Самая легкая сказка пушкина для пересказа

: 5 историй: о затянувшейся на годы дуэли; о невесте, удачно перепутавшей жениха; о гробовщике и его гостях-мертвецах; о девушке,

: 5 историй: о затянувшейся на годы дуэли; о невесте, удачно перепутавшей жениха; о гробовщике и его гостях-мертвецах; о девушке, ради богатства бросившей отца; и о барышне, притворявшейся крестьянкой.

От издателя

К первому изданию повестей издатель решил приложить «краткое жизнеописание покойного автора», Ивана Петровича Белкина. Он связался с его другом, и тот поведал, что отец Белкина был секунд-майором и небогатым помещиком. Сам Белкин тоже служил в армии, но вышел в отставку после смерти родителей.

Иван Петрович был человеком мягким и неопытным, крестьяне его не боялись и безбожно обманывали. Жизнь он вёл умеренную, имел сильную склонность к женскому полу, но ему мешала «истинно девичья» стыдливость. Умер Иван Петрович холостяком на тридцатом году жизни от горячки.

Эти повести были первым его литературным опытом. Они большей частью правдивы: Белкин записывал истории, услышанные им от разных особ. Остальными рукописями Ивана Петровича ключница заклеила окна.

Выстрел

Офицеры армейского полка, расквар­ти­ро­ванного в провинциальном местечке, познакомились с таинственным человеком по имени Сильвио.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаСильвио — 35 лет, угрюмый, с крутым нравом, злым языком и таин­ственным прошлым.

Когда-то он служил в гусарском полку и очень метко стрелял, но участия в дуэлях не принимал. Больше о нём ничего не было неизвестно.

Однажды Сильвио собрался уезжать. Перед отъездом он рассказал одному из офицеров, как в годы службы позавидовал молодому графу и вызвал его на дуэль. Во время дуэли граф показал, что совершенно не боится и не дорожит своей жизнью. Взбешённый Сильвио не стал стрелять и оставил за собой право восполь­зоваться этим выстрелом, когда ему вздумается. Теперь Сильвио узнал, что граф собрался жениться, и решил продолжить дуэль, ведь его врагу было что терять.

Несколько лет спустя вышедший в отставку офицер познакомился с графом и его молодой женой. В их гостиной он увидел картину, простреленную «двумя пулями, всаженными одна в другую». Этот меткий выстрел напомнил ему о Сильвио. Оказалось, что граф — его враг.

Пять лет назад Сильвио явился к графу и принудил его тянуть жребий. Первый выстрел снова достался графу, но от волнения тот промахнулся и попал в картину. Тут появилась испуганная графиня, граф тоже пришёл в смятение, и Сильвио не стал стрелять. Ему хватило того, что граф испугался. Выходя из комнаты, Сильвио почти не целясь выстрелил в картину и попал в простреленное графом место.

Позже офицер узнал, что Сильвио погиб, участвуя в греческом восстании.

Метель

Дочь богатого помещика Марья Гавриловна Р. была влюблена в бедного соседа, прапорщика.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаМарья Гавриловна Р** — дочь бога­того поме­щика, 17 лет, стройная, бледная, роман­тичная.

Родители Маши не были рады такому жениху, и прапорщик уговорил девушку венчаться тайно. Он подготовил венчание в соседнем селе и должен был встретиться с невестой у церкви, но проплутал из-за метели всю ночь, и, добравшись до села, нашёл церковь запертой.

Оказалось, что Машу обвенчали со случайно заблудившимся в метели офицером, который уехал сразу после обряда. К вечеру следующего дня с Машей случилась горячка. Из бреда дочери родители подумали, что она влюблена в соседа, и решили выдать её за него замуж. Они отправили прапорщику приглашение, но тот ответил, что ноги его не будет в их доме, уехал в армию, был ранен под Бородином и умер.

Вскоре скончался и Машин отец. Девушка стала богатой наследницей, но отказывала всем женихам. После войны у Маши появился новый сосед — Бурмин.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаБурмин — гусар­ский полковник, 26 лет, черно­глазый, милый, в меру умный, тихий и скромный.

Между ними возникла симпатия.

Бурмин признался Маше, что любит её, но сам женат и не знает, кто его жена. Однажды во время сильной метели он сбился с дороги, наехал на открытую церковь и легкомысленно обвенчался с незнакомой девушкой, которая упала в обморок, увидев его после обряда. Побледнев, Маша призналась, что это была она, и Бурмин бросился к её ногам.

Гробовщик

Гробовщик Адриан Прохоров переехал в новый дом и познакомился с соседом, немцем-сапожником Шульцем.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаАдриан Прохоров — гробовщик, старый вдовец, угрюмый, задум­чивый и молча­ливый, ворч­ливый, мелочный, скупой.

Тот пригласил его на праздник по случаю своей серебряной свадьбы. Во время застолья немцы стали пить за своих клиентов и предложили Адриану выпить за здоровье мертвецов, что показалось тому обидным.

Домой Адриан вернулся пьяным и сердитым. Ночью за ним прислали: умерла богатая купчиха. Возвращаясь, гробовщик увидел, как в его калитку входят какие-то люди. Зайдя в дом, гробовщик с ужасом обнаружил, что комната полна мертвецов — его клиентов.

Один из покойников попытался обнять Адриана, тот оттолкнул его, покойник упал и рассыпался. Остальные увидели это, с угрозами обступили гробовщика, и тот лишился чувств.

Утром Адриан узнал, что купчиха не умирала, и покойники к нему не приходили. Вернувшись от сапожника, гробовщик сразу уснул, и всё это ему приснилось.

Станционный смотритель

Застигнутый дождём рассказчик остановился на почтовой станции, где познакомился со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его четырна­дца­тилетней дочерью-красавицей Дуней.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаСамсон Вырин — стан­ци­онный смот­ри­тель, лет 50, вдовец, свежий и бодрый, очень любит един­ственную дочь.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаДуня (Авдотья Вырина) — дочь Самсона Вырина, на момент знаком­ства с рассказ­чиком ей 14 лет, очень красивая, привет­ливая, кокет­ливая и легко­мыс­ленная.

Через несколько лет рассказчик снова оказался на этой станции, но Дуни уже не застал. Вырин рассказал ему историю её исчезновения.

