Самая сегодняшняя пьеса островского сочинение

682 слова одной из самых знаменитых пьес александра николаевича островского является произведение гроза. автор вложил глубокий смысл в заглавие своей

(682 слова) Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского является произведение «Гроза». Автор вложил глубокий смысл в заглавие своей пьесы. Многие писатели в своих произведениях использовали образы природных стихий. Однако в пьесе Островского гроза выполняет определённую смысловую функцию. Образ грозы является не просто фоном, но и одним из главных действующих лиц произведения. 

В четвёртом действии пьесы природной стихии автор уделяет особое значение. Кулигин замечает, что собирается дождь, и искренне восхищается силой природы. Кулигин выражает авторскую позицию в произведении. Ведь он — сторонник прогрессивности во всех сферах жизни. В отличие от других жителей города Калинова, Кулигин отличается своей образованностью и умом. Это единственный персонаж, который не боится грозы. Она не представляет для него никакой опасности: 

«убивает не гроза!… убивает благодать!». 

Кулигин, как образованный человек, считает, что громоотвод является самой полезной вещью для обитатей города Калинова. Однако с героем не соглашается Дикой. Это богатый купец и яркий представитель самодуров города Калинова. Ко всем он обращается жестоко, даже родственники убегают от его оскорблений. 

Не зря слово «гроза» употребляется писателем в сцене прощания с Тихоном. Здесь под угрозой подразумеваются власть, боязнь, страх и долгожданное избавление от него. Ведь Тихон — слабый и беспомощный человек, которому надоели упрёки матери. Герой искренне любит свою супругу, однако ему не хватает сил и решимости, чтобы ее защитить от претензий Кабанихи. Тихон абсолютно не согласен с порядками своей матери, но идти против них он не видит смысла. Герою очень хочется побыть в одиночестве, и хотя бы ненадолго избавиться от зависимости и чувства страха. Гроза является воплощением этого избавления. 

Гроза предстаёт в произведении роком, который нависает над каждым героем. Неудивительно,  что перед своим отъездом Тихон произносит такие слова: «Грозы не будет две недели». Здесь под «грозой» персонаж понимает всю ужасающую атмосферу, присущую их семье. В особенности это касается поучений Кабанихи, которая хоть на две недели оставит его в покое. 

По мнению самодура Дикова, гроза посылается людям в наказание. Богатый купец уверен, что люди должны бояться природной стихии. Однако его самого гроза не пугает. 

В произведении Островский остро поднял тему греховного покаяния. Страх быть наказанным за свои грехи распространяется практически на каждого персонажа произведения, но в основном, конечно же, на Катерину. Героиня отличается от всех остальных жителей города Калинова. Это молодая интеллигентная девушка, получившая прекрасное воспитание от родителей. Для нее особенно важны такие понятия, как свобода мысли и свобода слова. С самого детства героиня отличалась невероятной храбростью и решительностью:

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!». 

Катерина жила беспечно и беззаботно, но лишь до своего замужества. В браке героине пришлось столкнуться с грубостью, непониманием и оскорблениями. Она пыталась смирится с таким отношением к ней и полюбить Тихона, но у героини ничего не вышло. Ее свободолюбивая натура просто оказалась неспособной на это. Из-за безысходности героиня была вынуждена пойти на лицемерие и начать вести тайную жизнь. Однако и такой образ не выдержал её характер. Это в лишний раз доказывает, что Катерина отличается от всех героев пьесы своей прямотой, нравственной чистотой и свободой, а также честностью и совестью. Катерина очень боится грозы. Она считает, что гроза бывает неспроста. По ее мнению, она посылается людям в наказание за грехи. 

Катерина ощущает себя великой грешницей, так как она предала супруга. Подобно природной стихии, в душе героини зарождается гроза. Катерине сложно сделать выбор: жить рядом с любимым Борисом, но во грехе и в атмосфере осуждения, или жить по законам «тёмного царства», завыв о своих чувствах. Героиня выбрала Бориса, но он не смог взять на себя ответственность за любимую женщину. Именно отношения Катерины и Бориса похожи на грозу. Они развиваются так же стихийно, как и природное явление. При этом и заканчиваются быстро, подобно стихии. 

Таким образом, можно утверждать, что образ грозы в известном произведении Александра Николаевича Островского символизирует наказание и силу рока. Со смертью главной героини Катерины многие герои меняются, их терпение подходит к концу. Тихон решается на протест против матери. Кулигин во всем случившемся обвиняет жителей города Калинова. Варвара сбегает из дома с любимым. Смерть Катерины ознаменовала крушение жестоких законов «тёмного царства». 

Автор: Виктория Комарова

На чтение 5 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

Трагедия столкновения чувств и совести занимает основное место в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении автор изображает жизнь купеческого сословия и отведённую в нём роль женщине на примере семьи Кабановых.

Катерина – единственный луч света в окружающем её темном царстве. Она росла в атмосфере любви и заботы. Её родители не были тиранами, поэтому предоставляли дочери полную свободу. Благодаря этому она смогла стать полноценной личностью, воплотившей в себе лучшие черты русского характера. Её доброта, искренность и стремление к справедливости – результат достойного воспитания, что было редкостью в купеческом сословии того времени. Катерина сама говорила, что она не умеет ни обманывать, ни скрывать что-либо.

Наивысшая правда и красота представлялась Катерине в духовной жизни. Бог для неё был тем нравственным законом, который нельзя переступить. В молитвах она находила то умиротворение, в котором нуждается душа любого человека. Больше всего Катерина любила ходить в церковь на службу, где она ощущала Божью благодать, окружающую её и всё в этом мире.

Не случайно, главная героиня была названа Н. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве». Она действительно не вписывалась в окружающий её купеческий мир с его ценностями. Катерина отличалась от всех своей любовью к Богу, людям, природе, своей чистой душой и отзывчивостью. В ней присутствует что-то неземное, бросающееся сразу в глаза. Её контраст с остальными жителями Калинова настолько велик, что сразу становится понятно – произведение окончится трагедией.

