В школе дети изучают множество правил русского языка. Но во взрослой жизни, к сожалению, большинство людей их просто не использует. Из-за этого допускается много ошибок не только в письменной речи, но и в устной. Но согласитесь, что очень неприятно, когда взрослый человек говорит или пишет абсолютно неграмотно.
Есть люди, которым изучение русского языка дается с трудом, даже если они прилагают массу усилий. А есть те, кто пишет и читает сходу, практически не опираясь на теоретический материал.
Если вы узнали себя в первом примере: не расстраивайтесь! Сегодняшняя статья будет неплохой опорой для повторения школьной программы. Может быть то, что не усвоилось у вас в голове в подростковом возрасте, сейчас покажется легким материалом.
Сегодняшняя тема: правила написания наречий, их роль в русском языке и способы образования. Справедливо отметить, что это один из самых сложных разделов, изучаемых в школе.
Если вы чувствуете, что по знанию этой темы у вас огромный пробел, то прочитав внимательно статью, сможете освежить память и повторить давно забытое.
Наречие, как часть речи
Первое, что стоит запомнить: наречие не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам. Поэтому у него нет окончания. Наречие отвечает на множество вопросов (как, каким образом, сколько, когда, где, почему и т. д.), в зависимости от своего значения.
Эта часть речи обозначает признак действия. Ее значение зависит исключительно от вопроса, на который она отвечает. Часто наречие путают с прилагательным. Но это ошибка! Ведь в отличие от наречия, у прилагательного есть окончание, и оно изменяется по родам, числам и падежам. По этому признаку их очень легко различать, главное — быть внимательным.
История наречия
Наречие — это уникальная и одна из самых интересных для изучения частей речи. Корни его истории берут свое начало еще с древних временах. Раньше количество наречий было очень небольшим, но со временем их число возросло. Эта часть речи все чаще употребляется людьми, делая устную и письменную речь богаче и интереснее.
Разбирая тему наречие, хочется немного остановиться и поговорить об истории его образования. Интересно, что эта самостоятельная часть речи появилась еще в древнерусском языке. Слово «наречие» исконно образовано из двух частей: «на» и «речь». Второе выражение раньше имело много значений, но одно из них, которое подходит по смыслу, было «глагол». Поэтому, если очень просто интерпретировать сочетание двух частей слова «наречие», то в вольном переводе на древнерусский язык получится «наглагол». Это лишь подтверждает достаточно глубокую и неразрывную связь в современном русском языке между наречием и глаголом.
Получается, что еще с древних времен люди, которые занимались изучением языка, видели главной функцией наречия уточнение глагола. В каком-то смысле их связь похожа на сочетания существительного и прилагательного, где вторая часть речи также окрашивает первую в яркие цвета и придает ей образность, четкость и красоту.
Хочется отметить, что по многим данным, наречие появилось позже других частей речи. А благодаря своему заимствованию суффиксов и приставок у прилагательных и существительных, со временем становилось новыми словами.
Сейчас наш язык активно пополняется наречиями. Если сравнить их количество в том же древнерусском языке с тем, что есть сейчас, разница будет огромная. Наречия активно образовываются из других частей речи, украшая и обогащая наш язык.
Способы образования наречий
Как же образуются наречия? Эта часть речи может образовываться от глагола, прилагательного, другого наречия, существительного и числительного. Часто именно эта тема, выделенная жирным шрифтом в учебниках, доставляет школьникам наибольшее количество проблем. Но если хорошенько разобраться, то все не так сложно. Но для этого необходимо рассмотреть каждый из способов образования наречий.
Приставочный способ образования наречий
В этом случае наречия образуются от других наречий с помощью приставок: не, в, на, от, до, ни.
Например: долго – недолго, куда – никуда, туда – оттуда.
Суффиксальный способ образования наречий
В этом случае наречие образовывается:
- от прилагательных с помощью суффикса –и-;
- от глагола с помощью суффиксов –ючи-,-учи-, -а-,-я-;
- от качественного прилагательного с помощью суффиксов –о-,-е-.
Примеры слов наречия, образованного:
- от прилагательных: творческий – творчески, дружеский – дружески;
- от глагола: играть – играючи, делать – делая, играть – играя;
- от качественного прилагательного: искренний – искренне, вызывающий – вызывающе.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
В этом случае наречие образовывается:
- от основ имен прилагательных с помощью приставки из-, ис-, до-, с, со- и суффикса –а-;
- от основ имен прилагательных с помощью приставки в-, за-, на- и суффикса –о-;
- от прилагательных и местоимений в дательном падеже при помощи приставки по- и суффиксов –ому-, -ему-;
- от прилагательных, оканчивающихся на –ки, -ски с помощью приставки по- и суффикса –и-;
- от существительных при помощи приставок на-, в-, с-, по-, из- и суффиксов –у-, -а-, -и-;
- от числительных при помощи приставок в-, на-, во- и суффиксов –о-, -е-, -ем-, -их-, -ых-.
Наречие примеры слов:
- далекий — издалека, сытый — досыта, легкий — слегка;
- левый – влево, новый – заново, — правый – направо;
- наш – по-нашему, другой – по-другому;
- дружеский – по-дружески, индийский – по-индийски;
- утро – поутру, земля – наземь;
- второй – во-вторых, два – вдвоем, семеро – всемером.
Сложение — способ образования наречий
В этом случае наречие образовывается от сложения двух основ слов, иногда к ним присоединяется суффикс.
Рассмотрим примеры слов наречия: ходит мимо – мимоходом, сей час – сейчас.
Переход из другой части речи
Наречие может образовываться и от имени существительного.
Примеры слов наречия: капельку, чуточку, шагом.
Прочитав все эти пункты, не пугайтесь. Лучше всего сделать себе отдельную памятку в виде табличке и придумать свои примеры. Это отлично поможет запомнить правила, а также заставит ваш мозг проявлять больше активности, чем при зубрежке.
