Сайт проверяющий сочинение на ошибки

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря. вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

На чтение 27 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Автор:

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе писать сочинения под заданиями 8, 9,15,16,17 обязательно!

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.

*- Такой совет имеет место быть, если Вы пишете мало сочинений или только начали тренироваться. С практикой термины будут возникать в Вашем сочинении «сами собой».

Scr01-3.jpg

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

    1. ….

II. Аргументация

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой  , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления —  это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод. 

  1. Традиционное.  Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
  2. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
  3. Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
  4. Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
  5. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
  6. Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. 

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:

  1. Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…».
  2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»
  3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
  4. Дневниковый. «
  5. Цитатный. «.

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю! 

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

При написании основной части сочинения ЕГЭ по литературе есть определенная схема:

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

Scr02-2.jpg

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы.  Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Для вступления:

  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
  • «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
  • Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
  • … затрагивает данную тему в своем произведении».

Для основной части:

  • Автор повествует о …
  • Автор описывает …
  • Поэт показывает …
  • Писатель размышляет о …
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Идея … выражена в стихотворении …
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе …
  • Вспомним героя повести…
  • Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: 

  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
  • Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
  • Таким образом …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

1. Готовьтесь заранее

Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.

2. Придерживайтесь алгоритма

Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.

  1. Выбирая тему, убедитесь, что хорошо знаете это произведение и сможете развернуто написать о нем полноценную письменную работу.
  2. Составьте план! Пусть он будет коротким, но четким и поможет вашему сочинению выглядеть убедительно.
  3. Напишите тезисы, которые смогут лучше раскрыть выбранную тему и ярче осветить ее. Каждый тезис должен представлять собой одно-два предложения или даже всего несколько слов.
  4. Пишите сочинение на черновик. Это поможет не только избежать грамматических ошибок, но также увидеть текст проблемы со стороны и понять, чего же ему не хватает. Однако внимательно следите за временем, заложив на написание чистового варианта как минимум треть общего экзаменационного времени.
  5. Переписывайте материал на чистовик, но не забудьте внимательно перечитать работу перед тем, как сдавать ее на проверку.

3. Пользуйтесь шаблонами

В любой другой ситуации шаблон — это плохо. Здесь же он помогает сэкономить время и сохранить жесткую структуру написанного вами сочинения. При создании сочинения шаблон может стать для вас подсказкой: с чего начать и чем закончить абзац, как сделать переход от одной мысли к другой, а главное — чем наполнить вступление и заключение.

Так, например, во вступлении можно использовать следующие фразы:

  • «Эта тема давно волнует человечество»,
  • «Над этой проблемой задумывался не один автор, и (Имя Автора) также не был исключением».

А в заключении уместно будет сказать:

  • «Это произведение учит нас…»,
  • «Подводя итог, можно сказать, что…» и т. д.

Не стесняйтесь использовать такие выражения, как:

  • «Я полностью разделяю точку зрения автора»,
  • «Авторская позиция заключается в…»,
  • «Данная тема отображена в…» и т. д.

Однако не забывайте о том, что ваша личная позиция интересует членов комиссии гораздо меньше, чем изложение конкретных фактов и взглядов именитых критиков русской литературы.

4. Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

5. Пользуйтесь терминами

Хорошее знание терминологии поможет вам получить высокий балл на экзамене. В сочинении рекомендуется упомянуть как минимум пять литературоведческих терминов, причем, необязательно самых сложных: слова «эпитет», «лирическое произведение» и «завязка» тоже считаются.

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

Остальные критерии:

  1. Соответствие темы и содержания. Если сочинение написано на заданную тему и авторская позиция изложена верно, вы получите за работу три балла. В случае несоответствия темы и содержания вы можете получить два балла. Один балл поставят за тему, которая раскрыта не полностью. Если сочинение написано не по теме, то вы получите ноль баллов.
  2. Работа с текстом произведения. Требуется подробный и качественный анализ произведений (если тема касается лирики, то необходимо вспомнить как минимум три стихотворения). Если при этом не допущено ни одной фактической ошибки, то автору сочинения поставят три балла.
  3. Опора на теорию литературы. При отсутствии ошибок и использовании литературных терминов за сочинение по этому критерию вы получите два балла.
  4. Композиционная цельность и логичность. Здесь важна структура, отсутствие повторов и нарушения последовательности.
  5. Соблюдение речевых норм. Красивый и правильный русский язык — основа любого сочинения. Если сочинение стилистически выверено и устраивает комиссию, то вы получите свои законные три балла.

