С помощью каких художественных средств создается образ волшебной чарующей сказки олеся

Повесть олеся куприн основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в полесье. в то время, разочаровавшись в

Повесть «Олеся» (Куприн) основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в Полесье. В то время, разочаровавшись в репортерской карьере, Куприн оставил Киев. Здесь он занимался управлением имением, находящимся в Ровенском уезде, увлекся церковно-славянским языком. Однако самой большой страстью Куприна была охота. Среди безбрежных болот и лесов он проводил целые дни с крестьянами-охотниками.

Полученные впечатления от встреч и разговоров, местные легенды и «байки» давали богатую пищу уму и сердцу писателя, подсказали специфику и форму ранних его рассказов — описание «местной» истории,

Любовь в творчестве Куприна

Александр Иванович всегда интересовался темой любви, считая, что в ней заключена самая волнующая загадка человека. Он полагал, что индивидуальность выражается не в красках, не в голосе, не в творчестве, не в походке, а именно в любви.

«Он и она в повести Куприна «Олеся» — важнейшая тема произведения. Любовь как высшее мерило личности человека, облагораживающая и возвышающая его над жизненными обстоятельствами, была раскрыта с большим мастерством в данной повести. В ней Александр Иванович поэтизирует благородство души, умение наслаждаться красотой и гармонией природы. Любовно и щедро описанные в повести пейзажи Полесья придают мажорный, светлый тон повествованию о судьбе Ивана Тимофеевича и Олеси — главных героев.

Образ Олеси

Содержание повести Куприна «Олеся» основывается на истории светлого чувства к начинающему писателю молодой девушки. Героиня с первой же фразы про «голодных зябликов» располагает к себе читателей. Ивана Тимофеевича она поразила оригинальной красотой. Девушка была брюнеткой, лет двадцати — двадцати пяти, высокой и стройной. Ивана Тимофеевича свело с ней и ее бабушкой Мануйлихой чистое любопытство. С этими двумя женщинами деревня обошлась неласково, прогнав жить в поскольку Мануйлиху считали ведьмой. Главная героиня, привыкшая с опаской относиться к людям, не сразу открылась писателю. Ее судьбу определяют исключительность, одиночество.

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, городского интеллигента. Все другие герои (необщительные крестьяне, Ярмола, сам рассказчик, Мануйлиха) связаны со средой, скованы ее законами и укладом, поэтому очень далеки от гармонии. И лишь Олеся, воспитанная самой природой, ее могучей силой, сумела сохранить врожденные и дарования. Автор идеализирует ее образ, однако в чувствах, поведениях, мыслях Олеси воплощаются реальные способности, поэтому повесть психологически правдива. Впервые у Александра Ивановича в характере Олеси слились воедино самоотверженность и гордость, утонченность переживаний и действенность поступков. Ее одаренная душа поражает полетом чувств, преданностью возлюбленному, отношением к природе, людям.

Основные действующие лица

Ключевой мотив произведения Куприна — ярко выраженный конфликт между жителем развитого города и обитателями глухой деревушки, в которой христианские традиции тесно переплетаются с элементами язычества. Малограмотные крестьяне, свято верящие в потусторонние силы — леших, чертей, водяных, ведьм — резко контрастируют с образованным представителем высшего общества. Чтобы оценить это в полной мере, достаточно ознакомиться со списком характеристик главных персонажей:

  • Иван Тимофеевич — молодой барин, интеллигент, от лица которого и ведётся повествование. Он вроде бы добр, однако, как совершенно верно подмечает одна из героинь повести, эта доброта идёт у Ивана не от чистого сердца. Персонаж спокоен, неконфликтен, довольно ленив и склонен тотчас же бросать дела, в которых возникли какие-либо затруднения. Не верит в колдовство, считая его пережитками прошлого, но, узнав об обитающей в лесу ведьме, изъявляет желание познакомиться с ней, считая, что сможет таким образом добыть материал для будущей книги.
  • Олеся — красивая, умная и отзывчивая девушка, примерно двадцати пяти лет от роду. Вынуждена жить в лесу вместе с бабушкой, которой боятся в деревне, считая её колдуньей. И доля истины в этом есть — как у бабули, так и у самой девушки есть особый дар, позволяющий им лечить людей и заглядывать в будущее. Олеся знает, что ей предначертано пережить огромный позор из-за мужчины, однако, встретив Ивана, не находит сил противиться судьбе и влюбляется в него. Чувство оказывается взаимным, и предсказание о позоре в итоге сбывается.
  • Мануйлиха — бабушка Олеси. О прошлом этой женщины ничего не известно, хотя высказываются предположения, что в роду Мануйлихи были цыгане, от которых она и получила дар предвидения. Внешне напоминает Бабу-Ягу, характером отличается недоверчивым и недружелюбным, в основном потому, что повидала на своём веку достаточно плохого. К появлению Ивана Тимофеевича тоже относится негативно, считая, что он накличет беду на её внучку.

Из упомянутого ранее противостояния логически вытекает и другой конфликт: людям, воспитанным в разной среде, очень сложно понять друг друга, ужиться вместе и оказать сопротивление предрассудкам.

А потому судьба главных героев «Олеси» предрешена с самого начала — им всё равно придётся расставаться.

