Сайт для составления сочинения

14 января прошел региональный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе, а 16 января в эфире youtube-канала образовательного центра сириус эксперты

14 января прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а 16 января в эфире YouTube-канала Образовательного центра «Сириус» эксперты провели разбор олимпиадных заданий.

На  вопросы школьников об олимпиаде отвечают эксперты «Сириуса»: российский литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих, доктор филологических наук, профессор ЯГПУ, председатель ЦПМК по литературе Татьяна Кучина, председатель ассоциации «Гильдия словесников» Антон Скулачев.

О СПЕЦИФИКЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Могут ли олимпиадные задания пересекаться со школьной программой?

Прямое пересечение со школьной программой невозможно. В XVIII и даже в XIX веке не так уж много произведений, отвечающих критериям олимпиады. К тому же задача школьника – в объяснении/анализе/интерпретации именно незнакомого текста. Однако знание школьной программы тоже необходимо: произведения для анализа часто опираются на классическую литературу и ее осмысление (в этом году были отсылки к Лермонтову в рассказе Н. Катерли или смена надписи на памятнике Пушкину в рассказе М. Осоргина).

Педагогам, которые готовят олимпиадников, важно помнить, что ключевой результат литературного образования – это, прежде всего, читательская культура школьника. Для 9-го класса это умение «воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел».

Какую роль в заданиях творческого тура играет работа с визуальным контентом (иллюстрации, живопись) и как он связан с литературой?

Начинающему филологу важно уметь вписать текст в контекст – например, визуальной культуры эпохи. На олимпиаде может попасться задание, где нужно соотнести пейзажи Тургенева с работами передвижников; или обложки символистских журналов с опубликованными в них текстами; или художественные работы футуристов с их экспериментами в литературных произведениях. Хорошо, если школьник может осмыслить литературу через кино, живопись, музыку, театр. Почти все инструменты филологического анализа применимы и к анализу визуальных искусств, например разговор о художественном пространстве, о композиции, деталях, метафорах.

Как оцениваются задания, за какие ошибки (логические, фактические, речевые) снижаются баллы?

При оценивании аналитического задания логические ошибки учитываются в критерии № 2 (композиция работы, цельность и связность текста), фактические – в критерии № 4 (историко-культурный и литературный контекст), речевые – в критерии № 5 (общая речевая грамотность).

В творческом задании критерии сильно зависят от типа задачи. Важный критерий в этом туре –  соответствие предлагаемому жанру, коммуникативной задаче. Стилистические средства стоит выбирать, исходя из нее.

Какие общие подходы к анализу текстов можно выделить? Можно ли описывать в анализе свои эмоции?

Эмоции могут послужить отправной точкой, но строить весь анализ на них не стоит. Предметом разбора должны быть скорее не эмоции сами по себе, а то, какими средствами писатель создает ту или иную эмоциональную палитру.

Разбор должен основываться на рассмотрении разных элементов и уровней текста: сюжет, система персонажей, точка зрения, повествовательная структура – в прозе; субъектная структура, композиционные приемы, образный строй, ритмическая, рифмическая, строфическая, интонационная организация текста  – в лирике.

Впрочем, в литературе возможно все: появление ритмизованных фрагментов в прозе (как у Набокова), выстраивание лирического высказывания как повествования (вспомните ахматовские стихи-новеллы) и т. п. Поэтому важно выделить те компоненты, которые в каждом конкретном тексте образуют «несущую конструкцию» (в лирике нередко таковыми вообще оказываются даже не слова, а фонемы), установить структурные и смысловые связи между элементами, объяснить, какое значение они получают в произведении.

Попробуйте увидеть произведение как целостную систему, в которой разные уровни взаимосвязаны и все вместе «работают» на создание художественных смыслов. Про это стоит не забывать и при анализе интертекстуальных пластов: любые параллели и ассоциации должны помогать в движении к смыслам текста, а не уводить в сторону от него.

Насколько уместно использование термина «хронотоп» в анализе?

Хронотоп – широко используемый в литературоведении термин. Если он вам жизненно необходим при анализе и при этом позволяет сказать что-то важное о произведении, запретить его использование никто не может. Просто помните, что термины – не повод для академического щегольства.

И еще одна частая ошибка школьников: используя термин «хронотоп», пишут только о времени или о пространстве, хотя в этом понятии существенно объединение времени и пространства, к примеру как в идиллии, где замкнутое пространство органично сочетается с циклическим временем.

