Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.
Ход урока:
- Организационный момент.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
— Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
— Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?
II. Проверка домашнего задании.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».
III. Речевая разминка.( слайд 2)
а)Дети проговаривают чистоговорки:
— ма-ма-ма – пришла снежная зима,
– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,
– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,
– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
б) Проговорите скороговорку (слайд 3)
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
— Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.
IV. Постановка целей урока.
— Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
— Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
V. Определение темы урока.
-Откройте учебник на странице 203.
-Определите тему урока.
-Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
— Кто автор произведения?
Какие произведения С. Михалкова вы помните?( слайд 4-6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», — также принадлежит Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.
VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
-Читайте целыми словами: (слайд
Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
— Какие это слова?(однокоренные)
VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания
1 часть
- Где жила ёлочка?
- Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
- Были ли у неё друзья?
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
2 часть
- Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
- О чем рассказала сорока?
- Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
- Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
- Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
3 часть
- О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
- Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
- Для чего срубают ёлки под новый год?
- Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
- Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
- Что нужно сделать, чтобы росли елки?
4 часть
- Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
- Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
- Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет, достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м.)
VIII. Физ. минутка.
Елочка
У маленьких детишек
Елочка большая.
Огнями и шарами
Елочка сверкает.
Ай да елочка!
Погляди, погляди!
Деткам, елочка,
Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)
Не коли нас, елочка,
Веточкой лохматой.
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
IX.Беседа после чтения
— Понравилось произведение?
— Выразите своё мнение о произведении одним словом.
— Докажите, что это сказка.
— Почему автор назвал эту сказку былью?
— Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?
— Что произошло с Ёлочкой дальше?
— Что с ней случилось, когда она очнулась?
— Что вам особенно понравилось в этой истории?
— Какова основная мысль сказки?
— От чьего лица ведётся рассказ?
— Чему учит это произведение?
— Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?
— Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
Работа с картинным планом.( слайд 9)
-Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку
-На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
- Добро помни, а зло забывай.
- За всякое дело берись умело
- Все хорошо, что хорошо кончается.
— С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!…
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
— Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Закрепление изученного. Тест. ( слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
- Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
- Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
- С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
- Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
- В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
- Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.
- Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
— Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
XI. Рефлексия.
— Что у вас особенно получилось на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Где пригодятся знания, полученные на уроке?
XII. Подведение итогов урока.
— Какое произведение читали на уроке?
— Что хотел донести до нас С.Михалков?
— О чём должен помнить каждый человек на планете?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.
Приблизительное время чтения: 8 мин.
На первый взгляд это вполне обычная детская книжка — на обложке читатель сразу цепляется взглядом за знакомые имена «С. Маршак, С. Михалков, Э. Успенский и другие».
А еще глаз зацепится за бренд «Книжка за книжкой» — это, если кто не застал, известнейшая серия издательства «Малыш», существовавшего с 1963 по 1998 годы, а в 1999 году вошедшего в холдинг АСТ на правах отдельной детской редакции. Не только поколение современных родителей, но и современных дедушек и бабушек открывали для себя мир чтения именно через книги этой серии. Потом ее долго не было, и вот — возродилась.
Под обложкой — все привычно: про зиму, Новый Год, санки, горки, снеговиков, Деда Мороза и так далее. Короткие рассказы и сказки перемежаются стихами (от седой классики вроде «В лесу родилась елочка» до совершенно никому неизвестных). Иллюстрации (выполненные разными художниками) в массе своей добротны, это ручная работа, а не сделанная на коленке компьютерная графика — что, увы, не редкость в современных детских книжках.
А еще на обложке написано: секрет внутри. Только секрет нигде не раскрывается, и это может показаться издательским ляпом. На самом деле так специально задумано. Секрет — в этих «и других», чьи произведения соседствуют с Самуилом Маршаком, Сергеем Михалковым, Ириной Токмаковой, Сашей Черным, Эдуардом Успенским. Имена «и других» ничего не скажут читателю, потому что «и другие» — это дети в возрасте 9-13 лет.