Он и она в повести Куприна «Олеся»

В Олесе воплотился образ матери-природы. Она с заботой и любовью относится к зябликам, зайцам, скворцам, жалеет свою бабушку, вора Трофима, прощает даже избившую ее озверевшую толпу. Олеся — натура серьезная, глубокая, цельная. В ней много непосредственности и искренности. Герой Куприна под влиянием этой лесной девушки испытывает, пусть временно, особое просветленное состояние души. Куприн (повесть «Олеся») анализ характеров героев проводит путем противопоставления, на основе контраста. Это очень разные люди, принадлежащие к различным слоям общества: герой — писатель, образованный человек, который в Полесье приехал, чтобы «наблюдать нравы». Олеся — выросшая в лесу неграмотная девушка. Она осознавала все недостатки Ивана Тимофеевича и понимала, что любовь их не будет счастливой, но, несмотря на это, любила героя всей душой. Ради него она пошла в церковь, что было тяжелым испытанием для девушки, поскольку ей пришлось преодолеть страх не только перед жителями деревни, но и перед Богом. Иван Тимофеевич, несмотря на то что любил Олесю (как ему казалось), одновременно боялся своего чувства. Эта боязнь в конце концов и помешала Ивану Тимофеевичу на ней жениться. Как видно из сопоставления образов двух героев, он и она в повести Куприна «Олеся» — совершенно разные люди.

Популярные сочинения

  • Сочинение О войне (рассуждение)
    Война, это слово, как и само событие, безусловно наводит страх на каждого. Потому что это, как правило, всегда оружие, беды, разрушения и конечно, неизбежные, горькие потери
  • Сочинение Жизнь Евгения Онегина в Деревне
    Евгений Онегин — это молодой дворянин, живущий в Петербурге и прожигающий жизнь на светских вечерах в кругу таких же «педантов». Он не испытывает потребности служить, строить карьеру чиновника
  • Профессия моей мечты учитель сочинение
    По моему мнению, профессия учителя – одна из самых важных и необходимых в мире. Человек, который хотя бы раз попробовал дать кому-то знания, вписал свое имя в один ряд с величайшими педагогами в истории.

Истинный смысл любви

Он и она в повести Куприна «Олеся» — люди совершенно разные, поэтому им не суждено быть вместе. Каково же значение этой любви, ради чего Олеся, зная, что их отношения обречены, все же не оттолкнула героя с самого начала?

Истинный смысл любви Александр Иванович видит в стремлении отдать возлюбленному всю полноту чувств. Человек несовершенен, но великая сила этого чувства может, хотя бы на время, вернуть ему естественность и остроту ощущений, которые удалось сохранить людям, подобным Олесе. Эта героиня способна внести гармонию в столь противоречивые взаимоотношения, как те, что описал Куприн (повесть «Олеся»). Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что ее любовь — это презрение к человеческим страданиям и даже смерти. Очень жаль, что на подобное чувство способны лишь избранные. Любовь в повести Куприна «Олеся» — это особый дар, столь же редкий, сколь и которыми обладала главная героиня. Это что-то загадочное, таинственное, необъяснимое.

Тема «Олеси» Куприна — бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ «Олеси» Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе «Олеси» Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы «Олеси» Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Второстепенные персонажи

Главные герои произведений Александра Куприна, как правило, отличаются честностью, храбростью и целомудрием, служат примером для подражания и в точности раскрывают мысли, которые считает нужным передать автор.

Второстепенные же персонажи зачастую наделены множеством малоприятных особенностей. Не стала исключением и «Олеся» — убедиться в этом можно, взглянув на описания побочных действующих лиц:

  • Ярмола — повар и слуга Ивана Тимофеевича. Обладает стандартной, ничем не примечательной внешностью и, подобно другим местным жителям, не отличается особой смекалкой. Помимо прочего, абсолютно не способен к обучению — хотя барин пытается привить ему хоть какие-то основы грамоты, результата это не даёт. К Олесе и её бабушке Ярмола относится недоброжелательно, полагая, что они связаны с нечистью, а потому, заметив благосклонность барина к обитательницам леса, отдаляется от него.
  • Евпсихий Африканович — полицейский урядник местной округи. Крупный мужчина, не отказывающий себе в алкоголе, но при этом регулярно посещающий церковь. Прибывает в лесные угодья, чтобы выгнать Мануйлиху с внучкой из их невзрачного жилища, однако соблазняется взяткой, предложенной Иваном, и соглашается оставить женщин в покое.

В большинстве своём герои «Олеси» Куприна выглядят живыми, естественными людьми, которые вполне могли бы существовать и в реальной жизни.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. «Паныч» добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

Сочинение

Тема любви — основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на «смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз — причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь — это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Тема любви — основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична.

А.И.Куприн уделил особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. Автор восхищается чистотой их чувства, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводя героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Куприн точно передаст внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам он быстро успокаивается.

Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплотил свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основные мотивы ее поступков — эмоции.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость и противоречие. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Любовь — это презрение к страданиям и даже к смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь Избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
Олеся – главная героиня произведения А. И. Куприна «Олеся». Писатель изобразил её как естественную, загадочную, словно бы сошедшую со страниц сказки девушку-колдунью.

Внешне девушка описана как очень красивая высокая темноглазая брюнетка в возрасте двадцати четырёх лет. Оригинальная красота лица, густые темные волосы, красивые руки, пусть и загрубевшие от работы, стройное и сильное тело, свежий и звонкий голос, изящность и благородство манер выгодно отличали её от остальных деревенских девушек.

Алена, или, как её называли, Олеся, выросла со своей бабушкой Майнулихой, которую вместе с внучкой изгнали жители деревни из-за подозрений в колдовстве. Жизнь в лесу вдали от общества и в единении с природой коренным образом определила её характер. Такая жизнь стала раем для девушки, который она никогда не променяла бы на город.

Олеся умна, смела и независима. Она могла в любой ситуации постоять за себя, ничего не боялась, имела широчайший кругозор, несмотря на отсутствие образования. Девушка сочетала в себе такие качества, как любознательность, самобытность, гордость, самоуверенность и тактичность.

С появлением Ивана Тимофеевича Олеся узнала, что такое настоящая любовь. С самого начала общения девушка поняла, что отношения с молодым барином не обернутся для неё добром, но все же она полюбила его всем сердцем и полностью отдалась своим чувствами.

