Сайт для создания сочинений по литературе

14 января прошел региональный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе, а 16 января в эфире youtube-канала образовательного центра сириус эксперты

14 января прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а 16 января в эфире YouTube-канала Образовательного центра «Сириус» эксперты провели разбор олимпиадных заданий.

На  вопросы школьников об олимпиаде отвечают эксперты «Сириуса»: российский литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих, доктор филологических наук, профессор ЯГПУ, председатель ЦПМК по литературе Татьяна Кучина, председатель ассоциации «Гильдия словесников» Антон Скулачев.

О СПЕЦИФИКЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Могут ли олимпиадные задания пересекаться со школьной программой?

Прямое пересечение со школьной программой невозможно. В XVIII и даже в XIX веке не так уж много произведений, отвечающих критериям олимпиады. К тому же задача школьника – в объяснении/анализе/интерпретации именно незнакомого текста. Однако знание школьной программы тоже необходимо: произведения для анализа часто опираются на классическую литературу и ее осмысление (в этом году были отсылки к Лермонтову в рассказе Н. Катерли или смена надписи на памятнике Пушкину в рассказе М. Осоргина).

Педагогам, которые готовят олимпиадников, важно помнить, что ключевой результат литературного образования – это, прежде всего, читательская культура школьника. Для 9-го класса это умение «воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел».

Какую роль в заданиях творческого тура играет работа с визуальным контентом (иллюстрации, живопись) и как он связан с литературой?

Начинающему филологу важно уметь вписать текст в контекст – например, визуальной культуры эпохи. На олимпиаде может попасться задание, где нужно соотнести пейзажи Тургенева с работами передвижников; или обложки символистских журналов с опубликованными в них текстами; или художественные работы футуристов с их экспериментами в литературных произведениях. Хорошо, если школьник может осмыслить литературу через кино, живопись, музыку, театр. Почти все инструменты филологического анализа применимы и к анализу визуальных искусств, например разговор о художественном пространстве, о композиции, деталях, метафорах.

Как оцениваются задания, за какие ошибки (логические, фактические, речевые) снижаются баллы?

При оценивании аналитического задания логические ошибки учитываются в критерии № 2 (композиция работы, цельность и связность текста), фактические – в критерии № 4 (историко-культурный и литературный контекст), речевые – в критерии № 5 (общая речевая грамотность).

В творческом задании критерии сильно зависят от типа задачи. Важный критерий в этом туре –  соответствие предлагаемому жанру, коммуникативной задаче. Стилистические средства стоит выбирать, исходя из нее.

Какие общие подходы к анализу текстов можно выделить? Можно ли описывать в анализе свои эмоции?

Эмоции могут послужить отправной точкой, но строить весь анализ на них не стоит. Предметом разбора должны быть скорее не эмоции сами по себе, а то, какими средствами писатель создает ту или иную эмоциональную палитру.

Разбор должен основываться на рассмотрении разных элементов и уровней текста: сюжет, система персонажей, точка зрения, повествовательная структура – в прозе; субъектная структура, композиционные приемы, образный строй, ритмическая, рифмическая, строфическая, интонационная организация текста  – в лирике.

Впрочем, в литературе возможно все: появление ритмизованных фрагментов в прозе (как у Набокова), выстраивание лирического высказывания как повествования (вспомните ахматовские стихи-новеллы) и т. п. Поэтому важно выделить те компоненты, которые в каждом конкретном тексте образуют «несущую конструкцию» (в лирике нередко таковыми вообще оказываются даже не слова, а фонемы), установить структурные и смысловые связи между элементами, объяснить, какое значение они получают в произведении.

Попробуйте увидеть произведение как целостную систему, в которой разные уровни взаимосвязаны и все вместе «работают» на создание художественных смыслов. Про это стоит не забывать и при анализе интертекстуальных пластов: любые параллели и ассоциации должны помогать в движении к смыслам текста, а не уводить в сторону от него.

Насколько уместно использование термина «хронотоп» в анализе?

