С трудом как пишется наречие

В школе дети изучают множество правил русского языка. но во взрослой жизни, к сожалению, большинство людей их просто не использует.

В школе дети изучают множество правил русского языка. Но во взрослой жизни, к сожалению, большинство людей их просто не использует. Из-за этого допускается много ошибок не только в письменной речи, но и в устной. Но согласитесь, что очень неприятно, когда взрослый человек говорит или пишет абсолютно неграмотно.

Есть люди, которым изучение русского языка дается с трудом, даже если они прилагают массу усилий. А есть те, кто пишет и читает сходу, практически не опираясь на теоретический материал.

Если вы узнали себя в первом примере: не расстраивайтесь! Сегодняшняя статья будет неплохой опорой для повторения школьной программы. Может быть то, что не усвоилось у вас в голове в подростковом возрасте, сейчас покажется легким материалом.

наречие примеры слов

Сегодняшняя тема: правила написания наречий, их роль в русском языке и способы образования. Справедливо отметить, что это один из самых сложных разделов, изучаемых в школе.

Если вы чувствуете, что по знанию этой темы у вас огромный пробел, то прочитав внимательно статью, сможете освежить память и повторить давно забытое.

Наречие, как часть речи

Первое, что стоит запомнить: наречие не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам. Поэтому у него нет окончания. Наречие отвечает на множество вопросов (как, каким образом, сколько, когда, где, почему и т. д.), в зависимости от своего значения.

Эта часть речи обозначает признак действия. Ее значение зависит исключительно от вопроса, на который она отвечает. Часто наречие путают с прилагательным. Но это ошибка! Ведь в отличие от наречия, у прилагательного есть окончание, и оно изменяется по родам, числам и падежам. По этому признаку их очень легко различать, главное — быть внимательным.

История наречия

Наречие — это уникальная и одна из самых интересных для изучения частей речи. Корни его истории берут свое начало еще с древних временах. Раньше количество наречий было очень небольшим, но со временем их число возросло. Эта часть речи все чаще употребляется людьми, делая устную и письменную речь богаче и интереснее.

Разбирая тему наречие, хочется немного остановиться и поговорить об истории его образования. Интересно, что эта самостоятельная часть речи появилась еще в древнерусском языке. Слово «наречие» исконно образовано из двух частей: «на» и «речь». Второе выражение раньше имело много значений, но одно из них, которое подходит по смыслу, было «глагол». Поэтому, если очень просто интерпретировать сочетание двух частей слова «наречие», то в вольном переводе на древнерусский язык получится «наглагол». Это лишь подтверждает достаточно глубокую и неразрывную связь в современном русском языке между наречием и глаголом.

написание наречий

Получается, что еще с древних времен люди, которые занимались изучением языка, видели главной функцией наречия уточнение глагола. В каком-то смысле их связь похожа на сочетания существительного и прилагательного, где вторая часть речи также окрашивает первую в яркие цвета и придает ей образность, четкость и красоту.

Хочется отметить, что по многим данным, наречие появилось позже других частей речи. А благодаря своему заимствованию суффиксов и приставок у прилагательных и существительных, со временем становилось новыми словами.

Сейчас наш язык активно пополняется наречиями. Если сравнить их количество в том же древнерусском языке с тем, что есть сейчас, разница будет огромная. Наречия активно образовываются из других частей речи, украшая и обогащая наш язык.

Способы образования наречий

Как же образуются наречия? Эта часть речи может образовываться от глагола, прилагательного, другого наречия, существительного и числительного. Часто именно эта тема, выделенная жирным шрифтом в учебниках, доставляет школьникам наибольшее количество проблем. Но если хорошенько разобраться, то все не так сложно. Но для этого необходимо рассмотреть каждый из способов образования наречий.

Приставочный способ образования наречий

В этом случае наречия образуются от других наречий с помощью приставок: не, в, на, от, до, ни.

Например: долго – недолго, куда – никуда, туда – оттуда.

образование наречий в русском языке

Суффиксальный способ образования наречий

В этом случае наречие образовывается:

  • от прилагательных с помощью суффикса –и-;
  • от глагола с помощью суффиксов –ючи-,-учи-, -а-,-я-;
  • от качественного прилагательного с помощью суффиксов –о-,-е-.

Примеры слов наречия, образованного:

  • от прилагательных: творческий – творчески, дружеский – дружески;
  • от глагола: играть – играючи, делать – делая, играть – играя;
  • от качественного прилагательного: искренний – искренне, вызывающий – вызывающе.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

В этом случае наречие образовывается:

  • от основ имен прилагательных с помощью приставки из-, ис-, до-, с, со- и суффикса –а-;
  • от основ имен прилагательных с помощью приставки в-, за-, на- и суффикса –о-;
  • от прилагательных и местоимений в дательном падеже при помощи приставки по- и суффиксов –ому-, -ему-;
  • от прилагательных, оканчивающихся на –ки, -ски с помощью приставки по- и суффикса –и-;
  • от существительных при помощи приставок на-, в-, с-, по-, из- и суффиксов –у-, -а-, -и-;
  • от числительных при помощи приставок в-, на-, во- и суффиксов –о-, -е-, -ем-, -их-, -ых-.

Наречие примеры слов:

  • далекий — издалека, сытый — досыта, легкий — слегка;
  • левый – влево, новый – заново, — правый – направо;
  • наш – по-нашему, другой – по-другому;
  • дружеский – по-дружески, индийский – по-индийски;
  • утро – поутру, земля – наземь;
  • второй – во-вторых, два – вдвоем, семеро – всемером.

как образуются наречия

Сложение — способ образования наречий

В этом случае наречие образовывается от сложения двух основ слов, иногда к ним присоединяется суффикс.

Рассмотрим примеры слов наречия: ходит мимо – мимоходом, сей час – сейчас.

Переход из другой части речи

Наречие может образовываться и от имени существительного.

Примеры слов наречия: капельку, чуточку, шагом.

Прочитав все эти пункты, не пугайтесь. Лучше всего сделать себе отдельную памятку в виде табличке и придумать свои примеры. Это отлично поможет запомнить правила, а также заставит ваш мозг проявлять больше активности, чем при зубрежке.

Наречия в предложении

Теперь стало понятнее, как образуются наречия. Для этого было приведено достаточно много примеров. Стоит отметить внимание, что наиболее распространенное образование наречий в русском языке — это итоговое производное слово от прилагательных и причастных. Именно их чаще всего используют в письменной и устной речи.

В школе на уроках русского учеников учат, как правильно использовать наречия в предложении, а также находить их и подчеркивать определенной линией. Если разобраться в этой теме, то порой это даже увлекательно. Если вы совсем ничего не помните, то сейчас освежите знания и повторите правила использования наречий, как членов предложения.

В зависимости от структуры предложения, наречие может играть в нем как главную, так и второстепенную роль. Но его самая распространенная роль — обстоятельство разных видов. В предложении оно подчеркивается пунктиром с точкой. Иногда наречие может выступать в роли определения. Но никогда не бывает сказуемым! Хотя многие часто путают наречие с глаголом и тем самым допускают ошибку.

