Обновлено
Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Как писать итоговое сочинение
Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.
На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.
Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):
- Вступление (2-3 предложения).
- Комментарий вступления (4–6 предложений).
- Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
- Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
- Заключение (75 слов/3–5 предложений).
Критерии оценивания итогового сочинения
Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.
1. Соответствие теме направления.
Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.
Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):
«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».
Читайте также:
2. Аргументация с привлечением литературного материала.
Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».
3. Композиция и логика рассуждения.
Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».
4. Качество письменной речи.
В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».
Читайте также:
5. Грамотность
«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.
При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:
- две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
- первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
- две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.
Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.
Из документов ФИПИ:
«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».
Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.
Направления и темы итогового сочинения
Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.
Тема может выглядеть по-разному:
- как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
- как вопрос, на который нужно ответить.
Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»
Читайте также:
Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):
- Направление 1: «Забвению не подлежит»
Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- Направление 2: «Я и другие».
Тема: «Что мешает доверию между людьми?»
- Направление 3: «Время перемен».
Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»
- Направление 4: «Разговор с собой».
Тема: «Почему люди обманывают себя?»
- Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»
В чем заключается разница между направлением и темой?
Критерии сравнения | Направления | Темы |
---|---|---|
Когда становятся известны? | В начале учебного года | Во время экзамена |
Вариативность | Общие для всех регионов | Разные комплекты для каждого часового пояса |
Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.
Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ
- Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
- Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
- Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
- Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
- Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
- Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
- Проверяем написанное сочинение на ошибки:
- орфографию (ошибки в написании слов);
- пунктуацию (знаки препинания);
- фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
- лексические повторы (речь);
- остальные речевые ошибки;
- грамматические ошибки;
- Переписываем сочинение на чистовик.
Читайте также:
Структура итогового сочинения
- Вступление и раскрытие темы направления.
Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять).
Например:
- Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
- Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
- Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.
Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:
- В виде вопроса:
«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»
- В виде утверждения:
«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»
- По ключевым словам темы:
«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»
- Аргументация с привлечением литературного материала.
Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента.
Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.
Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.
- Тезис.
Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.
Пример тезиса:
- «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».
Читайте также:
- Логический переход.
Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.
В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.
Пример подводки:
- «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
- Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.
Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.
В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.
Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!
Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:
- конкретную ситуацию;
- конфликт между героями;
- взгляды героя;
- характер героя и его поступки.
Клише к эпизодам:
- «Автор повествует о…»;
- «Автор описывает…»;
- «Писатель обращает наше внимание на…»;
- «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
- Микровывод.
Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.
Клише к микровыводу:
- «Писатель считает, что…»;
- «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
- «Писатель подводит нас к мысли…»
Читайте также:
Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):
- Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
- Общий вывод
В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.
Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.
Пример итогового сочинения
Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?
«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.
Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.
Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.
Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.
Читайте также:
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.
Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы
- Формулировка проблемы – 1 б.
- Комментарий к проблеме – 6 б.
- Позиция автора по проблеме – 1 б.
- Отношение к позиции автора – 1 б.
- Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
- Речевое оформление – 2 б.
- Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
- Этика – 1 б.
- Фактическая точность – 1 б.
Всего – 25 баллов.
В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.
Структура сочинения
- Вступление (опционально).
- Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
- Комментарий к проблеме:
- пример из текста с пояснением 1;
- пример из текста с пояснением 2;
- связь между примерами.
- Позиция автора.
- Отношение к позиции автора и его обоснование.
- Заключение
Формулировка проблемы
- Проблема проходит через весь текст.
- Разбираем только одну проблему, а не несколько.
- Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.
Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ
- Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
- Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.
Читайте также:
Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Указание на тип связи между примерами →
- Комментарий к связи между примерами.
Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.
Проблема:
- В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.
Комментарий:
- Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.
Связка
В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.
Связка должна содержать:
- Отсылку к информации из первого примера.
- Отсылку к информации из второго примера.
- Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)
Читайте также:
Позиция автора
В сочинении на ЕГЭ:
- формулируем одновременно с проблемой;
- отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
- часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
- не высказываем собственное мнение.
Как сформулировать позицию автора:
- Автор считает…
- Цитата из текста.
Объем – 1-2 предложения.
Отношение к позиции автора и его обоснование
- Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
- Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
- Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.
Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.
Вывод
- Пересказ первого абзаца сочинения.
- Ответ на вопросы, если они были поставлены.
- В нем не должно быть новой информации.
- Служит для закольцовывания текста.