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Автор: · Опубликовано 19.01.2018 · Обновлено 11.08.2018

Как бы учащиеся 11 класса ни хотели обратного, ЕГЭ всё приближается и приближается. Совсем скоро выпускники сядут писать очень важные экзамены, от которых зависит дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Те, кто выбрал для сдачи литературу, уже сейчас могут начать повторять основные произведения школьной программы и активно писать сочинения на самые различные темы. Именно о последнем и пойдет речь. Хорошее эссе по литературе может принести ученику большое количество баллов. Многие его очень сильно боятся, но напрасно. Самое главное ‑ составить чёткий план и привести уместные литературные примеры. А чем больше сочинений будет написано до самого экзамена, тем больше вероятность высокого результата!

Алгоритм написания сочинения

  1. Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
  2. Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
  3. При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
  4. Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
  5. После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
  6. Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1.     Эта тема давно волнует человечество;

2.     Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

3.     (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»;

4.     Эта тема интересует многих писателей.

Обозначение проблемы 1.     (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …;

2.     (Название проблемы) актуальна и по сей день;

3.     Данную проблему автор затрагивает в своём произведении.

Комментарий проблемы 1.     Эта/данная проблема означает…

2.     Автор хочет донести до нас…;

3.     Суть проблемы состоит в том, что…

Авторская мысль 1.     Авторская позиция заключается в том, что…;

2.     В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3.     Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

4.     Автор убеждает нас  в том, что…

Собственное мнение 1.     Я полностью разделяю точку зрения автора;

2.     Позиция автора близка и мне;

3.     Нельзя не согласиться с (имя автора);

4.     Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения.

Литературная аргументация 1.     Основная мысль чётко выражена в произведении (название);

2.     Данная тема отображена в (название произведения);

3.     Эта проблема/тема волновала многих писателей;

4.     Эта тема встречается во многих произведениях.

Заключение 1.     Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность;

2.     Сложно не согласиться с авторским мнением;

3.     Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4.     Подводя итог, можно сказать, что….;

5.     Как мы видим…

Примерные темы

  1. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
  2. Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?
  3. Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?
  4. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
  5. Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
  6. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  7. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990‑2000-х годов)
  8. Тема родной природы в лирике С.А. Есенина
  9. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
  10. Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?
  11. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».)
  12. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
  13. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
  14. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
  15. Какую роль в формировании духовного мира Григория сыграла семья Мелеховых? (По роману М. А. Шолохова«Тихий Дон»)

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

  1. Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
  2. Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
  3. Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
  4. Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Пример сочинения

Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

(279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.

Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.

Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Критерии оценки

Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.

Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
  4. Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
  5. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.

Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.

Автор: Алёна Бузькевич

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение. 

Содержание

План

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

Джакупова C.C.

foto.png

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

</span>

Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

</span>

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. sochinenie-po-literature-2.jpgОпределитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Используемые источники:

  • https://lit-ege.ru/sochinenie-17-v-egje-po-literature/
  • https://ruseducenter.ru/blog/ege/sovety-kak-nauchitsya-pisat-sochineniya-po-literature-na-ege-na-otlichno/
  • https://literaguru.ru/kak-napisat-sochinenie-na-ege-po-literature-na-otlichno/
  • https://edunews.ru/ege/literatura/kak-pisat-sochinenie.html

ссылки и сноски_Монтажная область 1.png

К оформлению диссертационного исследования крайне важно подходить ответственно. На него будет обращать внимание проверяющий, от него же зависит то, допустят ли автора к защите. Учитывать нужно множество нюансов, потому как читающий будет смотреть в первую очередь не на практическую и научную ценность работы, а на ее оформление.

Особого внимания при оформлении диссертационного исследования заслуживают сноски и ссылки.

Обратите внимание на сноски и ссылки

Причиной тому является такая процедура, как нормоконтроль.

Нормоконтроль – это процесс, в результате которого проверяющим диссертационное исследование лицом подтверждается или опровергается факт соответствия работы требованиям и нормам, установленным в отношении оформления.

Искать их стоит не только в стандартах: основным документом рекомендательного характера будут методические рекомендации по оформлению диссертации.

Чаще на практике диссертациям уделяется больше внимания, чем, к примеру, дипломным работам. Дело в том, что диссертация – это в первую очередь квалификационная работа, по результатам оценки которой автору присваивается академическая или ученая степень. Это и обуславливает важность внимания к мелочам, даже к таким, как оформление сносок и ссылок.

Еще один аргумент в пользу важности правильного оформления сносок и ссылок – их малое количество по отношению к объему общего текста. Они – буквально якоря для зрения и внимания читающего. По данной причине в случае, если проверяющий уделит внимание их оформлению, а также если они будут оформлены неправильно, нормоконтроль можно не пройти.