Хронотоп – широко используемый в литературоведении термин. Если он вам жизненно необходим при анализе и при этом позволяет сказать что-то важное о произведении, запретить его использование никто не может. Просто помните, что термины – не повод для академического щегольства.

И еще одна частая ошибка школьников: используя термин «хронотоп», пишут только о времени или о пространстве, хотя в этом понятии существенно объединение времени и пространства, к примеру как в идиллии, где замкнутое пространство органично сочетается с циклическим временем.

Как анализировать произведение в историко-культурном контексте, особенно если оно написано неизвестным тебе автором?

Цель олимпиадного сочинения (в отличие от сочинения ЕГЭ) – не проверка знаний, а выявление уровня литературного развития, умения читать на языке образов. Поэтому (при наличии,  между прочим и знания школьной программы) какое-то представление об эпохе, времени, жанре у автора сочинения должно быть. Но все эти знания имеют фоновый характер. В сущности, перед вами стоит простая задача: как можно более точно прочесть и понять текст и нешаблонно, интересно, привлекательно рассказать о своем прочтении.   

Часто, анализируя предлагаемый текст, бывает полезно вписать его в литературную традицию определенного жанра, стиля, темы, показав, какие смыслы могут рождаться из авторского обращения к этой традиции, как и с какой целью автор вступает с ней в диалог. Иногда это «диалог согласия», иногда – полемика. Убедительное (в контексте логики анализа) обращение к этой традиции, безусловно, станет основанием для выставления баллов по четвертому критерию.

ВОПРОСЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕКСТАМ ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА – 2021

Нина Катерли «Охо-хо»

Подскажите, пожалуйста, будет ли засчитываться идея о том, что Охо-хо – это некое прошлое? Можно ли считать Охо-хо воспоминанием об ушедшем Хозяине?

Наверно, все-таки нет. Это, как уже говорилось при разборе, домовой, спутник Хозяина, если хотите, его Гений. И он исчезает после смерти Хозяина.

Леонид Сергеев «Трамвайчик»

А можно ли было сравнить «Трамвайчик» с «Тараканищем» Чуковского? Там зайчики ехали в трамвайчике, что дает оттенок детской наивности.

Контексты должны быть уместны – об этом стоит помнить в первую очередь. Чуковский в «Тараканище» говорит о другом и по-другому, а «трамвайчик» – всего лишь точечное лексическое пересечение со стихотворением Леонида Сергеева. Но вот указать на то, что рифма «зайчик – трамвайчик» в русской литературе уже была – и как раз у Чуковского, – вполне допустимо.

Можно ли в стихотворении рассматривать образ золотистого зайчика как ребенка автора? Ведь он оказался в трамвае без билета, не на своем жизненном пути.

Не совсем понятно, кто такой «ребенок автора». В тексте мы имеем дело с субъектом лирического высказывания, который успевает повзрослеть и из мира взрослых смотрит в мир детства (доехав до «кольца», видит мальчика, «подхваченного трамвайчиком»). О самом соотношении взрослого и детского взгляда на жизнь вполне возможно говорить.

Александр Житинский «Тикли»

Возможна ли параллель с романом «Мы»?

Это слишком «далековатый» контекст. Общее только то, что и там, и здесь ученые что-то делают. Но главное (жанр, персонажи, интонация) – совершенно различно.

Каково значение образа Шатуна?

Кажется, у него нет самостоятельного значения. Этот персонаж – элемент гротескного коллективного образа научной (и отчасти бессмысленной) работы.

Уместно ли говорить о жанре рождественского/святочного рассказа?

Вот это точно! Намек на рождественское/новогоднее чудо здесь, безусловно, есть.

Михаил Осоргин «Человек, похожий на Пушкина»

К каким основным идеям можно было бы подводить свой анализ рассказа «Человек, похожий на Пушкина?»

Об этом говорилось при разборе. Это рассказ о странностях человеческой психологии, когда идею, смысл жизни можно найти даже в таком несерьезном занятии, как демонстрация похожести на Поэта, – и о движении времени, которое необратимо меняет нас. 

