Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку
Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.
В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:
- Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
- Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
- В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
- Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.
Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.
Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.
Задание №27 – сочинение
В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:
Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.
К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:
Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.
План сочинения
Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.
Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:
- Формулировка проблемы.
- Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
- Позиция автора.
- Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
- Вывод (коротко).
Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.
В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.
Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.
Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::
Оценивание сочинения
За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).
Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:
- Объем текста менее 70 слов.
- Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).
Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-1 | Формулировка проблемы | 1 |
К-2 | Комментарий к проблеме | 6 |
К-3 | Отражение позиции автора | 1 |
К-4 | Отношение к позиции автора | 1 |
К-5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
К-6 | Точность и выразительность речи | 2 |
К-7 | Орфографические нормы | 3 |
К-8 | Пунктуационные нормы | 3 |
К-9 | Грамматические нормы | 2 |
К-10 | Речевые нормы | 2 |
К-11 | Этические нормы | 1 |
К-12 | Точность фактов в фоновом материале | 1 |
При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.
Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-7 | Орфографические нормы | 2 |
К-8 | Пунктуационные нормы | 2 |
К-9 | Грамматические нормы | 1 |
К-10 | Речевые нормы | 1 |
Советы педагогов
Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.
Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:
- Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
- Историческая память поколений.
- Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
- Жертвенность материнской любви.
- Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
- Сложность и противоречивость поступков людей.
- Смысл жизни и ценности человека.
- Человеческое благородство.
- Честь и достоинство.
- Патриотизм.
- Очищающая сила искусства.
- Отношения человека с окружающими.
- Восприятие человека окружающими.
- Сострадание к окружающим.
- Одиночество.
- Человек и искусство.
- Отношение людей к войне.
- Человек и мир природы.
- Бережное отношение к языку.
- Человек и власть, которой он наделен.
Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.
Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.
Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.
Читайте также:
- ЕГЭ по биологии в 2022 году
- ЕГЭ по истории в 2022 году
- Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам
Как правило, решение сдавать ЕГЭ по литературе школьники, заканчивающие 11-й класс в 2022 году, принимают заблаговременно, ведь подготовка к этому непростому экзамену занимает достаточно много времени, а простых тестовых вопросов в КИМе попросту нет. Сегодня мы предлагаем детально разобраться в том, каким будет ЕГЭ 2022 года по литературе, какие изменения внесли в структуру КИМа и оценивание экзаменационной работы сотрудники ФИПИ, а также как советуют готовиться к экзамену опытные педагоги и репетиторы.
Особенности ЕГЭ 2022 года
После нескольких лет «ковидных» ограничений Минпросвещения, Росбрнадзор и ФИПИ планируют в 2022 году провести Единый Государственный Экзамен в полном объеме.
ЕГЭ в 2022 году будут проводить, как и ранее, в несколько этапов, чтобы обеспечить возможность участия для всех одиннадцатиклассников. Экзамен делится на 3 периода:
- досрочный – с 21 марта по 15 апреля 2022 года;
- основной – с 27 мая по 2 июля 2022 года;
- дополнительный – 5 и 8 сентября 2022 года.
Таким образом, сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году можно будет в такие даты: 21 марта (досрочно) или 27 мая (основная сессия), а также в специальные резервные дни, которые запланированы в рамках досрочной и основной сессий ГИА-11.
Важно! Пересдать предметы по выбору в сентябре 2022 года нельзя! На ЕГЭ 2022 года допускаются пересдачи только основных предметов – русского языка и математики.
Изменения в ЕГЭ 2022 по литературе
В 2022 году ЕГЭ по литературе получит существенные изменения, ознакомиться с которыми стоит в самом начале подготовки к экзамену.
- Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
- Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
- Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
- Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).
- Обогащен литературный материал.
Под понятием «обогащения литературного материала» понимается расширение списка произведений для ЕГЭ по литературе в 2022 году. Так, в новых КИМах будет шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в. и отечественная литература ХХI в., а также включена зарубежная литература:
- в заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развёрнутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы;
- в некоторых формулировках тем сочинений части 2 предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору участника).
Структура КИМа по литературе
В 2022 году на ЕГЭ по литературе каждый вариант КИМ будет состоять из двух частей, со сквозной нумерацией заданий. Всего в Киме будет предложено 12 заданий, среди которых будет 7 – базового уровня сложности, 4 повышенного и 1 задание высокого уровня сложности – сочинение.
Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету. В 2022 году на ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:
- аналитического осмысления художественного текста,
- его интерпретации,
- поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов,
- написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п
В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания из трёх содержательных блоков:
- древнерусская литература, отечественная литература XVIII в. и первой половины XIX в.;
- отечественная литература второй половины XIX в.;
- отечественная литература конца XIX – начала XXI в.