Как анализировать произведение в историко-культурном контексте, особенно если оно написано неизвестным тебе автором?

Цель олимпиадного сочинения (в отличие от сочинения ЕГЭ) – не проверка знаний, а выявление уровня литературного развития, умения читать на языке образов. Поэтому (при наличии,  между прочим и знания школьной программы) какое-то представление об эпохе, времени, жанре у автора сочинения должно быть. Но все эти знания имеют фоновый характер. В сущности, перед вами стоит простая задача: как можно более точно прочесть и понять текст и нешаблонно, интересно, привлекательно рассказать о своем прочтении.   

Часто, анализируя предлагаемый текст, бывает полезно вписать его в литературную традицию определенного жанра, стиля, темы, показав, какие смыслы могут рождаться из авторского обращения к этой традиции, как и с какой целью автор вступает с ней в диалог. Иногда это «диалог согласия», иногда – полемика. Убедительное (в контексте логики анализа) обращение к этой традиции, безусловно, станет основанием для выставления баллов по четвертому критерию.

ВОПРОСЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕКСТАМ ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА – 2021

Нина Катерли «Охо-хо»

Подскажите, пожалуйста, будет ли засчитываться идея о том, что Охо-хо – это некое прошлое? Можно ли считать Охо-хо воспоминанием об ушедшем Хозяине?

Наверно, все-таки нет. Это, как уже говорилось при разборе, домовой, спутник Хозяина, если хотите, его Гений. И он исчезает после смерти Хозяина.

Леонид Сергеев «Трамвайчик»

А можно ли было сравнить «Трамвайчик» с «Тараканищем» Чуковского? Там зайчики ехали в трамвайчике, что дает оттенок детской наивности.

Контексты должны быть уместны – об этом стоит помнить в первую очередь. Чуковский в «Тараканище» говорит о другом и по-другому, а «трамвайчик» – всего лишь точечное лексическое пересечение со стихотворением Леонида Сергеева. Но вот указать на то, что рифма «зайчик – трамвайчик» в русской литературе уже была – и как раз у Чуковского, – вполне допустимо.

Можно ли в стихотворении рассматривать образ золотистого зайчика как ребенка автора? Ведь он оказался в трамвае без билета, не на своем жизненном пути.

Не совсем понятно, кто такой «ребенок автора». В тексте мы имеем дело с субъектом лирического высказывания, который успевает повзрослеть и из мира взрослых смотрит в мир детства (доехав до «кольца», видит мальчика, «подхваченного трамвайчиком»). О самом соотношении взрослого и детского взгляда на жизнь вполне возможно говорить.

Александр Житинский «Тикли»

Возможна ли параллель с романом «Мы»?

Это слишком «далековатый» контекст. Общее только то, что и там, и здесь ученые что-то делают. Но главное (жанр, персонажи, интонация) – совершенно различно.

Каково значение образа Шатуна?

Кажется, у него нет самостоятельного значения. Этот персонаж – элемент гротескного коллективного образа научной (и отчасти бессмысленной) работы.

Уместно ли говорить о жанре рождественского/святочного рассказа?

Вот это точно! Намек на рождественское/новогоднее чудо здесь, безусловно, есть.

Михаил Осоргин «Человек, похожий на Пушкина»

К каким основным идеям можно было бы подводить свой анализ рассказа «Человек, похожий на Пушкина?»

Об этом говорилось при разборе. Это рассказ о странностях человеческой психологии, когда идею, смысл жизни можно найти даже в таком несерьезном занятии, как демонстрация похожести на Поэта, – и о движении времени, которое необратимо меняет нас. 

…и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Что означает последняя фраза в рассказе «Человек, похожий на Пушкина»?

Скорее всего, последняя фраза имеет лирически-отвлекающий и завершающий характер. Что-то вроде «Стал накрапывать дождь» в конце чеховской «Дуэли». Главное уже сказано и рассказано раньше: в самой картине встречи необратимо изменившихся людей в так же изменившемся времени. 

Уместно ли было сравнение Раскольникова и Телятина, которые разделяли людей на два типа?

Скорее неуместно. Это как раз ассоциация по случайному признаку. Одна сходная точка – не совпадение рисунка.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ?