…и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Что означает последняя фраза в рассказе «Человек, похожий на Пушкина»?

Скорее всего, последняя фраза имеет лирически-отвлекающий и завершающий характер. Что-то вроде «Стал накрапывать дождь» в конце чеховской «Дуэли». Главное уже сказано и рассказано раньше: в самой картине встречи необратимо изменившихся людей в так же изменившемся времени. 

Уместно ли было сравнение Раскольникова и Телятина, которые разделяли людей на два типа?

Скорее неуместно. Это как раз ассоциация по случайному признаку. Одна сходная точка – не совпадение рисунка.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ?

Что почитать для того, чтобы научиться интертекстуальному анализу?

Работы Бориса Гаспарова и Александра Жолковского. У первого – книга «Литературные лейтмотивы», у второго – разборы самых разнообразных произведений – от Пушкина до Бориса Рыжего и Семена Слепакова.

Важно: указанные работы, конечно, полезно прочесть. Но не стоит учиться специально интертекстуальному анализу (как и любому другому). Можно назвать много «ученых без метода», которые блистательно умели читать текст, не настаивая на какой-то отчетливой методологической позиции. Это, скажем, А.П. Скафтымов, упоминаемые дальше Г.А. Гуковский, М.Л. Гаспаров, Е.Г. Эткинд.

Очень хорошо о сверхзадаче анализа сказал А.П. Скафтымов (в письме Ю.Г. Оксману): «Меня интересовала внутренняя логика структуры произведения… <…>  И никогда я не навязывал автору никакой «философии». <…> Я старался сказать о произведении только то, что оно само сказало. Моим делом тут было только перевести сказанное с языка художественной логики на нашу логику, т. е. нечто художественно-непосредственное понять в логическом соотношении всех элементов и формулировать все это нашим общим языком».

Лучшая учеба – чтение интересных конкретных разборов произведений разных родов и жанров, в том числе известных классических.

Какие материалы использовать для подготовки к олимпиаде?

Список материалов, рекомендуемый Центральной предметно-методической комиссией по литературе для подготовки к олимпиаде:

Книги и статьи

1. Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.

2. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…». Методика анализа. (Любое издание)

3. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. (Глава 6)

4. Жолковский А.К. Новая и новейшая русская поэзия. М., 2009.

5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

6. Кучина Т.Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 93–96.

7. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения. (Любое издание)

8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

9. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.

10. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г.М. Фридлендер. Л., 1973.

11. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.

12. Сухих И.Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.

13. Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1998. (разделы о творчестве Пушкина и Чехова)

14. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. М., 2001.

Словари и справочные издания

1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.

2. Литература в школе от А до Я. 5–11 классы. Энциклопедический словарь-справочник. М.: Дрофа, 2006.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

4. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.

Интернет-ресурсы 

1. Сайт Гильдии словесников

2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и другие полезные сетевые ресурсы)

3. Арзамас

4. Горький

5. Полка

Каналы в YouTube

1. Клуб «Культурное дело»

2. Канал Армена Захаряна (Армен и Федор)

Образовательный центр «Сириус» готовит новый цикл вебинаров, посвященных ВсОШ: каждую субботу с марта по апрель эксперты будут рассказывать, как готовиться к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Следите за новостями на сайте!

Участники и порядок отбора

Потенциальные участники программы

Школьники 6-8 классов, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.

Порядок и критерии конкурсного отбора

Заявки на участие в конкурсном отборе принимались до 4 апреля 2021 года на сайте Образовательного центра «Сириус».

Конкурсный отбор осуществлялся на основании следующих критериев.

Как можно подготовиться к программе?

Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Программа

Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству.  Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.