наречие правило

Написание

После того, как были подробно разобраны основные правила наречий, самое время поговорить об их правописании. Это одна из самых сложных тем в этой категории.

Написание наречий напрямую связано с тем, как они образуются. Здесь можно выделить несколько пунктов, каждый из которых будет разобран подробно:

  1. Правописание суффиксов наречий.
  2. Слитное и раздельное написание наречий.
  3. Правописание наречий через дефис.

Правописание суффиксов наречий

На конце наречий, образованных от прилагательных:

  • после твердых согласных пишется буква «о» (например: мелкий – мелко);
  • после мягких согласных — «е» (например: крайний – крайне).

После шипящих на конце наречий пишется:

  • под ударением — «о» (например: свежо, хорошо);
  • без ударения — «е» (например: волнующе, зловеще).

На конце наречий, которые образованы от кратких прилагательных:

  • после приставок: из-, ис-, со-, с-, до- пишется «а» (например: издалека, изредка);
  • после приставок: на-, за-, в- используется окончание «о». (например: влево).

На конце наречий после шипящих пишется «ь». Например: наотмашь.

У наречий с приставкой по- используется окончание «у». Например: подолгу.

наречия образованные от прилагательных

Правописание наречий через дефис

Наречия пишутся через дефис, если они:

  • образуются от имен прилагательных при помощи приставки по- и суффиксов -ому-, -ему-, -и- (например: по-щучьему, по-английски);
  • сформированы от порядковых числительных при помощи приставок во-, в- и суффиксов –ых-, -их- (например: в-третьих, во-вторых);
  • образованны повторением одного слова (например: еле-еле, чуть-чуть);
  • преобразованы при помощи приставки кое- и посфиксов –то-, -нибудь-, -либо-(например: кое-что, как-то).

Раздельное и слитное написание

Понять условия слитного и раздельного написания наречий — непросто. Ведь огромное количество правил просто перемешивается в голове. И в нужный момент порой просто не получается вспомнить подходящее. Выход один: усердно повторять и стараться запомнить.

Наречия пишутся слитно, если они:

  • произошли от других наречий при помощи различных приставок (например: быстро – небыстро);
  • образованы от числительных с помощью приставок на-, в- (например: трое – втрое, двое – надвое);
  • сформированы сочетанием предлога и местоимения (например: поэтому, вовсе).

Наречия пишутся раздельно, если они:

  • образованы от числительного при помощи предлога по- и суффикса -е- (например: по трое);
  • произошли от числительных, которые повторяются и с предлогом между ними (например: трое на трое);
  • образованы от числительных, оканчивающихся на -их-, -ых- и предлога (например: на пятерых, на семерых).

Интересные факты о наречиях

Напоследок, можно остановиться на интересных фактах связанных с наречием. Возможно, именно они запомнятся вам лучше всего и в дальнейшем помогут блеснуть своими знаниями на уроке перед учителем, одноклассниками или просто в разговоре.

  • В русском словаре самым длинным наречием является слово «неудовлетворительно». Оно состоит из 19 букв и больше, чем оно пока еще зафиксировано не было.
  • Некоторые наречия не подчиняются никаким правилам и их нужно просто запомнить. Например, такое предложение: «Нестись наперегонки». В нем предлог с наречием пишутся слитно. А вот другой пример: «Торопиться и пить чай на ходу». Здесь уже напротив предлог с наречием пишется раздельно. Такие примеры стоит запомнить. И это лишь немногие из них.

приставочно суффиксальный способ образования наречий

Итог

Итак, в этой статье была подробно изучена тема: наречия и их написание. Несомненно, данный материал довольно сложный для понимания и усваивания информации. Возможно, с первого раза вам не удастся понять все. Но для того и существует эта статья, чтобы быть вам опорой и надежным источником для знаний в этой теме.

Определенно наречие одна из самых сложных частей речи, особенно это касается ее написания. Постарайтесь выучить основные правила, а при возникновении спорных ситуаций, чаще заглядывайте в словарь. Лучше так, чем совершать ошибки.

Не пренебрегайте и общими правилами русского языка, уделяйте их изучению хотя бы немного времени. Особенно это касается тех, кто часто совершает орфографические ошибки.

Будьте уверены, что грамотные люди — это не просто зазнайки и зубрилы в школе. Ведь образованный человек уважаем в обществе, а также высоко ценится начальством на престижной работе, даже, если ваша профессия никак не связана с изучением языка.

Кроме того, каждому русскому человеку необходимо знать базовые правила наречий, на которых строится вся наша речь. Ведь порой иностранцы знают русский язык лучше, чем коренные славяне. От этого становится очень грустно и немного стыдно за своих земляков, а все потому, что многим не хватает немного трудолюбия, что очень печально!

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Морфология
  5. Наречие
  6. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий

Наречия пишутся слитно, раздельно и через дефис

1. Слитно пишутся наречия:

1) образованные слиянием предлога с наречием: доныне, извне, навсегда, напротив, насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя.

Примечание:

от таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами,  которые употребляются в значении существительных: до завтра, на нет, на авось, на ура.

2) образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными: вдвое, втрое, вчетверо, надвое, натрое,

          НО: (по двое, по трое, по одному);

3) образованные соединением предлогов с полными прилагательными: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, впервые, вничью;

Примечание: Наречия, образованные соединением предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно: в открытую, в общем.

4) образованные от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов -у-, -еньку-, -оньку-: попусту, потихоньку, помаленьку,

5) наречия в сравнительной степени: повыше, покрасивее, пониже;

6) образованные соединением предлога и существительного: наверх, вначале, впоследствии, налицо, наперебой, напоказ и др.

В отличие от существительных с предлогами, такие наречия по большей части не имеют при себе пояснительных слов:

Вначале я не почувствовал красоты пейзажа (но: Как хорош лес в начале осени!)

7) образованные путём соединения предлога с вопросительно-относительными и указательными местоимениями: почему, отчего, поэтому, оттого, зачем. затем.

Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с местоимением, надо помнить, что наречие можно заменить только наречием, а местоимение с предлогом — прилагательным или существительным:

  • Почему (отчего) ты так поступил? Я так решил, поэтому (потому) так поступил. — По чему (по какому учебнику) лучше заниматься? Лучше заниматься по этому (по новому) учебнику
  • .Зачем (почему?) ты остался? Я остался затем (потому что), что хочу встретиться с тобой. — За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я пришёл за тем (за книгой), что ты мне обещал дать.