После замужества с Тихоном Катерина попала в семью Кабановых, где главой семейства была её свекровь Марфа Игнатьевна, привыкшая к почтению и беспрекословному подчинению. Кабаниха была очень жестокой и лицемерной женщиной, беспричинно унижающей даже родных детей. Все жители Калинова отмечали крутой нрав купчихи, живущей по патриархальным устоям.

Кабаниха, пользуясь своей властью, держала всю семью в страхе. Её неоспоримый авторитет превратил Тихона в безвольного «маменькиного сыночка». Но главной жертвой Марфы Игнатьевны стала Катерина, которую она ежедневно обижала своими беспричинными подозрениями и незаслуженными упрёками. Кабаниха была твёрдо уверена в том, что семейное благополучие основывается именно на страхе, а не на любви и уважении.

Катерине никто не мог помочь в её трудном положении. Её безвольный муж сам стал жертвой тирании, процветающей в их доме, поэтому не мог защитить от неё жену. Тихон никогда не перечил своей матери, он покорно сносил все издевательства, не смея протестовать. И со временем Катерина перестала что-либо к нему испытывать, кроме жалости. Но никто и не догадывался, насколько сильно она была несчастлива, ведь если посмотреть со стороны, у неё было всё, о чём только можно мечтать: любящий муж, хороший достаток, просторный дом и большое хозяйство. Но ничто не заменит заботу и любовь.

Катерина была одна в этом мире, и, страдая от этого одиночества, в атмосфере лжи, притворства и жестокости, она встретила и полюбила племянника Дикого – Бориса, который тоже оказался безвольным человеком, неспособным на решительные действия. Несмотря на то, что он был лучше большинства окружающих, он всё равно не смог вырваться из-под их власти. Это единственный человек, который понимает Катерину, но из-за слабохарактерности оставляет её, советуя покориться судьбе.

Любовь к Борису полностью изменила жизнь Катерины. Она больше не может продолжать жить в своей клетке, ей необходима свобода. Катерина мечтает стать птицей и полететь высоко в небо, но осознание собственной греховности не отпускает её. Изменив мужу, Катерина нарушила Божью заповедь. Познав счастье земной любви, она стала грешницей.

Это искреннее глубокое чувство оказалось настоящим проклятьем. Катерина понимала, что трагедия неизбежна. Она предчувствовала скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то недоброе со мной делается». Катерина предала не Тихона, она предала саму себя, свой нравственный долг. И это предательство ни на секунду не даёт ей покоя, она всей душой хочет быть чистой и непорочной, но понимает, что это уже невозможно.

Чувство собственной вины и страх перед Божьим наказанием побудили Катерину публично признаться в своём грехе. Она боялась грозы не потому, что была не готова уйти из этого мира, а потому, что смерть застанет её такую, какая она есть, со всеми грехами. Поэтому раскаявшись, она отдаёт себя на людской суд, отрезая себе все пути к спасению. И такое покаяние, доказавшее наличие правдивой и совестливой души, должно было бы повлечь за собой великодушное прощение, но Катерина его не получила.

Пьеса завершается гибелью главной героини. Именно эта смерть стала развязкой всего произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Не желая оставаться в этом ужасном мире, Катерина наложила на себя руки, зная, что самоубийство – это самый страшный грех. Она пошла против самого Бога, лишь бы освободить себя от ненавистных оков и внутренних терзаний. Только в смерти несчастная девушка видела умиротворение и долгожданный покой.  

Но совесть мучила не только Катерину. В конце пьесы видно, как переживает из-за произошедшей трагедии Тихон. Не выдержав, он впервые в жизни упрекнул свою мать, сказав ей, что именно она виновата в смерти его молодой жены. Но Тихон понимает, что часть вины лежит и на нём.  

Таким образом, следует, что в основе сюжета пьесы «Гроза» лежит не трагедия любви, а трагедия совести. Гибель Катерины – это результат отчаяния, когда смерть уже не страшит, а воспринимает только как избавление от душевных мук.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Самодуры в пьесе Гроза

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы.

Островский показал, как природное явление как гроза может разрушить устои темного царства России. Главное темой создания самодуров купцов произведении было для того чтобы осудить их жестокое поведение по отношению к окружающим. Деспоты, жесткие и надменные люди , по мнению Островского господствовали в то время в России.

В вымышленном городе под названием Калинов, автор отобразил все эти жестокости.

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин.

Он и называл нравы города жестокими и деспотичными. Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов.

Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур — в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление.

Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака.

Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним.

Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше.

Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

  Что писать в теме email-письма: 80+ русских примеров

Вариант 2

В пьесе Островского «Гроза» показано самодурство отдельных лиц, которые живут ради своей наживы на других, которые держат своих подчиненных в постоянном страхе перед собой.

Кабаниха и Дикой олицетворяют беспощадную власть над народом и бессмысленную задачу всегда придерживаться старых традиций.

Жители города не знают ничего нового, они закрыты под пеленой старых принципов жизни и традиций.

Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций.

В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка.

У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить. Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности.

Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.

Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей.

Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир.

Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи.

Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.

Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.

История написания

Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.

В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.

Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.

Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.

Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.

В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.

Первая группа в «Грозе» это самодуры:

Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.

Ко второй группе относятся:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Кулигин;
  • Варвара;
  • Кудряш;
  • Борис.

Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.

Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек».

Описание Дикого

Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.

Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.

Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.

Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».

Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.

Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.

Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане.

Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется.

Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.

Если рядом самодур

Литература — дело хорошее. Но что делать в реальной жизни, когда приходится сталкиваться с самодурством?

Если это начальник, считающий, что все основано на деньгах, не бойтесь дать ему отпор. Поставить на место такого человека трудно, но возможно. Дайте ему понять, что не станете терпеть хамское отношение к себе. Когда становится совсем туго — увольняйтесь. Лучше потерять работу, чем нервы и здоровье.

Если самодурство — это типичная черта кого-то из близких, не поддавайтесь их давлению. Вам пытаются внушить, какой вы плохой: обижаете родственника, не прислушиваетесь к нему, считаете себе умнее. Признавайте — да, я плохой. Не позволяйте взрастить в вас чувство вины. Самодуру только это и нужно. Смело защищайте свои интересы и отстаивайте жизненную позицию.

