Самая первая сказка андерсена

Текст: мария голубкова санкт-петербург/рганимационный фильм на тему блокады ленинграда русалочка и переводчица собрал в интернете около трех миллионов просмотров. над

Текст: Мария Голубкова (Санкт-Петербург)/РГ

Анимационный фильм на тему блокады Ленинграда «Русалочка и переводчица» собрал в интернете около трех миллионов просмотров. Над проектом работала целая команда авторов, и каждый воспринял трагедию осажденного города как свою. Хотя родились и живут они в самых разных местах.

Идея мультфильма родилась всего из одной фразы: «А старушка Ганзен-то уже того…» (умерла. — Ред.). Она звучала в спектакле «Живые картины», которые Виктор Алферов поставил в Театре наций на основе текстов Полины Барсковой — пьеса была написана ею по просьбе режиссера. Поэтесса и филолог, она родилась в Ленинграде, но сейчас живет и работает в США.

— Сначала я познакомился с ее текстами, — рассказывает автор идеи и режиссер фильма Виктор Алферов. — Меня потрясла история о том, как проводили экскурсии в Эрмитаже — перед пустыми рамами, ведь картины были отправлены в эвакуацию. Это невероятно сильный образ — «видеть, даже если этого нет перед глазами»…

Имя Анны Ганзен появляется в «Живых картинах» как еще одна хрупкая грань искусства. Знакомо оно немногим, а вот творчество — практически каждому. Вместе с мужем Петром Ганзеном Анна занималась переводами скандинавской литературы, и сегодня мы знаем и любим сказки Андерсена в том числе благодаря таланту этой супружеской четы. К началу Великой Отечественной войны Ганзен давно овдовела, а в блокаду оказалась заперта в своей квартире на Васильевском острове вместе с внучкой Людмилой.

Подлинные дневники девочки и страницы биографии Анны Ганзен стали основой сценария.

На первый взгляд в фильме ничего не происходит: бабушка и внучка вместе смотрят в окно, делят хлеб, топят буржуйку. Но символично, что первой в печь летит книга Кнута Гамсуна «Голод» — ее Анна Ганзен тоже перевела. Потом — «Снежная королева». В блокадном Ленинграде действительно топили печи книгами.

— Эта история как будто соединила мое счастливое детство в Сибири с тем страшным, что пережил Ленинград, — рассказывает 44-летний Виктор Алферов. — Благодаря Ганзен у меня в детстве были волшебные истории, но это — страшная сказка.

Персонажи, облик которых придумали и нарисовали Юлия Тимофеева и Светлана Разгуляева, выполнены в подчеркнуто наивной манере — это как будто детские рисунки… Только все они черно-белые — как кадры военной кинохроники. И лишь намеком на чудо, на сказку, на будущую Победу — голубые глаза Людочки. И голубой кит, в которого превращается аэростат воздушного заграждения над городом. И голубые волосы Русалочки — будто голубая мечта о счастье. На ней нет даже клочка одежды — ленинградцы оказались ничем не прикрыты перед ужасами голода и холода.

Самая первая сказка андерсена

Почти весь мультфильм — черно-белый. Как кадры военной кинохроники. Фото: Архив Виктора Алферова

Как героиня Андерсена, Людочка выходит в город, к людям. И ей, как сказочной Русалочке, оказывается очень больно — видеть Исаакиевский собор в шрамах от осколков снарядов, а на улицах — железные кровати, из которых строят заграждения: «На них спали люди, но теперь они умерли». В фильме есть и отсыл к «первоисточнику» — образ Эрмитажа с пустыми рамами, и кадры из документальной хроники «Ленинград в борьбе» — девочка смотрит их в кинотеатре. Даже в июле она не снимает рукавички — никак не может отогреться. Так, в рукавичках и пишет в своем дневнике. Записи звучат с экрана голосом дочки режиссера анимации Ксении Михайленко — пятиклассницы Даши.

Анна Ганзен умерла 2 апреля 1942 года, по удивительному совпадению — в день рождения Ганса Христиана Андерсена,

и эта сцена есть в фильме. Но заканчивается он на торжественной, праздничной ноте: раскрываются голубые цветы, подобные тому, из которого родилась Дюймовочка. На свет показываются величественные памятники — в блокаду они были обложены мешками с песком для сохранности. Первым — Медный всадник. Загорается огонь на Ростральных колоннах. В последний раз махнула хвостом и ушла в Неву Русалочка. Закончилась страшная сказка.

Премьера анимационного фильма «Русалочка и переводчица» состоялась на большом экране в Москве. Но создатели фильма считают важным показать его в Петербурге. Возможно, это удастся организовать в январе, когда город будет отмечать 79-летие прорыва и 78-ю годовщину ленинградской Победы — Дня полного освобождения города от фашистской блокады. К тому моменту число просмотров уже, вероятно, перевалит за три миллиона. Впрочем, как признается Виктор Алферов, просмотры и «лайки» — далеко не самоцель: «О блокаде Ленинграда надо помнить и рассказывать. Мы сделали это языком анимации и получили зрительский отклик. Это важно».

Кстати

Музыку к «Русалочке и переводчице» написал композитор Мурат Кабардоков. Он признался, что его любимая сказка Андерсена — «Девочка со спичками», и это оказалось некоторым образом созвучно истории, рассказанной в фильме.