Наречия в предложении
Теперь стало понятнее, как образуются наречия. Для этого было приведено достаточно много примеров. Стоит отметить внимание, что наиболее распространенное образование наречий в русском языке — это итоговое производное слово от прилагательных и причастных. Именно их чаще всего используют в письменной и устной речи.
В школе на уроках русского учеников учат, как правильно использовать наречия в предложении, а также находить их и подчеркивать определенной линией. Если разобраться в этой теме, то порой это даже увлекательно. Если вы совсем ничего не помните, то сейчас освежите знания и повторите правила использования наречий, как членов предложения.
В зависимости от структуры предложения, наречие может играть в нем как главную, так и второстепенную роль. Но его самая распространенная роль — обстоятельство разных видов. В предложении оно подчеркивается пунктиром с точкой. Иногда наречие может выступать в роли определения. Но никогда не бывает сказуемым! Хотя многие часто путают наречие с глаголом и тем самым допускают ошибку.
Написание
После того, как были подробно разобраны основные правила наречий, самое время поговорить об их правописании. Это одна из самых сложных тем в этой категории.
Написание наречий напрямую связано с тем, как они образуются. Здесь можно выделить несколько пунктов, каждый из которых будет разобран подробно:
- Правописание суффиксов наречий.
- Слитное и раздельное написание наречий.
- Правописание наречий через дефис.
Правописание суффиксов наречий
На конце наречий, образованных от прилагательных:
- после твердых согласных пишется буква «о» (например: мелкий – мелко);
- после мягких согласных — «е» (например: крайний – крайне).
После шипящих на конце наречий пишется:
- под ударением — «о» (например: свежо, хорошо);
- без ударения — «е» (например: волнующе, зловеще).
На конце наречий, которые образованы от кратких прилагательных:
- после приставок: из-, ис-, со-, с-, до- пишется «а» (например: издалека, изредка);
- после приставок: на-, за-, в- используется окончание «о». (например: влево).
На конце наречий после шипящих пишется «ь». Например: наотмашь.
У наречий с приставкой по- используется окончание «у». Например: подолгу.
Правописание наречий через дефис
Наречия пишутся через дефис, если они:
- образуются от имен прилагательных при помощи приставки по- и суффиксов -ому-, -ему-, -и- (например: по-щучьему, по-английски);
- сформированы от порядковых числительных при помощи приставок во-, в- и суффиксов –ых-, -их- (например: в-третьих, во-вторых);
- образованны повторением одного слова (например: еле-еле, чуть-чуть);
- преобразованы при помощи приставки кое- и посфиксов –то-, -нибудь-, -либо-(например: кое-что, как-то).
Раздельное и слитное написание
Понять условия слитного и раздельного написания наречий — непросто. Ведь огромное количество правил просто перемешивается в голове. И в нужный момент порой просто не получается вспомнить подходящее. Выход один: усердно повторять и стараться запомнить.
Наречия пишутся слитно, если они:
- произошли от других наречий при помощи различных приставок (например: быстро – небыстро);
- образованы от числительных с помощью приставок на-, в- (например: трое – втрое, двое – надвое);
- сформированы сочетанием предлога и местоимения (например: поэтому, вовсе).
Наречия пишутся раздельно, если они:
- образованы от числительного при помощи предлога по- и суффикса -е- (например: по трое);
- произошли от числительных, которые повторяются и с предлогом между ними (например: трое на трое);
- образованы от числительных, оканчивающихся на -их-, -ых- и предлога (например: на пятерых, на семерых).
Интересные факты о наречиях
Напоследок, можно остановиться на интересных фактах связанных с наречием. Возможно, именно они запомнятся вам лучше всего и в дальнейшем помогут блеснуть своими знаниями на уроке перед учителем, одноклассниками или просто в разговоре.
- В русском словаре самым длинным наречием является слово «неудовлетворительно». Оно состоит из 19 букв и больше, чем оно пока еще зафиксировано не было.
- Некоторые наречия не подчиняются никаким правилам и их нужно просто запомнить. Например, такое предложение: «Нестись наперегонки». В нем предлог с наречием пишутся слитно. А вот другой пример: «Торопиться и пить чай на ходу». Здесь уже напротив предлог с наречием пишется раздельно. Такие примеры стоит запомнить. И это лишь немногие из них.
Итог
Итак, в этой статье была подробно изучена тема: наречия и их написание. Несомненно, данный материал довольно сложный для понимания и усваивания информации. Возможно, с первого раза вам не удастся понять все. Но для того и существует эта статья, чтобы быть вам опорой и надежным источником для знаний в этой теме.
Определенно наречие одна из самых сложных частей речи, особенно это касается ее написания. Постарайтесь выучить основные правила, а при возникновении спорных ситуаций, чаще заглядывайте в словарь. Лучше так, чем совершать ошибки.
Не пренебрегайте и общими правилами русского языка, уделяйте их изучению хотя бы немного времени. Особенно это касается тех, кто часто совершает орфографические ошибки.
Будьте уверены, что грамотные люди — это не просто зазнайки и зубрилы в школе. Ведь образованный человек уважаем в обществе, а также высоко ценится начальством на престижной работе, даже, если ваша профессия никак не связана с изучением языка.
Кроме того, каждому русскому человеку необходимо знать базовые правила наречий, на которых строится вся наша речь. Ведь порой иностранцы знают русский язык лучше, чем коренные славяне. От этого становится очень грустно и немного стыдно за своих земляков, а все потому, что многим не хватает немного трудолюбия, что очень печально!
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Морфология
- Наречие
- Слитное, дефисное и раздельное написание наречий
Наречия пишутся слитно, раздельно и через дефис
1. Слитно пишутся наречия:
1) образованные слиянием предлога с наречием: доныне, извне, навсегда, напротив, насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя.
Примечание:
от таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существительных: до завтра, на нет, на авось, на ура.
2) образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными: вдвое, втрое, вчетверо, надвое, натрое,
НО: (по двое, по трое, по одному);
3) образованные соединением предлогов с полными прилагательными: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, впервые, вничью;
Примечание: Наречия, образованные соединением предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно: в открытую, в общем.