Читайте также:
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)
Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.
В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.
Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.
Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.
По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.
С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.
Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.
Разница между сочинениями
Критерии сравнения | Итоговое сочинение | Сочинение ЕГЭ |
Время написания | 3 часа 55 минут только на сочинение | 3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий |
Период написания | Декабрь | Июнь |
Объем (минимум) | 250 слов | 150 слов |
Тема направления | На выбор | Предоставленная в тексте |
Аргументация | Из литературы | Из текста |
Количество критериев оценивания работы | 5 | 12 |
Читайте также:
Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.
Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.
Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.
Формат экзамена
В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:
- Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
- Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).
Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.
Структура КИМа
На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:
- задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
- задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
- задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
- задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.
Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:
Оценивание
Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:
Задание | Тип задания | Макси2мальный бал |
1 | Чтение вслух | 2 |
2 | Пересказ текста | 5 |
3 | Монолог | 3 |
4 | Диалог | 2 |
— | Владение русским зыком | 8 |
Всего | 20 |
В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».
Важные моменты собеседования
Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.
№1 – чтение вслух:
- интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
- темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.
№2 – пересказ текста:
- передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
- отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
- уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
- правильность цитирования;
- степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.
№3 – монолог:
- в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
- монолог должен содержать не менее 10 фраз;
- в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
- участник должен учесть речевую ситуацию;
- высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.
№4 – диалог:
- отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
- учитывать речевую ситуацию.
Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.
Письменный ОГЭ по русскому языку
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Формат экзамена
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Структура КИМа
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценивание
Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:
Часть | Задания | Максимальный балл |
I | №1 | 7 |
II | №2-7 | 7 |
III | №9 | 9 |
За грамотность и точность речи | 10 | |
Всего | 33 |
Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка | Баллы |
5 | 29-33 |
4 | 23-28 |
3 | 15-22 |
не сдал | 0-14 |
Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Секреты подготовки
Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы) и сочинения (3 часть работы).
Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.
Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:
- Орфография;
- Лексика;
- Синтаксис;
- Пунктуация.
Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.
Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).
Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:
- Объем ответа – не менее 70 слов.
- Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
- Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.
Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:
Читайте также:
- ОГЭ по литературе в 2022 году
- ОГЭ по биологии в 2022 году
- ОГЭ по информатике в 2022 году
C введением новых защитных мер против COVID-19 в России активизировались проекты, связанные с антивакцинной повесткой. Главная в стране онлайн-платформа международного лобби против вакцинации — русскоязычный сайт для петиций и голосования CitizenGo со штаб-квартирой в Испании. Опрошенные RT эксперты считают, что платформа работает совместно с ультраправым американским и европейским истеблишментом для манипуляции общественным мнением россиян.
Осенний сезон принёс в Россию новую волну пандемии. Новый штамм коронавируса оказался опаснее предшественника — статистику умерших от него пополнили молодёжь и несовершеннолетние.
«Дети, которые болеют хроническими заболеваниями, переносят очень тяжело. Мы видим, что и смертность среди детей тоже увеличилась», — заявил в октябре мэр Москвы Сергей Собянин в интервью телеканалу «Россия 1».
По словам заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, ежедневно в одной только Москве около 1 тыс. детей заболевают коронавирусом, 20—30 из них попадают в больницы. При этом за всю пандемию в Москве коронавирусом переболели около 200 тыс. детей.
Также на russian.rt.com
Результаты клинических испытаний вакцины от COVID-19 среди детей направлены в Минздрав
На фоне таких новостей в стране ещё сильнее обострилось противостояние вакцинированных граждан и антиваксеров, выступающих против прививок.
Одно из резонансных проявлений общественного раскола — публичное обращение автора Telegram-канала «Оставьте нас в покое» Александры Машковой-Благих к Маргарите Симоньян с обвинениями главного редактора RT в «разжигании социальной розни» и призывом подписчиков обращаться в прокуратуру.
Поводом для обвинений стал пост официального Telegram-канала Маргариты Симоньян об увеличении смертности среди детей от коронавируса.
«Дорогие друзья, знакомые и просто знающие меня люди. Если у вас нет антител и вы сознательно не привиты, не приходите ко мне домой. Не приходите ко мне на работу. Не подходите ко мне на улице и в гостях. Я вас знать не знаю. Если бы не вы, мы бы уже забыли про ковид. А из-за вас теперь могут умереть мои дети. У меня их трое. Старшей восемь, младшей два», — пишет Симоньян в своём посте.