2. Следует различать раздельное написание:

1) сочетаний предлога в и слов, которые схожи с наречиями и начинаются с гласной: в упор, в обрез, в отместку, в охапку;

2) сочетаний имён существительных с предлогом без и до: без умолку, без толку, до упаду, до зарезу;

3) сочетаний имён существительных с другими предлогами: на лету, на скаку, за границу, под мышки, под мышками, из-под мышки;

4) выражений метафорического характера (образного): в корне.(полностью) не прав, это мне на руку (выгодно), попасть в тупик (безвыходное положение);

5) словосочетаний, имеющих значения обстоятельств и состоящих из двух существительных с одним или двумя предлогами: бок о бок, шаг за шагом, с глазу на глаз,с боку на бок.

НО: точь-в-точь, крест-на-крест, шиворот-навыворот пишутся через дефис. Это наречия.

3.Через дефис пишутся:

1) наречия с приставкой по— и суффиксом —ому, -ему-, -: по-моему, по- весеннему, по-мужицки;

2) наречия с приставкой во-, в— и суффиксом -ых-, -их-, образованных от числительных: во-первых, в-шестых;в-десятых;

3)  неопределённые наречия с приставкой кое— и суффиксами —то, —либо, —нибудь: кое-как, где-то, куда-либо, как-нибудь;

4) наречия, образованные повторением слов или основ слов: чуть-чуть, еле-еле, волей-неволей, мало-помалу;

5) наречия, образованные сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову;

6) наречие на-гора (технический термин = наверх).

Примечание: в случае затруднения написания наречий нужно обращаться к орфографическому словарю.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Степени сравнения наречий

НЕ с наречиями

Буквы Е/И в приставках НЕ/НИ отрицательных наречий

Буквы О и А на конце наречий

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

-Н-/-НН- в суффиксах наречий

Морфологический разбор наречия

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Причастие

Деепричастие

Наречие

Местоимение

Слова категории состояния

Предлоги

Частицы. Их виды.

Союзы

Междометия и звукоподражательные слова

Морфология


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 197,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 90,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение Практикум стр. 150,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 239,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 240,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 242,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 186,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 285,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 294,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 375,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 471,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 59,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 154,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 277,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 317,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 319,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 78,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 265,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 312,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 417,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Класс

8

Урок

Тема

Правописание наречий

Цель

Повторение и систематизирование материала по правописанию наречий; закрепление и углубление знаний учащихся о правописании наречий; развитие орфографической грамотности, привитие интереса к изучению русского языка

Ожидаемые

результаты:

Учащиеся знают правописание наречий через дефис между частями слова, -употребляют их в речи

Ключевые идеи:

  1. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся через дефис.

  2. Наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-, во- пишутся через дефис.

  3. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением: того же слова (еле-еле, чуть-чуть, вот-вот); того же корня, осложнённого приставками и суффиксамиидимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей), синонимов бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно).

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Ресурсы

Учебник, интерактивная доска, листы оценивания, карточки с заданиями, флипчарты

Х о д у р о к а

І.

Организацион-ный этап.

Психологический настрой

(5 мин)

Действия учителя

Действия учеников

Деление на группы.

Листочки с наречиями на казахском, русском, английском языках

Ерте, тез, жылдам, қазір, бұрын

Рано, быстро, завтра, сегодня, давно

today, yesterday, tomorrow, before, always

Продолжить предложения наречием

Сегодня на уроке мы будем работать………

Ученики берут листочки, на которых написаны наречия. В зависимости от от языка, на котором употреблены наречия , делятся на группы.

І группа- Знатоки

ІІ группа- Грамотеи

ІІІ группа – Умники

Продолжают предложение своими примерами

ІІ.

Актуализация опорных знаний

(5 мин)

Стратегия «Верные- неверные утверждения»

  1. Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

  2. Наречие отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

  3. Наречия не изменяются.

  4. В предложении наречия чаще всего бывают определениями.

  5. По значению наречия делятся на 3 разряда.

  6. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс –а.

  7. В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс –о.

  8. На конце наречий после шипящих под ударением пишется о.

  9. На конце наречий после шипящих без ударения пишется е.

Ученики соглашаются или не соглашаются с утверждениями. В случае несогласия дают правильный ответ.

1.Неверное утверждение

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака)

2.Неверное утверждение (Наречия отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем? в какой степени?)

3.Верное утверждение

4.Неверное утверждение (В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельством)

5. Неверное утверждение

(По значению наречия делятся на 6 разрядов: места, времени, образа действия, цели, причины, степени)

6. Неверное утверждение

(В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс –о)

7. Неверное утверждение

(В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс –а)

8. Верное утверждение

9. Верное утверждение

ІІІ.

Продолжение изучения темы «Дефисное написание наречий»

  1. мин)

На прошлом уроке вы познакомились с темой «Дефисное написание наречий». Давайте повторим правила дефисного написания. (5 мин)

Дефис ставится:

  1. Есть ПО- и -ОМУ по-новому

-ЕМУ по-весеннему

по-волчьи

КИ по- казахски

  1. Есть В- и -ИХ в-третьих

ВО- -ЫХ во-вторых

  1. Есть КОЕ- кое-как, кое-где

-ТО когда-то, куда-то

-ЛИБО где-либо, как-либо

-НИБУДЬ где-нибудь

  1. Есть повторяющиеся слова, основы,

синонимичные слова:

еле-еле, мало-помалу,

нежданно-негаданно

Исключение: бок о бок

  1. Работа с текстом.(5 мин)

І группа- упр.1 стр.203

ІІ группа упр.2 стр.204

ІІІ группа – «Сказка о пустоцвете»

Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:

 — Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся.  Подумал, что же сказать сыну?  Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

 — Может быть, это ты посадил дуб?

Склонил голову отец, по-прежнему молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:

 — Может быть, это ты вырастил колос?

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

 — Отец, скажи мудрое слово!

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

Задание 1.

І группа- Какие виды современных информационных связей вы знаете?

ІІ группа, ІІІ группа-Чему учит сказка?

(Человек должен прожить жизнь так, чтобы после себя оставить добрый след на земле, чтобы не было стыдно перед сыном, перед людьми за бесплодно прожитую жизнь. Человек должен не тлеть, а гореть, творить добрые дела.)

 Задание 2.

Выпишите из текста наречия на изученную орфограмму, объясните написание.

  1. Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

І группа

1.На русском языке (по-русски).
2.Не так, как раньше, новым способом (по-новому).
3.Очень давно (давным-давно).
4.Очень крепко (крепко-накрепко).
5.Неизвестно куда (куда-то).
ІІ группа

1.Небрежно, плохо (кое-как).
2. Двигался с трудом (еле-еле)

3.Поступил как товарищ (по- товарищески)

4.Поступил как друг (по-дружески)

5.Решил подстричься, как прежде (по- прежнему)

ІІІ группа

1.Решил одеться, как в старые времена (по- старому)

2.Получилось, как ты предполагал (по-твоему)

3. В первую очередь (во-первых)

4. В неопределённое время (когда-нибудь)

5. Постепенно, понемножку (мало- помалу)

  1. Работа в группах

Дидактическая игра «Собери цветок».

