С помощью какого приема бунин в рассказе чистый понедельник создает эффект присутствия

Произведения ивана алексеевича бунина объединяют темы памяти и любви, неразрывно связанные с мыслями о россии той, которая ушла в

Произведения Ивана Алексеевича Бунина объединяют темы памяти и любви, неразрывно связанные с мыслями о России – той, которая ушла в безвозвратное прошлое, но осталась главным источником вдохновения для писателя. Любовь как величайший дар и смерть как символ быстротечности земного существования – две главные линии, объединяющие рассказы сборника «Темные аллеи». Исключением не стало произведение Бунина «Чистый понедельник», о котором Многомудрый Литрекон подробнее расскажет далее, сделав анализ книги по плану.

История создания

Иван Алексеевич Бунин пребывал в эмиграции во Франции, когда написал книгу «Темные аллеи», над которой трудился с 1937 по 1945 г. Работа над книгой была для писателя в какой-то мере спасением от трагизма жизни: в то время он сильно нуждался в деньгах и был одинок. У него пропали всякие надежды на возвращение домой. Кроме того, на него оказывала свое влияние депрессивная обстановка военного времени в Европе, где вовсю свирепствовала коричневая чума фашизма. «Чистый понедельник» входит в этот цикл рассказов. Он был написан в мае 1944 г.

Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Действие в рассказе «Чистый понедельник» происходит в 1913 году — во время творческого расцвета и личного счастья писателя. Интересно, что Бунин не наделил героев именами, но время указал достаточно точно. Видимо, вспоминая о том периоде, писатель испытывал ностальгию, которая помогала ему, изгнаннику, забыться от тоски по тем самым местам, куда ушла главная героиня новеллы. С рассказчиком Бунина роднит горькое ощущение утраты: он тоже потерял любовь — свою царскую Россию. Читатель видит ее во всем: описании капустников, вечеров Андрея Белого, современной литературы. С особым трепетом Бунин вспоминает прогулки на Ордынке, бой часов Спасской башни, восточный стиль древней столицы.

Жанр, направление

Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.

Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты: 

  • мотив незаконченности (оборванная на полутакте лунная соната, разлука главных героев после первой ночи);
  • необычная композиция: фабула не совпадает с сюжетом;
  • смелые религиозные отсылки: влюбленные стали близки в первый день Великого поста;
  • о символизме в тексте читателю говорят своеобразные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная лунная соната является символом назревающих перемен в душе героини. Лунный свет, оттеняющий героиню, одетую в черное, символизирует несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
  • контрастность: любовь предстает мукой и счастьем. 

Смысл названия

Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.

Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:

  1. Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения. 
  2. Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
  3. Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.

Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Суть: о чем?

Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.

Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика 

Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.

Главная героиня противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.

Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.

Темы

Тематика рассказа «Чистый понедельник» может быть описана более подробно, если читатель напишет в комментариях, чего не хватило в статье Многомудрого Литрекона.

  1. Основной темой рассказа служит любовь. Именно она дарит человеку смысл жизни. Героиня нашла свою любовь в служении Богу. А вот главный герой потерял свой земной идеал и сбился с пути. Этим автор хотел подчеркнуть хрупкость и бренность мирской страсти, которой не сравниться с духовным началом.
  2. Тема предназначения в жизни. Героиня рассказа находится в поисках себя, не знает, чего хочет на самом деле. Но она чувствует свое призвание в служении Богу и идет до конца, чтобы воплотить свой потенциал.
  3. Тема нравственного выбора. Любой человек имеет право выбора, и каждый решает, как ему поступить в той или иной ситуации. Главная героиня рассказа сделала свой шаг – уход в монастырь, но главный герой никак не может смириться с расставанием и обрести гармонию внутри себя. В нем нет силы и целенаправленности, которые есть в его избраннице.
  4. Вера и религия. Сомневающийся и вопрошающий человек может найти себя в стенах монастыря и молитве. В атмосфере пошлости и декаданса, окружающих героев на закате России, Он потерялся, а Она нашла спасение в служении чему-то вечному и истинному.
  5. Цвета и звуки. В произведении заметен переход от избытка темных цветов к светлым. Это означает, что героиня нашла выход из тьмы сомнений.
  6. Счастье. Автор традиционно указывает на то, что в страсти нет счастья. Любовь — удар, который оставляет незаживающие рубцы, но не длится долго. Скорее, притяжение сердец делает людей несчастными, а не радостными. Любовью невозможно насытиться, она всегда оставляет голод.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Чистый понедельник» тоже будет дополнена, если Многомудрый Литрекон получит весточку от читателя.