М.: АСТ, 2017 — 162 с., ил. (серия «Книжка за книжкой»)
Но не случайные дети, а ребята из литературной студии при московской городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара. Руководит студией писатель, поэт и драматург Лев Яковлев, а также в ее работе участвую и я. Идея книжки, в которой авторы-дети будут соседствовать с маститыми классиками, принадлежит Яковлеву, он же стал и ее составителем. Издательство АСТ не сразу согласилось на этот рискованный эксперимент — который, хочется верить, окажется успешным.
Зачем нужна такая секретность? Во-первых, это нужно юным авторам — чтобы их произведения оценивали по-взрослому, без скидок на возраст. Пусть читатель видит сказку некой М. Умановской и думает, будто это взрослая тетенька. Зачем ему знать, что М. Умановской девять лет? Разве от этого знания прочитанная сказка станет для него лучше или хуже? Иначе говоря, пускай дети привыкают к оценке по «гамбургскому счету».
Во-вторых, это нужно для читателя — чтобы тот не настраивался заранее на добродушно-снисходительную волну. Мол, куда им, детишкам, против Успенского и Маршака, но для своего возраста весьма неплохо… Нет, пускай и читатель оценивает только качество текста.
Впрочем, предполагается, что основной читатель этой книжки — ребенок, сверстник наших «и других». Вот тем более интересно, как он оценит творчество детей, не зная, что это дети. Как их сказки и стихи покажутся ему на фоне классиков?
Рискну предположить, что ребята ничуть не проиграют — потому что они выплескивают на бумагу то, что живет в них, они в своем творчестве ни перед кем не приседают на корточки, не пытаются играть с маленьким читателем или воспитывать его. Поэтому их тексты зачастую куда искреннее, нежели у взрослых авторов, заслуженно увенчанных лаврами.
Дети пишут всерьез — даже на такую, казалось бы, веселую и несерьезную тему, как зимние развлечения и новогодний праздник. Вот, к примеру, сказка Данилы Симонова «Братья Снежкины» — пронзительная история о доверии, предательстве, раскаянии и прощении. Вот исполненная иронии и самоиронии сказка Ильи Еремина «Новый Старый год», где юный автор всерьез размышляет над тем, какое добро лучше — «воспитательное» или потакающее человеческим слабостям. Вот крошечное, в четыре строки, стихотворение Кости Прозорова, где звучит философская мысль: радость лишь тогда становится радостью, когда случается на фоне трудностей, а там, где все хорошо и легко, настоящий праздник невозможен. Вот сказка Вани Пронина «Шатун» — о том, как можно в этом неидеальном, несовершенном мире решать проблемы, поначалу кажущиеся неразрешимыми. И так можно писать о каждом юном авторе, дежурно-веселых поверхностных текстов здесь нет.
Честно скажу: не знаю, что дальше будет с этими детьми, продолжат ли они, когда подрастут, писать, и если да, во что превратится их творчество. Я занимаюсь с литературно одаренными школьниками более двадцати лет и вижу, как часто «…начинания, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия», как часто талантливые дети, входя в подростковый или юношеский возраст, перестают писать, переключаются на что-то другое, более им важное. И все-таки каждый раз, видя очередное юное дарование, я верю, что уж вот этот-то огонь не погаснет. И так действительно бывает — нечасто, но бывает.
И может быть, кто-то из наших «и других» спустя десятки лет превратится в тех самых именитых и маститых, по соседству с которыми появятся новые «и другие» — столь же яркие, искренние и честные, какими они были в далеком 2017 году.
Виталий Каплан
Из «Зимних сказок»
Данила Симонов, 12 лет
Братья Снежкины
Жил на свете мальчик. И звали его Женькой. Женькой Снежкиным. И была у него мечта слепить снеговика.