Обратите внимание! В 2022 году в КИМ ЕГЭ по литературе могут быть включены задания, связанные с произведениями зарубежной литературы. Полный список литературы для ЕГЭ 2022 года (с изменениями) вы можете найти в материалах нашего сайта.
Распределение заданий экзаменационной работы 2022 года по содержательным разделам (в соответствии с различными литературными эпохами) будет таким:
№ | Содержательные разделы | % от всей работы |
1 | Древнерусская литература и литература XVIII века | 0-15 |
2 | Литература I половины XIX века | 15-35 |
3 | Литература II половины XIX века | 20-35 |
4 | Литература конца XIX – начала XX века | 0-15 |
5 | Литература I половины XX века | 20-35 |
6 | Литература II половины ХХ – начала XXI века | 0-15 |
Часть 1
В части №1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение участника экзамена определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также умение рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Часть 1 включает в себя 11 заданий, которые можно разделить на два комплекса:
Комплекс | № заданий | Суть заданий |
I | 1-6 | анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения |
II | 7-11 | анализ стихотворения, басни, баллады, лирической поэмы |
Рассмотрим более подробно задания 1-11 по форме ответа:
- Задания №1–4 требуют краткого ответа (одного или двух слов или последовательности цифр).
- Задания №5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и №6 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
- Задания №7–9 требуют краткого ответа (одного или двух слов или последовательности цифр).
- Задания №10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и №11 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Общая структура части I подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предложенные для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Два задания предполагают выход в широкий литературный контекст и обоснование связи данного художественного текста с другим произведением по указанным в заданиях аспектам сопоставления.
Часть 2
Вторая часть работы требует от участников ЕГЭ 2022 по литературе написания развернутого сочинения на литературную тему объемом не менее 250 слов.
Участнику экзамена предлагается на выбор пять тем для сочинения (12.1–12.5), из которых он может выбрать одну, наиболее близкую и понятную ему лично.
Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и сформированы по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ –ХХI в. (включая новейшую литературу конца ХХ – начала XXI вв.). В ряде случаев участнику ЕГЭ может быть предложен выбор – раскрывать тему сочинения на материале отечественной или зарубежной литературы.
Темы задания 12.1–12.5 на ЕГЭ 2022 года по литературе различаются также особенностями формулировок. Одна из них может иметь литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант этого задания – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и дает ему возможность проявить свои читательские интересы. Для сочинения может быть также предложена тема, ориентированная на связь литературы с другими видами искусства. Специфика данной темы заключается в том, что экзаменуемый должен, опираясь на текст литературного произведения, рассмотреть его с точки зрения «диалога искусств» в конкретном ракурсе, указанном в формулировке.
Важно! Участник экзамена выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться только орфографическим словарем.
Продолжительность ЕГЭ по литературе Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут), из которых рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, остальное время – на выполнение задания части 2.
Оценивание работы
За правильное выполнение всех 12 заданий на ЕГЭ по литературе в 2022 году экзаменуемый может получить 55 первичных баллов.
При этом, распределение баллов по заданиям ф и 2 части будет следующим:
Часть | Тип ответа (задания) | Баллы |
1 | краткий (1-7) | 7 |
1 | развернутый (8-11) | 28 |
2 | сочинение (12) | 15 |
все | за грамотность | 5 |
Таким образом, за выполнение заданий 1-й части можно получить 64% всех баллов, а за сочинение – еще 27%. Такие важные для достижения высокого результата на ЕГЭ в 2022 году 9% — это баллы «за грамотность», которые эксперты выставляют после проверки всех 12 заданий.
При этом, задание с 1 по 7 оцениваются по 1 баллу.
За выполнения заданий с развернутым ответом 5.1/5.2, 10.1/10.2, можно получить максимум по 6 первичных баллов – по 2 за каждый из трех критериев оценивания:
- Соответствие ответа заданию;
- Привлечение текста произведения для аргументации;
- Логичность и соблюдение речевых норм.
Задания 6 и 11, требующие написания я развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений, оцениваются максимально в 8 первичных баллов. Задания оценивают по таким критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
1 | Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом | 2 |
2 | Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | 4 |
3 | Логичность и соблюдение речевых норм | 2 |
Выполнение заданий 12.1–12.5, требующих написания развернутого аргументированного ответа в жанре сочинения, оценивается максимум 15 баллами с учетом таких максимальных баллов по каждому из 5 критериев:
№ | Критерий | Максимальный балл |
1 | Соответствие сочинения теме и её раскрытие | 3 |
2 | Привлечение текста произведения для аргументации | 3 |
3 | Опора на теоретико-литературные понятия | 3 |
4 | Композиционная цельность и логичность | 3 |
5 | Соблюдение речевых норм | 3 |
Критерии оценивания грамотности
Важно! Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее трух заданий с развёрнутым ответом части 1 и задание части 2 (сочинение).
