Особенности
работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2021
Мастер – класс подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 10
Арсентьева Ирина Ивановна
Цель:
организовать деятельность участников мастер-класса в умении выявлять
проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.
Оборудование:
для
учителя:
-компьютер
с программой Power Point;
-текст
произведения для анализа.
для
участников:
-тексты
произведения.
Уважаемые коллеги!
(Слайд№2) Важная
задача учителя — увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует
чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова Константина
Дмитриевича Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и
совершенствоваться — вот единственный курс учительской жизни».
Сегодня
вашему вниманию я представляю мастер-класс «Особенности работы с текстом при
написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2019», где в основе сочинения не
только эрудиция, но и точность понимания текста и убедительность рассуждений.
(3) Требования к написанию сочинения на
основе предложенного текста в 2020 -2021 г. претерпели некоторые изменения. Критерии
оценивания в 2021 стали более подробными и точными, что позволит четче понять,
что требуется от выпускника при написании сочинения.
Сравним
формулировки задания 27.
2020
год.
(ВЫДЕЛЕНЫ
отличия).
27.Напишите сочинение
по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение
каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного
текста (согласие или
несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
2021
год.
27.Напишите
сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных
автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к
каждому примеру -иллюстрации.
Укажите смысловую связь
между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Важно научить учащихся анализировать
текст, вести «диалог» с автором, не только находить важные для понимания
проблемы участки текста, но и правильно их связывать между собой, пояснять и
находить смысловую связь между ними.
Изменения, в первую очередь, породили
вопросы у учителей.
1.
Как помочь
ребятам, сориентировать на новые критерии оценки сочинения, являющегося
заданием повышенного уровня сложности?
2.
С помощью
каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?
3.
Как выработать
устойчивый навык лингвистического анализа текста?
Поиск ответов на эти вопросы заставил
меня
ü изучить множество рекомендаций по
подготовке к ЕГЭ Цыбулько И.П., Н.А.Сениной, методические
наработки учителя Суязовой И.А;
ü прослушать вебинары:
Ø «Особенности подготовки к сочинению в
ЕГЭ по русскому языку в 2021 году» Дины Ивановны Архаровой (доцента
кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», кандидата филологических
наук, автора множества учебных пособий по развитию письменной речи и подготовке
к ЕГЭ)
Ø «Сочинение на ЕГЭ 2021. Шесть вебинаров
с Андреем Нарушевичем. Практический курс.» (Нарушевич Андрей Георгиевич,
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и
литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова)
И тем, что взяла для своей работы из
различных источников по подготовке к написанию сочинения, хочу сегодня
поделиться, особо остановившись на комментарии авторского текста.
(4)
Жанр сочинения, которое учащимся предстоит создать на ЕГЭ по русскому языку,
можно было бы обозначить как рассуждение по поводу чужого текста. Проверяется
сочинение по 12-ти критериям:
№ критерия | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 |
Баллы | 1 | 6 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
ИЗМЕНЕНИЯ коснулись критерия 2.
Если в 2020 году за аргументы ученик мог получить высший
балл- 5, то в 2021 высший балл по К 2 – 6!
В итоге увеличилось и общее количество
первичных баллов с 58 до 59.
На что нужно обратить внимание при
написании сочинения, чтобы за аргументы получить 6 баллов?
- Примеров-аргументов из текста должно быть
по-прежнему - Необходимо пояснить каждый аргумент.
- ВНИМАНИЕ! Если в 2020
году нужно было лишь указать на смысловую связь аргументов, то
в 2021 необходимо эту связь ещё и проанализировать, иначе
можно потерять 1 балл. - Не должно быть фактических ошибок в понимании
текста и в комментариях.
За что в сочинении можно потерять баллы по
К-2 (то есть в аргументах из текста?)
- если не приведены примеры-
иллюстрации из текста; - если пояснение дано только к одному
аргументу (или вообще нет пояснений); - если проанализирована, но не указана (или
указана неверно) смысловая связь между аргументами; - если указана, но не проанализирована смысловая
связь между аргументами; - если есть фактические ошибки в понимании текста;
- если позиция автора исходного
текста сформулирована неверно; - если отношение (согласие или несогласие с автором
текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано, не
обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме. - если допущены ошибки в речевом оформлении;
- если допущены орфографические, пунктуационные,
грамматические и речевые ошибки; - если не соблюдены этические нормы
Итого, максимально за сочинение можно
получить 25 первичных балла (из 59-и возможных за весь тест). Это много,
поэтому стоит отнестись к работе над ним серьезно!
Объем сочинения невелик: нижняя граница,
обозначенная в инструкции, — не менее 150 слов (оговорюсь, что те, кто
претендует на высокие баллы, не должны ориентироваться на этот объем), верхнюю
границу подсказывает здравый смысл — 250 — 300 слов, иначе есть риск не
уложиться в отведенное время, не успеть как следует проверить, отредактировать
и переписать в чистовик свою работу.
(6)
Обучающиеся должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании
сочинения. Для этого в самом начале необходимо повторить план написания
сочинения.
КОМПОЗИЦИЯ
СОЧИНЕНИЯ
(7)
Большинство выпускников
придерживается данного порядка расположения структурных частей, большинство
учителей их этому учит, большинство экспертов ожидает подобных работ, проверяя
их быстро («на потоке»).
ПОЭТОМУ! Если
ребята все же решаются нарушить эту последовательность, то рискуют потерять
баллы по критерию №5.
(8)
Итак, с чего начинать работу с текстом? Напоминаю
алгоритм работы по выявлению проблемы.
1.
Перед прочтением текста ознакомьтесь с
информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни
писателя и избежать фактических ошибок.
2.
Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова: потренируйте способность медленно,
вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.
3.
Определите основную мысль, то есть позицию
автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о
том, что…).
4.
Запишите свой ответ в виде законченного
предложения (например, … к
людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой).
5.
Определите, на какой вопрос отвечает это
предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который
пережил потерю близких?).
6.
Запишите этот вопрос, который и будет
проблемой текста.
!
Не забывайте: проблема – это сложный теоретический
или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это
вопрос, то позиция автора – это ответ.
(9)
Ребята читают текст про себя, обдумывают его, формулируют и записывают
получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют
проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)
Давайте и мы
прочитаем текст Львова Сергея
Львовича (5 мин.)
(1)
Сострадание – активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не
слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими
они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой,
впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от
равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать – прежде
всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь
тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не
считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам
сентиментальностью. 8 (7) Сочувствие – великая человеческая способность и
потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или
тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант
доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее,
чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них,
как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают
окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не
поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной
позиции. (14) Равнодушным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены
броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это
им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как
аукнется, так и откликнется! (18)
На мою долю
недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко
появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной
необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не
только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в
них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что
человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не
сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней.