4) образованные от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов -у-, -еньку-, -оньку-: попусту, потихоньку, помаленьку,
5) наречия в сравнительной степени: повыше, покрасивее, пониже;
6) образованные соединением предлога и существительного: наверх, вначале, впоследствии, налицо, наперебой, напоказ и др.
В отличие от существительных с предлогами, такие наречия по большей части не имеют при себе пояснительных слов:
Вначале я не почувствовал красоты пейзажа (но: Как хорош лес в начале осени!)
7) образованные путём соединения предлога с вопросительно-относительными и указательными местоимениями: почему, отчего, поэтому, оттого, зачем. затем.
Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с местоимением, надо помнить, что наречие можно заменить только наречием, а местоимение с предлогом — прилагательным или существительным:
- Почему (отчего) ты так поступил? Я так решил, поэтому (потому) так поступил. — По чему (по какому учебнику) лучше заниматься? Лучше заниматься по этому (по новому) учебнику
- .Зачем (почему?) ты остался? Я остался затем (потому что), что хочу встретиться с тобой. — За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я пришёл за тем (за книгой), что ты мне обещал дать.
2. Следует различать раздельное написание:
1) сочетаний предлога в и слов, которые схожи с наречиями и начинаются с гласной: в упор, в обрез, в отместку, в охапку;
2) сочетаний имён существительных с предлогом без и до: без умолку, без толку, до упаду, до зарезу;
3) сочетаний имён существительных с другими предлогами: на лету, на скаку, за границу, под мышки, под мышками, из-под мышки;
4) выражений метафорического характера (образного): в корне.(полностью) не прав, это мне на руку (выгодно), попасть в тупик (безвыходное положение);
5) словосочетаний, имеющих значения обстоятельств и состоящих из двух существительных с одним или двумя предлогами: бок о бок, шаг за шагом, с глазу на глаз,с боку на бок.
НО: точь-в-точь, крест-на-крест, шиворот-навыворот пишутся через дефис. Это наречия.
3.Через дефис пишутся:
1) наречия с приставкой по— и суффиксом —ому, -ему-, -и-: по-моему, по- весеннему, по-мужицки;
2) наречия с приставкой во-, в— и суффиксом -ых-, -их-, образованных от числительных: во-первых, в-шестых;в-десятых;
3) неопределённые наречия с приставкой кое— и суффиксами —то, —либо, —нибудь: кое-как, где-то, куда-либо, как-нибудь;
4) наречия, образованные повторением слов или основ слов: чуть-чуть, еле-еле, волей-неволей, мало-помалу;
5) наречия, образованные сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову;
6) наречие на-гора (технический термин = наверх).
Примечание: в случае затруднения написания наречий нужно обращаться к орфографическому словарю.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Степени сравнения наречий
НЕ с наречиями
Буквы Е/И в приставках НЕ/НИ отрицательных наречий
Буквы О и А на конце наречий
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
-Н-/-НН- в суффиксах наречий
Морфологический разбор наречия
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Местоимение
Слова категории состояния
Предлоги
Частицы. Их виды.
Союзы
Междометия и звукоподражательные слова
Морфология
Правило встречается в следующих упражнениях:
5 класс
Упражнение 197,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 90,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение Практикум стр. 150,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 239,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 240,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 242,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Практикум стр. 186,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 285,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 294,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 375,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 471,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 59,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 154,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 277,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 317,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 319,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 78,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 265,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 312,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 417,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Класс
8
Урок
Тема
Правописание наречий
Цель
Повторение и систематизирование материала по правописанию наречий; закрепление и углубление знаний учащихся о правописании наречий; развитие орфографической грамотности, привитие интереса к изучению русского языка
Ожидаемые
результаты:
Учащиеся знают правописание наречий через дефис между частями слова, -употребляют их в речи
Ключевые идеи:
-
Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся через дефис.
-
Наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-, во- пишутся через дефис.
-
Пишутся через дефис наречия, образованные повторением: того же слова (еле-еле, чуть-чуть, вот-вот); того же корня, осложнённого приставками и суффиксами (видимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей), синонимов (с бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно).
Тип урока:
Урок закрепления знаний
Ресурсы
Учебник, интерактивная доска, листы оценивания, карточки с заданиями, флипчарты
Х о д у р о к а
І.
Организацион-ный этап.
Психологический настрой
(5 мин)
Действия учителя
Действия учеников
Деление на группы.
Листочки с наречиями на казахском, русском, английском языках
Ерте, тез, жылдам, қазір, бұрын
Рано, быстро, завтра, сегодня, давно
today, yesterday, tomorrow, before, always
Продолжить предложения наречием
Сегодня на уроке мы будем работать………
Ученики берут листочки, на которых написаны наречия. В зависимости от от языка, на котором употреблены наречия , делятся на группы.
І группа- Знатоки
ІІ группа- Грамотеи
ІІІ группа – Умники
Продолжают предложение своими примерами
ІІ.
Актуализация опорных знаний
(5 мин)
Стратегия «Верные- неверные утверждения»
-
Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.
-
Наречие отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?
-
Наречия не изменяются.
-
В предложении наречия чаще всего бывают определениями.
-
По значению наречия делятся на 3 разряда.
-
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс –а.
-
В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс –о.
-
На конце наречий после шипящих под ударением пишется о.
-
На конце наречий после шипящих без ударения пишется е.
Ученики соглашаются или не соглашаются с утверждениями. В случае несогласия дают правильный ответ.
1.Неверное утверждение
(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака)
2.Неверное утверждение (Наречия отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем? в какой степени?)
3.Верное утверждение
4.Неверное утверждение (В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельством)
5. Неверное утверждение
(По значению наречия делятся на 6 разрядов: места, времени, образа действия, цели, причины, степени)
6. Неверное утверждение
(В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс –о)
7. Неверное утверждение
(В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс –а)
8. Верное утверждение
9. Верное утверждение
ІІІ.
