Салат из сказок триз

Использование элементов методики триз в развитии мышления и речи старших дошкольников с зпр.пересыпкина н.н.каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Пересыпкина Н.Н.

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта» 

(Г.С. Альтшуллер).

        На современном этапе развития образования, особенно важным стало развитие мышления и речи у детей с ЗПР, так как практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности.

       Соответственно нарушения в познавательной деятельности будут влиять и на языковую функцию. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход конкретного мышления к абстрактному.

В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический  опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Часто обучение и воспитание таких детей сводиться  к запоминанию  и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий. 

Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит нас, педагогов, перед необходимостью искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.

         Одной из таких методик, можно смело назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач, основателем которой  является Г. С. Альтшуллер.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

         Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с ЗПР позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем.

        На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей.

   Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

         Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ — это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Обучение решению творческих изобретательных задач мы осуществляем в несколько этапов.

Один из методов ТРИЗ – технологии называется Аналогия.

      Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

На первом этапе задания  даются не как форма, а как поиск истины и сути, потому что  ребенка надо подвести  к проблеме многофункционального использования объекта, научить поиску аналогов   по различным существенным признакам. Например, дети получали задание найти предметы круглой формы:  яблоко, апельсин, вишня, помидор, лук. Затем дети искали  и объединяли овощи и фрукты по цвету: зелёного цвета, жёлтого, красного. Как усложнённый вариант предлагались задания, когда  один ребёнок подбирал предметы круглой формы, а другой овальной; один  искал  предметы зелёного цвета, а другой красного.

    Приём  эмпатии  использовался в игре  «Мои друзья» для закрепления обобщений. Дети, представляя образ какого-то объекта, близкого им, показывают его повадки в движениях, учились брать на себя образ овоща, фрукта,  животного, опираясь при выборе  на муляж, игрушку или картинку и озвучивать: изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, веселого кролика и т. д.  

представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Жили у бабуси…» и т.д.;

Ребята не только с удовольствием превращались в животных, но и рассказывают, что чувствует их герой, что он любит, где бы он хотел жить, о чем мечтает. Развивается не только воображение, но и связная речь ребенка.  Пока это только элемент эмпатии, но в  дальнейшем это поможет нашим детям глубже входить в образ предмета и рассказывать о нём.

     Приём поиска противоположного объекта, когда к названному объекту надо  подобрать  другой объект или несколько объектов, ему противоположных. Нашим детям, в игре «Наоборот», мы предлагали пока самые лёгкие задания (обязательно с опорой на наглядность) типа: в лесу медведь большое животное, а кто из животных маленький? (ёж, белка, заяц).   Пёрышко мягкое, а что здесь твёрдое? (камень, шишка, каштан).

     Начали использовать и  метод мозгового штурма. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

  Так детям предлагалась ситуации: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как выгнать лису из зайкиной избушки; как не дать медведю залезть на теремок и развалить его и т.д.

      В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

      Следующий этап использования ТРИЗ – технологии  – разрешение противоречий.

Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Мы предлагали детям простые и понятные для них задания. Например: «Яблоко одно, а детей много; как угостить всех?».  «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?». «Маша  собирала яблоки в корзину, но яблок оказалось много,  все  не поместились. Как  забрать остальные яблоки?» и т.д  

Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения дети находили выход из сложной ситуации.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, (когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно).  

Так детям предлагалось определить, что хорошо и что плохо  осенью, в лесу, в шарфике.

Но прежде чем предлагалось такое задание, с детьми проводилась предварительная работа, в процессе которой дети знакомились с признаками осени (разноцветные, красивые листья и деревья,  частые дожди, лужи, птицы улетают на юг, холодно, растут грибы);

объектами леса (деревьями, грибами, дикими животными, правилами поведения в лесу);

качествами шарфика  (мягкий, теплый, красивый… колется,  рвется). А в момент игры дети  опирались  на наглядный материал.

      Такого же подхода требует и  игра «Исправь ошибку».  Детям предлагается предложение, которое требует от ребёнка чётких представлений, запаса знаний о предлагаемом предмете: «Заяц грызёт орехи». Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив правильный вариант суждения. (Заяц не ест орехи. Он грызёт морковку).

     Следующий этап работы по ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью коллажа из сказок или мнемотаблицы.  

Дети  с ЗПР не готовы ещё к применению такого приёма.

А вот обучение короткому описательному рассказу с опорой на мнемодорожку уже стало возможным. Она включает символы, которые отражают  понятные  ребёнку представления о цвете, форме и величине. Например: сказка «Колобок» — Колобок убежал от Лисы. Что с ним случилось дальше?

Сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.  

И пусть эти рассказы пока очень короткие, но они  являются начальным этапом составления  описательных рассказов.

На прогулках с детьми используем различные приемы ТРИЗ, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?»

Применение методики ТРИЗ возможно  на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, интеграции приёмов в работе по ИЗО деятельности. Это способствует появлению познавательной и речевой активности на занятиях, заинтересованности работой. Расширение совестных образов, и действий с ними. Позволяет включаться в деятельность детям с разным уровнем познавательной активности, каждый находит свои сильные стороны хотя бы на одном из этапов.