(23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость,
равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26)
Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием
(28) Одно
из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не
остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К
тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на
помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем
человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Л.Львов*)
*Львов Сергей
Львович (1922-1981) — прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей
о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской
литературы.
(10)
Через пять минут после прочтения текста листочки собираю, и ребятам предлагаю
роль эксперта (прием «Эксперт»). (Конечно, не все справляются с
этой работой быстро.) Их формулировки разбавляю своими заготовками. За
правильно определенную проблему текста можно получить заветный 1 балл.
(11)
Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту Львова
ОЦЕНИТЕ
ФОРМУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ
(1 БАЛЛ /0 БАЛЛОВ)
Проблема
воспитания сострадания
Проблема
способности человека к сочувствию
Что
такое сострадание? Какова его роль в жизни человека? Над этой проблемой
заставляет задуматься С. Львов.
Проблема
взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку
Как
влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой
способности?
С.
Львов поднимает проблему милосердия и доброты.
(17)
Оценивая, ребята еще и еще раз обращаются к тексту, аргументируют, почему дали
или не дали балл.
(18)
Следующий этап – это работа над комментарием к сформулированной проблеме
исходного текста, успешное написание которого гарантирует «заветные 6 баллов»…
К тому же комментарий по структуре очень похож на сочинение 9.2 ОГЭ. Это делает
его понятнее учащимся.
(19)
Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ
– это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста.
Обращаю внимание
на важность соблюдения логики комментирования.
Ведь комментарий
должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской
позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно
он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому
выводу.
(20)
И опять обращаемся к формулировке задания 27:
Сформулируйте
одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте
сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к
каждому примеру -иллюстрации.
Укажите смысловую связь
между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.
И
критериям оценивания К2:
Приведено не менее 2 Дано пояснение к Указана и Фактических ошибок, связанных с | 6 баллов |
(21)
(22)
У каждого учащегося есть сведенная в таблицу подсказка.
ЕГЭ
сочинение. Комментарий состоит из 5 элементов
1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация
(исходный текст).
2. Пояснение (мысли самого ученика по
поводу примера-иллюстрации).
3. Довод-утверждение + второй
пример-иллюстрация (исходный текст).
4. Пояснение (мысли самого ученика по
поводу примера-иллюстрации).
5. Смысловая связь между
примерами-иллюстрациями.
(23)
На первых порах работы предлагала учащимся воспользоваться приемом
«Расцветим комментарий». Многим он стал близок. Это помогает им
самим видеть структуру комментария.
(Слайд№24)
Каким должен быть Автор, ставя проблему Этому человеку противопоставлен комбриг Серпилин, Позиция автора (Стелиос А.) |
Я прочитал интересный текст Г. Х. Андерсена о Герой текста в пору «беспечальной юности» Это время юности чайника автор противопоставляет Позиция (Даниил |
Искусство… Писатель К тому же Сопоставляя порывы молодых людей, Позиция (Павел |
Я прочитала интересный текст Писатель раскрывает Болезнь ребенка Но однажды все изменилось. Ночью к ним стучится заплутавший рыбак, который, Позиция автора ясна: слова (Вероника Е.) |
(28)
Разбирая на уроках сложные тексты, обучающимся «группы риска» я предлагаю
работу с использованием приемов
ü «Волшебные
ножницы» (нужно разрезать лист с комментарием
на пять элементов: элемент 1 — пример-иллюстрация 1, элемент 2 — пояснение,
элемент 3 — пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5 – смысловая
связь),
ü «Умная
пятёрка» (после написания комментария расставить
цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение
+пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь).
(29)
А чтобы учащимся легко было понять, почувствовать структуру комментария,
применяю одни из самых полюбившихся им приемов «Эксперт»
(предлагаю ученикам оценить по критериям работу другого ученика) или приём
«Поспорим с экспертом» (проверить работу эксперта и согласиться//не
согласиться с выставленными баллами). В итоге ребята, обосновав свое мнение, с
удовольствием причисляют себя то ли к группе экспертов-«мамочек», то ли к
группе экспертов-«волков»( формулировка А.Г.Нарушевича).
(30)
Давайте и мы с вами постараемся оценить фрагменты сочинений по прочитанному уже
тексту.
Фрагменты
сочинений для оценивания комментария
Сочинение 1
Как
влияет на жизнь человека способность к сочувствию и отсутствие у него такой
способности? На эти вопросы отвечает Сергей Львович
Львов, поднимая проблему способности человека к сочувствию. Размышляя
над данной проблемой, прозаик даёт определение
слову, с которого начинает рассуждение: «сострадание – активный помощник». Автор
дает нам понять, что каждый из нас должен сострадать, должен приходить на
помощь к тому, кто нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на
помощь, не ожидая зова. Далее Сергей Львович
уточняет определение, говоря: «Сочувствие – великая человеческая способность и
потребность, благо и долг». По
мнению писателя, людям, которые испытывают это чувство, живётся труднее и
беспокойнее, чем бесчувственным, но зато их совесть «остаётся чиста» при любых
жизненных обстоятельствах. Данные мысли критика свидетельствуют
о том, что сострадание — это не только великое «благо», но ещё и «долг»,
ответственность, которую человек будет нести на протяжении всей жизни.
(Полина К., 11 класс)
ü 1 | ü 2 | ü 3 | ü 4 | ü 5 | Ʃ 6 |
Сочинение 2
Что
такое сострадание? Какова его роль в жизни человека? Именно на эти вопросы
отвечает Сергей Львович Львов, поднимая проблему воспитания сострадания.
Автор, стараясь найти точное определение слову «сострадание», пишет, что способность
чутко относиться к чужой боли нельзя считать «чуждой … сентиментальностью». Сострадание
для него – «активный помощник», «одно из самых важных человеческих чувств». Сергей
Львович называет сострадание «великой человеческой способностью и потребностью,
благом и долгом». Так
прозаик, подбирая разные толкования одного и того же понятия, даёт точное
определение этому слову. По его мнению, у людей, «воспитавших в себе талант
доброты … совесть чиста». Использованные два
примера-иллюстрации позволяют понять, что сострадание – это готовность
разделить горе ближнего, это великий дар, который нужно нести с гордостью.
Человечество держится на тех, кто даёт своему чувству сострадания раскрыться. (Ксения
К.,, 11 класс)
ü 1 | ü 2 | ü 3 | ü 4 | ü 5 | Ʃ 6 |
Сочинение 3
Сочувствие
и сострадание… Данные слова, к сожалению, уже давно в современном обществе
потеряли смысл и стали признаками слабости человека, мешающими ему жить.