Однажды в конце января (Женька был в четвёртом классе) он его слепил. И получилось довольно хорошо.
На следующий день идёт Женька из школы и видит, что снеговика-то нет. Он повесил нос и поплёлся домой. А когда подходил к дому, услышал: «Привет, Женя!» Нехотя поднял голову и увидел своего снеговика! Обрадовался, набрал код и запустил его в подъезд.
— А ты не растаешь? — спросил он.
— Не-а, — ответил снеговик.
Женька дал ему имя и фамилию. Теперь он был не просто снеговик, а Николай Снежкин. Жили они день, жили неделю, жили месяц, жили много месяцев…
Но Женька перешёл в пятый класс и стал взрослым. И постепенно стал забывать о Николае Снежкине.
31 декабря Женька проснулся оттого, что на него что-то капало. Открыл глаза и видит — снеговик тихонько плачет. Женька прикрикнул на Николая: «Отойди от кровати и не мешай спать!»
— Ладно, Женя, я больше никогда не буду тебя тревожить, — ответил Николай.
И растаял.
Женька вскочил с кровати. Перелил в кастрюлю воду, которая натекла от снеговика, и побежал на мороз в одной пижаме. За минуту вода превратилась в лёд. Женька быстро слепил нового снеговика, но тот не оживал, слепил второго, третьего… Но все они не оживали.
И Женька понял, что Колю не вернуть.
Вдруг кто-то прикоснулся к его плечу. Позади стоял мальчик лет восьми:
— Я вижу, ты лепишь снеговиков, давай я тебе помогу?
Женька стоял в стороне и смотрел, как мальчик делает снеговика. И вспомнил, как он сам был маленьким. И как лепил Николая. А мальчик удивлялся, что Женька плачет и не лепит с ним.
И вот снеговик готов.
— Осталось его оживить, — сказал Женька.
Мальчик коснулся снеговика, и тот зашевелился. Женька улыбнулся, а мальчик это заметил и тоже улыбнулся.
— Только в детстве можно слепить снеговика, чтобы он ожил, — сказал Женька.
— Хочешь, он будет твой? А я себе ещё слеплю, — сказал мальчик.
Женька посмотрел на снеговика, а потом на мальчика…
Но его уже не было.
Илья Ерёмин, 11 лет
Новый Старый год
Однажды на Новый год к нам пришёл старый Дед Мороз. Оказывается, мы уже почти сто лет живём по григорианскому календарю или новому стилю, а раньше был другой — юлианский. Мало того что календари отличаются, так и Деды Морозы тоже отличаются. И вот недавно из-за всплеска на солнце произошёл временной сбой и к нам в дверь позвонил лохматый не очень ухоженный, скорее очень запущенный, Дед Мороз.
Я ждал в гости Егора, моего друга, поэтому дверь открыл не глядя и… пришлось звать папу. Долго объяснялись, но выяснили, что гость наш — самый настоящий Дед Мороз. И пришёл он по нашему адресу поздравлять девочку Таню (мы не сразу сообразили, что мою прабабушку), а в подарок ей полагалось жестяное ведро.
Моя прабабушка не очень-то любила помогать своей бабушке на огороде, это и понятно: летом в деревне есть дела и поинтереснее. Именно поэтому старый Дед Мороз принёс ведро, мол, надо же воду носить.
И тут нам всем стало ясно, почему после революции календарь поменяли! Старый Дед Мороз был воспитательный, а новый Дед Мороз стал благожелательный — очень уж хотел угодить. Так люди и испортились, перестали работать над своими недостатками.
Честно говоря, я не очень разобрался, какой мне Дед Мороз нужен. Ведь я-то, например, загадал в подарок новый телефон, а не гантели.
Костя Прозоров, 12 лет
***
Зима — это холод и вьюги,
Гораздо теплее на юге!
Зима — это праздник и снег,
На юге этого нет!