Однажды на станцию прибыл молодой офицер, заболел и пролежал у Вырина несколько дней. Собравшись уезжать, офицер взялся подвезти Дуню до церкви. Вскоре выяснилось, что офицер увёз девушку с собой.

Вырин слёг в горячке, а поправившись, отправился в Петербург и разыскал офицера. Тот поклялся, что любит Дуню и сделает её счастливой, дал смотрителю денег и выпроводил его на улицу. Затем Вырин разыскал дочь, которая жила в роскошном особняке. Увидев отца, Дуня упала в обморок, а офицер вытолкал старика из дому.

Вновь оказавшись на той станции, рассказчик узнал, что год назад Вырин умер. Потом сюда приезжала «прекрасная барыня» с тремя детьми и долго рыдала на его могиле.

Барышня-крестьянка

Два соседа-помещика не ладили из-за разных взглядов на ведение хозяйства. К одному из них приехал окончивший университет сын Алексей.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаАлексей Берестов — един­ственный сын бога­того поме­щика, высокий, стройный, красивый, любит охоту и девушек, немного наивный.

Об этом узнала дочь их соседа-англомана, Лиза.

Самая легкая сказка пушкина для пересказаЛиза Муромская — един­ственная дочь поме­щика-англо­мана, 17 лет, черно­глазая, смуг­ло­лицая, хоро­шенькая, изба­ло­ванная, резвая, любит проказ­ни­чать.

Она захотела увидеть Алексея. Рассказ горничной, побывавшей в гостях у соседей, ещё больше разжёг любопытство Лизы. Она переоделась крестьянкой и встретилась с Алексеем в лесу, назвавшись дочерью кузнеца.

Алексей влюбился в смышлёную и хорошенькую «крестьяночку», и молодые люди начали тайком встречаться. Через два месяца их отцы помирились. Алексей с отцом приехали в гости к отцу Лизы, но девушка так накрасилась, что парень её не узнал.

Затем помещики решили поженить своих детей. Алексей отказался жениться на Лизе и решил связать свою судьбу с дочерью кузнеца. Он отправился к соседям объясниться, увидел Лизу без косметики и узнал в ней свою ненаглядную «крестьяночку».

Басня «Волк и ягнёнок»

Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».

Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.

Басня «Ворона и Курица»

Когда Кутузов на погибель французам оставлял Москву, все её жители тоже собрались из города, «как из улья пчелиный рой». Увозимая на одном возу Курица увидела Ворону, которая не спешила улетать. Курица спросила, почему она остаётся. Ворона ответила, что её не жарят и не варят, как кур, поэтому она надеется ужиться с французами – а там, глядишь, и поживиться от них сырком иль косточкой. Но надежды Вороны не сбылись: когда французы стали голодать в Москве, она попала к ним в суп.

Мораль Крылова: глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.

Басня «Ворона и Лисица»

Мораль этой басни: давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца.

Ворона нашла где-то кусок сыра и собиралась позавтракать. Мимо бежала хитрая Лисица. Увидев, аппетитный сыр, Лисица стала льстиво расхваливать красоту Вороны, а потом попросила, чтобы та спела своим «ангельским голоском». Поверившая похвалам Ворона каркнула во всё горло. Сыр выпал у неё из клюва, и хитрая Лисица убежала с ним.

Русский гений

Свои первые басни двадцатилетний Иван Андреевич Крылов, еще мало кому известный писатель, опубликовал в 1788 году, без подписи, в петербургском журнале «Утренние часы». А первую книгу басен выпустил спустя годы – лишь в 1809 году. Не без успеха поработав в разных видах творчества, Крылов понял, что жанр басни больше всего удается ему. Басня стала почти исключительным родом его творчества. И скоро к писателю пришла слава первоклассного автора.

Художественный дар Крылова-баснописца в полной мере раскрылся, когда он соединил свои обширные познания в области древних и новых европейских литератур с осознанием, что облюбованный им вид творчества по природе принадлежит к роду творчества, в котором выражена народная мораль. Эта мораль, к примеру, явлена в русских сказках о животных, в пословицах, в поучениях, – вообще, в крестьянском баснословии

. На Руси затейливый рассказ издавна называли
басней
. «Басни-сказки» неотделимы от живого ведения рассказа-выдумки, сдобренного шуткой, поучением. Этого-то долго не понимали многие предшественники Крылова, которые терпели неудачу, так как не осознали, что басня неотделима от разговорного языка.

Так, известный в XVIII столетии трудолюбивый филолог, член Петербургской академии – наук В.К. Тредьяковский (1703–1768) задолго до Крылова издал пересказ нескольких «эзоповских басенок». Среди них была и басня «Волк и журавль». Сюжет её тот же, что и у Крылова, но в изложении басни почти всё чуждо разговорной речи.

Подавился костью острою волк в некий день. Так, что не был в силе ни завыть, да стал весь в пень. Для того вот журавля нанял он ценою, Чтоб из горла ту извлечь носа долготою.

Тредьяковский угадывал, что басенную историю надо излагать по-народному, и не случайно внес в свой перевод некоторые разговорные слова и выражения (хотя и не без искажения): «не был в силе ни завыть», «стал весь в пень», но перевод остался тяжелым, книжным.

Сравним с переводом Тредьяковского басню Крылова:

Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши
, никогда Костей не разбирает. За то на одного из них
пришла беда
: Он костью чуть не подавился. Не может Волк
ни охнуть, ни вздохнуть
;
Пришло хоть ноги протянуть!

Весь строй изложения легкий, изящный, понятный любому русскому человеку! Это наша живая речь. Крылов следовал интонации устного рассказа, в басенном рассказе нет и тени какой бы то ни было искусственности.

Известный ученый-филолог XX века Виктор Владимирович Виноградов специально изучал язык и стиль басен Крылова и отметил в них десятки народных пословиц. Ученый привел длинный перечень пословиц и поговорок, которые использовал баснописец, назвал их «семантическими скрепами», то есть связями, которые сообщают изложению басенной истории смысловое единство. Вот некоторые из них: «В семье не без урода» («Слон на воеводстве»), «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»), «Бедность не порок» («Откупщик и сапожник»), «Из огня да в полымя» («Госпожа и две служанки»), «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» («Лев и мышь») и десятки других. Баснописец опирался на привычные в нашем языке обозначения и сравнения животных и птиц с людьми: ворона – вещунья, но падка на лесть, осел упрям, лисица хитрая, медведь сильный, но глупый, заяц труслив, змея опасна и др. И действуют как люди. Пословицы и поговорки, присловья и слова-иносказания, включенные в басни, получили у Крылова развитие и смысловые уточнения.

