Салтыков щедрин великий русский сатирик сочинение

19 авг. 2021 г., 16:46 михаил евграфович салтыков-щедрин... это имя дорого нам с детства. мы ещ не знаем, кто этот

19 авг. 2021 г., 16:46

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин… Это имя дорого нам с детства. Мы ещё не знаем, кто этот человек, но уже на слуху его имя; его носит одна из самых красивых улиц нашего города Талдома.

. Моё детство прошло именно на ней. Всё здесь дышит красотой и историей: бывшая чайная Киселёвых, дом купца Волкова, деревянные, с резными наличниками, особняки. В Историко-литературном краеведческом музее всё наполнено воспоминаниями о великом писателе-сатирике. В местной районной газете «Заря» пишут о нашем замечательном земляке, приглашают посетить его родовую усадьбу – село Спас-Угол.

Работая в школе, я поняла, что творчество нашего земляка является одним из самых трудных для изучения современными школьниками. Казалось бы, сказки, история семейства Головлёвых, воспоминания детства в «Пошехонской старине» – всё так просто и понятно. Да, на первый взгляд, это может быть и так. Но только на первый взгляд.

Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвящённые великому писателю. Но для нас, учителей словесности, живущих в той же местности, где жил Михаил Евграфович, сделать это гораздо легче, потому что мы можем сесть на автобус, 35 километров пути и мы на родовой усадьбе писателя.

Спас-Угол и его окрестности невероятно притягательны своей заповедной красотой. Много раз была я там: и в пору юности, и в зрелости, на праздниках, и в будни, с детьми, с друзьями, одна. Аура этого места необыкновенно влияет на каждого человека. Приятно побродить по аллеям парка, которые помнят писателя, вдохнуть полной грудью спасский воздух и дух «салтыковский». Сейчас я привожу сюда своих учеников на дни рождения и на дни памяти писателя. Так я описала одну из экскурсий на родину нашего великого земляка в своём конкурсном стихотворении (конкурс прошёл в преддверии Года литературы, в декабре 2014, когда отмечали день памяти писателя).

Маленькая поэма о нашем великом земляке

Нам повезло, что в нашем крае

Родился Салтыков-Щедрин.

Во всей России уважаем

Великий русский гражданин.

Январским утром, на рожденье,

Мой класс гурьбой к нему спешит.

Нам не испортит настроенье

Мороз, скорей, он нас бодрит.

Заснеженный простор вбирает

Дорогу, нас и голоса.

И время нас не отпускает:

Веков размыта полоса…

Вот мы к деревне подъезжаем,

Видать церквушку на юру.

Спас-Угол тишиной встречает

С «другой планеты» детвору.

Идут ватагой, не смолкает

Моих детей весёлый гам.

И лишь дворняжки окликают,

Лениво лая по дворам.

В музее сразу все притихли:

Писатель стал для них родным.

Ведь Миша тоже  был мальчишкой

Смышлёным, умным, озорным.

Читал он книги, занимался

 Со старшими, своим отцом.

Зимою с горки он катался,                       

Старался быть он молодцом.

Он трудно жил, служил, работал,

Он в Вятке ссылку отбывал.

Но главная его забота –

Народ российский. Восставал

Он против власти и разбоя

Чиновников любых мастей.

Он к совести взывал и с боем

Учил он «праведных» судей.

Пред подвигом его гражданским

Мы тихо головы склоним.

И земляка, родом из Спаса,

В сердцах навеки сохраним.

Закончен день, рассказ окончен.

Тропа нас в центр села ведёт.

И юная моя Россия

На пьедестал цветы кладёт.

В музее работает замечательный человек – Анна Николаевна Комлева, зав. музеем Салтыкова — Щедрина. Она рассказывает так, будто писатель – её близкий родственник. Какие только встречи, конкурсы она не организует! И всё это из любви к писателю и родному краю. Дети это чувствуют. Теперь можно приступать к изучению «Сказок», которые порой трудны для восприятия семиклассников.

Именно здесь, в селе Спас-Угол, вспоминается неординарная судьба великого человека: блестящая чиновничья карьера, триумфальное восхождение к вершинам литературного Олимпа, и в то же время мы видим, как трагична биография «короля язвительного смеха». На поверку выясняется, что служба удовлетворения не приносила, блестящая литературная карьера перемежалась ссылкой в Вятку, неприня­тием критикой произведений Салтыкова, разгромом и закрытием журналов, в которые он вместе с Некрасовым вкладывал не только деньги, но душу и сердце. И в семейной жизни не было покоя и благополучия. Именно здесь, в Спасе, сами собой возникают перед глазами щедринские образы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прожил всего 63 года, но всю свою жизнь без остатка отдал неустанной, не прекращающейся ни на минуту литературной работе.

Что же после смерти? Вписывается ли имя великого Щедрина в наш мир? Нужен ли, современен ли сегодня наш земляк в России?

 «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России, – писал Михаил Евграфович, – хорошо там, а у нас, хоть и не так хо­рошо… но, представьте себе, всё-таки выходит, что у нас лучше. Лучше, потому что больней… Болит сердце, болит, но и за всем тем к источнику своей боли устремля­ется… Я желал видеть моё Отечество не столько славным, сколько счастливым…»

Сбылись ли мечты писателя? Не зря ли он отдал жизнь русской литературе?

Итак, на дворе 2015 год… Россия… В следующем году мы отметим 190-ую годов­щину рождения Михаила Евграфовича. Писателя, видящего дальше своего времени… Хранителя Правды, великого Русского слова!