Используйте технологию ТРИЗ, и вы увидите, как:

  • разовьется фантазия детей; они научатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
  • Научатся находить и разрешать противоречия в окружающей действительности.
  • Научатся экспериментировать, видеть целое раньше его частей.
  • Научатся независимости мышления, умению открыто высказывать и

отстаивать свою точку зрения.

  • Будут способны принимать свое решение, находить оригинальный выход

из создавшейся ситуации.

  • Речь детей станет более выразительной, образной, научатся самостоятельно сочинять сказки.
  • Сформируются личностные качества: общительности, дружелюбия, отзывчивости, сочувствия, доброты, сопереживания.

Литература

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 — 7 лет: Иг-

ровые технологии. М.: — ТЦ Сфера, 2005. —128 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов

дошкольных учреждений.4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112с.

3. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: — Пособие для воспитателей детских садов. под ред. Т.А. Сидорчук — Ульяновск, 1998 — 79 с.

4. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Мн., 2000. —  87с.

5. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений.  —АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульянов-

ский дом печати», 2015. —  248 с.

6. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004 — 303 с. 

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Сухомлинский В.А.

Работая с детьми, я каждый день вижу милые детские превращения, которые возможны только в детстве. Мне нравится содействовать проявлению детского творчества, наполнять мир ребенка веселыми небылицами, волшебными сказками, открывать необычность обыденных вещей, помогать постигать красоту родного языка!

Развитие речевого творчества детей — актуальная проблема современной педагогики, и от ее решения зависит успех в воспитании ребенка, как активной творческой личности. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для начала развития творческих способностей во всем их многообразии, в том числе и способности к речевому творчеству, на что и указывает ФГОС ДО. И большим подспорьем в этом является ТРИЗ – технология, одна из эффективных педагогических технологий для развития речи и творчества у детей.

ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач) является одной из самых уникальных технологий для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал советский инженер Г. С. Альтшуллер.

В результате использования элементов технологии ТРИЗ мне удалось значительно повысить уровень речевого развития у детей, вызвать интерес к словотворчеству, желание играть со словами, говорить, задавать вопросы, составлять рассказы, сказки.

Достижение положительных результатов в развитии речевого творчества посредством ТРИЗ – технологии требует систематического её использования. Эту технологию можно использовать практически во всех видах деятельности ( в образовательной, режимных моментах, на прогулке) , и чем раньше начать её применение, тем заметнее будет результат.

Однако при наличии множества элементов технологии ТРИЗ педагоги и родители недостаточно их используют в практической деятельности. И я взяла данное направление и выстроила свою систему работы, через использование алгоритмов, схем и творческих заданий по следующим направлениям:

— обогащение связной речи, построение грамматически правильной диалогической и монологической речи, на построение предложения, диалога, монолога. Для этого я использую разнообразные дидактические игры и упражнения («Снежный ком», «Дежурная буква», «Составь предложение по схеме», «Волшебный мешочек» и т.д.) (приложение1), авторская игра «Угадайте кто я?» (приложение 2)

— обучение детей словотворчеству (При обучению детей словотворчеству я использовала различные приемы образования новых слов:

1) часть нескольких слов используется как целое новое слово; (каша, молоко, мед — камоед). Ребенок давал определение новому слову — это животное, котрое питается камнями;

2) из двух слов составляется одно новое (ложка, диван – диванноложковая). Ребенок объяснял, что это качели по форме похожие на ложку, но с удобными мягкими сиденьями – можно на слайд).

— составление загадок, сочинение рифмиющихся строчек с использованием схем и алгоритмов;

— составление творческих рассказов и сказок: работа со сказкой длительный, сложный но интересный процесс. В своей работе я использую такие приемы работы со сказкой: «Старая сказка на новый лад» (изменяют данные характеристики на противоположные и составляют сказку с новыми героями); Изменить конец сказки (Что нужно придумать колобку, чтобы лиса сама не захотела съесть его?); Коллаж из сказок или «Салат из сказок» (предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку); «Сказка – наизнанку» (игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы); составление сказки по цепочке, по кругу (используя алгоритм). Сказка на свободную темуэто вершина словесного творчества детей. Они самостоятельно придумывают названия сказки, персонажей, условия для действий героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Дети используют свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. У них формировалось умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

— создание поисковых проблемных ситуаций. Именно данный прием развивает у детей нестандартное творческое мышление и обогащает речь.

Работа по развитию речевого творчества дошкольников строится поэтапно, с усложнением, по мере усвоения материала детьми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Работу с алгоритмами я строю в три этапа:

1 этап — ознакомление детей с символами, знаками, обозначениями, с помощью которых они будут учиться считывать информацию, пересказывать рассказы, передавая динамику развития сюжета;

2 этап – применение алгоритмов, в начале вводилось 3 – 4 символа, постепенно алгоритмы усложнялись, вводились новые символы, количество их было не ограничено. (приложение 3)

3 этап – самостоятельное составление алгоритмов при сочинении сказок, придумывании загадок.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является составление рассказа по картине. Опыт показывает, что этот вид деятельности детям неинтересен и скучен. Для того чтобы сделать занятие более увлекательным необходима предварительная работа, которая помогает расширить словарный запас, подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков, составить интересные и содержательные рассказы по картине. Различные элементы ТРИЗ – технологии я включаю как в предварительную работу, так и в непосредственно образовательную деятельность.