Ваня Пронин, 10 лет
Шатун
Жил-был ёжик в лесу. И, как все ёжики, зимой он залезал в норку и засыпал.
Зима была в самом разгаре, январь или февраль. Точно не известно. Много снега и мороз сильный и трескучий. Ёжик, который заснул, как все ёжики, вдруг проснулся.
Очень хотелось кушать этому ёжику. Он облазил все закоулки в норке, но ничего съедобного не нашёл, высунул мордочку наружу и понял, что в лесу очень холодно.
Делать было нечего. Вылез ёжик и побежал, чтобы где-нибудь перекусить. Но кроме сугробов и голых деревьев, в лесу ничего не было. Ёжик уже собрался проститься с жизнью, как перед ним появился тощий заяц.
— Проблемы? — спросил заяц.
— Есть хочу, — ответил ёжик.
— Ты что, шатун?
— Сам ты шатун, я — ёжик лесной.
— А помнишь, у нас в том году шатун завёлся? Местный медведь. Не доел осенью, так же, как ты, проснулся зимой и давай всех доставать. Все с синяками потом ходили, от уток до лосей. Пока мы вместе не собрались и не решили за его правильным питанием следить. Теперь медведя весь лес кормит. Он уже из берлоги вылезти не может, жирный стал, как тюлень, и ленивый, только и знай, что орёт: «Есть хочу!!!» Зимой правда спит.
— А ты чем занимаешься? — спросил ёжик зайца.
— Я тут информацией занимаюсь, всем про всё рассказываю.
— Болтун, что ли?
— Сам ты болтун. Я — журналист. Могу рассказать всё, что в лесу происходит. Ладно, пойдём со мной. Я всё устрою. Медведь всё равно спит, а запасов там навалом. Поешь у него, а потом рядом с ним приляжешь, до весны поспишь. Медведь уже всё равно ни на что не реагирует.
И пошли ёжик с зайцем к Потапычу.
Аня Остроумова, 12 лет
***
Вот ледянка, вот ледянка,
Вот ледянка красная!
К ней привязана скакалка,
А скакалка жёлтая!
На ледянке едет Ленка,
От мороза синяя!
Ленка едет, я — лошадка,
Вся попона в инее!
Тест по сказке С.Михалкова «ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ»
1. Где происходили события, описанные в этой сказке?
o в деревне
o в большом городе +
o в маленьком городке
2. На чем улетел Малыш от мамы?
o на самолете
o на Бумажном змее +
o на воздушном шаре
3. Кто такие Репка и Турнепка?
o Два друга
o Близнецы+
o Одноклассники
4. В какой цвет Репка и Турнепка выкрасили своего кота?
o ультрамарин +
o фиолетовый
o серебристый
5. Где собрались в полночь все взрослые?
o на площади имени Отважного Путешественника +
o на улице имени Веселого Проказника
o на проспекте имени Печального Странника
6. Сколько детей было у доктора Ухогорлоноса?
o 5
o 8
o 13+
7. Сколько раз пробили часы на городской башне, когда в городе не осталось ни одного взрослого?
o два раза +
o три раза
o четыре раза
8. Что было написано на школьной доске?
o «Ура! Каникулы!»
o «Ура! Все уроки отменяются!»
o «12 сентября. Классная работа»
9. Какое прозвище было у одного из детей доктора Ухогорлоноса?
o Рогатка
o Автоматик
o Пистолетик +
10. В какой кондитерской дети пировали, уничтожая запасы мороженого?
o «Лакомка»
o «Сластена»
o «Сладкоежка» +
11. Сколько порций мороженого съел Репка?
o 10 +
o 20
o 30
12. Первый день Праздника Непослушания состоялся в…
o субботу
o воскресенье
o понедельник +
13. Из чего была сделана трибуна, на которой выступал Таракан?