Даны два цветка: 1 цветок- слова пишутся слитно, 2 цветок- слова пишутся через дефис. Определить, каким правилом объединены эти слова.

1 группа- (из)давн(а), (с)лев(а), (до)сух(а), (из)далек(а), (с)нов(а), (до)красн(а), (с)перв(а); (по)сво(ему), (по)испан(ски), (по)видим(ому), (по)боев(ому), (по)всяк(ому), (по)китай(ски),( по)дружеск(и)

2 група- (в)лев(о), (на)прав(о), (за)нов(о), (за)прост(о), (на)бел(о), (на)чист(о), (за)светл(о); (во)перв(ых), (в)десят(ых), (в)пят(ых), (в)треть(их), (во)втор(ых), (в)шест(ых), (в)восьм(ых)

3 группа- горяч(о), свеж(о), жгуч(е), зловещ(е), певуч(е), хорош(о), пахуч(е), откуда(либо), где(то), где(либо), когда(то), как(нибудь), когда(либо), где(нибудь)

Ученики повторяют правила дефисного написания наречий.

Читают тексты, выполняют задания к текстам, лидер группы оценивает работу каждого ученика

Ученики заменяют слова наречиями, пишущимися через дефис. Лидер группы оценивает работу каждого ученика

Распределяют лепестки цветов, приходят к выводам, что лепестки цветков объединены правилами:

1.Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся через дефис.

2.Правописание наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на, за-.

3.Правописание гласных на конце наречий после шипящих

4. Наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-, во- пишутся через дефис.

Лидер группы оценивает работу каждого ученика

Ү.

Закрепление

(5 мин)

Тест.

  1. Укажите верное определение.

А) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака

Б) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета

В) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет

Г) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов

2. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

А) слитно

Б) раздельно

В) через дефис

3. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся

А) через дефис

Б) слитно

В) раздельно

А) через дефис

Б) слитно

В) раздельно

4. Наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся

5. Найдите случаи использования дефиса: А) (по)нашему

Б) (по)короче

В) (по)твоему заданию

6. Найдите случаи использования дефиса: А) (по)больше

Б) (по)царски

В) (по)моему мнению

7. Какие наречия пишутся через дефис?

А) (за)ново

Б) (по)меньше

В) (по)лучше

Г) (по)прежнему

8. В каком наречии дефис не пишется?

А) (по)русски

Б) (ни)куда

В) где(то)

Г) (мало)(помалу)

9. Как пишутся наречия (часто)(часто), (мало)(помалу), (еле)(еле)?

А) слитно

Б) раздельно

В) через дефис

10. В каком наречии дефис не пишется?

А) (по)узбекски

Б) (не )хорошо

В) где(нибудь)

Г) (видимо)(невидимо)

Ключ к тесту

  • 1. А

  • 2. В

  • 3.В

  • 4. А

  • 5. А

  • 6. Б

  • 7. Г

  • 8. Б

  • 9. В

  • 10. Б

Отвечают на вопросы теста, проверяют свои ответы

ҮІ

Рефлексия

(2 мин)

Рефлексия «Светофор»

В Казахстане 1 марта объявлено Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.Подумайте, что хорошего было в вашей жизни. За что вы хотели бы поблагодарить родителей, родственников, учителей, судьбу? Напишите ваши слова благодарности на листочках и прикрепите к Дереву Благодарности

Ученики поднимают красный цвет-совсем непонятно;

желтый- надо повторить еще раз;

зеленый-все легко и просто.

Пишут на листочках слова благодарности и прикрепляют к Дереву

ҮІІ.

Оценивание

(2мин)

Д/З

Упр.4 стр. 206

Лидер группы суммирует баллы членов группы, выставляет оценки за урок

Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:

Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся.  Подумал, что же сказать сыну?  Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Склонил голову отец, по-прежнему молчит.

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

1. Чему учит сказка?

2.Выпишите из текста наречия.

Вековая традиция Казахстана- уважение старших. Детям запрещается говорить со старшими в повышенном тоне.

Одна из самых замечательных традиций- гостеприимство. Гость в дверь- счастье в дом. Откуда идут истоки казахстанского гостеприимства?

Давным- давно жил старец. У него было много скота. Пришло время умирать, позвал он трех своих сыновей и говорит: «Разделите весь скот на четыре равные части».

Миновали столетия, многое изменилось с тех пор, но обычай гостеприимства остался. Кто бы ни зашел днем или ночью в жилище казахов, его ждут отдых, щедрое угощение и разговор по душам.

1. Чему учит сказка?

2.Выпишите из текста наречия.

Людям издавна хотелось иметь такое сообщение, чтобы через любое, даже большое расстояние быстро передавать важный приказ, вовремя оказать помощь тем, кто нуждается.

Представьте между нами такой уговор: поднимешь руку вверх- значит «И», поднимешь левую руку вровень с плечом-значит «Г», а обе руки в уровень с плечами- читай «Т». И так далее. Это ручная семафорная азбука. Ею вовсе пользуются во флоте. По- прежнему на кораблях есть специалисты- сигнальщики. Они берут в руки по флажку и быстро- быстро машут руками влево, вправо, кверху и книзу, что невольно удивляешься, как они друг друга понимают. Только вот ночью или в туман дело плохо. Жди ясного дня или рассвета, даже если тебе невтерпеж. Нет, ненадежный был когда-то телеграф.

Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

2. Двигался с трудом

Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

3. В первую очередь

4. В неопределённое время

5. Постепенно, понемножку

Тест.

А) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака

Г) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов

2. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

3. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся

4. Наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся

5. Найдите случаи использования дефиса:

6. Найдите случаи использования дефиса:

7. Какие наречия пишутся через дефис?

8. В каком наречии дефис не пишется?

9. Как пишутся наречия (часто)(часто), (мало)(помалу), (еле)(еле)?

10. В каком наречии дефис не пишется?

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий зави­сит от того, от какой части речи они обра­зо­ва­ны с помо­щью при­став­ки или пред­став­ля­ют собой застыв­шую падеж­ную фор­му сло­ва с предлогом.

Рассмотрим, когда наре­чия пишут­ся слит­но, раз­дель­но или через дефис в свя­зи с само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи.

В рус­ском язы­ке наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Наречия воз­ник­ли на базе слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. В слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся пря­мая связь с падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми, с при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми и чис­ли­тель­ны­ми, от кото­рых они были образованы.

Слитное написание наречий

Слитно пишут­ся наре­чия, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых мож­но ука­зать приставки.

1. Это, в первую оче­редь, наре­чия, обра­зо­ван­ные от слов этой же части речи при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • даром → задаром;
  • все­гда → навсе­гда;
  • ныне → отныне;
  • нель­зя → донель­зя;
  • куда → откуда.

2. Укажем отри­ца­тель­ные наре­чия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок не- и ни-:

  • где → нигде;
  • куда → некуда;
  • зачем → незачем;
  • как → никак.