Не менее важно указывать исключительно достоверную информацию, все сноски и ссылки должны соответствовать фрагменту текста, который обозначен ими. Есть вероятность, что проверяющий будет знаком с содержанием указанного источника. При несоответствии последнего приведенной информации нормоконтроль также будет провален.

Какие ошибки нельзя допускать

Ни в коем случае не стоит:

  • использовать ссылки на сайты, где публикуются научные работы других авторов;
  • указывать недостоверные ссылки на сайты;
  • использовать старые источники, источники из категории научно-популярной литературы;
  • искажать фамилии авторов, названия их работ, годы и места издания;
  • указывать в сносках или ссылках несуществующие ресурсы или работы.

Что еще важно учитывать: чем сноски отличаются от ссылок, примеры

Обязательное требование к диссертационной работе – наличие ссылок или сносок. Это нужно, чтобы показать проверяющему читателю, откупа автор брал информацию.

Сноски и ссылки отличаются друг от друга. Далее приведены примеры.

Сноска

Это надстрочная комбинация цифр. Цифра или цифры (обычно не превышающие по значению двухзначных чисел) указывают, какой именно источник был использован для написания конкретного фрагмента текста. Непосредственно в тексте сноски приводится развернутая расшифровка.

Нумерация сносок – порядковая, первая цифра всегда 1.

Ссылка

Это упрощенный вариант сноски. Она также позволяет проверяющему читателю понять, откуда была взята та или иная информация. Наглядный пример представлен далее.

Ссылка на использованный источник

В любом из случаев предварительно стоит обратиться к методическим рекомендациям по оформлению диссертационного исследования, чтобы исключить вероятность ошибок. Там же можно найти требование к рекомендуемому количеству источников. Его также стоит соблюдать.
Как создать подстрочную сноску

Со ссылками все понятно и просто: достаточно вставить квадратные скобки и указать в них номер источника и страницы или же страниц (иногда и фамилию, инициалы автора). Сноски требуют большего внимания.

Алгоритм действий следующий:

  • обращение к меню «ССЫЛКИ» (вверху окна редактора Word);
  • клик по «Вставить сноску».

Сноска вставится автоматически.

Создание сноски на примере работы в Word 2013

Есть некоторые общие требования к сноскам. Ими можно руководствоваться, но вернее и лучше инструкции, чем методические рекомендации, найти не удастся. Эти требования:

  • сноски не должны занимать более трети страницы (на одном листе);
  • сноски проставляются сразу после цитат, выдержек, прочих упоминаний информации, взятой из конкретного источника;
  • сноски должно быть достоверными и не содержать искажений информации.

Стоит отметить нюанс, касающийся ссылок.

Существуют также ссылки внутри текста. Они имеют следующий вид: (Иванов И. И. История имени Иван. М.: Интермет, 2006). На практике используются редко.

Особенности работы с подстрочными сносками

Любая подстрочная сноска в общем случае, согласно положениям ГОСТ Р 7.0.5-2008, может включать указания на:

  • название документа;
  • обозначение материала;
  • сведения об издании;
  • данные об объеме источника;
  • номер тома или выпуска;
  • примечания;
  • международный номер;
  • фамилию и инициалы автора, редакторов, переводчиков и т. п.
Примеры
  1. Иванов И. И. История возникновения имени Иван. М., 2016. С. 25.
  2. Александров А. А. Как имя Александр влияет на судьбу мальчика. Ростов, н/д, 2017. С. 144-145.

Здесь н/д – нет данных.

Примеры подробных подстрочных сносок для диссертации

1. Иванов И. И. История возникновения имени Иван: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2016. – С. 250-255.
2. Александров А. А. Как имя Александр влияет на судьбу мальчика / под общ. ред. И. И. Иванова. – Ростов, н/д, 2017. – С. 144-145.

Примеры оформления сносок с указанием на электронные ресурсы

Примеров будет два: один развернутый, другой касается случая, когда непосредственно публикация уже рассмотрена в тексте диссертации. Примеры по порядку:

  1. Национальное издание: нейтрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Сфера юриспруденции. (СПб), 2005-2007. URL: http://www.ivanov.com/.
  2. URL: http://www.ivanov.com/.

Другие примеры: сноски на книги, сноски на статьи, рецензии

Пример оформления сноски для книги

Иванов И. И. История возникновения имени Иван: М.: Проспект, 2016. С. 250.

Пример оформления сноски для сборника

История возникновения имени Иван / Под ред. И. И. Иванова. М., 2016. С. 25.

Пример оформления сноски для автореферата диссертационного исследования

Иванов И. И. История возникновения имени Иван: автореф. дис. … доктора филол. наук. Екатеринбург, 2016. С. 25.

Это просто примеры, но важно руководствоваться в первую очередь методическими рекомендациями.