Первенство Крылова среди баснописцев сохраняется и ныне. И в наше время его басни пленяют читателей. Он поставлен в один ряд с величайшими художниками всех времен и народов. Никого не удивляет, что его равняют с древнегреческим Эзопом, с другими всемирно известными баснописцами. Но более всего его ценят в России как художника, который выразил здравый смысл и ум нашего народа.

В.П. Аникин

Басня «Волк на псарне»

Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари. Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Эту басню И. А. Крылов написал в момент, когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову
мирные переговоры.

Синица

Синица на море пустилась; Она хвалилась, Что хочет море сжечь. Расславилась тотчас о том по свету речь. Страх обнял жителей Нептуновой столицы; Летят стадами птицы; А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет Океан, и жарко ли гореть. И даже, говорят, на слух молвы крылатой, Охотники таскаться по пирам Из первых с ложками явились к берегам, Чтоб похлебать ухи такой богатой, Какой-де откупщик и самый тароватый Не давывал секретарям. Толпятся: чуду всяк заранее дивится, Молчит и, на море глаза уставя, ждёт; Лишь изредка иной шепнёт: «Вот закипит, вот тотчас загорится!» Не тут-то: море не горит. Кипит ли хоть? – и не кипит. И чем же кончились затеи величавы? Синица со стыдом в-свояси уплыла; Наделала Синица славы, А море не зажгла. ___ Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица: Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться.

Басня «Ларчик»

Мораль басни: не надо видеть сложности там, где на самом деле всё просто.

К кому-то принесли от мастера красивый ларчик. Все любовались им. Пришёл взглянуть на него и специалист по механике, который в силу сложности своего ремесла стал подозревать, что ларчик имеет мудрёный замок с секретом. Механик взялся разгадать несуществующий секрет. Он долго вертел ларчик в руках нажимал то гвоздик, то скобку, потел, но с задачей так и не справился. А ларчик открывался просто, без всяких секретов.

Музыканты

Сосед соседа звал откушать; Но умысел другой тут был: Хозяин музыку любил И заманил к себе соседа певчих слушать. Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова, И у кого что силы стало. В ушах у гостя затрещало, И закружилась голова. «Помилуй ты меня», сказал он с удивленьем: «Чем любоваться тут? Твой хор Горланит вздор!» — «То правда», отвечал хозяин с умиленьем: «Они немножечко дерут; Зато уж в рот хмельного не берут, И все с прекрасным поведеньем». ___ А я скажу: по мне уж лучше пей, Да дело разумей.

Басня «Свинья под Дубом»

Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут», – проговорил Дуб.

Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их
плоды.
Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза, не работая, пропела всё красное лето, когда «под каждым ей листком был готов и стол и дом». Но лето кончилось. Началась холодная и голодная зима. Не приготовив себе ни еды, ни жилья, Стрекоза решила пойти за ними к трудолюбивому Муравью. Муравей спросил, что же делала Стрекоза летом? «Пела», – ответила та. «Ты всё пела? это дело. Так поди же попляши», – дал ответ Муравей.

Мораль басни «Стрекоза и Муравей»

Красавица Стрекоза, которая у многих ассоциируется с легкомыслием и ветреностью, протанцевала и пропела все лето, не заготовив на зиму продуктов и не позаботившись о своем будущем. Муравей, как представитель наиболее трудолюбивого и старательного вида насекомых, наоборот прилежно трудился все лето, чтобы зимой быть сытым и не беспокоиться о пропитании. Главная мысль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что несмотря на тепло и роскошь окружающего мира, каждый человек должен задумываться о своем будущем и готовиться загодя

.

Дуб и Трость

С Тростинкой Дуб однажды в речь вошёл. «Поистине, роптать ты в праве на природу», Сказал он: «воробей, и тот тебе тяжёл. Чуть лёгкий ветерок подёрнет рябью воду, Ты зашатаешься, начнёшь слабеть И так нагнёшься сиротливо, Что жалко на тебя смотреть. Меж тем как, наравне с Кавказом, горделиво, Не только солнца я препятствую лучам, Но, посмеваяся и вихрям, и грозам, Стою и твёрд, и прям, Как будто б ограждён ненарушимым миром. Тебе всё бурей – мне всё кажется зефиром. Хотя б уж ты в окружности росла, Густою тению ветвей моих покрытой, От непогод бы я быть мог тебе защитой; Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья: Конечно, нет совсем у ней о вас раденья». — «Ты очень жалостлив», сказала Трость в ответ, «Однако не крушись: мне столько худа нет. Не за себя я вихрей опасаюсь; Хоть я и гнусь, но не ломаюсь: Так бури мало мне вредят; Едва ль не более тебе они грозят! То правда, что ещё доселе их свирепость Твою не одолела крепость, И от ударов их ты не склонял лица; Но – подождём конца!» Едва лишь это Трость сказала, Вдруг мчится с северных сторон И с градом, и с дождём шумящий аквилон. Дуб держится, – к земле Тростиночка припала. Бушует ветр, удвоил силы он, Взревел и вырвал с корнем вон Того, кто небесам главой своей касался И в области теней пятою упирался.

Басня «Собачья дружба»

Две живших по соседству собаки, Полкан и Барбос, долго грызлись между собой, но потом решили помириться и завести сердечную дружбу. Они стали жать друг другу лапы, обниматься и целоваться. Но тут повар на беду из кухни кинул кость. Два новых друга наперерез бросились к ней и так подрались из-за кости, что их насилу розлили водой.

И среди людей многие друзья таковы, замечает Крылов. «Только кинь им кость, так что твои собаки».