Продолжение изучения темы «Дефисное написание наречий»
-
мин)
На прошлом уроке вы познакомились с темой «Дефисное написание наречий». Давайте повторим правила дефисного написания. (5 мин)
Дефис ставится:
-
Есть ПО- и -ОМУ по-новому
-ЕМУ по-весеннему
-И по-волчьи
—КИ по- казахски
-
Есть В- и -ИХ в-третьих
ВО- -ЫХ во-вторых
-
Есть КОЕ- кое-как, кое-где
-ТО когда-то, куда-то
-ЛИБО где-либо, как-либо
-НИБУДЬ где-нибудь
-
Есть повторяющиеся слова, основы,
синонимичные слова:
еле-еле, мало-помалу,
нежданно-негаданно
Исключение: бок о бок
-
Работа с текстом.(5 мин)
І группа- упр.1 стр.203
ІІ группа упр.2 стр.204
ІІІ группа – «Сказка о пустоцвете»
Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:
— Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?
Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну? Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.
Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:
— Может быть, это ты посадил дуб?
Склонил голову отец, по-прежнему молчит.
Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:
— Может быть, это ты вырастил колос?
Ещё ниже склонил голову отец, молчит.
Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:
— Отец, скажи мудрое слово!
А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…
Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.
Задание 1.
І группа- Какие виды современных информационных связей вы знаете?
ІІ группа, ІІІ группа-Чему учит сказка?
(Человек должен прожить жизнь так, чтобы после себя оставить добрый след на земле, чтобы не было стыдно перед сыном, перед людьми за бесплодно прожитую жизнь. Человек должен не тлеть, а гореть, творить добрые дела.)
Задание 2.
Выпишите из текста наречия на изученную орфограмму, объясните написание.
-
Замените наречиями, которые пишутся через дефис.
І группа
1.На русском языке (по-русски).
2.Не так, как раньше, новым способом (по-новому).
3.Очень давно (давным-давно).
4.Очень крепко (крепко-накрепко).
5.Неизвестно куда (куда-то).
ІІ группа
1.Небрежно, плохо (кое-как).
2. Двигался с трудом (еле-еле)
3.Поступил как товарищ (по- товарищески)
4.Поступил как друг (по-дружески)
5.Решил подстричься, как прежде (по- прежнему)
ІІІ группа
1.Решил одеться, как в старые времена (по- старому)
2.Получилось, как ты предполагал (по-твоему)
3. В первую очередь (во-первых)
4. В неопределённое время (когда-нибудь)
5. Постепенно, понемножку (мало- помалу)
-
Работа в группах
Дидактическая игра «Собери цветок».
Даны два цветка: 1 цветок- слова пишутся слитно, 2 цветок- слова пишутся через дефис. Определить, каким правилом объединены эти слова.
1 группа- (из)давн(а), (с)лев(а), (до)сух(а), (из)далек(а), (с)нов(а), (до)красн(а), (с)перв(а); (по)сво(ему), (по)испан(ски), (по)видим(ому), (по)боев(ому), (по)всяк(ому), (по)китай(ски),( по)дружеск(и)
2 група- (в)лев(о), (на)прав(о), (за)нов(о), (за)прост(о), (на)бел(о), (на)чист(о), (за)светл(о); (во)перв(ых), (в)десят(ых), (в)пят(ых), (в)треть(их), (во)втор(ых), (в)шест(ых), (в)восьм(ых)
3 группа- горяч(о), свеж(о), жгуч(е), зловещ(е), певуч(е), хорош(о), пахуч(е), откуда(либо), где(то), где(либо), когда(то), как(нибудь), когда(либо), где(нибудь)
Ученики повторяют правила дефисного написания наречий.
Читают тексты, выполняют задания к текстам, лидер группы оценивает работу каждого ученика
Ученики заменяют слова наречиями, пишущимися через дефис. Лидер группы оценивает работу каждого ученика
Распределяют лепестки цветов, приходят к выводам, что лепестки цветков объединены правилами:
1.Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся через дефис.
2.Правописание наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на, за-.
3.Правописание гласных на конце наречий после шипящих
4. Наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-, во- пишутся через дефис.
Лидер группы оценивает работу каждого ученика
Ү.
Закрепление
(5 мин)
Тест.
-
Укажите верное определение.
А) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака
Б) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета
В) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет
Г) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов
2. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?
А) слитно
Б) раздельно
В) через дефис
3. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся
А) через дефис
Б) слитно
В) раздельно
А) через дефис
Б) слитно
В) раздельно
4. Наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся
5. Найдите случаи использования дефиса: А) (по)нашему
Б) (по)короче
В) (по)твоему заданию
6. Найдите случаи использования дефиса: А) (по)больше
Б) (по)царски
В) (по)моему мнению
7. Какие наречия пишутся через дефис?
А) (за)ново
Б) (по)меньше
В) (по)лучше
Г) (по)прежнему
8. В каком наречии дефис не пишется?
А) (по)русски
Б) (ни)куда
В) где(то)
Г) (мало)(помалу)
9. Как пишутся наречия (часто)(часто), (мало)(помалу), (еле)(еле)?
А) слитно
Б) раздельно
В) через дефис
10. В каком наречии дефис не пишется?
А) (по)узбекски
Б) (не )хорошо
В) где(нибудь)
Г) (видимо)(невидимо)
Ключ к тесту
-
1. А
-
2. В
-
3.В
-
4. А
-
5. А
-
6. Б
-
7. Г
-
8. Б
-
9. В
-
10. Б
Отвечают на вопросы теста, проверяют свои ответы
ҮІ
Рефлексия
(2 мин)
Рефлексия «Светофор»
В Казахстане 1 марта объявлено Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.Подумайте, что хорошего было в вашей жизни. За что вы хотели бы поблагодарить родителей, родственников, учителей, судьбу? Напишите ваши слова благодарности на листочках и прикрепите к Дереву Благодарности
Ученики поднимают красный цвет-совсем непонятно;
желтый- надо повторить еще раз;
зеленый-все легко и просто.
Пишут на листочках слова благодарности и прикрепляют к Дереву
ҮІІ.
Оценивание
(2мин)
Д/З
Упр.4 стр. 206
Лидер группы суммирует баллы членов группы, выставляет оценки за урок
Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:
Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну? Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.