Ради любимого человека она выполнила его просьбу посетить церковь, хоть девушка и не любила бывать на людях. В деревне Олесю, как и её бабушку, считали ведьмой, поэтому посещение церкви имело печальные последствия. Невежественность и враждебность людей обернулась нападением на девушку, из-за чего впоследствии ей и пришлось покинуть её место жительства.

Весь образ девушки показал читателю её нравственную чистоту, естественность и возвышенность, противопоставляя её благородный характер ханжеству и злобе обитателей деревни.

Характер

Олеся растет спортивной и независимой девочкой. Олеся обычно больше похожа на отца, а вот характер она наследует от матери. Обладательнице этого имени порой свойственны весьма эксцентричные поступки, вызывающие изумление и испуг у окружающих.

Девушка может неожиданно собраться прыгать с парашютом или покорять горные вершины. Олеся считает, что не стала известной кинозвездой или фотомоделью только потому, что ей не повезло. Проще говоря, самокритика не ее конек. Но это даже помогает ей в жизни – Олеся верит в свои силы и не падает духом от неудач.

В школе Олеся предпочитает общество девочек, не замечая мальчишек, которые частенько влюбляются в стройную и независимую девочку. Обычные подходящие девушке профессии Олесю мало интересуют. Скорее все она себе выберет профессию, в которой женщина – редкость. Возможно, она захочет стать геологом или капитаном дальнего плавания. Спорить с ее выбором не имеет смысла. Просто со временем она прислушается все же к советам близких людей и станет бухгалтером или инженером.

Сочинение на тему Олеся

Олеся является героиней известной повести Куприна Александра Ивановича. Произведение написано в конце девятнадцатого века, когда на замену старой русской жизни приходит технический прогресс.

Главная героиня повести «Олеся» показывается нам верующим человеком. Мы знаем из произведения, что живет она в лесу рядом с деревней. Из этого следует ее воспитание. Она не умеет читать, но очень смышленая. Иван Тимофеевич в дальнейшем разговоре с Олесей сравнивает ее с барышнями, указывая, что она говорит не хуже них. А также, в тексте сказано о том, что она спрашивала его об окружающем мире: явлениях природы, о народах и странах, об устройстве вселенной и известных людях.

Впервые она появляется в тексте, когда герой оказывается в избушке. Он слышит женский голос, который описан звонким, свежим и сильным. Автор дает полное описание внешности, какой видит ее Иван Тимофеевич. Молодая колдунья была не похожа на местных «дивчат», Александр Иванович изображает ее высокой брюнеткой, далее мы узнаем, что ей двадцать четыре года. На этой встрече она была одета в белую рубаху. Герой повести считает, что обаяние ее лица заключается в больших темных глазах и надломленных бровях. Это дает легкое ощущение в ней лукавства, властности и наивности. Она шла рядом с заблудившимся гостем решительно, с капризным видом.

Когда колдунья все-таки провожает гостя, то называет свое имя. Оказывается, что ее настоящее имя Алена, но «по-здешнему – Олеся». К слову, Алена означает «сияющая», «привораживающая», какой, собственно, мы ее встретили. Женщины с таким именем имеют на все собственное мнение. Это подтверждается словами Ивана Тимофеевича о том, что она упрямо опровергала его объяснения. Также, к Алене и Олесе могут обращаться по имени Леся, что является неким мостом. Имя же Олеся близко по значению к «лесная», то есть девушка из леса, какой и представлена наша героиня. Обладательницу этого имени можно назвать однолюбом, она ласковая и испытывает любопытство ко всему.

Конфликтной ситуацией в произведении становится появление Олеси в церкви. Она решилась на этот поступок, несмотря ни на какие запреты. Конторщик описал Ивану Тимофеевичу, что же там произошло. Ее поступок кажется наивным, но с другой стороны она такая же, как и мы. Быть может, ей в первый раз удалось встретить такого человека. После произошедшего она не упрекала его. Героиня считает виновной себя.

Я считаю, что образ Олеси должен быть примером современному читателю. Она по-настоящему искренний человек с чистой душой. И, несмотря на конфликт в деревне, молодая ведьма осталась такой же доброй и великодушной.

Значение имени для девочки

Какие черты характера определяет значение имени Олеся?

Раннее детство:

Олеся характер наследует от матери, а внешностью больше похожа на отца. Но наиболее теплые отношения у нее складываются именно с отцом, В школе старается держаться в компании девочек, а вот мальчики ее не интересуют. Хотя в детстве Олеся часто болеет, внешне производит хорошее впечатление — она стройна, спортивна.

Подросток:

В юные годы Олесе свойственна эксцентричность. Это проявляется в поступках, которые она способна совершить и которые вызывают шоковое состояние у близких людей. Однажды Олеся может сообщить, что уже давно занимается в аэроклубе и наконец-то прыгнула с парашютом. Эксцентричность обладательницы этого имени возьмет верх и при выборе ею своей будущей профессии, Например, перед поступлением в институт она может искать профессию редкую не только для женщин, но и для мужчин. Так, Олеся может заявить, что будет только капитаном дальнего плавания или геологом. Но в конце концов в ней возьмет верх здравый смысл, и она станет инженером или бухгалтером.

Взрослая:

Эта девушка — целеустремленный и терпеливый человек. Мало поддается чужому влиянию, редко доверяет другим людям и во всем полагается на себя, однако часто переоценивает свои силы и способности. Олеся прямолинейна, эксцентрична, оптимистична. Для них характерно стремление быть не такими, как все резко выделяться на фоне окружающих. Это может выражаться по-разному — экстравагантная одежда, редкая профессия. Девушки, названные Олесями, открыты, им не свойствен, но лукавить, кривить душой — они высказывают свое мнение, не задумываясь о последствиях. Это неунывающий человек, из тех, кто готов при неудаче все начать сначала, а не жаловаться на судьбу и оглядываться назад.