Одним из веселых и интересных приемов для ребят является придумывание дразнилок. Догадайтесь о каком предмете идет речь? Снегокаталки, возилки, сиделки, с горыспускалки, настроениеподнималки. Что это? (санки).

Данный прием позволяет детям самостоятельно определить функцию предмета, учит подбирать слова изменяя их с помощью суффиксов. При составлении рассказа это поможет детям использовать несколько действий одного предмета.

Любят дети и придумывание перевертышей. Суть игры заключается в том, что к заданному слову необходимо подобрать противоположные по качеству или действию слова, например: снег (холодный) — кипяток (горячий), зимняя шуба – (летний сарафан) . морозный день – (теплая, жаркая ночь), Мальчик поднялся на горку – (Девочка спустилась в ямку, овраг). Подбирая слова с противоположным значением у детей развивается гибкость мышления, умение сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира, обогащается словарный запас. Следующий прием, который нравится детям — сочинение рифмующих строчек.

Для этого я использую вот такой алгоритм, где кружок обозначает признак предмета, т.е. какой он, а стрелочки его действия. В пустые кармашки вставляем картинки рифмующихся слов. Найдем два рифмующихся слова: киска – миска. Маленькая киска лакала из миски. (приложение4)

Сочинение рифмы объединяет и организует детей своим ритмом, развивает дикцию, формирует выразительность и эмоциональность речи. При составлении рассказа это поможет детям использовать качества предмета и его действия.

Все дети любят отгадывать загадки. Загадка — это логическая задача, в основе которой лежит проблемная ситуация. Для развития образной речи, образного мышления, важнее научить ребенка составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Для этого я использую модель составления загадки (приложение 5)

На начальном этапе я предлагаю детям определенный предмет и прошу назвать их образные характеристики, например цвет, форму, действия и т.д.. Дети называют их, а я заполняю строчки левого столбца таблицы. После этого дети называют объекты, которые имеют такие же свойства и заполняется столбец справа.

прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Но не».

А для детей загадка выглядет вот так! (приложение 5)

При составлении рассказа это поможет детям использовать метафоры в описании картины.

Следующим приемом, который можно использовать в работе является создание поисковых проблемных ситуаций. И я предлагаю вам решить одну из проблем: «Как собрать в кучу снег, если нет лопат?».

Это способствует развитию у детей умения находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые их окружают, способствует развитию связной речи. Данный прием поможет детям придумать продолжение сюжета картины или предшествующие тому события.

Следующий этап работы с картиной – составление распостраненных предложений. Я предлагаю вам одну дидактических игр на обогащение связной речи: «Составь предложение по трем картиннкам» (морковка, снегирь, санки). Вам необходимо связать в одно предложение эти три слова. При составлении предложения можно использовать и другие слова.

Данный прием способствует развитию умения составлять распостраненные предложения, активизирует словарный запас, развивает системное мышление.

Я продемонстрировала несколько приемов, которые помогают детям подойти более творчески к составлению описательных рассказов по картине. Но сам процесс составления описательного рассказа остается сложным. Чтобы детям было легче выстроить последовательность своего рассказа я предлагаю детям алгоритм. (алгоритм)

После того, как дети составят рассказ, им предлагается выполнить различные творческие задания:

  • продолжить рассказ, заканчивая его рассуждением, отчего снеговику вдруг стало грустно, а потом весело;
  • рассказать о происходящем на картине от имени героя или предмета.
  • передать диалоги персонажей картины (мини-театр).
  • составить рассказ из прошлого сюжета этой картины или (будущего).

Данные приемы позволяют ребенку развивать фантазию, умение выдеять части картины, при этом сохранять в памяти целостность сюжета, развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» — эти слова принадлежат французскому писателю А.Франсу, и с ним трудно не согласиться. Именно ТРИЗ-технология позволяет каждому ребенку с интересом овладевать богатством и красотой родного языка.

Библиографический список.

  1. Абсалямова А. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание.–2016.-№ 9.- С.46
  2. Богат, В.Ф. Творческие задачки / В.Ф.Богат //Ребенок в детском саду. -2007.- №4.- С. 71
  3. Бурлакова, И.Л. Развитие логического мышления дошкольников/ И.Л.Бурлакова //Современное дошкольное образование.–2008.-№2.-С. 33
  4. Гафитулин, М.С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ)/ М.С.Гафитулин //Технологии творчества. – 1998.-№2.–С.40-43.
  5. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений / А.Г.Гогоберидзе // Управление дошкольным образованием. – 2006. — №1. – С.10-20
  6. Курбатова Л.М. Программа развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка» Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО «Росток», 1998.- 236 с.
  7. Мальчикова, Л. В страну сказок / Л.Мальчикова //Ребенок в детском сад. -2008.- №3.- С. 80
  8. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин .- М.: Педагогика, 1972.- С.174
  9. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведов. — Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.виноградова. – 4-е изд. Дополненное.- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.-С.944
  10. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников /Л.Н.Прохорова.- Изд.2-е.-СПб.; «Детство-Пресс», 2000.-С.160
  11. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения / Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко, С.В. Лелюх. //Ребенок в детском саду.- 2006.- №2.- С. 2
  12. Страунинг А.М. «Росток» Программа по ТРИЗ — РТВ для детей дошкольного возраста — Обнинск: ООО «Росток», 1996.- 199 с.
  13. Страунинг, А. Методы активизации творческого мышления /А.Страунинг // Дошкольное воспитание.-1997.-№ 3.- С. 46
  14. Уоллес, Б. Развитие мыслительных способностей /Б.Уоллес // Современное дошкольное образование .– 2008.- № 2.- С. 83
  15. Ушакова О.А., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие для дош. образ. учрежд. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 228с.
  16. Шустерман, З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких / З.Г.Шустерман. – Москва, Педагогика-Пресс, 1993. –С.254
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  18. http://azps.ru/tests/pozn/fantaz.html

Полный текст статьи см. в приложении.