Склонил голову отец, по-прежнему молчит.
Ещё ниже склонил голову отец, молчит.
Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:
А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…
Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.
1. Чему учит сказка?
2.Выпишите из текста наречия.
Вековая традиция Казахстана- уважение старших. Детям запрещается говорить со старшими в повышенном тоне.
Одна из самых замечательных традиций- гостеприимство. Гость в дверь- счастье в дом. Откуда идут истоки казахстанского гостеприимства?
Давным- давно жил старец. У него было много скота. Пришло время умирать, позвал он трех своих сыновей и говорит: «Разделите весь скот на четыре равные части».
Миновали столетия, многое изменилось с тех пор, но обычай гостеприимства остался. Кто бы ни зашел днем или ночью в жилище казахов, его ждут отдых, щедрое угощение и разговор по душам.
1. Чему учит сказка?
2.Выпишите из текста наречия.
Людям издавна хотелось иметь такое сообщение, чтобы через любое, даже большое расстояние быстро передавать важный приказ, вовремя оказать помощь тем, кто нуждается.
Представьте между нами такой уговор: поднимешь руку вверх- значит «И», поднимешь левую руку вровень с плечом-значит «Г», а обе руки в уровень с плечами- читай «Т». И так далее. Это ручная семафорная азбука. Ею вовсе пользуются во флоте. По- прежнему на кораблях есть специалисты- сигнальщики. Они берут в руки по флажку и быстро- быстро машут руками влево, вправо, кверху и книзу, что невольно удивляешься, как они друг друга понимают. Только вот ночью или в туман дело плохо. Жди ясного дня или рассвета, даже если тебе невтерпеж. Нет, ненадежный был когда-то телеграф.
Замените наречиями, которые пишутся через дефис.
Замените наречиями, которые пишутся через дефис.
2. Двигался с трудом
Замените наречиями, которые пишутся через дефис.
3. В первую очередь
4. В неопределённое время
5. Постепенно, понемножку
Тест.
А) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака
Г) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов
2. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?
3. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -ки, -ьи пишутся
4. Наречия с суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся
5. Найдите случаи использования дефиса:
6. Найдите случаи использования дефиса:
7. Какие наречия пишутся через дефис?
8. В каком наречии дефис не пишется?
9. Как пишутся наречия (часто)(часто), (мало)(помалу), (еле)(еле)?
10. В каком наречии дефис не пишется?
Слитное и раздельное написание наречий зависит от того, от какой части речи они образованы с помощью приставки или представляют собой застывшую падежную форму слова с предлогом.
Рассмотрим, когда наречия пишутся слитно, раздельно или через дефис в связи с самостоятельными частями речи.
В русском языке наречие — это производная часть речи. Наречия возникли на базе слов других частей речи и их грамматических форм. В слитном и раздельном написании наречий прослеживается прямая связь с падежными формами существительных с предлогами, с прилагательными, местоимениями и числительными, от которых они были образованы.
Слитное написание наречий
Слитно пишутся наречия, в морфемном составе которых можно указать приставки.
1. Это, в первую очередь, наречия, образованные от слов этой же части речи приставочным способом:
- даром → задаром;
- всегда → навсегда;
- ныне → отныне;
- нельзя → донельзя;
- куда → откуда.
2. Укажем отрицательные наречия, образованные с помощью приставок не- и ни-:
- где → нигде;
- куда → некуда;
- зачем → незачем;
- как → никак.
3. Слитно пишутся относительные (вопросительные) наречия, образованные от местоимений:
- потому
- поэтому
- почему
- посему
- затем
Отличаем их в контексте от омонимичных словоформ местоимений с предлогами:
- по тому признаку;
- по этому пути;
- по чему пройти;
- за тем зданием.
Местоимения определяют слова с предметным значением, их можно опустить и предлог «по» окажется рядом с существительным. Наречие же примыкает к глаголу. Его невозможно изъять из предложения без искажения смысла высказывания.
Как пишутся наречия, образованные от числительных?
С приставками в-, на- пишутся слитно наречия, образованные от числительных:
- двое → вдвое;
- трое → втроем;
- двое → надвое.
Но если наречие имеет суффикс -их, то оно пишется раздельно :
- разделить на троих;
- работать за двоих
Наречия, образованные от числительных, пишутся раздельно с «по»:
- идти по одному;
- стояли по двое;
- собирались по трое.
Предложные сочетания, образованные повторением числительных, пишем раздельно с предлогами:
- остаться один на один;
- выступить трое на трое.
Правописание наречий, образованных от прилагательных
Эта группа наречий в большинстве случаев пишется слитно с приставками.
1. От полных прилагательных, имеющих приставки, образуем наречия с помощью суффикса -о:
- успешный → безуспешный → безуспешно
- этапный → поэтапный → поэтапно;
- сменный → посменный → посменно.
Такие слова напишем слитно с приставками, которые достались им от производящего прилагательного.
2. Большая группа наречий образована от полных форм прилагательных с помощью приставки и суффикса -ую:
- подчистую съесть;
- впустую потратить время;
- вхолостую работать;
- врассыпную разбежаться;
- врукопашную бороться.
Исключение: на мировую, на боковую, на попятную.
Слово «в открытую» пишется раздельно, так как предлог обозначен согласным, а корень слова начинается с гласного.
3. Пишутся слитно наречия, образованные из предлогов и кратких форм прилагательных:
- прийти затемно;
- сделать запросто;
- пойти влево;
- издавна жить;
- сгоряча отругать;
- вернуться налегке;
- донага раздеться
Слитное написание наречий, образованных от существительных
Наибольшую трудность в правописании наречий представляют слова, образованные от существительных и их падежных форм. Производные наречия пишутся то слитно, то раздельно. К тому же в русском языке имеются омонимичные формы существительных, которые с предлогами пишутся только раздельно. Созвучные им наречия, напротив, зачастую пишутся слитно.
Рассмотрим случаи слитного написания наречий. Определим, как их отличить от падежных форм существительных с предлогами.