Причина этого в том, что люди начали всё больше заботиться лишь о себе, не
обращая внимания на других. Поэтому равнодушие
ко всему окружающему становится общественной нравственной проблемой. Именно об
этом и пишет С.Л.Львов, поднимая проблему сострадания в человеке.
Своё
рассуждение над данной проблемой автор начинает со слова «сострадание». Он
понимает его по-своему и говорит о том, что сострадание
– это «великая человеческая способность и потребность», которую нужно
воспитывать в себе для того, чтобы «отзываться на чужую беду и спешить на
помощь тому, кто в беде». Данные мысли писателя
очень важны для раскрытия поднятой проблемы: человеку с самого детства следует
воспитывать в себе сострадание, чтобы не быть равнодушным и бесчувственным к
чужим проблемам и сохранить в себе искорку человечности. Чтобы
подтвердить понятие слова «сострадание», прозаик приводит в пример знакомство с
врачом, который «нередко появляется в своем отделении… не по экстренной
необходимости, а по душевной потребности». Жизненный
опыт показал ему, что «человек, который никому никогда не сочувствовал, …
очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. Таким
образом, аргументы, приведённые публицистом, помогают определить значение слова
«сострадание» и понять, что людям, относящимся ко всем с безразличием, живётся
гораздо проще, поскольку их не заботит ничто, кроме собственного благополучия.
ü 1 | ü 2 | ü 3 | ü 4 | ü 5 | Ʃ 6 |
Рамки нашей работы ограничены, поэтому я
поделилась своим видением работы с текстом только на этапах определения
проблемного вопроса и комментария как структурных элементов
сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2021. Надеюсь, вам было интересно. Спасибо
за внимание.
Разработка урока развития речи по теме
«Как описать фотографию?»
(Подготовка к устному собеседованию – допуску к ОГЭ)
Разработан учителем русского языка и литературы высшей
квалификационной категории Львовой Л.Н.
Предмет: русский язык Класс: 9
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и
содержит алгоритм создания устного высказывания- описания фотографии
Тема урока: «Подготовка к итоговому
собеседованию. Монолог. Составление описания фотографии.»
Цели урока:
Воспитательная:
Воспитание
культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения
к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания
последствий своих решений.
Образовательная:
подготовить
учащихся к устному описанию фотографии, обобщить теоретические
знания по созданию текста-описания
Развивающая:
развивать
коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие
возможности учащихся.
Задачи урока:
Закрепить
умение
1)Определения
целого и частей описания
2)
Сопоставлять смысловые вопросы и вопросы билета
3)Составления
семантического поля фотографии
4)Отработать
алгоритм создания устного высказывания описания фотографии
Методы : проблемный,
исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный(с использованием опорных
схем), дифференцированный.
Оборудование:
индивидуальные
папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над
описанием(кейсы);
проектор, экран
I.
Оргмомент
Приветствие.
Самопроверка и взаимопроверка готовности к уроку.
II.
Формулировка темы и определение целей урока.
Эпиграф к уроку :
Фотография – это закодированный
текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства
и настроение человека.
Как вы думаете, о чём пойдет речь
сегодня? ( об описании фотографии)
О чём вам нужно знать? ( (Как описать
фотографию?).
Верно. Это и будет темой нашего
урока.
Скажите, а для чего нам нужно
изучить эту тему? (Это задание устной части ОГЭ) и при его выполнении можно
допустить ошибки.
Скажите, что мы должны знать и уметь,
чтобы выполнить это задание ? (слайд)
Следовательно , цель нашего урока – Изучить алгоритм
описания фотографии.(слайд)
III.
Работа над темой
1. Прежде чем перейти к
описанию фотографии, а это 3 задание в устном собеседовании, я хочу напомнить
вам, что в основе этого задания лежит спонтанная речь (слайд 4),
напомню и критерии оценивания этого задания
(слайд 5)
Обратите внимание (слайд 6)
2. Ребята, во
время описания фотографии мы будем употреблять специальные слова, поэтому нам
необходимо провести словарную работу (слайд 7-8)
Пополняем
словарный запас. Подберите синонимы к словам (все слова перемешаны, нужно их
распределить по колонкам) Учащиеся самостоятельно подбирают синонимы, потом
самопроверка со слайда
Фотография | Сфотографировать | Увидеть | Изобразить |
фото, | снять, | увидать, | воссоздать, |
отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, |
3. Знакомство
с билетом (слайд 9)
4.
Работаем над алгоритмом описания
Обратите внимание
: билет состоит из трёх вопросов и одного задания. Эти вопросы и являются
подсказкой, своеобразным планом вашего ответа. На подготовку даётся только 1
минута, поэтому составить и записать готовый текст вы не успеете. Вам придётся
делать наброски логической схемы ответа. А уже по ходу выступления
импровизировать. Именно такую схему я вам сегодня предложу, и мы постараемся
составить алгоритм описания фотографии.
Итак,
обратимся к описанию, в котором можно выделить
1)
Целое
—
Семья Частное – опорные вопросы в билете (слайд 10)
2) Схема,
которую я хочу вам предложить, состоит из 8 логических вопросов. (По аналогии
с вопросами к членам предложения. (кейс)
3)
Составляем
семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы (слайд 11)
v Составить словарик
на тему «Каким бывает настроение» « Какой бывает атмосфера» (слайд 12-13)
Атмосфера (какая?) Доброжелательная,
тёплая, безмятежная
Настроение (какое?) Бодрое,
приподнятое, отличное.
v
Отвечаем
на ключевые вопросы алгоритма. (слайд 14-16)
Кто?(Что) | Семья, |
Какой?(+атмосфера, | Весёлые |
Что | Идут, смеются, держатся за руки, разговаривают, |
Когда | Летний день, солнечный день, выходной день |
Где? | В лесу, по лесной тропинке |
Как | Весело, радостно |
Зачем? | Прогуляться по лесу, отдохнуть в лесу, семейный |
Почему? | Очень дружная семья |
5. Важно
понимать, что устная часть предполагает проверку навыка спонтанной,
неподготовленной речи.
Если при
работе с черновиком вы можете что-то менять, удалять, добавлять, то при ответе
во время собеседования у вас такой возможности не будет, поэтому я подобрала
для вас речевые клише, которые вы можете использовать при составлении
монолога.
Клише для
описания фотографии
1. Передо
мной интересная фотография.
2. Я
думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте
рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед
нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду
– На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое
солнце, на небе облака и т.д.)
5. На
переднем плане мы видим….
6. Они
(описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица
(его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На
заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю
(мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в
целом).
10. Мне
понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.
6. Работа
над составлением описания (в парах)(слайд 17)
IV.
Подведение
итогов
Давайте
ещё раз повторим алгоритм. (слайд 18)
1. Познакомиться
с билетом
2. Определить
ЦЕЛОЕ
3. Составить
семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы
4. Составляем
описание, опираясь на фразы клише.