  1. Неразделенная любовь — основная проблема книги. Герой страдает от того, что лишился избранницы, а она разрывается между страстью и духовными потребностями своей души. Неслучайно читателя поражает контраст ее внешности с внутренними чертами характера: дьявольская темная красота (черные волосы, угольные глаза, смуглая кожа) и светлые порывы к Богу.
  2. Проблема взаимопонимания между главными героями. Девушка не видит счастья в семье, она нашла себя в службе и духовном призвании. Герой же не понимает ее и пытается навязать свое видение их будущего – брак и семья. Любовь не делает людей близкими, она лишь обнажает взаимные противоречия.
  3. Проблема счастья. У героев разные понятия счастья. Если для него – это брак и семья, то для девушки счастье – это служение Богу. Он стремится к земным наслаждениям и радостям, ее же не удовлетворяет роскошь праздной жизни. «Счастье наше, дружок,- приводит героиня слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Герои богаты, молоды, красивы, но несчастны, значит, великая радость заключается не в этих ценностях.
  4. Отчаяние — тоже проблема, затронутая Буниным. Слабый герой сломался и стал топить свое горе в вине. Он слился с мрачной обстановкой, где узкие улочки усеяны кабаками и падшими женщинами.

Основная идея

На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света. Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере. Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь. 

Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права. Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства. Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.

Чему учит?

Мораль, которую автор заложил в новеллу «Чистый понедельник», – это призыв к тому, чтобы каждый стремился к самоопределению. Не нужно бояться осуждения с чьей-либо стороны. Если ты уверен в своем решении, то это твое призвание. Если бы героиня уступила и сыграла не свою роль, то едва ли оба персонажа смогли быть счастливы в театральной позе несвойственных им ролей. Не зря автор постоянно подчеркивает бутафорию их образа жизни:

«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…» .

Нравственные уроки «Чистого понедельника» склоняют читателя к размышлению о своем пути и месте в жизни. 

Критика

Как говорил Максим Горький: 

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».

Действительно, художественные особенности «Чистого понедельника» позволяют причислить его к золотому фонду русской литературы. 

Читателя наверняка волнует вопрос, почему героиня ушла в монастырь. О об этом рассуждали многие критики, например, М.В. Михайлова:

Причина этой «странности» — в противоречиях русского национального характера, которые сами являются следствием нахождения Руси на перекрестке Востока и Запада. Вот откуда в рассказе постоянно акцентируемое столкновение восточных и западных начал. Не менее важна и внутренняя противоречивость героини, которая изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству других людей, но сама с отличным аппетитом обедает и ужинает, то посещает все новомодные собрания, то вообще не выходит из дома, раздражается окружающей пошлостью, но идет танцевать полечку Транблан, вызывая всеобщее восхищение и рукоплескания, оттягивает минуты близости с любимым, а потом внезапно соглашается на нее…

Автор: Марина Ильина

Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность,
лаконизм и изысканность лирики

Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания,
смысл названия, символика

Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское,
эстетическое осмысление жизни

Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи»,
«Лёгкое дыхание»

Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник».
Своеобразие лирического повествования

Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней
изобразительности

УРОК № 7
Тема.
И. А. Бунин «Чистый понедельник».
Психологизм и особенности внешней изобразительности

Цель:

проследить с учащимися психологизм и особенности
внешней изобразительности в рассказе «Чистый понедельник»; показать особенность понимания Буниным любви;
совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять
авторскую позицию; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; развивать
навыки творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Чистый понедельник», «Солнечный удар», иллюстративный
материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар»; анализируют
и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Как вы охарактеризуете эстетическое кредо И. А. Бунина — поэта и прозаика, завершителя классических традиций XIX века?