Выполненным считается задание, оцененное положительно (не 0 баллов). Если участник дал ответы на задание части 2 (сочинение) и четыре задания с развёрнутым ответом части 1, но один из ответов оценен по всем критериям 0 баллов, то при оценивании работы по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность» ошибки, сделанные в данном ответе, учитываются в общем подсчете ошибок.
За грамотность можно получить максимум 5 первичных баллов по таки критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | 2 |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | 2 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | 1 |
Если участник ЕГЭ выполнил менее 4-х заданий (3-х заданий части 1 и задания части 2 (сочинения)), то его работа не проверяется по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», и в соответствующие клетки протокола выставляется 0 баллов по каждому из указанных выше критериев.
После завершения проверки первичные баллы суммируют и переводят в тестовый балл по таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ.
Секреты подготовки
Если вы решили самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе в 2022 году, то рекомендуем следовать таким простым советам педагогов:
- Откройте кодификатор ФИПИ. В кодификаторе представлены все темы ЕГЭ, прозаические произведения и стихотворения, которые могут встретиться. Подробно изучите все требования теста и развернутой части.
- Заведите тетрадь с анализом произведений и записывайте в нее все важные нюансы каждого прочитанного произведения.
- Установите норму чтения в день. Объем зависит от оставшегося времени для подготовки к ЕГЭ. Например, если у вас есть 9 месяцев и 6210 страниц, то в день вы должны читать не менее 23-х.
- Работа с поэзией. Запишите авторов, названия и важные строки, которые можно использовать в аргументации 11 задания ЕГЭ, где нужно проиллюстрировать сходство или различие темы в двух стихотворениях. Информацию легко структурировать в таблице.
- После прочтения книги обратитесь к критике. Сначала прочтите книгу самостоятельно, чтобы незаметно не перенять себе чужое мнение, проанализируйте свои чувства. Затем ознакомьтесь с критикой влиятельных литераторов, чтобы подчерпнуть важные моменты, которые не заметили вы.
- Обратите внимание на литературные роды, авторскую композицию и язык произведения. ЕГЭ 2022 по литературе предполагает знание содержания книг и особенностей искусства. Вам не раз встретятся ремарки, фабулы, элегии и другие слова из курса литературы.
- Решайте демоверсии ЕГЭ вместе с сочинениями.
- Делайте заметки в бумажных или онлайн-книгах. Сноски помогут обратить внимание на самые важные части и подобрать аргументы для сочинения.
- Найдите в онлайн-пространстве готовые сочинения, за которые эксперты выставляют максимум баллов. Наглядный пример демонстрирует образец текста. Писать проще, когда вы представляете, к чему нужно стремиться для высокой оценки работы проверяющим.
- Решайте задания с открытого банка ЕГЭ на официальном сайте ФИПИ.
Предлагаем начать работу с разбора демонстрационного варианта ЕГЭ 2022 по литературе:
Советы по написанию сочинения
Сочинение ЕГЭ относится к заданию повышенной сложности и приносит больше всего баллов за экзамен. В КИМе будут указаны темы, одну из которых можно взять для раскрытия. Всегда выбирайте простое и понятное направление, чтобы выстроить красивое и логичное повествование, подкрепленное аргументами.
План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.
Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
Заключение. На ЕГЭ 2022 по литературе в этой части сочинения важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.
Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:
- Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
- Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
- Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
- Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
- Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
- Определитесь со стилем сочинения.
- Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
- Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
- Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
- В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
- Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
- Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
- По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
- Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
- Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.
Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!
Читайте также:
- ЕГЭ по истории в 2022 году
- Новые правила сдачи ЕГЭ в 2022 году
- ЕГЭ по физике в 2022 году
Где найти хорошие современные книги для детей? Как не утонуть во всеукраинском «Море талантов»? Из-за чего разгораются самые жаркие споры между экспертами жюри?
На эти и другие вопросы отвечает координатор Корнейчуковского фестиваля детской литературы Татьяна Данилова.
— Расскажите, что представляет собой фестиваль на сегодняшний день. Каковы его отличительные особенности? Что нужно для участия в конкурсной программе?
— Корнейчуковский фестиваль ведёт свою историю с 2011 года: это единственный в Украине социальный проект, целиком и полностью посвящённый детской литературе и иллюстрациям к ней. Название выбрано не случайно — это дань памяти выдающемуся детскому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому, детство и юность которого неразрывно связаны с Одессой. Автор-основатель нашего фестиваля, а также международного книжного фестиваля «Зелёная волна», который в этом году отметил своё 25-летие, — известный одесский книгоиздатель и меценат Галина Анатольевна Безикович. Организатором мероприятия вот уже много лет выступает компания «Экспо-Юг-Сервис», всяческую помощь и поддержку нам также оказывают Одесский горсовет и Одесская областная государственная администрация.
