Саамы или саами как правильно пишется

Перефразируя классика скажем, народы всякие нужны, народы всякие важны. тем более такие древние, как саамы или, по-русски, лопари, предки которых

Перефразируя классика скажем, народы всякие нужны, народы всякие важны. Тем более такие древние, как саамы или, по-русски, лопари, предки которых знавали ещё викингов и новгородских ушкуйников.

Собственно, одно из двух имён этого народа – лопари или лопь, славянского происхождения, и оно было дано саамам соседями новгородцами, теми же самыми новгородскими ушкуйниками. Викинги же, в свою очередь, называли саамов уже на свой лад, lappar. Отсюда же и название родной земли саамов – Лапландия. Дескать, земля эта не абы чья, а самых что ни на есть настоящих лопарей.

Кто такие Лопари (Саамы)

Саамы

Этот северный народ действительно древен и очень самобытен, но, к вящему нашему сожалению, не столь известен, сколь известна теперь та суровая земля в Заполярье, на которой они когда-то осели –Лапландия, чья территория включена теперь в состав сразу четырёх государств: Швеции, Финляндии, Норвегии и России.

Отсюда же ещё одно из старинных названий саамов – лапландцы. Имя, которое встречается, в частности, у знаменитого датского сказочника Ганса Кристиана Андерсена – в его не менее знаменитой сказке «Снежная королева».

У саамов своя национальная атрибутика, то есть свой флаг и даже гимн, а их права отстаивают выборные в представительных органах культурного самоуправления – в саамских национальных парламентах в странах, в которых они проживают.

Где живут Саамы

Сегодня саамы живут в Швеции, Финляндии, Норвегии и России. Место компактного проживания саамов в России – в Мурманской области, на Кольском полуострове.

карта

Численность народности

Общая численность нынешних лопарей невелика – что-то около 70 тысяч или 80 тысяч человек, у них свой язык, точнее, целая группа языков, которая входит в одну из групп языков финно-угорской ветви уральской семьи языков. Причём, из упомянутого числа этнических саамов на родном языке говорят сейчас не более 25 тысяч человек.

Больше всего лопарей или саамов в Норвегии. Во всяком случае, об этом говорит демографическая статистика за 2007 год, согласно которой в этой стране тогда проживало не многим меньше 38 тысяч саамов. На втором месте была тогда Швеция с её 20 тысячами саамов, а на третьем – Финляндия, в пределах которой тогда проживали 5800 саамов. Меньше всего было в те годы саамов в России – 1771 человек.

Кстати!

В Финляндии, где саамы считаются коренным народом, саамская этническая идентичность надёжно защищена основным законом страны – Конституцией.

Быт Саамов

У нынешних саамов широко распространён культ предков, хотя они и придерживаются теперь в скандинавских странах – лютеранства, а в России – православия.

Основная социальна-экономическая единица саамов – сийт или сыйт, состоящая из нескольких семей, объединённых по территориальному признаку, в пределах одного саамского погоста, то есть поселения. Попросту говоря, полузакрытая община, в которой некогда предусматривались, среди прочего, близкородственные браки и прочее.

Саамы

Жилище

Традиционное саамское жилище было деревянным – из грубо сколоченных досок или брёвен, прямоугольным или квадратным, вход в которое был всегда ориентирован на юг, с дымоходом в виде небольшого оконца в потолке. Внутри такое жилище устилалось шкурами.

 «Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в нее на четвереньках» (Г.Х. Андерсен).

В период летнего кочевья саамы пользовались куваксой – временным жилищем, конструктивно очень напоминающим опять-таки традиционный североамериканский индейский вигвам.

Традиции и обычаи

Домашнее оленеводство, рыболовство и охота (точнее, пушной промысел) – вот те три «кита», на которых с давних времён проходило становление самобытного саамского этноса. Впрочем, первый «кит», домашнее оленеводство, добавился к традиционным занятиям саамов много позже, только в XVII веке.

Отсюда же и особенная саамская кухня, в которой традиционными считаются блюда из оленины и рыбы. Из традиционных же саамских напитков обычно называется оленье молоко.

Язык

Ещё несколько слов о саамских языках. Хотя в русской традиции принято говорить о саамская языке и его многочисленных диалектах. Причём, эти диалекты по целому ряду признаков настолько отличаются один от другого, что их носители зачастую просто не понимают друг друга. Совсем.

Сейчас учёные-лингвисты и филологи выделяют свыше десятка саамских языков, объединённых в две неравномерных группы – западносаамскую и восточносаамскую.

Саамский язык является официальным в некоторых муниципалитетах (коммунах) Скандинавии.