Сказки ТРИЗ в педагогике

«Расскажи мне сказку!» Эту просьбу неоднократно слышал каждый родитель, уделяющий достаточно внимания общению с ребенком. Действительно, сложно придумать более интересный и понятный ребенку формат подачи информации, чем самая обычая сказка. И дети слушают внимательно, и взрослые могут донести мысль легко и ненавязчиво безо всяких нравоучений.

При этом можно быть вполне уверенным, что у ребенка в голове после сказки отложится гораздо больше мыслей и сведений, нежели после занудной лекции взрослых о том, что можно делать, а чего нельзя. Не зря педагоги и методисты твердо уверены, что «Народная сказка – средство воспитания и обучения детей», причем весьма эффективное [Т. Снопова, 2008]. Однако эффект будет еще больше, если задействовать так называемые «ТРИЗ-сказки».

Что это за сказки ТРИЗ в педагогике? Пожалуй, сначала стоит разобраться, что такое ТРИЗ. Мы самым подробным образом рассказываем об этом на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», но буквально пару слов скажем прямо сейчас.

Экскурс в историю ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный не только как изобретатель, но и как писатель-фантаст. Свои фантастические в прямом и переносном смысле произведения он публиковал под псевдонимом Генрих Альтов. Его «Альфа Эридана» была горячо любима еще нашими мамами и бабушками, а в целом анналы отечественной фантастики пополнены несколькими десятками его сочинений [Г. Альтов, 1960].

Работа над теорией решения изобретательских задач началась после Второй мировой войны. Вскоре к исследовательской деятельности присоединился Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993), который тоже приобрел известность не только как изобретатель, но и как писатель, пишущий под псевдонимом Рафаил Бахтамов. Весьма известна его приключенческая повесть «Властелин Окси-мира» [Р. Бахтамов, 1965].

Такой симбиоз писательства и изобретательства в работе над ТРИЗ привел к интересному результату. В первую очередь, авторы ТРИЗ посчитали нужным изменить психологию изобретательства, а уж после говорить о технологической стороне процесса. Свои взгляды они изложили в работе «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. И уже позднее появилась книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», выдержавшая несколько переизданий [Г. Альтшуллер, 2011].

Много внимания авторы уделяют необходимости правильной формулировки задачи, чтобы сразу исключить не слишком эффективные и перспективные варианты решения. В целом же в основу ТРИЗ положены несколько десятков приемов и типовых шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Остается лишь выбрать наиболее подходящие из них. Как выбрать? А вот для этого нужно работать над развитием мышления по методике ТРИЗ, причем с самого раннего детства.

Коль скоро речь идет о детях, причем о самых маленьких, тут без сказок никак не обойтись. Как используются в ТРИЗ сказки для детей? В методике ТРИЗ сказки не только слушают и рассказывают. Дети сами становятся авторами, ведь в ТРИЗ сочинение сказок – это такой же естественный процесс, как заучивание стихов, букв и цифр в традиционном обучении, только более интересный. Как же происходит в ТРИЗ составление сказки?

Этот, безусловно, творческий процесс разделен на понятные детям составные элементы, из которых, как стенка из кирпичиков, вырастает самая настоящая волшебная сказка. Конечно же, юным сочинителям не обойтись без помощи взрослых. А самое интересное в этом то, что по технологии ТРИЗ сказки может сочинять абсолютно любой ребенок!

ТРИЗ: сочинение сказок

Чтобы научить детей придумывать сказки, взрослые должны сначала обучиться этому сами и получить в руки методику, как обучать сочинению сказок детей. Как известно, сделать что-то самому и научить это же делать другого – вовсе не одно и то же. Так, не каждый ученый может стать хорошим лектором в вузе, не каждый музыкант может стать хорошим учителем музыки, и не каждый физик, имеющий в своем арсенале десятки публикаций, сможет изложить доступным языком основы физики детям.

Особенность ТРИЗ-сказки для дошкольников в том, что для достижения такой сложной цели как развитие творческого мышления задействуются такие простые и понятные инструменты как план сказки и ответы на вопросы. В принципе, план статьи, тезисы доклада, структуру отчета набрасывает практически каждый человек, который готовится что-то сочинять, писать или говорить. Для этого используются ранее полученные знания и уже знакомые термины.

Таким образом, все новое вырастает на основе того, что нам уже известно. Обычно доклад по известной нам теме приходится дополнить разве что парой-тройкой новых для нас терминов или трендов. Точно так же в методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Учитель в школе или воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы.

В основу плана составления сказки по методике ТРИЗ положено масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа (1895-1970) «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки», впервые вышедшее в свет почти 100 лет тому назад в 1928 году и актуальное по сегодняшний день [В. Пропп, 2020].