• Какова концепция любви в его произведениях?

• Какова роль категории памяти в художественном мире И. А. Бунина?

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— У замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой есть удивительные строки: «XX век начался в 1914 году вместе с войной, так же как XIX начался
Венским конгрессом. Календарные даты значения не имеют». С удивительной зоркостью Ахматова увидела главное: в 1914 году закончилась эпоха в истории
России, русского народа.

И отголоски этой эпохи мы находим на страницах рассказа «Чистый понедельник». Это рассказ не только о любви, но и о судьбах людей дореволюционной России,
стоявшей в 1910-е гг. перед неизбежностью общественного взрыва.

Бывает ли любовь одинаковая и возможна ли она без самоотдачи и самопожертвования? Как наводящее на ответ на этот вопрос вспомним высказывание
Эриха Фромма:
«…современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые
разнообразные душевные переживания».

Будет ли человек одинок и несчастен, если он не стремится отдавать и жертвовать? Всегда ли можно назвать любовью любовь? Может ли человек чувствовать
и ощущать полноту жизни, счастье, радость при единстве с другим человеком? Размышления над этими
вопросами и попытка на них ответить станут основной задачей нашего урока.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— В творчестве И. А. Бунина тема любви раскрывается очень своеобразно. Писатель показывает самые потаенные движения человеческой души. Глубокий
психологизм автора делает прочтение его произведений особенно интересным.

Но вместе с тем нельзя не признать, что в произведениях Бунина любовь всегда
рука об руку идёт с трагедией. Писатель ни одного своего героя не делает счастливым надолго. Любовь всегда проходит через жизнь человека, словно
величайшая трагедия. Она переворачивает, сминает жизнь. И подчас все оставшиеся
годы герои вспоминают эту любовь, думают только о ней. Простое, будничное
существование не имеет ничего общего с этим бессмертным чувством.

Именно поэтому любовь в творчестве Бунина всегда является кратковременной вспышкой. Писатель часто говорит о смерти. Его герои могут погибнуть, оставив о себе
только память. Но память эта подчас оказывается лучше, чем простые человеческие радости. У любви, о которой говорит Бунин, нет будущего. У неё бывает
только настоящее, а затем появляется прошлое. Именно поэтому финал любви трагичен.

2. Аналитическая работа с текстом
рассказа «Чистый понедельник»

А) Беседа

• Прочитайте начало рассказа. Каким художественным приёмом заканчивается вступление и почему?
• Как уже в начале рассказа создаётся эффект неопределённости будущего, непрозрачности судьбы героев?
• Одинаково ли глубоко и выразительно прорисованы образы героя и героини? Почему?

Б) Исследовательская работа
(в парах)

• Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, характеризующие героя.
Как с помощью этой характеристики автор показывает психологическое состояние, характер героя и формирует наше к нему отношение?

• Какими средствами автор создаёт образ героини? Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, описывающие внешность героини. Можно ли через
портрет определить её психологическое состояние?

В) Продолжение беседы

• Можно ли представить героиню в ситуации «земного» счастья, устоявшейся, размеренной жизни?
• Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев?
• Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы?
• Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня «безжизненно приказала» ему отпустить экипаж?
• Почему герой ждёт у дверей спальни «с замирающим точно над пропастью сердцем»?
• Чем становится для героев ночь, проведённая вместе?
• Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию?
• Почему И. А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли поступок вам неожиданным?
• Когда и при каких обстоятельствах герой в последний раз видит героиню? Почему автор назначает им встречу именно здесь?

Г) Постановка и решение
проблемного вопроса
(работа в парах)

• Какие цвета в этом рассказе являются ведущими? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Почему?
Аргументируйте свой ответ, подтвердите цитатами из текста.

Предполагаемый ответ
В рассказе «Чистый понедельник» прослеживается переход от тёмных тонов к светлым. В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании
зимнего московского вечера слова, означающие тёмные оттенки. С первых же строк И. А. Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании
главной героини писатель также продолжает использовать чёрный цвет:
«А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо,
великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза;
пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком…».