3. Слитно пишут­ся отно­си­тель­ные (вопро­си­тель­ные) наре­чия, обра­зо­ван­ные от местоимений:

  • пото­му
  • поэто­му
  • поче­му
  • посе­му
  • затем

Отличаем их в кон­тек­сте от омо­ни­мич­ных сло­во­форм место­име­ний с предлогами:

  • по тому признаку;
  • по это­му пути;
  • по чему пройти;
  • за тем зданием.

Местоимения опре­де­ля­ют сло­ва с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, их мож­но опу­стить и пред­лог «по» ока­жет­ся рядом с суще­стви­тель­ным. Наречие же при­мы­ка­ет к гла­го­лу. Его невоз­мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния без иска­же­ния смыс­ла высказывания.

Как пишутся наречия, образованные от числительных?

С при­став­ка­ми в-, на- пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от числительных:

  • двое → вдвое;
  • трое → втроем;
  • двое → надвое.

Но если наре­чие име­ет суф­фикс -их, то оно пишет­ся раздельно :

  • раз­де­лить на троих;
  • рабо­тать за двоих

Наречия, обра­зо­ван­ные от чис­ли­тель­ных, пишут­ся раз­дель­но с «по»:

  • идти по одному;
  • сто­я­ли по двое;
  • соби­ра­лись по трое.

Предложные соче­та­ния, обра­зо­ван­ные повто­ре­ни­ем чис­ли­тель­ных, пишем раз­дель­но с предлогами:

  • остать­ся один на один;
  • высту­пить трое на трое.

Правописание наречий, образованных от прилагательных

Эта груп­па наре­чий в боль­шин­стве слу­ча­ев пишет­ся слит­но с приставками.

1. От пол­ных при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих при­став­ки, обра­зу­ем наре­чия с помо­щью суф­фик­са :

  • успеш­ный → безуспеш­ный → без­успешно
  • этап­ный → поэтап­ный → поэтапно;
  • смен­ный → посмен­ный → посменно.

Такие сло­ва напи­шем слит­но с при­став­ка­ми, кото­рые доста­лись им от про­из­во­дя­ще­го прилагательного.

2. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са -ую:

  • под­чи­стую съесть;
  • впу­стую потра­тить время;
  • вхо­ло­стую работать;
  • врас­сып­ную разбежаться;
  • вру­ко­паш­ную бороться.

Исключение: на миро­вую, на боко­вую, на попятную.

Слово «в откры­тую» пишет­ся раз­дель­но, так как пред­лог обо­зна­чен соглас­ным, а корень сло­ва начи­на­ет­ся с гласного.

3. Пишутся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные из пред­ло­гов и крат­ких форм прилагательных:

  • прий­ти затемно;
  • сде­лать запросто;
  • пой­ти влево;
  • издав­на жить;
  • сго­ря­ча отругать;
  • вер­нуть­ся налегке;
  • дона­га раздеться

Слитное написание наречий, образованных от существительных

Наибольшую труд­ность в пра­во­пи­са­нии наре­чий пред­став­ля­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных и их падеж­ных форм. Производные наре­чия пишут­ся то слит­но, то раз­дель­но. К тому же в рус­ском язы­ке име­ют­ся омо­ни­мич­ные фор­мы суще­стви­тель­ных, кото­рые с пред­ло­га­ми пишут­ся толь­ко раз­дель­но. Созвучные им наре­чия, напро­тив, зача­стую пишут­ся слитно.

Рассмотрим слу­чаи слит­но­го напи­са­ния наре­чий. Определим, как их отли­чить от падеж­ных форм суще­стви­тель­ных с предлогами.

1. Слитно пишут­ся наре­чия, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в совре­мен­ном языке:

дотла, вку­пе, воочию, вдре­без­ги, наизусть, наот­машь, невдо­мёк, нато­щак, навз­ничь, навзрыд, невзна­чай и пр.

2. С любы­ми при­став­ка­ми пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пространственно-временным значением:

верх, низ, перед, зад, высь, даль, нача­ло, конец, ширь, глубь, век.

Понаблюдаем:

  • вверх взле­теть;
  • уви­деть внизу;
  • нако­нец вспомнил;
  • ввек не забудешь;
  • наве­ки запомни.

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: на веки веч­ные, на века, от века, на веку.

Но если у похо­жей по зву­ча­нию лек­се­мы есть опре­де­ля­ю­щее сло­во, то это падеж­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го с предлогом.

Рыба ныр­ну­ла вглубь. — Мальчик опу­стил лож­ку в глубь бан­ки.

Сначала сто­ит позво­нить ей. — С нача­ла лета не было ни одно­го дождя.

Между пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить при­ла­га­тель­ное или местоимение:

  • в самую глубь банки;
  • с это­го нача­ла лета.

В сло­во­со­че­та­нии «всмат­ри­вать­ся, вгля­ды­вать­ся (во что?) в даль» сло­во «в даль» пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

3. Пишутся слит­но наре­чия с при­став­ка­ми о-, от-, к-, из-/-ис-:

  • оземь уда­рить
  • обок поме­стить
  • отро­ду не знать (но от роду пять лет)
  • отча­сти прав
  • кря­ду
  • кста­ти
  • изнут­ри
  • исста­ри

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: к спе­ху, не к спе­ху, к месту, не к месту.

Правила слит­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Наречия, в соста­ве кото­рых есть неис­поль­зу­е­мые в совре­мен­ной речи существительные невдо­мёк, вку­пе, впро­сак, насмарку
Если к суще­стви­тель­но­му в соста­ве наре­чия нель­зя поста­вить вопрос или вста­вить меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным опре­де­ля­ю­щее слово вво­лю, отча­сти, наотрез на-гора (тех­ни­че­ский тер­мин), на выуч­ку, на выруч­ку, на вырост
Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных со зна­че­ни­ем вре­ме­ни или пространства свер­ху, наве­ки, вконец
Наречия, обра­зо­ван­ные от пол­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в-, на-, за- напря­мую, вруч­ную, зача­стую, наверное в откры­тую, на попят­ную, на миро­вую, на боковую

+ если при­ла­га­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной

Наречия, обра­зо­ван­ные от соче­та­ния пред­ло­га с крат­ким прилагательным налег­ке, запро­сто, понапрасну
Наречия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок в, на от соби­ра­тель­ных числительных вдвое, натрое, впятеро
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га и местоимения поче­му, вни­чью, вовсю
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем при­став­ки и наречия извне, насквозь, напротив до зав­тра, под утро, на сего­дня, на нет, на авось, на ура
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га в, кор­ня пол- и роди­тель­но­го паде­жа существительного впол­си­лы, впол­го­ло­са, вполоборота в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца
Наречия на пишут­ся с не- слит­но, если к сло­ву мож­но подо­брать синоним. нелег­ко (труд­но), неве­се­ло (груст­но)
Наречия пишут­ся с не-, если при­став­ка нахо­дит­ся под ударением. неку­да, неза­чем, нехотя

Раздельное написание наречий

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, неза­ви­си­мо от того, суще­ству­ет ли отдель­но это сло­во в совре­мен­ном языке.