Более полутораста лет минуло с тех пор, как он пришёл в русскую литературу, но и сегодня едва ли можно утверждать, что мы вполне осознаём интеллектуальную мощь и художественную силу творений М. Е. Салтыкова-Щедрина. Внешне, конечно, всё вполне в порядке: имя Мастера носят улицы, библиотеки, школы; переиздаются его сочинения; кое-что включено в школьную программу по литературе; кое-что инсценируется и экранизируется, но всё же…

Да, конечно, Салтыков-Щедрин не так популярен как другие наши писатели. Его считают трудным, непонятным, сложным, запутанным и несовременным. Так ли это? Конечно, обвинить писателя очень легко, но понять и принять трудно. Нужно вспомнить, в какое нелёгкое время он жил, какая жесточайшая была цензура! А этот «эзопов язык», который уводит читателя от прямых высказываний писателя. Исследователь творчества сатирика А. С. Бушмин писал: «Условная, исполненная глубокого сарказма, подчас гротескно заостренная, сатирическая форма повествования, вынужденная, вызванная непрерывным цензурным давлением «эзопова» речь, иносказательный язык, множество идиоматических выражений, характерных фразеологизмов, изобилие так называемых «реалий» конкретно-исторических примет того времени – всё это в определенной мере ограничивает сегодня круг читателей произведений Салтыкова-Щедрина».

Мне кажется, что многие годы мы читаем не сами тексты, а находимся под воздействием их «превратных» истолкований. Постигая логику творческого развития Салтыкова-Щедрина, писателя, мы делаем много удивительных открытий. Всю жизнь Михаил Евграфович боролся с угнетением и унижением человека, болел душой за несовершенство людей, за убожество их взаимоотношений в быту и на общественном поприще. И эта боль, сплавившись воедино с его талантом, и дала миру его бесценные сочинения.

Вот, например, роман писателя «Современная идиллия». Произведение это населяют люди удивительные, никак не помещающиеся в существующие стереотипы. Салтыков-Щедрин обладал гениальным умением создавать правдоподобие невероятного. Стоит вспомнить Глумова и Рассказчика, от лица которого ведётся повествование. Они как бы олицетворяют окончательное падение столь ненавистной писателю плавающей на поверхности прослойки русского либерального дворянства.

Тем и замечателен Салтыков-Щедрин, что писал он своих героев, образно говоря, если не в пяти, то, во всяком случае, в четырёх измерениях. Сейчас, оглядываясь вокруг, мы часто видим в жизни людей, очень похожих на героев Салтыкова, поэтому актуальность произведений очевидна.

Произведения писателя современны, разумеется, не по сюжетам и социальной сути персонажей, а прежде всего, по глубокому проникновению в человеческую психологию. Вновь становятся интересными многие салтыковские мотивы, особенно образ «пропавшей совести». И про «новых русских» сатирик сказал, что во время перемен отмечаются случаи «возникновения» запроса на так называемых «свежих людей», запроса, обусловленного постепенным вырождением людей «несвежих».

Творчество великого сатирика весьма злободневно! Какие пронзительно верные формулировки, абсолютно точно ложащиеся на почву сегодняшней российской действительности, были произнесены более века назад. Вот две цитаты:

  • «Никому ничего не жаль, никто не заглядывает вперёд, всякий ищет, как сорвать сейчас, сию минуту, и потом… потом и самому, пожалуй, вылететь в трубу». («Благонамеренные речи»). Сразу вспоминаются коррупционные дела по­следнего времени.
  • «Как-то легко пишутся проекты, в которых реформаторские затеи счастливым образом сочетаются … с тем благосклонным отношением к жульничеству, которое доказывает, что жульничество – сила, и что с этой силой необходимо считаться». («Дневник провинциала в Петербурге»).

И опять возникают в памяти наши национальные проекты по здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству и все наши социальные проблемы.

Салтыков-Щедрин был современен всегда, но особенно сейчас. Описывая пореформенную Россию, он открыл, можно сказать, «общие законы российского «реформирования»  —  через пень — колоду, с шараханьем из стороны в сторону, с дуболомной перестановкой таких приоритетов, как «мечтания» и «дело», с бездум­ным ниспровержением одного и с таким же бездумным возвеличиванием другого, как будто они и не должны идти в одной связке»… Так жаль, что наши политики и хозяйственники так редко открывают, а может, и вовсе не читали произведений великого сатирика! Зря! Какой там анализ хозяйственной и социальной жизни, сколько прозрений, сколько умнейших наставлений и советов потомкам, как благоустраивать землю и жизнь на ней и каких глупостей не допускать!

Щедринская сатира живёт потому, что те основы и те пороки, на которые обруши­вал свой гнев писатель, продолжают сохранять свою силу и власть над обществом и человеком.

Как-то прочитала я высказывания Салтыкова-Щедрина, которые показались мне очень интересными и близкими по духу. В 10 классе, на заключительном уроке по творчеству писателя, мы обсудили некоторые из них, которые особенно показались нам понятными и современными…

  • А главное всё-таки: люби, люби и люби свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь.
  • И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном её сознании человек приобретает право назвать себя гражданином.
  • Идея отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных — предостерегает от множества гнусностей, которые без неё, несомненно, были бы совершены.

Эти глубокие умозаключения соответствуют реалиям нашего времени. Учащиеся говорили о том, как поднимается патриотизм в нашей стране, как объединяется народ вокруг наших нравственных ценностей, как молодёжь учится любить Родину. И они понимают, что писатель был патриотом, слишком сильно любил Отечество и болел за него душой, поэтому так был беспощаден к «помпадурам и помпадуршам».