Председатель оргкомитета Корнейчуковского фестиваля Галина Безикович
Ежегодно под эгидой фестиваля проходят несколько различных конкурсов для детей и взрослых. Одна из центральных составляющих нашей программы — всеукраинский конкурс на лучшее литературное произведение под названием «Море талантов», в котором принимают участие ребята в возрасте от 6 до 18 лет. В рамках этого мероприятия существуют две номинации — малая проза и поэзия: общий объём присланных работ на русском или украинском языках не должен превышать 4000 знаков. Для того чтобы оценивать детское творчество максимально объективно и беспристрастно, мы делим всех участников на три возрастные группы — 6-10, 11-14 и 15-18 лет.
Участие в конкурсе — абсолютно свободное и бесплатное. Заявки принимаются с января по май, шорт-лист лучших произведений публикуется к началу июля, а имена победителей становятся известны во время церемонии награждения — финальной части фестиваля, которая обычно проходит в августе параллельно с «Зелёной волной». Лучшие из отобранных работ, занявшие призовые места, а также произведения, которые по решению жюри были отмечены какой-либо специальной наградой, по итогам конкурса публикуются в альманахе «Море талантов». Это подарочное издание, выпускаемое тиражом 300 экземпляров, которое вручается победителям конкурса, бесплатно распространяется по школам и детским библиотекам Одессы и Одесской области, а также передаётся в Национальную детскую библиотеку в Киеве и в центральные районные детские библиотеки по всей стране: подобные сборники в Украине печатаем только мы. Более подробно ознакомиться с условиями участия в конкурсе, а также с творчеством победителей прошлых лет можно на официальном сайте нашего фестиваля.
Другой неотъемлемый компонент ежегодной программы — «Корнейчуковская премия», международный конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, открытый для украино- и русскоязычных писателей со всего мира возрастом от 18 лет и старше. Этот конкурс представляет собой ещё более масштабное мероприятие: на суд жюри поступает примерно в три раза больше произведений, чем на «Море талантов» — в 2021 году, к примеру, соотношение присланных работ составляло 280 против 100. Здесь также существуют различные номинации: поэзия для детей, проза для ребят младшего возраста и для тех, кто постарше, а также драматургия или сценарий детского фильма. Разумеется, для каждой номинации существуют свои ограничения по объёму, специальные правила оформления работ и так далее. Всего в шорт-лист «Корнейчуковской премии» в этом году вошло порядка 70 произведений.
Церемония награждения победителей конкурса «Корнейчуковская премия»
Главная же интрига конкурса заключается в денежных премиях, которые получают авторы, занявшие три первых места — 10, 5 и 3 тысячи гривен соответственно. Правда, это касается исключительно писателей из Украины: к сожалению, отправлять денежные вознаграждения за границу мы не имеем права — средства для поощрения победителей и на печать альманахов выделяются из городского бюджета, поэтому гости из-за рубежа награждаются только эксклюзивными дипломами.
Помимо непосредственных лауреатов «Корнейчуковской премии» (три призовых места в каждой из четырёх номинаций конкурса для авторов из Украины и столько же для представителей зарубежья — всего 24 «чемпионских» титула) у нас предусмотрена развитая система поощрительных дипломов. Они идут в ход, если автор по тем или иным причинам «не дотянул» до победного звания, но тем не менее покорил сердца членов жюри добротой и сердечностью, ярким и образным языком изложения и так далее.
За право участия в «Корнейчуковской премии» с прошлого года необходимо заплатить небольшой оргвзнос: его размер плавно повышается по мере приближения финала. Это вынужденная мера, призванная компенсировать затраты на печать дипломов, поощрительные подарки и прочие организационные моменты. Все работы, ставшие лауреатами конкурса, также публикуются в специальном подарочном сборнике, который затем расходится по школам и библиотекам для ознакомления широкой читательской аудитории: тираж — 500 экземпляров, соотношение произведений на русском и украинском языках — примерно 50 на 50.
Третий составляющий элемент программы — международный конкурс цифрового рисунка «iParus», который наряду с «Морем талантов» уже отметил 10-летний юбилей: именно с этих двух мероприятий началась история нашего фестиваля. Данное мероприятие проводится с постоянной привязкой к книжной тематике: каждый год мы выбираем пять общеизвестных шедевров детской мировой литературы, отмечающих, к примеру, очередной юбилей со дня написания или первого издания, и предлагаем детям и подросткам всего мира проиллюстрировать их с помощью цифровых рисунков. Так, например, в этом году ребята рисовали на планшетах и компьютерах иллюстрации к роману Вальтера Скотта «Айвенго», драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня», сказочной повести Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика», к «Волшебнику Изумрудного города» и «Щелкунчику».