Возможно, такое описание девушки указывает на её греховность. Черты её внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды
сходно с чертами её внешности в плане цветовой гаммы:
«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью…».

Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.

Также в рассказе используется лунный свет, который является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюблённых, предвещает им разлуку или
даже смерть. Но лунный свет символизирует и дьявольский соблазн. Героиня принимает участие в шабаше, и это в Чистый понедельник, день поста, покаяния
и замаливания грехов!

В тексте рассказа прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щёк: «Чёрный пушок над
губой и розовый янтарь щёк». Известно, что белый цвет символизирует чистоту.

Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдаёт предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем
абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной,
нравственной чистоте. Так мы проследили движение от «чёрного» к «белому» — от греха к чистоте.

Мы видим, что И. А. Бунин — Мастер слова. Он даже цветовыми оттенками передаёт замысел, идею рассказа. Используя светлые и тёмные оттенки, их чередование
и сочетание, писатель изображает перерождение души главной героини
«Чистого понедельника», стремление ввысь, поднимая её к Богу, к небесам.

3. Сопоставление рассказов И. А. Бунина
«Чистый понедельник» и «Солнечный удар»

(работа в парах с раздаточным материалом)

• Сопоставьте рассказы «Солнечный удар» и «Чистый понедельник». Согласны ли вы с бунинским утверждением, что любовь-страсть не может продлиться долго
и непременно завершается расставанием или гибелью одного из героев?

Прав ли критик М. И. Иофьев, утверждая, что уход героини «Чистого понедельника» в монастырь — дань «мёртвому»? Или более верно его
же утверждение, что её поступок — дань максимализму, следствие несовпадения её высоких требований, её идеалов и незначительности окружающего?
Почему поздние рассказы Бунина не имеют «благополучных» концовок?

Карточка
Краткая новелла, почти лишённая событий, рассказывает о трагическом душевном надломе. Героиня наделена властной женской прелестью, волей и жаждой жизни.
В то же время она придавлена безнадёжностью и беспомощностью. Герой — красавец, живой весельчак — становится для неё искушением. Всё, что
есть в ней страстного, требует любви; всё мёртвое, с чем она связана, препятствует чувству. Впрочем, не только мёртвое, но и бесспорный максимализм, ищущий
значительных свершений, не удовлетворяющийся жизнью пустой и сытой.
Её возлюбленный ничем не выше и не лучше окружающих. Благородная требовательность, такая же, как и у Лизы, Елены (героини Тургенева), у гончаровской Веры,
приводит к бесчеловечному юродству. В «чистый понедельник» она
рассчиталась с любимым и любовью, простилась с презираемой, но всё же манящей жизнью, отдала «кесарю кесарево».
Герои Бунина не имеют права на счастье. Добровольный уход из жизни —
в монастырь или в кабак — вот что им уготовано. Не нужны, в сущности, болезни и катастрофы, злая воля или роковые случайности — всё совершается
легко и просто, развязка наступает сама собой. В правде, выраженной «Чистым понедельником»,— истоки всех произведений Бунина. Люди и время отжили
свой срок. Новеллы позднего Бунина отпели старую Россию, как юношеские его
рассказы отпели дворянские гнёзда. И потому его творчество — не просто творчество мрачных итогов, оно утверждает закономерность конца.
(М. И. Иофьев)

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»


(в парах)

• Какие черты, по мнению И. А. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле»? Подтвердите
своё мнение на примере рассказов «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».

2. Обобщающее слово учителя

— Итак, в центре рассказа — загадочный образ женщины, в расцвете красоты ушедшей в монастырь и принявшей постриг. Тайна её характера, необъяснимость
поведения связаны с её изначальным решением уйти, пройдя искусы жизни, от мира, с его соблазнами, накануне жизненных катаклизмов. Уход героини
в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия «сорвалась» со своих нравственных устоев
в бунт и мятежность.