Во многом великий сатирик был пророком. Этот дар мы находим в «Исто­рии одного города». «Тёмная занавесь, то есть конец свету», придуманная Уг­рюм-Бурчеевым для «отгорожения» Глупова, материализовалась в 20 столетии в недоброй памяти «железный занавес», как и слова «барак», «масса», излюб­ленные в новом, «полуобезьяньем языке того же Бурчеева». Но сила щедрин­ского шедевра не только в его сохраняющейся до сих пор злободневности, сколько в том, что он сумел увидеть подоплёку этой злободневности. История, по Салтыкову-Щедрину, связана с современностью глубинной однородностью, повторяемостью человеческих побуждений и вытекающих из них поступков. Как видно, меняются лишь внешние атрибуты власти, её вещественные черты, психологическая суть остаётся неизменной.

Произведения Салтыкова-Щедрина очень современны, т.к. проблемы вла­сти будут существовать, пока существует государственная система, как мне кажется, далеко несовершенная. И сегодня в произведениях писателей-сатириков, как в зеркале, отражаются все общественные пороки. Примером написания в жанре сатиры будут для них книги великого Салтыкова-Щедрина, целью которых была борьба с вопиющим произволом чиновников всех мастей, ведь их образы у писателя-сатирика гиперболизированы: это маски, со­бирающие в себе все пороки власти. Человеческие качества чиновников ни­чтожны по сравнению с занимаемой должностью. Поэтому на первый план выхо­дят атрибуты власти, а нравственные характеристики личности практически отсутствуют. Салтыков-Щедрин осуждает паразитический образ жизни чиновников, живущих за счет народа, который безропотно подчиняется власти.

После прочтения «Истории одного города» учащимся были заданы несколько вопросов:

  • Чем могут быть интересны для нас, людей 21 века, образы чиновников, созданные писателем – сатириком в 19 веке?
  • Можно ли создать портрет современного чиновника? Сравните его с собирательным портретом «градоначальников» Щедрина.
  • Как вы думаете, поменялось ли что-нибудь в чиновниках в отличие от щедринских? Остались ли актуальными пороки власти, обличаемые в произведениях Салтыкова-Щедрина?
  • Выясните, насколько современны проблемы, поднятые в творчестве Щедрина?
  •  Проанализируйте различные источники информации на тему чиновничества, власти в современной России. Это могут быть СМИ, Интернет, общественное мнение и т.д.
  • Как вы думаете, что-то все-таки должно поменяться, т.к. изменилось время, строй  в стране, да и страна уже совсем другая?
  • Если изменилась страна, то, вероятно, должен измениться и сам чиновник? Какой он сейчас?

На семинаре разные группы учащихся представляли свои выступления, основанные на анализе работы местной администрации, материалах районной газеты «Заря», регионального еженедельника «Компаньон» и т.д. В общем, некоторые остались недовольны работой чиновников (особенно это касалось молодёжных проектов), другие похвалили местную власть за благоустройство, за инновации в проведении различных праздников.

               Но, как они сказали, неплохо бы иметь такого критика, как Михаил Евграфович, чтобы чиновники знали свои обязанности по отношению к избирателям. Да, время изменилось, говорили они, но чиновники меняются с трудом.

В «Литературной газете» за 1 ноября 2011 года меня заинтересовала статья Даниила Гранина «Не барышом единым», в которой писатель рассуждает о российских традициях, о ментальности нашего человека. Статья мне понравилась, но оставила она какое-то грустное впечатление. Гранин считает, что он в ней расстраивает людей, как когда-то заставлял задуматься неравнодушных к своему Отечеству граждан Салтыков-Щедрин. Статья во многом перекликается с высказываниями сатирика, о которых я упоминала ранее. Гранин в ней  подчёркивает, что власть порой не замечает того, о чём пишут, говорят честные, радеющие за страну люди. И, в конце концов, «если власть не хочет отвечать на острые вопросы, уводит себя и общество от реальных проблем, она получает то, что получает…», – предостерегает Даниил Гранин.

Не наступит ли знаменитое ОНО, которое изменит жизнь «города Глупова» до неузнаваемости. Салтыков-Щедрин вывел Глупов за пределы истории, времени, изобразив некий «заповедник власти, в котором ничего не происходит, кроме власти испытаний – не общественным мнением, не требованиями народной стихии, даже не другими властолюбцами, а именно безграничностью.

Таким образом, история и современность оказываются в изображении Салтыкова нераздельными. Это ещё раз подтверждает сохраняющуюся своевременность большинства его книг, начиная с «Истории одного города». Подтверждением служит замечательный фильм «Оно» режиссёра С. Овчарова. Я поймала себя на мысли, что, когда смотришь фильм, текст звучит из «Истории одного города», а действие происходит в нашем недалёком прошлом. Это ли не пророчество, это ли не современность и не своевременность трудов и мыслей великого сатирика! Критик Н. Михайловский, говоря о современности произведений великого писателя, назвал его «человеком вечности».

Салтыков-Щедрин завещал потомкам: «Пусть нас меньше почитают, но больше читают». Это совершенное художественное творчество великого сатирика и сегодня щедро обогащает нас теми мудрыми мыслями, меткими образами, яркими афоризмами, которые облагораживают и воспитывают человека в духе высокого гражданского призвания. Да, любить Салтыкова нелегко, но верить ему необходимо. Его вулканическое слово опасно и страшно духовным своим бесстрашием и независимостью. Слово Салтыкова-Щедрина защищает человеческое в человеке. Поэтому он всегда современен, интересен и необходим. Исследователь творчества Михаила Евграфовича Дмитрий Николаев написал: «Сатира Щедрина не про­сто насыщена, а перенасыщена мыслью. Она интеллектуальна в высшей мере. В этом её сила, источник её бессмертия. Но в этом же – и её сложность, трудность её постижения…»