Не удается разобраться с правилами оформления? Диссертация на заказ под ключ на Студворк!

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тернистый путь Евгения Онегина в произведении А.С. Пушкина наполнен различными событиями и эмоциями на столько, что в какой-то момент главному герою становится не выносимо от их количества. Последней каплей стала дуэль, в ходе которой Евгений убивает своего близкого друга. В попытках забыться и уйти от постоянно сопровождающих его мыслей Онегин уезжает в длительное путешествие по России. В романе мало описывается сама поездка, внимание больше уделено тому, что хотел получить от неё сам герой — сладкое забвение, развлечение и полное отсутствие «горьких мыслей». Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго. Коварные мысли не давали ему покоя и накрывали с новой силой. И только после встречи с Татьяной главный герой окончательно понимает, что обязан поменять свою жизнь и себя в целом. Он вспоминает о существовании такого тёплого чувства, как любовь и потихоньку начинает меняться в лучшую сторону. Очевидно, эта поездка помогла Евгению переосмыслить свою жизнь и обрести хоть какой-то душевный покой.
Если дальше развивать тему верного пути к определённой цели, то на ум сразу приходит рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Данное произведение является весомым доказательством слов Оноре де Бальзака  «Чтобы дойти до цели, человеку нужно одно — идти». В рассказе старуха говорит о великой истории смелого Данко. Он вместе со своими соплеменниками оказался в глубокой чаще леса, выхода из которого никто не мог найти. Люди были в полном отчаянии и от безысходности просто сидели на месте, абсолютно ничего не делая для собственного спасения. Данко, видя всё это, не пал духом и понял, что пора браться за дело. Было тяжело призвать людей идти за собой, но благодаря упорству  и лидерским качествам, у него получилось вселить народу веру во спасение. Путь оказался неприступным — уставшие и злые люди выплеснули свой гнев на Данко, однако это предало ему ещё большее сил. Он вырвал своё горящее сердце из груди и, освещая дорогу, люди нашли выход из непроходимого леса. Если бы не смелые и безумные решения Данко, направленные на достижение общей цели, народ так и остался бы на мёртвой точке в чаще леса.
У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни. Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению и каждый сам выбирает какой дорогой ему идти. Будет это тернистый путь, наполненный мрачными событиями и тяжестью бытия или же это будет весёлая дорога к скорейшему достижению цели — решать только самому человеку.

Здравствуйте, Марианна!

Это сочинение считаю попыткой к сочинению, даже вынесли работу на коллективное обсуждение. Мнения разделились, а это значит, что проверяющий эксперт может поставить «незачет». Основная претензия к сочинению  отражена в критерии К-1 и К-3. Мы баллы решили сохранить, но предупреждаем, что не все эксперты могут быть столь же лояльны.  

К 1 (соответствие теме) + 1 балл. Тезис частично сформулирован (есть слово «путь», но  второе ключевое слово темы «счастье» не прозвучало в сочинении ни разу.  Вы выбрали сложную формулировку темы, в которой нет проблемного вопроса. Поэтому такие темы нужно переформулировать в проблемные вопросы и тогда уже формулировать тезис. «Путь к счастью»- «Какой может быть путь к  счастью?» И во вступлении раскрываем оба ключевых слова «Путь» , «Счастье». Еще четко надо формулировать тезис.Я буквально «выцепила» его из вывода, «собрала» из двух предложений: » У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни. Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению и каждый сам выбирает, какой дорогой ему идти.»

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.Тезис  доказан литературными аргументами.

Первый аргумент, взятый из романа А.С. Пушкина  «Евгений Онегин» в соответствии с темой очень вольно истолкован и расходится с авторской позицией. Какова цель путешествия Онегина? Каким предстает Онегин по возвращении из путешествия? Я процитирую автора:

«И начал странствия без цели, /Доступный чувству одному;/И путешествия ему, /Как всё на свете, надоели»

В какую лучшую сторону изменился Онегин?  Чувства к Татьяне названо как «мелкое чувство», и Онегин «раб» этого чувства. Для Пушкина искренняя любовь никогда не могла  быть «мелким» чувством.                     Мне очень жаль, что Вы так понимаете это произведение.  И необходимо указывать название произведения.

Во втором аргументе Вы  раскрываете слово «путь» как дорога, по которой Данко ведет племя, но забываете  ключевое слово темы — » счастье». Ведь в итоге Данко вывел соплеменников к счастливой жизни, принеся себя в жертву.

и еще такое замечание:

Данное произведение является весомым доказательством слов Оноре де Бальзака

Не произведение является доказательством, а отдельные эпизоды, ситуации из произведения могут служит доказательством чьих-то слов.