Вспомним Островского

Точнее его произведение под названием «Гроза». Есть там некий Савл Прокофьевич Дикой. Фамилия у него говорящая, а нрав как раз ей под стать.

Этот Дикой был самым настоящим самодуром. Зажиточный купец, имеющий столько денег, сколько на деревьях листьев. С этим человеком всерьез считались. И сей факт импонировал Савлу. Дикой решил, что деньги решают все. Отчасти так оно и было. Мало кто мог фамильярно похлопать городничего по плечу. А Савлу Прокофьевичу это не составляло труда.

К своим подчиненным купец относился жестоко. Жалование задерживал, порой платил совсем копейки. Работники возмущаться пробовали, но Дикой начинал буянить. Кричал, что они червяки, захочет и уничтожит всех враз.

Домашним еще хуже доставалось от богатея. Самодурство — это ужасная черта характера, от которой страдает все окружение человека. Вот и приходилось семье Дикого страдать. Сколько раз убегали они из дома или отсиживались на чердаке, когда дорогой муж и отец буянил.

Почему Савл Прокофьевич был самодуром? Да потому, что у него в руках были деньги. И он полагал, что имеет право на все. В глубине души Дикой — трусливый человек, который тушуется, когда ему дают отпор. Правда, делать этого никто не рисковал, кроме Кабанихи.

Характеристика Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова — мать Тихона и Варвары, вдова, унаследовала после смерти супруга его дело, теперь властвует.

Фамилия ей тоже очень подходит: такая же дикая и злобная, может наброситься на человека без причины. Если жертвой Дикого является его племянник Борис, то для Кабанихи это Катерина, ее невестка.

Молодая женщина ни в чем не может угодить свекрови, как ни старается.

По характеру старуха сродни Дикому, поэтому только с ним разговаривает на равных, «домашних заела поедом», в городе ее все боятся: «Маменька-то у вас больно крута…».

Она абсолютно уверена, что семья должна быть построена на страхе и подчинении старшим: «Ты не осуждай постарше себя! У старых людей на все приметы есть».

Она не особо религиозна, молится и соблюдает обряды по привычке, не вникая в их смысл и значение.

Кабаниха никогда не бывает довольной, все время брюзжит и постоянно сует нос не в свои дела.

Особенно от нее достается сыну и снохе: постоянно упрекает их в неуважении, считает, что Тихон слишком добр к жене и много ей позволяет: «Может, ты и любил мать, пока был холостой.

До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Катерине совсем жизни не дает: и неряха она, и старших не чтит, и на мужа при людях вешается.

Проявление чувства доброты или жалости ей несвойственно. При малейшем неповиновении следует наказание. Она верит, что при соблюдении старых порядков и правил можно сохранить порядок в семье и в жизни.

Кабаниха привечает странниц и нищих, которые в ответ на ее милость вовсю расхваливают ее, их рассказы она принимает за настоящие новости.

Кабанова, как и Дикой, больше всего ценит деньги. Для нее кто богат, тот и прав. Когда дело касается коммерческой выгоды, она может повысить голос и на Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай!».

Если Дикой кричит и буйствует, то Кабаниха своей деспотичностью подчинила себе всех в округе и делает попытки управлять людьми.

Она хитра и от природы умна, чем также отличается от Дикого и опасна для окружающих.

Троекуров

А теперь рассмотрим самодурство Троекурова. Это герой романа «Дубровский». Кто написал его, не стоит напоминать.

Кирилл Петрович Троекуров — типичный самодур. Он и Дикой — два сапога пара. Оба жадные до денег и считают, что капитал решает все. Страсть к деньгам и к безграничной власти, в этом заключаются основные черты обоих персонажей.

Но если Дикой был труслив, то Троекуров довольно решительный человек. Он отличается своей отменной жестокостью. И тот, кто беднее его, ничтожество в глаза Кирилла Петровича.

Из-за своей жестокости он лишил жизни Андрея Гавриловича Дубровского. А ведь когда-то они были товарищами. Троекурову не понравилось, что Дубровский не заискивает перед ним. Тот был слишком горд и самодостаточен. Это взбесило Кирилла Петровича. И он отобрал у Андрея Гавриловича имение.

От такой вседозволенности Дубровский слег. Да так и не оправился от болезни. Но Троекурову этого оказалось мало. Он порушил жизнь своей дочери Маши. Самодурство — это отвратительная черта, которой обладал богач. Узнав, что дочь влюблена во Владимира Дубровского — сына прежнего товарища Троекурова, отец-самодур насильно выдает ее замуж. Таким образом, сломана судьба Маши и Владимира.

3076. Самодуры в пьесе Гроза сочинение Русский язык

Островский одним из первых описал самодурство русской провинции в пьесе «Гроза». Он показал, насколько властьимущие идут на произвол, ради своей прихоти, никогда не считаясь с другими. Они являются олицетворением беспощадного обращения с окружающими, абсолютной власти, утверждения устаревших устоев и традиций и полного господства мещанства.

Яркими представителями в «Грозе» показаны на примере двух влиятельных людей города на Волге, богатых купцов Дикого и Кабанихи.

Они оба признают лишь одно богатство, материальные ценности и власть. В их образах нет положительных качеств, только отрицательные: жестокость, грубость, лицемерие и коварство. Они бескультурны, темны и не образованы, а нововведение пугает их и вселяет страх.

Самодурство Дикого Савела Прокофьича выражено в постоянном ругательстве, злобе и ненависти даже к родным, которые живут в постоянном страхе, жестокости и ненависти. Он поклоняется только деньгам, ему всегда их мало и трясется над каждой копейкой. Он беспощадно отбирает наследство племянников, обсчитывает бедных.

По его мнению все люди червяки, а он если захочет то и раздавить может, и все должны ему покоряться. Он думает лишь о себе, о своей выгоде.

Дикой отступает лишь перед тем, у кого этих денег больше чем у него, а значит и власти больше. Перед сильными личностями он также пасует, чувствуя отпор.

Поведение Дикого типично для провинциального городка. Здесь представителями старого уклада губится на корню все светлое, новое и чистое.