Что почитать для того, чтобы научиться интертекстуальному анализу?

Работы Бориса Гаспарова и Александра Жолковского. У первого – книга «Литературные лейтмотивы», у второго – разборы самых разнообразных произведений – от Пушкина до Бориса Рыжего и Семена Слепакова.

Важно: указанные работы, конечно, полезно прочесть. Но не стоит учиться специально интертекстуальному анализу (как и любому другому). Можно назвать много «ученых без метода», которые блистательно умели читать текст, не настаивая на какой-то отчетливой методологической позиции. Это, скажем, А.П. Скафтымов, упоминаемые дальше Г.А. Гуковский, М.Л. Гаспаров, Е.Г. Эткинд.

Очень хорошо о сверхзадаче анализа сказал А.П. Скафтымов (в письме Ю.Г. Оксману): «Меня интересовала внутренняя логика структуры произведения… <…>  И никогда я не навязывал автору никакой «философии». <…> Я старался сказать о произведении только то, что оно само сказало. Моим делом тут было только перевести сказанное с языка художественной логики на нашу логику, т. е. нечто художественно-непосредственное понять в логическом соотношении всех элементов и формулировать все это нашим общим языком».

Лучшая учеба – чтение интересных конкретных разборов произведений разных родов и жанров, в том числе известных классических.

Какие материалы использовать для подготовки к олимпиаде?

Список материалов, рекомендуемый Центральной предметно-методической комиссией по литературе для подготовки к олимпиаде:

Книги и статьи

1. Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.

2. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…». Методика анализа. (Любое издание)

3. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. (Глава 6)

4. Жолковский А.К. Новая и новейшая русская поэзия. М., 2009.

5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

6. Кучина Т.Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 93–96.

7. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения. (Любое издание)

8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

9. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.

10. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г.М. Фридлендер. Л., 1973.

11. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.

12. Сухих И.Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.

13. Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1998. (разделы о творчестве Пушкина и Чехова)

14. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. М., 2001.

Словари и справочные издания

1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.

2. Литература в школе от А до Я. 5–11 классы. Энциклопедический словарь-справочник. М.: Дрофа, 2006.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

4. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.

Интернет-ресурсы 

1. Сайт Гильдии словесников

2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и другие полезные сетевые ресурсы)

3. Арзамас

4. Горький

5. Полка

Каналы в YouTube

1. Клуб «Культурное дело»

2. Канал Армена Захаряна (Армен и Федор)

Образовательный центр «Сириус» готовит новый цикл вебинаров, посвященных ВсОШ: каждую субботу с марта по апрель эксперты будут рассказывать, как готовиться к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Следите за новостями на сайте!

На чтение 18 мин. Просмотров 16 Опубликовано

Содержание:

Основные требования к сочинению

Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:

  • Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
  • Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
  • Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
  • Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.

Выявление проблемы

Основным элементом при написании сочинения является тема, на основе которой уже рассматривается проблема, раскрываемая в тексте. Проблему удобнее всего сформулировать в виде вопроса и отвечать на него в процессе написания. Вставляется она во введении после нескольких общих предложений, подводящих к теме.

Далее, следует обозначить несколько тезисов, отвечающих на заданный вопрос, которые будут доказываться литературными примерами.

Композиция сочинения

Знание композиции важный элемент при составлении плана сочинения. К 10 классу, написав множество текстов, основная структура известна, но всё равно остаются некоторые нюансы, которые оставляют вопросы. Сочинение разделяется на три структурных элемента.

  • Введение — вводная часть, содержащая общие положения темы и подводящая к основному изложению.
  • Основная часть — содержит главные тезисы, раскрывающие проблему, аргументы и микровыводы, являющие частью основного вывода.
  • Заключение — часть, подводящая итоги и отвечающая на поставленный вопрос в начале сочинения.

Каждый элемент, представляет собой отдельный абзац. Основная часть также может быть разделена на несколько смысловых абзацев, если текст слишком длинный или же этого требует содержание.

Вводный абзац

Абзац не стоит делать слишком большим (пять-шесть предложений, объясняющих дальнейшую тему рассуждений) и перегружать терминами и понятиями. Введение должно состоять из трёх смысловых частей.