Примеры:

  • без спро­су взять;
  • нуж­но до зарезу
  • понять с лёту;
  • пошла под гору;
  • гово­рить за глаза.

Слитно пишут­ся сло­ва спле­ча, сна­ру­жи, сро­ду, спро­со­нок, замуж (ем), запод­ли­цо, запа­ни­бра­та и пр.

2. Раздельно пишем наре­чие, если пред­лог окан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, а суще­стви­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной:

  • в оди­ноч­ку действовать;
  • в общем охарактеризовать;
  • в охап­ку схватить;
  • в отмест­ку сделать.

3. Если суще­стви­тель­ное сохра­ни­ло падеж­ную фор­му, то с пред­ло­га­ми в, на, по наре­чие пишет­ся раздельно:

  • это мне на руку;
  • оста­вить на память;
  • выпол­нить по совести;
  • взять на поруки

и пр.

4. Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, пишут­ся раздельно:

  • закри­чать в сердцах;
  • бро­дить в потём­ках (но впотьмах);
  • весь день на ногах;
  • быть на побегушках;
  • рас­по­ло­жить в головах

и пр.

Наречия впро­сон­ках, вто­ро­пях, вго­ря­чах, впо­пы­хах, впотьмах пишут­ся слит­но, так как в отдель­но­сти нет таких суще­стви­тель­ных в совре­мен­ном языке.

Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во, это при­знак раз­дель­но­го напи­са­ния наречий:

  • сде­лать в срок (в крат­чай­ший срок);
  • спро­сить на ходу (на пол­ном ходу);
  • заду­мать­ся на миг (на один миг);
  • посо­лить в меру (в пол­ную меру).

Следует иметь в виду, что раз­дель­но пишут­ся толь­ко те наре­чия, зна­че­ние кото­рых не изме­ня­ет­ся при вве­де­нии опре­де­ля­ю­ще­го слова.

Сравним:

  • вко­нец устал — в конец дороги;
  • раз­бить наго­ло­ву — надеть на голову.
Правила раз­дель­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия сохра­ни­ло падеж­ные формы в тупик — в тупи­ке — из тупи­ка, на запят­ки — на запят­ках, без ведо­ма — с ведо­ма, без тол­ку — с толком наизнан­ку
(с изнанки),
наспех
(не к спеху),
поодиночке
(в одиночку)
Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее слово на ска­ку (на всем ска­ку), в спеш­ке (в страш­ной спеш­ке), в рост (в пол­ный рост)
Если у суще­стви­тель­но­го есть зави­си­мое слово в нача­ле пове­сти, во вре­мя отпус­ка, в кон­це спектакля
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смысле след в след, в кон­це концов
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов и суще­стви­тель­ных, кото­рые начи­на­ют­ся на гласную в обхват, под уклон, в аккурат
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га по с числительными по одно­му, по двое, по трое
Если место­име­ние согла­су­ет­ся с существительным во весь рост, по это­му пути
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов без, до, с, под и существительных до отва­ла, под стать, с ходу, без просыпу дотла, дони­зу,
довер­ху, сроду,
сду­ру, сплеча,
под­ряд, подчас
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем -ах (-ях) в потем­ках, в ногах, на рысях вго­ря­чах, впопыхах,
впотьмах, второпях

Правописание наречий через дефис

Прочтем пра­ви­ла напи­са­ния дефи­са в наре­чи­ях и све­дем их в таблицу.

Правила дефис­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Наречия с при­став­кой по-, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи поэто­му, пото­му, посе­му, по одному
Наречия, обра­зо­ван­ные при помо­щи при­став­ки в- (во-) от поряд­ко­вых числительных во-первых, в-пятых, в-третьих
Наречия, обра­зо­ван­ные соеди­не­ни­ем двух одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных слов чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь

Вывод

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий напря­мую свя­за­но с теми частя­ми речи, от кото­рых они были образованы.

Важно уста­но­вить про­из­во­дя­щее сло­во и выяс­нить, пред­лог или при­став­ка име­ет­ся в соста­ве наре­чия. Многие наре­чия пишут­ся тра­ди­ци­он­но слит­но или раз­дель­но, даже если не суще­ству­ет таких само­сто­я­тель­ных слов в совре­мен­ном рус­ском язы­ке. Их напи­са­ние запо­ми­на­ем или справ­ля­ем­ся в слу­чае затруд­не­ний в словаре.

Видеоурок

ava author

Правописание наре­чий — это слит­ное, раз­дель­ное и дефис­ное напи­са­ние слов этой части речи. Рассмотрим с при­ме­ра­ми, когда сле­ду­ет наре­чия писать слит­но, раз­дель­но или через дефис соглас­но пра­ви­лам рус­ско­го язы­ка.

Трудности в напи­са­нии наре­чий воз­ни­ка­ют пото­му, что это они были обра­зо­ва­ны от слов дру­гих частей речи, а так­же грам­ма­ти­че­ских форм суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний с пред­ло­га­ми.

Зачастую быва­ет слож­но отли­чить наре­чие от омо­ни­мич­ной фор­мы сло­ва дру­гой части речи и, как след­ствие, пра­виль­но выбрать его напи­са­ние.

Проследим, от слов какой части речи обра­зу­ют­ся наре­чия. Подробно рас­смот­рим три типа напи­са­ния наре­чий: слит­ное, раз­дель­ное и дефис­ное.

Слитное написание наречий, образованных от прилагательных

Слитное напи­са­ние наре­чий необ­хо­ди­мо в слу­ча­ях, когда наре­чие обра­зо­ва­но с помо­щью при­став­ки или при­став­ки и суф­фик­са от слов, обо­зна­ча­ю­щих при­знак пред­ме­та:

1. от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ую:

  • идти всле­пую;
  • шить вруч­ную;
  • дей­ство­вать науда­лую;
  • весе­лить­ся напро­па­лую

и пр.

Исключения: на боко­вую, на миро­вую, на попят­ную

2. от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с при­став­ка­ми:

  • из-/ис- издав­на, исста­ри, иско­ни;
  • до- досу­ха, дона­га, дочер­на, досы­та, добе­ла;
  • с-/со- смо­ло­ду, сма­лу, сосле­пу, сно­ва, сго­ря­ча;
  • в- впра­во, вле­во, вкрат­це, вполне, вдвойне;
  • на- начи­сто, намерт­во, наве­се­ле, навеч­но;
  • за- зажи­во, запро­сто, засвет­ло;
  • по- пома­лу, пона­прас­ну, подол­гу, попу­сту.

3. наре­чия с суф­фик­сом , обра­зо­ван­ные от при­ста­воч­ных при­ла­га­тель­ных:

  • без­утеш­ный → без­утешно (рыдать);
  • строч­ный → построч­ный → построчно (пла­тить);
  • имен­ной →  поимен­ный →  поименно (вспом­нить).