Щедринская сатира живёт, живёт потому, что те основы и те пороки, на которые обрушивал свой гнев писатель, продолжают сохранять свою силу и власть над обществом и человеком. Сатирическое творчество Щедрина было творчеством гуманистическим, глубоко человечным, все­цело проникнутым идеальным началом. «Сказать человеку толком, что он человек, – писал Салтыков-Щедрин, – на одном этом предприятии может изойти кровью сердце. Дать человеку возможность различать справедливое от несправедливого – для достижения этого одного можно душу свою загубить. Задачи разъяснения громадны и почти неприступны, но зато какие изумительные горизонты! Какое восторженное, полное непрерывного горения существование!» («Убежище Монрепо»). Горящий дух са­мого Щедрина звучит в этих словах. Так хочется, чтобы читали произведения писа­теля, становились мудрее, лучше, сильнее. К сожалению, из школьной программы постепенно «убирают» «неинтересных и трудных» писателей, что является просто недопустимым. И часов литературы мало. Но я восполняю это внеклассной работой. Именно в этом я вижу свою задачу и призвание. Также мы всегда участвуем в творческих конкурсах. На литературный конкурс послала своё стихотворение и моя ученица 7 класса Штатова Вероника. В своей возрастной категории она заняла 1 место.

Мы помним писателя Салтыкова-Щедрина

Писатель рождён для любви и для света.

В душе сохранил он предков заветы.

Россию любил он до боли сердечной.

И жизнь свою выстроил он безупречно.

Взгляд его строг, его мысли понятны,

И каждая сказка проста и занятна.

О русской земле проявлял он заботу.

Боролся всегда за народ и свободу.

Он был человеком серьёзным и честным.

Он взяток не брал, был закону полезным.

И звали его за глаза Робеспьером.

Для всех подчинённых был лучшим примером.

Мой дом деревянный на улице старой

Красою дивит она всех небывалой.

Мы просто Щедринской её называем,

Писателя помним, не забываем.

Пока его помним, романы читаем,

За книгой его в библиотеку шагаем.

Он с нами, он жив, нам во всём помогает,

Смириться с неправдою не позволяет.

Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину в русской литературе отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает действительность так метко и беспощадно. Несмотря на то, что писал он почти два века назад, его сюжеты очень похожи на то, что происходит в России сейчас. Герои настолько точно характеризуют современный мир, что, кажется, писатель просто заглянул в будущее и написал о нас.

Значение сатирических произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина для истории России  велико. В них он остро высказывался обо всём, что считал предметом, заслуживающим критики, а также он был истинным гражданином своей Отчизны. Я уверена, что сатира Салтыкова-Щедрина будет востребована всегда, и на примере жизни и творчества великого сатирика вырастут новые поколения честных, совестливых людей, писателей, журналистов, любящих свой народ и свою Родину.

Использованная литература:

1. К. И. Тюнькин. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. Москва, 2001 год

2. А. С. Бушмин. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. Москва. 1967 год

3. Д. Гранин. «Литературная газета». Москва. 2011 год

Русакова Галина Андреевна, учительница русского языка и литературы Талдомской средней школы №2, Заслуженный учитель Московской области, Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Лучшие отзывы о спектакле «Балалайкин и К»

    • 7Спектакль для тех, кто любит Салтыкова-Щедрина!

      Спектакль «Балалайкин и Ко» стал первой премьерой обновленного театра Театр Прогресс STAGE. Режиссером этого спектакля стал сам Сергей Газаров, художественный руководитель театра. Из-за локдауна премьера чуть задержалась, но думаю, это время пригодилось создателям спектакля, чтоб «отполировать до блеска» свое детище.

      В основе спектакля пьеса Сергея Михалкова по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Думаю, Сергей Ишханович, не просто так выбрал эту пьесу; он был участником обновленного в 2001 году спектакля, поставленного в Современнике, как и тот самый легендарный, поставленный Георгием Товстоноговым в 1973 году. Сатира Салтыкова-Щедрина вне времени; она всегда актуальна. «Годить», приспосабливаться, не вылезать вперёд, что мне больше всех нужно — это ж про многих людей вокруг! Это ж почти наша национальная черта и во времена нашего классика и сейчас вполне актуальна.

      Одним из приглашенных актеров на роль Глумова в этом спектакле стал Сергей Чонишвили. Это мое первое знакомство с ним как с актером. До этого я его видела в спектаклях САМи и там он скорее выступает в роли чтеца. Кстати, это ему удается великолепно! Вальсовка с главной героиней в конце спектакля — выше всяких похвал. Интересен такой момент: во втором составе эту роль играет Анатолий Кот. Занимательно было бы на него посмотреть. Ибо для меня он нехороший подполковник из сериала «Солдаты». Очень понравилось как воплотил своего героя на сцене, Рассказчика, Сергей Климов Хочется отметить ещё и Альберта Хасиева в роли Балалайкина! Это просто ? Артемий Савостьянов, Молодкин, как вы пели! Ваши красные ботфорты были видны издалека)) Самые большие вопросы у меня к двум девушкам в нижнем и корсетах: к чему бы они? Ну в одном эпизоде они вполне к месту, а в других к чему?

      Хочется отметить декорации спектакля. Это огромные подвижные конструкции, которые делят сцену пополам. А ещё огромные кольца из дерева которые могут быть то кроватями то стульями, то столом.

      С одной из работ Сергея Землянского я уже знакома, это спектакль «Воскресение» . В этом премьерном спектакле он принял участие как режиссер по пластике. Думаю, многие поклонники этого хореографа захотят познакомиться и с этой его работой. Группа молодых актеров, названная в афише Страхи (странное название, на мой взгляд) невероятно пластичны и несомненно украшают спектакль! Добавляют в него характера, фарса, абсурдности.