По случаю юбилея «iParus» при поддержке Украинского культурного фонда получил свой собственный сайт на трёх языках, который, мы надеемся, будет способствовать активному привлечению к участию в конкурсе детей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Более того: лучшие из присланных рисунков в этом году не только украсили сборник-альманах «Море талантов», но и были изданы в виде отдельного альбома, включающего в себя пожелания судей и интервью с победителями. В рамках творческого развития конкурса «iParus» мы активно сотрудничаем с коллегами из Италии — в частности, с фестивалем детской литературы «Bimbi a Bordo», который проходит на острове Сардиния. К сожалению, недавно наш коллектив понёс тяжёлую утрату — не стало председателя жюри «Корнейчуковской премии», замечательного детского поэта и писателя Владимира Рутковского, которому в 2022 должно было исполниться 85 лет. В память о великом мастере мы предложили ребятам нарисовать иллюстрации к его фантастическому роману «Сторожевая застава», действие которого происходит во времена Киевской Руси.
Владимир Рутковский с одним из участников фестиваля
Ко всему вышесказанному остаётся добавить, что четвёртое состязание, проходившее под эгидой Корнейчуковского фестиваля, а именно всеукраинский конкурс объёмного моделирования «iParus 3D pen» в этом году прекратил своё существование. Причина проста: за три года мы так и не смогли в достаточной мере популяризировать это мероприятие и привлечь к нему достаточное количество участников.
— Как определяются победители каждого из конкурсов? Как обычно проходит финальная часть фестиваля — церемония награждения? Каковы ваши планы на будущее?
— Решения о присуждении призовых мест в рамках «Корнейчуковской премии» принимаются коллегиально, с учётом самых разнообразных, нередко совершенно полярных мнений. И хотя финальное слово остаётся за членами экспертного жюри, в состав которого входят известные литературоведы, редакторы, издатели, журналисты и деятели культуры, в помощь «мэтрам» у нас вот уже два года работает так называемое читательское жюри. Оно комплектуется из обычных школьников возрастом от 10 до 17 лет, свободно владеющих как русским, так и украинским языком: в этом году желающих попробовать себя в роли книжных судей набралось не много — всего 14 человек. Все они в начале июня получили по электронной почте отобранные для участия в конкурсе произведения и за 20 дней должны были прочитать одну номинацию из шорт-листа на выбор, после чего выставить оценки и написать свои пожелания.
Интересно, что в результате у нас постоянно происходят горячие споры: мнения экспертов и ребят сплошь и рядом не совпадают. Дети обычно выбирают понятные, близкие им по духу произведения, а члены жюри в свою очередь часто бывают не согласны с высокими баллами тех или иных авторов: одни книги кажутся взрослым чересчур простыми, лишёнными каких-либо воспитательных моментов, другие, напротив, представляются совершенно неподходящими для молодых читателей, и так далее. Хотя выставленные ребятами оценки в любом случае учитываются при вынесении окончательного вердикта. Что же касается «Моря талантов» и «iParus», то здесь экспертам помогает детское жюри, представленное прошлогодними победителями соответствующих конкурсов в старшей возрастной категории: состав юных «арбитров» меняется ежегодно.
Подведение итогов фестиваля и его кульминация — награждение победителей — обычно проходят в августе, в каком-нибудь знаковом одесском арт-пространстве — в «Театре на Чайной», Доме клоунов, а в последние годы — на открытой «Книжной сцене» в парке Шевченко. На протяжении четырёх дней подряд с утра и до самого вечера мы проводим различные мероприятия как для детей и подростков, так и для взрослых гостей фестиваля: презентации новых книг, творческие встречи с писателями, мастер-классы, детские спектакли, лекции на окололитературные темы и многое другое. Ну а сама церемония награждения превращается в большой, шумный и красивый праздник: в этом году у нас был большой экран, на котором демонстрировались рисунки участников «iParus», работала машина конфетти и так далее.
В планах на будущее — привлечение к участию в конкурсной программе как можно большего числа одарённых детей со всего мира, дальнейшее налаживание контактов с коллегами из-за рубежа, разработка новых перспективных направлений творческого развития, ну и, конечно, активная популяризация талантливых произведений детской литературы в нашей стране и за её пределами.