  • Вводная часть — несколько общих предложений, подводящих к проблеме. Здесь уместно использовать клише.
  • Проблема — лучше всего, если представлена в форме вопроса, но не возбраняется и в виде повествовательного предложения. Она должна быть краткой, точной и понятной и затрагивать только один вопрос, который получит раскрытие и подтверждение в главной части. Не стоит пытаться уместить в одно предложение несколько понятий.
  • Переход к основной части — подводит читателя к главному рассуждению. Здесь также уместно использование клише.

Основная часть

Самая объёмная и имеет свой план. Эссе по литературе в 10 классе обязательно должно содержать литературные аргументы, подкрепляющие позицию и поясняющие проблему, обозначенную в начале текста. Каждый аргумент — это отдельная часть главного абзаца со своей структурой:

  1. Тезис, раскрывающий проблему.
  2. Литературный пример.
  3. Микровывод по тезису.
  4. Плавный переход к следующему тезису или заключительному абзацу.

На всех этапах возможно использование клише, как вспомогательного инструмента.

Заключительная конструкция

Удобнее всего начинать вывод с вводного клише (таким образом, итак, в итоге и т. д. ). После предстоит переформулировать первый абзац, пересказав проблему и подтвердив её уже сделанными микровыводами из основной части. В конце можно добавить несколько предложений с личным мнением или же общие слова по теме, наводящие на размышления.

Не стоит забывать, что это в первую очередь творческая работа. Понимание структуры и знание клише не обязывает чётко следовать составленному плану. В 10 классе проекты по литературе имеют менее строгую форму, чем на ЕГЭ. В процессе создания всегда возможны изменения и корректировки, но необходимо держать в голове скелет структуры сочинения и не злоупотреблять клише.

Еще тесты

Читайте также

Пишем отчёт по производственной практике на предприятииКак зарабатывать на помощи студентам?Куда можно поступить с географией — список лучших профессий и ВУЗовСроки обучения в ВУЗах России — формы и периоды получения образования

Чтобы хорошо написать сочинение, раскрыть все аспекты исследуемой темы, необходимо составить план написания сочинения по литературе.

Подготовка к сочинению

Перед началом написания сочинения необходимо составить примерный план работы. Это нужно для того, чтобы направить мысли ученика в нужное русло. Необязательно строго придерживаться плана, когда вы пишите сочинение. Если вы вдруг увидели новый поворот темы, который кажется вам интересным, но не соответствует плану, не беспокойтесь об этом. Просто скорректируйте план, но не отказывайтесь от него вовсе. План нужен для того, чтобы к нему можно было в любой момент обратиться и восстановить первоначальный замысел или скорректировать его.

Структура плана

Составляя план, необходимо помнить о том, что сочинение композиционно делится на несколько значимых частей.

Первая часть представляет собой вступление. Во вступлении формулируется основной тезис, который потом раскрывается в основной части сочинения. Вступление подготавливает к началу анализа литературного произведения, который будет помещен во второй части. В первой части очень важно сформулировать цель сочинения (проблему). В зависимости от темы, во вступлении может быть охарактеризована эпоха, история создания произведения, особенности творчества писателя.

Вторая часть сочинения, самая большая по объему, называется основной. В этой части, как предполагается, следует полное и разностороннее раскрытие и доказательство тезиса, заявленного во вступлении. Во второй части может быть несколько пунктов и подпунктов. Основная часть – это содержание вашего сочинения.

Третья часть – заключение – так же важна, как и основная часть. В заключении необходимо сделать общий вывод, к которому привели рассуждения из основной части. Умение обобщить свои мысли, сделать правильный вывод очень важно при работе над заключением сочинения. Заключение должно быть кратким.

Рис. 1. Структура сочинения в таблице.

Все три части должны быть связаны друг с другом по смыслу. Несмотря на то, что они имеют разный размер, все они равны по значению.

План записывается на черновике и может уточняться и конкретизироваться в процессе работы над сочинением.

План должен соответствовать теме сочинения, максимально полно охватывать вопросы, относящиеся к теме, быть логическим, последовательным.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам составить план сочинения по литературе, сделать его более грамотным и емким. Здесь объясняется, из каких пунктов состоит план, и каких аспектов необходимо придерживаться.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Из скольких основных частей состоит план сочинения?</h3>

    • <label>из 2 частей</label>
    • <label>из 3 частей</label>
    • <label>из 4 частей</label>
    • <label>из 5 частей</label>

(новая вкладка)

1. Готовьтесь заранее

Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.