Радикальные силы
Обвинитель Александра Машкова-Благих не только блогер, но и координатор организации ультраправого толка, больше известной как онлайн-площадка для петиций «CitizenGO Россия» (CG Россия).
- vk.com
- © @sashablagih
Как выяснил RT, согласно данным сервиса анализа сайтов CY-PR.com, доменное имя CitizenGO было зарегистрировано восемь лет назад в США — одновременно с основанием международного фонда CitizenGo (CG) со штаб-квартирой в Испании.
Американская онлайн-площадка CitizenGo была создана в противовес либерально ориентированной платформе гражданских инициатив Change.org для вмешательства во внутренние дела РФ. Об этом рассказал RT специалист по крайне правым движениям в Европе и США Фонда развития современной дипломатии Мовсес Газарян.
«За CitizenGo стоят радикальные правые силы, которые даже в собственной стране воспринимают как маргиналов. Кроме того, петиции не имеют никакой юридической силы в России, а просто осуществляют сбор персональных данных», ― сказал эксперт.
По мнению Газаряна, платформа является инструментом в руках лоббистов.
«В этом плане платформа не просто небезобидна, но опасна — как инструмент оказания влияния на формирование общественного мнения граждан и как инструмент вмешательства во внутреннюю политику России», ― поясняет эксперт.
В интервью RT Александра Машкова-Благих прокомментировала своё обращение к Маргарите Симоньян.
«Наша страна уже сталкивалась с вопросом сегрегации и дискриминации. Риторика таких людей, как Маргарита, абсолютно недопустима. Более того, её слова идут вразрез со словами президента, который неоднократно сообщал в своих выступлениях, что вакцинация может быть только добровольной».
На момент публикации в руководстве испанской CitizenGO на запрос RT не ответили.
Петиции от лоббистов
С введением антиковидных ограничений в России в русскоязычной версии платформы появились инициативы, направленные против прививок. Как выяснилось, инициаторами аниваксерских петиций на «CitizenGO Россия» оказалась сама CitizenGo.
Более того, как удалось узнать RT, отдельные авторы и общественные объединения, разместившие голосования против вакцины от COVID-19, являются аффилированными или напрямую руководятся «CG Россия».
- AFP
- © JAVIER SORIANO
Яркий пример антивакцинного лобби — инициативы за подписью компаний «За права семьи» и «Иммунный ответ». Так, межрегиональная общественная организация «За права семьи» 18 октября 2021 года разместила петицию с требованием «Прекратить обязательное ковид-тестирование детей в Москве!».
Автор инициативы — директор русскоязычных компаний «CitizenGO Россия» Павел Парфентьев. С 2010 года Парфентьев является председателем МОО «За права семьи» и ведёт активную деятельность в ней по настоящее время.
Кроме того, гражданские петиции, которые не были инициированы самой платформой CitizenGo, маркируются как «сомнительные». Сноска размещается под обращением каждого автора и прямо указывает на недостоверность текста петиций, которые не были согласованы с CG.
«Это обращение было создано лицом или организацией, не связанными с CitizenGO. CitizenGO не несёт ответственности за его содержание и не может гарантировать отсутствие в нём недостоверной информации», ― говорится в тексте маркировки.
Подтверждает это и инициатива от 25 августа 2021 года «Убрать из закона принуждение к прививкам!». Автором обращения значится аниваксерское объединение «Иммунный ответ». В сообществе «Иммунного ответа» в социальной сети координатор «CG Россия» Александра Машкова-Благих значится как контакт «по вопросам сотрудничества». Фактически Машкова-Благих известна как лидер движения.
«Никакого закона о принуждении к прививкам нет, это обман», — рассказала в беседе с RT директор Института экономики здравоохранения ВШЭ кандидат биологических наук Лариса Попович.
По её словам, закон не предусматривает принудительного вакцинирования, что, наоборот, является «аттракционом чрезмерного либерализма» в отношении эпидемиологической опасности.
«Есть люди запутавшиеся, а есть те, которые выдают фейки совершенно сознательно. В ст. 5 закона об иммунизации написано, что каждый может сам решать, вводить ему биологически активный препарат или нет. Просто последствия от отказа там прописаны. Это недопуск к определённым видам работ, недопуск в детские учреждения, могут отказать в приёме на работу по определённым специальностям», ― пояснила Попович.