      Честно скажу, не мой спектакль .. Похоже, что гротескный юмор и веселье через край с гулянками — это не мой жанр. И до Салтыкова-Щедрина, прошу прощения у классика, я, видимо, не доросла и, похоже, уже не дорасту. У нас с ним отношения на Вы ещё со школы. Думаю, спектакль найдет своего зрителя, т.к. отличный актерский состав, красивый свет, интересные декорации и такой классный режиссер по пластике, ну и пьеса достаточно знаменитая и можно сравнить с постановкой 2001 года. И конечно будут рады спектаклю поклонники Салтыкова-Щедрина.

    • 10

      Все начинают свои отзывы о премьере «Балалайкин и Ко» в Театре Джигарханяна, новое название которого очень мудреное, а сути не меняет, со слов о том, что раньше никогда в нем не были. А вот зря!!!
      Я тоже не могу похвастаться, что была там частым гостем, но посмотрела что-то около десятка спектаклей, три из которых, сохранившиеся в репертуаре Театра по сей день, могу смело рекомендовать! Это «Нас ждут далеко-далеко, не здесь», «Безымянная звезда» и «Кафе «Жизнь в розовом свете».
      С творчеством нового худрука – Сергея Газарова ни в качестве артиста, ни в качестве режиссера знакома не была.
      Тем интереснее было посмотреть на его работу (сравнивать – то не с чем).
      Ну что тут можно сказать – круто!!!
      Спектакль очень яркий, динамичный, музыкальный! Одним словом – зрелищный!!! Сценография, костюмы – просто «вау»! Все актерские работы – выше всех похвал!
      Я не знаю, из каких соображений Сергей Ишханович пригласил на одну из центральных ролей, Глумова, Сергея Чонишвили, мне лично было бы интересней посмотреть спектакль с другим исполнителем – актером этого Театра Анатолием Котом.
      Игра Чонишвили, с моей точки зрения, проигрывала (извините за тавтологию) и Сергею Климову в роли Рассказчика, и Сергею Серову, исполняющему роль Ивана Тимофеевича. Я уже молчу про пусть небольшую, но очень яркую работу Альберта Хасиева, сыгравшего крайне экспрессивного Балалайкина! Была удивлена, прочитав в его интервью, что он до этого никогда не пробовал себя в такой гротесковой форме.
      Чуть не забыла про Артемия Савостьянова, блеснувшего своим вокалом в совсем уже крошечной роли Молодкина. Браво!!!
      Не буду говорить общие слова о том, что сатира Салтыкова-Щедрина актуальна и по сей день и тому подобное. Это пусть делают критики.
      Главное – мне, как зрителю, спектакль смотреть было очень интересно и послевкусие от него осталось прекрасное!

    • 7

      Это первый спектакль нового руководителя театра Сергея Газарова. Интересно, что он выбрал для постановки пьесу Сергея Михалкова по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Газаров раньше сам играл в спектакле, поставленном еще Товстоноговым. А теперь участвует в качестве режиссера. Сатира Салтыкова-Щедрина, конечно, вне времени, поэтому и в наши дни вполне уместна. История о том, во что превращается человек, решив «погодить», т.е. не высовываться, не «отсвечивать». Несмотря на то, что в спектакле в главной роли знаменитый Сергей Чонишвили, больше всего меня поразила не игра актеров, а декорации или даже, я бы сказала, игра декораций. Два огромных деревянных колеса из досок от ящиков, которые постоянно двигаются, трансформируются и как бы закручивают-закольцовывают жизнь. А управляют ими Страхи – 6 актеров, которые все время рядом с героями на сцене. Они постоянно что-то там нашептывают, грозят, оглядываются… Наверное, такие страхи есть у каждого человека, другой вопрос – как он справляется с ними или они с ним. Еще одна находка – это огромные черные шары периодически появляющиеся на сцене в виде маятника. Не зря же «маятником внутренних метаний» назвал эту историю Газаров.