2. Придерживайтесь алгоритма

Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.

  1. Выбирая тему, убедитесь, что хорошо знаете это произведение и сможете развернуто написать о нем полноценную письменную работу.
  2. Составьте план! Пусть он будет коротким, но четким и поможет вашему сочинению выглядеть убедительно.
  3. Напишите тезисы, которые смогут лучше раскрыть выбранную тему и ярче осветить ее. Каждый тезис должен представлять собой одно-два предложения или даже всего несколько слов.
  4. Пишите сочинение на черновик. Это поможет не только избежать грамматических ошибок, но также увидеть текст проблемы со стороны и понять, чего же ему не хватает. Однако внимательно следите за временем, заложив на написание чистового варианта как минимум треть общего экзаменационного времени.
  5. Переписывайте материал на чистовик, но не забудьте внимательно перечитать работу перед тем, как сдавать ее на проверку.

3. Пользуйтесь шаблонами

В любой другой ситуации шаблон — это плохо. Здесь же он помогает сэкономить время и сохранить жесткую структуру написанного вами сочинения. При создании сочинения шаблон может стать для вас подсказкой: с чего начать и чем закончить абзац, как сделать переход от одной мысли к другой, а главное — чем наполнить вступление и заключение.

Так, например, во вступлении можно использовать следующие фразы:

  • «Эта тема давно волнует человечество»,
  • «Над этой проблемой задумывался не один автор, и (Имя Автора) также не был исключением».

А в заключении уместно будет сказать:

  • «Это произведение учит нас…»,
  • «Подводя итог, можно сказать, что…» и т. д.

Не стесняйтесь использовать такие выражения, как:

  • «Я полностью разделяю точку зрения автора»,
  • «Авторская позиция заключается в…»,
  • «Данная тема отображена в…» и т. д.

Однако не забывайте о том, что ваша личная позиция интересует членов комиссии гораздо меньше, чем изложение конкретных фактов и взглядов именитых критиков русской литературы.

4. Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

5. Пользуйтесь терминами

Хорошее знание терминологии поможет вам получить высокий балл на экзамене. В сочинении рекомендуется упомянуть как минимум пять литературоведческих терминов, причем, необязательно самых сложных: слова «эпитет», «лирическое произведение» и «завязка» тоже считаются.

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

Остальные критерии:

  1. Соответствие темы и содержания. Если сочинение написано на заданную тему и авторская позиция изложена верно, вы получите за работу три балла. В случае несоответствия темы и содержания вы можете получить два балла. Один балл поставят за тему, которая раскрыта не полностью. Если сочинение написано не по теме, то вы получите ноль баллов.
  2. Работа с текстом произведения. Требуется подробный и качественный анализ произведений (если тема касается лирики, то необходимо вспомнить как минимум три стихотворения). Если при этом не допущено ни одной фактической ошибки, то автору сочинения поставят три балла.
  3. Опора на теорию литературы. При отсутствии ошибок и использовании литературных терминов за сочинение по этому критерию вы получите два балла.
  4. Композиционная цельность и логичность. Здесь важна структура, отсутствие повторов и нарушения последовательности.
  5. Соблюдение речевых норм. Красивый и правильный русский язык — основа любого сочинения. Если сочинение стилистически выверено и устраивает комиссию, то вы получите свои законные три балла.

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Опубликовано 10.05.2019 — 23:50 —

Прежде чем писать сочинение, мы задаемся несколькими вопросами:

1.Как писать итоговое сочинение?

2.Какой алгоритм написания сочинения?

Вам предлагается примерный план(структура) итогового сочинения.

Скачать:

Вложение Размер
struktura.docx 15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Структура итогового сочинения

I. Вступление – формулировка темы.II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.III. Заключение – обобщение ваших мыслей.

Часть сочинения

Клише

Вступление

Вступление занимает первый абзац (примерно 50 слов).

Раскрываем суть понятий. Четко отвечаем на вопрос, обозначенный в теме сочинения.

С давних времён люди задумывались над вопросом …

Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

Как следует относиться к …?

Для чего нужно…?

(ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

Я считаю, что…

На мой взгляд, ….

Переход от вступления к основной части

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Основная часть

Основная часть (примерно 200 слов) строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент — мини-вывод.