Церемония награждения победителей «iParus»
Беседовал Дмитрий Остапов
8
книги для подготовки к егэ по литературе сочинение Eksmo. ru
23.11.2017 16:19:28
2017-11-23 16:19:28
Здравствуй, уважаемый посетитель нашего сайта. Вы находитесь на странице, на которой представлены ссылки, ведущие на материалы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн. А что делать, если я только что определился с тем, что буду сдавать ЕГЭ по литературе? С чего мне начать? Для этого мы написали Вам основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе, основные этапы — в экстренных случаях, когда до экзамена остается не так много времени, а если у вас его еще хватает, то тогда предлагаем вам детальный план подготовки на протяжении учебного года.
Что мы для Вас предлагаем:
1. Вся необходимая теория литературы (теория изложена самым наглядным способом: таблицами и схемами, так что изучение литературы пройдет гораздо интереснее, а ранее плохо запоминающиеся термины и понятия запомнятся вам быстрее).
2. Словарь литературных терминов (он включает в себя все самые распространенные термины теории литературы).
3. Биографии писателей (биографии писателей для подготовки к ЕГЭ по литературе знать просто обязательно, так как в заданиях части С, где необходим анализ литературного произведения, зачастую нужно использовать и факты биографии того или иного писателя, чтобы как можно глубже раскрыть тему и идею)
4. Тесты ЕГЭ по литературе онлайн (мы также предоставляем Вам уникальную возможность прорешать большое количество онлайн тестов прямо на сайте, всё это бесплатно. По зарегистрированным пользователям ведется детальная статистика, поэтому просим пройти быструю регистрацию. В случае споров и вопросов можно быстро решить любой вопрос.).
5. Сочинения С5 на отлично. Дабы не смущать вас нашими сочинениями по литературе, они, несомненно, хороши, но мы подобрали для вас сочинения С5, написанные непосредственно по критериям. Представленные сочинения оценены максимальным количеством баллов!
6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.
7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)
8. Цитаты из книг (зачем они? Да все просто, времени на то, чтобы заново прочитать какое-либо произведение зачастую не хватает, поэтому, прочитав подборку цитат к произведению, Вы сможете закрыть некоторые свои пробелы по тому или иному произведению. Но мы Вам все-таки рекомендуем прочитывать все произведения полностью.)
9. Задания части С и В, которые разбиты по авторам.
10. Полезные сайты мы всегда рады сотрудничеству. Если вы хотите обменяться ссылками, то пишите сюда epigrafy@gmail. com
11. Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе (Купить на OZON. ru)
Все материалы публиковались с одной лишь целью: помочь выпускникам сдать ЕГЭ по литературе как можно лучше, а может и на все 100 баллов. Мы даем Вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а готовьтесь уже сейчас.
Мы люди, поэтому нам свойственно совершать ошибки, и мы в этом плане не исключение. Просим Вас, дорогие друзья, сообщать нам о замеченных ошибках как можно скорее.
Все советы, отзывы, пожелания и рекомендации высказывайте на странице для отзывов.
7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)
Здравствуй, уважаемый посетитель нашего сайта. Вы находитесь на странице, на которой представлены ссылки, ведущие на материалы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн. А что делать, если я только что определился с тем, что буду сдавать ЕГЭ по литературе? С чего мне начать? Для этого мы написали Вам основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе, основные этапы — в экстренных случаях, когда до экзамена остается не так много времени, а если у вас его еще хватает, то тогда предлагаем вам детальный план подготовки на протяжении учебного года.
Что мы для Вас предлагаем:
1. Вся необходимая теория литературы (теория изложена самым наглядным способом: таблицами и схемами, так что изучение литературы пройдет гораздо интереснее, а ранее плохо запоминающиеся термины и понятия запомнятся вам быстрее).
2. Словарь литературных терминов (он включает в себя все самые распространенные термины теории литературы).
3. Биографии писателей (биографии писателей для подготовки к ЕГЭ по литературе знать просто обязательно, так как в заданиях части С, где необходим анализ литературного произведения, зачастую нужно использовать и факты биографии того или иного писателя, чтобы как можно глубже раскрыть тему и идею)
4. Тесты ЕГЭ по литературе онлайн (мы также предоставляем Вам уникальную возможность прорешать большое количество онлайн тестов прямо на сайте, всё это бесплатно. По зарегистрированным пользователям ведется детальная статистика, поэтому просим пройти быструю регистрацию. В случае споров и вопросов можно быстро решить любой вопрос.).
5. Сочинения С5 на отлично. Дабы не смущать вас нашими сочинениями по литературе, они, несомненно, хороши, но мы подобрали для вас сочинения С5, написанные непосредственно по критериям. Представленные сочинения оценены максимальным количеством баллов!
6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.