Вариант 3

У Куприна имеется огромное количество разных произведений. И, конечно же, есть и такие, которые изучаются ребятами в школе. И вот одно из них под названием «Олеся». Главной героиней стала обычная крестьянка по имени Олеся. И хотя родители всегда называли ее Аленой, но автор по ходу повести называет ее Олесей. Если сравнивать ее с другими девушками, то она является из них самой красивой. Она привыкла всегда и во всем помогать своим родителям и поэтому не боится работы. От постоянно и порой тяжелой работы ее руки стали твердыми и жесткими.

После того как ее родители умерли ее забрала к себе бабушка. Она научила лечить и приготавливать различные настои, примочки и лекарства при помощи трав, которые растут в лесу. Вот туда они постоянно и ходят. Именно поэтому многие жители считают не только бабушку, но и девушку ведьмами. Поскольку Олеся нигде не училась, но с ней любому собеседнику будет не интересно, и она умеет заворожить и расположить к себе. Кроме этого она ни разу не была на вечеринках и светских беседах, но зато у нее с рождения имеется деликатность, вежливость, а также тактичность. И не было ни одной ситуации, из которой девушка не сумела бы выпутаться. Она умела за себя постоять и не дать в обиду. Иногда для того чтобы узнать свою судьбу, а также и то что ее ожидает в будущем девушка прибегает к гаданию на картах. Вот только общаться ей порой бывает не с кем. Из-за того чтобы спасти себя и Олесю, бабушка решила отправиться в лес, где их никто не сможет отыскать и там они будут спокойно жить и никого не нужно будет бояться. Но девушка не переживает поэтому поводу, ей нравится здесь чистый воздух, а также жителей этого леса. Много раз бабушка уговаривала внучку сходить в церковь, но девушка не хочет, потому что думает, что действительно обладает способностями, которыми может обладать не каждый.

И хотя она говорила бабушке о том, что никогда никого не сможет полюбить, но судьба распорядилась по-другому. И вскоре она встретила молодого и очень красивого мужчину по имени Иван. Сначала девушка даже не хотела признаваться в своих чувствах к парню, но сердце уже давно было ему отдано. И только после того как они расстались, то Олеся поняла, что без него жизнь кажется немыслимой. В итоге Иван предлагает ей скрепить их отношения узами брака, но девушка решила пожалеть любимого и для того чтобы он не потерял репутацию отказалась. А для того чтобы было не так больно, да и расставание она не переживет, то решила уйти ночью пока никто не видит. А на столе оставила те самые бусы, которые он недавно ей подарил в знак любви.

Олеся является положительным героем, ведь не смотря на то, что все жители ее ненавидят, но она все равно осталась доброй и отзывчивой.Образ Кормилицы в трагедии Ромео и Джульетта Шекспира

Одним из главных персонажей произведения Шекспира Ромео и Джульетта выступает Кормилица. Это уже немолодая женщина, которая работает в доме синьоров Капулетти и с самого рождения воспитывала их дочь Джульетту.

  • Характеристика и образ Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс
    Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка». Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.
  • Сочинение по картине Перова Голубятник (описание)
    Картина Голубятня, написанная в 1874 году прекрасным художником Василием Григорьевичем Перовым – настоящее произведение русского искусства.
  • «Олеся» Куприн А.И.

    Олеся (Алена) — девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес. О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась с решительным и капризным видом». О. не знакома с цивилизацией, все общественные нормы поведения ей чужды. Девушкой руководят зов свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. О. влюбляется в Ивана Тимофеевича несмотря на то, что увидела все его дурные черты в гаданье. Больше того, она точно знает, что от этой любви ей будет погибель. Но О. понимает, что от судьбы не уйти. Когда после своей болезни Иван Тимофеевич снова навещает девушку, она целует его и спрашивает, любит ли он ее. О. вся отдается своему чувству. Ради любимого она соглашается пойти в церковь, хотя уверена, что ее «род проклят во веки веков», а душа с самого рождения продана дьяволу. В церкви на девушку нападает толпа разъяренных крестьян, которые избивают ее камнями. От боли, а еще больше, от пережитого унижения, девушка заболевает. На следующий день в деревне разразился сильный дождь с крупным градом. Жители решили, что это дело рук молодой ведьмы. О.вместе с бабушкой вынуждена была покинуть свою хату и уйти из этих мест. Своему возлюбленному на память о себе О. оставляет нитку коралловых бус.

Цветовая палитра повести А. И. Куприна «Олеся»

Цель данной статьи — проанализировать психологические свойства цветовых слов в произведении «Олеся» Александра Куприна. Палитра цветообозначений в прозе Куприна необычайно богата и индивидуальна.

Объект моего анализа, цветовые прилагательные, обладают рядом особенностей, которые отличают их синонимию от синонимии других частей речи. Функционирование цветовых определений в текстах прозы А. Куприна имеет ряд особенностей:

1. в синонимические ряды цветовых определений могут быть включены не только прилагательные, но и целые словосочетания;

2. обогащение синонимических рядов цветовых прилагательных может происходить за счет членов других синонимических рядов.

Говоря о колористической наполненности произведений Куприна, необходимо отметить, что Куприн использует только девять цветов (белый, черный, серый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый). Причем предпочтение отдается теплым (красному, желтому) и ахроматическим (белому, серому) цветам (Алексеев, 1962, 5). Редко используются писателем синий и зеленый цвета. Подобное нежелание вводить в тексты произведений эти цвета схоже с одной из форм так называемой „цветовой слепоты” (Алексеев, 1952, 51, 78–80).