В настоящий момент, как заявляют сами авторы платформы, в голосованиях, размещённых на сайте, отметились более 16 млн человек. Большая часть петиций на первой полосе ленты платформы — голосования против вакцины, инициированные работниками CitizenGO и Павлом Парфентьевым.
Парфентьев, больше известный как общественный деятель и консультант по семейному образованию, в 2011 году выпустил книгу «Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату». Своё сочинение он адресовал родителям, которые хотят реализовать право на домашнее образование детей, без участия школы.
По мнению первого заместителя главы комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павла Пожигайло, Парфентьев на «семейной повестке пытается раскрутить собственные ресурсы».
«Человек в 50 лет никогда не был женат, никогда не имел детей. Такая деятельность по продвижению «семейных ценностей» вызывает много вопросов», ― сказал Павел Пожигайло.
По словам эксперта, нацеленность руководителей CitizenGO на домашнее образование в сумме с антивакцинной повесткой — «опасный прецедент, направленный на вмешательство во внутренние дела РФ».
«Больнее всего людей можно зацепить темой детей и семей. Надо только доказать, что государство ставит задачи отобрать детей и уничтожить семьи. Чем и занимается CitizenGO», ― пояснил Павел Пожигайло.
Ранее RT рассказывал в своём расследовании о манипуляциях и накрутках голосов на платформе для гражданских инициатив Change.org.
Влияние под прикрытием
Платформа CitizenGo (CG) была основана в 2013 году в Мадриде как фонд для поддержки института семьи и образования с уклоном в консервативную идеологию. Учредителем выступила испанская организация HazteOir («Азте Оир»), больше известная в мире как объединение ультраправого толка. В настоящий момент сотрудники компании заявляют, что онлайн-платформа ведёт свою деятельность в 50 странах мира.
5 августа 2021 года сайт WikiLeaks опубликовал более 17 тыс. документов от международных HazteOir и CitizenGO. Документы датируются периодом с 2001 по 2017 год и охватывают основание CitizenGO и раннюю деятельность обеих организаций.
- Reuters
- © Andrew Kelly
В своём сообщении WikiLeaks написал о связи HazteOir и CitizenGo с «секретной боевой мексиканской группировкой» El Yunque. Кроме того, авторы расследования указали на объединение в 2012 году испанских CitizenGO и HazteOir с Центром семьи, религии и общества Ховарда (США). Основной целью организации WikiLeaks назвал «влияние на политику под прикрытием семейных ценностей».
В 2019 году, после серии скандальных акций ультраправого толка, МВД Испании аннулировало декларацию HazteOir о статусе «общественно полезной организации» и лишило её государственных субсидий.
«Ультраправый спектр в лице CitizenGo представляет в первую очередь интересы международных ультраправых кругов и конкретно ультраправой части истеблишмента США», ― рассказал Мовсес Газарян.
По словам Газаряна, с помощью онлайн-платформы проводится работа по фашизации российского общественно-политического дискурса.
«У США есть две опции идеологического развёртывания «мягкой силы» — либеральная и ультраправая. Именно последняя опция как отдельный арсенал воздействия американской внешнеполитической машины в международных отношениях на страны-объекты крайне плохо раскрыта».
Кроме того, эксперт отметил, что антивакцинная тема призвана охватить большое количество радикально настроенных российских граждан.
«В результате мы можем получить радикализацию общества с выходом недовольных и запуганных людей на улицы», ― добавил Мовсес Газарян.
Последствия работы CitizenGO
В августе 2020 года сенатор Совета Федерации РФ Андрей Клишас в интервью «Парламентской газете» заявил, что организация CitizenGO «чётко подпадает под понятие иностранного агента».
Машкова-Благих отреагировала постом в социальной сети, где подтвердила, что CitizenGo не является российской организацией, а потому юридически не может быть признана иностранным агентом.
Также на russian.rt.com
«Медвестник»: Росздравнадзор обязал сообщать в СК и прокуратуру об антипрививочниках
«CitizenGO обвинить в иноагентстве юридически обоснованно невозможно, потому что это международная организация. А не российская НКО, получающая иностранные деньги», ― указала Машкова-Благих в своём сообщении.
В посте от 20 августа 2021 года Машкова-Благих пишет, что гордится своей деятельностью против вакцины от коронавируса в России.