К 3 (логика и композиция) + 1 балл

Вы получаете балл по этому критерию, но  вступление всё-таки в сочинении необходимо. Марианна, Вы начинаете работу без какого-либо зачина. Посмотрите на сайте другие сочинения, есть много хороших работ, которые можно взять за образец по композиции.

К 4 «Качество письменной речи»

Марианна, у Вас практически  в каждом предложении речевые недочеты. Я их подробно расписала, Вам следует работать над речью  и не допускать подобных ошибок  в дальнейшем.

Речевые ошибки:

Последней каплей стала дуэль, в ходе которой Евгений убивает своего близкого друга.

Итоговое сочинение- аналитическая работа, поэтому использование выразительных средств должно быть минимально, причем если используете, то берете в кавычки, но не более двух-трех раз. Слова  в сочинении  должны быть в прямом значении.  Присутствует также еще   ошибка- речевая недостаточность: «

Последней каплей»

ЧЕГО? ДЛЯ КОГО?

Еще подобные ошибки в употреблении выразительных средств:

Коварные мысли не давали ему покоя и накрывали с новой силой.

Эпитет (коварные), метафора (накрывали)

В романе мало описывается сама поездка

«

мало

описывается»- употребление слова в несвойственном значении.
«Сама»- лишнее слово.

что хотел получить от неё сам герой

«сам»-лишнее слово.

Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго.

«Вроде» — разговорная частица, неуместное употребление в сочинении.
.

что обязан поменять свою жизнь и себя в целом.

речевая ошибка (паронимы) поменять жизнь (на ЧТО поменять?) правильно: изменить жизнь.
То же и в словосочетании «поменять себя» = измениться.
в целом- это как? и внешность изменить?

потихоньку начинает меняться в лучшую сторону.

«потихоньку»???? что имеется в виду???? Опять слово не  в прямом значении, для сочинения неуместно.

Если дальше развивать тему верного пути к определённой цели

«Верного «пути в

прямом значении верный= преданный, но такое сочетание со словом «путь» опять недопустимо.

на ум сразу приходит рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

подобная ошибка.

«данное» — канцеляризм, лучше не использовать в сочинении.

В рассказе старуха говорит о великой истории смелого Данко.

старуха Изергиль;  о великой истории- неудачное сочетание слов. Лучше:   рассказывает историю о подвиге Данко.

Люди были в полном отчаянии и от безысходности просто сидели на месте, абсолютно ничего не делая для собственного спасения.

«просто»  — лишнее слово.

Данко, видя всё это, не пал духом и понял, что пора браться за дело.

«пора браться за дело» разговорное, — неуместное для сочинения выражение.

Путь оказался неприступным

лексическая несочетаемость слов. Неприступная крепость, неприступная девушка(переносное,  метафорический эпитет ). Но : трудный, нелегкий, сложный  путь.

Если бы не смелые и безумные решения Данко, направленные на достижение общей цели, народ так и остался бы на мёртвой точке в чаще леса.

«смелые и безумные решения» —  лексическая несочетаемость. Могут быть «смелые и безумные поступки».
«на мертвой точке»- неуместно употребление фразеологизма при анализе сочинения.

У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни.

«Свои»- лишнее слово. У человека не могут быть чужие мечты и цели.

У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни. Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению и каждый сам выбирает какой дорогой ему идти.

лексический повтор слов.

или же это будет весёлая дорога к скорейшему достижению цели

«весёлая» дорога — эпитет, неуместное употребление в сочинении.

К-5 «Грамотность» +1 балл

Орфография:

Тернистый путь Евгения Онегина в произведении А.С. Пушкина наполнен различными событиями и эмоциями на столько,что в какой-то момент главному герою становится не выносимо от их количества. Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго.

Настолько,  невыносимо, надолго  —

наречия, пишем слитно.

Путь оказался неприступным — уставшие и злые люди выплеснули свой гнев на Данко, однако это предало ему ещё большее сил.

прИдало

Пунктуация:ошибки.

Он вспоминает о существовании такого тёплого чувства, как любовь (нужна запятая) и потихоньку начинает меняться в лучшую сторону.

Данное произведение является весомым доказательством слов Оноре де Бальзака (двоеточие) «Чтобы дойти до цели, человеку нужно одно — идти».

Было тяжело призвать людей идти за собой, но благодаря упорству  и лидерским качествам, (ЗПТ не нужна) у него получилось вселить народу веру во спасение. Путь оказался неприступным —(вместо тире ставим двоеточие) уставшие и злые люди выплеснули свой гнев на Данко, однако это предало ему ещё большее сил.

внимание больше уделено тому, что хотел получить от неё сам герой — (  вместо тире ставим двоеточие) сладкое забвение, развлечение и полное отсутствие «горьких мыслей».

Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению (нужна запятая, сложное предложение) и каждый сам выбирает (нужна запятая,  СПП) какой дорогой ему идти.

Он вырвал своё горящее сердце из груди ( перед союзом И нужна запятая, это сложное предложение) и, освещая дорогу, люди нашли выход из непроходимого леса.

Грамматика: ошибки

Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго.

неправильно построено предложение с деепричастным оборотом.

Было тяжело призвать людей идти за собой, но благодаря упорству  и лидерским качествам, у него получилось вселить народу веру во спасение.

ошибка в употреблении предлога: веру

В спасение.

Он вырвал своё горящее сердце из груди и, освещая дорогу, люди нашли выход из непроходимого леса.

Ошибка в употреблении деепричастного оборота: Сердце из груди вырвал Данко, и он же и освещал дорогу, а люди за ним шли, а у Вас оборот употреблен во второй части ( Люди  освещали дорогу и нашли выход).


Общий вывод по работе

Итак, Ваше сочинение оценивается на «зачет», однако Вам  следует  изучить композицию итогового сочинения, научиться четко формулировать тезис в работе, тщательно поработать над речью и анализом произведений, которые Вы привлекаете для аргументации.

Удачи!

Если вы от сочинения в стресс впадаете, то что будет во время ЕГЭ.
09.12.2021 14:35:28, С-вета

Удачи вашим ребятам, смочь собраться и отличных результатов!

04.12.2021 12:25:20, Красное платье

Всех выпускников с успешным написание сочинения! В том, чсто успешно — не сомневаюсь, испытание не самое сложное, дети все подготовлены школой к нему.
И хорошо, что не мурыжили переносами до апреля, как два последних года. Мало, что переносили, так школа постоянное «репетировала» это декабрьское сочинение, забирая время от подготовки к ЕГЭ.

02.12.2021 09:38:43, Наталья Свет.

ЛУЧИК

все,результат получили. Зачет,классный руководитель написал.
01.12.2021 19:15:16, ЛУЧИК

Люба С.

Эк у вас молниеносно!

02.12.2021 11:40:16, Люба С.

Пока не официально.
02.12.2021 13:17:44, ЛУЧИК 1

Санвиталия

Дочь утром оч волновалась. Написала и ушла через 1,5 часа. Не знаю, хорошо это или плохо) Тему взяла про Вознесенского.
01.12.2021 18:30:49, Санвиталия

Желаю получить максимальный балл.
И как хорошо, что это все у меня позади, а второй заход ещё не скоро)

01.12.2021 18:25:06, Планетка

ЛУЧИК

Все написал и сдал зачет. Тему взяла -Когда слово становится преступлением? Произведения — «преступление и наказание» и » морфий»
01.12.2021 16:00:53, ЛУЧИК

ландыш

удачи!

01.12.2021 14:55:46, ландыш

пока мои два одиннадцатых класса пишут сочинение, я на заменах. Например, в кабинете биологии ))

картинка


01.12.2021 14:52:14, AleXXX

Mary M.

Какой веселенький)

01.12.2021 14:54:58, Mary M.

Мой пришёл. Когда результаты не знает, сказал, что к коллоквиуму по физике волновался больше, а тут фигня :) Ну посмотрим, обычно у него это означает, что результат будет так себе.

А мамам надо себя беречь :)


01.12.2021 14:18:12, Dots .

Cat-S

удачи!
01.12.2021 14:06:10, Cat-S

Питерская

О, уже:) Помню, помню.

01.12.2021 13:48:11, Питерская

Надеюсь что все справятся! Удачи им!
Мамам — ромашковый чай :)

01.12.2021 13:41:46, av10

ЛУЧИК

Пусть повезет, мой тоже пишет сегодня. Не готовился, потому что сегодня поставили зачет по физики и детки сегодня до 3 учили.
01.12.2021 13:27:02, ЛУЧИК

Удачи сыну! Вы виртуозно умеете мозг выносить. Все темы-сплошной негатив. Посмотрите вокруг, несмотря ни на что жизнь прекрасна. Улыбнитесь!
01.12.2021 13:11:29, Без реги

Шиповник (экс-Василиса)

Я уже радостно написала сюда о предстоящей поездке, и она накрылась))). И если б только иногда такие совпадения были.
Не, на 7е хорошо мне можно писать только о том, что уже в прошлом))).
Но, кстати, я и хорошем много пишу, только чаще не о личном. Может, Вы просто не любите темы о хорошем читать?

