Лирический герой В.Маяковского – это:
- Носитель его ценностных установок
- Художественная реализация его авторского «я»
Образ лирического героя поэта двойственен, так как в нем сосуществуют сразу:
- Общественные идеалы
- Родовые черты
Для понимания образа героя Маяковского важно осознавать, что и сам поэт — это одновременно:
- Реальная личность
- Субъект высказывания (художественный автор)
Поэтому прямое отождествление их некорректно. Однако и тот и другой несет на себе непосредственное влияние действующей во времени истории и культуры (социально-культурная и историческая ситуация).
Образ лирического героя Маяковского, как иных авторов, можно рассматривать как некоего «художественного двойника», для которого можно установить:
- Определенную личную судьбу
- Отчетливость психологического мира
- Отдельные черты сходства (портрет, лексика, поведенческая матрица и т.д.)
Однако даже при наличии некоторой близости автора и его лирического персонажа, сам лирический герой всегда является самостоятельным художественным образом, для которого характерно:
- быть обобщенным воплощением (идеалы, система ценностей автора)
- являться художественным «кодом», «ключом» к разгадыванию самого автора
Положение и степень «близости» автора и его героя в современном литературоведении может воспроизводиться в таких субъектных организациях
Когда автор находится в позиции повествователя, «наблюдателя». | Когда лирический герой является смысловым центром и выражает позицию автора | Когда произведение имеет ролевого героя (чужое сознание, диалог) |
Лирический герой произведений Маяковского
В творчестве поэта наибольший «удельный вес» имеет лирический герой второго типа и практически отсутствует вариант №1, когда позиция автора не выходит за рамки простого наблюдения.
То есть, образ героя у Маяковского становится не просто центром внимания читателя, но и сам герой:
- «Сражается» за такое место
- Является нарочито индивидуальным высказыванием
- Становится оппозиционен окружающему его миру
Больше того, герой произведений поэта стремится не просто к вниманию или оценке читателя, в его задачи входит переделка всего этого окружающего мира.
Поэт выводит персонажа, который:
- Не принимает существующее мироустройство
- Не приемлет самого Бога вместе с его Творением
- Притязает сам на место Творца
- Желает и чувствует себя вправе созидать новый и, главное, гармоничный, по его мнению, мир.
Такие характеристики можно применить к дореволюционному творчеству Маяковского в целом.
Уже после событий 1917 года лирический герой произведений поэта немного изменяется. Он словно желает «слиться с массами», уходит как бы в тень, делегируя революции свои «полномочия» на преображение мира.
Но через некоторое время лирический герой Маяковского снова возвращается на свои прежние позиции, преодолевая позыв к коллективизму.
Герой снова занимает место центра художественной системы поэта и его произведений, но при этом у самого автора:
- Отсутствуют притязания на статус единственного владельца истиной
- Нет претензий на роль единственного переустроителя жизни
Произведения, где лирический герой Маяковского находится в ролевом положении, можно сгруппировать в два типа.
Герой как антипод | Герой как проекция автора |
Сюда относятся сатирические стихотворения, «гимны» дореволюционного этапа творчества |
|
Эти два типа героев различны по своим ценностным позициям:
- Для первого типа – они напрочь неприемлемы для поэта (мещанство, праздность и т.д.)
- Для второго – они полностью соответствуют личностным авторским установкам (революционные завоевания и преображение человека)
Приемы выражения авторской позиции у лирического героя Маяковского
Ключевым приемом такого отображения авторской идеи в лирическом герое у поэта является маска.
Этот элемент с момента своего появления в художественном пространстве искусства всегда занимал особую и даже значительную позицию. Это относится как к классике, так и к современности. Однако в культуре рубежа веков (Серебряный век) маске была отведена особая роль, поскольку:
- Давала возможность усложнять формы лирического высказывания
- Открывала многоликость лирического героя
- Являлась концептуальной идеей в создании «условной реальности»
Маяковский использует «маску» своего героя для его дистанцирования и даже изоляции. В эпатажной лирике герой поэта предстает как фат, нахал, циник и т.д. Но в концепции маски находится двойственная структура с обязательной оппозицией ее элементов. Так, за эпатажной декларацией у Маяковского стоит сад «великой души», укрывается «бабочка сердца».
Лирический герой произведений поэта, используя такие маски, стремится вызвать реакцию мира, а затем разоблачить сам мир, сорвав с него самого его маску.
Масочная образность в лирике Маяковского используется в ситуациях:
- Общения героя и мира
- Провокации как сознательной установки
Эти средства используются поэтом для решения главных задач его творчества – поиска истины и «обнажения» современной ему реальности.
В качестве вывода можно заметить следующее:
Автор и лирический герой у Маяковского имеют сложные взаимоотношения, которые существуют в аспектах взаимодействия и дополнения. Образ героя в произведениях поэта никогда не сводится полностью к личности автора, однако поэт:
- реализует посредством него свои чувства, мысли
- привлекает внимание читателя к проблемам, которые являлись для него личностно-важными.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Клише для написания сочинения по типу ЕГЭ
- Вступление (2-3 предложения, подводящие к проблеме). Можно не использовать вступление и сразу перейти к риторическому вопросу или к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написаны многие произведения и сняты тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Формулировка проблемы (К1) (размышления автора над поставленной проблемой).
Клише для формулировки проблемы:
- Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
- Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?)…
- В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
- Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящён текст автора (ФИО).
- Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
- Комментарий к проблеме (К2) (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними (противопоставление, сравнение, пояснение, уточнение или дополнение информации, обобщение, указание на следствие или причину…). ПОМНИ: комментарий — это не пересказ, а АНАЛИЗ! Поэтому все элементы, представленные в шаблоне, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Клише для комментария:
Примеры–иллюстрации 1 и 2 |
|
Пояснение к примерам (к каждому из двух) |
|
Связь между примерами | ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ:
|
- Авторская позиция (К3) (позиция автора исходного текста — ответ на проблемный вопрос) раскрывается после комментария, состоящего из 3-х абзацев.
Клише для отображения авторской позиции:
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- Позиция автора заключается в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Позиция автора очевидна (ясна, несомненна, такова…)…
- «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора».
- Собственное отношение к позиции автора (К4)
Состоит из трёх этапов:
1) согласие или несогласие с автором;
2) почему согласен(-на) или не согласен(-на);
3) аргумент-обоснование (пример из художественной литературы, цифры, факты, пословицы, афоризмы, высказывания известных людей, жизненный опыт и т.д.).
Клише для выражения собственного мнения:
Твое отношение к позиции автора |
|
Обоснование собственной позиции |
|
- Вывод (обобщение рассуждения, итоги рассуждения из 2-3 предложений).
Клише для вывода:
- После прочтения текста (имя автора) становится понятно…
- После знакомства с героями приведённого для анализа произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаёшь…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной и актуальной, и это даёт возможность рассмотреть её более глубоко (отнестись к ней со всей серьёзностью…).