— Для меня блокада Ленинграда — глубоко трагическое и вместе с тем героическое событие, — говорит Кабардоков. — Как музыкант я испытываю глубокий пиетет перед Дмитрием Шостаковичем, автором в том числе «Ленинградской симфонии» — явления поистине вселенского масштаба. В 1941 году ему было 36 лет, как мне сейчас, он был уже признанным композитором, но вместе со всеми сбрасывал с крыши Консерватории зажигательные бомбы. Он был еще и выдающимся человеком, глубоко любившим свой город. Поэтому для меня история блокадного Ленинграда — тоже уже почти личная.

В фильме звучат две основные темы — светлая и грустная. Я использовал фортепиано, и музыка получилась камерной и нежной, для нашей истории это очень подходит.

Источник: rg.ru

ОГБОУ  «Чапаевская   школа-интернат»

image001                                               
image002

КВН   по  сказкам
Г.Х.Андерсена

в   7  классе

                                                                                           
Учитель: Дыкина Т.Ю.

                                      2020год

Цель занятия :

расширять
кругозор
учащихся; 
развивать
речь, память и внимание уч-ся; 
воспитывать познавательный интерес к
русской литературе. 
Дети заранее разбиваются на две команды, выбирают названия команд,
капитанов. В конкурсах команды за каждый правильный ответ получают по одному
баллу.

 Ход
.

1.    
Вступление.
Слово учителя

… Сказками увенчан,
как цветами.
 Строк его вкушаем благодать.
 Наши папы, бабушки и мамы
 Брали сказки в детскую кровать.
 Открываю том его прекрасный
 В поле, в доме, в школе и в лесу…
 Сказок его радужные краски
 Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!

Ребята,
сегодня мы вспомним  сказки замечательного датского писателя  Г.Х. Андерсена.

Сейчас мы
разделимся на 2 команды (команда мальчиков и команда девочек).  

Начнем
представление команд

II. Приветствие команд  (название команды, эмблема)

Команда 
девочек   «Дюймовочки»

Капитан
команды-

         
Мы девочки славные,

         
Умные, прекрасные,

         
Любим сказки мы читать,

          
в КВН пришли играть.

 Команда
мальчиков «Оловянные солдатики»

Капитан
команды-

          
Мы стойкие солдатики

          
Сказки Андерсена  читаем

          
На отважных героев

         
Похожими быть желаем.

Представление
команд  закончилось, и мы приступаем к испытаниям.

1.
Конкурс «Сказка начинается… А как она называется?»

Вопросы
1 команде
:

1)
«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король.
Было у него 11 сыновей и одна дочь»

(«Дикие
лебеди»)

2)
«Шёл солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шёл
домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма»

(«Огниво»)

Вопросы
2 команде
:

1)
Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас.
Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно
хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и
прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное так и выпирало, делалось ещё
гаже»

(«Снежная
королева»)

2) Жил-был
принц, и хотелось ему взять, за себя принцессу, но только настоящую…»

(«Принцесса
на горошине»)

2.
Конкурс «Угадай героя сказки!»

 Вопросы 1 команде: 

1) «Боже мой, на
что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и
вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …»
(Принцесса.  «Принцесса на горошине»)

2)  Они вынуждены были жить на чужбине, лишь раз
в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать
дней; колдовскими чарами были лишены
человеческого облика; освободились
от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения
руками близкого им человека. 
(
Братья Элизы; «Дикие лебеди»)

3) «Он некрасив,
но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше
других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».
(Гадкий утенок. «Гадкий утенок»)

4) Эта героиня:

а) хороша собой
(все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной
девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась… немой…”; 
б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла
сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”,
каждый шаг причинял ей невыносимую боль; 
в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену. 
(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)

5) «Сын был тоже
мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…»

(Сын жабы,
«Дюймовочка»)

Вопросы
2 команде:

1) «У него
огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он
слеп».
(Крот. «Дюймовочка»)

2) «Она была старая
и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди»

(Ведьма,
«Огниво») 

3) Эта
героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и
её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из
какой сказки?
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)

4) Этот герой

1) а) инвалид с
рождения; не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома; 
б) совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя
пребывание в желудке у рыбы; 
в) во всех жизненных испытаниях “держался стойко, как и полагается настоящему
солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд”. 
(Стойкий оловянный солдатик, герой одноимённой сказки.)

3.
Конкурс  «Самые-самые — сказки и герои»
 
( задавать вопросы по очереди каждой команде) 

— Самая короткая сказка.
(«Принцесса на горошине») 
— Самая грустная сказка. («Русалочка») 
— Самая зимняя сказка. («Снежная королева») 
— Самая смешная сказка. («Новый наряд короля») 
— Самая крошечная девочка. (Дюймовочка) 
— Самый богатый жених. (Крот) 
— Самый красивый наряд короля. (Воображаемый) 
— Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине) 
— Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди») 
— Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок») 
— На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? 
(Гадкий утенок. Допускается:Стойкий оловянный солдатик) 
— Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»). 
— Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво») 
— Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво») 
— Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка») 
— Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик) 
— Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик») 
— Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют).

4. Конкурс  «К какой
сказке относятся подборки слов?»

1) Солнце, снег,
лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень, дружба, ворона («Снежная
королева») 
2) Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди») 
3) Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка») 
4) Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)

5) Тюфяк,
карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).

6) Нора, мышь, крыло, цветок,
эльф. («Дюймовочка»).
 