    • 8Скрипучее первое действие и чумовое второе

      С первых минут главные герои на сцене — два премудрых пескаря, выполняя совет своего знакомого — умудренного опытом, пытаются «погодить», то есть вести животно-растительное существование: никуда не высовываться и ни во что не впутываться. Нет интриги, нет действия, диалоги, пропитанные абсурдом. Абсурдом бюрократических рассуждений о правилах поведения в законопослушном обществе.
      Чтобы расцветить эту канцелярщину, по сцене марширует безэмоциональный отряд статистов, синхронно проделывающих, практически, цирковые номера (режиссер по пластике Сергей Землянский). Катятся два огромных деревянных колеса. Брантмейстером Молодкиным под аккомпанемент гитары письмоводителя Прудентова распеваются романсы. Но это мало помогает избавиться от ощущения болота и западни, в которую попали два главных героя — когда-то либералы, а ныне пытающиеся жить как простые обыватели. Самым ярким событием подобной обывательской жизни, практически театральным представлением, является пожар. Первое действие и заканчивается словами: «Господа! милости просим на пожар!»
      Но это точно тот спектакль, который следует досмотреть до конца!
      Куда девались медлительность и бессюжетность первого действия? Во втором, кажется, что огромные колеса стали вращаться с бешеной скоростью. Появилась интрига и… «эх, тройка, куда летишь ты?» Из-за кулис появляются всё новые и новые действующие лица. Сцена заполняется этакими Хлестаковыми — людьми «извилистой судьбы». Тут тебе и откровенное вдохновенное вранье, и фривольные воспоминания, и семейные истории.
      Целый фейерверк образов и великолепных актерских работ. В порядке появления на сцене. Роль рассказчика отлично исполняет Сергей Климов, а его приятеля Глумова — Сергей Чонишвили. Глумов — холодновато-интеллектуальный спутник, одергивающий от опрометчивых поступков и высказываний товарища и приходящий на помощь в рассуждениях по зубодробильным вопросам от испытывающих на благонадежность проверяльщиков. Пан Кшепшицюльский (Станислав Эвентов) — сыщик, служивший для главных героев связующим звеном с внешним миром, в тот момент, когда они только начали воплощать в жизнь план «годить». Некто Иван Тимофеич (Сергей Серов) — влиятельное лицо в квартале, контролирующий помойные ямы и образ мыслей жителей. Уже упоминавшиеся Молодкин (Артемий Савостьянов) и Прудентов (Кирилл Анисимов), появляющиеся в повествовании обычно парой. Адвокат Балалайкин (Альберт Хасиев) — консультант в житейских коллизиях, имеющий солидный штат лжесвидетелей, твердо знающий все таксы и способный быстро просчитать свой коммерческий интерес. Бывший тапер дома терпимости, а ныне редактор ассенизационно-любострастной газеты «Краса Демидрона», выходящей в дни публичных драк — Иван Иванович Очищенный (Андрей Анкудинов) (из его признаний: «Я сластолюбив. Я люблю мармелад, чернослив, изюм; я сластолюбив и потому имею вкус к лакомствам вообще и к девочкам в особенности»). Странствующий полководец — Полкан Самсонович Редедя (Алексей Анненков), пребывающий временно метрдотелем в доме Фаинушка (Светлана Макарова) — «штучки» купца Парамонова. Купец Онуфрий Петрович Парамонов (Иван Гордиенко) — старый «голубь», денежное состояние которого таково, что ему не надо произносить слов, все угадывают его мысли по взгляду.
      Оформление сцены, музыкальное сопровождение — чередование музыкальных тем Верди, чижика-пыжика, французского канкана, тяжелых скрипучих звуков то ли открывания дверей, то ли полу шопота — все было гармоничным и логичным. Получила большое удовольствие от вечера и спектакля.
      Очень надеюсь, что не задерут цены на билеты до небес. А ведь так хочется, чтобы больше зрителей оценили эту яркую работу режиссера Сергея Газарова и всего актерско-постановочного коллектива.

    • 2

      Прогресс-сцена (ранее — Театр Армена Джигарханяна). Балалайкин и ко. Спектакль Сергея Газарова.
      Театр Джигарханяна в силу своего соседства с университетом всегда был в годы студенчества и аспирантуры хорошим вариантом провести время в театре. Запомнились и «Безымянная звезда», и «Жизнь в розовом свете», и камерные вечера на малой сцене на Спортивной…
      Сейчас в попытке провести ребрендинг и пытаясь показать, что театр идёт в ногу со временем, новое руководство пытается создать новое, не разрушая старого. В спектакли вводят новых актёров из молодого поколения, на этом сущностные изменения, судя по всему, пока заканчиваются. Но для зрителя приходит и другое — ценник на билеты внезапно возрос в разы. Это касается и премьеры, разумеется.
      В логике этих новаций новый художественный руководитель создаёт премьера в своём режиссёрском видении. Если верить описанию, режиссёр пытался донести простую мысль об актуальности и востребованности Салтыкова-Щедрина, заставить зрителя думать о сегодняшнем дне. При этом спектакль подчёркнуто опирается на классический драматический театр, даже отсылая к предыдущим образцам.
      Есть попытка построения необычной сценографии, но, увы, только попытка. Всё это уже видели, причём в гораздо более удачной реализации, да ещё и с более интересными ассоциациями и аллюзиями. Ни свет, ни декорации не выглядят свежо и уместно. Иногда возникает ощущение, что сначала придумали декорации, потом пытались их как-то включить в спектакль.
      Если говорить о режиссуре, то первое чувство, которые возникает с самого начала спектакля — скука. Вроде и юмор есть, и динамика сюжета (спасибо первоисточнику), но спектакль не цепляет совершенно.
      Актёрская игра при всех «но» неплохая, хотя есть явная сырость и асинхронность. Видимо короткого локдауна на это не хватило. Приглашение Чонишвили наверное логично как коммерческое решение для массового зрителя, он явно выделяется, играет нормально, но ровно так, как везде.
      В целом есть ощущение постоянных попыток копировать находки и поиски других театров, но хотелось бы видеть что-то новое, самобытное.
      В антракте много людей ушло.
      После спектакля художественный руководитель призвал говорить больше о его театре, хвалить или ругать его, но говорить. Так вот, говорю и ругаю.
      Хочется пожелать любимому театру Джигарханяна идти по собственному творческому пути. Для этого всё есть. А я буду ждать новых премьер.

    • 10И грустно и смешно — классика на все времена!

      Произведения Салтыкова-Щедрина и в его время подвергались цензуре, сейчас я наблюдаю, как театры снова возвращаются к классике. Увы, злободневность проблем не потеряла своей актуальности за столько лет — и грустно, и смешно, все как в жизни.

      Сергей Газаров, занявший должность художественного руководителя Московского драматического театра Армена Джигарханяна, на днях показал премьеру — спектакль «Балалайкин и Ко» по роману Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» в инсценировке Сергея Михалкова. К работе над этим спектаклем режиссер пригласил известного сценографа Владимира Арефьева и художника по костюмам Марию Боровскую, а также подобрал просто звездный состав. Лично мне было очень интересно посмотреть на игру Сергея Чонишвили, чей чарующий голос я слышу не один год в аудиокнигах.

      По сюжету двое друзей болтается по городам и весям занимаясь всякой ерундой: юридическими делами, чиновничьими, сватовством, дурацкими прожектами и т. д. Глумов (в исполнении Сергея Чонишвили) все время повторяет своему другу, что надо годить (т.е. выжидать, медлить). Но оказывается, что выжидать не получается, что приходится делать выбор, меняться под запросы начальства, отвечать на неудобные вопросы, боясь ляпнуть лишнее. Страхи героев воплощены в шесть персонажей. тенью следующих за друзьями. Удивительно, что эти страхи настолько гармонично смотрятся, что совершенно не мешают действию.