Ведя её по пути обуздания чувственной стихии, Бунин как бы размышлял о национальном нравственном идеале России. Финал рассказа
приобретает символическое звучание: отречение героини от любви, мира — это проявление бунинского неприятия русской общественности, тех социальных
настроений, которые привели страну к революции.

Общий пафос бунинского творчества эпохи эмиграции, место Бунина в литературе своего времени чутко почувствовала М. И. Цветаева. В ноябре 1933 г.,
в связи с присуждением Бунину Нобелевской премии, она сказала, сравнивая значение Горького и Бунина для литературы: «…Горький — эпоха, а Бунин —
конец эпохи».

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся). Сопоставить (письменно) финал
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» с финалом романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Что в них общего и в чём разница?

2. Знать содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся» (обзорно).

3. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Куприна.

Следующие уроки: Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество >>>

Цели урока: активизировать
самостоятельность исследовательской
деятельности студентов; показать: а) особенность
понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»;
развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий
рассказа; прививать любовь к художественному
слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы
находим в тексте для изображения Москвы? Для чего
Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты,
манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в
тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ
о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье
и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность
написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г.,
но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в
годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более
чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь
желанием реставрировать будущее, обращаясь к
прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник
«Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37
рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть,
тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и
Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза»,
«Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»
(«Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр
бунинской прозы. Объединение в рассказе двух
основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и
смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви
героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А.
Бунина. Загадочный, противоречивый характер
героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению
Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то
«Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению
писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к
теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа
необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости,
литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день
    великого поста, наступающего после разгульной
    Масленицы.
  • Масленица — Масленая неделя, неделя,
    предшествующая Великому посту. Символика обряда
    связана с древнеславянскими традициями проводов
    зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования
    Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в
    течение, которого верующие, христиане,
    воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют
    в увеселениях, не вступают в брак. Пост
    установлен в воспоминание 40-дневного поста
    Христа в пустыне. Великая четыредесятница
    начинается с понедельника, в просторечии
    называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции —
своеобразная граница, рубеж между жизнью —
суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от
скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от
светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей
литературно-художественной жизни России начала
века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в
рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»?
(Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня
отвечает: «До того высокопарно, что совестно
читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил
только о постороннем, — о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский
символист Артур Шницлер. Австрийский
драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер
Казимеж. Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский
прозаик — это модные авторы европейского
декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не
использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и
героя, он использует литературные имена (скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского
декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова,
который не интересен ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого
Толстого», а как-то она ни с того ни с сего
вспоминает Платона Каратаева… В
аристократически утончённой и загадочной, в ней
неожиданно проступают черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из
последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же
отличен от внутреннего мира рассказчика,
насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен
Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной
эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в
тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение
Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё
же, что касается древности, церквей, кладбищ, —
внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых
местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель,
Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)
свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так
преследовалось на родине, осознавалось Буниным
как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации
«земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать
обобщенный смысл. Номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик
и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
  

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан
обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр,
либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они
погружены в реальную полубогемную жизнь. Но
постепенно рядом с этой привычной и сладкой
жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив
почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте
героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут
главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он
— счастливый, влюбленный.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —
 влюбленность, которая дает ему
исключительную остроту чувственного восприятия,
через призму которого представлен портрет
героини, ее внешность. Обратимся к портретной
характеристике героини. Найдите повторяющиеся
детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини
подчеркивается восточная красота «смуглое
янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови,
черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный»,
«янтарный». В самом портрете некая
таинственность, противоречивость, восточная
красота.  Почему восточная красота?
(Подчеркнуть ее необычность, непохожесть,
отличие от других нездешней прелестью) («А у неё
красота была, какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными
родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова
«загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный
прием: спустя годы в сознании героя облик любимой
женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями
искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.
С одной стороны,  «похоже было на то, что ей
ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы
были у нее любимые и нелюбимые: книги читала
всякие, любила поесть и тут же говорила о том,
зачем вообще люди едят». Казалось, что ей
нравится роскошная жизнь: походы в рестораны,
театры, концерты. Она любила хорошую одежду,
бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то
училась на курсах, интересовалась историей,
посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д.
Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной,
то он путается, то «здесь и сейчас», то «по
памяти». Смена этих ракурсов происходит столь
незаметно, что можно говорить о наложении
перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по
меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую
филологию».