V.
Рефлексия
.
Наш урок
подходит к концу, давайте подведём итог
Вспомните,
какую цель мы поставили перед собой в начале урока.
Изучить
алгоритм описания фотографии
Как вы
думаете, достигли ли мы этой цели?Да
VI.
Домашнее
задание : Подготовить описание фотографии, над которой работали или выполнить
задания алгоритма по новой фотографии
Оценки за урок
Задание 1
Пополняем
словарный запас. Подберите синонимы к словам (все слова перемешаны, нужно их
распределить по колонкам)
Фотография | Сфотографировать | Увидеть | Изобразить |
отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, |
Задание 2
Отвечаем
на ключевые вопросы алгоритма.
Кто?(Что) | |
Какой?(+атмосфера, | |
Что | |
Когда | |
Где? | |
Как | |
Зачем? | |
Почему? |
Задание 3
Составьте
монолог – описание фотографии на тему «Семья», пользуясь словарной работой и алгоритмом,
речевыми клише
Клише для
описания фотографии
1. Передо
мной интересная фотография.
2. Я
думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте
рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед
нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду
– На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое
солнце, на небе облака и т.д.)
5. На
переднем плане мы видим….
6. Они
(описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица
(его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На
заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю
(мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в
целом).
10. Мне
понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.
Давайте
ещё раз повторим алгоритм. (слайд)
5. Познакомиться
с билетом
6. Определить
ЦЕЛОЕ
7. Составить
семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы
8. Составляем
описание, опираясь на фразы клише.
краткие аргументы к сочинению егэ по русскому языку 2021 Ctege. info
16.01.2019 0:52:43
2019-01-16 00:52:43
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.01.2021 · Обновлено 09.01.2021
(347 слов) Любовь к родине — сложное чувство, которое человек осознает только в зрелости, но приобретает с детства. Как это происходит? Что побуждает нас к патриотизму? Проблему воспитания любви к Родине затрагивали многие писатели, в том числе и В. А. Солоухин — русский советский писатель, яркий представитель «деревенской прозы».
Автор отмечает роль искусства в становлении любви к родине и нравственном воспитании человека. «Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?» — вопрошает Солоухин, называя фамилии знаменитых авторов, которые особое внимание уделяли изображению пейзажей. Действительно, искусство обучает нас любоваться красотой и находить ее в каждой детали. Автор даже приводит пример из жизни, когда творчество преобразило человека и помогло ему пересмотреть свое отношение к природе. Он повествует о писателе И. С. Соколове-Микитове. Раньше он был охотником, но в зрелом возрасте отказался от этого занятия и стал наблюдателем, ведь «проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе». Читая и работая над собственными произведениями, Иван Сергеевич стал более ответственным человеком и сделал свою любовь к родине более сознательной и глубокой. Поэтому роль искусства в воспитании патриотизма очень значима.
Автор считает, что отечественная культура учит человека любить родину и ценить ее неповторимую красоту.
Я согласен с автором, ведь именно искусство показывает самобытность и эстетическую значимость родных краев, вызывая восхищение и нежность. Благодаря нему человек учится более ответственному и сознательному отношению к природе. Влияние творчества на личность проанализировал и Д. А. Гранин в романе «Картина». Главный герой случайно оказался на выставке и увидел картину, которая всколыхнула самые светлые воспоминания на дне его души. На скромном пейзаже не было ничего экзотического или величественного: художник нарисовал реку, крышу, выложенную медными листами с ярко-зелёными окислами, трубу, флюгер. Но именно это изображение вызвало у Лосева ностальгию по родным местам, по старенькой матери, по отчему дому. Именно искусство пробудило в нем любовь к малой родине. Это говорит о том, что люди осознают свои чувства, обращаясь к творчеству и находя в нем источник высшей мудрости.
Таким образом, человек учится любви к родине на протяжении всей жизни. В этом процессе познания ему помогает искусство, которое всегда развивает личность и способствует ее духовному росту.
Многомудрый Литрекон советует прочитать и другие примеры сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2021 года:
Проблема мужества в тексте Некрасова; Смысл жизни в тексте Паустовского «Анфиса»; Проблема восприятия искусства в тексте Гранина; Проблема человека на войне в тексте Паустовского; Проблема духовности в тексте Лиханова.
Десятки других примеров сочинений ЕГЭ Вы найдете в этой рубрике. Продуктивной подготовки!
Таким образом, человек учится любви к родине на протяжении всей жизни. В этом процессе познания ему помогает искусство, которое всегда развивает личность и способствует ее духовному росту.
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.01.2021 · Обновлено 09.01.2021
(347 слов) Любовь к родине — сложное чувство, которое человек осознает только в зрелости, но приобретает с детства. Как это происходит? Что побуждает нас к патриотизму? Проблему воспитания любви к Родине затрагивали многие писатели, в том числе и В. А. Солоухин — русский советский писатель, яркий представитель «деревенской прозы».
Автор отмечает роль искусства в становлении любви к родине и нравственном воспитании человека. «Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?» — вопрошает Солоухин, называя фамилии знаменитых авторов, которые особое внимание уделяли изображению пейзажей. Действительно, искусство обучает нас любоваться красотой и находить ее в каждой детали. Автор даже приводит пример из жизни, когда творчество преобразило человека и помогло ему пересмотреть свое отношение к природе. Он повествует о писателе И. С. Соколове-Микитове. Раньше он был охотником, но в зрелом возрасте отказался от этого занятия и стал наблюдателем, ведь «проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе». Читая и работая над собственными произведениями, Иван Сергеевич стал более ответственным человеком и сделал свою любовь к родине более сознательной и глубокой. Поэтому роль искусства в воспитании патриотизма очень значима.
Автор считает, что отечественная культура учит человека любить родину и ценить ее неповторимую красоту.
Я согласен с автором, ведь именно искусство показывает самобытность и эстетическую значимость родных краев, вызывая восхищение и нежность. Благодаря нему человек учится более ответственному и сознательному отношению к природе. Влияние творчества на личность проанализировал и Д. А. Гранин в романе «Картина». Главный герой случайно оказался на выставке и увидел картину, которая всколыхнула самые светлые воспоминания на дне его души. На скромном пейзаже не было ничего экзотического или величественного: художник нарисовал реку, крышу, выложенную медными листами с ярко-зелёными окислами, трубу, флюгер. Но именно это изображение вызвало у Лосева ностальгию по родным местам, по старенькой матери, по отчему дому. Именно искусство пробудило в нем любовь к малой родине. Это говорит о том, что люди осознают свои чувства, обращаясь к творчеству и находя в нем источник высшей мудрости.
Таким образом, человек учится любви к родине на протяжении всей жизни. В этом процессе познания ему помогает искусство, которое всегда развивает личность и способствует ее духовному росту.