      Весь спектакль очень динамичный, даже порой слишком (мы не всегда разбирали смысл сказанного, настолько быстра речь героев).
      Очень понравились декорации, они необычны и очень символичны. Два деревянных колеса, олицетворяющих героев, постоянно присутствуют на сцене, превращаясь то в столы, то в стулья, то в диваны, то в кибитки. В конце эти два кольца соединяются, образуя знак бесконечности. Да, все в жизни повторяется, а может и не исчезает? Мы живем в эпоху глобальных перемен, это пугает. Пугает настолько, что тоже хочется забиться в угол и чтобы не трогали, но получится ли? Мне кажется, что нет.
      Также на сцену периодически опускаются огромные шары-маятники, отсчитывающие время. И если сначала этот отсчет был практически не заметен, то к концу спектакля время ускорилось. Я сейчас понимаю, что по-хорошему надо идти и смотреть еще раз: далеко не все я считала с первого просмотра…

      Про игру Сергея Чонишвили я могу говорить бесконечно, но отмечу и других актеров. Понравился актер Сергей Климов в роли рассказчика: «Для меня спектакль интересен в первую очередь метаморфозой, которая происходит с человеком, когда он вынужден прямо на глазах меняться, подстраиваясь под окружающий мир. Мы так привыкли к этому явлению, что уже не обращаем на него внимания. Но спектакль под увеличительным стеклом показывает конкретную жизнь двух персонажей. И этот переворот, трансформация человека всегда особенно интересны.»

      Отдельно хочу отметить Альберта Хасиева в роли Балалайкина за потрясающую пластику и Артемия Савостьянова в роли Молодкина за удивительный голос — весь зал заслушался.

      Конечно, этот спектакль не для всех, сама я не поклонница Салтыкова-Щедрина, но однозначно, об этой постановке будут говорить и она заслуживает внимание. Желаю приятного просмотра!

    • 10

      Громкая премьера в театре Прогресс сцена Армена Джигарханяна спектакль «Балалайкин и Ко» трагикомедия по рассказу Салтыкова- Щедрина («Современная идиллия») от нового худрука театра Сергея Газарова

      По сюжету два молодых человека, закадычные приятели, получив странное предостережение, что надо «погодить», решают «годить» вместе. Совместными усилиями они приходят к мысли, что тут подразумевается необходимость не высовываться, не умничать, слиться с фоном, быть в толпе, не иметь голоса, ждать и выжить… Пытаясь как-то достичь этой цели они сталкиваются с разными людьми и попадают во всевозможные ситуации (некоторые и сами старательно создают), странные, дикие, невероятные и беззаконные…

      Спектакль интересен своим актуальным сюжетом, стремящимся ответить на многие необычайно важные жизненные вопросы, тонкой иронией и острой сатирой, 200 лет прошло, а к сожалению ничего не поменялось в нашем государстве, все так же и Годят!!!! Опасаясь наказания и возмездия. Спектакль очень поучительный.

      Все мы так или иначе нарушаем закон по-мелочам или в более крупных масштабах — дело не в размере, а в том, как человек сам к этому относится, и как он живёт с чувством вины… В этом спектакле это можно увидеть наглядно, и сделать выводы…

      В спектакле много музыки, танцев (временами пикантных танцев), пластичность, синхронность группы актёров сыгравших «Страхи» — идеальна!

      Стильные и яркие образы героев, эффектные костюмы, оригинальные декорации.

      Игра актеров удивительно яркая, выразительная, зал аплодировал стоя!
      В главных ролях: Сергей Чонишвили, Сергей Серов, Сергей Климов, Андрей Анкудинов и др.

    • Спектакль арестован за красоту

      9Ярко и зрелищно

      БАЛАЛАЙКИН И КО- пьеса С.Михалкова по роману «Современная идиллия» Салтыкова- Щедрина.

      Сам Балалайкин, фамилия которого вынесена в заглавие пьесы, — мелкий жуликоватый адвокат, готовый за деньги продать отца родного. Но пьеса не о нем и его компании, где все моральные уроды, а о двух главных героях, именуемыми Рассказчик (С.Климов) и Глумов ( С.Чонишвили). Они-то как раз старались всеми силами в эту компанию не попасть… Не вышло.

      Начать «перестройку» и путь к прогрессу в обновлённом театре Джигарханяна, который носит теперь название ПРОГРЕСС-СЦЕНА,худрук Сергей Газаров решил с этой пьесы и это очень символично. Потому что «годить»(выжидать) , а это лейтмотив пьесы , с этого и начинается разговор двух главных героев, — годить в новом театре не собираются. Здесь скорее — «мы наш, мы новый мир построим» прогрессивный и очень художественный.
      Салтыков -Щедрин
      — великий русский сатирик и великая страница в истории русской сатиры вслед за Гоголем.
      Невероятность обстоятельств и гипертрофированность чуств есть особенность художественного языка этого писателя.
      Одноименный спектакль 1973 года Товстоногова я не видела и сравнивать мне не с чем. И думаю это хорошо, потому что ничто не могло повлиять на объективность моей оценки увиденного.
      А увидела я в первую очередь очень КРАСИВО сделанный спектакль. С потрясающей сценографией( Владимир Арефьев) , костюмами ( Мария Боровская) пластическо-хореографическими номерами ( Сергей Землянский).
      На сцене два огромных колёса из деревянных досок от ящиков, которые постоянно перемещаются и создают все время разное композиционное решение. Сзади из таких же досок стена, которая также все время видоизменяется. И среди этих элементов актеры, которые похожи своими движениями на акробатов цирка Дю Солей,перемещаются , причём так , как-будто понятие гравитация для них незнакомо, настолько органично пластически их «вписал» в эти декорации Землянский.
      Также на сцене постоянно огромные шары-маятники, то поднимающиеся вверх, то опускающиеся, то в конце спектакля раскачивающиеся так сильно, что создаётся ощущение стремительно летящего времени. И в этот момент я задумалась:а действительно, как бежит время, утром проснулся, а вот уже вечер. И чем же полезным был наполнен этот день?
      Также мне кажется маятник символизирует постоянные метания героев