Тезис

 Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

 Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

 Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

Аргумент№1(литературное произведение)

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

(Мини-вывод)

Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

 Вспомним произведение (название и ФИО автора) …

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Писатель считает, что…

Автор хочет донести до нас мысль о….

Писатель подводит нас к мысли:

Автор считает, что…

Аргумент№2(литературное произведение)

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

(Мини-вывод)

Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).  

Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

Автор считает, что…

Писатель считает, что…

Автор хочет донести до нас мысль о….

Писатель подводит нас к мысли:

Заключение

Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению (примерно 50 слов).

Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы).

В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

Таким образом, можно сделать вывод: …

Мне бы хотелось верить в то, что…

Хотелось бы, чтобы люди задумались…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования…

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования…

Примерная структура итогового сочинения

Приведен пример сочинения с примерным количеством слов в каждом абзаце…

Структура итогового сочинения

В данной презентации раскрываются требования, предъявляемые к итоговому сочинению, и критерии оценки….

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы….

Структура итогового сочинения

План итогового сочинения…

План(структура) итогового сочинения по литературе

ull;Классическая структура сочинения предполагает наличие трёх главных частей: вступления, основной части и заключения.•Во вступлении формулируется тезис, к которому в основной части будут прив…

  • Мне нравится

  17 июня 2020СочинениеОбщая композиция для итогового сочинения и речевые клише.Самая простаяВведение, подводит к темеРаскрытие темы (тезис) — ваше мнениеАргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис(анализ, интерпретация, микровывод).Вывод+ логические переходы между частямиПростаяВведение, подводит к темеРаскрытие темы (тезис) — ваше мнениеДва аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этотпример подтверждает тезис.ВыводСложнееВведение, подводит к темеРаскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.ВыводПодробнее о структуреВступление.Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить оместе этих явлений в жизни человека и т.д.)Тезис.Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,расширить ее, распространить.Важно! Работаем с ключевыми словами темы.Связка (мостик, логический переход).Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.Микровывод.После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, этополезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.Из каких частей может состоять этот анализ:План анализа персонажа:1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.Клише для итогового сочиненияРечевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нитьсуждения.Для вступления→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …Для перехода к основной части→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …→ Обратимся к произведениям художественной литературы→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы→ Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)Для тезисов→ Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)Для аргументовОбращение к произведению→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…→ Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).→ Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).→ Вспомним героя повести… (автор, название).→ Обратимся к роману… (автор, название).→ Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:→ Автор повествует о…→ Автор описывает…→ Поэт показывает…→ Писатель размышляет о…→ Писатель обращает наше внимание…→ Писатель заостряет наше внимание на …→ Он акцентирует внимание читателя на…→ Этот поступок героя говорит о …→ Мы видим, что герой поступил так потому…→ Автор показывает, к каким последствиям привело…→ Этому герою/поступку автор противопоставляет…→ Писатель осуждает…→ Он ставит нам в пример…→ Автор подчеркивает…→ Автор утверждает…Промежуточный вывод:→ Писатель считает, что…→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….→ Мы можем прийти к выводу…Для заключения→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…→ Невольно напрашивается вывод…→ Таким образом, мы приходим к выводу: …→ Итак, можно сделать вывод, что…→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…→ Хочется верить, что…→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…→ Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…→ (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…План эссеРечевые клише сочинения ЕГЭПлан итогового сочинения —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться. Используемые источники:

  • https://nauka.club/pomoshch-studentu/plan-sochineniya-po-literature.html
  • https://obrazovaka.ru/literatura/plan-sochineniya.html
  • https://ruseducenter.ru/blog/ege/sovety-kak-nauchitsya-pisat-sochineniya-po-literature-na-ege-na-otlichno/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/05/10/struktura-itogovogo-sochineniya
  • https://4ege.ru/sochinenie/60429-struktura-itogovogo-sochinenija.html

https://sn.ria.ru/20210827/ege-1747480370.html

Рособрнадзор обновил задания ЕГЭ

Рособрнадзор обновил задания ЕГЭ — РИА Новости, 27.08.2021

Рособрнадзор обновил задания ЕГЭ

Задания Единого государственного экзамена 2022 года обновлены в связи с переходом на новый образовательный стандарт, сообщает пресс-служба Рособрнадзора. РИА Новости, 27.08.2021

2021-08-27T11:45

2021-08-27T11:45

2021-08-27T11:45

общество

федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор)