Он выявил основные закономерности, которым подчиняется структура большинства сказок. Таким образом, усвоив типовую структур сказки, каждый может сам варьировать события на свое усмотрение, создавать новых эксклюзивных героев или симбиоз уже знакомых персонажей.

Итак, как же выглядит стандартная структура большинства сказок по Проппу?

Структура сказок по Проппу:

  • Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
  • Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
  • Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
  • Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
  • Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
  • Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
  • Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
  • Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.

Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.

Вопросы для составления сказки:

  • Кто будет главным героем?
  • Где он живет?
  • Чем занимается?
  • Что любит делать?
  • Кто его друзья и родственники?
  • Кто и зачем решил уехать?
  • Что сказали или запретили герою на прощание?
  • Почему герой решил ослушаться запрета?
  • Что с ним случилось?
  • Как он решил выйти из сложной ситуации?
  • Кто ему помог?
  • Как ему помогли?
  • Кто ему мешал?
  • Как ему мешали?
  • Что спасло героя?
  • Как наказан враг?
  • Чем все закончилось?
  • Какой смысл у этого события?

Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок:

  • «Волшебная  дорожка».
  • «Волшебный  треугольник».
  • «Волшебный  экран».
  • Метод  каталога.
  • Метод  типового  фантазирования.

Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, нежели составление сказок. Расскажем вкратце про каждую модель и поясним где она применяется чаще всего.

«Волшебная  дорожка»

Модель составления сказки «Волшебная дорожка» является одной из самых простых и ее можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Как правило, при таком моделировании используется не очень много персонажей, а главному герою ставится понятная для детского восприятия задача, не обязательно совсем уж сказочная и фантастическая.

Само собой, вопросов для детей будет гораздо меньше, чем описывалось выше, и не обязательно сюжет сказки будет драматически закручен и основан на запретах. Под «Волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно дорожка в физическом плане, по которой идет главный герой. Если персонаж активно преодолевает трудности и делает выводы из общения с окружающими и происходящих событий, он придет к успеху, если нет, сюжет может закончиться поражением главного героя.

В качестве методического примера педагог и психолог с полувековым стажем практической работы предлагает сказку про девочку Леночку, которая красиво пела и мечтала научить красиво петь всех окружающих [В. Миронова, 2009]. Так, для детей можно нарисовать готовую «дорожку», по которой прошла воображаемая девочка Леночка, а детям предложить пофантазировать, кого она могла встретить на своем пути и как именно могла пытаться научить петь всех, кого она встретила.

Детям постарше предлагают составить более сложную сказку про Капризку и Дразнилку, которые на своем пути встречают известных детям сказочных персонажей: Кота в сапогах, Золушку, поросенка Ниф-Нифа и других. Детям предлагается пофантазировать, какие именно капризы и дразнилки подготовили Капризка и Дразнилка для каждого персонажа сказки и как те могли отреагировать в соответствии со своими чертами характера, которые детям хорошо известны по ранее прочитанным сказкам.

Конечно же, сказка должна нести позитивный заряд и учить детей, что капризничать и дразнить других нехорошо. И, конечно, дети постарше могут справиться и с более сложными заданиями.

«Волшебный  треугольник»

Модель «Волшебный  треугольник» используется для составления сказок так называемого конфликтного типа»: борьба добра и зла, установка и нарушение запретов, сложные ситуации, искусственно создаваемые препятствия. Тут уже требуется полный список вопросов для составления сказки, который мы привели ранее. Естественно, возможны различные вариации и уточнения в зависимости от сюжета.

Применяется данный метод в работе с детьми от 5,5 лет. В этом возрасте можно начать знакомить детей с таким понятием как мотивация или мотив поступка. Проще говоря, если 3-летних малышей не стоит нагружать вопросами, зачем девочка Леночка хотела всех научить красиво петь, то детям 5-6 лет уже стоит предлагать подумать, почему кто-то решил поступить тем или иным образом и как можно реализовать ту или иную цель.

Например, если персонаж должен узнать какую-то тайну, ему нужно разобраться, что к чему, найти тайник, установить истину. Если персонаж желает самоутвердиться, то положительный герой делает это за счет своих достижений, а отрицательный за счет нанесения вреда окружающим.

Прежде чем переходить к практическим занятиям ТРИЗ по сказкам в старшей группе детского садика, рекомендуется напомнить детям наиболее известные сказки с так называемым «конфликтным сюжетом». Например, сказку про Золушку, Кота в сапогах, сказку «Удивительный Волшебник из Страны Оз» или «Волшебник Изумрудного города», являющуюся отечественной адаптацией оригинальной сказки Лаймена Фрэнка Баума, и многие другие. Среди них наверняка найдутся знакомые каждому ребенку, потому что багаж прочитанных и услышанных сказок к 5-6 годам уже достаточно большой.

Такой элемент интертекстуальности в составлении сказок вполне вписывается в современные литературные тренды. Уточним, что интертекстуальность – это отсылки к ранее написанным произведениям литературы и искусства других авторов, обращение к персонажам ранее созданных произведений и интерпретация их характеристик в рамках вновь созданного нового произведения.