Кабаниха Марфа Игнатьевна является ярой противницей всего нового, стремясь следовать старым традициям, обычаям и устоявшемуся укладу.

В ее доме все пропитано религиозностью, здесь часты монахини и странницы. Но веры в Бога нет, а лишь потому, что так надо, все «по порядку».

Она очень властный по натуре человек, и не приемлет никаких возражений. Она верит в свою незаменимость, поскольку молодое поколение не чтит старых устоев, и как мир будет дальше существовать, она даже представить не может.

Но она все же чувствует, что старому укладу приходит конец, поскольку молодежь пытается противостоять «темному царству», на примере ее снохи Екатерине, которая не стала жить по тем законам которые ей навязывают, и не стала приспосабливаться как остальные, а осталась верной своим убеждениям, против всего общества, против самодурства.

Нередко и в наши дни встречаются такие вот кабанихи и диких. И борьба с ними в развитии внутренних сильных качеств.

2 вариант

Произведение Островского «Гроза» является значимым, а все, потому что здесь рассказывается не только об обновлении природы, но и всего человечества в целом.

Кроме этого здесь рассказывается еще и о том, как власть выполняет только то, что нужно ей и совсем не считается с мнением других людей.

Также власть старается подчинить себе весь народ и сделать так чтобы они выполняли все, что им прикажут и совсем не задумывались хорошо это для людей и общества или нет. Еще власть старается поменять все традиции и вместо старых сделать новые.

И здесь можно рассмотреть двух главных героев Кабаниху и Дикого. Они очень похожи друг на друга. А все потому, что оба любят не только богатство, но и власть.

Если их рассматривать сверху вниз, то в них нельзя отыскать ни одной положительной стороны. В них больше всего жестокости, грубости и лицемерия. Они не умеют себя вести в обществе и стараются находиться там, где нет общества.

Также они не любят никаких новшеств и стараются избегать их.

Дикий постоянно ругается не только со всеми жителями города, но и со своими родственниками. И без ругани и ссор он не может жить ни дня.

Его родственники просто ненавидят его за это и живут в постоянном страхе, ведь не знают чего от них просто ожидать.

Он старается заработать как можно больше денег, а если нужно потратить хотя бы одну монетку, то потом очень сильно переживает, поэтому поводу. Кроме этого он старается отобрать у всех своих родственников наследство.

Он считает всех мелочными и червяками, которых он может раздавить в любой момент. А для того чтобы он этого не сделал нужно просто выполнять все что он прикажет. Он никогда не думал о людях, а думал только о выгоде.

Он старается считаться и находиться в хороших отношениях лишь с теми людьми, у которых намного больше денег, чем у него самого. И в этом случае сам прислуживает и выполняет все, что ему прикажут.

Кабаниха никогда не приветствовала новшества и всегда старается все вести по-старому, и другим навязывает свое мнение.

Постоянно в ее доме появляются не только монахини, но и странники и странницы. Вот только в самого бога она не верила и другим говорила о том, что его не существует. А поскольку она властный человек, то если ей начинают перечить, то это очень сильно раздражает.

Все сочинения

Самодуры и самодурство в драме А. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» (1859) явилась значительным событием в общественной жизни страны в 60-е годы XIX века.

У Островского получилась пьеса о грозе, приносящей обновление в мир природы и в мир человеческой души, о грозе, разрушающей устои «темного царства» по всей России.

Цель создания образов купцов-самодуров в пьесе состояла в том, чтобы осудить их дикий произвол, деспотизм, жестокое насилие, господствовавшие тогда в современной Островскому России. А вымышленный город Калинов, как в зеркале, отразил эти «жестокие нравы».

Сразу после открытия занавеса взору зрителя являются высокий берег Волги, городской сад и гуляющие жители небольшого городка Калинова. Красота пейзажа поначалу закрывает от посторонних глаз реальную жизнь города.

Оказывается, что в чудесном городке на Волге все не так уж прекрасно, как кажется на первый взгляд. Единственный образованный человек в городе, механик-самоучка Кулигин, называет нравы города Калинова жестокими.

Главное, что вызывает его возмущение, — это социальное неравенство, закабаление бедных богатыми, власть денег и жажда наживы, Но нет гармонии и в хозяйственных отношениях между купцами.

Они пишут друг на друга «злостные кляузы», стремятся подорвать торговлю.

На богатых купцов нет никакой управы. Никто им не указ. Даже глава города не может сделать замечание Дикому. Деньги дают им право властвовать над жителями Калинова. А потому никто не может возражать богатым купцам.

Семейные отношения строятся на жестокости и деспотизме самодуров. Слово «самодур» стало синонимом грубой самоуверенности, хамства, произвола и безнаказанности. Всем известно, что Дикой — влиятельный купец города. Он может унизить и обругать человека ни за что. Он своевольничает, так как уверен в собственной безнаказанности.

Он знает, что нигде и никогда не встретит сопротивления, Дикой свободно распоряжается судьбой своего племянника Бориса, который материально зависит от него. Дикой с его грубостью, хамством, невежеством и жадностью олицетворяет основные черты самодуров города Калинова.

Он и говорить-то спокойно не умеет, бросается на людей, как цепная собака, Он постоянно всем недоволен. Но как же возрастает его злоба, когда ему надо расставаться с деньгами. Именно поэтому он так ругает и притесняет Бориса, наследство которого он должен отдать ему по завещанию.

Так же злобствует Диой, если встречается с чем-то недоступным его пониманию. Показательна сцена, когда он набрасывается на Кулигина, пытающегося рассказать ему о громоотводе.

Будучи диким и невежественным человеком, он, как и все калиновцы, убежден, что гроза не есть электричество, а божья кара, посылаемая людям в наказание за грехи. Суеверие и страх перед неведомым определяют сознание Дикого.

Еще более склонна к фанатичной религиозности богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. На первый взгляд она и вовсе кажется благочестивой: принимает у себя странниц, ходит в церковь, чтит заповеди божьи. В отличие от Дикого, она голоса не повышает, не орет и не ругается.