Происхождение или, правильнее сказать, истоки саамского языка до сих пор остаются невыясненными, однако в современной речи саамов прослеживается некий досаамский, дофинно-угорский субстракт неуральского происхождения, что даёт основание тем же учёным-лингвистам и филологам утверждать, что когда-то в глубокой древности предки нынешних саамов каким-то образом перешли с языка «неизвестной генетической принадлежности» на некий язык, который был близок к праприбалтийско-финскому, а тот, в свою очередь, испытывал влияние сразу нескольких соседних языков, в том числе финно-угорских.

Как выглядят Саамы – внешность

Как выглядят Саамы

Внешность саамов обычно описывается современными антропологами как переходная от уральского типа к большому европеоидному, в котором одновременно выделяется особая лапоноидная группа, типичным представителям которой присущ низкий рост, непропорционально длинные руки, светлая кожа и так далее.

Кстати, скорее атипичной саамкой является известная голливудская актриса Рене Зеллвегер, мать которой норвежка с саамскими корнями.

Саамы в наши дни

Саамы очень редко появляются в новостных лентах информагентств, и о них, как будто, вовсе не снимают фильмов и не пишут книг, хотя и нельзя сказать, что в настоящее время они живут как-то обособленно, и, тем более, не в изоляции.

Впрочем, одна из представительниц этого малого народа, саамка Анни, в начале нового тысячелетия стала главной героиней художественного фильма русского режиссёра Александра Рогожкина «Кукушка», яркий образ которой был талантливо сыгран «всамделишной» саамкой, 23-летней финской актрисой Анни-Кристиной Юусо, чья роль в этом фильме была вообще первой ролью в кинематографе. А до того она работала на финском радио и вела программы на саамском языке.

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании о саамах? Олени, Лапландия, северное сияние, полярная ночь и, может быть, «Снежная Королева» Андерсена. Sapmi – так правильно называется страна саамов – раскинулась перед Полярным кругом  к северу, до Норвежского моря на западе и до Белого – на востоке.

Сегодня cаамы живут на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. «Мы – олений народ» говорят сами про себя представители этой уникальной северной народности, умудрившейся сохранить традиции предков и по сей день. 6 февраля в Финляндии отмечается национальный день саамов.

Саамы

На территории Финляндии численность саамского населения составляет примерно 9 000 человек, а сохранение саамского языка и культуры, находящихся под угрозой исчезновения, обеспечивает собственный автономный парламент. Несмотря на суровые природные условия и малочисленность саамов, их культура по-прежнему сохраняется, остается невероятно богатой и даже дополняется новыми веяниями.

История саамов, коренного народа Финляндии

Чудные земли «к востоку от Солнца и к западу от Луны» из старых скандинавских сказок с древних времен были населены саамами. Первое доказательство присутствия человека на юго-востоке Финляндии относится к периоду примерно 10 500-летней давности. По мере таяния льда, начиная с побережья и продвигаясь вглубь страны, последовали тропы человека, соединяющие нынешние Россию и Норвегию.

Коренные жители Финляндии, ныне называемые саамами, происходили из этих ранних обитателей. По разным теориям, происхождение саамов восходит ко времени 4 000 или больше лет назад. Люди смогли приспособиться к суровому северному климату. Они добывали пропитание с помощью охоты, рыбалки, собирали ягоды.

К XV веку образовалось широкомасштабное развитое оленеводство. Жили в жилищах типа вигвамов. Традиционное жилище саамов называется кота. Это древний переносной лапландский чум, напоминающий жилище североамериканских индейцев, но более вертикальный. Такое жилище позволяло саамам передвигаться по безлесным сопкам Лапландии вслед за оленями. Даже в наши дни саамов называют «народом 8 сезонов» по 8 сезонам в оленеводстве: отела, клеймения, счета, кастрации, забоя и др.

Народ Саамы

Традиционный уклад жизни саамы сохраняли достаточно долго. Еще в начале прошлого века большинство из них жили в глухих деревушках, никогда не покидали пределов Лапландии и не умели говорить по-фински.

Но все изменилось во время второй мировой войны. Саамов эвакуировали на юг Финляндии, после чего молодежь захотела остаться в больших городах, а не возвращаться к образу жизни предков. Сегодня 40 % саамов живут вне Лапландии. В наши дни финны шутят, что самая большая саамская деревня – это Хельсинки.

Саамский наряд: gákti, шапка «четырех ветров» и меховые унты

Представители саамов активно подчеркивают принадлежность к своей народности. Молодежь часто дополняет свою обычную одежду частями национального костюма gákti: к нагрудной части рубашки крепится национальное украшение risku, с брюками используется национальный пояс, на шее вместо шарфика может красоваться лапландский нашейный платок silkki, а на ногах вместе с джинсами могут быть надеты лапландские башмаки sisna.

Меховые унты (nutukkaat) шьются из шкуры оленя, и в этой обуви не страшны даже самые лютые морозы. Это саамская зимняя обувь, которую носят и по сей день.