Какие художественные средства использует
Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры,
оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От
греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая
фигура, парадоксально звучащая антитеза,
представленная в виде контрастных слов: «толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы
увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище). С помощью
этого приёма автор показывает противоречивость
героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся
эпитеты, характеризующие «тайну красоты»
героини. (Загадочная, непонятная, восточная
красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина:
синестетическое описание: глаза её были ласковы
и тихи.

В литературоведении используется сравнение
бунинской манеры компоновать детали внешнего
мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность
единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк
различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной
спальне. А в финале рядом окажется три раза
повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или
сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в
темноту… Что она могла в темноте видеть,
как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это
вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и
героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и
исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую
филологию», мы пришли к пониманию «бунинской
философии» любви как о «неком высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю
жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «неком высшем напряжённом
моменте бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана
любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого
мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о
ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к
России. Соединяя воедино музыкальное,
живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» —
портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая
поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу
объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно
свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя — «лучшего стилиста современности»
(М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского
восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар»,
«Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе.
И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в
системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 — 11
классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица
России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. «Всякая любовь — великое
счастье». Разговор с 11-классни-ками о книге
Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997.
№ 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.
Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»).
Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник

И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла «Темные аллеи» любовь обречена. У его героев есть лишь мгновение на счастье, а потому этот момент особенно ценен. Автор, используя жанр короткого, но емкого рассказа, показал любовь во всей ее многогранности. Каждая грань прекрасна по-своему. Иногда любовь в рассказах приобретает достаточно причудливую, необычную и даже странную форму. Новелла «Чистый понедельник» как раз о такой любви.

Герои молоды, богаты и очень красивы. Их имена читатель так и не узнает. Они просто не нужны в повествовании. Он, хоть и родом из Пензенской губернии, но прекрасен как представитель южных кровей, сицилианец. Она выглядит как восточная красавица из Персии или Индии. «Шамаханская царица» – восклицает восторженный актер, увидев героиню. Вместе они составляют очень красивый и гармоничный тандем, заставляющий любоваться ими публику ресторанов и театров. И то, и другое они посещают почти каждый вечер. Это как своеобразный ритуал. Обеды в ресторанах, модные спектакли, за которыми следует шикарный ужин за городом.

Она вела себя немного отстраненно и загадочно. Женская натура светской девушки, которая полна противоречий. Будто ей ничего не было нужно, ни обедов, ни ужинов, ни цветов, ни книг, ни шоколада. Однако, цветы у нее были любимые, подаренные книги она все прочитывала, а шоколада съедала по коробке в день. Обедала и ужинала с «московским знанием дела». У нее были любимые дорогие блюда из мяса и птицы. Истинной слабостью героини были изысканные ткани: бархат, атлас, меха. И на выездах она всегда одета была шикарно. А на курсы ходила «скромной курсисткой», завтракала в вегетарианском кафе на Арбате за 30 копеек. И трудно сказать были ли это причуды купеческой дочери, либо признаки многогранности ее личности.

Юноша понимал, что это странная любовь и отношения. И то, что будущего у них нет, ведь о браке она слышать не хотела. Но старался гнать от себя эти мысли. Девушка же понимала, что это «первый и последний» ее мужчина. Любила ли она его? Наверное, да. Только это была очень своеобразная любовь. Думаю, она хотела испытать это чувство, понять каково это любить и быть любимой, перед принятием главного своего решения.