Но как бы ни прикрывалась Кабаниха благочестивыми фразами, жители города знают о ней правду. Так, например, Кулигин говорит о ее лицемерии Борису: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Правда, нужно сказать, что ее самодурство ограничено рамками собственной семьи, но зато здесь она дает себе волю.

Кабаниха безалостно притесняет своего сына. Под ее влиянием он превратился в жалкого, забитого, безвольного человека, который ничего сам не решает и все время принужден оправдываться перед матерью за какие-то несуществующие грехи. Тихон бывает свободен от власти матери лишь во время деловых поездок.

А когда он дома, то стремится запить, чтобы забыться.

Конечно, Кабаниха не так уж умна, к ней можно приспособиться. Поэтому ее дочь Варвара — смелая и хитрая девушка — без труда находит выход. Она предпочитает жить по принципу «делай, что хочешь, только бы шито-крыто было».

Жестокая и деспотичная Кабаниха, используя маску благочестия, превратила в ад жизнь не только своих собственных детей, но и жизнь невестки. Не могли быть счастливы Катерина и Тихон, ведь мать вмешивается в их дела. Тихон не может проявлять никакой самостоятельности даже в отношениях со своей женой.

Это мать ему диктует, что ему говорить, как себя вести с Катериной. Она и сцену проводов Тихона устраивает по своему разумению, отводя сыну и невестке исполнение назначенных ею ролей. Тихон, запинаясь, произносит поучения под диктовку матери. А Катерина по приказу свекрови обязана выть на крыльце после отъезда мужа.

Да, вот уж, действительно, дикие нравы в городе Калинове.

Грозна власть Диких и Кабановых, но, видно, и ей приходит конец. С горечью принуждена признать Кабаниха, что старина выводится: «В другой дом и взойти не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Несмотря на свою безграничную власть в семье, Кабаниха ощущает внутреннюю тревогу. Она чувствует, что все идет не так, как ей хочется. Даже своему безропотному сыну она не может внушить, что семья должна страхом держаться, а не чувствами. Именно поэтому она в сцене покаяния Катерины торжествующе говорит Тихону, пытаясь убедить его в своей правоте: «Что, сынок! Вот куда воля-то ведет!».

Пошатнулись опоры, на которых держатся самодуры в Калинове. Катерина предпочитает смерть горькой жизни в неволе и бросает открытый вызов «темному царству». Варвара и вовсе бежит из дома. И даже робкий Тихон осмелился обвинить мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили».

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского», — писал Добролюбов. Необходимость перемен в общественной жизни страны — главная идея пьесы.

Под самодурством революционер-демократ Добролюбов понимал не только семейный деспотизм, но и всю систему общественных отношений в царской Росии, доведенную до крайности.

Пьеса Островского «Гроза» и должна была принести обновление в мир человеческих отношений, чтобы навсегда избавить людей от жестокости, деспотизма, грубости и лицемерия.

Сочинение на тему Самодуры и их жертвы в пьесе «Гроза» ( : Островский А. Н.)

Драма «Гроза» была написана А. Н. Островским в 1859 году. Писатель повествует нам о городе Калинове, про который критик Н. А.

Добролюбов сказал: «Стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами».

Мирный и тихий, на первый взгляд, Калинов совершенно изолирован от окружающего мира, это «темное царство», в котором господствуют свои жёсткие нравы.

Жители отдаленного города чересчур суеверны и необразованны, придерживаются вековых традиций. Всю власть в Калинове поделили зажиточные горожане, среди которых встречаются настоящие самодуры, жестокие и беспощадные. Их жертвами становятся люди, которые не всегда способны постоять за себя.

Представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются Кабаниха и Дикой. Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, вдова, имеющая двоих взрослых детей — Тихона и Варвару.

Она принадлежит к старшему поколению, поэтому не только придерживается многовековых патриархальных традиций, но и «читает наставления» окружающим ее людям и изводит их спокойным монотонным голосом.

По мнению Кабанихи, подрастающее поколение должно уважать старших, поскольку «у старых людей на все приметы есть, старый человек на ветер слова не скажет». Марфа Игнатьевна уверена, что жена должна бояться своего мужа и во всем слушаться его, ибо не будет без этого порядка в доме.

Кабанова — настоящая ханжа, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем», даже милостыню дает не из-за доброты душевной. Кабаниха — лицемерный человек, в церковь она ходит, для того чтобы показаться набожной женщиной.

Другим представителем неограниченной власти в Калинове является купец Дикой. Дикой — гневливый и скандальный человек, который без ругани «дышать не может». Он мучает не только посторонних людей, но и своих близких, те однажды «две недели прятались по чердакам да по чуланам» от его гнева.

Однако если Дикой чувствует, что не в силах подействовать на человека, что тот внутреннее сильнее его, то очень быстро отступает. «Пронзительный мужик», — так о нём говорит Кудряш, единственный, кто способен перекричать Савела Прокофьевича. Все в городе боятся Дикого и стараются меньше контактировать с ним.

Случается и такое, что Дикой раскаивается: падает в ноги и просит прощения при окружающих. Но искренность таких поступков весьма сомнительна. Наживается Савел Прокофьевич нечестным путем: обсчитывает людей, не отдает жалованье и не возвращает долги.

Кабаниха и Дикой — друзья, которые любят поговорить по душам, они оба гнобят близких им людей и являются представителями старого времени.

Жертвами тиранов являются Катерина, Борис, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин. Катерина — жена Тихона, свекровь постоянно изводит её. В детстве Катерина «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле», любила ходить в церковь и выращивать цветы, много мечтала. Но в Калинове ее жизнь изменилась.

«Все как будто из-под неволи», — отзывается она об обрядах, молитвах, занятиях калиновцев. Воля к жизни, свобода — вот протест Катерины. Она предпочитает смерть неволе, подчинению калиновскому устрою жизни. Её муж Тихон — бесхребетный и бесхарактерный человек, он во всем потакает своей матери и делает то, что она прикажет, даже бьет Катерину.

Он мечтает вырваться из окружающей его обстановки, однако не прилагает никаких усилий для этого и выражает свой протест только после гибели Катерины: «Вы её погубили! Вы! Вы!» Сестра его, Варвара, перенимает от матери лицемерие и ханжество, поэтому открыто не протестует, а руководствуется принципом «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Кудряш, возлюбленный Варвары, постепенно свыкается с нравами Калинова и не думает о настоящем положении вещей.