Правописание наречий, образованных от местоимений

Наречия, обра­зо­ван­ные от место­име­ний, пишут­ся слит­но:

  • вовсю рас­кри­чать­ся (срав­ним: во всю дли­ну, во всю ива­нов­скую)
  • совсем отста­лый
  • насо­всем
  • потом
  • пото­му
  • поэто­му
  • посе­му
  • поче­му
  • затем
  • отче­го
  • отто­го
  • почём (по какой цене).

Отличаем их от пред­лож­ных форм место­име­ний, кото­рые опре­де­ля­ют суще­стви­тель­ные:

  • по том деле;
  • по это­му взгля­ду;
  • по чему пере­брать­ся;
  • за тем соору­же­ни­ем.

Пишутся слит­но с при­став­ка­ми в-, на- наре­чия, обра­зо­ван­ные от чис­ли­тель­ных:

  • вдвое сло­жить;
  • вдво­ём уйти;
  • втро­ём гулять;
  • втрое подо­ро­жать;
  • вчет­ве­ро умень­шить;
  • надвое раз­ре­зать;
  • натрое раз­ло­мать.

Раздельно пишет­ся наре­чие «в оба»: смот­реть в оба (при­сталь­но, сле­дить), а так­же сло­ва с пред­ло­гом «по»:

  • идти по одно­му;
  • стать по двое;
  • груп­пи­ро­вать­ся по трое и т. д.

Слитно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные при­ста­воч­ным спо­со­бом от слов этой же части речи:

  • сквозь → насквозь;
  • всю­ду → отовсю­ду;
  • про­тив → напро­тив;
  • вне → извне;
  • туда → оттуда;
  • где → негде;
  • куда → никуда.

Правописание наречий, образованных от имен существительных

Наречия, обра­зо­ван­ные от имен суще­стви­тель­ных, пишут­ся как слит­но, так и раз­дель­но. Выбор пра­виль­но­го напи­са­ния зави­сит от того, сохра­ни­ло ли наре­чие падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом или пред­лог стал при­став­кой, слив­шись со сло­вом.

Рассмотрим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти слит­но­го и раз­дель­но­го напи­са­ния наре­чий, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных.

Раздельное написание

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, если меж­ду пред­ло­гом и сло­вом мож­но вста­вить опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го или место­име­ния:

  • встать в рост — в малый рост;
  • зай­ти в тупик — в пол­ный тупик;
  • позво­нить на бегу — на пол­ном бегу;
  • оши­бить­ся в спеш­ке  — в такой спеш­ке

и пр.

2. Раздельно напи­шем наре­чия, если про­из­во­дя­щее суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом сохра­ни­ло неко­то­рые падеж­ные фор­мы:

  • выучить на память; рас­ска­зать по памя­ти;
  • идти на цыпоч­ках, встать на цыпоч­ки;
  • выпол­нить на совесть, дей­ство­вать по сове­сти;
  • жить за гра­ни­цей, уехать за гра­ни­цу;
  • взять под мыш­ку, дер­жать под мыш­кой, достать из-под мыш­ки;
  • решить с ходу, отве­чать на ходу.

Но:

  • вза­мен и в заме­ну;
  • на миг и вмиг;
  • пооди­ноч­ке, хотя в оди­ноч­ку;
  • наизнан­ку и с изнан­ки;
  • наспех и не к спе­ху;

3. Раздельное напи­са­ние наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, даже если  в совре­мен­ном рус­ском язы­ке это сло­во уже не упо­треб­ля­ет­ся само­сто­я­тель­но:

  • без утай­ки, без про­ма­ха, без умол­ку, без огляд­ки,  без спро­су;
  • до вос­тре­бо­ва­ния, до отва­ла, до упа­ду, до смер­ти, до неузна­ва­е­мо­сти;
  • с молот­ка, со зла, со стра­ху, с кон­дач­ка, с пан­та­лы­ку, с раз­бе­гу, с лих­вой, с раз­ма­ха;

но слит­но: слиш­ком, сна­ру­жи, спро­со­нок, спо­за­ран­ку, спро­со­нья, сро­ду, срод­ни, сря­ду;

  • под силу, под стать, под утро, под шумок, под носом, под узд­цы;
  • за пол­ночь, за упо­кой, за пол­день, за гра­ни­цу,

но: замуж (ем), зараз, запа­ни­бра­та, запод­ли­цо.

4. Если пред­лог обо­зна­чен соглас­ным, а корень наре­чия начи­на­ет­ся с глас­но­го, то сло­во пишет­ся раз­дель­но:

  • идти в обним­ку;
  • не заме­чать в упор;
  • схва­тить в обхват;
  • себе в убы­ток;
  • сде­лать в уго­ду

и пр.

По это­му пра­ви­лу пишут­ся раз­дель­но наре­чие «в откры­тую» и в «в оба».

5. Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, с пред­ло­га­ми в, на пишут­ся раз­дель­но:

  • напи­шу на днях;
  • сто­ять на часах;
  • рас­ска­зать на радо­стях;
  • быть в бегах;
  • рас­по­ло­жить в ногах

и пр.

Наречия вто­ро­пях, впотьмах, впо­пы­хах, вго­ря­чах, впро­сон­ках не упо­треб­ля­ют­ся без при­став­ки в-.

6. Сочетание двух повто­ря­ю­щих­ся суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми меж­ду ними пишут­ся в три сло­ва:

  • с мину­ту на мину­ту;
  • душа в душу;
  • сло­во за сло­во;
  • день ото дня;
  • час от часу и пр.

Исключения: точь-в-точь, тет-а-тет.

7. Сочетание форм име­ни­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жей одно­го и того же суще­стви­тель­но­го:

  • волк вол­ком;
  • туча тучей;
  • честь честью;
  • чин чином;
  • друж­ба друж­бой;
  • служ­ба служ­бой;
  • чудак чуда­ком;
  • змея зме­ёй.

Слитное написание

1. Слитно с при­став­ка­ми пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных, кото­рые само­сто­я­тель­но не упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ном язы­ке:

впро­сак, нао­бум, черес­чур, наис­ко­сок, насмар­ку, пона­слыш­ке, вдре­без­ги (дре­без­ги — «оскол­ки»), нато­щак, навзрыд, наизусть, невдо­мёк, наот­машь, невзна­чай, навз­ничь и пр.

2. С любы­ми при­став­ка­ми пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с про­стран­ствен­ным или вре­мен­ным зна­че­ни­ем:

верх, низ, перёд, зад, ширь, даль, глубь, высь, век, нача­ло, конец, если они не име­ют зави­си­мых слов.

Сравним:

  • копать вглубь — опус­кать­ся в глубь оке­а­на;
  • рас­стать­ся навек — на век про­шед­ший;
  • при­гнуть кни­зу — при­шить к низу юбки:
  • рас­ска­зать сна­ча­ла — с нача­ла зимы;
  • вко­нец рас­стро­ить­ся — в конец аллеи.