o Из бочки +
o Из коробок
o Из ящиков
14. Из взрослых в городе остался один лилипут по фамилии…
o Фантик +
o Фунтик
o Фентик
15. Где работал лилипут?
o В кондитерской
o В цирке +
o В зоопарке
16. С кем познакомился лилипутик на улице города?
o С девочкой Косточкой +
o С мальчиком Костей
o Ни с кем не знакомился
17. Отчего валил дым из окна квартиры доктора Ухогорлоноса?
o Там разожгли костёр
o Там забыли выключить чайник
o Там курили мальчики +
18. Как звали учителя географии?
o Глобус +
o Колумб
o Компас
19. Где решил отдохнуть Бумажный Змей, после того, как принёс Малыша на площадь города?
o На дереве
o В квартире
o На крыше дома +
20. О чём попросил Фантик Змея?
o Отнести Малыша домой
o Отыскать родителей и передать им письмо +
o Погостить несколько дней
21. Какую весть принёс Змей?
o Родители возвращаются +
o Родители не вернутся
o Он не нашёл родителей
22. Для чего Пистолетик со своей командой вооружились пожарными шлангами?
o Тушили пожар
o Смывали рисунки со стен домов, витрин и заборов +
o Поливали клумбы
23. Сколько длился Праздник Непослушания?
o три дня +
o четыре дня
o пять
Тест по сказке С.Михалкова «ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ»
1. Где происходили события, описанные в этой сказке?
o в деревне
o в большом городе
o в маленьком городке
2. На чем улетел Малыш от мамы?
o на самолете
o на Бумажном змее
o на воздушном шаре
3. Кто такие Репка и Турнепка?
o Два друга
o Близнецы
o Одноклассники
4. В какой цвет Репка и Турнепка выкрасили своего кота?
o ультрамарин
o фиолетовый
o серебристый
5. Где собрались в полночь все взрослые?
o на площади имени Отважного Путешественника
o на улице имени Веселого Проказника
o на проспекте имени Печального Странника
6. Сколько детей было у доктора Ухогорлоноса?
o 5
o 8
o 13
7. Сколько раз пробили часы на городской башне, когда в городе не осталось ни одного взрослого?
o два раза
o три раза
o четыре раза
8. Что было написано на школьной доске?
o «Ура! Каникулы!»
o «Ура! Все уроки отменяются!»
o «12 сентября. Классная работа»
9. Какое прозвище было у одного из детей доктора Ухогорлоноса?
o Рогатка
o Автоматик
o Пистолетик
10. В какой кондитерской дети пировали, уничтожая запасы мороженого?
o «Лакомка»
o «Сластена»
o «Сладкоежка»
11. Сколько порций мороженого съел Репка?
o 10
o 20
o 30
12. Первый день Праздника Непослушания состоялся в…
o субботу
o воскресенье
o понедельник
13. Из чего была сделана трибуна, на которой выступал Таракан?
o Из бочки
o Из коробок
o Из ящиков
14. Из взрослых в городе остался один лилипут по фамилии…
o Фантик
o Фунтик
o Фентик
15. Где работал лилипут?
o В кондитерской
o В цирке
o В зоопарке
16. С кем познакомился лилипутик на улице города?
o С девочкой Косточкой
o С мальчиком Костей
o Ни с кем не знакомился
17. Отчего валил дым из окна квартиры доктора Ухогорлоноса?
o Там разожгли костёр
o Там забыли выключить чайник
o Там курили мальчики
18. Как звали учителя географии?
o Глобус
o Колумб
o Компас
19. Где решил отдохнуть Бумажный Змей, после того, как принёс Малыша на площадь города?
o На дереве
o В квартире
o На крыше дома
20. О чём попросил Фантик Змея?
o Отнести Малыша домой
o Отыскать родителей и передать им письмо
o Погостить несколько дней
21. Какую весть принёс Змей?
o Родители возвращаются
o Родители не вернутся
o Он не нашёл родителей
22. Для чего Пистолетик со своей командой вооружились пожарными шлангами?
o Тушили пожар
o Смывали рисунки со стен домов, витрин и заборов
o Поливали клумбы
23. Сколько длился Праздник Непослушания?
o три дня
o четыре дня
o пять
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению»С.Михалков «Новогодняя быль».»(2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Тест
1.Что решили сделать братья Морозы?