национальные костюмы саамов

Традиционный саамский наряд называется gákti, и хотя он постоянно обновляется в соответствии с веяниями моды, традиции строго соблюдаются. У мужчин это неизменная шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный головной убор имеет не менее впечатляющее название – шапка четырех ветров. Каждый угол соответствует стороне света.

По особым случаям в дополнение к шапке надеваются синие штаны и расшитая рубаха такого же цвета. У женщин головной убор менее оригинальный: обыкновенный кокошник, который к тому же мало кому идет, так что саамские женщины чаще ограничиваются ношением синего платья с яркой оторочкой и широким поясом.

Саамский язык: право на использование

В Финляндии саамы говорят на трех языках: северо-саамском, инари-саамском и колта-саамском. Во второй половине XX века много усилий было приложено для утверждения официального языкового статуса. Чаяния о праве на использование родного языка были услышаны общественностью: ныне саамские языки признаны официальными в трех северных коммунах Финляндии.

Саамы отвоевали многие гражданские права: учить родной язык, требовать переводчика в госучреждениях, если не знаешь финского, кроме того, все священники Финляндии должны уметь вести службу на языке жителей Лапландии.

традиции саамов

Первый учебник саамского языка появился только в 70-х годах прошлого столетия, сейчас большинство учебников издается на северо-саамском языке. Он – самый распространенный.

На саамском языке в Лапландии печатаются законы, дорожные указатели, преподают в учебных заведениях и проводят службы в церквях, ведут суды. Финская телерадиокомпания Yle ведет трансляции на саамском языке. Саамы имеют свое радио и свой орган государственной власти – парламент.

Саамские языки постепенно становятся обиходными и в молодежной среде, хотя происходит это непросто: в саамских языках просто не существует всех современных слов. На саамском языке издается и классическая литература. Это, например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Причем был издан сразу на трех саамских языках, и первый тираж разлетелся мгновенно!

Саамские песни «йойут» – древняя стихия ритма

Западным людям трудно понять традиционные саамские песни. У саамов не существовало своих музыкальных инструментов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. Саамские песни лишены художественных образов. Они представляют собой импровизацию с совершенно конкретным содержанием.

В песнях саамы рассказывают об охоте, природе, женитьбе, поездке в гости, оленях. На протяжении всей песни в особом ритме повторяются слова, красиво звучащие, но не имеющие прямого смысла.

песни саамов

Изучавший саамскую музыку В. Ю. Визе в 1911 году писал: «Я позволю себе сказать несколько слов о своеобразной манере пения лопарей. Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны.

Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена грудных звуков горловыми; создается впечатление, как будто поющий лопарь все время срывается. Когда лопарь начинает петь, он вначале поет без слов, употребляя на каждом звуке все один и тот же слог «лы-лы-лы». Затем постепенно он начинает вводить в песнь слова, время от времени вставляя снова это «лы-лы-лы».

На вопрос, что это «лы-лы-лы» означает, певец отвечает, что «ничего не значит, а поется для того, чтобы разойтись». Чтобы почувствовать красоту этих песен, надо лишь на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма.

Саамский парламент: какие вопросы решают законодатели

Наверное, главное из достижений саамов – свой парламент, учрежденный в нынешней организационной форме в 1996 году. Действующий парламент является преемником предыдущего парламента, утвержденного в 1973 году. С 2012 года саамский парламент Финляндии работает в саамском культурном центре Сайос.

Саамский парламент – единственный в Финляндии орган, который имеет право выражать официальную точку зрения саамов в вопросах, которые затрагивают жизнь саамского населения этой страны. В ведении саамского парламента Финляндии находятся в первую очередь вопросы, связанные с реализацией прав саамского населения Финляндии, как одного из коренных народов, на сохранение и развитие своего языка и своей культуры.

парламент саамов

Кроме того, парламент решает вопросы, связанные с правом саамов пользоваться своим языком в органах власти, а также с автономией, которую имеют саамы на территории саамского региона. Существует у саамов и свой флаг – сине-красный с желтой и зеленой полосами, в центре – круг, символ шаманского бубна.

Быть саамом – это как дар

Так кем же является проживающий в Финляндии саам – финном, саамом или финским саамом? Многие молодые люди – это наполовину саамы, т. е. один из родителей финн. Поэтому финская культура занимает прочное место в таких семьях. Когда растешь в семье, где присутствуют две культуры, то с детского возраста понимаешь, что это богатство, и что одна культура не мешает другой.

Cаамский этнос наиболее емко определила одна девочка школьного возраста, когда на вопрос «что значит быть саамом» ответила: «Быть саамом – это как дар».

Саамы прибыли в Финляндию первыми – и быть может, если климат начнет охлаждаться и огромные полосы льда снова покроют землю, они уйдут последними.

  • Сааз что это такое в сказке ашик кериб
  • Саамская сказка морская бабушка
  • Сабвей серф как пишется на английском
  • Са хьамсара г1алг1айче сочинение на ингушском языке
  • С язвить как пишется