Обезьяны

Когда перенимать с умом, тогда не чудо И пользу от того сыскать; А без ума перенимать, И боже сохрани, как худо! Я приведу пример тому из дальних стран. Кто Обезьян видал, те знают, Как жадно всё они перенимают. Так в Африке, где много Обезьян, Их стая целая сидела По сучьям, по ветвям на дереве густом И на ловца украдкою глядела, Как по траве в сетях катался он кругом. Подруга каждая тут тихо толк подругу, И шепчут все друг другу: «Смотрите-ка на удальца; Затеям у него так, право, нет конца: То кувыркнётся, То развернётся, То весь в комок Он так сберётся, Что не видать ни рук, ни ног. Уж мы ль на всё не мастерицы, А этого у нас искусства не видать! Красавицы-сестрицы! Не худо бы нам это перенять. Он, кажется, себя довольно позабавил; Авось уйдёт, тогда мы тотчас…» Глядь, Он подлинно ушёл и сети им оставил. «Что ж», говорят они: «и время нам терять? Пойдём-ка попытаться!» Красавицы сошли. Для дорогих гостей Разостлано внизу премножество сетей. Ну в них они кувыркаться, кататься, И кутаться, и завиваться; Кричат, визжат – веселье хоть куда! Да вот беда, Когда, пришло из сети выдираться! Хозяин между тем стерёг И, видя, что пора, идёт к гостям с мешками, Они, чтоб наутёк, Да уж никто распутаться не мог: И всех их побрали руками.

Басня «Мартышка и Очки»

Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.

Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, осуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.

Лягушка и Вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола, Затеяла сама в дородстве с ним сравняться: Она завистлива была. И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться. «Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?» Подруге говорит. «Нет, кумушка, далёко!» — «Гляди же, как теперь раздуюсь я широко. Ну, каково? Пополнилась ли я?» – «Почти что ничего». — «Ну, как теперь?» – «Всё то ж». Пыхтела да пыхтела И кончила моя затейница на том, Что, не сравнявшися с Волом, С натуги лопнула и – околела. ___ Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин, А сошка мелкая, как знатный дворянин.

Осёл

Когда вселенную Юпитер населял И заводил различных тварей племя, То и Осёл тогда на свет попал. Но с умыслу ль, или, имея дел беремя, В такое хлопотливо время Тучегонитель оплошал: А вылился Осёл почти как белка мал. Осла никто почти не примечал, Хоть в спеси никому Осёл не уступал. Ослу хотелось бы повеличаться: Но чем? имея рост такой, И в свете стыдно показаться. Пристал к Юпитеру Осёл спесивый мой И росту стал просить большого. «Помилуй», говорит: «как можно это снесть? Львам, барсам и слонам везде такая честь; Притом, с великого и до меньшого, Всё речь о них лишь да о них; За что ж к Ослам ты столько лих, Что им честей нет никаких, И об Ослах никто ни слова? А если б ростом я с телёнка только был, То спеси бы со львов и с барсов я посбил, И весь бы свет о мне заговорил». Что день, то снова Осёл мой то ж Зевесу пел; И до того он надоел, Что, наконец, моления ослова Послушался Зевес: И стал Осёл скотиной превеликой; А сверх того ему такой дан голос дикой, Что мой ушастый Геркулес Пораспугал было весь лес. «Что то за зверь? какого роду? Чай, он зубаст? рогов, чай, нет числа?» Ну только и речей пошло, что про Осла. Но чем всё кончилось? Не минуло и году, Как все узнали, кто Осёл: Осёл мой глупостью в пословицу вошёл. И на Осле уж возят воду. ___ В породе и в чинах высокость хороша; Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Орёл и куры

Желая светлым днём вполне налюбоваться, Орёл поднебесью летал И там гулял, Где молнии родятся. Спустившись, наконец, из облачных вышин, Царь-птица отдыхать садится на овин. Хоть это для Орла насесток незавидный, Но у Царей свои причуды есть: Быть может, он хотел овину сделать честь, Иль не было вблизи, ему по чину сесть, Ни дуба, ни скалы гранитной; Не знаю, что за мысль, но только что Орёл Не много посидел И тут же на другой овин перелетел. Увидя то, хохлатая наседка Толкует так с своей кумой: «За что Орлы в чести такой? Неужли за полёт, голубушка соседка? Ну, право, если захочу, С овина на овин и я перелечу. Не будем же вперёд такие дуры, Чтоб почитать Орлов знатнее нас. Не больше нашего у них ни ног, ни глаз; Да ты же видела сейчас, Что понизу они летают так, как куры». Орёл ответствует, наскуча вздором тем: «Ты права, только не совсем. Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться!» ___ Когда таланты судишь ты, — Считать их слабости трудов не трать напрасно; Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно, Умей различны их постигнуть высоты.

Из биографии

Отец Крылова служил в драгунском полку, но службу начал простым солдатом. Дворянство он получил уже в зрелые годы, а отличился тем, что в январе 1774 г. не сдал крепость Пугачеву. Эту историю А.С. Пушкин упомянул в «Истории Пугачева» и в повести «Капитанская дочка». Родившись в Москве, Крылов детские годы провёл в разъездах с семьёй. Грамоте его научил отец, который очень любил читать. Но отец умер, когда будущему баснописцу не было ещё 10 лет. Карьера молодого Крылова началась с должности писца, и, хотя он учился мало, но читал очень много и постепенно начал писать. Первые его литературные опыты были ещё недостаточно совершенны (оперное либретто «Кофейница», трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и др.), но Крылов не бросил сочинительство. В 1789 г. он основал ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», в котором в фантастической форме изображал недостатки современного русского общества. Всего вышло 8 номеров, а затем издание было остановлено ввиду недовольства властей.

И. Эггинк «Портрет И.А. Крылова»

В 1792 г. Крылов начал издавать литературный журнал «Зритель». В это время он уже составляет центр литературного кружка. В 1793 г. этот журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». Крылов в нём печатается как лирик и подражатель стихотворений Державина. «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха. В литературном и светском Петербурге Крылов был известен не только как автор комедий и других произведений, но и как своего рода ходячий анекдот. Он сам создавал мифы и анекдоты о себе: о своём удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли, остроумии, популярности и т.д. Был ли Крылов в действительности лентяем? С этим нельзя согласиться – его рукописи свидетельствуют о том, что он тщательно работал над своими баснями, постоянно правил их, добиваясь точности и афористичности. Издание журналов также требовало усердия и труда. А затем была служба в Императорской Публичной Библиотеке почти 30 лет (1812-1841). Крылов пополнял фонды библиотеки, обслуживал читателей, создал систему каталогизации русских книг, которая до сих пор актуальна.