5. Конкурс «Расшифруй
героев сказки и назови из какой сказки эти герои.

1 команда 
Сказка «Дюймовочка» 
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ, АБАЖ, СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ 
Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф
2 команда 
Сказка «Гадкий утёнок» 
КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, ТЕПХУ 
Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, петух.

6. Конкурс «Знакомые
предметы»
 
В сказках волшебными бывают не только герои, но и вещи. Сейчас мы оправимся в
музей «Вещи героев Андерсена». В старину музей, где хранились
всякие диковинные вещи, называли «кунсткамерой»: 
Кунсткамера наша полна экспонатов. 
Все эти предметы служили когда-то 
Принцессам, и принцам, и людям незнатным, 
И бравым солдатам, и дамам богатым. 
Об этих предметах историй забавных 
Мы множество знаем — и грустных, и славных. 
На нашем столе лежат предметы, принадлежащие героям сказок Андерсена. Вы должны
отгадать, кому они принадлежат, и из какой они сказки:

  • Горошина
    – «Принцесса на горошине»
  • Роза
    – «Снежная королева», «Свинопас»
  • Ворон
    – «Снежная королева»
  • Грецкий
    орех – «Дюймовочка»
  • Зеркало
    – «Снежная королева»
  • Зонтик
    – «Оле-Лукойе»
  • Собака
    – «Огниво»
  • Вешалка
    – «Новое платье короля»
  • Ложка
    – «Стойкий оловянный солдатик»
  • Брошка
    – «Стойкий оловянный солдатик»
  • Спички
    – «Девочка со спичками»
  • Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
  • Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в
    дупло.
    («Огниво»)
  • Бусы из ракушек («Русалочка»)
  • Крапива
    («Дикие лебеди»)
  • Волшебный
    напиток («Русалочка»)

7.  
Конкурс «Собери  картинку»

(необходимо
собрать картинку из пазлов )

8.
Конкурс «Гонка за лидером»

1. Для чего ведьме
надо было, чтобы солдат спустился в дупло?

    (Сказка “Огниво”.
Чтобы забрать волшебное огниво)

2. Для чего ведьме
нужно было огниво?

    (Сказка “Огниво”.
Если ударить по кремню, появлялась собака и выполняла желания)

3. Кто это и из какой
сказки?

“Боже мой! На что она
была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала
из пяток”.

   (“Принцесса на
горошине”)

4. Во сколько лет
Русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?

    (Сказка
“Русалочка”. В 15 лет)

5. Что отдали сёстры
Русалочки ведьме за то, чтобы ведьма избавила Русалочку от смерти?

    (Сказка
“Русалочка”. Волосы)

6. Кто посмел сказать
королю, что он голый?

    (Сказка “Новое
платье короля”. Ребёнок)

7. Сколько было
братьев оловянных солдатиков?

     (Сказка “Стойкий
оловянный солдатик”. 25)

8. Из чего были
сделаны солдатики?

   (Сказка “Стойкий
оловянный солдатик”. Из оловянной ложки)

9. Почему король не
узнал свою дочь?

   (Сказка “Дикие
лебеди”. Злая королева натёрла Элизу соком грецкого ореха, вымазала лицо
вонючей мазью, спутала волосы)

10. Где Элиза впервые
увидела своих братьев-лебедей?

    (Сказка “Дикие
лебеди”. На берегу моря)

11. Как братья
перенесли Элизу через море?

     (Сказка “Дикие
лебеди”. Сплели сеть, посадили в неё Элизу и, взяв сеть в клюв, полетели)

12. Что помогло
определить в вымокшей незнакомке принцессу?  

    (Сказка
“Принцесса на горошине”. Горошина.)

13.  Как звали друга
Герды?

    (Сказка “Снежная
королева”. Кай.)

14. Какие приключения
пережила Дюймовочка?

    (Её украла жаба
для того, чтобы женить на своём сыне. Рыбки помогли уплыть от жабы, но её
похитил майский жук. Потом всё лето она прожила одна в лесу, попала к мышке,
которая хотела выдать её замуж за крота. Спасла ласточку и с ласточкой улетела
в дальние края, где познакомилась с эльфом.)

15. За что же  на
птичьем дворе все обижали гадкого утёнка?

    (Сказка “Гадкий
утёнок”. Он был не похож на других)

16. Почему, когда
крестьянин принёс гадкого утёнка домой, и дети решили с ним поиграть, утёнок
испугался?

    (Сказка “Гадкий
утёнок”. Он привык, что его все обижают, и ни от кого не ждал добра)

17.  Какое слово
складывал Кай из льдинок?

    (Сказка “Снежная
королева” Вечность.)

18. Куда унесла
снежная королева Кая?

    (Сказка “Снежная
королева”. В Лапландию и дальше в Финляндию)

19.  Как Герде
удалось отогреть Кая?

     (Горячие слёзы
Герды упали Каю на грудь, проникли в сердце и  растопили осколок зеркала.
Поцеловала Кая в обе щеки и они зарделись , поцеловала руки и ноги и он опять
стал бодрым и здоровым) 

20. Кто так говорил: «Ко-акс,
ко-акс, брехке-ке-кекс!»

9. Конкурс «Кроссворд»

2.

М

Т

С

А

1.

Л

Ш

Ы

О

Ч

К

А

О

3.

Д

Ь

С

О

4.

С

И

Т

Н

Р

Й

Ю

К

Н

Л

Т

Е

О

Р

Е

5.