Куприну удается добиться иллюзии богатой цветовой гаммы. Происходит это, в частности, за счет обогащения синонимических рядов цветовых определений относительными прилагательными, перешедшими в качественные (на языковом уровне). Однако это не единственное средство обогащения цветового спектра. Неоднократно автор прибегает к использованию метафорических оборотов, выполняющих функцию цветообозначений.

При описании старой бабы Куприн использует прилагательное коричневый, показывая на старость: «Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол»

С помощью прилагательного красный, Куприн показывает свое омерзение к конторщику: «И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы»

Стараясь передать необразованность крестьян, отдает предпочтение черному цвету, при описании Ярмолы — слуги, повара и спутника по охоте: «Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения» Или «Он боком подходил к столу, облокачивался на него локтями, просовывал между своими черными, заскорузлыми, несгибающимися пальцами перо и спрашивал меня, подняв к верху брови», «Его черные глаза следили за мною издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не выказывал ни одним словом»

Образ дома, хаты связан у Куприна белым цветом, цветом чистоты: «Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально… На противоположном конце болота, между деревьями, выглядывали белые стены какой-то хаты»

При появлении Мануйлихи, ириновской ведьмы автор подметил ее внутреннюю холодность, неприветливость: «Все черты бабы- яги, как ее изображает народный эпос, было налицо: худые щеки, втянутые вовнутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». «Коричневое, сморщенное лицо колдуньи собралось в недовольную гримасу» Все эти прилагательные показывает на преклонный возраст колдуньи

Попав в хату Мануйлихи, герой попадает в другой мир: «По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»

История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке глухой деревни. Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.

Могучий порыв весны так властно овладевает героем ещё и потому, что образ девушки, теперь постоянно возникающий перед ним, неотделим от природы: «Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза, чтобы лучше сосредоточиться, и беспрестанно вызывать в своем воображении ее то суровое, то лукавое, сияющее нежной улыбкой лицо, ее молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые елочки». Сияние, блеск, часто встречающиеся в портрете Олеси, придают её образу особую «светоносность» как внешнюю, так и внутреннюю.

Девушку переполняет радость жизни, её движения быстры и легки, цветовая гамма её образа яркая, насыщенная: «Олеся уже накинула на голову красный кашемировый платок и вдруг, подбежав к бабушке, обняла её и звонко поцеловала», «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно-белом, ровном фоне снега». Вспышки волнения очень ясно видны на её лице: «покраснела вдруг она, ещё больше краснея», увидев героя, девушка «вспыхнула густым румянцем». Красный цвет в данном случае выражает символическое значение сильной и жгучей любви, и в народной символике традиционно «красный цвет означает страстное любовное чувство» [10]. Нагнетение красного цвета достигает наивысшего символического предела в пейзажной зарисовке в метафоре «пожар вечерней зари». «Заря — символ молодости, начала жизни» [11]. А. А. Потебня в книге «Слово и миф» о, «любовь есть пожар» [11].

Не только красный цвет способен отразить душевное волнение. Небольшая деталь, подмеченная героем, -пульсирующая «голубая жилка» на виске Олеси, даёт представление о глубокой нежности и трепете их отношений: «и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у нее на виске».

Но были разногласия между влюблёнными, которые касались вопросов веры и колдовства. Олеся доказывает своему возлюбленному реальность своих удивительных способностей. Они придают ей таинственность и очарование и даже наводят на героя «холодный ужас сверхъестественного». При этом в рассказе Олеси, в её внешности цветовые слова приобретают соответствующее значение.

«Если, например, человек должен скоро нехорошей смертью умереть, я этого сейчас у него на лице прочитаю вижу, сидит Яков, а лицо у него мертвое, зеленое. Глаза закрыты, а губы черные».

Цветовые эпитеты «зеленый» и «черный» приобретают значение смерти, так как характеризуют неестественное проявление этих цветов. Особый оттенок приобретают глаза Олеси: «в ее неподвижно остановившихся глазах с расширившимися зрачками отразился какой-то тёмный ужас, какая-то невольная покорность таинственным силам и сверхъестественным знаниям, осенявшим её душу», «глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели». И часто в речи рассказчика присутствуют определения, утратившие конкретное цветовое значение, а характеризующие что-то «неясное, смутное, непонятное» [7]: «тёмные намёки на судьбу», «мрачная покорность таинственному».

При обрисовке внешнего вида Олеси, Куприн использует красный цвет, который является доминирующим в повести. Красный цвет как бы накладывается на другие цвета и, подчиняя их себе, расширяет спектр своих оттенков. Так, в сферу красного цвета вовлекаются желтые тона: появляются определения смугло-розовый, багровый и т. д.

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати- двадцати-пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

«О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у нее на виске»

Красный — цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. «Красная юбка Олеси, слегка колеблемая ветром, еще виднелась на крыльце хаты, выделяясь ярким пятном на ослепительно-белом, ровном фоне снега»

Образ Олеси дополняли птички: «Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки, с красными шейками и черными блестящими глазенками»

Символом нищенской жизни является зеленый обгоревший абажур: «Но-странное дело-в то же время я не переставал видеть на потолке светлый ровный круг, отбрасываемый лампой с зеленым обгоревшим абажуром»

Наступление неожиданной весны на Полесье Ивана Петровича, с ее приходом он ждет чего-то нового, необъяснимого, нов то же время он испытывает поэтическую грусть: «Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли

Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли,- тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов

После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя»

Говоря о способностях Олеси к магии, он использует определение черное искусство: «Действительно, для многого из ее черного искусства я не умел найти объяснения в своей небольшой науке»