«Звание «главный антиваксер» — это медаль. Ведь антиваксерами называют нынче всех тех, кто включает мозг и достоинство», ― гласит текст сообщения Машковой-Благих.
В этот же день координатор CitizenGO в своём сообщении уточнила, кто виновен в смерти заболевших коронавирусом.
«Знаете, кто главный убийца заболевших и умерших людей? Те, кто оптимизировал систему здравоохранения и уничтожил медперсонал. Несладких вам снов, убийцы-депутаты и их подельники из телевизора!» ― говорится в сообщении.
«Инфодемия — информационное заражение, которое сейчас транслируют антиваксеры и которое не менее опасно, чем само инфекционное заражение», ― рассказала RT доктор биологических наук Лариса Попович.
- РИА Новости
- © Наталья Горшкова
По мнению эксперта, люди, отказывающиеся от прививок, не понимают реальной опасности коронавируса, пока не столкнутся с ним.
«Организация CitizenGO никакой ответственности за опубликованные петиции не несёт, так как не подпадает под российскую юрисдикцию», ― пояснил RT адвокат правового центра «Человек и Закон» Денис Никитин.
По словам Павла Пожигайло, платформы CitizenGO начали пиарить свои общественные структуры, подменяя собой Общественную палату РФ. Эксперт полагает, что главная цель этого процесса — «дискредитация институтов государственной власти и тех лидеров, которые реально являются сегодня лидерами-общественниками».
«Лозунг «Оставьте нас в покое» — это только начало. Я думаю, это подготовка к 2024 году. Антиювеналка и антиваксерство, семейные ценности ― это возможность набрать огромный ресурс для того, чтобы в нужный момент задействовать его в нужном направлении», ― сказал Павел Пожигайло.
ВСПОМИНАЕМ,
КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ
РАЗМЫШЛЕНИЕ,
ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Сегодня
многие учителя открыто признают- ся в том, что в период отмены обязательного
экзамена по литературе, а с ним обязательного чтения художественных
произведений и сочи- нения они перестали обучать школьников пись- менной речи и
нынешние старшеклассники не умеют писать. Это выдвигалось в качестве ос-
новного аргумента против возвращения сочи- нения. Но сочинение вернули в школу
и пра- вильно сделали.
Сегодня
нельзя забывать, что умение пони- мать письменный текст и создавать свой — ос-
нова информационного общества, и если чело- века этому не научить, то он всегда
будет чув- ствовать недостаток в своём образовании.
В
наши дни письменная речь связана и с традиционной книгой, и с электронной
техникой. Материальная основа письма меняется. Так, в своё время берестяные
грамоты заменились пергаментом, а гусиное перо — печатным стан- ком. Очевидно,
что не столь важно, что является носителем письменного текста: бумага, интер-
нет-ресурс, телефонное сообщение — важно то, что письменная речь должна быть
понятной, ло- гичной, грамотной, отвечать поставленной цели. Все гуманитарные
дисциплины формируют умение школьников работать с учебным и ча- стично с
научным текстом и развивают в основ- ном устную речь. На уроках литературы дети
к тому же постигают художественный стиль речи и обучаются связному письменному
высказыва- нию. Чтение, анализ, истолкование (интерпре- тация) произведений направлены
на освоение детьми русского литературного языка, при этом развиваются память,
образное и логическое мышление, волевые качества: усидчивость, тер- пение,
складывается представление о нрав- ственных идеалах, эстетических ценностях —
всё это необходимо человеку любой профессии. Сочинение — слово многозначное: и
грам- матический термин (соединение нескольких простых предложений в одно
сложное), и лите- ратурное произведение, и школьное упражне-
ние,
вид письменной работы.
Школьное
сочинение можно определить как вид творческой работы — письменное выска-
зывание в прозе (на основе изученного мате- риала) — средство формирования
связной речи, закрепления и контроля лингвистических,
литературоведческих
знаний учащихся, умений анализировать и интерпретировать художе- ственный и
учебный текст.
Конечно
же, написание учеником сочине- ния — деятельность творческая, однако требо-
вания художественности и новизны к школьному сочинению не предъявляются. Важно,
чтобы оно было самостоятельным, что означает: суж- дения ученика совпадают с
утвердившимися в литературоведении взглядами, но переданы в его собственном
речевом оформлении с опорой на текст художественного произведения, другой
литературный материал.