З

М

Р

А

Ы

Ш

Ы

Л

8.

Э

7.

К

6.

К

У

О

В

10.

Ж

А

К

О

Ь

У

9.

Ж

Ш

В

О

Ч

Б

Ы

Ф

К

Н

И

К

А

А

К

1.    
Ласточка

2.    
мышь

3.    
Дюймовочка

4.    
солнышко

5.    
зерно

6.    
кувшинка

7.    
крот

8.    
эльф

9.    
жук

10.
жабы

10. Подведение итогов.

Наша игра подходит к
концу. Подведем итоги. Команды очень хорошо поработали, показали свои знания.

         Путешествие
в сказку закончено, но сказка останется всегда с нами, стоит только открыть
книгу и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве

— Какой теме было
посвящено занятие?

— В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда
жить в человеке:
• уважение к мужеству;
• доброта и сочувствие;
• любовь к людям;
• презрение к чванливым и бессердечным.

Подсчитываются
полученные детьми игровые жетоны, выявляется победитель.

— Читайте сказки Андерсена, они учат
добру!

 Приложение.

1 команда

 ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ, АБАЖ, СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ 
 

 
2 команда 


 КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, ТЕПХУ 

                          Кроссворд

2.

М

Т

С

А

1.

Л

Ш

Ы

О

Ч

К

А

О

3.

Д

Ь

С

О

4.

С

И

Т

Н

Р

Й

Ю

К

Н

Л

Т

Е

О

Р

Е

5.

З

М

Р

А

Ы

Ш

Ы

Л

8.

Э

7.

К

6.

К

У

О

В

10.

Ж

А

К

О

Ь

У

9.

Ж

Ш

В

О

Ч

Б

Ы

Ф

К

Н

И

К

А

А

К

2.

М

Т

С

А

1.

Л

Ш

Ы

О

Ч

К

А

О

3.

Д

Ь

С

О

4.

С

И

Т

Н

Р

Й

Ю

К

Н

Л

Т

Е

О

Р

Е

5.

З

М

Р

А

Ы

Ш

Ы

Л

8.

Э

7.

К

6.

К

У

О

В

10.

Ж

А

К

О

Ь

У

9.

Ж

Ш

В

О

Ч

Б

Ы

Ф

К

Н

И

К

А

А

К

       1 команда

ТОКР,  ШЬМЫ,  ЖКУ,  АБАЖ,
СТОЧКАЛА,  ФЭЛЬ 
 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

          
2 команда 


 КАТУ,   НОКУТЕ, ТОК,  
 ЦАРИКУ, ХАСТАРУ,   ТЕПХУ 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

image003

Дюймовочка

Дюймовочка — крошечная девочка всего «с дюйм ростом», фантастическое существо, воплощение доброты, мужества, терпения, постоянства. Д. с честью выходит из тяжелых испытаний, пока она находится среди отвратительных жаб, майских жуков и мышей. За это Д. ожидает справедливая награда — счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.

Огниво

Солдат — герой народной истории о солдате, который женится на королевской дочери и становится правителем государства. Сохраняя черты фольклорного персонажа, Андерсен с симпатией изображает ловкого и сметливого С., который, завладев волшебным огнивом, убивает «старую безобразную ведьму», расправляется с королем и королевой, прятавшими от него свою дочь, и, уступая требованиям горожан, сам становится королем и женится на прекрасной принцессе. В то же время отношение Андерсена к своему герою окрашено мягким лукавым юмором. С. не только ловок и отважен, но и легкомыслен и не лишен тщеславия. И все же лучшие душевные качества С., его доброта и смелость, делают его, в глазах автора, достойным полученной им награды.

Принцесса на горошине

Принцесса на горошине — образ, созданный по мотивам народных сказок, в которых принцессе приходится выдержать испытание — доказать, что она удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. К своей героине Андерсен относится с лукавым юмором. После испытания ни у кого не остается сомнений в том, что девушка, которая дождливой ночью пришла в королевский замок, действительно принцесса. «Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков — такою деликатною особою могла быть только настоящая принцесса». В невероятной изнеженности П., делающей ее достойной невестой принца, Андерсен, по его словам, в комической форме запечатлел свою собственную необыкновенную чувствительность, которая часто служила ему поводом для шутки.

Русалочка

Русалочка — сказочный образ, созданный на основе народного поверья, творчески переработанного Андерсеном. Народное поверье гласило, что русалка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. По словам Андерсена, подобное обстоятельство заключало в себе элемент случайности. Поэтому он позволил своей героине «идти более естественным, прекрасным путем». Ценой неимоверных страданий Р. так и не удается завоевать сердце прекрасного принца. Она умирает, превращаясь в пену морскую. И все же Р. не желает поступить так, как советуют ей сестры: убить принца и вновь оказаться в своем подводном дворце. Душевная красота и благородство не позволяют Р. купить жизнь и счастье ценой смерти любимого: «…она посмотрела на острый нож и снова устремила взор на принца, который во сне произнес имя молодой жены. …и нож дрогнул в руках у русалочки, но она отбросила его далеко в волны». В Р. писатель воплощает идеал самоотверженной, жертвенной любви, не имеющий ничего общего с эгоистической жаждой наслаждений и счастья. Р. стала символом творчества писателя и символом Дании.