Механику-самоучке Кулигину мешает совершенствоваться дальше необразованность людей города Калинова: он мечтает поставить солнечные часы и громоотводы, чтобы улучшить жизнь обществу, однако Дикой считает это всяким вздором, а Кулигина и вовсе сумасшедшим.

Механик-самоучка понимает несправедливость сложившейся в городе ситуаций и выражает свой протест в открытой форме, не боясь осуждений со стороны других: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Борис — возлюбленный Катерины, единственный человек, получивший хорошее образование, и тот оказывается таким же слабовольным, как Тихон. Он стремится получить наследство Дикого, но Кулигин открывает ему глаза: «Вам наследства вашего не видать никогда». Тогда Борис подумывает о наследстве Катерины и заводит с ней скрытые отношения. Когда их связь раскрывается, Дикой грозиться отправить его в Сибирь, но герой боится рассердить дядю, ничего не предпринимает и покидает Катерину в тяжёлый жизненный момент.

Каждый из героев так или иначе изъявляет свой протест калиновским порядкам, поэтому мир «темного царства» начинает рушиться, и даже Кабаниха замечает, что старина постепенно отживает своё.

Образы купцов-самодуров в пьесе Островского «Гроза» (размышления о прочитанном)

  • ….В пьесе “Гроза” Островский еще раз “ударил по болячке”, до него пропущенной в литературе, –
  • по купеческому быту…

Огарев

О пьесе Островского спорят с тех самых пор, как она появилась на сцене, и до настоящих дней; снова и снова ее ставят в театрах, отыскивая новые режиссерские трактовки.

Сразу же после премьеры спектакля возник “спор городов” о том, с каким из них связаны события, изображенные драматургом. Например, жители Костромы рассказывали об Александре Клыковой, купеческой жене, тайно любившей местного почтового служащего. Замученная преследованиями деспотичной свекрови, от которой не мог защитить ее добрый, но слабовольный муж, она утопилась в Волге.

Костромичи настолько были уверены в том, что Островский в своей драме изобразил это трагическое происшествие, что на первых представлениях “Грозы” костромские актеры гримировались под Клыковых. Однако выяснилось, что драма была закончена Островским за месяц до происшествия, случившегося в этой семье.

Фактически в пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, предпринятого Островским весной 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Поэтому можно утверждать, что образная система драмы “Гроза” повторяет общественную и семейную модель купеческого мира, доминантой которого являются такие купцы как Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой.

Именно они определяют нравственный климат в городе Калинове.

Неслучайно первое появление Марфы Игнатьевны перед зрителями как бы подготавливает рассказ Кулигина: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!…”.

Эти нравы контрастируют с волжскими красотами, противостоят им; недаром все, кто страдает от жестокости, затхлости, “дикости” калиновского мира обращают свой взгляд к природе. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, – это почти первые слова, которыми открывается пьеса.

Произнесенные все тем же Кулигиным, они заставляют зрителя и читателя задуматься, почему же “большую привычку нужно…иметь”, чтобы жить в этом приволжском городе.

Далеко не всем такое под силу. Ведь, например, Дикому ругаться “везде место”; он “ни за что человека оборвет”. Единственный человек в пьесе, стоящий ниже на социальной лестнице, перечит этому самодуру – его работник Кудряш: “…уж я перед ним рабствовать не стану”.

Кудряш сам объясняет, в чем состоит его умение общаться со своим хозяином: “…я его не боюсь, а пущай же он меня боится…он – слово, а я – десять…”.

А была бы возможность, Кудряш и физически бы Дикого проучил: “Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”.

Уже в первом явлении мы рядом с именем Дикого слышим другое – Кабаниха. Именно она “соперничает” с Диким в самодурстве, правда, эта купчиха гораздо изощреннее в издевательстве над домашними и окружающими: “…все под видом благочестия…”.

Итак, духота калиновских нравов, которые Кулигин определил как “жестокие”, налицо.

Но большинство калиновцев относятся к своему городу терпимо и даже чувствуют себя в нем уютно, особенно, послушав рассказы странницы Феклуши; по ее словам, вокруг Калинова творится невообразимое: Литва “на нас с неба упала…и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны”.

Там живут люди “с песьими головами”, там вершат свой неправедный суд “салтан Махнут персидский и салтан Махнут турецкий”. Все ее рассказы о большом мире выстроены так, что они целиком ложатся в концепцию патриархального сознания, где центр мирозданья – благочестивый город Калинов: “…В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый”.

Оказывается, Калинов – прибежище праведников: как “салтан Махнут” ни рассудит – все неправедно, а как ни рассудят калиновцы – все праведно. И они будут судить Катерину за любовь, которая превращает героиню из одной из калиновцев в личность, противостоящую рабству.

Становится понятной природа социального конфликта в драме.

Мир, существующий по законам лжи, лицемерия ( “…по мне – делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было…”), самодурства, жестокости сильного по отношению к слабому, искажающий душу человека, определяет этот конфликт.

Почему же мир купцов так беспощаден к инакомыслию? Ответ найти несложно. Патриархальный мир обречен, он на грани распада и осужден временем, этого страшатся защитники “старины”: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние…”, – горюет Феклуша.

Постулаты “Домостроя”, на которых базировалась патриархальная семья, устарели: нет больше мужа – главы и защитника. “Да я, маменька, и не хочу своей волей жить…”, – убеждает Кабаниху ее сын Тихон. Требование беспрекословного подчинения главе семьи как опытнейшему и мудрейшему переродилось в хамское подавление чужой воли, в ощущение бесконечной вседозволенности.

“Ну какой ты муж? Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?” – учит Кабаниха сына.

Именно поэтому эта героиня страшна не верностью старине, а самодурством “под видом благочестия”. Кто может противостоять этой силе? В пьесе смогла только одна героиня, Катерина.

Ее поступок, самоубийство, – это страшный вызов всем самодурам Калинова, для которых мнимое благочестие – непререкаемая основа.