Когда читаешь рассказ, становится обидно и горько за героя. Он безоговорочно принимает выбор возлюбленной, выполняя ее желание, больше не тревожит. Мог ли он бороться за свою любовь? Мог, но, думаю, это бы ничего не изменило. Девушка сделала свой выбор. Она не была религиозна. Ее влекла атмосфера чистоты, гармонии, единения с природой, русской самобытности. Она смогла это все найти только в монастыре. Пошлость светской жизни ее пресытила. Не думаю, что она ушла в монастырь навсегда и решится на постриг. Скорее всего несколько лет поживет послушницей и вернется к мирской жизни в поисках новых эмоций.

Вариант 2

После прочтения рассказа Бунина Чистый понедельник возникает ощущение тревожности и какого-то опасения. Как бы пафосно не звучало, но такое опасение ощущается за судьбы родины и подобные темы.

Ведь история часто повторяется и сейчас тоже начало века подобное периоду Чистого понедельника и тоже ощущаются перемены и смена эпох.

Главные герои этого рассказа могут казаться бездельниками и людьми, которые совершенно не волнуются о судьбе собственной родины. Тем не менее, они являются в действительности невероятно чуткими людьми, глубоко способными ощутить чувства друг друга и ветер перемен.

Бунин создает своеобразный слепок времени, его рассказ довольно кинематографичен. Тут вспоминаются слова режиссера Тарковского, который называл кино застывшим временем. Рассказ Бунина тоже почему-то кажется застывшим временем, и этот факт подтверждается четкими временными рамками, которые автор указывает в рассказе.

Удивительным образом, но в рассказе отсутствуют имена главных героев, хотя даны имена другие персонажей, многие из которых являются своеобразными символами эпохи. Бунин указывает на известных деятелей искусства, которые во многом творили эпоху того времени, фактически были творцами самого времени. При этом главные герои не указываются, они просто существуют как два столпа, как противоположности создающие целостность, как два глаза, через которые читатель смотрит на мир этого рассказа.

Основной темой является тревога и любовь. Довольно банальные отношения героев кажутся способом как-то отстраниться от действительности, отыскать нечто настоящее. К слову, для этого героиня также увлекается историей и религией, где хочет получить опору.

Любовь для каждого из них является ценностью, которую они берегут. Особенно героиня, она оттягивает момент близости, так как относится к нему невероятно трепетно. Сама близость насыщена каким-то ощущением обреченности и довлеющего фатума, которого героиня не выдерживает и сбегает под надзор более великой силы – Господа.

Разлука героев как бы аккомпанирует историческим событиям. Из периода благоденствия России предстоит перейти в период разлуки с прежними устоями.

Анализ 3

Это произведение занимает особое место в сборнике рассказов «Темные аллеи», объединенных темой любви. Сам Бунин писал, что благодарен Богу за то, что дал ему возможность создать «Чистый понедельник», поведав о прекрасной, но трагической истории любви.

Главные герои безымянны, но мы узнаем, что они оба молоды, красивы, богаты, любят друг друга. Жизнь их беспечна и полна удовольствий. У них есть все, необходимое для счастья, нет никаких внешних препятствий. Тем не менее им не суждено было быть вместе, по желанию героини они расстаются, казалось бы, без видимых причин.

Внезапно их настигло сильное чувство. Они испытывали взаимное, почти мистическое притяжение, чувствуя присутствие и взгляды друг друга. Много загадочного и таинственного было для него в ее облике. В ней сочетались утонченная восточная красота и западное образование. Но много странного и нелепого ощущал герой в их отношениях. Она его любит, но не соглашается стать его женой, не верит в возможность счастья и избегает разговоров об их будущем. Его поражает двойственность ее натуры. При своей любви к роскоши, изысканной одежде, дорогим ресторанам, развлечениям и театрам, она учится на каких-то курсах, посещает монастыри и кладбища. Ей свойственны легкомыслие и скромность, веселость и задумчивость, страстность и холодность. Любит модные стихи и слушает церковное пение, с удовольствием танцует, курит, но соблюдает строгий пост. Она словно мечется, не может понять свое предназначение в жизни. И зреет в ее душе стремление осуществить какое-то свое желание.