01.12.2021 13:23:30, Шиповник (экс-Василиса)

Санвиталия

Какой странный комментарий выше. Вообще не вижу в Ваших темах негатива.
01.12.2021 18:33:01, Санвиталия

А вы пишите после, уже с впечатлениями )))
Я у вас негатива в темах не вижу, только тема ковида вас «уносит», это есть, да. А все остальное нормальные обычные теми, не переживайте ))
За варенье на новом ноуте, еще и не сразу сказал, я бы тоже орала. Точно не обрадовалась ))) Даже без сочинения и без мыслей о дистанционке )))

01.12.2021 13:56:31, Иришка-Мартышка

Шиповник (экс-Василиса)

Так пишу после.
А в темах про ковид заносит многих. И каждый думает,что он прав. Кто прав — может, узнаем позже

01.12.2021 14:00:54, Шиповник (экс-Василиса)

Вас в этих темах заносит сразу, т.е. с первого шага задаете тон ))) Но это мое впечатление, если что )))
А так всегда интересно с вами общаться, на разные темы. И негатива не вижу, а расстройство или волнение у многих. Я со старшим всегда была спокойна, поэтому для меня был просто шок когда в дни ЕГЭ я не могла работать, думать, вот пока не сообщал «вышел, написал, теперь ждем» — просто из серии «руки трясутся».
Так что не обращайте внимания, понятно что стресс, но это совсем не означает негатив как пишут. Имхо, конечно )))

01.12.2021 20:04:54, Иришка-Мартышка

arte

Просто для статистики :))) — я не вижу в Ваших темах ни выноса мозга, ни негатива :)
Видимо, у кого что болит, тот то и видит :)

01.12.2021 13:26:47, arte

+1 для статистики)))) Хорошо как, что никаких сочинений и егэ мне не грозит, наверно поэтому глубину трагедии просто не ощущаю)))
01.12.2021 14:24:58, Иллика

Ну, я тоже вижу, и у меня это явно не болит))
01.12.2021 13:45:23, ШаНуар

arte

Ну вот уже три разных точки зрения :), а не одна, негативная.
Шиповник умеет о проблемах и заботах говорить легко и между дела — вроде как они и есть, но ничего страшного.

01.12.2021 13:59:57, arte

Все будет хорошо! Все это сочинение пишут лучше-хуже, но про незачёт по нему не слышала. Очень вас понимаю, сложный период вам предстоит с егэ и поступлением. Но главное помнить, что ничего нет в жизни непоправимого, кроме смерти( Мне эта мысль прямо помогала два года назад в 11 классе сына.
01.12.2021 12:34:57, Еся

Шиповник (экс-Василиса)

Все и проще, и сложнее, чем думала. Уже нет желания «быстрее, выше, сильнее» в максимально хороший вуз. С нынешней обстановкой ещё неизвестно, что лучше. И ППС меняется и будет меняться, и в той же Бауманке новый ректор не пойми чего творит, по факту запрещая проводить занятия даже онлайн с теми, у кого нет куара. Но это чисто внутренние распоряжения, к делу не пришьешь.

01.12.2021 12:49:09, Шиповник (экс-Василиса)

Спрашиваю потому, что мы в своё время выбирали только с военной кафедрой. Оказалось, зря. Поступить туда сейчас крайне сложно, мест мало. И военкоматы всякие препоны ставят, чтобы не давать направление( Если б мы не зациклились на наличие военной кафедры, выбор вуза был бы больше
01.12.2021 13:05:17, Еся

Думаю, надо иметь несколько запасных вариантов. Сейчас в вузах все очень по-разному. И, кстати, что у вас с военкоматом? Призывная категория?
01.12.2021 13:02:39, Еся

Mary M.

У нас все написали — и у старшего и у младшего. С первого раза. Чего и Вам желаем. И берегите нервы для ЕГЭ)))

01.12.2021 12:24:26, Mary M.

УникаЛьнаЯ

Всем пишущим — удачи, мамам — спокойствия :)
01.12.2021 12:19:38, УникаЛьнаЯ

что? Уже? А потом расслабиться можно будет?
Как вспомню эти сочинения, так вздрогну. Нее, не хочу.

01.12.2021 12:12:25, ???

Неведома Зверушка

:-) Пусть повезет…
Наши уже.
Лично меня во всём этом поражает — КАК на такие темы написать меньше 300 слов… Да я бы в 600 не вместилась. А у них проблема — 250 накопать… :-)
«Могут ли благие намерения вести к преступным деяниям?» — да тут начнешь, не остановишься же :-) А масик до 350 слов не дотянул… :-)))

01.12.2021 12:04:49, Неведома Зверушка

Стресс у деточки от ваших нервов. Я не знаю ни одного человека, который не написала сочинение. Не, ну может в какой совсем отстойной школе, в глухой деревне, и есть такие, но не в моем окружении. Ваше окружение не хуже моего))
Зачем, вот зачем, накручиваться самой и детям передавать нервяки?!