В 8 главе идет описание сухого, бесчувственного урядника: Урядник сам правил лошадью, занимая своим чудовищным телом, облеченным в серую шинель щегольского офицерского сукна, оба сиденья Урядник слушал меня с опущенной вниз головой, методически очищая от корешков красную, упругую, ядреную редиску и пережевывая ее с аппетитным хрустением». «Изредка он быстро вскидывал на меня равнодушные, мутные, до смешного маленькие и голубые глаза, но на его красной огромной физиономии я не мог ничего прочесть: ни сочувствия, ни сопротивления»

Наделяя его смешными маленькими и голубыми глазами и красной огромной физиономией. Даже его лошадь, мерин обделен вниманием, обижен на судьбу: «Длинный, худой, шоколадного цвета мерин, с отвислой нижней губой и обиженной мордой, степенной рысцой влек высокую тряскую плетушку, с которой он был соединен при помощи одной лишь оглобли,- другую заменяла толстая веревка»

Олеся разрывается между бабушкой и Иваном Тимофеевичем, следствие ее душевных мук отразились на ее глазах: «Только теперь я заметил, что и сама Олеся похудела за это время и вокруг ее глаз легли голубоватые тени. Я близко вглядывался в ее бледное, закинутое назад лицо, в ее черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами,- и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу»

Иван Тимофеевич с каждым днем все больше и больше убеждался в искренности чувств к Олесе. Но старая Мануйлиха встречала его с такой злобой, что им приходилось встречаться каждый вечер в лесу: «И величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа, украшала нашу безмятежную любовь» Любовь Олеси и героя повести расцветает в драгоценной оправе зелёного бора, простая и глубокая, нежная и чувствительная, как природа. Это любовь «языческая», но стыдливо-целомудренная даже в своих чувственных проявлениях. «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори. Эти росистые, благоухающие ландышами и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни… ни разу ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе. Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью».

Неприязненное отношение и авторскую иронию по отношению к конторщику, Никите Назарычу Мищенку, Куприн показывает с помощью карикатурного образа: «Он был в сером пиджачке с огромными рыжими клетками, в узких брючках василькового цвета и в огненно- красном галстуке, с припомаженным пробором посередине головы, весь благоухающий персидской сиренью. Увидев меня, он вскочил со стула и принялся расшаркиваться, не кланяясь, а как-то ломаясь в пояснице, с улыбкой, обнажавшей бледные десны обеих челюстей»

Примчавшись в дом к Олесе, герой застает ее в лихорадочном состоянии, видит на ее теле последствия самоотверженного, жертвенного поступка: «два огромных синих пятна…резко выделялись на белой нежной коже, длинные красные ссадины изборождали ее лоб, щеки и шею. Темные синяки были на лбу и под глазами». Используя прием контраста белой кожи и синих пятен, автор подчеркивает несовместимость светлого и прекрасного с грубым и жестоким.

Иван Тимофеевич предчувствует близкое расставание, и вновь автор прибегает к психологическому параллелизму. Снова возникает образ «черной тучи»: «полнеба закрыла черная туча с резкими курчавыми краями, но солнце еще светило, склоняясь к западу, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее». Эпитет «черный» приобретает символическое значение, образуя со словами «туча» и «хмара» устойчивый образ, трижды повторяющийся в тексте.

Повесть завершается сценой, вносящей в эту лесную сказку немногие, но значительные штрихи, способствующие созданию удивительного целостного настроения. Герой приходит в покинутую лесную избушку и видит на углу оконной рамы нитку красных бус, намеренно оставленную Олесей. «Хата была пуста. В ней господствовал тот печальный, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда. Кучи сора и тряпок лежали на полу, да в углу стоял деревянный остов кровати…

Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названьем «кораллов», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви». Красный цвет бус всегда будет напоминать герою о страстной и великодушной любви полесской девушки, а также о боли разлуки.

Таким образом, А. И. Куприн, широко используя психологические свойства цветовых слов, сумел создать необыкновенно богатое эмоциональными образами художественное произведение.

Литература:

1. Алексеев С. С., 1952, Цветоведение, Москва.

2. Алексеев С. С., 1962, О цвете и красках, Москва: Искусство.

3. Словарь русского языка: в 4-х томах, 1981, Москва: Русский язык.

4. Рубинштейн С. Л. Психофизическое действие цветов // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Наука, 2000. С. 223–225.

5. Петренко В. Ф. Взаимодействие эмоций и цвета // Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Уч. пособие. Смоленск: Наука, 1997. С. 205–222.

6. Иванов В. В. Восприятие и название цвета // Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Наука, 1998. Т. 1.С. 470–474.

7. Большой энциклопедический словарь: В 2-х томах / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. 764 с.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. 917 с.

9. Слово об Александре Куприне / Сост. Савин о. Пенза: Департамент культуры Пензенской области, 1995. 512 с.

10. Золотницкий Н. Ф. Цвета в легендах и преданиях. Киев: Довира, 1994. 244 с.

11. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 623 с.

12. А. И. Куприн. Избранные сочинения. Том первый. М.: Мир книги, 2000.С. 105–181.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Характеристика и образ Олеси

Олеся – обыкновенная крестьянская девушка в одноимённой повести Куприна. С рождения ей дано имя Алёна, но по ходу повести все зовут её Олесей. Описывается она как красивая, молодая, смугловатая брюнетка, с тёмными глазами. Её неординарный внешний вид сильно отличается от других деревенских девушек. В ней чувствуется сила и здоровье, руки её грубоваты от работы, а голос живой и звонкий. На момент повести Олесе двадцать четыре года.