Многомудрый Литрекон советует прочитать и другие примеры сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2021 года:
Проблема мужества в тексте Некрасова; Смысл жизни в тексте Паустовского «Анфиса»; Проблема восприятия искусства в тексте Гранина; Проблема человека на войне в тексте Паустовского; Проблема духовности в тексте Лиханова.
Десятки других примеров сочинений ЕГЭ Вы найдете в этой рубрике. Продуктивной подготовки!
(347 слов) Любовь к родине — сложное чувство, которое человек осознает только в зрелости, но приобретает с детства. Как это происходит? Что побуждает нас к патриотизму? Проблему воспитания любви к Родине затрагивали многие писатели, в том числе и В. А. Солоухин — русский советский писатель, яркий представитель «деревенской прозы».
Именно искусство пробудило в нем любовь к малой родине.
Litrekon. ru
12.04.2017 21:21:23
2017-04-12 21:21:23
Школьники по всей стране, единовременно сядут писать сочинение по литературе, выступающее своеобразным допуском к более глобальному этапу – ЕГЭ. Многие ребята заранее настраиваются на сложности, боятся не справиться с заданиями. Однако, статистика готова их успокоить. Ведь по официальным данным не справляются с критериями лишь 1-2%.
Дата проведения и формат
Традиционно итоговое сочинение проводят в первую среду декабря. В 2020 году все учащиеся 11 классов пройдут испытание 02.12.20.
В феврале и мае 2021 года будут предоставлены дополнительные попытки для тех, кто по какой-либо причине не сможет присутствовать на декабрьском сочинении или не получил допуск к ЕГЭ с первого раза.
Что важно знать?
все 11-классники России пишут сочинение в один день; испытание проходит на базе родной школы; экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1 теме на каждое направление); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут; экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов; сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»; использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами); списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо; качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).
Как видите, прорабатывая заранее аргументы к предложенным ФИПИ направлениям итогового сочинения, и нацеливаясь не просто на «зачет» а на максимально качественную работу, вы получаете больше возможностей для поступления на бюджет в 2021 году.
Критерии оценивания
Опытные педагоги рекомендуют начать подготовку ознакомиться с критериями оценивания, ведь именно согласно этим пунктам и необходимо будет писать сочинение-рассуждение.
В 2021 году ФИПИ установил такие критерии оценивнаия:
№ | Критерий | Пояснение |
1 | Соответствие теме | Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют. |
2 | Аргументация | Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение. |
3 | Композиция и логичность рассуждения | Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением. |
4 | Качество письменной речи | Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций. |
5 | Грамотность | По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация). |
Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:
объем более 250 слов; соответствие заданной теме; наличие аргументации с привлечением литературного материала.
Таким образом, документ дает исчерпывающий ответ на вопрос, нужны ли в итоговом сочинении ЕГЭ 2021 литературные аргументы. Да, сам экзамен носит метапредметный характер и не является исключительно проверкой знаний по литературе, но опора на произведения отечественных или зарубежных авторов является обязательным условием.
Направления и темы сочинения в 2020-2021 году
При всей подготовленности, указать точную тематику работы по аттестации 2020-2021 пока невозможно. Но примерные направления предположить возможно. Для этой цели предлагается воспользоваться информацией по итоговым сочинениям прошлых лет. Наиболее вероятной темой может стать «Мечты и реальность». Ведь учащимся 11 классов, довольно трудно охарактеризовать два этих противоположных понятия. Тесно связанные, и в то же время удаленные, две категории требуют крепко задуматься, многое осмыслить. Рассуждая, ребята проводят осмысление смысла жизни, раздумывают о зарождении мечтаний, сравнивают их с реальными атрибутами.
В экзамене по литературе 2020-2021 на эту тему найдётся немало известных книжных персонажей, и все они доступны для использования в работе. Многие герои книг воодушевляются благородными грезами, но кто-то вообще не имеет высоких целей, и следует низменным желаниям.
Также важные рассуждения в итоговом сочинении возможны в сфере «Жестокость и добро». Что заложено в нравственные отношения между людьми, если не гуманизм? Кто-то руководствуется добрыми намерениями, умеет ценить жизнь, беречь чужие ценности. Но есть и те, для кого важно и приятно доводить окружающих до стресса, причинять им боль, заставлять страдать. Обозначенные категории являются «вечными», отражены они во многих драматических произведениях. Как примеры: «Преступление и наказание», «Собачье сердце», «Архипелаг ГУЛАГ», «Война и мир», «Бедная Лиза», «Чучело», «Не стреляйте белых лебедей»…
Очень часто темами для итоговых работ становятся аспекты добра и благородства, любви, взаимоотношений, семейных ценностей. За основу можно взять такие литературные произведения, как «Мастер и Маргарита», «Бедная Лиза», «Ася», «Первая любовь», «Анна Каренина», рассказы Чехова «Он и она», «О любви»…
Сочинение по литературе в 2020-2021 годах могут попросить написать в рамках рассуждения о понятиях великодушия и мести. Для человеческой натуры свойственно делать выбор между ними, переходить на сторону добра, или служить злу. Писатели, наблюдающие за людьми в разных ситуациях, отмечают склонность некоторых личностей к агрессии, а других – к миролюбию.
Все эти темы вечны, и красной нитью проходят через подавляющее число литературных произведений. Хорошо, если книга действительно нравится, тогда и написать по ней сочинение будет не в тягость. Не обязательно брать за основу школьную программу. Темы добра и зла, благородства и верности можно найти и в «Гарри Поттере» и в «Повелителе мух» и в «Зелёной миле».
Как показывает опыт прошлых лет, во всех регионах основным произведением для формирования тем выступает «Война и мир». Учеников просят изложить свои суждения по поводу мыслей и высказываний различных персонажей и автора книги. Например: «Согласны ли Вы с Болконским, когда он говорит: «…надо…чтобы не для меня одного шла моя жизнь», «Как Вы понимаете убеждения Толстого о том, что любой человек самостоятельно должен проходить путь духовных изысканий», «Единение народа — это путь к тому, чтобы одержать победу в любой войне — как показывает это Толстой в своём произведении».
«Преступление и наказание»
Раскольников остро не принимает окружающую действительность и убежден, что среди обычных людей — «тварей дрожащих» — есть немногочисленные люди, которые «право имеют» на преступление ради великих целей, общечеловеческого совершенствования. Чтобы проверить, относится ли он к последним, Родион совершает убийство.
Мечты о самоутверждении отрывают его от голоса собственного сердца, которое наполнено добротой и состраданием, способно глубоко переживать всякую несправедливость и неправедность, в том числе совершенную собственными руками.
Возможные формулировки темы:
- Всякая ли мечта достойна воплощения? Каковы последствия реализации недостойных, порочных или античеловечных мечтаний?