      Среди всей этой визуальной шедевральности — игра прекрасных актеров: Сергей Чонишвили, Сергей Серов, Сергей Климов, Андрей Анкудинов и другие. Порой я ловила себя на мысли, что мне надо бы прийти сюда еще несколько раз, чтобы подробно все рассмотреть и услышать. Потому что когда я увлекалась рассматриванием костюмов, пластических номеров, я забывала совершенно про текст и не вслушивалась.
      А тексты здесь очень злободневные. Но тем не менее спектакль не выглядит очень политизированным. Мне понравилось, что здесь эдакий микс классики с современностью.

      После просмотра у меня появилось желание прочитать пьесу и посмотреть фильм-спектакль 1973 года. Это ли не самая главная задача любого театра: заставить зрителя думать, давать ему возможность духовного роста с помощью изучения и знакомства с лучшими произведениями классики.

    • 10

      Спектакль «Балалайкин и Ко» в «Прогресс-сцене Армена Джигарханяна» оставил смешенно-воссторженные чувства. Смотрела с открытым ртом.
      Этот театр стал приятным открытием для меня. Расположен удобно, театр уютный, сцена и зал небольшие. Всё видно и слышно, а это очень важно!
      Для первой премьеры обновлённого театра режиссёр Сергей Газаров выбрал пьесу написанную Сергеем Михалковым по роману Михаила Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия».

      Включение в происходящий процесс происходит сразу. Нет стадии привыкания к героям, декорациям, музыке, пластике, а она у всех потрясающая. Такая активная, разная и дополняющая характеры персонажей. Декорации не простые и очень символичны. Гипертрофированные подвесные шары-маятники, два огромных деревянных колеса, как символ колеса жизни и вращающие стены превращающееся в ещё одно место действий. Эти объекты постоянно двигаются и трансформируются, так к месту и так здорово обыгрывается. Отдельное восхищение вызывают молодые люди, обозначенные в программке как «страхи». Безмолвные, но они нашептывают, оглядываются, грозят пальчиком и всегда рядом с героями. Они же и вращают два больших колеса и смотрятся так гармонично, что совершенно не мешают действию. Костюмы, музыка, свет прекрасно сочетаются вместе. Весь спектакль очень динамичный.

      Сказать, что пьеса Салтыкова-Щедрина актуальна – это ничего не сказать! После многих фраз героев звучали крики «браво» и аплодисменты. И постоянный шепот зрителей вокруг… «как же так?!.. Господи, как страшно… это было бы смешно, если бы не было правдой… это же про наше сегодня…».

      Сергей Чонишвили в роли Глумова не может оставить равнодушным. Понравился Сергей Климов в роли рассказчика и друга Глумова. Такой экспрессивный, рефлексирующий, всё время в метании и страхе сделать, сказать не так как будет угодно. Актёры театра Станислав Эвентов, Кирилл Анисимов, Алексей Анненков играют на высшем уровне. Альберт Хасиев в роли Балалайкина это герой с потрясающей пластикой. Артемий Савостьянов в роли Молодкина показывает удивительный голос игриво исполняя романс.

      В «Балалайкин и Ко» всё соединилось как надо! Отличная постановка которую точно будут обсуждать.

    • 8

      Постановка по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» от режиссера Сергея Газаров. В ней двое закадычных друзей попадают в различные авантюры. Эти ситуации очень веселые и смешные. Книга была написано очень давно, но все что происходят актуально и в наши дни.

      Меня приятно удивило интересное решение с передвижными декорациями. Смотрится очень необычно и зрелищно. Поразила пластика актеров.
      В спектакле сильный актёрский состав: Сергей Серов, Светлана Макарова, Сергей Климов, Сергей Чонишвили.
      На всех артистах яркие и красивые костюмы. Очень приятно смотреть.

      Мне и моей подруге спектакль понравился. Обсуждали целый вечер и даже следующий день:))
      Если решите пойти на данную постановку, то хотя бы кратко ознакомьтесь с пьесой, так вы получите ещё больше удовольствие от просмотра.

    • 6

      Визуально спектакль очень хорош. Декорации прекрасны, костюмы яркие и красивые.

      Что можно сказать о содержании…Неподготовленному зрителю, скорее всего, будет сложновато. Как это случилось с нашими соседями с задних рядов, которым, в итоге, пришлось поднять градус для лучшего понимания=) В связи с чем посоветую что-то почитать о данной постановке перед посещением, чтобы не «плавать» потом непосредственно в театре.

      Я ходила с подругой и нам понравилось. Было забавно и достаточно весело. Актеры хорошо справлялись. А самое главное- было желание докопаться до истины, поэтому мы еще какое-то время обсуждали увиденное. Достаточно прикольно осознавать, что у каждого сформировалось какое-то свое понимание происходящего, и свои выводы.

      Наверное, так и задумывалось.

  • Салон сказка на энтузиастов официальный сайт
  • Салон красоты сказка на металлистов спб
  • Салих бабайнын ойлэнуе сочинение татарча
  • Саломатов андрей фантастические рассказы краткое содержание
  • Сало шпиг или шпик как правильно пишется