Сакральный смысл сказки теремок

Сказка про курочку рябу одна из первых, которую рассказывают детям самого нежного возраста в силу ее простоты изложения и

Сказка про Курочку Рябу – одна из первых, которую рассказывают детям самого нежного возраста в силу ее простоты изложения и незатейливого сюжета. Но так ли уж проста эта житейская история про домашнюю птицу, ее хозяев, деда и бабу, и мышку-хулиганку? Существует ли некий тайный смысл Курочки Рябы, и можно ли признать это произведение достаточно метафоричным для наличия такового?

Альтернативные «куриные истории»

Начать следует с того, что существует несколько альтернативных вариантов этой сказки. Самым известным среди них является лаконичный текст Константина Ушинского. Тот самый, в котором «били-били-не разбили», «мышка бежала – хвостиком махнула» и «снесу вам яичко не золотое, а простое». Эти слова знают наизусть с детства, и в такой же интерпретации рассказывают их своим детям.

смысл курочки рябы

Реже эта сказка встречается в авторстве А. Толстого. Ее текст очень близок к версии К. Ушинского, но имеет альтернативную концовку. Согласно ей Ряба несет сначала простое яичко, а потом, после трагедии с ним, обещает золотое.

Удлиненные варианты

Сказка, принадлежащая авторству А. Н. Афанасьева, имеет более развернутый сюжет с наличием большого количества дополнительных одушевленных и неодушевленных героев, совершающих непредсказуемые поступки на фоне эмоционального стресса от разбитого яичка. Кроме привычных всем бабки, деда, мышки и собственно курицы в сказе присутствуют также:

  • девочка внучка, которая удавилась, не сумев пережить трагедии;
  • просвирня (служащая церкви, готовящая специальные хлебцы), которая все просвиры поломала и выбросила;
  • дьяк, перебивший все колокола на церковной колокольне;
  • поп, в клочья порвавший все церковные печатные издания.

Кроме этого, на историю с яйцом реагирует огонь в печи, разгораясь и пылая, и крыша на избе, дрожа и шатаясь.

сказка

На заметку! Смысл Курочки Рябы в этом случае отличается от общеизвестного варианта. Слишком бурная реакция на разбитое мышкой яйцо описывается, как комичная и нелепая ситуация. А обещание снести второе яичко в этой версии Ряба и вовсе не дает.

Среди более менее известных вариантов сказки, существует еще один, датируемый 1937 годом. Описываемая в нем история почти полностью повторяет сказку Афанасьева. Толпа народу совершает такие же несуразные поступки в связи с разрушением мышкой яичка. Трагедия свела с ума целое поповское семейство:

  • попова дочь, разбившая ведра и не доставившая воды домой;
  • попадья, выбросившая все пироги в окно;
  • поп, который разбежался, стукнулся об косяк и.. помер.

Кроме этого, на ситуацию бурно реагирует окружающая обстановка и представители флоры и фауны:

  • сорока поломала ножку;
  • тын расшатался, того гляди свалится;
  • дуб все листья с себя сбросил.

сказка

Смысл сказки Курочка Ряба

В поисках тайной сути тщательному анализу часто подвергаются разные произведения. Интересно искать второе дно в текстах, изобилующих образами, метафорами и иносказаниями. А можно ли найти какой-то сакральный смысл Курочки Рябы, довольно простой и незатейливой сказки? Оказывается, можно.

Философский смысл Курочки Рябы

При прочтении сказки у многих возникает вопрос: почему разревелись дед и баба? Ведь они сами хотели разбить яйцо. В чем беда, что это сделала мышка?

Оказывается, выбор главных героев в столь престарелом возрасте неслучаен. Дед и баба, приложив массу усилий, так и не смогли разбить золотое яйцо, щедро подаренное им несушкой.

Тот факт, что с данным действием справилась маленькая мышка, даже не вся мышка, а лишь ее хвостик, заставляет их задуматься о беспомощности перед надвигающейся старостью. Не по золотому яичку плачут они. И даже не по пропавшей возможности отведать яичницу.

Они плачут, сожалея о безвозвратно ушедшей молодости, о том времени, когда они были здоровы и сильны. Плачут о прошедших годах на пороге заката своей жизни.

Еще одна версия о плаче по приближающемся концу поддерживается тем фактом, что золото символизирует загробный мир. Вспомнить хотя бы Аида, владеющего золотом, или его славянского собрата Кащея, который «над златом чахнет».

То есть золотое яйцо является этакой «черной меткой», приветом оттуда. Приветом и приглашением. Попытки бабы и деда разбить золотое яйцо символизирует их борьбу с тем, что неминуемо должно случиться – со смертью.

