, экран); видеоролик «Осенний альбом»; слайд «Осенний лес»; картина «Осенний пейзаж».

Методические приёмы:           

 Словесные: беседа,  образец рассказа, план рассказа, вопросы,  чтение  стихотворения, словесная д/и.

Наглядные: рассматривание на экране слайда; просмотр видеоролика; рассматривание картины.

Практические:  физминутка.

                                                                 ХОД НОД:

1. Организационный момент.

Дети находятся в игровых центрах. Воспитатель, привлекая их внимание, сообщает о начале НОД и предлагает занять удобные для них места перед экраном.

2. Основная часть.

                           Педагог читает стихотворение.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд:

Ваню –земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

Воспитатель: — О  каком богатыре говорится в стихотворении?

                           — Что такое лес? (когда растёт очень много разных деревьев; когда деревьев много и растут они очень часто; там, где водятся дикие звери, растёт много деревьев, ягод, грибов и т.д.).

                   ( На экране появляется изображение осеннего леса.)

Воспитатель: — Взгляните на экран, видите, каким красивым может быть этот богатырь осенью!                 

— Ребята, давайте поиграем в  игру. Я  буду называть какое-нибудь слово, а вы назовёте его со словом лесной.

                            Д/ИГРА «Скажи со словом лесной»

ПОЛЯНА В ЛЕСУ  (какая?) – ЛЕСНАЯ

(Индивидуальный, а потом хоровой ответ).

ЯГОДЫ – ЛЕСНЫЕ.

ВОЗДУХ – ЛЕСНОЙ.

ОЗЕРО В ЛЕСУ – ЛЕСНОЕ.

ГРИБЫ – ЛЕСНЫЕ.

ОРЕШНИК – ЛЕСНОЙ.

МАЛИНА В ЛЕСУ – ЛЕСНАЯ.

ОРЕХИ – ЛЕСНЫЕ.

                   (Выключить изображение на экране, убрать экран).

                     Рассматривание и беседа по картине.

Воспитатель: — Дети, посмотрите на картину. Это пейзаж – изображение природы. Давайте внимательно её рассмотрим, потому что сегодня вы будете составлять рассказ по этой картине.

1. Что изображено на картине? (на картине изображен лес).

2. Какое  это время года? ( это осень).

3. Почему вы так думаете? (на деревьях разноцветные листья, на кустарниках листва осыпается).

4. Какая стоит погода? Почему вы так решили? (погода ясная, потому что небо чистое, голубое, безоблачное; не видно, чтобы шёл дождь).

5. Что вы видите на переднем плане картине? (на переднем плане картины мы видим могучий дуб и почти облетевший куст орешника).

6. Что изображено на дальнем плане? (на дальнем плане художник изобразил лес в красивом золотистом уборе).

7. Что ещё можно увидеть на картине?

8. Как вы думаете, куда они направляются?

9.  Какие краски использовал художник для пейзажа?

10. Как вы думаете, о чём хотел нам рассказать художник, что пытался донести до нас, выразить в своей картине? (красоту осеннего леса, торжественное состояние природы в период золотой осени; хотел показать, как ведут себя некоторые животные и птицы в этот период года).

11. Какое название можно дать этой картине? («Осень в лесу», «Золотая осень», «Осенний день», «Лесной пейзаж» и т.д.)

12. С каких слов можно начать свой рассказ по этой картине? (на картине изображен…; мы видим на картине…; на этой картине… и т.д.)

  Воспитатель: — А сейчас послушайте мой рассказ. Я назвала его «Осенний пейзаж».

                                 РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО КАРТИНЕ.

                                                 (образец рассказа)

                                              «Осенний пейзаж»

     На картине изображён осенний лес. Погода стоит ясная, небо чистое, безоблачное. Это золотая осень.

     На переднем плане картины мы видим могучий крепкий дуб и облетевший куст орешника. Под дубом семья кабанов собирает жёлуди. На толстом стволе дуба красноголовый дятел своим длинным острым клювом ищет насекомых.

     На ветках  орешника  пушистая рыжая белочка собирает орехи – делает запасы на зиму. В прозрачной синей реке плавает утиное семейство.

     На дальнем плане картины художник изобразил лес в красивом золотистом уборе. Он использовал для этого жёлтую краску.

     На картине мы видим, как по мостику идут охотники со своей собакой.

     В своей картине художник использовал и другие краски и их оттенки – пурпурную, белую, коричневую, зелёную, синюю, оранжевую, серую, черную, темно-зелёную, светло-коричневую и другие. С помощью этих красок художнику удалось передать торжественное настроение осеннего леса в период золотой осени.      