«Война и мир»
Андрей Болконский после измены Наташи одержим местью. Он ищет встречи с Курагиным, чтобы сразиться с ним в честной дуэли или поразить его на поле боя. Однако судьба распоряжается иначе, и они оказываются на соседних койках в полевом госпитале. Перед лицом смерти и страданий соперника князь Андрей ощущает в себе способность к прощению и любовь к прежде ненавистному человеку.
Возможные формулировки темы:
- Что может заставить решиться на месть благородного человека? Какие условия могут сделать месть ненужной? Каковы нравственные истоки прощения и великодушия?
Правильная аргументация
Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:
автор и название произведения; описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию; мини-вывод.
Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов:
- используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети; ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям; заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.
Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.
Клише
Оптимальный вариант для тех, кто планирует начать подготовку еще до того, как будут известны направления итогового сочинения сезона 2020-2021 учебного года – это разбор направлений прошлых периодов, ознакомление с тем, как подбирали аргументы к примерам опытные педагоги, на какие произведения они ссылались и какие клише использовали в текстах.
Клише – это готовые фразы-кирпичики, которые можно вплетать в текст, получая в результате целостное сочинение с правильной логикой и структурой.
Клише для вступления:
Далее следует фраза, объединяющая вступление с основной частью.
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
В основной части можно использовать такие клише:
Мини-вывод должен присутствовать после каждой аргументации, а начать его можно со слов:
- Автор считает, что… Поэт думает, что…
Подготовка к итоговому сочинению (11 класс)
Подготовительный этап перед важным испытанием обладает своими особенностями, у него есть определенный регламент, правила и требования. Для получения допуска к написанию сочинения в 2020-2021 учебном году по литературе, выпускник должен написать соответствующее заявление. Оформить заявку обязан каждый ученик выпускного 11 класса, желающий пройти данную форму аттестации. Подавать бумаги надлежит заранее, не позже, чем за две недели до дня экзамена.
В российских учебных заведениях итоговое Сочинение назначают на первую среду декабря 2020 и первые среды февраля и мая 2021 года. Это будут даты: 2 декабря 2020, 3 февраля 2021 и 5 мая 2021.
Соответственно, Документы следует подать до дат: 18 ноября 2020, 20 января и 21 апреля 2021.
Вторая важная особенность экзаменационного процесса – продолжительность. Сколько времени ученикам 11 класса даётся для написания итогового сочинения? Стандартные рамки ограничены цифрой 3 часа 55 минут. Но эти показатели справедливы для детей, наделенных полноценными возможностями психики и физического здоровья. Те ребята, которые имеют медицинские справки, могут получить при написании итогового изложения по литературе дополнительные 90 минут.
Для написания сочинения каждому участнику будут выдаваться индивидуальные комплекты, сформированные из черновиков, чистовиков и бланков регистрации. Правила разрешают неограниченное пользование словарями, орфографическими и толковыми. Вот только учебные пособия выдаются на месте, приносить их с собой не нужно.
Среди безусловных стоп-предметов находятся коммуникационные устройства (смартфоны, телефоны, планшеты), аппаратура для воспроизведения видео, фото и аудио. Личные словари, черновые заметки и другие материалы приведут к удалению из класса. Не нужно надеяться на незаметное пользование запрещенными предметами.
Подробнее о том, как правильно декабрьское сочинение для доступа к ЕГЭ-2021, как подобрать аргументы к темам и какие произведения стоит проработать в первую очередь, смотрите в видео уроках:
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
Подготовка к итоговому сочинению (11 класс)
Подготовительный этап перед важным испытанием обладает своими особенностями, у него есть определенный регламент, правила и требования. Для получения допуска к написанию сочинения в 2020-2021 учебном году по литературе, выпускник должен написать соответствующее заявление. Оформить заявку обязан каждый ученик выпускного 11 класса, желающий пройти данную форму аттестации. Подавать бумаги надлежит заранее, не позже, чем за две недели до дня экзамена.
В российских учебных заведениях итоговое Сочинение назначают на первую среду декабря 2020 и первые среды февраля и мая 2021 года. Это будут даты: 2 декабря 2020, 3 февраля 2021 и 5 мая 2021.
Соответственно, Документы следует подать до дат: 18 ноября 2020, 20 января и 21 апреля 2021.
Вторая важная особенность экзаменационного процесса – продолжительность. Сколько времени ученикам 11 класса даётся для написания итогового сочинения? Стандартные рамки ограничены цифрой 3 часа 55 минут. Но эти показатели справедливы для детей, наделенных полноценными возможностями психики и физического здоровья. Те ребята, которые имеют медицинские справки, могут получить при написании итогового изложения по литературе дополнительные 90 минут.
Для написания сочинения каждому участнику будут выдаваться индивидуальные комплекты, сформированные из черновиков, чистовиков и бланков регистрации. Правила разрешают неограниченное пользование словарями, орфографическими и толковыми. Вот только учебные пособия выдаются на месте, приносить их с собой не нужно.
Среди безусловных стоп-предметов находятся коммуникационные устройства (смартфоны, телефоны, планшеты), аппаратура для воспроизведения видео, фото и аудио. Личные словари, черновые заметки и другие материалы приведут к удалению из класса. Не нужно надеяться на незаметное пользование запрещенными предметами.
Подробнее о том, как правильно декабрьское сочинение для доступа к ЕГЭ-2021, как подобрать аргументы к темам и какие произведения стоит проработать в первую очередь, смотрите в видео уроках:
Клише – это готовые фразы-кирпичики, которые можно вплетать в текст, получая в результате целостное сочинение с правильной логикой и структурой.
Правильная аргументация
В основной части можно использовать такие клише.
God2021bull. com
22.01.2017 15:44:29
2017-01-22 15:44:29
Источники:
Https://ctege. info/bank-argumentov-dlya-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyiku/
Https://litrekon. ru/sochineniya/ege/po-russkomu-yazyku-2021-goda-po-tekstu-iz-demoversii/
Https://god2021bull. com/argumenty-k-itogovomu-sochineniyu-v-2021-godu-napravleniya-temy/
ПОДГОТОВКА
К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ УМО
Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной
школе является личностное развитие учащихся, формирование у них представления о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться
успеха в процессе коммуникации – это те личностные характеристики, которые во
многом определяют достижения учащихся в различных областях жизни, способствуют
их социальной адаптации к быстро меняющимся условиям современного мира.
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в
9 классе и направлено на проверку сформированности коммуникативных умений учащихся:
создание монологических высказываний на разные темы, участие в диалоге,
выразительное чтение текста, пересказ текста с привлечением дополнительной
информации.
Тексты для итогового собеседования посвящены
выдающимся личностям российской истории, науки, культуры, спорта. Они выполняют
воспитательную функцию, способствуют расширению кругозора школьников, демонстрируют
пример сильных и талантливых личностей.