В
методике обучения литературе сочинения различаются:
— по
тематике: литературная, публицисти- ческая тема и свободная (предполагает сво-
бодный выбор материала для её раскрытия);
— по
типу создаваемых текстов (описание, повествование, рассуждение);
— по
функциональному стилю речи (научный, публицистический, в литературно-творческих
ра- ботах — элементы художественного стиля);
— по
жанру (сочинения на литературную тему: рассуждения, ответ на вопрос, на про-
блемный вопрос, рецензия, литературно-кри- тическое эссе, характеристика героя,
сравни- тельная характеристика героев, система пер- сонажей, роль
изобразительно-выразительных средств в художественной речи; сочинения ли-
тературно-творческие: очерк, репортаж, рас- сказ, басня, стилизация и др.);
— по
методическому использованию в учеб- ном процессе (тренировочные упражнения,
контрольные, проверочные работы, в том числе выпускные экзаменационные).
С
выделением в филологии относительно самостоятельного раздела науки
«речеведение» сформировалось представление о том, что язык и речь осваиваются
человеком и путём подра- жания, и в творческой деятельности. Ребёнок, не зная
правил, осваивает устную речь той сре- ды, в которой находится. Разговор
окружающих, книжная речь — образцы (примеры) для подра- жания. Образцы
литературного, учебного, на- учного текста — важнейшее условие овладения
письменной речью в её родовом, стилистиче- ском и жанровом проявлениях. Поэтому
при об- учении сочинению школьники должны система-
тически,
начиная с пятого класса, выполнять тренировочные упражнения и репродуктивного,
и творческого характера, что способствует вы- работке у них навыков и умений
писать его са- мостоятельно (навык — действие, сформиро- ванное путём
повторения; умение — навык, освещённый теоретическим знанием).
В
отечественной методике обучения сочи- нению используются следующие виды трени-
ровочных упражнений:
— изложение
фрагмента произведения (учебного или научного текста) и определение его темы и
основной мысли;
— составление
учеником вопросов, исчер- пывающих содержание отрывка, и ответов в ученической
редакции;
— выделение
структурных частей текста, подобранного учителем, и своего сочинения;
— сравнение
пейзажей, портретов героев, интерьеров и нахождение между ними сходства и
различия;
— составление
предложений или неболь- шого текста из предложенных слов абстрактно- го значения;
— составление
небольшого текста с включением пословиц, поговорок, афоризмов;
— определение
роли изобразительно-вы- разительных средств языка и речи в отрывках
художественных произведений;
— составление
статей для словаря теоре- тико-литературных понятий с примерами;
— составление
из разрозненных частей учебного (научного) текста логического, связ- ного его
изложения.
Рассмотрим,
какие теоретические знания нужно освоить школьникам, какие упражнения они могут
выполнить в ходе обучения написанию сочинения-рассуждения и ответа на вопрос,
на проблемный вопрос.
***
Человек
стремится познать окружающий мир, рассуждая, он задаёт себе извечный во- прос
«почему?» и стремится ответить на него, устанавливая причины и следствия
различных явлений жизни, что и является содержанием письменных
текстов-рассуждений.
Полное
рассуждение состоит из трёх ча- стей. В первой содержится утверждение (тезис),
которое
нужно доказать. Во второй приводятся доказательства (аргументы, примеры),
необхо- димые для обоснования высказанной мысли. В третьей части содержится
вывод.
В
тексте-рассуждении, как правило, тезис и доказательство связываются союзами
(потому что; так как), а также вводными словами (во- первых; во- вторых и др.),
вывод присоединяет- ся словами: поэтому, таким образом, итак, сле- довательно,
из этого следует, словом и др.
Рассуждение
может быть сокращённым. Полное рассуждение распространено в научной и деловой
речи, сокращённое рассуждение — в разговорной и художественной, где союзы чаще
всего опускаются, может не быть вывода или примеров.
Тренировочные
упражнения
1. Запишите
значения слов, придумайте с данными словами предложения: тезис (от греч. thesis
— положение, утверждение) — высказан- ная мысль, истинность которой
доказывается автором; тезисы — краткая, точная запись ос- новных мыслей текста
в виде цитат или в сво- бодном изложении; аргументация — приведе- ние
аргументов с целью убедить читателя в пра- вильности выдвинутого тезиса
(аргументами могут быть ссылки на авторитетное мнение, тексты произведений,
письма, факты); доказа- тельство — утвердительное высказывание, ис- тинность
которого подтверждена аргументами.