Слово «в даль» пишет­ся раз­дель­но с воз­врат­ны­ми гла­го­ла­ми:

  • всмат­ри­вать­ся (во что?) в даль;
  • вгля­ды­вать­ся в даль, но смот­реть (куда?) вдаль.

3. Слитно пишут­ся предложно-падежные фор­мы суще­стви­тель­ных, к кото­рым нель­зя поста­вить падеж­ный вопрос или подо­брать зави­си­мое сло­во:

  • вско­ро­сти
  • спле­ча
  • зада­ром
  • вна­кла­де
  • впо­ло­ви­ну
  • навы­ка­те
  • нарас­паш­ку
  • впри­прыж­ку
  • впри­кус­ку и пр.

Исключения: в насмеш­ку, в рас­сроч­ку, в дико­вин­ку.

4. Слитно пишут­ся наре­чия с при­став­ка­ми о-, от-, к-, из-(ис-):

  • оземь уда­рить­ся;
  • не знать отро­ду;
  • отча­сти зна­ком;
  • кря­ду
  • кста­ти
  • изнут­ри
  • исста­ри.

Дефисное написание наречий

Дефисное напи­са­ние наре­чий мож­но опре­де­лить по неко­то­рым при­зна­кам:

1. наре­чие обра­зо­ва­но от пол­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го или при­тя­жа­тель­но­го место­име­ния с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому/-ему, -и:

  • види­мый → по-видимому;
  • насто­я­щий → по-насто­ящему;
  • свой­ский → по-свойски;
  • герой­ский → по-геройски;
  • наш → по-нашему;
  • иной → по-иному;

2. наре­чие обра­зо­ва­но от поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го и име­ет в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку в-/во- и суф­фикс -ых/-их:

  • пер­вый → во-первых;
  • вто­рой → во-вторых;
  • тре­тий → в-третьих;
  • деся­тый → в-десятых;

3. после при­став­ки кое- ста­вит­ся дефис:

  • как → кое-как;
  • где → кое-где;
  • отку­да → кое-отку­да;

4. в соста­ве наре­чий име­ют­ся части­цы -то, -либо, -нибудь, -таки:

  • поче­му → почему-то;
  • когда → когда-либо;
  • как → как-нибудь;
  • нако­нец → наконец-таки;

5. наре­чия, обра­зо­ван­ные повто­ром слов, сино­ни­мов и одно­ко­рен­ных наре­чий, ослож­нен­ных при­став­ка­ми и суф­фик­са­ми:

  • чуть-чуть заин­де­ве­ли;
  • еле-еле при­шел;
  • крепко-накрепко при­вя­зать;
  • перво-наперво вспом­нить;
  • всего-навсего;
  • мало-помалу;
  • не сегодня-завтра;
  • любо-дорого;
  • шито-крыто;
  • тихо-смирно.

Таблица

Правила слит­но­го напи­са­нияПримерыИсключения
Наречия, в соста­ве кото­рых есть неис­поль­зу­е­мые в совре­мен­ной речи суще­стви­тель­ные невдо­мёк, вку­пе, впро­сак, насмар­ку
Если к суще­стви­тель­но­му в соста­ве наре­чия нель­зя поста­вить вопрос или вста­вить меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным опре­де­ля­ю­щее сло­во вво­лю, отча­сти, наот­рез на-гора (тех­ни­че­ский тер­мин), на выуч­ку, на выруч­ку, на вырост
Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных со зна­че­ни­ем вре­ме­ни или про­стран­ства свер­ху, наве­ки, вко­нец
Наречия, обра­зо­ван­ные от пол­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в-, на-, за- напря­мую, вруч­ную, зача­стую, навер­ное в откры­тую, на попят­ную, на миро­вую, на боко­вую

+ если при­ла­га­тель­ное начи­на­ет­ся с глас­ной

Наречия, обра­зо­ван­ные от соче­та­ния пред­ло­га с крат­ким при­ла­га­тель­ным налег­ке, запро­сто, пона­прас­ну
Наречия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок в, на от соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных вдвое, натрое, впя­те­ро
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га и место­име­ния поче­му, вни­чью, вовсю
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем при­став­ки и наре­чия извне, насквозь, напро­тив до зав­тра, под утро, на сего­дня, на нет, на авось, на ура
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га в, кор­ня пол- и роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го впол­си­лы, впол­го­ло­са, впол­обо­ро­та в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца
Наречия на пишут­ся с не- слит­но, если к сло­ву мож­но подо­брать сино­ним. нелег­ко (труд­но), неве­се­ло (груст­но)
Наречия пишут­ся с не-, если при­став­ка нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем. неку­да, неза­чем, нехо­тя
Правила раз­дель­но­го напи­са­нияПримерыИсключения
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия сохра­ни­ло падеж­ные фор­мы в тупик — в тупи­ке — из тупи­ка, на запят­ки — на запят­ках, без ведо­ма — с ведо­ма, без тол­ку — с тол­ком наизнан­ку
(с изнан­ки),
наспех
(не к спе­ху),
пооди­ноч­ке
(в оди­ноч­ку)
Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во на ска­ку (на всем ска­ку), в спеш­ке (в страш­ной спеш­ке), в рост (в пол­ный рост)
Если у суще­стви­тель­но­го есть зави­си­мое сло­во в нача­ле пове­сти, во вре­мя отпус­ка, в кон­це спек­так­ля
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смыс­ле след в след, в кон­це кон­цов
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов и суще­стви­тель­ных, кото­рые начи­на­ют­ся на глас­ную в обхват, под уклон, в акку­рат
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га по с чис­ли­тель­ны­ми по одно­му, по двое, по трое
Если место­име­ние согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным во весь рост, по это­му пути
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов без, до, с, под и суще­стви­тель­ных до отва­ла, под стать, с ходу, без про­сы­пу дотла, дони­зу,
довер­ху, сро­ду,
сду­ру, спле­ча,
под­ряд, под­час
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем -ах (-ях) в потем­ках, в ногах, на рысях вго­ря­чах, впо­пы­хах,
впотьмах, вто­ро­пях
Правила дефис­но­го напи­са­нияПримерыИсключения
Наречия с при­став­кой по-, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи поэто­му, пото­му, посе­му, по одно­му
Наречия, обра­зо­ван­ные при помо­щи при­став­ки в- (во-) от поряд­ко­вых чис­ли­тель­ных во-первых, в-пятых, в-третьих
Наречия, обра­зо­ван­ные соеди­не­ни­ем двух одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных слов чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь

Видеоурок


Предыдущая

Части речиНаписание наречий — слитное, раздельное, через дефис (таблица)

Следующая

Части речиНаречия образованные от наречий же (примеры)

  • С уважением администрация школы как пишется
  • С узких плеч как пишется
  • С уважением сергей как пишется
  • С уверенностью как пишется
  • С третьей попытки как пишется