«Волшебный  экран»

Моделирование сказок при помощи «Волшебного  экрана» является если не высшим пилотажем, то уже достаточно сложной задачей для детей, требующей некоторых навыков сформированного творческого мышления. Что, в свою очередь, и дальше формирует навыки творческого подхода в решении задач.

Метод «Волшебного  экрана» – это своего рода ретроспекции, на которых построена сказка. Другими словами, нужно продумать не только персонажа с его чертами характера, желаниями и устремлениями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.

Наши ментальные традиции требуют, чтобы отрицательный герой исправился и стал положительным, что, в принципе, отчасти возможно и в реальности, не только в сказке. Поучительный момент данной методики в том, что дети должны продумать развитие сюжета и понять, что все в этой жизни имеет свои закономерности, логику и причинно-следственные связи. Такой подход развивает творческие способности и логическое мышление.

Метод  каталога

Метод каталога применяется в ТРИЗ не только для составления сказок, но и в принципе для составления связного рассказа и развития навыков связной речи. Так, детям даются подсказки в виде картинок из книжки или наводящих вопросов. Для составления сказки ответы на вопросы можно выбирать наугад, просто перевернув страничку книжки.

Например, если воспитатель спрашивает, кто у нас будет главным героем сказки, а на следующей страничке нарисован обычный пень от спиленного дерева, то «главным по сказке» назначается пенек, а потом уже все вместе додумывают, какие ему грозят опасности и кто его будет спасать. «Спасателей» для пенька тоже находят по картинкам и подсказкам на следующих страницах книги.

Метод типовых приемов фантазирования (ТПФ)

Метод типовых приемов фантазирования тоже имеет широкую сферу применения, не только для придумывания сюжетов сказок. Так, с помощью ТПФ можно знакомить детей с различными свойствами предметов. Например, что будет, если Волшебник-Холод заморозит воду.

Для составления сказок данный прием – это просто находка. Можно взять за основу любую из известных сказок и предложить детям пофантазировать, что будет, если в сюжет вмешается, к примеру, Волшебник Уменьшения и уменьшит волка из «Красной шапочки» до размеров щенка. В принципе, дети могут и сами выбрать любую сказку и «запустить» туда любого Волшебника, который сможет влиять на события.

В любом случае, какой бы из методов моделирования сказочных сюжетов ни выбрал педагог, дети уже должны иметь понятие о том, что такое сказка. Таким образом, нет резона применять методику ТРИЗ-сказки для совсем маленьких деток, которые пока не способны воспринимать смысл устной речи и не могут свободно оперировать доступным для их возраста словарным запасом. А вот дети постарше могут сложить сказку даже… просто из двух слов!

Методика Джанни Родари

Как составить сказку, когда в вашем распоряжении всего два слова? Конечно же, просто из двух слов сказку не сложишь. Но если взять их за основу и развивать вокруг них сюжетную линию, может получиться весьма занимательная сказка. Во всяком случае у подопечных итальянского писателя-сказочника Джанни Родари, работавшего некоторое время учителем итальянского языка в школе для детей мигрантов из Германии, получалось очень неплохо. Свои эксперименты с учениками в написании сказок Джанни Родари описал в книге «Грамматика фантазии» [Д. Родари, 2011].

По заданию своего учителя один ученик писал с одной стороны доски одно слово, а второй, не видя того, что написал его товарищ, должен был написать свое слово. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет. Заметим, что это было в 1937-1938 учебном году, т.е. задолго до появления теории решения изобретательских задач. Однако в том, что эта методика во многом перекликается с ТРИЗ и способствует развитию творческого мышления, нет никаких сомнений.

Дети умудрялись написать сказку, имея в своем распоряжении слова «пес» и «шкаф» и даже «свет» и «ботинки» [Д. Родари, 2011]. Кроме того, ученики Джанни Родари могли сложить сказку из слов, где была пропущена одна буква или допущена другая грамматическая ошибка, из заголовков газетных статей и других подсказок.

Помимо экспериментов со словами, Родари практиковал со своими учениками рисунок в «несколько рук», когда каждый по-своему интерпретирует уже сделанный набросок и дорисовывает нечто свое. В итоге мог получиться цветок на куриных ножках, сюрреалистический пейзаж или даже «музыкальный дом», сложенный из кирпичей, издающих различные звуки. Согласитесь, весьма оригинально, когда «над диваном звучит «до-диез», под окном – «фа», а весь пол настроен на «си-бемоль мажор», очень волнующую тональность» [Д. Родари, 2011].

Подобные эксперименты вполне пересекаются с такими методиками ТРИЗ как метод морфологического анализа и метод фокальных объектов. Дети интуитивно комбинировали разные характеристики предмета при создании нового объекта, переносили свойства одного объекта на другой и тоже получали нечто новое. Можно ли считать, что педагогические эксперименты Джанни Родари предвосхитили появление ТРИЗ и использование ТРИЗ в педагогике? Наверное, да. А вот в чем точно можно не сомневаться, так это в том, что на таких уроках дети скучать не будут и запомнят их надолго.

ТРИЗ: сказки-загадки

Сочинение сказок – это далеко не единственный вариант использования «сказочного» потенциала в ТРИЗ. Не менее интересным направлением в ТРИЗ являются сказки-загадки. Что это за сказки-загадки? Это, фактически, самые обычные короткие сказки, но не имеющие конца. Дети должны сами додуматься, как именно поступил главный герой, что придумал, чтобы выйти из затруднительной ситуации.