2. Придумайте
и запишите предложения со словами и словосочетаниями:
логичный,
последовательный, связный, гар- моничный; мысль, идея, замысел, концепция;
размышление, раздумье, помысел, думушка; творческий (труд, процесс, дар,
подъём, путь).
3. Подберите
синонимы к слову рассуждать, запишите сочетания этого слова с прилагатель-
ными, существительными, глаголами.
Рассуждать
(мыслить, строить умозаключе- ния; последовательно излагать свои суждения о
чём-либо).
Рассуждать
о чём: (о литературе, о музыке, о смысле жизни, произведения, о любви…).
Рассуждать
о чём-либо с кем (с другом, с приятелем, с коллегами…).
Рассуждать
на тему (запретную, научную, литературную, о войне, о природе…).
Рассуждать,
как кто (как ребёнок, как взрос- лый, как дилетант…).
Научиться
рассуждать как (правильно, верно, толково, умно, здраво, трезво, просто,
зрело…).
4. Определите,
к какому функциональному стилю относится этот текст. Выделите его струк- турные
части.
***
«…Культура
прежде всего понятие коллек- тивное. Отдельный человек может быть носи- телем
культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее по своей
природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное.
Следовательно,
культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих
одновременно и связанных опреде- лённой организацией. Из этого вытекает, что
культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в
которой люди общаются.
Сферу
социального общения обслуживает язык. Это означает, что она образует определён-
ную систему знаков, употребляемых в соответ- ствии с известными членам данного
коллектива правилами. Знаками же мы называем любое ма- териальное выражение
(слова, рисунки, вещи), которое имеет значение и, таким образом, может служить
средством передачи смысла.
Следовательно,
культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символиче- скую
природу. Остановимся на этой последней. Подумаем о таком простом и привычном,
как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать,
съесть. Съеден- ный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой
его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употреб- ление,
а не значение. Но когда мы произносим:
“Хлеб
наш насущный даждь нам днесь”, — слово “хлеб” означает не просто хлеб как вещь,
а име- ет более широкое значение: “пища, потребная для жизни…” (Ю.М.Лотман.
Беседы о русской культуре).
Научиться
писать сочинение-рассуждение на литературную тему помогает анализ отрывков из
художественных произведений с ответом на вопрос, например: как в данном эпизоде
про- является характер героя, или как выражено от- ношение автора к герою, или
как портрет и речь героя раскрывают его характер, или какую роль играет в
стихотворении олицетворение и др.?
Написать
сочинение на тему, сформулиро- ванную в виде проблемного вопроса, поможет
памятка:
— внимательно
прочитайте формулировку вопроса и сразу раскрывайте проблему, которая нашла
отражение в этом вопросе;
— определите,
как проблема, обозначенная в вопросе, связана с проблематикой произве- дения;
— сформулируйте
основные положения, утверждения, которые будете доказывать;
— приведите
аргументы (цитаты, примеры), подтверждающие ваши утверждения (тезисы);
— используйте
необходимые теоретико- литературные понятия;
— по
возможности напишите о своей точке зрения;
— в
том случае, если проблема имеет не- сколько решений, нужно чётко определить все
и раскрыть их суть.
ЛИТЕРАТУРА
1. КАПИНОС
В.И., СЕРГЕЕВА Н.И., СО- ЛОВЕЙЧИК М.Н. Развитие речи: теория и практика
обучения. — М.: Линка-пресс, 1994.
2. Лингвистический
энциклопедический словарь. — М.: 1990.
Из почти пяти тысяч треков, присланных на конкурс, было отобрано 53 композиции, которые совсем скоро зазвучат в парках Москвы.
Уже в декабре посетители парков услышат песни победителей 12-го сезона проекта «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках». Его проводит Московский продюсерский центр, подведомственный столичному Департаменту культуры Москвы. Из почти пяти тысяч заявок эксперты выбрали 53 композиции, в числе победителей — группы Zventa Sventana, Shoo, а также Андрей Гризли, Леонид Агутин, Untone Chernov и многие другие.