В 1797 г. он уехал в имение Зубриловка князя С.Ф. Голицына в качестве учителя детей, секретаря и т. п. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием. В 1801 г. князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В 1803 г. вышел в отставку.

Начало басенного творчества

В 1805 г. Крылов перевёл с французского языка две басни Лафонтена. И.И. Дмитриев, которому Крылов показал свои опыты, одобрил их: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Так началась карьера Крылова-баснописца. Басни Крылова начинают изучать в начальной школе, но их глубокий смысл порой становится доступным только в зрелом возрасте. В этом – некоторая загадочность Крылова. Не так он прост, как кажется. Большинство басен Крылова – оригинальные произведения, но некоторые темы заимствованы им у Эзопа, Лафонтена, Федра. Но басни Крылова, в том числе и переводные, являются уникальными и глубоко национальными по языку, философии, по духу. Он сначала изучал, а затем использовал в своих баснях то простонародное наречие, которое было понятно всякому русскому человеку – от вельможи до крестьянина. Крылов сумел не только постичь дух русского народа, но и выразить его в своих баснях. Дети любой эпохи нуждаются в воспитании, в наставлениях взрослых. И вот эту роль воспитателей и до настоящего времени выполняют басни Крылова, хотя, как мы уже говорили, глубинный смысл его басен порой доступен только взрослым. Известно 236 басен И.А. Крылова. Многие выражения из его басен стали крылатыми и актуальны и сегодня. Например, басня «Лебедь, Рак и Щука». Фраза «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» употребляется в том случае, если хотят подчеркнуть разобщённость тех, кто сообща принялся за какое-то дело. А ситуация в России в 90-х годах? Разве это не ситуация лебедя, рака и щуки? Аллюзия (намёк) на «Лебедя, Рака и Щуку» часто встречается в выступлениях политиков, заголовках статей СМИ, пародиях, карикатурах: «а воз и ныне там» – то есть дело не сдвинулось с места. В различных жизненных ситуациях часто всплывают в голове острые и мудрые слова Крылова.

Безбожники

Был в древности народ, к стыду земных племён. Который до того в сердцах ожесточился, Что противу богов вооружился. Мятежные толпы, за тысячью знамён, Кто с луком, кто с пращей, шумя, несутся в поле. Зачинщики, из удалых голов, Чтобы поджечь в народе буйства боле, Кричат, что суд небес и строг и бестолков; Что боги или спят, иль правят безрассудно; Что проучить пора их без чинов; Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно На небо дошвырнуть в богов И заметать Олимп стрелами. Смутяся дерзостью безумцев и хулами, К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил, Чтобы беду он отвратил; И даже весь совет богов тех мыслей был, Что, к убеждению бунтующих, не худо Явить хоть небольшое чудо: Или потоп, иль с трусом гром, Или хоть каменным ударить в них дождём. «Пождём», Юпитер рёк: «а если не смирятся И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь, Они от дел своих казнятся». Тут с шумом в воздухе взвилась Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных, Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных, На собственные их обрушились главы. ___ Плоды неверия ужасны таковы; И ведайте, народы, вы, Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы, Чем против божества вооружают вас, Погибельный ваш приближают час, И обратятся все в громовые вам стрелы.

10 сказок

Сказка о царе Салтане

Самая легкая сказка пушкина для пересказаСказка о царе Салтане начинается с беседы трех сестер, которые представляют, что бы они сделали, став царицами. Царь Салтан подслушивает разговор и женится на сестре, которая обещала родить ему богатыря. Другие девушки становятся ткачихой и поварихой. Когда царь уехал на войну, жена родила ему сына – Гвидона. Из-за козней сестер и сватьи царицу с…

волшебная про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 20 мин.)

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке читать ПушкинаСказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне. Соседи начали разорять его земли. Дадон попросил помощи у мудреца-звездочета, который посоветовал ему завести золотого в петушка, предупреждающего об опасности. В обмен Дадон поклялся исполнить любое желание мудреца. Два года длилось мирное время, но вдруг пришло войско с востока. Дадон потерял…

про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Сказка о рыбаке и рыбке

Самая легкая сказка пушкина для пересказаВ Сказке о рыбаке и рыбке старик и старуха живут на берегу синего моря. Однажды старик отправился на рыбалку и поймал золотую рыбку. Рыбка попросила старика отпустить ее в обмен на желание. Рыбак сжалился и отпустил ее просто так. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей жене. Старуха обозвала его простофилей и отправила обратно, чтобы он…

волшебная про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 6 мин.)

У лукоморья дуб зеленый

Самая легкая сказка пушкина для пересказаУ лукоморья дуб зеленый – вступительный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Он знакомит читателя с волшебным краем Лукоморьем. В тексте упоминаются различные сказочные существа, в том числе ученый кот, который якобы рассказал автору историю о Руслане и Людмиле. Отрывок не является самостоятельным произведением, он только погружает читателей в…

в стихах волшебная

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 1 мин.)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Самая легкая сказка пушкина для пересказаСказка о мертвой царевне и о семи богатырях написана на основе популярного народного сюжета, похожего на прототип «Белоснежки» братьев Гримм. В начале истории царица родила красавицу-дочь, но вскоре умерла. Царь женился снова, но его новой супругой оказалась жестокая и завистливая женщина. С помощью волшебного зеркала она узнала, что молодая…

богатыри волшебная мачеха про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 12 мин.)

Сказка о попе и о работнике его Балде

Самая легкая сказка пушкина для пересказаСказка о попе и о работнике его Балде была напечатана уже после смерти А. С. Пушкина. В ней поп встречает на базаре Балду, который соглашает работать за «три щелчка тебе по лбу». Жадный поп соглашается. Когда приходит время оплаты, он начинает беспокоиться и дает Балде невыполнимое задание: отправляет его к чертям за оброком. В конце Балда сумел…

про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Руслан и Людмила (поэма)

поэма Пушкина Руслан и ЛюдмилаПервую поэму Руслан и Людмила А. С. Пушкин поэт сочинил на основе русских былин. Царевна Людмила должна была выйти за богатыря Руслана, однако в день свадьбы девушку похитил злой волшебник Черномор. Царь объявил, что спаситель девушки станет ее мужем. Три других претендента на ее сердце не справились с заданием, а Руслан сумел узнать секрет…

богатыри сказки с картинками

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 57 мин.)