Недаром в последней реплике Кулигина соединились и проклятья всем, кто ее погубил, и пробуждение от былой покорности (“Нечего делать, надо покориться!…”).

Очень важны в этом плане слова Тихона, завершающие пьесу: “Вы ее погубили!…Хорошо тебе, Катя!…”. Не любовная интрига важна автору – он заставляет задуматься над жизнью, где живые завидуют мертвым, да каким – самоубийцам!

Так автор в пьесе, завершающий ранний период своего творчества, “ударил” по самодурному купеческому миру, в котором назрела необходимость перемен.

14.12.2011

Образы купцов-самодуров в пьесе Островского «Гроза» на Сёзнайке.ру

А.Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени.

Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху.

Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал.

В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его (Дикого) «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные.

Кулигин называет ее «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою.

Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом». Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит «с езуитом» вместо «с иезуитом»), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью («Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!»), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: «Ну, ты не очень горло-то распускай!» — обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих.

Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.

Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее.

Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели.

Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

Постоянным читателям и посетителям Литероведа предлагаем сочинение на тему «Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)», в котором расскажем о том, какую роль играет гроза в системе персонажей и сюжете  произведения.

«Гроза» — одна из самых известных пьес русского драматурга А.Н. Островского. В ней  автор изображает мир купечества в один из переломных моментов, когда начали рушиться старые домостроевские устои, так свято охраняемые такими купцами, как Дикой и Кабаниха.

С первых сцен пьесы герои говорят о грозе, однако упоминают о ней не только как о явлении природы. Гроза выступает как образ-символ, самостоятельное действующее лицо драмы. В жизни каждого из персонажей эта стихия играет свою роль, у героев свое отношение к этому образу. Впервые упоминание о грозе появляется в первом действии пьесы, а к четвертому она набирает силу. В Калинове все живут ее ожиданием: о грозе говорят, ее боятся, от нее пытаются спрятаться, и только механик-самоучка Кулигин не может сдержать восторг от этой природной стихии, от ее мощи и красоты. Он недоумевает, как можно страшиться такого прекрасного явления природы, как можно не восхищаться его силой и мощью. Он называет грозу благодатью, которой радуется вся природа: каждая травинка, каждый кустик и цветочек. Кулигин говорит, что люди наделали себе пугал из всего, в каждом явлении природы видят какой-то плохой знак.

Многими горожанами гроза воспринимается как  напоминание о грехах, порочной жизни. Дикой убеждает, что она посылается в наказание и спастись от нее, как предлагает Кулигин,  громоотводом, «шестами да рожнами» не получится. Купец знает, что он грешит, но остановиться и покаяться в перед собой, людьми и Богом не может.  

С опаской ждет грозы и Катерина Кабанова. Однако она воспринимает это явление природы не как наказание за грехи, героиню пугает сила и неуправляемая энергия стихии, которая  противоречит тихому и спокойному нраву героини. Молодая женщина  не боится, что гроза ее убьет, ее страшит, что она может умереть с грехами и лукавыми мыслями.

Кроме всего выше сказанного, гроза – это и предвестник скорых перемен в темном царстве Диких и Кабаних, в царстве пороков и застоя. Жители Калинова привыкли врать друг другу, воровать, за закрытыми дверями и ставнями угнетать родных и близких. Кулигин, рассказывая Борису о городе и горожанах, говорит о жестоких нравах, царящих в Калинове. Среди мещан процветает грубость и бедность, потому что честным трудом невозможно заработать «больше насущного хлеба», а те, кто имеет деньги и власть, стараются поработить бедного, бесправного, чтобы через его труд заработать еще больше денег. Купец Дикой, один из самых богатых купцов Калинова, чувствует свою власть и безнаказанность, он нагло отвечает городничему, который после жалобы горожан на Дикого пытается воззвать к совести купца. Дикой тогда сказал городничему, что из тех копеек, которые он недодает своим мужикам, у него составляются тысячи. Купцы стараются подорвать торговлю друг другу и часто делают это не из какой-либо корысти, а из черной зависти. В Калинове доносят на ближних, пишут кляузы. А если дело доходит до суда, то и этому рады: пусть сами кляузники потратятся, но и других заставят раскошелиться.

Самодур Дикой целыми днями кричит на домочадцев, ругает их последними словами, терроризирует, не встречая ответной силы. Особенно достается племяннику Борису, который живет в доме дяди из-за родительского наследства. Взрослому, образованному, умному  человеку невдомек, что от таких жадных, меркантильных  родственников невозможно вырвать ни копейки, ради наживы они готовы пойти даже на преступление.

Еще одна известная семья в городе – семья Кабанихи, богатой купчихи, вдовы. В ее доме царят домостроевские порядки. От своих детей, сына Тихона и дочери Варвары,  а также невестки Катерины она требует беспрекословного подчинения. Поэтому сын готов использовать любую возможность, чтобы сбежать из дома хоть на несколько дней, чтобы вырваться из оков матери, глотнуть немного свежего воздуха. Душная атмосфера темного царства настолько ему тягостна, что от побега Тихона не останавливают даже просьбы и мольбы молодой жены, он остается к ним глухим и равнодушным. Варвара же приспосабливается к домостроевским правилам, установленным Кабанихой. Она научилась лгать и изворачиваться. Чтобы бегать на свидания по ночам к возлюбленному, девушка выкрала ключ, которым запирают калитку на ночь.

Так же поступать она советует и Катерине, которая полюбила Бориса, племянника Дикого, и, пока мужа не было дома, тоже тайно встречалась с любимым человеком. Однако героине очень трудно переступать через те моральные принципы, которые были привиты ей в родительском доме. Мать ее воспитывала в любви и ласке. В их доме часто собирались странницы и богомолки, которые вышивали, пели стихи, делились разными историями. Девушка с удовольствием слушала их интересные рассказы, затрагивающее душу пение. Она ходила с матерью в церковь, а после службы отдыхала, гуляла по саду, поливала цветы, которых у нее дома было видимо-невидимо, ходила за студеной водой к ключу. Ее никто и никогда не обижал в родительском доме, только одевали, как куклу, холили и лелеяли. Из девичьей холи она попала в атмосферу темного царства. Катерина не может приспособиться к страшным порядкам. За время замужества она не научилась врать, обманывать, что-то скрывать от мужа. Она не в силах справиться со своим чувством к Борису, но не может продолжать встречаться с ним, изменять мужу, со стороны которого не встречает никакой поддержки, не получает никакого тепла, поэтому выбирает единственный, по ее мнению, правильный путь – бросается с обрыва в Волгу и погибает. Ее гибель  как вызов темному царству, в котором чахнут и гибнуть чистые, возвышенные души.

