С помощью рисунка рассказы как животные леса связаны с растениями и друг с другом

Тема: растения и животные леса слайд 1 цели урока: познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к

Тема: « Растения и животные леса» (Слайд 1)

Цели урока:

ØПознакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе;

ØОбобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые;

ØДать представление о невидимых нитях в природе; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. (Слайд 2)

Оборудование:

1.                                 Картина «Лес»;

2.                Гербарий мать-и-мачехи, одуванчика, других растений;

3.                Рисунки отдельных животных.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока. 

— Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.(Лес) (Слайд 3)

— Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

Поскольку данный урок очень насыщен материалом, проверку домашнего задания можно не проводить. Рассказы о красоте воды, которые составили ученики дома, можно заслушать в группе продленного дня.

II. Знакомство с разнообразием растений.

Учитель вывешивает картину «Лес».

—  Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самые различные: от сосны до земляники.) (Слайд 4)

— Наша задача — разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая? (Деревья.)(Слайд 5)

Чем деревья отличаются остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.) (Слайд 6)

Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь:

Русская красавица                Кудри в речку опустила,

Стоит на поляне.                  И о чем-то загрустила,

В зеленой кофточке,             А о чем она грустит,

В белом сарафане.                 Никому не говорит.

(Береза)                                (Ива)

Весной зеленела,                  Что же это за девица?

Летом загорела,                     Не швея, не мастерица,

Осенью надела,                     Ничего сама не шьет,

Красные кораллы.                А в иголках круглый год.

(Рябина)                                (Ель)

Никто не пугает, А она вся дрожит. (Осина)

— Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.) Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные — это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина. А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т.д.

—  А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники.) (Слайд 7)

—  Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)

— А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы.) (Слайд 8)

—  Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т.д.)

—  Давайте познакомимся поближе с травами леса. Послушайте стихи о мать-и-мачехе:

В весенний солнечный денек Золотой расцвел цветок. На короткой, толстой ножке Все дремал он на дорожке, А проснулся, улыбнулся: Вот пушистый я какой! Удивляю я всех красой!

—     А теперь давайте дополним схему. Приведите примеры деревьев, кустарников, трав.

Лес состоит как бы из трех ярусов — деревья, кустарники и травы. Лес называют «легкими» планеты, потому что лес — это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

III.    Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке cкачем мы на правой ножке,

(Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, до лужайки добежим.

(Бег на месте.) На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

IV.     Беседа. Какие бывают животные?

На доске вывешены рисунки с изображением животных. Учитель показывает рисунок, а дети отгадывают животное. (Ответы: жаба, волк, кот, крот, слон, еж.)

              Как же называются все эти существа? (Животные.)(Слайд 9)

              А теперь давайте подробнее познакомимся с разными животными. Их, оказывается, можно научиться различать по числу ног и по покрову тела.

По мере того, как обсуждается группа, данные заносятся в таблицу на доске.

              Какие группы животных вы уже знаете? (Звери, птицы, насекомые, рыбы.)

              Кого отнесем к зверям? (Собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, волк, лиса, лось —все это звери.)

— Что объединяет всех этих животных? Сколько ног? Чем покрыто тело? (Четыре ноги, тело покрыто шерстью.) (Слайд10)

Учитель записывает данные в таблицу.

— Какая следующая группа животных? (Птицы.)

—  Каких животных этой группы вы знаете? (Воробей, ворона, сорока и т.д.)

— Что отличает птиц от всех остальных животных? (Тело покрыто перьями, две ноги и два крыла.) (Слайд11)

Учитель заполняет таблицу.

— Какую следующую группу животных можно выделить? (Рыбы.)

—  Каких животных отнесем к этой группе? (Карась, лещ, сом, окунь и т.д.)

— Что можно сказать об этих животных? Чем они отличаются от других? (Это водные животные, у них нет ног, а есть плавники, которые помогают им плавать; тело покрыто чешуей.) (Слайд 12)

О следующей группе животных прочитайте в учебнике на с. 52. (Дети читают текст «Насекомые».) (Слайд 13)

— Что же это за группа? Чем она отличается от других? (Насекомые, у них шесть ног.)

—  Каких животных мы отнесем к этой группе? (Кузнечики, комары, мухи, жуки.)

Учитель записывает данные в таблицу.

Название группы

Количество ног и покровы

Звери

четыре ноги, шерсть

Птицы

две ноги, два крыла, перья

Рыбы

плавники, чешуя

Насекомые

шесть ног

— А сейчас, глядя на таблицу, дайте самостоятельно характеристику каждой

группе животных и приведите свои примеры.

Например: «Звери — это животные, тело которых покрыто шерстью»; «Рыбы

— это водные животные, тело которых покрыто чешуей»; «Птицы — животные

воздушного пространства, тело покрыто перьями»; «Насекомые — животные, у

которых шесть ног».

         «Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей природой».

— Что же произошло у лесничего в лесу? (Вырубили кустарники — исчезли птицы, которые гнездились в кустарнике. Расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы. Насекомые стали поедать листья и грызть корни, и деревья высохли.)

И чем это все закончилось, как вы думаете? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)

         Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Да и все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

—  Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 55), приведите примеры связей в природе.

— Как человек может нарушить эти связи?

         Божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту — будет распространяться тля, опасные насекомые — уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

         VII. Итог урока.

Рассуждения детей можно закончить чтением стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете» (с. 56—57).

         Домашнее задание. (Слайд 15)

2.  Прочитать в учебнике текст «Красота растений» (с. 48—49);

3.  Прочитать в учебнике о невидимых нитях (с. 58—61);

Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, как протекает жизнь леса, почему его нужно беречь и охранять.

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.

В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.

Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.

Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.
Гербарий растений смешанного леса

2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса

Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.

Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.

Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.

4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.

5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.

Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.

А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.

6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса

Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.

Например:

  • Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
  • Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
  • Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
  • Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.

Модель цепи питания лесного сообщества

7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.

Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса

Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.

Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.

Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.

8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса

  1. Название сообщества: лес.
  2. Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
  3. Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
  4. Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
  5. Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
  6. Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.

А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.

Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.

Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.

Проверь себя по теме «Жизнь леса»

1. Что такое лес?

Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Растения, животные, грибы.

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.

Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.

Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.

Я считаю, что правильно веду себя в лесу.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.

Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.

Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.

На следующем уроке

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.

Полезные ссылки:

  • Википедия про лес
  • Следующая тема учебника «Жизнь луга»

_______

  • С помощью каких художественных средств создан образ иванушки дурачка в сказке горького
  • С помощью каких художественных средств создается образ волшебной чарующей сказки олеся
  • С помощью какого приема бунин в рассказе чистый понедельник создает эффект присутствия
  • С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об этих памятниках культуры
  • С помощью взрослых напишите небольшой рассказ примерно 10 предложений на тему экология моего района