Песнь о Вещем Олеге

Самая легкая сказка пушкина для пересказаПеснь о Вещем Олеге – баллада, основанная на летописи Н. Карамзина. В поэме князь Олег отправился на войну и встретил по пути волхва, поклоняющегося Перуну. Кудесник предсказал, что князь одолеет врагов, но примет смерть от своего коня. Олег поверил ему, оставил животное и поехал дальше. Годы спустя князь вспомнил о верном «товарище» и решил…

богатыри героическая

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 3 мин.)

Сказка о медведихе

сказка о медведихеСказка о медведихе не получила авторского называния, не была опубликована при жизни А. С. Пушкина и считается незаконченным черновиком. По сюжету медведица вышла с медвежатами на прогулку. Зверей увидел охотник. Медведица пыталась защитить детенышей, но не смогла. Медведь узнал о гибели своей семьи и стал горевать. Посочувствовать ему пришли…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 2 мин.)

Жених

сказка Пушкина ЖенихСказка «Жених» написана в стиле русской баллады. Главная героиня – дочь купца Наташа. Она пропадает из дома на 3 дня и случайно находит в лесу избушку, где двенадцать молодых мужчин жестоко убивают девушку. Главным среди убийц оказывает жених Наташи. Во время свадьбы Наташа всем рассказывает о преступлении. Сначала ей не верят, но она…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 4 мин.)

Раскрасить мир яркими красками, поднять настроение и полностью развить воображение ребенка можно с помощью сказок Александра Сергеевича Пушкина. Самая полная коллекция историй от всемирно известного поэта к вашим услугам на нашем сайте. Есть лучшие аудио версии с картинками и виртуальные книги, которые будет интересно читать взрослым и слушать малышам.

Читайте лучшие сказки Пушкина на ночь

Уникальный стихотворный стиль, легкость восприятия, народные и всем знакомые сюжеты в сочетании с красочными иллюстрациями сделают каждый сеанс чтения увлекательным и запоминающимся. Выбирайте и читайте те тексты, которые по душе сыну или дочке, и сами получайте радость от погружения в детство.

Все сказки бесплатны онлайн

Разнообразие историй открывает безграничные возможности для фантазирования, при этом каждое повествование развивает важные душевные качества: честность, доброту, сопереживание, ответственность. Авторские сказки Пушкина отлично подойдут для посиделок перед сном, развивающих занятий, и веселого времяпровождения. Здесь они доступны бесплатно 24/7!

Популярные сказки Пушкина

  • О царе Салтане
  • О золотом петушке
  • О рыбаке и рыбке
  • О мертвой царевне и о семи богатырях
  • О попе и о работнике его Балде

Краткое содержание сказки А. С. Пушкина о царе Салтане рассказывает о семье, которая сумела преодолеть множество препятствий на своем пути и воссоединиться после долгих дней разлуки. Произведение также говорит о зависти, лжи и предательстве.

Описание книги

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о Царе Салтане

Число страниц: 45.

Издательство «Детская литература».

Год издания: 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1831 год

Главные герои и их краткая характеристика

  • Царь Салтан — честный и справедливый правитель государства
  • Царица — жена Салтана, любящая мать князя Гвидона
  • Князь Гвидон — красивый, смелый сын Салтана и царицы, богатырь
  • Царевна Лебедь — спасенная Гвидоном волшебница, в конце сказки выходит замуж за князя
  • Ткачиха и повариха — завистливые родные сестры Царицы
  • Сватья баба Бабариха — сообщница в кознях ткачихи и поварихи (бабушка Гвидона)

    Второстепенные герои

    Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

    Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

    Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

    Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

    Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

    Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

    Сюжет произведения кратко

    Разговор трех сестер за рукоделием заходит о том, что бы они смогли сделать для царя. Последняя девушка заявляет, что родила бы ему богатыря. Царь слышит беседу девушек и женится на младшей из сестер.

    Пока государь на войне, молодая царица рожает сына. Ее сестры и баба Бабариха подменяют ее письмо и послание царя. Так царицу «с приплодом» отправляют в бочке по морю.

    Волна выбрасывает мать с сыном на необитаемый остров Буян. Здесь молодой князь спасает из когтей коршуна прекрасную лебедь. Она благодарит его и обустраивает с помощью волшебства жизнь князя и его матери самым лучшим образом.

    Лебедь помогает Гвидону трижды побывать в царстве Салтана, выполняет его желания и в конце сказки выходит замуж за молодого князя.

    Царь Салтан держит обещание и прибывает на остров к князю Гвидону, узнает свою жену, и семья воссоединяется. От радости государь даже прощает родственниц жены и бабу Бабариху.

    План пересказа

    • 1) Девицы мечтают о том, как бы они были царицами
    • 2) Царь подслушивает разговор и женится на последней девушке, чтобы она родила ему богатыря
    • 3) Царь отправляется на войну. Пока его нет, молодая жена рожает наследника.
    • 4) Подмена царских писем ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой
    • 5) Царицу с сыном садят в бочку и отправляют по морю. Гвидон упрашивает волну выплеснуть их на сушу.
    • 6) Гвидон мастерит лук и идет искать добычу — чтобы поесть им с царевной. Но вместо охоты спасает царевну-лебедь от злого коршуна
    • 7) Гвидона избирают в князья на острове Буяне
    • 8) К князю прибывают купцы, рассказывают, что отправляются в «царство славного Салтана»
    • 9) Гвидон рассказывает лебеди, что мечтает увидеть отца. Она обращает князя в комара, он отправляется вместе с купеческим кораблем к отцу.
    • 10) Одна из сестер царицы удивляет государя рассказом о замечательной белочке. Гвидон рассказывает лебеди о своем желании иметь в своем царстве такое чудо.
    • 11) В княжество Гвидона снова прибывают купцы. Они направляются в «царство славного Салтана». Князь снова просит лебедь устроить ему путешествие к отцу. Волшебница обращает Гвидона в муху.
    • 12) В палатах отца от второй тетки князь слышит рассказ о 33 богатырях. Он просит царевну о том, чтобы они охраняли и его остров.
    • 13) К Гвидону в третий раз прибывают купцы. Они тоже направляются к его отцу. Лебедь обращает князя в шмеля. Он отправляется вместе с кораблем к отцу. Там он слышит от Бабарихи историю о прекрасной царевне.
    • 14) Когда Гвидон рассказывает лебеди о необыкновенной красавице, она долго уговаривает его подумать перед тем, как жениться на ней. После долгой беседы лебедь открывается, что она и есть та самая царевна. Князь и царевна играют свадьбу.
    • 15) На остров после долгих обещаний приплывает царь Салтан. Он узнает в свите князя свою жену и рад видеть сына.
    • 16) Сестры царицы рассказывают о своем заговоре с Бабарихой, их отправляют домой

    Главная мысль

    Важно сохранять верность своему слову, семье и государству в любой ситуации. Еще нельзя забывать о сочувствии и благодарности даже в трудный час.