а) поиграть; б) порезвиться; в) позабавиться.
2.Богатый купец ехал:
а)с колокольчиками; б)с бубенчиками; в)со звоночками.
3.За кем побежал младший брат, Мороз — Красный нос?
а) за рыбаком; б) за охотником; в) за дровосеком.
4.Какая у купца была шуба?
а) медвежья; б) лисья; в) волчья.
5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а) кнутом; б) поленом; в) палкой.
6.Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?
а) печка; б) костер; в) топор. -
2 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
Новый год -
3 слайд
Описание слайда:
Мягко светятся иголки.
Хвойный дух идет от…
Ветви слабо шелестят.
Бусы яркие…
И качаются игрушки
Флаги, звездочки,…ёлки
блестят
хлопушки
-
4 слайд
Описание слайда:
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая…звезда
-
5 слайд
Описание слайда:
Пр д Прочитайте название сказки
НWОQВVОYГWОZДНYЯЯ
БZЫWGЛЬ
Как вы думаете, о чем это произведение? -
6 слайд
Описание слайда:
С. Михалков «Новогодняя быль»
-
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Работа в гр. Работа по теме урока. (Учитель читает сказку.)
Почему автор назвал эту сказку былью?
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
Что вам понравилось в этой истории?
От чьего лица ведется
рассказ? -
11 слайд
Описание слайда:
Физкультминутка
Раз, два — стоит ракета,
Три, четыре — самолет.
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. -
12 слайд
Описание слайда:
Закрепление изученного.
— Где происходят события?
— Где жила Елочка?
— Прочитайте описание Елочки.
— Были ли у нее друзья?
— Как жилось Елочке одной в лесу?
— Что заставило Елочку забеспокоиться?
— Какие чувства возникли у Елочки? Представьте себя в такой ситуации.
— Что произошло с Елочкой дальше?
— Что с ней случилось, когда она Очнулась?
— Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
— Какой характер был у Елочки? -
13 слайд
Описание слайда:
Эту же историю С. Михалков записал в стихах
В снегу стояла елочка —
Зелененькая челочка.
Смолистая, Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! —
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена… -
14 слайд
Описание слайда:
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх-
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника! — -
15 слайд
Описание слайда:
Какой вариант истории вам больше понравился?
-
16 слайд
Описание слайда:
Тест
1.Кто автор сказки?
а)С. Маршак; б) С. Михалков; в) Н. Сладков.
2.Недалеко от чего росла Елочка?
а)от леса; б) от города; в) от дома лесничего.
3.С кем она однажды познакомилась?
а)с зайцем, б) с лисой;
в) с волком. -
17 слайд
Описание слайда:
4.Кто рассказал Елочке про Новый год?
а) ворона; б) сорока; в) сова.
5.В страхе и беспокойстве Елочка прожила:
а) весну и лето; б) лето и осень, в) осень и зиму.
6.Когда нашли Елочку?
а) 30 декабря; б) 31 декабря; в) 1 января.
7.Елочку:
а)срубили; б) нарядили;
в)срубили и нарядили. -
18 слайд
-
19 слайд
-
20 слайд
Описание слайда:
Рефлексия
Что вы узнали на уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось? -
21 слайд
Описание слайда:
Подведение итогов урока
Какое произведение мы читали на уроке?
Кто его автор?