Конечно, потом, когда дети озвучат все свои версии, можно прочитать им, как было на самом деле. В основе работы со сказками-загадками лежит метод мозгового штурма, когда детям предлагают выдавать любые идеи, пришедшие им в голову. Как и в методике мозгового штурма для взрослых, на начальном этапе обсуждения запрещено отбраковывать идеи. Можно лишь дополнить своими мыслями ранее озвученные предложения.

Такая работа раскрепощает мышление детей, да и взрослых тоже. В этом плане весьма интересна подборка сказок-загадок из книги «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет» [В. Богат, 2008]. Главные герои – львенок и черепаха, и они вместе думают над насущными проблемами живой природы в Африке. Например, как спасти ярких и заметных издалека бабочек от птиц, которые ими питаются. Или как достать бананы, висящие высоко на пальме.

Эти герои настолько полюбились деткам и их родителям, что вскоре вышло продолжение. Точнее, новая серия коротких сказок-загадок из жизни львенка и черепахи под названием «Большие открытия маленького львенка» [В. Богат, 2015]. Прочитав ее и подумав над поставленными задачками, ребенок получит в свой арсенал неплохой набор лайфхаков для различных жизненных ситуаций.

Сказки-загадки хорошо удаются еще одному автору, ученому-педагогу и методисту ТРИЗ Анатолию Гину. Его «Задачки-сказки от кота Потряскина» давно полюбились и взрослым, и детям [А. Гин, 2002]. Здесь загадки в виде сказок с участием исторических и мифических персонажей задает главный герой кот Потряскин. Он же дает свой вариант ответа. Впрочем, это не отменяет мозгового штурма со стороны читателей, потому что чем больше разных идей, тем проще будет найти самое лучшее решение.

Кот Потряскин так понравился читающей публике, что со временем вышла новая книга «Сказки-изобреталки от кота Потряскина», куда вошли как новые сказки-загадки для детей, так и наиболее яркие загадки из предыдущего издания [А. Гин, 2012].

Впрочем, ТРИЗ-задачки можно найти едва ли не в любой детской сказке. Как искать? Свои примеры приводит в авторском блоге психолог, мама троих детей и создатель онлайн-школы для родителей Ксения Несютина. Статья «Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ-задачи для детей» даст вам конкретные идеи и подскажет, как искать новые ТРИЗ-идеи в детских сказках самостоятельно [К. Несютина, 2014].

Например, всем известная сказка про кота, петуха и лису, оказывается, настоящая кладезь для развития творческого мышления и навыков поиска выхода из сложных ситуаций. В частности, оказывается, что кричать «ку-ка-ре-ку» далеко не единственный выход для петуха, попавшего в пасть лисы. Более того, традиционные решения, предлагаемые авторами сказок, зачастую уступают по креативу и эффективности тому, что могут придумать маленькие дети. Впрочем, читайте, и вы все узнаете сами [К. Несютина, 2014].

А вот если дети уже научились читать и писать самостоятельно, вы можете подарить им весьма полезную книжку «ТРИЗ-зарисовки. Игры, стихи и сказки для развития творческого воображения детей» [Е. Нехаева, 2019]. В книге предусмотрены специальные вопросы и задания, ответы на которые можно вносить прямо в книгу. Подскажите детям, чтобы они обязательно воспользовались этой опцией и «увековечили» свои ответы в книжке. Издание предназначено для младших школьников и старших групп детского сада, а со временем им наверняка будет интересно вернуться к уже выполненным заданиям снова и подумать, какие еще решения можно найти с учетом уже накопленного, пусть маленького, но своего жизненного опыта.

В общем, простые и добрые детские сказки могут здорово помочь в таком сложном деле как развитие творческого мышления. Главное, научиться читать их осмысленно и вовремя «подбросить» хорошую идею ребенку, чтобы он получил пищу для размышлений как раз в том возрасте, когда мышление более всего открыто новым впечатлениям и нестандартным решениям.

Это самое главное, что мы хотели рассказать вам про сказки ТРИЗ в педагогике. Напоминаем, что мы по-прежнему ждем вас на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», а в конце статьи вас ждет вопрос по обсуждаемой в этот раз теме. Мы надеемся, что помогли вам разнообразить общение с детьми и желаем, чтобы вы продолжали верить в чудо и творить чудеса для своих детей!

Слайд 1

Педсовет«Современные технологии речевого развития детей»Подготовила: Гагилева М.С., старший воспитатель ГБОУ Школа 222

Текст слайда:

Педсовет

«Современные технологии
речевого развития детей»

Подготовила: Гагилева М.С., старший воспитатель ГБОУ Школа 222


Слайд 2

Загадки-ребусы: «Расшифруйте слово» - ЛОКНУ. «Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ).Загадки-шарадыНачало

Текст слайда:

Загадки-ребусы:

«Расшифруйте слово» — ЛОКНУ.
«Составь слово» — Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ).

Загадки-шарады
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.


Слайд 3

МетаграммыС «Ч» над морем я летаю,С «Г» в машинах я бываю,С «М» тебя я

Текст слайда:

Метаграммы

С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь.