1. Слитно пишутся наречия, в составе которых имеются слова, не употребляющиеся в современном языке:
дотла, вкупе, воочию, вдребезги, наизусть, наотмашь, невдомёк, натощак, навзничь, навзрыд, невзначай и пр.
2. С любыми приставками пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственно-временным значением:
верх, низ, перед, зад, высь, даль, начало, конец, ширь, глубь, век.
Понаблюдаем:
- вверх взлететь;
- увидеть внизу;
- наконец вспомнил;
- ввек не забудешь;
- навеки запомни.
Запомним раздельное написание слов: на веки вечные, на века, от века, на веку.
Но если у похожей по звучанию лексемы есть определяющее слово, то это падежная форма существительного с предлогом.
Рыба нырнула вглубь. — Мальчик опустил ложку в глубь банки.
Сначала стоит позвонить ей. — С начала лета не было ни одного дождя.
Между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или местоимение:
- в самую глубь банки;
- с этого начала лета.
В словосочетании «всматриваться, вглядываться (во что?) в даль» слово «в даль» пишется раздельно с предлогом.
3. Пишутся слитно наречия с приставками о-, от-, к-, из-/-ис-:
- оземь ударить
- обок поместить
- отроду не знать (но от роду пять лет)
- отчасти прав
- кряду
- кстати
- изнутри
- исстари
Запомним раздельное написание слов: к спеху, не к спеху, к месту, не к месту.
Правила слитного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Наречия, в составе которых есть неиспользуемые в современной речи существительные | невдомёк, вкупе, впросак, насмарку | |
Если к существительному в составе наречия нельзя поставить вопрос или вставить между предлогом и существительным определяющее слово | вволю, отчасти, наотрез | на-гора (технический термин), на выучку, на выручку, на вырост |
Наречия, образованные от существительных со значением времени или пространства | сверху, навеки, вконец | |
Наречия, образованные от полных прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- | напрямую, вручную, зачастую, наверное | в открытую, на попятную, на мировую, на боковую + если прилагательное начинается с гласной |
Наречия, образованные от сочетания предлога с кратким прилагательным | налегке, запросто, понапрасну | |
Наречия, образованные с помощью приставок в, на от собирательных числительных | вдвое, натрое, впятеро | |
Наречия, образованные сочетанием предлога и местоимения | почему, вничью, вовсю | |
Наречия, образованные сочетанием приставки и наречия | извне, насквозь, напротив | до завтра, под утро, на сегодня, на нет, на авось, на ура |
Наречия, образованные сочетанием предлога в, корня пол- и родительного падежа существительного | вполсилы, вполголоса, вполоборота | в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца |
Наречия на -о пишутся с не- слитно, если к слову можно подобрать синоним. | нелегко (трудно), невесело (грустно) | |
Наречия пишутся с не-, если приставка находится под ударением. | некуда, незачем, нехотя |
Раздельное написание наречий
1. Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами без, до, с (со), под, за, независимо от того, существует ли отдельно это слово в современном языке.
Примеры:
- без спросу взять;
- нужно до зарезу
- понять с лёту;
- пошла под гору;
- говорить за глаза.
Слитно пишутся слова сплеча, снаружи, сроду, спросонок, замуж (ем), заподлицо, запанибрата и пр.
2. Раздельно пишем наречие, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной:
- в одиночку действовать;
- в общем охарактеризовать;
- в охапку схватить;
- в отместку сделать.
3. Если существительное сохранило падежную форму, то с предлогами в, на, по наречие пишется раздельно:
- это мне на руку;
- оставить на память;
- выполнить по совести;
- взять на поруки
и пр.
4. Наречия, образованные сочетанием предлогов в, на и формы предложного падежа существительных, оканчивающихся на -ах/-ях, пишутся раздельно:
- закричать в сердцах;
- бродить в потёмках (но впотьмах);
- весь день на ногах;
- быть на побегушках;
- расположить в головах
и пр.
Наречия впросонках, второпях, вгорячах, впопыхах, впотьмах пишутся слитно, так как в отдельности нет таких существительных в современном языке.
Если между предлогом и существительным можно вставить определяющее слово, это признак раздельного написания наречий:
- сделать в срок (в кратчайший срок);
- спросить на ходу (на полном ходу);
- задуматься на миг (на один миг);
- посолить в меру (в полную меру).
Следует иметь в виду, что раздельно пишутся только те наречия, значение которых не изменяется при введении определяющего слова.
Сравним:
- вконец устал — в конец дороги;
- разбить наголову — надеть на голову.
Правила раздельного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Если существительное в составе наречия сохранило падежные формы | в тупик — в тупике — из тупика, на запятки — на запятках, без ведома — с ведома, без толку — с толком | наизнанку (с изнанки), наспех (не к спеху), поодиночке (в одиночку) |
Если между предлогом и существительным можно вставить определяющее слово | на скаку (на всем скаку), в спешке (в страшной спешке), в рост (в полный рост) | |
Если у существительного есть зависимое слово | в начале повести, во время отпуска, в конце спектакля | |
Если существительное в составе наречия употребляется в переносном смысле | след в след, в конце концов | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов и существительных, которые начинаются на гласную | в обхват, под уклон, в аккурат | |
Наречия, образованные сочетанием предлога по с числительными | по одному, по двое, по трое | |
Если местоимение согласуется с существительным | во весь рост, по этому пути | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов без, до, с, под и существительных | до отвала, под стать, с ходу, без просыпу | дотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас |
Наречия, образованные сочетанием предлогов в, на и существительных с окончанием -ах (-ях) | в потемках, в ногах, на рысях | вгорячах, впопыхах, впотьмах, второпях |
Правописание наречий через дефис
Прочтем правила написания дефиса в наречиях и сведем их в таблицу.
Правила дефисного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Наречия с приставкой по-, которые оканчиваются на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) | по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи | поэтому, потому, посему, по одному |
Наречия, образованные при помощи приставки в- (во-) от порядковых числительных | во-первых, в-пятых, в-третьих | |
Наречия, образованные соединением двух однокоренных или синонимичных слов | чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь |
Вывод
Слитное и раздельное написание наречий напрямую связано с теми частями речи, от которых они были образованы.