Воспитатель: — Вы послушали мой рассказ, а чуть позднее мы выслушаем ваши рассказы. Но сначала я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте и приготовьтесь к физминутке.                     

                                                    ФИЗМИНУТКА.

                                                    «Прогулка»

По болоту я хожу,                     (ходьба на месте).

                          Во все стороны гляжу        (повороты головы направо-                                                                                  налево    одновременно с ходьбой).

                           Низко наклоняюсь,

                          Клюкву собираю.          (наклоны к полу и движения,                                                                                  имитирующие сбор ягод в корзину).    

  Я схожу на ручеек,                      (ходьба на месте).

                          Заварю себе чаёк,               (имитирующие движения                                                                                             двумя руками по очереди.)

                           Буду пить-попивать,         (подносить ладошки ко рту,                                                                                       как-будто пьем).

           Красно лето вспоминать.        (вытянуть руки вперёд)

                       (После физминутки дети садятся на свои места).

Воспитатель: — Сейчас мы выслушаем ваши рассказы. Напоминаю план вашего рассказа по этой картине. Это то, о чём нужно рассказать сначала, что потом и как закончить рассказ.

              ПЛАН РАССКАЗА:

— Название картины.

— Что там изображено?

— Сказать о времени года.

— Рассказать о погоде.

— Что изобразил художник на переднем и дальнем плане.

— Что ещё мы видим на картине?

—  Какие краски использовал художник для этого пейзажа?

— Что художник хотел выразить в своей картине, что он   пытался донести до нас?

Воспитатель: — Кто уже составил свой рассказ и хочет выйти отвечать?

Ответы детей:     1.Ульяна Смирнова.

                            2. Матвей Серёгин.

Воспитатель:  — Сейчас будьте особенно внимательны – мы будем составлять коллективный рассказ. Я кого-то вызову, он начнет свой рассказ, другой продолжит, а кто-то закончит. Пожалуйста, начни Илья. Дима Снегуров, продолжи. Продолжит Степа. Надя, продолжай. Максим закончит рассказ.

—  Кто хочет дополнить рассказы, что-то добавить?

Воспитатель: — Мы выслушали много рассказов. Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему? (Ответы Илоны, Даши).

Анализ рассказа воспитателем: есть название, рассказ полный, подробный, последовательный, эмоциональный; понятный по содержанию; в соответствии с предложенным планом; связная речь,  использовал в своей речи длинные предложения, красивые слова.   

3. Заключительная часть.

 Итог.

 Воспитатель: Чем мы занимались на сегодняшнем занятии? Чему учились? (слушали стихотворение про лес; играли в игру «Скажи со словом лесной», проводили физминутку; рассматривали и учились составлять рассказ по картине).

  Анализ воспитателем работы детей:

Воспитатель: — Я довольна вашей работой на занятии. Вы были внимательны, слушали ответы своих друзей, не перебивали им, не мешали,  многие были активны, давали полные ответы на мои вопросы, составляли интересные рассказы. Особенно понравились рассказы таких детей, как… .

Воспитатель: — Сейчас, ребята, я хочу вам предложить посмотреть небольшой музыкальный фильм. Чтобы в период поздней осени, в ноябре, вы вспомнили бы о том, какой красивой бывает  ранняя — золотая осень.

            Просмотр музыкального видеоролика «Осенний альбом».

                                               Окончание НОД.

                                          ПЛАН НОД ПО ТЕМЕ

            «Составление рассказа по картине» «Осенний пейзаж».

1. Чтение стихотворения «Богатырь стоит богат…».

2. Вопросы: о каком богатыре говорится в стихотворении? Что такое лес?

3. Обратить внимание на экран: вот каким красивым может быть этот богатырь осенью!

4. Д/И «Скажи со словом лесной» (поляна, ягоды, воздух, озеро, грибы, орешник, малина, орехи – индивидуальный ответ и хоровой закрепление).

5. Закрыть экран. Обратить внимание на картину.

6. Постановка цели: рассматривание и составление рассказа по картине.

7. Рассматривание картины.

8. Образец рассказа воспитателя по картине.

9. Физминутка «По болоту я хожу».

10. Напоминание плана рассказа.

11. Детские рассказы: индивидуальные (Ульяна, Матвей С.), коллективный (Илья, Дима, Степа, Надя, Максим).

12. Анализ детьми детских рассказов.

13. Подведение итога НОД (Чему учились?)

14. Анализ воспитателем работы детей.

15. Просмотр музыкального видеоролика «Осенний альбом».

  • Самбреро или сомбреро как пишется правильно
  • Самая трудная профессия быть человеком сочинение
  • Самеликс по латински как пишется
  • Самеликс по латыни как пишется
  • Самая популярная народная сказка в россии