На сайте «Учебно-методическое обеспечение»: http://sdo.concord.education/umkd/videos представлены
видеоматериалы, связанные с именами учёных, деятелей культуры, открытиями
наших соотечественников в области науки, техники и технологий, общественной
мысли, оставившие значимый след в прогрессе человеческой цивилизации.
Сочетание использования текстов и видеоматериалов учебно-методического
обеспечения способствует формированию у учащихся личностных компетенций
(гражданско-патриотических, духовно-нравственных, эстетических, языковых),
содействует самопознанию и саморазвитию учащихся, воспитанию уважения к
российской науке, гордости за Россию.
Приведу пример использования видеоматериала о жизни и
деятельности С.В. Ковалевской на уроке русского
языка в 9 классе.
Дидактический материал урока объединён общей темой и
знакомит с жизнью и деятельностью С. В. Ковалевской, первой русской
женщины-математика.
Цель урока: подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому
языку.
Задачи:
— познакомить учащихся с интересными
фактами из жизни С.В. Ковалевской, её научной деятельностью;
— формирование у учащихся личностных
компетенций (гражданско-патриотических, духовно-нравственных, эстетических,
языковых);
— содействовать самопознанию и
саморазвитию учащихся;
— развивать речь, мышление, умение
анализировать и сопоставлять факты;
— воспитывать уважение к российской науке,
гордости за Россию.
На уроке использованы:
1) игровые приёмы (игра «Шифровальщик»);
2) приёмы технологии критического
мышления («Верные и неверные утверждения», «Синквейн»);
3) информационно-коммуникационные
технологии (демонстрация и обсуждение видеоматериала);
4) приёмы формирования у учащихся
орфографических навыков (словарный диктант с лексическим заданием);
5) технология личностно-ориентированного
обучения (развитие познавательных способностей учащихся на основе использования
имеющегося опыта жизнедеятельности);
6) технология интегрированного обучения
(русский язык, развитие речи, математика).
ХОД УРОКА:
1.
Организационный момент.
2.
Мотивационный этап. Определение темы урока.
Игра «Шифровальщик». Приложение «Русский
алфавит» (стр. 7).
3 | 1 | 19 | 10 | 13 | 30 | 6 | 3 | 15 | 1 |
12 | 16 | 3 | 1 | 13 | 6 | 3 | 19 | 12 | 1 | 33 |
Имя Софьи Васильевны Ковалевской, первой русской
женщины-математика, известно во всём мире. «Я чувствую, что предназначена
служить истине — науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это
значит — служить справедливости», — это девиз всей жизни этой удивительной
женщины, посвятившей свою жизнь служению науке.
3. Просмотр
и обсуждение видеоматериала о жизни и деятельности С.В. Ковалевской (материал
размещён на сайте в разделе «Учебно-методическое обеспечение»: http://sdo.concord.education/umkd/videos)
Приём «Верные и неверные утверждения»
1. С.В.
Ковалевская была первой женщиной-профессором в России (+).
2. Отец, дед и
прадед С.В. Ковалевской занимались искусством (–, верный ответ – наукой).
3. Стены её
детской были оклеены листами из нотных тетрадей (–, верный ответ – листами из
университетского учебника).
4. С.В.
Ковалевская получила образование в Европе (+).
5. Она ухаживала
за пострадавшими Парижской коммуны (+).
6. С.В.
Ковалевская работала в области математического анализа, механики и астрономии
(+).
7. Она дала новое
решение задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки (+).
8. В 1904 году С.В.
Ковалевская получила степень доктора философии по математике (–, верный ответ –
в 1874 году).
9. Чтобы избрать
С.В. Ковалевскую в Российскую академию наук, изменили правила и разрешили приём
в академию женщин (+).
10. С.В.
Ковалевская обладала музыкальным талантом математике (–, верный ответ –
литературным талантом).
Учащиеся комментируют ответы, исправляют
неверные ответы.
— Какие факты из
жизни С.В. Ковалевской заинтересовали?
— Какие факты показались
необычными?
4. Лексический диктант «Попади в
десяточку!»
1. Наука о количественных отношениях и
пространственных формах (математика).
2. Одно из основных понятий математики,
возникшее в связи со счётом отдельных предметов (число).
3. Специальный прибор, разработанный для
того, чтобы чертить дуги, линейные измерения и окружности (циркуль).
4. Геометрическое тело, представляющее из
себя общую совокупность всех точек определённого пространства (шар).
5. Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь предложение
(формула).
6. Определенное число, при помощи которого составлена дробь. Впервые термин
применил византийский ученый Максим Плануда (числитель).
7. Знак для обозначения числа (цифра).
8. Отношение двух линейных размеров по
отношению друг к другу. Используется во многих современных отраслях. Основная —
картография, геодезия (масштаб).
9. Равенство отношений двух и более пар чисел (пропорция).
10. Переменная величина неограниченно приближается к
постоянному значению (определенному). Впервые термин использовал известный
ученый Ньютон (предел).
5.
Работа с текстом.
Софья
Ковалевская — личность уникальная: первая в мире женщина-профессор математики,
первая женщина-профессор в России.
В XIX
веке в России женщинам не разрешали учиться в университетах, поэтому Софья
Ковалевская, с детства увлечённая математикой, приняла решение отправиться
учиться в Европу. Но родители девушки не давали согласия на эту «причуду». Её
мечта смогла исполниться только тогда, когда она вышла замуж: муж дал
разрешение на учёбу в Германии. Софья Ковалевская уехала в Германию и в 24 года
стала доктором философии, в 34 — профессором. За научные открытия Ковалевскую
стали называть принцессой математики.
Главное
научное достижение Софьи Ковалевской — решение задачи о вращении твёрдого тела
вокруг неподвижной точки. За эту работу Парижская академия присудила ученой
премию, равную 5000 франков.
Софья
Васильевна небезразлично относилась ко всему, что окружало её. Она была
наблюдательным и вдумчивым человеком, обладала большой способностью к
художественному творчеству. Она написала целый ряд литературных произведений, в
том числе повесть «Нигилистка» и «Воспоминания детства». Однако главным в её
жизни было то, что она открыла женщинам дорогу в точные науки. (162 слова)
1) Лексическая работа.
Пользуясь
толковым словарём, объясните значение слов:
причуда
–
философия
–
нигилистка
–
2) Беседа по содержанию текста.
—
Почему Ковалевскую стали называть принцессой математики?
—
Какие качества личности С.В. Ковалевской вы отметили для себя?
3) Пересказ текста.
Перескажите прочитанный текст, включив в пересказ слова С.В.
Ковалевской: «Боритесь же за счастье быть самостоятельными, за право жить,
работать и творить ради высшего идеала».
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Приём «Синквейн».
Пример синквейна
1. С.В.
Ковалевская.