Важно установить производящее слово и выяснить, предлог или приставка имеется в составе наречия. Многие наречия пишутся традиционно слитно или раздельно, даже если не существует таких самостоятельных слов в современном русском языке. Их написание запоминаем или справляемся в случае затруднений в словаре.
Видеоурок
Правописание наречий — это слитное, раздельное и дефисное написание слов этой части речи. Рассмотрим с примерами, когда следует наречия писать слитно, раздельно или через дефис согласно правилам русского языка.
Трудности в написании наречий возникают потому, что это они были образованы от слов других частей речи, а также грамматических форм существительных, прилагательных, местоимений с предлогами.
Зачастую бывает сложно отличить наречие от омонимичной формы слова другой части речи и, как следствие, правильно выбрать его написание.
Проследим, от слов какой части речи образуются наречия. Подробно рассмотрим три типа написания наречий: слитное, раздельное и дефисное.
Слитное написание наречий, образованных от прилагательных
Слитное написание наречий необходимо в случаях, когда наречие образовано с помощью приставки или приставки и суффикса от слов, обозначающих признак предмета:
1. от полных форм прилагательных, заканчивающихся на -ую:
- идти вслепую;
- шить вручную;
- действовать наудалую;
- веселиться напропалую
и пр.
Исключения: на боковую, на мировую, на попятную
2. от кратких форм прилагательных с приставками:
- из-/ис- издавна, исстари, искони;
- до- досуха, донага, дочерна, досыта, добела;
- с-/со- смолоду, смалу, сослепу, снова, сгоряча;
- в- вправо, влево, вкратце, вполне, вдвойне;
- на- начисто, намертво, навеселе, навечно;
- за- заживо, запросто, засветло;
- по- помалу, понапрасну, подолгу, попусту.
3. наречия с суффиксом -о, образованные от приставочных прилагательных:
- безутешный → безутешно (рыдать);
- строчный → построчный → построчно (платить);
- именной → поименный → поименно (вспомнить).
Правописание наречий, образованных от местоимений
Наречия, образованные от местоимений, пишутся слитно:
- вовсю раскричаться (сравним: во всю длину, во всю ивановскую)
- совсем отсталый
- насовсем
- потом
- потому
- поэтому
- посему
- почему
- затем
- отчего
- оттого
- почём (по какой цене).
Отличаем их от предложных форм местоимений, которые определяют существительные:
- по том деле;
- по этому взгляду;
- по чему перебраться;
- за тем сооружением.
Пишутся слитно с приставками в-, на- наречия, образованные от числительных:
- вдвое сложить;
- вдвоём уйти;
- втроём гулять;
- втрое подорожать;
- вчетверо уменьшить;
- надвое разрезать;
- натрое разломать.
Раздельно пишется наречие «в оба»: смотреть в оба (пристально, следить), а также слова с предлогом «по»:
- идти по одному;
- стать по двое;
- группироваться по трое и т. д.
Слитно пишутся наречия, образованные приставочным способом от слов этой же части речи:
- сквозь → насквозь;
- всюду → отовсюду;
- против → напротив;
- вне → извне;
- туда → оттуда;
- где → негде;
- куда → никуда.
Правописание наречий, образованных от имен существительных
Наречия, образованные от имен существительных, пишутся как слитно, так и раздельно. Выбор правильного написания зависит от того, сохранило ли наречие падежную форму существительного с предлогом или предлог стал приставкой, слившись со словом.
Рассмотрим некоторые закономерности слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных.
Раздельное написание
1. Раздельно пишутся наречия, если между предлогом и словом можно вставить определение в виде прилагательного или местоимения:
- встать в рост — в малый рост;
- зайти в тупик — в полный тупик;
- позвонить на бегу — на полном бегу;
- ошибиться в спешке — в такой спешке
и пр.
2. Раздельно напишем наречия, если производящее существительное с предлогом сохранило некоторые падежные формы:
- выучить на память; рассказать по памяти;
- идти на цыпочках, встать на цыпочки;
- выполнить на совесть, действовать по совести;
- жить за границей, уехать за границу;
- взять под мышку, держать под мышкой, достать из-под мышки;
- решить с ходу, отвечать на ходу.
Но:
- взамен и в замену;
- на миг и вмиг;
- поодиночке, хотя в одиночку;
- наизнанку и с изнанки;
- наспех и не к спеху;
3. Раздельное написание наречий прослеживается с предлогами без, до, с (со), под, за, даже если в современном русском языке это слово уже не употребляется самостоятельно:
- без утайки, без промаха, без умолку, без оглядки, без спросу;
- до востребования, до отвала, до упаду, до смерти, до неузнаваемости;
- с молотка, со зла, со страху, с кондачка, с панталыку, с разбегу, с лихвой, с размаха;
но слитно: слишком, снаружи, спросонок, спозаранку, спросонья, сроду, сродни, сряду;
- под силу, под стать, под утро, под шумок, под носом, под уздцы;
- за полночь, за упокой, за полдень, за границу,
но: замуж (ем), зараз, запанибрата, заподлицо.
4. Если предлог обозначен согласным, а корень наречия начинается с гласного, то слово пишется раздельно:
- идти в обнимку;
- не замечать в упор;
- схватить в обхват;
- себе в убыток;
- сделать в угоду
и пр.
По этому правилу пишутся раздельно наречие «в открытую» и в «в оба».
5. Наречия, образованные от существительных в форме множественного числа, оканчивающихся на -ах/-ях, с предлогами в, на пишутся раздельно:
- напишу на днях;
- стоять на часах;
- рассказать на радостях;
- быть в бегах;
- расположить в ногах
и пр.
Наречия второпях, впотьмах, впопыхах, вгорячах, впросонках не употребляются без приставки в-.
6. Сочетание двух повторяющихся существительных с предлогами между ними пишутся в три слова:
- с минуту на минуту;
- душа в душу;
- слово за слово;
- день ото дня;
- час от часу и пр.