Слайд 4

Анаграммы (от перестановки звуков образуется новое слово) КОТ - ТОКСОСНА - НАСОСЛИПА - ПИЛА

Текст слайда:

Анаграммы

(от перестановки звуков образуется новое слово)
КОТ — ТОК
СОСНА — НАСОС
ЛИПА — ПИЛА
Я дерево в родной стране
Найдёшь меня повсюду,
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду.


Слайд 5

Логорифмы - загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуковИзвестное я

Текст слайда:

Логорифмы

— загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков
Известное я блюдо,
Когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем…


Слайд 6

Загадки-путаницы - помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школеБыл Алёша

Текст слайда:

Загадки-путаницы

— помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе
Был Алёша очень рад
Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).
Под крышей деревенского овина
Весною свили гнёздышко …пингвины.

За сладкою малиной речку вброд
Переходить собрался …….бурый крот.


Слайд 7

.СинквейнТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) Мнемотехника. (Основная цель-развитие памяти) Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)

Текст слайда:

Синквейн
ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)
Мнемотехника. (Основная цель-развитие памяти)
Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)
Сочинительство.
Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)
Экспериментирование.
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.


Слайд 8

Словесные игры Да нет-ка» (задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет»).«Волшебный поясок»

Текст слайда:

Словесные игры

Да нет-ка» (задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет»).
«Волшебный поясок» (игра с серией тематических картинок, пояском с десятью карманами).
«Назови общие признаки» (клубника и малина).
«Чем похожи?» (трава и лягушка).
«Чем отличаются?» (осень и весна).
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит — кот; кот-крот).
«Назови предмет по действию» (ручка-писалка, стол — ……?).
«Антидействие» (карандаш -…., вода — …..).
«Кто кем будет?» (мальчик-…, семечко-… и т.д.).
«Кто кем был» (лошадь-…, стол- и т.д.).
«Назови все части» (велосипед→…….).
« Кто где работает?» (повар-кухня и т.д.).
«Чем был, чем стал» (глина-…, ткань-… и т.д.).
«Так было раньше, а теперь?» (серп-…, лучина-…, и т.д.).
«Что умеет делать?» (ножницы-резать, свитер-греть и т.д.).


Слайд 9

Сочинение сказок. «Салат из сказок» (смешивание разных сказок). «Что будет если?» (сюжет задаёт

Текст слайда:

Сочинение сказок.

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок).
«Что будет если?» (сюжет задаёт воспитатель).
«Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад).
«Использование моделей» (картинки-геометрические фигуры).
«Введение в сказку новых атрибутов» (волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.).
«Введение новых героев» (как сказочных, так и современных).
«Тематические сказки» (цветочные, ягодные и т.д.).


Слайд 10

Сочинение загадок « Страна загадок» (методика Аллы Нестеренко) Загадаем описанным способом: зеркало, телевизор.Жители

Текст слайда:

Сочинение загадок
« Страна загадок» (методика Аллы Нестеренко)

Загадаем описанным способом: зеркало, телевизор.
Жители следующего домика более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них: «Я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?»
Придумайте самую длинную загадку о кирпиче, называя всевозможные применения этого предмета.
Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике?


Слайд 11

Рассматривание картины и составление рассказа по ней (должно проходить в игре) «Кто

Текст слайда:

Рассматривание картины и составление рассказа по ней (должно проходить в игре)

«Кто как видит картинку?» (увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания).
«Живые картинки» (дети изображают предметы нарисованные на картине).
«День и ночь» (картина в разном свете).
«Классические картины: «Кошка с котятами» история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.


Слайд 12

Интеллектуальные игры «Составление предложений». «Поиск общих свойств» (лодка, блюдо). «Что лишнее?» (корова, ботинки, трава).«Поиск

Текст слайда:

Интеллектуальные игры

«Составление предложений».
«Поиск общих свойств» (лодка, блюдо).
«Что лишнее?» (корова, ботинки, трава).
«Поиск предметов, обладающих сходными свойствами» (стрекоза, пылесос).
«Поиск предметов с противоположными свойствами» (дом).
«Поиск предметов по заданным признакам».
«Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы».
«Поиск новых способов применения предмета» (шапка).
«Учимся формулировать определения» (дырка).
«Построение сообщения по алгоритму» (можно пользоваться и алгоритмом, предложенным еще Цицероном: кто — что — где — чем — зачем — как — когда).
«Учимся выражать мысли другими словами»


Слайд 13

Задание: перескажите стихотворение своими словами, но так, чтобы ни одно слово из стихотворения не

Текст слайда:

Задание: перескажите стихотворение своими словами, но так, чтобы ни одно слово из стихотворения не повторилось в Вашем пересказе.

Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.


Слайд 15

Сочинение стихотворений (по мотивам японской поэзии) 1. Название стихотворения. 2. Первая строка

Текст слайда:

Сочинение стихотворений
(по мотивам японской поэзии)

1. Название стихотворения.
2. Первая строка повторяет название стихотворения.
3. Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.


Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Салат из сказок триз

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Салат из сказок триз

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Салат из сказок триз

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Салат из сказок триз

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Салат из сказок триз

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

  • Салат из помидоров как правильно пишется
  • Салат из спелых томатов с луком как пишется
  • Салат из помидор как правильно пишется
  • Салат зимняя сказка рецепт на зиму из огурцов на зиму
  • Салат грибная сказка рецепт с фото пошагово