    Чему учит

    Сказка учит мужественно преодолевать трудности, любит и заботиться о своих родных, и никогда не слушать злых сплетен. Также учит защищать тех, кто несправедливо обижен, быть честными, порядочными и благородными.

    Отзыв

    Сказка увлекает необыкновенными приключениями, которые довелось пережить юному Гвидону. Благодаря своей храбрости, мужеству и чистому, благородному сердцу он стал правителем на острове Буяне и женился на прекрасной волшебнице.

    Вывод

    Сказка показывает, что на чужом несчастье никто и никогда не сумел построить своего счастья. Она осуждает зависть, жестокость и несправедливость. Произведение учит добру, состраданию, благородству, умению ценить простые семейные радости. В сказке показан пример искреннего прощения своих врагов.

    Пословицы

    • — Сколько веревочке не виться, а конец будет.
    • — Не рой другому яму, сам в нее упадешь.
    • — Хорошо то, что хорошо кончается.

    Что понравилось

    Понравилось, что князь Гвидон не держал в своем сердце зла на отца, хотя тот и поступил весьма несерьезно, доверившись грязным слухам о своей жене и сыне.

( 5 оценок, среднее 3.4 из 5 )


Информация о материале
Просмотров: 159497

Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы

Интересная история и мифы 

  1. Л. Воронкова «Сын Зевса», «Повести об Александре Македонском»
  2. М. Гаспаров «Занимательная Греция»
  3. Ч. Диккенс «История Англии для юных»
  4. Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
  5. С. Лурье «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички»
  6. М. Матье «День египетского мальчика»
  7. Ж. Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев»
  8. В. Смирнова «Герои Эллады»
  9. М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
  10. Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции» 

Сказки, фэнтези и фантастика

  1. М. Аромштам «Плащ Крысолова»
  2. Л. Бессон «Артур и минипуты»
  3. К. Булычев «Приключения Алисы»
  4. К. ДиКамилло «Удивительные приключения кролика Эварда», «Приключения мышонка Десперо», «Спасибо Уинн-Дикси»
  5. Р. Киплинг «Пак с Волшебных холмов», «Подарки фей»
  6. Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
  7. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  8. К. Льюис «Хроники Нарнии»
  9. Ф. Пулман «Золотой компас», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»
  10. Дж. Роулинг Книги о Гарри Поттере
  11. Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
  12. К. Функе «Чернильное сердце»
  13. К. Чапек «Сказки и веселые истории»
  14. М. Энде «Момо», «Бесконечная история»
  15. Т. Янсон «Все о Муми-троллях» 

Жизнь и приключения детей и взрослых 

  1. Н. Абгарян «Манюня»
  2. В. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»
  3. Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
  4. А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»
  5. Л. Будогоская «Повесть о рыжей девочке».
  6. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  7. «Библиотека путешествий»: Америго Веспуччи, Фернан Магеллан; Миклухо-Маклай Н. «Путешествие на Новую Гвинею»; Нансен Ф. «Северный полюс», Амудсен Р. «Южный полюс» и другие книги из этой серии
  8. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров»
  9. А. Гайдар «Судьба барабанщика»
  10. Г. Галахова Г. «Невозможный Кукушкин»
  11. М. Додж «Серебряные коньки»
  12. А. Дюма «Три мушкетёра»
  13. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза»
  14. М. Зощенко Рассказы для детей
  15. Е. Ильина «Четвертая высота»
  16. Ф. Искандер «День Чика»
  17. В. Катаев «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря», «Хуторок в степи», «Катакомбы»
  18. В. Каверин «Два капитана»
  19. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», «Будьте готовы, ваше величество», «Улица младшего сына», рассказы
  20. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов»
  21. Э.Л. Конигсбург «Из Архива Миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»
  22. Я. Корчак «Король Матиуш»
  23. В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка», «Тень каравеллы» и др.
  24. Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
  25. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  26. А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника», «Расмус-бродяга»
  27. Д. Лондон «Рассказы южных морей»
  28. В. Медведев «Фантазии Баранкина» («Баранкин, будь человеком!»)
  29. О. Генри Рассказы
  30. Д. Олдридж «Последний дюйм»
  31. А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»
  32. М. Нильсон «Цацики идёт в школу»
  33. М. Парр «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»
  34. Д. Пеннак «Камо. Побег», «Камо и я», «Камо. Агентство Вавилон», «Камо. Идея века»
  35. М. Пришвин «Кладовая солнца»
  36. М. Рид «Всадник без головы», «Морской волчонок», «Охотники на бизонов» и др.
  37. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства»
  38. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»
  39. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
  40. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
  41. Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
  42. М. Твен «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
  43. А.К. Толстой «Князь Серебряный»
  44. А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»
  45. Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
  46. К. Чуковский К. «Серебряный герб»
  47. Н. Чуковский «Водители фрегатов», «Морской охотник» 

Жизнь и приключения животных и людей

  1. В. Астафьев «Стрижонок Скрип»
  2. П. Гэллико «Томасина»
  3. Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери», «Три билета до Эдвенчер», «Ослокрады», «Говорящий сверток»
  4. Р. Киплинг «Маугли», «Книга джунглей», «Ваш покорный слуга пес Бутс»
  5. Ф. Кнорре «Соленый пес»
  6. Ю. Коваль «Недопесок», «Алый», «Чистый дор», «Листобой»
  7. А. Куприн «Белый пудель», «Ю-ю», «Слон»
  8. Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  9. Д. Лондон «Белый клык»
  10. Ф. Моуэт «Собака, которой не хотелось быть просто собакой»
  11. Д. Пеннак «Собака Пес», «Глаз волка»
  12. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
  13. Э. Файн «Дневник кота-убийцы»
  14. В. Чаплина «Кинули», рассказы о животных
  15. С. Черный «Приключения Фокса Микки» 