Живёт Олеся с бабушкой в лесной глуши, в которую им пришлось сбежать из-за постоянных гонений на женщин, которых считали ведьмами по умолчанию. Несмотря на то, что Олеся неграмотна, она умеет заинтересовать собеседника. В общении она проявляет качества настоящих светских дам: вежливость, деликатность, тактичность. Однако общаться Олесе приходится нечасто из-за сложившейся ситуации. В город она выбирается всего раз в год, а всё остальное время проводит в лесу, наблюдая за красотой природы и лесными жителями.

Говоря о характере Олеси, можно точно сказать, что это уверенная в себе, свободолюбивая и независимая девушка, гордая, но без надменности. Она проявляет искренний интерес ко всему, что её окружает. Любит гадать на картах. Она верит, что у неё действительно есть колдовская сила, из-за чего не изъявляет желание посещать церковные службы.

Свободолюбивый характер Олеси не позволяет ей терять голову от любви, но пылкое сердце молодой красавицы одерживает победу над разумом, и она влюбляется в дворянина Ивана Тимофеевича. В первые встречи с ним Олесе и вовсе казалось, что она ничего к нему не чувствует, но стоило расстаться, как она поняла, что встретила свою любовь. После чего она пыталась заглушить это чувство, но было тщетно. Пережив публичное унижение, когда её закидали камнями местные женщины, Олеся решает покинуть это место. Она отказывается стать женой Ивана Тимофеевича, потому что не хочет омрачать его репутацию. Неожиданно для всех и без прощания, Олеся покидает дом, оставив на прощание лишь бусы…

Как персонаж Олеся вызывает светлые чувства. Постоянные гонения, унижения и презрение жителей не очернили её сердца. Даже когда выбор встал между её счастьем и достойной жизнью другого человека, она, как пример истинного человеколюбия, выбрала второй вариант. Своими поступками Олеся доказывает, что если действительно любишь человека, сможешь отпустить его. Куприн показал нам девушку, способную на очень глубокие чувства.

Олеся

Олеся — главная героиня одноименной повести А. И. Куприна, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Её бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют заговаривать раны, исцелять людей, предвидеть будущее, гадать. Иван Тимофеевич, который случайно оказывается в доме «ведьмы», в это упорно верить не хочет. Он пытается найти всему научное объяснение, но не находит. А со временем он всерьез увлекается Олесей.

Внешне, это красивая темноволосая девушка со стройным станом лет двадцати пяти. Но не только внешность Олеси понравилась Ивану. В ней есть какая-то искренность и самобытность. Помимо этого, девушка отличается умом, решительностью, добрым нравом и множеством талантов. Впервые читатель знакомится с ней, когда она входит в дом с почти ручными зябликами. Сразу становится ясно, что она выросла в единении с природой и близка к ней. Судьба Олеси не проста. Познакомившись в Иваном Тимофеевичем, она давно уже знает, что им предначертано, но отказаться от встреч с ним не может. В гадании она увидела и его дурные черты и то, что из-за него сама перенесет величайший позор.

Именно ради него Олеся соглашается пойти в церковь, в которой прихожане считают ее проклятой. Там на девушку нападает толпа разъяренных людей, которые избивают ее камнями. В порыве она пожелала им наплакаться вдоволь, а вечером на деревню обрушился невероятной силы град. От пережитого позора девушка заболела и была вынуждена вместе с бабушкой покинуть Полесье. Больше Иван Тимофеевич ее не видел. На память она ему оставила только нить своих коралловых бус.

Популярные сегодня темы

О. Латунский – один из антигероев романа «Мастер и Маргарита», второстепенный персонаж, не получивший подробного портрета внешности или внутренних качеств. При этом Латунский сыграл важную роль в жизни

Берёза — символ России, напоминающий нам стройную, молодую красавицу. Нежная, словно распустившая длинные волосы девица.

Автор разделил рассказ ровно на две части, которые различаются лицом, от которого ведется повествование, это достаточно нетипичный прием для написания произведения. Так вторая часть написана от лица лирического главного героя

Интернет был задуман как удобное и доступное средство связи. С развитием техники он занял главенствующую роль в жизни людей. Как взрослые, так и дети проводят в сетевых ресурсах

Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

Иван Тимофеевич

Иван Тимофеевич — главный герой и рассказчик повести «Олеся». Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Так, например, он не раз пытался научить грамоте местного парня Ярмолу, с которым вместе иногда ходил на охоту, но все безрезультатно. Все попытки узнать перебродских людей поближе тоже ни к чему не приводили.

Однажды Ярмола рассказал барину, что в лесу близ болот живет настоящая ведьма Мануйлиха. Ивану Тимофеевичу это показалось интересным. Он захотел как можно скорее с ней познакомиться, хотя в душе, ни в какие колдовства не верил. Такой случай ему быстро представился. Вскоре на охоте он заблудился и как раз набрел на хату Мануйлихи. Вид у старушки был и впрямь как у сказочной ведьмы. Гостя она приняла неласково, но за серебряную монету обещала погадать. Как оказалось, у Мануйлихи была и внучка с таким же необычным даром. Звали ее Аленой, но по полесски — Олесей. Девушка была настолько красива и приветлива, что Иван Тимофеевич со дня их знакомства только о ней и думал.

По натуре Иван был человеком добрым, но слабым. Олеся это сразу заметила, но уже ничего поделать не могла. Даже гадания ей предвещали беду от этого человека, так как доброта его была какой-то не хорошей, не сердечной. Да и словам своим и поступкам он не был хозяином. Он быстро оставлял начатое, не доводя до конца. Так, например, желая научить местных крестьян грамотности, он быстро оставил свои попытки, так как они не блистали умом. Чувствуя неотвратимую беду, оттого что Олеся пойдет в церковь, он не сделал никаких попыток предотвратить это. Таким образом, этот герой хоть и был добрым, отзывчивым человеком, но сердце у него было «ленивое».

Несколько интересных сочинений

Весна — прекрасное время года. У неё есть свои яркие краски и своя красивая музыка.