И даже помощь мышки в этом вопросе не особо обнадеживает, ведь мыши также считались вестниками мира мертвых. То есть, как ни бейся – предначертанное не остановить.

Но пеструшка-несушка все же смогла закончить эту историю счастливо. Обещание снести не золотое яичко, а простое, будто отменяет наступающий конец. Ведь яйцо – символ жизни. Значит, дед и бабка еще поживут.

Сакральный смысл Курочки Рябы

По некоторым версиям яйцо – не просто яйцо, а символ потерянного рая. Дед и бабка – представители двух человеческих полов, символизируют Адама и Еву. Золотое яйцо – символ Рая, данного им Богом для обитания в нем.

Только парочка совершенно не ценит этот дар, обращается с ним безответственно, делая попытку за попыткой его разбить. Но данная попытка увенчается успехом только при воздействии некой сторонней силы – мышки, символизирующей змея-искусителя. При его непосредственном участии, бабка и дед теряют свой золотой Рай и горько плачут потом, изгнанные оттуда.

На заметку! Простое яйцо символизирует обычную жизнь на земле, которую в итоге обрели люди.

Поучительный смысл Курочки Рябы для детей

Если исключить из размышлений все сакральное и мифологическое, сказка может нести весьма логичную мораль.

Золотое яйцо, неожиданно свалившееся на пожилую чету, не принесло им радости. Ни продать его, ни попробовать на вкус у них не получилось. Наоборот, неожиданное обогащение, не заработанное честным трудом, этакая «халява», доставило лишь неприятности и переживания.

Кроме этого, надо быть готовым к тому, что богатство как появилось, так может и исчезнуть. Ведь от сумы не зарекайся. Поэтому целью жизни не должна становиться погоня за богатством, которого можно лишиться в любой момент. Важными навсегда останутся семейные ценности и простое (не золотое) человеческое счастье, что символизирует обычное яйцо, вернувшее покой в дом деда и бабки.

Иногда простые на вид вещи оказываются глубже и интереснее при более пристальном их рассмотрении. Простая детская сказка о Курочке Рябе может оказаться настолько метафоричной и образной, что превращается в рассказ о страхе смерти или о потерянном Рае.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам «Теремок», «Репка», «Колобок». 

Цель:

-Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок.

-Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль. 

Программные задачи: 

Образовательные: 

— Формировать диалогическую речь; 

— Учить детей осмысливать и анализировать содержание сказки; 

— Формировать навыки детей давать полные ответы на вопросы; 

-Обогащать словарный запас детей: добро, дружба, добрые дела, взаимопомощь. 

— Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок. 

-Закреплять знания детей в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и цвета: красный, синий, жёлтый. 

-Формировать у детей навыки безопасного поведения на улиц. 

-Развивать осторожность, осмотрительность при общении с незнакомыми людьми. 

Развивающие: 

— Развивать связную и диалогическую речь, 

— Развивать воображение; 

— Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений. 

Воспитательные: 

— Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам. 

— Воспитывать чувства сострадания и побуждать к проявлению добрых чувств. 

-Воспитывать сопереживание, умение прийти на помощь, интерес к сказкам. 

Оборудование: запись песен,

атрибуты сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», готовые формы геометрических фигур, картинки героев сказок “Теремок”, театр на фланелеграфе “Репка”, игрушка колобок, соленое тесто, корзинка с угощением. 

Предварительная работа: 

Чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы о добре и дружбе. 

Ход занятия. 

Входит сказочница. 

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница, пришла к вам в гости. Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? 

Ответы детей. 

Сказочница: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Согласны? 

Ответы детей. 

Сказочница: Я пришла не одна, а с волшебным клубочком, он нам покажет дорогу в сказку. 

Сказочница кидает клубочек. 

Сказочница: Посмотрите ребята дорожка то заколдована. Впереди болото, а на нем кочки в виде фигур. Вы должны наступать на фигуру и называть ее. Готовы? 

Ответы детей. 

Сказочница: По болоту дети шли, терем сказочный нашли. Ребята, как вы думаете из какой сказки этот терем? 

Ответы детей.(из сказки “Теремок”) 

Сказочница: Верно. Давайте вспомним, какие звери жили в теремке. 

В корзинке лежат герои сказок, нужно выбрать только тех героев, которые жили в сказке” Теремок”. 

Чтобы проверить, дети совмещают картинки героев с их тенью. 

Сказочница: Кто первый нашел теремок? 

Ответы детей. 

Сказочница: Кто не поместился в теремок? 

Почему?

Дети:(мишка большой, а теремок маленький) 

Сказочница: Ребята, давайте поможем зверям, построим для них большой теремок, чтобы всем хватило места в нем. 