Список художественной литературы на лето от челябинского Физико-матетического лицея №31

У истоков литературы

  1. Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции»
  2. Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

Из русской классики

  1. А. Пушкин «Метель», «Выстрел»
  2. Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (цикл рассказов)
  3. Н. Лесков «Левша»
  4. А. Грин «Алые паруса»
  5. Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

Книги о ровесниках

  1. В. Распутин «Уроки французского»
  2. В. Катаев «Хуторок в степи»
  3. А. Гайдар «Судьба барабанщика»
  4. В. Железников «Чучело», «Чудак из «6б»
  5. В. Крапивин «Мальчик со шпагой»
  6. Д. Пеннак Повести о Камо: «Побег», «Агентство «Вавилон», «Идея века», «Камо и я»
  7. Э. Портер «Поллианна», «Поллианна возвращается»
  8. А. Гиваргизов «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия»
  9. М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами», «За все хорошее — смерть»
  10. У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Иоханна?»
  11. М. Энде «Момо»
  12. Х. Ли «Убить пересмешника»

О сильных духом

  1. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  2. Д. Лондон «Любовь к жизни»
  3. Скотт О Делл «Остров голубых дельфинов»

Мир приключений и фантастики

  1. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  2. А. Дюма «Три мушкетера»
  3. Д. Лондон «Белый клык»
  4. Ж. Верн «Таинственный остров»
  5. Г. Уэллс «Человек — невидимка»
  6. Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
  7. А. Беляев «Голова профессора Доуэля»

Мир природы и человека

  1. Ч. Айтматов «Белый пароход»
  2. С. Востоков «Остров, одетый в джерси»
  3. Сат-Ок «Земля соленых скал»
  4. М. Зверев «Белый марал», «Кладовая чудес

Список от С.И.Красовской

Книги о ровесниках

  1. А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
  2. Б. Алмазов. Я иду искать
  3. Б. Неверов. Ташкент – город хлебный
  4. А. Рыбаков. Кортик. Бронзовая птица.
  5. И. Токмакова. Сосны шумят
  6. В. Богомолов. Иван
  7. А. Гайдар. Горячий камень. Голубая чашка.
  8. Д. Нагишкин. Амурские сказки
  9. М. Твен. Приключения Гекльберри Финна
  10. Б. Питцорно. Послушай моё сердце
  11. А. Тор. Остров в море. Пруд Белых лилий. Глубина моря. Открытое море.
  12. У. Старк. Чудаки и зануды

О сильных духом

  1. Э. Фонякова. Хлеб той зимы
  2. О. Громова. Сахарный ребёнок

Мир природы и человека

  1. Г. Троепольский. Белый Бим Чёрное ухо

Список от А.А. Скулачева (дополнение – «Гид по чтению»)

Обязательная литература:

  1. Л. Н. Толстой «Отрочество»
  2. А. П. Чехов «Степь»
  3. Ч. Айтматов «Ранние журавли»
  4. Дж. Лондон «Белый клык»
  5. А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
  6. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  7. М. Рид «Всадник без головы»
  8. А. С. Пушкин «Дубровский»

Дополнительная литература:

  1. А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий»
  2. Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
  4. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  5. А.Линдгрен «Пеппи длинный чулок», «Мы – на острове Сальткрокка»
  6. Я. Корчак «Король Матиуш Первый»
  7. А. Грин «Золотая цепь», «Алые паруса»
  8. В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»
  9. М. Метерлинк «Синяя птица»
  10. Р. Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена»
  11. Л. Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине»
  12. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
  13. Г. К. Честертон «Рассказы о патере Брауне»
  14. Е. Шварц «Дракон»
  15. Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны»
  16. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
  17. Ж. Верн «Таинственный остров»
  18. Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
  19. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

Гид по чтению за 6 класс от Антона Скулачева

Список от Г.Г.Щербаковой

  1. Н.Кун.Мифы Древней Греции.
  2. В.Смирнова.Герои Эллады.
  3. Л.Воронкова.Повести об Александре Македонском.
  4. Исторические произведения для детей о Др.Египте,Месопотамии,Др.Индии.
  5. А.С.Пушкин.Барышня-крестьянка.Выстрел.
  6. Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.
  7. А.П.Чехов.Рассказы для детей.
  8. М.М.Зощенко.Юмористические рассказы.
  9. А.Платонов.Рассказы для детей.
  10. М. М. Пришвин. Рассказы.
  11. В.Железников. Чудак из 6 «Б». Путешественник с багажом.
  12. В.Крапивин.Брат,которому семь.Звезды под дождем. Всадник со станции Роса.
  13. А.Лиханов. Последние холода.
  14. Ю.Яковлев.Цветок хлеба.
  15. Л.Лагин.Старик Хоттабыч.
  16. К.Чуковский. Серебряный герб.
  17. А.Рыбаков.Кортик.Бронзовая птица.Выстрел.
  18. В.Медведев.Баранкин,будь человеком! и другие сказочные повести.
  19. А.Алексин.Любые повести.
  20. Ю.Сотник.Любые повести и рассказы.
  21. Г.Бичер-Стоу.Хижина дяди Тома.
  22. Ж.Верн.Дети капитана Гранта.Таинственный остров.Пятнадцатилетний капитан.
  23. К.Дойл.Рассказы о Шерлоке Холмсе.
  24. М.Твен.Приключения Тома Сойера.Приключения Гекльбери Финна. Принц и нищий.
  25. Л.Кэролл.Алиса в стране чудес.
  26. Д.Лондон. На берегах Сакраменто
  27. А.Линдгрен.Любые произведения.
  28. Г.Мало.Без семьи.
  29. Э.Сетон-Томпсон.Маленькие дикари

  • Самая лучшая мама сказка
  • Самая маленькая сказка бажова
  • Самая лучшая сказка на свете песня
  • Самая маленькая сказка андерсена читать
  • Самая маленькая зарубежная сказка