Ханс-чурбан

Ханс — образ, созданный по мотивам народных сказок. Трое крестьянских сыновей сватаются к королевской дочери, и самый младший одерживает победу. Как и герой народных сказок, которого считают глупым и дают ему прозвище Ханс-Чурбан, X. вовсе не глуп, а, напротив, сообразителен и находчив. В отличие от своих братьев, один из которых собирается покорить принцессу тем, что знает наизусть латинский словарь и все городские газеты за три года, а другой заучил весь свод законов и может говорить о государственных делах, X. преподносит принцессе дохлую ворону, деревянный башмак и грязь вместо подливки. Он не лезет за словом в карман и на любой вопрос принцессы тотчас же находит подобающий ответ. X. побеждает, потому что, в глазах Андерсена, схоластическая ученость не может соперничать с природной непосредственностью и смекалкой.

Стойкий оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик — сказочный персонаж, воплощение несгибаемого мужества, стойкости и упорства. Он явный неудачник. На его отливку не хватило олова, поэтому он стоит на одной ноге. Но он стоит на ней «так же твердо, как другие на двух». Основная черта его натуры — необычайная твердость духа. Он отправляется в опасное плавание в легкой бумажной лодочке, вступает в поединок с большой наглой крысой, не теряется, оказавшись в животе огромной рыбы, и так же мужественно ведет себя в горящей печи. Он погибает в огне вместе со своей любимой, вырезанной из бумаги прекрасной танцовщицей. Огонь расплавляет его, но остается невредимым его «маленькое оловянное сердечко» — символ любви, верности и бесстрашия.

Гадкий утенок

Гадкий утенок — сказочный образ, в котором воплощены представления автора о судьбе и назначении гения: вопреки всем обстоятельствам, он обязательно добьется признания и славы. Г. у., родившемуся в утином гнезде, приходится многое претерпеть в жизни. Его считают безобразным, так как он совсем не похож на остальных обитателей птичьего двора, «ограничивающих пределы мира канавкой с лопухами». Таким же безобразным и ни на что не способным он кажется коту и курице, живущим у старушки в ее убогом домике. Он страдает от враждебности окружающих и мучительных сомнений в самом себе. Но однажды он чувствует, что у него выросли крепкие крылья. Он слетает на воду и видит в чистой, как зеркало, воде свое собственное отражение. Г. у. превратился в прекрасного лебедя. «Теперь он был рад, что перенес столько горя: он лучше мог оценить свое счастье и всю красоту, что его окружала». Образ Г. у. во многом носит автобиографический характер. Как отмечают критики, в истории Г. у. Андерсен в аллегорической форме убедительно рисует борьбу, которую пришлось вести ему самому на пути к славе и почестям.

Соловей

Соловей — сказочный образ, воплощение истинного живого искусства. С. изгоняют из императорского дворца, в котором его место занимает искусственная птица. Он возвращается в тот момент, когда император лежит на смертном одре. С. утешает и ободряет больного. Его пение прогоняет ужасные призраки, и сама смерть, заслушавшись соловья, покидает комнату императора. Искусство сильнее смерти. Но художнику, как воздух, необходима свобода. С. просит императора не оставлять его, как прежде, при дворе, а позволить ему прилетать, когда захочется. Он будет петь «о счастливых и несчастных, о добре и зле», таящихся вокруг. С. летает повсюду, он знает жизнь и может рассказать императору обо всем на свете.

Дорожный товарищ

Йоханнес — сын бедного крестьянина, получивший от отца в наследство 50 риксдалеров и отдавший свои последние деньги на погребение другого бедняка, чудесным образом оказавшегося впоследствии его попутчиком-помощником, с помощью которого он женится на прекрасной принцессе и получает королевство. Переосмысливая образ героя народной сказки, Андерсен усиливает моральный смысл действий И. Самоотверженная любовь к околдованной троллем жестокосердной принцессе заставляет И. выдержать все испытания и проявить лучшие черты своего характера.

Снежная королева

Герда — сказочный образ маленькой девочки, воплощение любви, верности, мужества и бесстрашия. Сила Г., по словам Андерсена, «в ее милом, невинном детском сердечке». Г. спасает своего друга Кая, околдованного Снежной королевой. В сердце Кая проник осколок «волшебного зеркала тролля», и все вокруг предстает перед ним в искаженном виде. Злая Снежная королева кажется ему умной и прелестной, образцом совершенства. Она увозит Кая в свой волшебный замок. Г. приходится преодолеть множество трудностей, прежде чем ей удается отыскать своего друга. Но ее любовь преодолевает все преграды. Слезы Г., упавшие Каю на грудь, растопили лед, сковавший его сердце. Победа Г. выражает философскую идею сказки — торжество искреннего, непосредственного чувства над холодным и бесстрастным разумом.

Тень

Ученый — умный молодой человек, писавший книги об Истине, Добре и Красоте. Но до его книг никому нет дела. Его преследуют горе и заботы. Он заболевает и становится слугой собственной тени. «Тень отлично умела держаться господином, а ученый по доброте сердца даже и не замечал этого». Тень обращается к нему на «ты» и в конце концов начинает выдавать себя за У., а его называть собственной тенью. Когда тень присваивает его ум и знания и сватается к королевской дочери, У. намеревается открыть ей глаза на ее будущего супруга: «Я скажу ей все! Скажу, что я человек, а ты только тень!» Однако все его попытки разоблачить обман ни к чему не приводят. От него избавляются, а тень празднует свадьбу с принцессой. У. — воплощение чести и добра, для которых нет места в мире, где правят обман, хитрость и ложь.