Исключения: точь-в-точь, тет-а-тет.
7. Сочетание форм именительного и творительного падежей одного и того же существительного:
- волк волком;
- туча тучей;
- честь честью;
- чин чином;
- дружба дружбой;
- служба службой;
- чудак чудаком;
- змея змеёй.
Слитное написание
1. Слитно с приставками пишутся наречия, образованные от существительных, которые самостоятельно не употребляются в современном языке:
впросак, наобум, чересчур, наискосок, насмарку, понаслышке, вдребезги (дребезги — «осколки»), натощак, навзрыд, наизусть, невдомёк, наотмашь, невзначай, навзничь и пр.
2. С любыми приставками пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственным или временным значением:
верх, низ, перёд, зад, ширь, даль, глубь, высь, век, начало, конец, если они не имеют зависимых слов.
Сравним:
- копать вглубь — опускаться в глубь океана;
- расстаться навек — на век прошедший;
- пригнуть книзу — пришить к низу юбки:
- рассказать сначала — с начала зимы;
- вконец расстроиться — в конец аллеи.
Слово «в даль» пишется раздельно с возвратными глаголами:
- всматриваться (во что?) в даль;
- вглядываться в даль, но смотреть (куда?) вдаль.
3. Слитно пишутся предложно-падежные формы существительных, к которым нельзя поставить падежный вопрос или подобрать зависимое слово:
- вскорости
- сплеча
- задаром
- внакладе
- вполовину
- навыкате
- нараспашку
- вприпрыжку
- вприкуску и пр.
Исключения: в насмешку, в рассрочку, в диковинку.
4. Слитно пишутся наречия с приставками о-, от-, к-, из-(ис-):
- оземь удариться;
- не знать отроду;
- отчасти знаком;
- кряду
- кстати
- изнутри
- исстари.
Дефисное написание наречий
Дефисное написание наречий можно определить по некоторым признакам:
1. наречие образовано от полной формы прилагательного или притяжательного местоимения с помощью приставки по- и суффиксов -ому/-ему, -и:
- видимый → по-видимому;
- настоящий → по-настоящему;
- свойский → по-свойски;
- геройский → по-геройски;
- наш → по-нашему;
- иной → по-иному;
2. наречие образовано от порядкового числительного и имеет в морфемном составе приставку в-/во- и суффикс -ых/-их:
- первый → во-первых;
- второй → во-вторых;
- третий → в-третьих;
- десятый → в-десятых;
3. после приставки кое- ставится дефис:
- как → кое-как;
- где → кое-где;
- откуда → кое-откуда;
4. в составе наречий имеются частицы -то, -либо, -нибудь, -таки:
- почему → почему-то;
- когда → когда-либо;
- как → как-нибудь;
- наконец → наконец-таки;
5. наречия, образованные повтором слов, синонимов и однокоренных наречий, осложненных приставками и суффиксами:
- чуть-чуть заиндевели;
- еле-еле пришел;
- крепко-накрепко привязать;
- перво-наперво вспомнить;
- всего-навсего;
- мало-помалу;
- не сегодня-завтра;
- любо-дорого;
- шито-крыто;
- тихо-смирно.
Таблица
Наречия, в составе которых есть неиспользуемые в современной речи существительные | невдомёк, вкупе, впросак, насмарку | |
Если к существительному в составе наречия нельзя поставить вопрос или вставить между предлогом и существительным определяющее слово | вволю, отчасти, наотрез | на-гора (технический термин), на выучку, на выручку, на вырост |
Наречия, образованные от существительных со значением времени или пространства | сверху, навеки, вконец | |
Наречия, образованные от полных прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- | напрямую, вручную, зачастую, наверное | в открытую, на попятную, на мировую, на боковую + если прилагательное начинается с гласной |
Наречия, образованные от сочетания предлога с кратким прилагательным | налегке, запросто, понапрасну | |
Наречия, образованные с помощью приставок в, на от собирательных числительных | вдвое, натрое, впятеро | |
Наречия, образованные сочетанием предлога и местоимения | почему, вничью, вовсю | |
Наречия, образованные сочетанием приставки и наречия | извне, насквозь, напротив | до завтра, под утро, на сегодня, на нет, на авось, на ура |
Наречия, образованные сочетанием предлога в, корня пол- и родительного падежа существительного | вполсилы, вполголоса, вполоборота | в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца |
Наречия на -о пишутся с не- слитно, если к слову можно подобрать синоним. | нелегко (трудно), невесело (грустно) | |
Наречия пишутся с не-, если приставка находится под ударением. | некуда, незачем, нехотя |
Если существительное в составе наречия сохранило падежные формы | в тупик — в тупике — из тупика, на запятки — на запятках, без ведома — с ведома, без толку — с толком | наизнанку (с изнанки), наспех (не к спеху), поодиночке (в одиночку) |
Если между предлогом и существительным можно вставить определяющее слово | на скаку (на всем скаку), в спешке (в страшной спешке), в рост (в полный рост) | |
Если у существительного есть зависимое слово | в начале повести, во время отпуска, в конце спектакля | |
Если существительное в составе наречия употребляется в переносном смысле | след в след, в конце концов | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов и существительных, которые начинаются на гласную | в обхват, под уклон, в аккурат | |
Наречия, образованные сочетанием предлога по с числительными | по одному, по двое, по трое | |
Если местоимение согласуется с существительным | во весь рост, по этому пути | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов без, до, с, под и существительных | до отвала, под стать, с ходу, без просыпу | дотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас |
Наречия, образованные сочетанием предлогов в, на и существительных с окончанием -ах (-ях) | в потемках, в ногах, на рысях | вгорячах, впопыхах, впотьмах, второпях |
Наречия с приставкой по-, которые оканчиваются на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) | по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи | поэтому, потому, посему, по одному |
Наречия, образованные при помощи приставки в- (во-) от порядковых числительных | во-первых, в-пятых, в-третьих | |
Наречия, образованные соединением двух однокоренных или синонимичных слов | чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь |
Видеоурок
Предыдущая
Следующая