7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)
8. Цитаты из книг (зачем они? Да все просто, времени на то, чтобы заново прочитать какое-либо произведение зачастую не хватает, поэтому, прочитав подборку цитат к произведению, Вы сможете закрыть некоторые свои пробелы по тому или иному произведению. Но мы Вам все-таки рекомендуем прочитывать все произведения полностью.)
9. Задания части С и В, которые разбиты по авторам.
10. Полезные сайты мы всегда рады сотрудничеству. Если вы хотите обменяться ссылками, то пишите сюда epigrafy@gmail. com
11. Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе (Купить на OZON. ru)
Все материалы публиковались с одной лишь целью: помочь выпускникам сдать ЕГЭ по литературе как можно лучше, а может и на все 100 баллов. Мы даем Вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а готовьтесь уже сейчас.
Мы люди, поэтому нам свойственно совершать ошибки, и мы в этом плане не исключение. Просим Вас, дорогие друзья, сообщать нам о замеченных ошибках как можно скорее.
Все советы, отзывы, пожелания и рекомендации высказывайте на странице для отзывов.
6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.
Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.
Www.5litra. ru
01.09.2018 3:16:41
2018-09-01 03:16:41
Www.5litra. ru
01.09.2018 3:16:41
2018-09-01 03:16:41
Источники:
Https://examer. ru/ege_po_literature/2021/perevod_ballov
Https://bingoschool. ru/blog/109/
Https://www. ozon. ru/product/ege-literatura-universalnyy-spravochnik-28346886/
Https://examer. ru/ege_po_russkomu_yaziku/2021/sochinenie/primer
Https://eksmo. ru/podgotovka-k-ege/ege-literatura/
Http://www.5litra. ru/ege. html
Http://www.5litra. ru/ege-books. html
Продолжаем нашу серию материалов о грамотной подготовке к единому госэкзамену. О том, как эффективно использовать оставшиеся месяцы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, рассказывает репетитор Татьяна Воронцова.
Татьяна Воронцова — кандидат филологических наук, профессиональный репетитор по русскому языку и литературе, автор книги «Литература: Авторский курс подготовки к ЕГЭ».
На ЕГЭ чудес не бывает
— С чего начать подготовку к ЕГЭ на этом этапе?
— С диагностики имеющихся знаний. Нужно определить зону своего знания, зону своего незнания и ту переходную, «смутную» зону, в которой мы можем и наляпать ошибок, и сделать все правильно. Для этого надо написать две-три диагностических пробных работы в формате экзамена. Делать это нужно не дома и не в школе, а в непривычном месте, Если приходится организовывать диагностику самостоятельно, то сесть с незнакомым тестом и заранее распечатанными пустыми бланками в читальном зале районной библиотеки.
Через 3 часа 30 минут (для ЕГЭ по русскому языку) или 3 часа 55 минут (для ЕГЭ по литературе) работу необходимо завершить. К этому времени тексты должны быть переписаны на бланки, а ответы на тестовые задания перенесены в нужные клеточки в соответствии с правилами заполнения.
Очень важно не подглядывать заранее в задания, не «подворовывать» у себя время и помнить: черновики не проверяются, то, чего нет на бланках, не оценивается. Проверить работу — особенно письменную часть — должен специалист, то есть тот, кто умеет работать с экзаменационными критериями.
Получив результаты, начинаем совершенствоваться. Стабильность — признак мастерства, поэтому отрабатываем до автоматизма то, что знаем, и разбираемся со «смутной» зоной, устраняя «затыки». Что касается зоны незнания, тут два варианта: попробовать хотя бы поверхностно восполнить пробелы или смириться с тем, что за определенные задания никаких баллов вы не получите. Все зависит от ваших амбиций.
Работать можно самостоятельно, с репетитором или на экспресс-курсах. Единственное, что нужно учесть, — на ЕГЭ чудес не бывает. А срывов — сколько угодно.
— Каков наиболее эффективный алгоритм работы?
— Начать надо с изучения документов ФИПИ — демонстрационного варианта, инструкций по выполнению работы и критериев оценки, которыми руководствуются эксперты при проверке заданий. Потом изучить кодификатор, не пропуская ни одного раздела. Выучить термины — если мы не знаем, что такое парцелляция, как мы ее найдем? И отрабатывать конкретные задания по сборникам ФИПИ и онлайн на профильных ресурсах.
— Как правильно построить самостоятельную подготовку?
— При работе над сочинениями и ответами на развернутые вопросы полностью самостоятельным быть не получится. Их должен проверить специалист. Можно обратиться к своему учителю или, подготовив ряд работ, договориться о разовой консультации с репетитором, который укажет на ошибки. На худой конец можно договориться с друзьями и организовать себе кросс-проверку: вооружившись критериями, выставить друг другу оценки. Не факт, что они будут соответствовать реальному положению дел, однако вопиющие недостатки в своей работе вы увидите.