Дети строят теремок из модулей. 

Сказочница: Молодцы, ребята, помогли зверюшкам построить новый терем. 

Сказочница: Клубочек зовет нас дальше в путь-дорогу. По дорожке долго шли,в огород мы забрели. 

Чтобы узнать в какую сказку мы попали, нужно собрать картинку. 

Дети собирают картинку. 

Сказочница: Какая картинка получилась? 

Дети:(Репка) 

Физминутка: Хоровод «Репка.» 

Сказочница: Ребята ,герои сказки ”Репка” поспорили, кто за кем стоял, когда тянули репку. Вам нужно на фланелеграфе выложить героев по порядку, так как они стояли в сказке. 

Сказочница: Почему сказочным героям удалось вытащить репку? 

Ответы детей. 

Сказочница: Чему учит эта сказка? 

Ответы детей.(дружба, помощь друг другу) 

Сказочница: Каждый вклад в общее дело важен, только все вместе составляют силу. 

Сказочница: Наш клубочек снова покатился дальше. 

Звучит музыка и вкатывается колобок. 

Колобок: Я — колобок, я — колобок, 

Румяный бок, румяный бок! 

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл! 

В лес покатился. 

Сказочница: Подожди, Колобок, не убегай. 

Ребята, давайте расскажем Колобку, с кем он встретится в лесу. 

Ответы детей( с зайцем, волком, медведем, лисой). 

Сказочница: От кого ушел Колобок, а от кого не смог уйти. Почему? 

Ответы детей( от зайца, волка, медведя, от лисы не смог, она хитрая). 

Сказочница: Ребята, давайте расскажем Колобку ,что он неправильно сделал. 

Ответы детей( Нельзя без разрешения уходить из дома, можно попасть в беду, заблудиться. Нельзя разговаривать с незнакомыми, что-либо брать от них.) 

Сказочница: Ребята, Колобок сказал, что он все понял, но он убежал из дома, потому что ему стало скучно и он пошел искать друзей. Ребята, как мы можем помочь Колобку? 

Ответ детей.(Слепить колобков) 

Сказочница: Из чего бабка слепила колобка? 

Ответ детей:(Из муки) 

Дети делают тесто. 

Пальчиковая гимнастика: 

Мы лепили колобка 

Тесто мяли мы слегка, 

На окошко сажали. 

Он с окошка, прыг да прыг. 

Укатился озорник. 

Дети лепят колобков из теста. 

Сказочница: Колобок говорит спасибо вам, ребята, за таких замечательных друзей. Он с нами прощается и возвращается домой к дедушке и бабушке. 

Сказочница: Ребята, понравилось вам путешествовать по сказкам? В каких сказках мы с вами побывали? 

Ответы детей:(Теремок, Репка, Колобок) 

Сказочница: Что вам понравилось больше всего? 

Чему вас научили сказки? 

Каким героям вы помогли? 

Ответы детей.(Быть добрыми, помогать друг другу,…) 

Сказочница: Ребята, а вы знаете, что происходит в сказках? 

Ответы детей(Волшебство) 

Воспитатель: Вот и у нас случилось волшебство. Колобок докатился до дома, бабушка обрадовалась и передала вам корзинку с угощением). 

Вот и подошло наше путешествие к концу, а вы, ребята, не забывайте, что сказки -это наши друзья! 

Предыстория

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:
Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева
Сказка под номером 82
Сказка под номером 83
Сказка под номером 84
Вид теремка
«Построила муха терем»
Кувшин
Лошадиная голова
 Кто жил в теремке
муха-горюха
вошь-поползуха
блоха-попрядуха
комар долгоногий
мышечка-тютюрю?шечка
ящерка-шероше?рочка
лиса Патрикеевна
заюшко из-под ку?стышка
волчище серое хвостище
муха-шумиха
комар-пискун
мышь из-за угла хмыстень
лягушка на воде балагта
заяц на поле свертень
лиса на поле краса
собака гам-гам
волк из-за кустов хап
мышка-норышка
лягушка-квакушка
заяц на горе увёртыш
лисица везде поскокиш
волк из-за кустов хватыш
Кто разрушил теремок
медведь толстоногий
медведь лесной гнёт
медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок
спустил лапой по терему и разбил его
Сел на кувшин и всех раздавил
сел на голову и раздавил всех
Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.
Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий».  Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.
Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.
Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.
В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:
— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)
— А я лесной гнёт!
Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)
Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Специфика советского понимания

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.
Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.
Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

  • Сакцентировать как пишется слитно или раздельно
  • Сакральный смысл сказки курочка ряба
  • Сакральный смысл сказки колобок
  • Салават юлаев рассказ кратко
  • Салаватовна отчество как пишется