В названии рассказа раскрывается смысл происходящего. Именно в чистый понедельник начинается для героини новая жизнь. Этот день, наступающий после разгульной Масленицы, для верующих знаменует начало Великого поста, время очищения от греховных помыслов и деяний. Накануне, в прощенное воскресенье, она в последний раз со своим избранником ужинает, веселится на театральном капустнике, прощаясь со своей прошлой жизнью. Утром сообщает о своем отъезде. Через две недели ему пишет, что намерена уйти в монастырь и принять послушание.

Мучительно переживал главный герой эту неожиданную разлуку, спасаясь в разгулах. Спустя два года, душевная боль сменилась равнодушием и чувством безнадежности. Тоскуя, бродит он по московским улочкам, вспоминая счастливое время, проведенное с любимой. И словно ведомый какой-то мистической силой, едет в Марфо-Мариинскую обитель, где в веренице монахинь замечает, как одна, подняв голову, устремила свой взгляд в темноту, где он стоял, словно почувствовав его присутствие. В сердце героини, даже обретя успокоение в духовной жизни, продолжала жить любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник

Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник

Популярные сегодня темы

  • Описание картины Радуга Айвазовского сочинение

    Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря

  • Сочинение Герои рассказа Белый пудель Куприна (характеристка)

    Рассказ Куприна «Белый пудель» обладает небольшим количеством персонажей. Конечно же, одни из них играют в произведении ключевую роль, другие являются второстепенными. Но, несмотря на это, каждый герой

  • Анализ произведения Платонова Неизвестный цветок

    С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины

  • Анализ Поучения Владимира Мономаха 7 класс

    Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как он на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать

  • Сочинение Судьбы казачек в романе Тихий Дон Шолохова

    Со страниц произведения «Тихий Дон» перед нами представлены образы женщин Дона — смелой и гордой Аксиньи, кроткой и трудолюбивой Натальи, величественной Ильиничны и юной Дуняшки.

Для И. А. Бунина чувство любви всегда тайное, великое, непознаваемое и не подвластное разуму человека чудо. В его рассказах, какая бы любовь ни была: сильная, настоящая, взаимная – она никогда не доходит до супружества. Он останавливает ее на высшей точке наслаждения и увековечивает в прозе.

История создания

С 1937 по 1945 гг. Иван Бунин пишет интригующее произведение, в последующем оно войдет в сборник «Темные аллеи». Во время написания книги автор эмигрировал во Францию. Благодаря работе над рассказом, писатель в некоторой степени был отвлечен от черной полосы, проходящей в его жизни.

Бунин говорил, что «Чистый понедельник» — это наилучшая работа, которая была им написана:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Жанр, направление

«Чистый понедельник» написан в направлении реализма. Но до Бунина о любви так не писали. Писатель находит те единственные слова, которые не опошляют чувства, а каждый раз заново открывают знакомые всем эмоции.

Произведение «Чистый понедельник» — новелла, небольшое бытовое произведение, чем-то схожее с рассказом. Отличие можно найти лишь в сюжетном и композиционном построении. Жанру новелла, в отличие от рассказа, свойственно присутствие некоего поворота событий. В данной книге таким поворотом является изменение взглядов на жизнь у героини и резкая смена ее образа жизни.

Смысл названия

Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.

Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.

Суть

Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.

На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.

Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.

На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.

Герой пускается по кабакам, и лишь спустя два года приходит в себя. Это было прощенное воскресенье. Он подходит к Марфо-Мариинской обители, где в то время шел крестный ход, в котором он увидел любимую женщину. Их взгляды пересеклись. Но герой повернулся и спокойно вышел из ворот. Сюжет раскрыт более подробно в нашем кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству.  Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

Темы и проблемы

  1. Основная тема – это любовь. Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
  2. Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
  3. Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
  4. Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни. Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
  5. Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.  

Главная мысль

Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.

Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.

Автор: Виктория Арфано

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об этих памятниках культуры
  • С помощью взрослых напишите небольшой рассказ примерно 10 предложений на тему экология моего района
  • С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте названных ниже животных героев сказок и басен
  • С помощью географической таблицы составьте рассказ о формировании основных форм рельефа нашей страны
  • С помощью геохронологической таблицы составьте рассказ о формировании основных форм поверхности