Все участники программы в ходе ее реализации:

  • проявили себя в одном из жанров литературного творчества, написав сочинения, посвященные драматургии;
  • посетили цикл семинаров и мастер-классов по драматургии, изучили пьесы «Король-олень», «Пигмалион», «Обыкновеное чудо», «Снегурочка», «Синяя птица»;
  • в составе творческого коллектива приняли участие в театральном проекте и создали четыре спектакля в различных комедийных жанрах;
  • прослушали лекции общегуманитарного и общекультурного профиля;
  • изучили методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями;
  • стали участниками мастерской, расширяющей и дополняющей возможности литературного творчества, и в составе творческого коллектива приняли участие в фестивале читательских мастерских;
  • станли активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;

Руководители

Казакова
Елена Ивановна

Директор Института педагогики СПбГУ,
заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования,
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Сайт для создания сочинений по литературе

Преподаватели

Абдуллаева

Джанзала Бунятовна

Учитель высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, кандидат филологических наук, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», заместитель председателя жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений

Сайт для создания сочинений по литературе

Архангельский

Александр Николаевич

Российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, профессор Высшей школы экономики.

Сайт для создания сочинений по литературе

Берестнева

Дарья Александровна

Специалист по направлению «Литературное творчество», ОЦ «Сириус»

Сайт для создания сочинений по литературе

Горбатова

Мария Дмитриевна

Магистр СПбГУ

Сайт для создания сочинений по литературе

Жаркова

Екатерина Олеговна

Магистрант СПбГУ

Сайт для создания сочинений по литературе

Игнатова (сидорова)

Анна Сергеевна

Детский писатель, педагог, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член литсовета Международной литературной премии им. В. П. Крапивина

Сайт для создания сочинений по литературе

Исаева

Екатерина Сергеевна

Главный специалист по направлению «Литературное творчество», ОЦ «Сириус»

Сайт для создания сочинений по литературе

Клишова

Ольга Геннадьевна

Учитель высшей категории, обладатель грамоты Министерства образования РФ, почётный работник воспитания и просвещения РФ, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», член жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений

Сайт для создания сочинений по литературе

Мельникова

Татьяна Евгеньевна

Учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», член жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений

Сайт для создания сочинений по литературе

Модестов

Сергей Юрьевич

Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член научного общества имени Лейбница, кандидат педагогических наук

Сайт для создания сочинений по литературе

Нетёса

Наталья Ивановна

Учитель высшей категории, почётный работник воспитания и просвещения РФ, член жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений, тренер участников, победителей и призеров регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Сайт для создания сочинений по литературе

Николаев

Виктор Иванович

Художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», художественный руководитель «Санкт-Петербургской школы театра, телевидения и шоу-бизнеса», режиссер, композитор, почетный работник высшего профессионального образования

Сайт для создания сочинений по литературе

Новикова

Анна Алексеевна

Доктор культурологии, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ

Сайт для создания сочинений по литературе

Петрова

Анастасия Дмитриевна

Прозаик, переводчик французской литературы. Лауреат премии Книгуру.

Сайт для создания сочинений по литературе

Полякова

Валентина Николаевна

Специалист по направлению «Литературное творчество», ОЦ «Сириус»

Сайт для создания сочинений по литературе

Павлюк

Александра Игоревна

Специалист по направлению «Литературное творчество», ОЦ «Сириус»

Сайт для создания сочинений по литературе

Степанова

Елена Ильинична

Учитель высшей категории, методист, член жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений, победитель региональных конкурсов педагогического мастерства

Сайт для создания сочинений по литературе

Суворов

Александр Вячеславович

Магистрант СПбГУ

Сайт для создания сочинений по литературе

Сыромятникова

Марина Валерьевна

Магистр СПбГУ

Сайт для создания сочинений по литературе

Тенютина

Екатерина Дмитриевна

Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заместитель директора академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, руководитель службы научного сопровождения

Сайт для создания сочинений по литературе

Черняк

Мария Александровна

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена

Сайт для создания сочинений по литературе

Чэн

Глеб Николаевич

Методист по организации общего образования департамента организации профильных программ Образовательного Фонда «Талант и успех», преподаватель-исследователь СПбГУ