сн_образование

федеральный институт педагогических измерений (фипи)

единый государственный экзамен (егэ)

социальный навигатор

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/0a/1736530150_0:15:3078:1746_1920x0_80_0_0_fdbc8089bc32ecc79f9154ad933c5f44.jpg

МОСКВА, 27 авг — РИА Новости. Задания Единого государственного экзамена 2022 года обновлены в связи с переходом на новый образовательный стандарт, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2022 году.Отмечается, что изменения коснулись структуры КИМ, включения новых моделей заданий на применение предметных знаний. Предполагается, что все изменения направлены на усиление «деятельностной составляющей КИМ»: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации.В ЕГЭ по базовой математике добавлены задания, проверяющие умения выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели. В ЕГЭ по биологии включено задание, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.Из экзаменационной работы по истории исключено сочинение, но добавлено задание на установление причинно-следственных связей, а вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне, включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.Участникам ЕГЭ по географии будут предложены два новых задания, проверяющие умения определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.В ЕГЭ по литературе обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения, теперь оно должно содержать не менее 200 слов. Время, отведенное на выполнение экзаменационных работ по истории и обществознанию, сокращено с 235 до 180 минут.Опубликованные ФИПИ материалы являются основой для составления экзаменационных материалов ЕГЭ в новом учебном году. Также с помощью этих материалов будущие участники ЕГЭ и их преподаватели могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

https://sn.ria.ru/20210825/rosobrnadzor-1747171926.html

https://ria.ru/20210825/ege-1747243596.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/0a/1736530150_347:0:3078:2048_1920x0_80_0_0_97a73273c4b47cef8293ebdba456d61e.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор), сн_образование, федеральный институт педагогических измерений (фипи), единый государственный экзамен (егэ), социальный навигатор

МОСКВА, 27 авг — РИА Новости. Задания Единого государственного экзамена 2022 года обновлены в связи с переходом на новый образовательный стандарт, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2022 году.

«С 2022 года ЕГЭ проводится на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В связи с этим во всех учебных предметах, кроме информатики, которая была переведена в компьютерный формат в 2021 году, произошли изменения», — говорится в сообщении.

Отмечается, что изменения коснулись структуры КИМ, включения новых моделей заданий на применение предметных знаний. Предполагается, что все изменения направлены на усиление «деятельностной составляющей КИМ»: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации.

В ЕГЭ по базовой математике добавлены задания, проверяющие умения выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели. В ЕГЭ по биологии включено задание, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.

Из экзаменационной работы по истории исключено сочинение, но добавлено задание на установление причинно-следственных связей, а вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне, включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.

Участникам ЕГЭ по географии будут предложены два новых задания, проверяющие умения определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.

В ЕГЭ по литературе обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения, теперь оно должно содержать не менее 200 слов. Время, отведенное на выполнение экзаменационных работ по истории и обществознанию, сокращено с 235 до 180 минут.

Опубликованные ФИПИ материалы являются основой для составления экзаменационных материалов ЕГЭ в новом учебном году. Также с помощью этих материалов будущие участники ЕГЭ и их преподаватели могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

Крутые задания, которые помогут превратить написание сочинений в творческий и увлекательный процесс!

Сайт для составления сочинения

Как часто учителя, задавая написать сочинение, разрешают ученикам выбрать тему или идею своего произведения? Увы, такие ситуации можно буквально перечесть по пальцам. Зачастую педагоги наперёд знают какой будет тема и структура очередного сочинения, ведь этого требует школьная программа.

Но что, если дать учащимся больше творческой свободы и даже время от времени её поощрять? Ведь существует множество нестандартных упражнений, которые помогают улучшить творческие и аналитические навыки письма, вызывая при этом огромнейший восторг у детей. 

В этой статье приведены 7 креативных заданий, которые покажут ученикам, что написание сочинений — это не всегда рутинный и однообразный процесс.

Искажение прошлого

Чтобы выполнить это упражнение, ученикам придётся выдумать историю, основываясь на различных визуальных образах. Чаще всего это старые фотографии и открытки, которые обычно служат мощным визуальным ориентиром для воображения. Они содержат никому не известные, но очень реальные истории, и задача учеников — подарить этим историям новую жизнь.