    1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    feat avtobus

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 — Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    feat tri kotenka15

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    feat jozhik v tumane3

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 — Яблоко

    Сутеев В.Г.

    feat iabloko8

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    5 — Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    feat pro myshonka iz knizhonki

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    6 — Черный омут

    Козлов С.Г.

    feat chernyy omut7

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

    7 — Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    feat pro jozhika i krolika kusochek zimy1

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 — Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    feat pro begemota7

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

Дюймовочка

Дюймовочка — крошечная девочка всего «с дюйм ростом», фантастическое существо, воплощение доброты, мужества, терпения, постоянства. Д. с честью выходит из тяжелых испытаний, пока она находится среди отвратительных жаб, майских жуков и мышей. За это Д. ожидает справедливая награда — счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.

Огниво

Солдат — герой народной истории о солдате, который женится на королевской дочери и становится правителем государства. Сохраняя черты фольклорного персонажа, Андерсен с симпатией изображает ловкого и сметливого С., который, завладев волшебным огнивом, убивает «старую безобразную ведьму», расправляется с королем и королевой, прятавшими от него свою дочь, и, уступая требованиям горожан, сам становится королем и женится на прекрасной принцессе. В то же время отношение Андерсена к своему герою окрашено мягким лукавым юмором. С. не только ловок и отважен, но и легкомыслен и не лишен тщеславия. И все же лучшие душевные качества С., его доброта и смелость, делают его, в глазах автора, достойным полученной им награды.

Принцесса на горошине

Принцесса на горошине — образ, созданный по мотивам народных сказок, в которых принцессе приходится выдержать испытание — доказать, что она удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. К своей героине Андерсен относится с лукавым юмором. После испытания ни у кого не остается сомнений в том, что девушка, которая дождливой ночью пришла в королевский замок, действительно принцесса. «Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков — такою деликатною особою могла быть только настоящая принцесса». В невероятной изнеженности П., делающей ее достойной невестой принца, Андерсен, по его словам, в комической форме запечатлел свою собственную необыкновенную чувствительность, которая часто служила ему поводом для шутки.

Русалочка

Русалочка — сказочный образ, созданный на основе народного поверья, творчески переработанного Андерсеном. Народное поверье гласило, что русалка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. По словам Андерсена, подобное обстоятельство заключало в себе элемент случайности. Поэтому он позволил своей героине «идти более естественным, прекрасным путем». Ценой неимоверных страданий Р. так и не удается завоевать сердце прекрасного принца. Она умирает, превращаясь в пену морскую. И все же Р. не желает поступить так, как советуют ей сестры: убить принца и вновь оказаться в своем подводном дворце. Душевная красота и благородство не позволяют Р. купить жизнь и счастье ценой смерти любимого: «…она посмотрела на острый нож и снова устремила взор на принца, который во сне произнес имя молодой жены. …и нож дрогнул в руках у русалочки, но она отбросила его далеко в волны». В Р. писатель воплощает идеал самоотверженной, жертвенной любви, не имеющий ничего общего с эгоистической жаждой наслаждений и счастья. Р. стала символом творчества писателя и символом Дании.

Ханс-чурбан

Ханс — образ, созданный по мотивам народных сказок. Трое крестьянских сыновей сватаются к королевской дочери, и самый младший одерживает победу. Как и герой народных сказок, которого считают глупым и дают ему прозвище Ханс-Чурбан, X. вовсе не глуп, а, напротив, сообразителен и находчив. В отличие от своих братьев, один из которых собирается покорить принцессу тем, что знает наизусть латинский словарь и все городские газеты за три года, а другой заучил весь свод законов и может говорить о государственных делах, X. преподносит принцессе дохлую ворону, деревянный башмак и грязь вместо подливки. Он не лезет за словом в карман и на любой вопрос принцессы тотчас же находит подобающий ответ. X. побеждает, потому что, в глазах Андерсена, схоластическая ученость не может соперничать с природной непосредственностью и смекалкой.

Стойкий оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик — сказочный персонаж, воплощение несгибаемого мужества, стойкости и упорства. Он явный неудачник. На его отливку не хватило олова, поэтому он стоит на одной ноге. Но он стоит на ней «так же твердо, как другие на двух». Основная черта его натуры — необычайная твердость духа. Он отправляется в опасное плавание в легкой бумажной лодочке, вступает в поединок с большой наглой крысой, не теряется, оказавшись в животе огромной рыбы, и так же мужественно ведет себя в горящей печи. Он погибает в огне вместе со своей любимой, вырезанной из бумаги прекрасной танцовщицей. Огонь расплавляет его, но остается невредимым его «маленькое оловянное сердечко» — символ любви, верности и бесстрашия.

Гадкий утенок

Гадкий утенок — сказочный образ, в котором воплощены представления автора о судьбе и назначении гения: вопреки всем обстоятельствам, он обязательно добьется признания и славы. Г. у., родившемуся в утином гнезде, приходится многое претерпеть в жизни. Его считают безобразным, так как он совсем не похож на остальных обитателей птичьего двора, «ограничивающих пределы мира канавкой с лопухами». Таким же безобразным и ни на что не способным он кажется коту и курице, живущим у старушки в ее убогом домике. Он страдает от враждебности окружающих и мучительных сомнений в самом себе. Но однажды он чувствует, что у него выросли крепкие крылья. Он слетает на воду и видит в чистой, как зеркало, воде свое собственное отражение. Г. у. превратился в прекрасного лебедя. «Теперь он был рад, что перенес столько горя: он лучше мог оценить свое счастье и всю красоту, что его окружала». Образ Г. у. во многом носит автобиографический характер. Как отмечают критики, в истории Г. у. Андерсен в аллегорической форме убедительно рисует борьбу, которую пришлось вести ему самому на пути к славе и почестям.