2. Образованная,
талантливая.
3. Училась,
исследовала, изучала.
4. Посвятила
жизнь служению науке.
5. Математик.
Использованные источники:
https://youtu.be/kEEoUdheAYw
— видеоматериал о жизни и деятельности С.В. Ковалевской (материал размещён на
сайте в разделе «Учебно-методическое обеспечение: http://sdo.concord.education/umkd/videos
)
http://pochemuha.ru/slovar-terminov-po-matematike-ot-a-do-ya
— Словарь терминов по математике от А до Я
ФИПИ. ОГЭ
2018. Русский язык. Устное собеседование. 20 типовых вариантов. Цыбулько И.П.
М.: Национальное образование, 2018
Приложение
«Русский алфавит»
Урок русского языка в 11
классе
Подготовка к выполнению
тестовых заданий ЕГЭ
Цель:
·
закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий
ЕГЭ.
Задачи:
образовательные
: закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических
норм .
развивающие
: развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых
явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки
анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.
воспитательные
: способствовать развитию интереса к изучению русского языка;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование:
карточки, компьютер, проектор, тексты.
Ход урока.
1. Организационный
момент.
2.Постановка
цели и задач урока.
Цель:
·
закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий
ЕГЭ.
·
Задачи:
·
образовательные : закрепить знания
орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм .
·
развивающие : развивать навыки анализа,
сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с
заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по
развитию речи учащихся.
3.Задание
4.
Наше
первое задание называется орфоэпическая разминка.
Это
задание у учащихся вызывает затруднения при постановке ударения, так как подвижность
русского ударения создаёт объективные трудности при выполнении задания данного
типа. (Это задание позволяет проверить знания учащихся при постановке
ударения)
На
экран проецируются слова:
Карточка.
Задание: расставить
в словах ударение
красивее | камбала |
коклюш | обеспечение |
вероисповедание | ворожея |
торты | жалюзи |
плесневеть | начался |
ходатайство | звонишь |
премировать | зубчатый |
генезис | брала |
исчерпать | балованный |
доверху | издревле |
каталог | мастерски |
банты | шарфы |
углубленный | облегчить |
4.
Задание 5. Актуализация знаний лексических норм.
(Это
задание позволяет различать слова- паронимы и употреблять их в правильном
лексическом значении)
На
экран проецируются слова ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ.
Как
называются такие слова?
Паронимы
— слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, но имеющие
разное значение.
Необходимо
соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:
·
относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его
культуру;
·
проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;
·
относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный
гуманизму.
Составьте
с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое
значение. (Задание выполняется самостоятельно).
5.
Задание 6. Актуализация знаний морфологических норм.
(Это задание позволяет проверить знания учащихся при образовании
грамматических форм разных частей речи)
(Задания с комментариями выполняются коллективно
с записью в бланк ответов)
1.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)
любимые профессора
2)
ярче солнца
3)
более пятьсот миллионов (более пятисот)
4)
кратчайший путь
2.
Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
1)
к трёмстам сорока четырём избирателям
2)едьте
поездом (поезжайте)
3)
ихними детьми (их)
4)
пятидесятью тремя метрами (пятьюдесятью)
Исправьте
ошибки, допущенные при формообразовании (устно, но с записью правильного
варианта в бланк ответов)
6.
Задание 7. Актуализация знаний синтаксических норм.
(Это
задание позволяет проверить знания учащихся, связанные с нарушением
синтаксических норм русского языка). ( Карточки распечатаны)
У
вас на партах лежат карточки, ваша задача установить соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
(Самостоятельная работа в парах).
Ответ
запишите в ваш бланк ответов и в таблицу на доске.
Грамматические | Предложения |
А) нарушение в построении предложений с однородными членами Б)Нарушение в построении предложения с В) Г) Д) | 1) Одно из чудес на Курильской гряде , привлекающих туристов 2) Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно 3) А. С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — 4) Я люблю музыку и кататься 5) В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы. |
Исправьте
ошибки /устно/( на доске таблица, по очереди учащиеся заполняют таблицу
ответами)
7.
Анализ текста. Задание 25
1. (Это
задание позволяет проверить насколько учащиеся умеют работать с предложенным
текстом и на его основе создавать свой)
2. А
также формулировать проблему текста, определять позицию автора текста, высказывать
свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументировать ее.
Текст
распечатан. (Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой)
Я полон
беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.
Там,
в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных
затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами
тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там,
в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую
музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья
солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски, это язык моего отца и
моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые
вошли в мое прошлое как основа моей личности.
(К. Бальмонт
Задания.
3. Сформулируйте
проблему текста, которую ставит автор.
4. Определите
позицию автора текста.
5. Выскажите
свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее.
Почему любовь к
Родине, к малой Родине остается у человека навсегда, независимо от того, где он
находится? Какое чувство испытывает человек, оказавшись вдалеке от Родины? Над
такими вопросами задумываешься после прочтения текста К. Бальмонта. Автор
приглашает читателей к размышлению над проблемой тоски по Родине.
Автор с ностальгией вспоминает как «шуршат камыши», сделавшие его тем поэтом,
которым он стал, как «поют соловьи» в родных местах. «Я полон беспредельной
любви … к моей матери, которая называется Россия», — пишет он. Действительно,
Родина как мать, одна и на всю жизнь. Другой такой Родины никогда не будет.
«Россия всегда есть Россия».
Хочется сказать, что авторская позиция ясна и понятна. «… нет дня, когда бы я
не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться», —
утверждает К. Бальмонт. Мы понимаем, что для автора Родина — это место, где
прошло его детство и юность, где сформировалась его личность, и воспоминания о
ней останутся на всю жизнь.
С автором нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что любовь к Родине живет в
сердце человека всегда. Воспоминания о родной земле связаны у нас с первыми
радостями жизни, с еще не осознанной благодарностью за нее.
Аргументом в доказательство моей позиции может послужить пример из произведения
А. Никитина «Хождение за три моря». Никитин рассказывает о том, что отважный
русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту
Юго-Восточной Азии, но постоянно жил только воспоминаниями о Родине, «Русской
земле», очень тосковал о ней.
В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» воссоздана горестная жизнь
эмигрантов-соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России
заставляет их называть свое существование «жизнью над бездной».
Невольно вспоминается стихотворение И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя
есть нора.». Строки поэта, находившегося в иммиграции, пронизаны болью, тоской
по Родине.
В заключение хотелось бы сказать, что данный текст представляет интерес для
читателей. Он заставляет нас задуматься над тем, что ощущение Родины —
важнейшее чувство для каждого человека.
9.Обобщение.
Слово учителя.
Нам
дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку
мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
(К.Г.Паустовский)
11.
Домашнее задание.
Дома
напишите сочинение по данному тексту.