Человек на протяжении всей своей жизни практически всегда, о чем-либо думает или мечтает. В своих мечтах строит планы на будущее и настоящее. В мечтах некоторые люди составляют план для достижения данной мечты в реальность

Написанию пьесы «Гроза» предшествовала экспедиция по Волге с целью изучения быта местного населения. Островский принял в ней участие.

Тема Петербурга отражалась явно во многих произведениях русских писателей, которым не были безразличны красоты сего города. Период, когда творцы стали обращаться к этому городу, начал восприниматься и как нечто новое

Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту

Мануйлиха

Мануйлиха — старая ведьма из повести А. И. Куприна «Олеся», бабушка Алены (Олеси). Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее. Внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса. У нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый рот, холодные глаза и взгляд зловещей птицы. По натуре она была недружелюбной и ворчливой. Когда у нее в хате впервые появился Иван Тимофеевич, она была ему не рада. Да и впоследствии она всегда принимала его холодно и неласково.

У Мануйлихи была красавица-внучка Олеся. В отличие от нее, она всегда была рада гостям и отличалась приветливым нравом. Несколько лет тому назад Мануйлиху с девочкой выгнали из деревни, поэтому они жили теперь в лесу, на болотах. По слухам, она попросила у одной женщины денег, но та ей отказала. В ответ старуха пробормотала какое-то проклятье, и у этой женщины умерло дитя. Подозрение сразу же пало на Мануйлиху, за что и прогнали их с Олесей подальше от людей. Говорили также, что они обе боятся ходить в церковь. Однако, как оказалось в финале повести, именно перебродские крестьяне вели себя так, что женщины боялись там показаться.

История написания и жанр

Рассказанная в произведении история появилась совсем неслучайно. Однажды писатель гостил у знакомого помещика по имени Иван Порошин в Полесье.

Хозяин дома рассказал Александру Ивановичу о своих близких отношениях с колдуньей. Дополненная художественным вымыслом история и стала основой повести «Олеся».

Впервые произведение Куприна было опубликовано в 1898 году в издании «Киевлянин» с подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни». Это подчеркнуло реальность происходящих событий.

Период творческой деятельности Александра Куприна выпал на рубеж XIX—XX вв. В это время постепенно возникали сравнения между несколькими направлениями — реализмом и модернизмом. Последний только набирал популярность. Автор придерживался реалистичности в своих произведениях, поэтому «Олесю» можно отнести к этой категории.

«Олеся» написана в жанре повести, ведь в ней преимущественно хроникальный сюжет, раскрывающий естественный ход жизни. Читатель вместе с героями проживает все происходящие события.

Ярмола

Ярмола — один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся», слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя Ивана Тимофеевича. Он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей работы. С Ярмолой Иван Тимофеевич ходит на охоту, чтобы как-то разнообразить свой досуг, так как книжки давно иссякли, а все остальные жители Полесья не отличались общительностью. Вообще местные крестьяне быстро разочаровали Ивана Тимофеевича своей ограниченностью и замкнутостью.

Он так и не услышал от них ничего интересного, кроме одного факта. Ярмола ему как-то рассказал, что в лесу живет настоящая колдунья по имени Мануйлиха. Он сразу же захотел познакомиться с ней, хотя ни в какие колдовства не верил. Со временем Иван Тимофеевич стал частым гостем в хате Мануйлихи, так как ему нравилась Олеся — внучка колдуньи. Ярмола этого не одобрял и даже порицал его общение с обеими «ведьмами». Он также, как и все жители деревни считал, что они водятся с нечистью Однако ни он, ни другие крестьяне не додумались узнать поближе этих женщин и отнестись к ним по-человечески. Олеся и ее бабушка, на самом деле, обладали сверхъестественными способностями, но это касалось только того, чтобы исцелять раны и предвидеть будущее.

Характеристика Олеси

Не легка была судьба этой девушки. Чтобы понять её, нужно оглянуться в прошлое. С малых лет Олеся кочевала с одного места на другое, ловила на себе косые взгляды и пугалась злобной брани соседей. Слава приспешницы Сатаны всюду преследовала героиню, очерняя её невинный образ в глазах окружающих. Клеймо «ведьмы» обрекло Олесю на отдельное от общества существование. Она росла и воспитывалась самой матушкой природой и, конечно, её главной почитательницей ворчливой бабкой Мануйлихой, которая так и не научила ее читать. Последнее пристанище всюду гонимых героинь худая землянка на болотах Полесья близ небольшой деревеньки Переброд.

Олесе не приходилось переступать порога церкви, и она была уверена, что к её магическим способностям Бог не имеет никакого отношения (Олеся реально верила, что он колдунья и нечистый дал ей силы). Враждебный настрой крестьян со всех округ закалил характер героини, она стала неуязвима для чужих укоров и необычайно крепка духом. Годам к двадцати Олеся расцвела в очаровательное создание. Чарующие своей глубиной чёрные глаза молодой колдуньи смотрят на мир с вызовом и без капельки страха, в них читаются хитринка, смекалка и остроумие. Пусть Олеся не умеет читать книг, в неё с детства заложена мудрость природных сил. А вера в потустороннее, в магию и волшебство, как особая перчинка, придаёт этой «лесной деве» невероятный шарм и притягательность.

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник – Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично – невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности – разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси – в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа – нет.

  • С помощью какого приема бунин в рассказе чистый понедельник создает эффект присутствия
  • С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об этих памятниках культуры
  • С помощью взрослых напишите небольшой рассказ примерно 10 предложений на тему экология моего района
  • С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте названных ниже животных героев сказок и басен
  • С помощью географической таблицы составьте рассказ о формировании основных форм рельефа нашей страны