Как была украшена Елочка? -
22 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Проверка домашнего задания. Соотнесите по смыслу пословицы и сказки (с. 202, задание 5). 3.Речевая разминка. Прочитайте стихотворение Елены Благининой, вставив пропущенные слова. Елка Есть одна игра для вас: Я начну стихи сейчас . Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте. На дворе снежок идет, Скоро праздник… (Новый год). Мягко светятся иголки. Хвойный дух идет от… (елки). Ветви слабо шелестят. Бусы яркие… (блестят). И качаются игрушки – Флаги, звездочки,… (хлопушки). И верхушку украшая, Там сияет, как всегда, Очень яркая, большая, Пятикрылая… (звезда). -Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. — Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. — Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос. — Начните читать громко и постепенно переходите на шепот. — Прочитайте стихотворение с разной интонацией. 4.Постановка целей урока — Скоро наступит Новый год. А почему вы так любите этот праздник? (Примерный ответ. Это волшебный праздник, все загадывают желания, отправляют письма Деду Морозу, наряжают елку, водят хороводы. Кругом сказочно красиво.) — Сегодня мы прочитаем новогоднюю сказку, которую напи сал С. Михалков (с. 203-207). Прочитайте ее название. -Как вы думаете, о чем это произведение? 5.Работа по теме урока. (Учитель читает сказку.) — Почему автор назвал эту сказку былью? — Что в этой сказке реально, а что вымышлено? — Что вам понравилось в этой истории? (Ответы детей.) — От чьего лица ведется рассказ? (От автора.) 6.Физкультминутка Елочка У маленьких детишек Елочка большая. Огнями и шарами Елочка сверкает. Ай да елочка! Погляди, погляди! Деткам, елочка, Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.) Не коли нас, елочка, Веточкой лохматой. Убери иголочки Дальше от ребяток. 7.Закрепление изученного. Выборочное чтение и обсуждение — Где происходят события? — Где жила Елочка? — Прочитайте описание Елочки. — Были ли у нее друзья? — Как жилось Елочке одной в лесу? — Что заставило Елочку забеспокоиться? (Сорока рассказала ей, что под Новый год ее срубят.) — Какие чувства возникли у Елочки? Представьте себя в такой ситуации. — Что произошло с Елочкой дальше? — Что с ней случилось, когда она Очнулась? — Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему? — Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, вежливая, воспитанная.) — Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах? Вот что у него получилось. В снегу стояла елочка — Зелененькая челочка. Смолистая, Здоровая, Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить ее! — Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена… И только поздно вечером Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда-то страх- Фонарики стеклянные Горят в ее ветвях. Сверкают украшения – Какой нарядный вид! При этом, без сомнения, Она в лесу стоит. Несрубленная! Целая! Красива и крепка!.. Кто спас, кто разодел ее? Сынишка лесника! — — Какой вариант истории вам больше понравился? Тест 1.Кто автор сказки? а)С. Маршак; б) С. Михалков; в) Н. Сладков. 2.Недалеко от чего росла Елочка? а)от леса; б) от города; в) от дома лесничего. 3.С кем она однажды познакомилась? а)с зайцем, б) с лисой; в)с волком. 4.Кто рассказал Елочке про Новый год? а)ворона; б)сорока; в) сова. 5.В страхе и беспокойстве Елочка прожила: а)весну и лето; б) лето и осень, в) осень и зиму. 6.Когда нашли Елочку? а) 30 декабря; б) 31 декабря; в) 1 января. 6.Елочку: а)срубили;б) нарядили;в)срубили и нарядили.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Новогодняя быль. С. Михалков
Похожие материалы
-
Статья: «Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательской грамотности учащихся».
-
Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Сказка «Два Мороза».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин торжествуя…».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»»(2 класс)
-
Презентация к уроку литературного чтения «А.С.Пушкин стихотворения Няне, Туча, Унылая пора»
-
Презентация по литературному чтению»Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»Стихи о первом снеге И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким.»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»Люблю природу русскую. Зима.»(2 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5459515 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»