01.12.2021 12:04:28, ШаНуар

В нашей не отстойной школе- в сотне московских лучших присутствует и даже в 500 лучших школ России есть ежегодно незачеьы-от 3 до 5. Вы чего- то не знаете наверное
01.12.2021 12:53:18, муза мужа

перепишут. недопуски к егэ есть из-за сочинения?
01.12.2021 12:55:24, Шерлок

Нет конечно, там же два раза кажется можно переписать)),но сам факт- незачеты были.
01.12.2021 13:02:41, муза мужа

Да, 4 года назад такого не было.
01.12.2021 12:54:55, ШаНуар

У вас языковая школа все-таки была. Те, кто пишет сочинения с трудом, в такие школы не идут)
01.12.2021 13:40:52, Leenka

У нас тоже языковая)

01.12.2021 15:22:22, муза мужа

Реклама

После 9 класса у нас как и везде была специализация, были и естественники, и технари, незачетов не было. Девочка, про которую ниже пишу, была как раз из нашего гум класса. Никакой школе не выгодна такая статистика.
01.12.2021 13:48:58, ШаНуар

В выпуске сына было 3 незачета в 18 году
01.12.2021 12:55:58, муза мужа

В 17 году даже у девочки, у которой было реальное 2 по русскому, был зачёт)) Ну то есть трояк ей натягивали по жизни, ну и на сочинении наверное натянули.
01.12.2021 13:10:29, ШаНуар

Шиповник (экс-Василиса)

Стресс, потому что я наорала из-за нового испорченного ноута. Опять карантин объявят — будет за телефоном следить за учебой, действительно.
01.12.2021 12:50:10, Шиповник (экс-Василиса)

А наорали, потому что сами стрессуете.
Все будет хорошо!

01.12.2021 12:55:32, ШаНуар

Шиповник (экс-Василиса)

Естественно. Поди достань 40 тысяч из кармана, а вдруг завтра опять карантин?
01.12.2021 13:24:53, Шиповник (экс-Василиса)

arte

Пусть повезет :)

01.12.2021 12:00:33, arte

посмотрела темы. хорошие. все все напишут
01.12.2021 11:56:17, Шерлок

=^..^=

а где посмотреть можно?

01.12.2021 12:51:31, =^..^=

А мне показалось,что только две последние нормальные.
01.12.2021 11:59:03, муза мужа

а чем про путешествия плоха? да и про преступления
01.12.2021 12:01:03, Шерлок

Про путешествия тем, что нужно подкреплять аргументами, не все дети фантастикой увлекаются, да и в школьной программе ее нет. Про преступления- самой постановкой вопроса.
01.12.2021 12:57:15, муза мужа

Неведома Зверушка

:-) А какая в вашем регионе про преступления?
У нас — «Могут ли благие намерения вести к преступным деяниям»
Прекрасная постановка вопроса. :-) Мой масик примеры приводил — Пугачева и Раскольникова. Хотели-то они как лучше… :-)

01.12.2021 13:07:36, Неведома Зверушка

Тема: Когда слово становится преступлением?

01.12.2021 15:24:15, муза мужа

Тут вообще одной фразой обойтись можно: как надо будет, так и станет.
01.12.2021 15:37:40, Гордая птица

Там же нужно 250 слов, лучше 350))
01.12.2021 17:05:57, муза мужа

Шиповник (экс-Василиса)

Про благие намерения Раскольникова — вопрос. А с Пугачевым все правильно, мне кажется.
01.12.2021 13:25:35, Шиповник (экс-Василиса)

Неведома Зверушка

:-) Там есть разговор офицера с другим студентом, что старуха вредна и только заедает жизнь людей и было бы справедливо ее убить. Не то, чтобы это была основная причина для Раскольникова, но последнюю каплю этот подслушанный разговор явно добавил…
Ну — натянутый аргумент — но всё же :-)

01.12.2021 13:45:46, Неведома Зверушка

а при чем тут школьная пргорамма? это сочинение тем и хорошо, что позволяет не по программе
01.12.2021 13:04:24, Шерлок

Чилим

Удачи детям!

01.12.2021 11:53:06, Чилим

Perry

@@@
Пусть у них всё получится.

01.12.2021 11:51:57, Perry

Pilar

Удачи!
01.12.2021 11:49:22, Pilar

  • Сайт сказка междуреченский кондинский район
  • Сайт родная вятка ревизские сказки
  • Сайт суязовой ирины анатольевны подготовка к итоговому сочинению
  • Сайт сочинений по русскому языку
  • Сайт с синонимами для сочинений