Соловей

Соловей — сказочный образ, воплощение истинного живого искусства. С. изгоняют из императорского дворца, в котором его место занимает искусственная птица. Он возвращается в тот момент, когда император лежит на смертном одре. С. утешает и ободряет больного. Его пение прогоняет ужасные призраки, и сама смерть, заслушавшись соловья, покидает комнату императора. Искусство сильнее смерти. Но художнику, как воздух, необходима свобода. С. просит императора не оставлять его, как прежде, при дворе, а позволить ему прилетать, когда захочется. Он будет петь «о счастливых и несчастных, о добре и зле», таящихся вокруг. С. летает повсюду, он знает жизнь и может рассказать императору обо всем на свете.

Дорожный товарищ

Йоханнес — сын бедного крестьянина, получивший от отца в наследство 50 риксдалеров и отдавший свои последние деньги на погребение другого бедняка, чудесным образом оказавшегося впоследствии его попутчиком-помощником, с помощью которого он женится на прекрасной принцессе и получает королевство. Переосмысливая образ героя народной сказки, Андерсен усиливает моральный смысл действий И. Самоотверженная любовь к околдованной троллем жестокосердной принцессе заставляет И. выдержать все испытания и проявить лучшие черты своего характера.

Снежная королева

Герда — сказочный образ маленькой девочки, воплощение любви, верности, мужества и бесстрашия. Сила Г., по словам Андерсена, «в ее милом, невинном детском сердечке». Г. спасает своего друга Кая, околдованного Снежной королевой. В сердце Кая проник осколок «волшебного зеркала тролля», и все вокруг предстает перед ним в искаженном виде. Злая Снежная королева кажется ему умной и прелестной, образцом совершенства. Она увозит Кая в свой волшебный замок. Г. приходится преодолеть множество трудностей, прежде чем ей удается отыскать своего друга. Но ее любовь преодолевает все преграды. Слезы Г., упавшие Каю на грудь, растопили лед, сковавший его сердце. Победа Г. выражает философскую идею сказки — торжество искреннего, непосредственного чувства над холодным и бесстрастным разумом.

Тень

Ученый — умный молодой человек, писавший книги об Истине, Добре и Красоте. Но до его книг никому нет дела. Его преследуют горе и заботы. Он заболевает и становится слугой собственной тени. «Тень отлично умела держаться господином, а ученый по доброте сердца даже и не замечал этого». Тень обращается к нему на «ты» и в конце концов начинает выдавать себя за У., а его называть собственной тенью. Когда тень присваивает его ум и знания и сватается к королевской дочери, У. намеревается открыть ей глаза на ее будущего супруга: «Я скажу ей все! Скажу, что я человек, а ты только тень!» Однако все его попытки разоблачить обман ни к чему не приводят. От него избавляются, а тень празднует свадьбу с принцессой. У. — воплощение чести и добра, для которых нет места в мире, где правят обман, хитрость и ложь.

Ящеры говорят о том, что на волшебный холм в скором времени прибудут знатные гости. Дальше, когда раскрывается холм, из него появляется одна древняя фея покровительница леса, на лбу у нее было янтарное сердце

Гадкий утенок

Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять.

Девочка со спичками

Маленькая девочка пробиралась по темным улицам. Стоял мороз. И был это самый канун Нового года. Девочка шла босиком и с непокрытой головой. Туфли, в которых она выходила из дома, были ей очень велики – они принадлежали ее матери.

Девочка, наступившая на хлеб

Дурные наклонности в Инге, дочери крестьян, проявились рано. Будучи ребенком, она мучила насекомых и находила в этом удовольствие. Время шло, но девочка по-прежнему оставалась грубой и неласковой

Дикие лебеди

Сказка Г. Х. Андерсена – «Дикие лебеди» повествует об изумительно чистой и самоотверженной любви. Главные события происходят в жизни королевской семьи среди законных детей короля и их новой «матерью»

Дюймовочка

Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой

Ёлка

В лесу росла маленькая хорошенькая ёлочка, над ней пели птицы, ярко светило солнышко, вокруг росли большие деревья. Но ёлочка была недовольна, что она такая маленькая, и даже зайцы перепрыгивают через неё

Истинная правда

Произведение по жанровой направленности представляет собой авторскую литературную сказку, основной темой которой является негативного явления в человеческой жизни в виде нелепого распространения слухов, описанного на примере образов животного мира.

Калоши счастья

Две феи поспорили. Одна утверждала, что калоши дадут возможность человеку почувствовать себя полным счастья. А вторая отметила противоположную точку зрения. Затем первая волшебница поставила их на входе, с целью, что их кто – то оденет.

Новое платье короля

Жил был на свете один король. Любил он разные наряды. Все свое время проводил он в гардеробе. На каждый день, на каждый час у него был разный наряд. Лучшие ткани, лучшие платья, мантии принадлежали этому королю.

Огниво

Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку.

Оле Лукойе

Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз.