ЕГЭ по русскому и литературе: «болевые точки»
— По вашему опыту, с какими типами заданий чаще всего возникают сложности? На что часто не обращают внимание при подготовке, а следовало бы?
— Две главные проблемы ЕГЭ — непонимание формата и функциональная неграмотность.
Что я имею в виду под форматом? Если говорить, к примеру, о ЕГЭ по литературе, то все годы учебы в школе мы изучаем прежде всего нравственное, трогающее душу. А на экзамене у нас проверяют уровень нашего освоения вводного курса истории и теории русской литературы. Есть конкретные вопросы по предложенным текстам, есть вопросы на сопоставление, проверяющие нашу начитанность, и есть сочинение (одна тема из трех на выбор). И для всех этих заданий существуют критерии проверки. Нужно суметь выразить свои мысли в соответствии с требованиями ситуации. К сожалению, для многих гуманитариев часто это пустой звук.
— Можете привести пример?
— Положим, в задании просят написать 5–10 предложений. Но «творческий» ученик с упоением составляет 20 предложений, половина из которых относится к обсуждаемому вопросу далеко не напрямую, — и так четыре раза. А потом не успевает переписать в чистовой бланк большое сочинение.
По большому счету, экзамен — это акт нашей коммуникации с составителями КИМов и проверяющими, а бланк — посредник в коммуникации. Заинтересованы в этой коммуникации мы. Поэтому и находить нужные слова — нам.
— А в чем проявляется функциональная неграмотность?
— Есть такое понятие — «читательская компетенция». Это то, как мы читаем предложенные тексты: что мы в них видим, какую информацию из них извлекаем и как включаем ее в свои ответы. Текст нужно читать не «по верхам», а очень внимательно. Однако выпускники зачастую не могут прочесть написанное и понять, что от них хотят.
Например, на ЕГЭ по русскому языку выпускники не обращают внимания на выделенные полужирным шрифтом инструкции — и делают ошибки в записях в бланках. Пропускают в вопросах частицу «не», ищут вместо чередующейся гласной безударную, вместо слов с Н слова с НН — и дают зеркальные ответы. Читают текст, порой упрощенный до примитивности — так, что от исходника там остались только рожки да ножки, — и не могут ответить на вопросы по этому тексту.
— Недавно немного поменялся формат сочинения по русскому языку.
— Да. Даже представителям ФИПИ надоели штампованные рассуждения вокруг да около. Экзаменаторы теперь проверяют умение анализировать тексты хотя бы на примитивном уровне. Нужно найти в предложенном тексте два элемента, связанные с раскрытием проблемы, и объяснить, какой в них смысл и как они связаны друг с другом. И для многих детей это почти непосильная задача, прежде всего потому, что они не могут себя заставить внимательно прочесть текст и подумать над его смыслом. Привыкли по всему скользить глазами, как по экрану смартфона. А без вдумчивого чтения и понимания любой экзамен превратится в тупую дрессуру с лотереей на выходе.
Не пренебрегайте школьными учебниками
— Посоветуйте полезные ресурсы для самостоятельной подготовки.
— Если говорить об интернет-ресурсах, то это, в первую очередь, сайт ФИПИ, где представлены и демоверсии разных лет, и открытый банк заданий, правда, без ответов. Также порталы «Решу ЕГЭ» и «Незнайка». Есть масса дельных видеоматериалов, размещенных на YouTube. Для тех, кто сдает ЕГЭ по литературе, будет полезен сайт «Literaturus: мир русской литературы».
— А какие сборники тестов и пособия выбрать?
— Нужно выбирать те, которые имеют пометку «Рекомендовано ФИПИ». Такие материалы строго соответствуют стандарту экзамена. Прежде всего это сборники по русскому языку И. П. Цыбулько и по литературе — С. А. Зинина.
Не пренебрегайте школьными учебниками. Они содержат много ценной информации.
По русскому языку отличные пособия по подготовке к ЕГЭ у Г. Т. Егораевой и А. Г. Нарушевича. По литературе стоит обратить внимание прежде всего на книгу Л. А. Скубачевской, Н. В. Слаутиной и Т. В. Надозирной «ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник». Очень удобно для повторения произведений пособие В. А. Крутецкой «Русская литература в таблицах и схемах: 9–11 классы».
Могу порекомендовать и свою книгу — «Литература: Авторский курс подготовки к ЕГЭ». В ней есть и методические рекомендации, как работать с терминологией и какие алгоритмы использовать при написании развернутых ответов и сочинения, а также перечни вопросов для отработки тем, связанных с конкретными текстами.