Ее смерть, словно из вековой спячки поднимет Тихона, и он впервые осмелится бросить в лицо Кабанихе гневные слова обвинений. Пока только он один встал против правил темного царства, но можно надеяться, что к нему будут присоединяться и другие калиновцы, и тогда домостроевские устои рухнут, и город Калинов преобразится.

Образ грозы в произведении В.Н. Островского это не только природная стихия, наводящая ужас и животный страх. Гроза в пьесе носит  характер социального явления. Этот образ-символ напоминает, что обществу, в котором человеку приходится лгать, изворачиваться, подавлять свои лучшие душевные качества, грозит неминуемая гибель.  

На чтение 13 мин. Просмотров 70 Опубликовано

«Гроза» в творчестве Александра Островского стала одним из первых произведений эпохи, которое раскрывало не только уже известные проблемы в виде противостояния добра и зла, но и поднимало вопрос об актуальности общепринятых норм и правил. Так, именно главная героиня здесь — символ нового, настоящего и будущего. Однако является ли само самоубийство Екатерины протестом против «темного царства»?

Я считаю, что самоубийство действительно представляет собой яркий протест борьбы против общества, которое сильно устарело в собственных взглядах. Мир в пьесе делится на чистый и искренний — Катерина, лицемерный — Кабаниха, Дикой и Тихон. Самоубийство и символ нового — главная героиня — объединяются как бы одно целое, заставляя общество меняться.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Катерина — центральный персонаж — выросла в любящей семье. Родители много позволяли девушке, что позволяло ей заниматься любимыми делами. После замужества девушка переезжает в дом супруга, где также становится хозяйкой. Тем не менее, она так и не смогла почувствовать себя любимой в новой семье, ведь Тихон оказался слабовольным и во многом бесхарактерным человеком, полностью подчиняющимся воле матери. Уже на этом этапе Катерина предстаёт пред читателем как «луч света в темном царстве».

Искренняя и добрая девушка не смогла не поддаться соблазну. Она изменяет с Борисом не без вмешательства Вареньки — родной сестры Тихона, которая также не может стать счастливой из-за давления матери. Катерина искренне раскаивается в поступке, пытается объяснить окружению, что ее грех — результат халатного и бесчувственного отношения в семье. Кабаниха и Тихон критикуют и унижают героиню, хотя сами грешны не меньше: Тихон уезжает еженедельно в город для «работы», а сам проводит время в компании других женщин, а Кабаниха постоянно лицемерит и осуждает даже хороших людей, чувствуя себя барыней. Катерина не смогла справиться с давлением общества, Борис отказался от нее ради счастливой и безмятежной жизни. Теперь она видит только один выход — самоубийство.

Самоубийство действительно стало протестом в пьесе Александра Островского «Гроза», что доказывает последняя сцена. Тихон и Варенька — единственные, кто жалеют Катерину, а ее муж даже не побоялся впервые возразить матери. Это протест не только для героев произведения, но и общества, которому пришло время перестать заключать браки только ради выгоды и прислушиваться к мнению «авторитетных» личностей.

Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях?

Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни.

Первый ее протест – это любовь к Борису, а второй – самоубийство.

Н. А. Добролюбов, автор статьи “Луч света в темном царстве”, утверждает, что в образе Катерины отражается та скрытая сила, которая выражена в стремлении народа к свободе и не может пробудиться в обществе, подобному ” темному царству” . Самый сильный протест исходит от слабых личностей, долгому терпению которых рано или поздно приходит конец.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении Островского “Бесприданница”. Личная жизнь не имела существования, поскольку общество вечно давало указания к жизни. Убийство Ларисы является душевным протестом против безразличия к интересам.

Таким образом, протест обществу возникает при долгой борьбе с образом жизни пагубно влияющих на личность людей.

Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Сочинение на тему “Образы Чацкого и Молчалина”Лирика И. Бродского Бродский И. А »

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Островский А. Н. » Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? Островский А. Н. все сочиненияОстровский А. Н. краткие содержания

Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях ?

Действительно, Катерина- сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей “ тёмного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый её протест- это любовь к Борису, а второй — самоубийство.

Н.А.Добролюбов, автор статьи “Луч света в тёмном царстве”, утверждает, что в образе Катерины отражается та скрытая сила, которая выражена в стремлении народа к свободе и не может пробудиться в обществе, подобному “ тёмному царству” .

Самый сильный протест исходит от слабых личностей, долгому терпению которых рано или поздно приходит конец.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении Островского «Бесприданница». Личная жизнь не имела существования, поскольку общество вечно давало указания к жизни.Убийство Ларисы является душевным протестом против безразличия к интересам.

Таким образом, протест обществу возникает при долгой борьбе с образом жизни пагубно влияющих на личность людей.

Полезный материал по теме: Скачать Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость?

<legend>Tags</legend>СмертьКатериныпротестилисмирение?Силавнейилислабость?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид — проявлением силы или слабости — достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати — личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины — героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.

Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2020/12/yavlyaetsya-li-samoubijstvo-ekateriny-protestom-protiv-temnogo-tsarstva.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/smert-kateriny-protest-ili-smirenie-sila-v-nej-ili-slabost-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/smert-kateriny-protest-ili-smirenie-sila-v-nej-ili-slabost
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/samoubiystvo-kateriny-sila-ili-slabost.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/smert-kateriny-v-groze.html

  • Самая присамая как пишется
  • Самая невероятная история сочинение 4 класс
  • Самая короткая арабская сказка
  • Самая красивая девушка из сказки
  • Самая красивая сказка в мире