Сайт для создания сочинений по литературе

Ярославцева

Полина Олеговна

Магистрант СПбГУ

Сайт для создания сочинений по литературе

Альманах и НИИЧАВО

Сайт для создания сочинений по литературе

Сочинение — одна из важнейших форм во всей системе работы над навыками связной речи младших школьников. Оно контролирует знания учащихся, расширяет учебный материал, заставляет более глубоко читать и осмысливать тексты художественных произведений. В сочинении отражается индивидуальность ребенка, его мировоззрение, так как эта форма требует выражения собственных мыслей и взглядов на жизнь, на героев, на события, факты. Любое сочинение пишется в определенном жанре и стиле.

Многие методисты классифицируют сочинение по-разному, в зависимости от целей и задач сочинений. А.А. Глазунова утверждает, что «классификация письменных работ должна иметь в основе существенные признаки, от которых зависят и из которых вытекают все другие признаки классифицируемых работ». Она предложила следующую классификацию:

— письменные работы, связанные с чтением художественных произведений, изучением критических статей и учебника;

— критические сочинения — это сочинения, посвященные разбору и оценке изучаемых произведений;

— публицистические сочинения, они пишутся на темы, близкие к общественно-политическим вопросам;

— художественные сочинения, они обладают признаками повествовательного, лирического или драматического жанра. [28, с. 15].

В основу классификации письменных работ А.А. Липаева положены разные принципы деления: по месту выполнения он выделяет классные и домашние сочинения; в зависимости от задачи — обучающие и контрольные; в зависимости от характера организации работы — коллективные и индивидуальные; в зависимости от формы выражения мысли и чувств учащегося — логистические и образно-эмоциональные. Особо выделяет литературно-критические и свободные темы сочинений логистического типа. Литературно-критические темы он делит на 10 групп:

— раскрывающие образы действующих лиц литературных произведений и отношения к ним автора сочинения;

— посвященные вопросам идейно-тематического содержания;

— раскрывающие идейно-художественное значение элементов композиции;

— относящиеся к раскрытию значения произведения;

— относящиеся к вопросам языка и стилю произведению или творчество писателя;

— посвященные изучению произведений русских критиков;

— раскрывающие связи литературы как одного из видов искусства с другими: кино, живописью, графикой, театром;

— историко-литературные;

— раскрывающие взаимоотношения русской литературы с литературой других народов;

— сочинения на биографические темы.

Среди сочинений на свободные темы ученый выделяет сочинение по образцу, сочинение на материале организованных наблюдений и впечатлений, на основе экскурсий, по картинам, по сюжетам. [8, с. 7].

Автор статьи «Руководство подготовкой учащихся творческим сочинениям» В.В.Неверов указывает, что главное в работе над сочинением — это самостоятельность ученика. Эту самостоятельность он рассматривает как что-то неизменное, которое проявляется на различных этапах обучения по-разному. Опытный методист Т.А Ладыженская выделяет 3 группы текста сочинений:

1. Тексты, в основе которых лежит воспроизведение исходных текстов (пересказ): основных положений литературно-критической или литературоведческой статьи по определенной теме.

2. Тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге, литературные очерки (эссе). Эти тексты отличаются от исходного художественного произведения своим стилем, структурно-речевыми или композиционными особенностями.

3. Тексты, в которых концепция их автора в отношении исходных текстов дается в оригинальной форме: статьи литературно-критического характера, написанные в публицистическом стиле, статьи теоретико-литературного характера, оригинальные по форме тексты, создаваемые учащимися с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие и речеведческие понятия. [13, с. 63].

Выделяя три группы сочинений, методист исходила из многолетних исследований, она обосновала теоретическую систему обучения сочинениям. Однако в работе методиста не нашло отражение обучение новым жанрам сочинений: реклама, дневник, эссе, речь, произнесенная на открытии памятника. Работа над такими видами сочинений основана на личном опыте учащихся восприятия происходящих явлений и событий, способствует развитию творческих и самостоятельных навыков речевой деятельности. [28, с. 21].