Пастушка и трубочист

В гостиной стоял старинный шкаф, украшенный резьбой. В центре шкафа была вырезана фигурка потешного человечка. У него была длинная бородка, на лбу торчали маленькие рожки, а ножки были козлиные.

Принцесса на горошине

В одном королевстве жил принц, который задумал в жёны подлинную принцессу. Объехав весь мир, он вернулся домой, но желаемого не нашёл. Среди огромного количества невест, не было той, с кем бы он связал свою судьбу, проявлялись какие – то недостатки.

Пятеро из одного стручка

В стручке жило пять зеленых горошинок и они думали, что весь мир такой самый зеленый как они. Время проходило, стручок рос вместе с горошинами. Они хотели узнать, что же ждет каждую из них. Со временем они начали желтеть

Ромашка

Возле дачного участка в зеленой траве росла ромашка. С каждым днем она была все больше и больше, и наконец она расцвела. Не волновало ее, что она была посредственным и незаметным цветком, наоборот, она довольная тянулась к солнцу.

Русалочка

В самом глубоком месте моря стоял дворец морского царя. Царь давно овдовел, и шесть внучек-принцесс воспитывала старуха-мать. Целыми днями они играли во дворце и саду. В отличие от остальных принцесс самая младшая была тиха и задумчива.

Самое невероятное

Человек, который представит нечто самое невероятное возьмет в жены принцессу, а в приданное – пол королевства. Тут же появилось множество желающих – разных возрастов и сословий, но никто не мог придумать ничего толкового

Свинопас

В маленьком царстве жил небогатый принц, кроме прекрасных внешних данных и призвания не было у него ничего. Решил принц найти себе жену, нашёл она в соседнем королевстве красивую принцессу.

Снеговик

Мальчики во время прогулки слепили снеговика, который с наступлением вечера ожил. Он не мог сдвинуться с места и, как маленький ребёнок, не понимал, что его окружает.

Снежная королева

Кай и Герда крепко подружились. Но, в их безоблачный мир пробралась Снежная королева, которая похитила мальчика и оставила жить в царстве холода и льда. Кай заколдован

Соловей

История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей

Стойкий оловянный солдатик

Тень

Эта известная сказка Андерсена популярна и в России, особенно благодаря прекрасному. Сама история несколько отличается от сценария. Итак, в жаркую страну прибывает ученый. Он работает, но ему очень тяжело из-за климата

Чайник

Существовал на свете чайник. Он был очень важен и высокомерен. Самоуверенно гордился своей красотой, брезгливо поглядывая на обычную посуду. Сделан был чайник из фарфора, у него был великолепный носик и потрясающе загнутая ручка

Штопальная игла

Одна штопальная игла была очень высоко мнения о себе. Однажды, когда её Андерсен — Штопальная иглаиспользовали при починке кухаркиной туфли, она сломалась. Хозяйка, накапав на сломанный конец немного сургуча, превратила её в брошь. 2 класс

Об авторе

Творчество Ганса Христиана Андерсена очень разнообразно. Он писал романы, стихи, прозу, пьесы, однако большую часть его наследия составляют сказки.

Начался творческий путь писателя, как сказочника, с обработки сказок, услышанных им в детстве. Одним из первых сборников является «Сказки, рассказанные детям», датированный 1835 годом. В этом сборнике были переосмыслены народные мотивы. В сборник вошли такие произведения, как «Огниво», «Свинопас» и «Дикие лебеди». В 1852 году выходит сборник «Истории, рассказанные детям», где автор переосмысливает историю и современную действительность.

Второй этап творчества писателя характеризуется наличием философских размышлений. Например, в сказке «Соловей » развивается мысль о настоящих и мнимых ценностях человечества. Сказка «Снежная королева» дополняет вопрос преданности, рассмотренный ранее в «Диких лебедях». Автор показал силу духа земных девочек. Ими являлись Герда (персонаж из сказки «Снежная королева») и Эльза (из сказки «Дикие лебеди»).

Творческий подъем у писателя начался в конце 30-х и 40-е годы 19 столетия. В этот период были написаны «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Девочка со спичками» и др.

В 40-50-е года автор отходит от написания сказок с волшебством и работает над произведениями, описывающими обычную жизнь людей, с наличием тревог, радостей и бед. Например, такой работой является «Девочка со спичками», в которой люди, проходившие мимо замерзающей девочки, восприняли ее за груду нечистых тряпок.

Также, в творчестве писателя присутствуют элементы религии, так как автор был верующим человеком. В некоторых сказках автором упоминается Иисус Христос, однако тогда, в советское время, подобные произведения с элементами религиозности, сокращались. Например, была изменена сказка «Снежная королева». Так, в оригинальной сказке, Герда для успокоения снежной вьюги, читала молитву «Отче наш».

Ознакомившись с творчеством Г.Х. Андерсена можно сказать, что в его сказках практически отсутствует насилие и жестокие сцены (обратным являются только сказка о дюймовочке, которую похищают и сказка «Огниво», в которой предполагалась казнь солдата). Его произведения характеризуются мудростью и добротой.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек — только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся своего рода жизненным аналогом Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней — он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоты.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году — прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й — в 1845.К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в рождество 1872 год.В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

  • Самая маленькая сказка салтыкова щедрина
  • Самая маленькая сказка ганса христиана андерсена
  • Самая легкая сказка пушкина для пересказа
  • Самая лучшая мама сказка
  • Самая маленькая сказка бажова