«В этом сезоне мы получили 1980 заявок и 4901 трек из 206 городов России, а также из Германии, Украины, Латвии, Израиля, Марокко, Белоруссии, Канады и Сербии.с Известные имена в списке победителей и большое количество присланных песен позволяют нам говорить, что проект имеет большой вес для музыкального комьюнити. А значит, пора расширяться. Скоро наш плейлист можно будет услышать и в других городах страны. К примеру, уже этой зимой новая музыка зазвучит в парке “Гидростроитель” города Волжского Волгоградской области», — рассказал директор Московского продюсерского центра Андрей Петров.
Принять участие в конкурсе мог любой желающий. Заявки принимались с 6 по 25 октября, а на финальном прослушивании произведения для парков выбирали эксперты музыкальной индустрии, журналисты и продюсеры. Полный список победителей можно увидеть на сайте.
«Наш проект — это уникальный шанс для музыкантов познакомить со своим творчеством миллионную аудиторию, причем абсолютно бесплатно. Кроме того, это возможность самим познакомиться с программными директорами СМИ, представителями лейблов и музыкальных стриминговых платформ, которые входят в конкурсное жюри. Именно поэтому проект “Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках” очень востребован как у начинающих музыкантов, так и у состоявшихся артистов», — отметил директор проектного офиса Московского продюсерского центра Гранислава Артемьева.
Фанк, поп, соул и многое другое
Группа Shoo
Победители проекта играют совершенно разную музыку, на разных языках. Но все они едины в одном: «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках» — это уникальное явление в музыкальной индустрии Москвы.
Лидер и вокалистка группы Shoo Шуня Мещерякова поет о любви и мире, о красоте эмоций и чувств. Ее стиль — это сочетание таких жанров, как соул, поп, авторская песня.
«Я хочу, чтобы наши песни пробуждали эмоции, заставляли задумываться. Мы любим экспериментировать, зачастую включаем в них частички музыки разных стран, звуки необычных инструментов, сочетаем на первый взгляд несочетаемые стили и приемы, получая что-то совершенно новое. Я пою на русском языке, что для меня очень важно. Ведь именно на русском я могу максимально точно выразить свои мысли и донести их до слушателей».
На конкурс группа Shoo представила трек «Смотри» из летнего мини-альбома «Сны». По словам Шуни, эта песня о том, что внутри каждого из нас есть настоящий дом, свет в котором горит вне зависимости от того, насколько темно вокруг. То, что в итоге композиция оказалась одним из победителей проекта, стало для Шуни мощным стимулом продолжать создавать музыку: «Это невероятные ощущения, когда ты понимаешь, что твою музыку оценили и дали ей шанс прозвучать для огромной аудитории. Я очень жду момента, когда сама случайно услышу песню “Смотри” в одном из парков».
Андрей Гризли
Поэт, композитор, аранжировщик и саундпродюсер Андрей Залужный, выступающий под сценическим псевдонимом Гризли, пишет музыку в своем особенном стиле, смешивая поп, фанк, хип-хоп и электронику. Недавно он записал дебютный альбом, один из треков с которого отправил на конкурс:
«Эта композиция называется «Я = музыка». Мне как творческому человеку будет очень приятно, если люди, гуляющие в парках, будут снимать сториз, где на заднем фоне вдруг случайно зазвучит моя песня, и отметят меня в публикации. В этот момент я, наверное, буду чувствовать себя самым счастливым», — говорит Андрей.
По его словам, такой проект очень нужен музыкантам, которые пишут песни для души, а не из коммерческих соображений. И благодаря участию в нем они обязательно найдут новых слушателей. «У нас много талантливых ребят. И очень здорово, что хорошая современная музыка скоро будет звучать не только в московских парках, но и в парках других городов России», — уверен музыкант.
Untone Chernov
Антон Чернов характеризует свое творчество как честное с точки зрения текста и ритмичное с точки зрения музыки. Когда-то в детстве он занимался в музыкальной школе по классу скрипки, однако высшее учебное заведение выбрал отнюдь не музыкальное, а медицинское.
«Впрочем, все это время я не переставал петь, а пару лет назад, уже став врачом, решил совмещать работу с музыкой. Вот так и живу: днем лечу людей, а по ночам пишу песни, иногда меняю порядок, чтобы не скучать. Вообще, проект отличный, поскольку дает площадку для многих начинающих артистов, у которых не так много возможностей донести свое творчество до слушателей», — сказал он.
И уже совсем скоро композиция Антона под названием «Прощание с городом» будет радовать посетителей парков Москвы.