Любой вид сочинения требует формированию осознанного владения видами текста. Рассмотрим три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествование событий ведется с использованием двух стилей: художественного и разговорного (например, в диалоге). В данном тексте используется классическая схема: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Экспозиция представляет вступительную часть, в которой раскрываются мотивы и задачи описания. Завязка — это начало действий, то есть общая характеристика предмета описания или впечатления от него. Развитие действия — это основная часть сочинения, где рассматриваются все признаки предмета. Например, при повествовании с места событий перечисляются предметы, указание их местоположения и сам процесс происходящего. Кульминация повествования характеризуется описанием самого напряженного момента. Здесь важно использовать выразительные средства языка — это эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы. Развязка — это заключительная часть текста сочинения, которая помогает сформулировать основные выводы или комментарии.

Второй вид текста — описание. Описание может быть выполнено в любом стиле. Тематика описания разнообразная: это может быть описание общего вида местности, описание комнаты, описание внешнего вида. В описании места обычно выделяется часть, где говорится о позиции наблюдателя; часть, в которой в логической последовательности описываются характерные для данного места предметы. В описании все глаголы употребляются в одном времени. Сочинение-описание может быть дополнено каким-либо воспоминанием, например, «Встреча после нескольких лет» или «Мечта о встрече». Если описываются действия предмета, то в основе такого текста лежит последовательное описание всех операций — от начала до конца. [12, с. 69].

Рассуждение — это вид текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо процесс — явление, событие, факт, понятие. Рассуждение имеет строгую структуру: тезис, аргументы, способствующие его доказательству, вывод. Тезис — это цитата, кратко излагающая идею текста. Это может быть основная мысль, которую необходимо доказать, объяснить, опровергнуть. Аргументы — доказательство, довод, обоснование, объяснение своей позиции. Для перехода от тезиса к доказательству часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения: И вот почему. Это можно доказать так. Это можно доказать следующим образом. Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется таким фактом. Связь одного доказательства с другим осуществляется при помощи вводных слов и сочетаний: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, к примеру, предположим, допустим, следовательно. Вывод — это доказанный или отвергнутый тезис. Это итог всему рассуждению. Вывод связывают с доказательством чаще всего с использованием таких слов, словосочетаний, предложений: итак, таким образом, поэтому, вот почему. Обобщим все сказанное. Подведем итоги. Сделаем вывод. [26, с. 18].

Следовательно, выбор типа текста при написании сочинения зависит от самой темы, её основной мысли. В любом случае текст имеет смысловые части: начало, основную часть и конец.

Выводы по первой главе

Таким образом, в основе развития связной речи на уроках русского языка в начальных классах лежат стилистические свойства языка, которые позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, монолог. Эти процессы происходят в повседневной жизни младших школьников. Используя язык в разных сферах своей деятельности, дети употребляют многообразные языковые средства: синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, фразеологизмы. От богатства и мобильности словарного запаса младшего школьника зависит качество связной монологической речи, то есть написания сочинения. Через способность ребенка письменно изложить свои мысли и чувства развиваются все его индивидуальные феномены: память, внимание, мышление. Методические исследования последних лет (Т.О. Скиргайло, Т.А. Калганова, Г.А. Обернихина, М.Г. Ахметзянов) привели к конкретному выводу: важным условием для создания любого вида сочинения является хорошо продуманный и интересный эпизод, взятый из литературного произведения или из жизненной ситуации. Нельзя написать сочинение, если у детей не развито творческое мышление, внимательное наблюдение, воображение и фантазия. Как влияют психические и интеллектуальные процессы на развитие связной речи, будет рассмотрено в следующей главе.

  • Сайт где можно выложить свой рассказ
  • Сайт детский сад сказка городовиковск
  • Сайт база отдыха лесная сказка губкин официальный сайт
  • Сазонова куцина рассказы о временах года
  • Сажание на кол рассказ