Пусть ребята внимательно изучат фотографии и попробуют угадать (или полностью выдумать) то, что на них происходит. Вот несколько руководящих вопросов, которые можно использовать в качестве подсказок для написания такой истории:

▸ Где была сделана фотография?
▸ Кто эти люди на фото и откуда они взялись?
▸ Каковы их отношения друг с другом?
▸ О чём они думают?
▸ О чём говорит их одежда, мимика, взгляд?
▸ Что произошло после того, как была сделана фотография?

«Утренние страницы» 

«Утренние страницы» — это увлекательное упражнение, которое прекрасно развивает воображение и память учащихся. Ребята могут выполнить это задание дома или же на уроке (обязательно в самом его начале). 

Идея задания заключается в том, чтобы записать что-нибудь рано утром, желательно сразу после пробуждения. Неважно, о чем будет писать ученик, важен сам процесс написания. Что бы ни пришло в голову, нужно заполнить этими идеями хотя бы одну-две страницы. 

Ученик может выполнить это задание даже за завтраком! Упражнение должно быть медитативным и расслабляющим, что послужит интересным и необычным стартом учебного дня. 

Главное, сочинять «утренние страницы» для себя, без внутреннего редактора и различных исправлений. Чтобы упражнение было эффективным, записи стоит держать втайне ото всех, и даже автор не должен читать их хотя бы в течение нескольких недель. 

Описание в 100 слов

Рассказать о чём-то, использовав сто слов. Звучит легко в теории, но на практике это непросто. Выполняя это задание, ваши ученики научатся писать более кратко, проверят понимание и улучшат навыки критического мышления.

Для начала попросите ребят выбрать идеи или предметы, о которых они мало что знают. Пусть попытаются написать о них, используя ограниченное количество слов. 

Чтобы успешно справиться с этим заданием, ученики должны быть лаконичными и точными в своих высказываниях. Другими словами, они должны понимать «когда», «почему» и «как» работает выбранная ими концепция или идея.

Сильные слова

Задание о «сильных словах» укрепляет не только фантазию, но и моральные ценности учащихся. Основная идея упражнения — вспомнить и записать историю о том, как ученик проявил храбрость, заступился за кого-то или поддержал чью-то идею. И даже если в жизни ребёнка таких ситуаций ещё не случалось — не страшно, ведь всегда можно написать о действиях того человека, который вдохновляет на отважные поступки. 

Вся прелесть этого задания в том, что оно никак не ограничивает фантазию учеников: история может быть о том, как ученик постоял за себя, за кого-то другого, за общее дело. Ученик может написать о том, что он однажды сказал или что хотел бы сказать, а ситуация может оказаться как настоящей, так и полностью выдуманной. 

Игра с перспективой

Игра с перспективой научит учеников видеть одну и ту же ситуацию по-разному. Вот несколько примеров того, как это работает:

▸ Возьмите известную сцену из фильма, например, триллера или драмы, и попросите учащихся переписать её как комедию.
▸ Дайте ребятам классическое стихотворение и пусть они перепишут его как новостной репортаж.
▸ Пусть учащиеся выберут любое стихотворение и составят из него сочинение, изменяя структуру и ритм первоначального произведения.

Составление заголовков

Хороший заголовок — это пятьдесят процентов успеха любой статьи или рекламы, но составить его не так просто. Иногда редакторы и журналисты часами ломают головы над фразой, которая станет главной идеей очередной публикации.

Создание заголовков может стать весёлым и креативным упражнением, которое поможет вашим ученикам в развитии творческого мышления. Пусть попробуют составить заголовок, используя минимальное количество слов!

Отзывы о фильмах, рецензии, рецепты и многое другое

Писать отзывы, комментарии и критику к различным творческим работам — это сложная задача, требующая большого опыта и понимания. Выберите случайную книгу или фильм, и пусть ваши ученики попробуют составить профессиональный комментарий к этому произведению. Такие упражнения помогут вам разжечь в учащихся творческий азарт и заставят их раз и навсегда полюбить писать сочинения. 

Уважаемые педагоги, а как вы прививаете своим ученикам любовь к творчеству? Давайте продолжим этот список идей в комментариях!

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

  • Сайт дс 4 сказка город нижневартовск
  • Сайт елена счастливая рассказы
  • Сайт для стихов собственного сочинения
  • Сайт для переделывания сочинений
  • Сайт для проверки сочинений на ошибки пунктуации и орфографии